Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональное становление психолога-практика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует иметь в виду, что не все психологи ведут себя вышеописанным образом. Однако такое поведение типично. Несмотря на негативистские настроения, уже сам факт достижения психотерапевтом этой стадии является успехом. На этой стадии супервизируемый более взвешен в оценках качества супервизии и порой считает, что он лучше знает, как решить возникшую в отношениях с клиентом проблему. На этой стадии… Читать ещё >

Профессиональное становление психолога-практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как же происходит становление практического психолога и какие качества способствуют формированию психолога-консультанта или психотерапевта? Анализ ряда зарубежных публикаций позволил И. Ю. Хамитовой[1] описать следующие основные стадии профессионального становления психологов-консультантов и психотерапевтов и обретения ими профессиональной идентичности. Веру в свои терапевтические возможности психолог обретает постепенно, шаг за шагом, проходя через периоды серьезных сомнений и тревог. Изменения в процессе консультирования и психотерапии не столь очевидны, следовательно, начинающему консультанту труднее увидеть его результаты.

Выделяется несколько последовательных стадий в профессиональном развитии психотерапевтов и консультантов[2]. На каждой из них у начинающего психотерапевта возникают сложности и тревоги во взаимоотношениях с клиентами и супервизорами, которые представляют собой процесс «профессионального взросления». Начинающий психолог последовательно проходит стадии профессионального роста и формирует на каждой из них определенные отношения со своими пациентами и супервизорами. Как показывает опыт, на это требуется не менее четырех лет, хотя время обретения профессиональной идентичности индивидуально. Люди, заканчивающие профессиональное обучение, обычно еще не достигают шестой стадии развития профессиональной идентичности.

  • 1. Возбуждение и тревога предвкушения. Первая стадия охватывает время от начала обучения до первой встречи с клиентом. Па этой стадии состояние студента можно охарактеризовать как диффузную тревогу и возбуждение. С одной стороны, это захватывающее чувство новизны, чего-то неведомого. С другой — пугающее, неуютное чувство. Этот период становления психолога длится, пока он не встречает клиента.
  • 2. Зависимость и идентификация. Вторая стадия начинается, как только студент встречает первого клиента, и заканчивается, когда студент осознает, что оказывает значительное воздействие на него. Состояние студента па этой стадии — недостаток уверенности в себе, своих силах, отсутствие достоверной информации о результатах психологической работы. Возникают неизбежные ощущения «неприкаянности». Проявляется зависимость, неуверенность и непонимание своего места в консультационном процессе. Во время приема первого клиента у студента может возникать смесь неуверенности, зависимости, ужаса, страха и возбуждения. Самый главный вопрос на этой фазе: «В чем конкретно заключается моя работа?» Ему еще трудно увидеть природу внутренней проблемы клиента и сконцентрироваться на главном.

На этой стадии студенту свойственна сильная зависимость от супервизора, которая может принимать различные формы — от доверительной зависимости и прямого подчинения до временных отказов от помощи супервизора. Студенты, как правило, подражают своим супервизорам, их стилям, отношениям с пациентами и даже имитируют телесную осанку и привычки. На этой стадии студенты еще не задают многих вопросов, они еще слишком болезненны. Болезненный вопрос: «Действительно ли я обладаю всем тем, что необходимо для успешной работы?» На этой стадии начинающих психологов одолевают сомнения в своих силах. Студент переполнен неадекватными требованиями к себе. На этом этапе крайне важно, чтобы клиенты были адекватны его силам.

3. Деятельность и продолжающаяся зависимость. Третья стадия обычно начинается после нескольких месяцев или лет практической работы. Как правило, эта стадия инициируется осознанием того, что консультационный процесс воспринимается клиентом серьезно. Его доверие к силе воздействия начинающего психотерапевта возникает раньше, чем он сам поверит в свои возможности. Именно реакция клиента убеждает практикующего студента, что он — не жулик, не мошенник.

На этой стадии происходит движение от пассивности и зависимости к частичной автономии и активности. Начинающий психолог теперь может действовать самостоятельно, а не просто пассивно выполнять все инструкции супервизора. Возможны колебания от завышенной самоуверенности до полного самоуничижения, от глубокой приверженности психотерапии до сомнений в выборе профессии. Ответственность за процесс консультирования и осознание того, что он может благотворно влиять на клиента, приводят к тому, что на этой стадии начинающий психолог начинает колебаться от переоценки своих возможностей до их недооценки. На этом этапе для начинающего психолога важна реакция окружения, требуется признание сложности, ответственности и весомости психотерапевтической работы.

Во время супервизии студент стремится усвоить профессиональные выражения и обороты речи. Однако использование профессионального жаргона, например «Пациент использует много защит…», вовсе не означает, что он глубоко понимает суть происходящего. В этот период студенты ставят диагнозы всем и каждому, используя психологический жаргон. Это важно для процесса профессионального принятия, однако эти новые слова еще весьма мало влияют на психотерапевтическую работу студента. На этой стадии для студента большое значение имеет возможность пробовать, делать ошибки, разрешать возникающие проблемы. В свою очередь супервизор может испытывать не только дискомфорт, но настоящую фрустрацию, просто сидя и наблюдая эту хаотичную и неэффективную деятельность.

4. Насыщение и принятие самостоятельности. Эта стадия начинается, когда студент осознает, что является психотерапевтом. До этого он наблюдал улучшение в состоянии клиентов и даже чувствовал свою причастность к этому, но не воспринимал себя как психолога.

Для развития профессионального «Я» существенным становится осознание студентом своего вклада в психотерапевтический процесс. Теперь начинающий психолог чувствует себя профессионалом и уже из своего опыта знает многое о процессе психотерапии, о том, в чем заключается его работа, какова сила его влияния на клиента. Эффективность начинающего психолога зависит от опыта, количества пациентов, прохождения личной психотерапии, т. е. «вбирания в себя феноменологии того, что значит быть пациентом», а также чтения и обсуждения профессиональной литературы. В результате теория и практика психотерапии связываются друг с другом. Теперь начинающий психолог более осмысленно подходит к знакомству с тем или иным направлением психологического консультирования и психотерапии. Представление о различных подходах превращается из нагромождения информации в организацию и структуру, в которой, как на полочках, можно было бы расположить разнообразные идеи.

На этой стадии отношения с клиентами также подвергаются изменениям. Психотерапевты становятся более теплыми, зрелыми и естественными в своих отношениях с ними. На супервизиях они меньше «жалуются». Теперь студент уже не воспринимает супервизора как защитника интересов пациента. Скорее, супервизор является консультантом, обеспечивающим помощь в случае необходимости.

5. Идентичность и независимость. Пятая стадия развития профессиональной идентичности может длиться много лет. Достигший этой стадии психолог сформировал навыки и успешно их применяет. Клиенты и более опытные коллеги считаются с ним, что помогает осознанию чувства собственной значимости. В это время увеличивается количество клиентов. Таким образом, здесь речь уже идет об увеличении и укреплении практики. У психолога появляется новая способность «выживать» без поддержки супервизора и желание чувствовать себя независимым клиницистом.

Следует иметь в виду, что не все психологи ведут себя вышеописанным образом. Однако такое поведение типично. Несмотря на негативистские настроения, уже сам факт достижения психотерапевтом этой стадии является успехом. На этой стадии супервизируемый более взвешен в оценках качества супервизии и порой считает, что он лучше знает, как решить возникшую в отношениях с клиентом проблему. На этой стадии психолог поглощен возрастанием своей профессиональной автономии и начинает осознавать те области, в которых он превосходит своего супервизора. Но только с переходом на следующий этап профессионального развития появляется принятие и признание старших коллег и супервизоров, несмотря на их отдельные недостатки.

6. Спокойствие и коллегиальность. Основные чувства психолога, достигшего этой стадии, — спокойствие, стабильность и коллегиальность со старшими, равными и младшими коллегами. Чувство профессиональной идентичности становится частью стиля работы. Теперь психолог — автономный профессионал. Он уже не старается подражать старым моделям, а все больше персонализирует свой собственный психотерапевтический стиль. На этой стадии психологи интересуются исследованиями психотерапии. К своей работе с клиентами они подходят творчески и с большей склонностью экспериментировать.

Преобладающее настроение — спокойствие, а не эмоциональные подъемы и спады, как на ранних стадиях профессионального становления. Именно па этой стадии психолог обретает желанное чувство того, что он является полноправным членом профессионального сообщества и ему доверяют как профессионалу. Это отражается в способе построения отношений с коллегами. Если на ранних стадиях начинающий психотерапевт прислушивался в основном к мнению более компетентных статусных коллег, то теперь у него складывается мнение, что младшие коллеги тоже могут быть источниками ценных идей[3].

Как видим, практический психолог и психотерапевт проходит ряд стадий в процессе профессионального становления и обретения им профессиональной идентичности. В дальнейшем он продолжает обретать психологическую мудрость, которая появляется с годами практики. Профессиональное развитие — это личное дело психолога, его история и профессиональная судьба. Оно не имеет нормативных критериев. В отличие от этого, профессиональная квалификация характеризует компетентность психолога, его подготовленность и опыт, а потому является предметом для оценивания качества профессиональной деятельности.

Профессиональная квалификация практического психолога оценивается квалификационными категориями, которые ему присваиваются экспертными комиссиями, состоящими из авторитетных и компетентных специалистов.

Высокий уровень квалификации психолога в области научно-педагогической деятельности и практической психологии определяет широкий круг возможностей для его профессиональной деятельности и более высокий уровень материального вознаграждения.

  • [1] См.: Хамитова И. 10. Развитие профессиональной идентичности консультанта // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000. № 1, февраль.
  • [2] См.: Хамитова И. К). Развитие профессиональной идентичности консультанта.
  • [3] См.: Хамитова И. Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой