Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Образовательная система России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информатизация образования связана с широким и все более масштабным использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной аудио… Читать ещё >

Образовательная система России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность:

  • — преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
  • — сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
  • — органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (см. рис. 9.1).

Система образования в России есть совокупность трех взаимодействующих элементов:

Система образования в России.

Рис. 9.1. Система образования в России.

Центральным структурным элементом системы образования являются образовательные учреждения. Образовательным учреждением называется такое учреждение, которое осуществляет учебно-воспитательный процесс по определенной образовательной программе.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть:

  • • государственными;
  • • муниципальными;
  • • негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций).

Образовательная система России представляет собой сложную многоуровневую систему образовательных учреждений.

  • 1. Дошкольное образование (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания детей дошкольного возраста).
  • 2. Различают общее и специальное образование.

Общее образование обеспечивает каждому человеку такие знания, умения, навыки, которые необходимы ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем специального профессионального образования.

Общее образование включает уровни: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; реализуется в образовательных учреждениях: школы, гимназии, лицеи.

После получения основного общего образования (окончание 9-го класса) учащиеся могут продолжить обучение в школе и получить среднее общее образование либо начальное или среднее специальное профессиональное образование.

3. Система специального профессионального образования включает в себя уровни: начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное образование.

Система начального профессионального образования — профессиональные училища, профессиональные курсы. Среднее профессиональное образование реализуют техникумы, колледжи. Выпускники техникумов, колледжей могут приступить к работе в качестве специалистов среднего звена либо поступить в образовательные учреждения высшего профессионального образования (вузы: институты, академии, университеты).

В системе высшего профессионального образования существуют две ступени: бакалавр и магистр.

Специальное профессиональное образование включает в себя следующие категории (рис. 9.2):

Категории специального профессионального образования.

Рис. 9.2. Категории специального профессионального образования.

Система специфических понятий профессиональной педагогики (по В. С. Безруковой)

Производительные силы есть составная часть общественного способа производства, в которую входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и предметы труда).

Учащиеся готовятся, условно говоря, стать производительной силой. Чтобы выполнить эту общественную функцию, неизбежную для каждого человека, они должны быть достаточно развиты и профессионально подготовлены. Человек является главным элементом производительных сил. Он совершает производительный труд по созданию материальных благ или продуктов интеллектуальной деятельности.

Работник — это человек, нанявшийся на производство (государственное или частное), осуществляющий производительный труд и живущий за счет оплаты своего труда. Рабочий — это работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования.

Профессия — это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки и используемый как источник существования. Специальность — это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии.

Наименование профессии определяется характером и содержанием труда, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Полный перечень рабочих профессий (специальностей и их точных наименований) дается в таком государственном документе, как Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС).

Профессиональная подготовка отличается от общеобразовательной подготовки тем, что в ходе ее осуществляется развитие личностного трудового потенциала рабочего.

Личностный потенциал работника — это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности).

Личностный (трудовой) потенциал включает в себя:

  • — психофизиологический потенциал — уровень физического развития, состояния здоровья, работоспособность, выносливость, обеспечивающие успешное выполнение трудовых функций;
  • — квалификационный потенциал — систему общих и специальных знаний и умений, обусловливающих способность совершать конкретную профессиональную деятельность;
  • — социально-педагогический потенциал — уровень гражданского сознания, отношения к труду и профессии, интересы, уровень культуры, способствующие повышению эффективности труда.

Развитие личностного потенциала работника достигается посредством профессионального воспитания, профессионального образования, профессионального обучения. Эти три понятия входят в ранее изученные — воспитание, образование, обучение. Специфика состоит в их направленности на развитие личностного потенциала как трудового потенциала будущего работника.

Закономерно также употребление таких понятий, как профессиональное самовоспитание, профессиональное самообразование, профессиональное самообучение. Они тоже входят в ранее изученные — самовоспитание, самообразование, самообучение. Их специфика — в направленности на развитие личностного потенциала работника своими собственными средствами.

Это сложнейший процесс профессионального самовоспитания, самообразования, самообучения, осуществляемый в единстве с профессиональным воспитанием, образованием, обучением, направленный на развитие личностного потенциала, называется профессиональным становлением работника.

В ходе профессионального становления работника идет рост его профессионального мастерства. Профессиональное мастерство — это свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности. В зависимости от уровней развития мастерства различают квалификацию работника. Профессиональная квалификация — это ступени профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.

  • 4. Система послевузовского образования включает в себя аспирантуру (проведение научных исследований, подготовка и защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук), докторантуру (проведение фундаментальных научных исследований, защита диссертации на соискание ученой степени доктора наук). Послевузовское образование — центры повышения профессиональной квалификации, центры профессиональной переподготовки и центры дополнительного образования, центры дистанционного образования.
  • 5. Система специально-корректирующего инклюзивного образования позволяет получить необходимый уровень обучения, воспитания людям, имеющим определенные ограниченные возможности (школы для глухих, слабовидящих и слепых детей, школы для умственно-отсталых детей, техникум-интернат для инвалидов и т. п.).
  • 6. Система дополнительного внешкольного образования включает в себя музыкальные и спортивные школы, художественные школы и центры технического творчества, центры эстетического воспитания и художественной самодеятельности, балетные школы и т. п
  • 7. Система учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — интернаты, детские дома.

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс (рис. 9.3).

Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала. Именно такое образование гарантирует учащимся право выбора индивидуального пути развития.

Гуманитаризация — это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека; свободно общаться с людьми разных национальностей и пародов, любых профессий и специальностей; хорошо знать родной язык, историю и культуру; свободно владеть иностранными языками; быть экономически и юридически грамотным человеком.

Типы образовательных учреждений.

Рис. 9.3. Типы образовательных учреждений.

Свойства образования.

Рис. 9.4. Свойства образования.

Дифференциация — это ориентация образовательных учреждений па достижения учащихся или студентов при учете, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех участников образовательного процесса. Дифференциация может воплощаться на практике разными способами, например: через группировку учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии; составление индивидуальных планов и образовательных маршрутов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т. д.

Диверсификация — это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация — это ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного образовательного стандарта — набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху, стимулирование учащихся или студентов к самостоятельному выбору и принятию ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного мышления. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся или студентов (в классе, в группе, индивидуально, с помощью компьютера и т. д.) и др.

Многоуровневость — это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень — это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Момент завершения обучения на каждом этапе является качественной завершенностью образования. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на два уровня: первый — базовое высшее образование — бакалавриат (3—4 года), второй уровень — полное высшее образование — магистратура (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры).

Фундаментализация — усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придается здесь глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний по всем дисциплинам учебного плана образовательной системы, будь то школа или вуз.

Информатизация образования связана с широким и все более масштабным использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация образования получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие в связи с доступностью для системы образования и относительной простотой в использовании разных видов современной аудио-, видеотехники и компьютеров.

Индивидуализация — это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания. Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой