Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Коррекционные занятия с каждым ребенком обычно проводятся два раза в неделю, при необходимости и по желанию родителей они могут быть и более частыми (через день, каждый день) и более редкими (один раз в неделю, один раз в две недели). Родители, которые живут далеко от учреждения (например, в другом городе), могут приезжать с ребенком 2−4 раза в год на одну-две недели и посещать коррекционные… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Раздел 1. Состояние теоретической и практической разработанности проблемы воспитания в семье ребенка с нарушением интеллекта
- 1. 1. Классификация умственной отсталости
- 1. 2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
- 1. 3. Значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями интеллекта
- Раздел II. Повышение коррекционно-воспитательной роли семьи в общении с ребенком с нарушением интеллекта
- 2. 1. Постановка задачи
- 2. 2. Повышения коррекционной направленности воспитания у родителей
- 2. 3. Практика проведения коррекционно-развивающего обучения работе психолога
- Заключение
- Библиографический
- список
В настоящее время формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии, в России является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях и специальных группах при общеобразовательных детских садах. Одним из актуальных направлений совершенствования системы воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта, является поиск эффективных форм коррекционного воздействия. Интеллект (разумение, понимание, постижение) — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. C психологической точки зрения назначение интеллекта — создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Иными словами интеллект — это психологическая основа разумности. В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего.
Одной из форм коррекционного воздействия могут быть группы нового вида — группы надомного обучения и кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) общеобразовательных дошкольных учреждениях.
Основными задачами работы группы надомного обучения и кратковременного пребывания (в дальнейшем Группа) являются проведение коррекционной работы с детьми, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи и оказание им психотерапевтической помощи.
Актуальность темы. Работа психолога с родителями воспитывающими ребенка с нарушением интеллекта требует индивидуального подхода. В коррекционной психологии изучение интеллекта и формирования интеллектуальных операций связано с проблемой их диагностики и коррекции у детей с особенностями психофизического развития. Процесс онтогенеза интеллекта и интеллектуальных операций в наиболее отчетливой форме наблюдается и эффективно поддается коррекции в дошкольный период. Дифференцированное изучение индивидуальных различий по интеллекту и интеллектуальным операциям старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития позволяет выявить уровень интеллекта каждого ребенка, выработать стратегии индивидуального коррекционного воздействия и создать благоприятные условия обучения и развития.
Цель исследования изучить методы и способы работы психолога с родителями ребенка с нарушениями в интеллекте.
Курсовая работа направлена на решение следующих задач методического и практического характера:
1. Рассмотреть состояние теоретической и практической разработанности проблемы воспитания в семье ребенка с нарушением интеллекта
2. Определить классификацию умственной отсталости
3. Дать психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением интеллекта
4. Объяснить значение семьи в воспитании ребенка с нарушениями интеллекта
5. Во втором разделе рассмотреть повышение коррекционно-воспитательной роли семьи в общении с ребенком с нарушением интеллекта
6. В задачах, так же присутствовала цель изучить тендерные различия уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития; изучить возрастную динамику уровня развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
7. Привести адаптацию Эдинбургского рисуночного теста, ЭРТ (Edinburgh Picture Test) направленного на изучение уровня развития интеллекта и интеллектальных операций на выборке русскоговорящих старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития. Он позволяет изучать уровень развития интеллекта и интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития.
Объект исследования семья ребенка с нарушением интеллекта.
Предмет исследования программы исследования интеллектуальных операций старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития (ДЦП, нарушения слуха, расстройства речи), и применения их в практике психолога при работе с родителями.
Раздел 1. Состояние теоретической и практической разработанности проблемы воспитания в семье ребенка с нарушением интеллекта
1.1. Классификация умственной отсталости
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 — 80%. Их уровень интеллектуального развития (10) составляет 50 — 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.
Дети со средней выраженностью отсталости (имбецильность) составляют примерно 15% случаев. Их уровень интеллектуального развития (10) составляет от 20 до 50 условных единиц. Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью, 10 35 — 49) посещают специальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено. Другая группа, с выраженной умственной отсталостью (10 20 — 34), овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения.
Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной зашиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество — примерно 5% от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания. 1С) этих детей менее 20 единиц.
Разделение умственно отсталых детей по степени выраженности умственной отсталости практически целесообразно и находит отражение в современных международных классификациях болезней.
Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой умственно отсталых детей являются дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. В дальнейшем, употребляя термин «умственно отсталый ребенок», мы будем иметь в виду только эту клиническую группу, которая в свою очередь характеризуется значительным разнообразием.
Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять форм.
При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
При олигофрении выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно — словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта
Дети с ограниченными возможностями, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды.
Причины снижения уровня интеллекта детей. Дисгармоничное развитие личности, в основе которого лежат такие этиологические факторы, как особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии различной степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии влияют на замедленный биологический возраст у детей, который обусловлен перинатальными вредностями, ведущими к недостаточному морфофункциональному созреванию организма в тех социальных условиях, в которых живет и воспитывается ребенок — внутрисемейные отношения, личные качества учителей и воспитателей. Например, каждый специалист знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития личности, на обучение, на поведение оказывают неблагоприятные семейные отношения. Имеющиеся наблюдения и нейропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей неизменно отмечается нарушение личностных компонентов. Морфологической основой нарушения высших психических функций, в частности мышления, может служить недоравитие лобной системы коры больших полушарий мозга .
Описаны различные варианты нарушений темпов развития: от психофизического и психического инфантилизма как обратимого состояния, до тех нарушений, которые возникают на органическом фоне и дают значительно худшую динамику. Наиболее тяжелые формы задержек психического развития обусловлены остаточными явлениями после перенесенных органических поражений ЦНС, а наиболее легкие — при функционально-динамических нарушениях.
Как известно, биологическое развитие организма в онтогенезе подчиняется строгой закономерности на всех его стадиях. На каждом отдельном этапе происходит последовательное формирование тех или иных структур, создающих предпосылки для усвоения качественно нового опыта и формирования новых психических возможностей.
Однако успешность обучения детей зависит не только от таких факторов, как биологический возраст, состояние здоровья и школьная зрелость, но, в первую очередь, от уровня сформированности мышления, которое в младшем школьном возрасте становится доминирующей функцией. Так, некоторые авторы высказывают предположения о слабом развитии когнитивных функций у неуспевающих учеников. Другие авторы подчеркивают, что основную роль в младшем школьном возрасте играет мышление, и его развитие определяет изменение всех других психических процессов.
Умственная отсталость влечет за собой неравномерное изменение у ребенка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие — остаются относительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены существующие между детьми индивидуальные различия, обнаруживающиеся и в познавательной деятельности, и в личной сфере.
Список литературы
- Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития // Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989.
- Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М., 1989 г.
- Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 208 с.
- Дети с временными задержками развития /Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певнзер. — М.: Педагогика, 2003. 208с.
- Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1993.
- Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2003.
- Немов Р. С. Психология. Книга 1. М., Владос, 2003.
- Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Б. П. Пузанова. М.: Аcademia, 2001. — 340 с.
- Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб. метод. пособие /Под ред. Л. Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой. — СПб: ЛОИУУ, 1996. — 95 с.
- Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. М., 2002.
- Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями — эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. -М., 2003.
- Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.
- Преодолевая барьеры инвалидности. М.: И и т соц. работы, 2003.
- Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика М., 1998 г.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.
- Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика М., 2002 г.
- Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. № 1.
- Законы
- Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // «Библиотечка Российской газеты», выпуск N 22−23, 1999 г.
- Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.
- Конвенция о правах ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
- Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957−1990, том 2.
- Всемирная деларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.) //Дипломатический вестник", 1992 г., N 6, с. 10.
- Декларация о правах умственно отсталых лиц М., Юристъ, 2001.
- Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.) // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР", 1976 г., N 17(1831).
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20.12.1993)
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33 ст. 1318
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4563.
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г., N 51, ст. 4831.
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965 «О порядке признания граждан инвалидами» // СЗ РФ от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4127
- Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 N 732 (ред. от 30.12.2005) «О федеральной целевой программе „Дети России“ на 2003 — 2006 годы» // Собрание законодательства РФ, 14.10.2002, N 41, ст. 3984.
- Положение о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 6 апреля 1979 г. № 35.