Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Кадровые ресурсы региона: Социально-психологическое состояние и пути оптимизации; на материалах административно-хозяйственных субъектов Московской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие этих элементов дает возможность осуществлять оптимизацию изучаемого процесса. Сущность ее заключается в оптимальном и эффективном влиянии на отдельные элементы механизма управления кадровыми ресурсами регионов, с целью повышения его эффективности и снижения отрицательных последствий, посредством механизмов регуляции социально-психологического взаимодействия личности кадрового ресурса… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I. раздел. Кадровые ресурсы российских регионов, как 16−55 объект социально-психологического анализа
  • II. раздел. Социально-психологическое состояние и 56−97 динамика кадровых ресурсов регионов РФ (на материалах административно-хозяйственных субъектов Московской области)
  • III. раздел. Основные направления оптимизации управления 98 — 139 кадровыми ресурсами регионов РФ в современных условиях

Кадровые ресурсы региона: Социально-психологическое состояние и пути оптимизации; на материалах административно-хозяйственных субъектов Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Управление кадровыми ресурсами как деятельность более широкая, чем простое управление работниками, стало формироваться на рубеже конца XIX и начала XX веков. Специалисты, занимавшиеся этими вопросами, в Англии назывались секретарями по благополучию. В США и Франции — общественными секретарями. Их основными функциями были устройство школ и больниц, контроль за условиями труда, противостояние попыткам создания профсоюзов, посредничество между администрацией и рабочими.

Специальные подразделения, занимающиеся проблемами персонала, возникли в 20−30-х гг. Они выполняли работу, связанную с ведением документов, разбором конфликтов, присутствием в судах, выплатой заработной платы. Таким образом, их функции были вспомогательными, а все основные решения по кадрам принимались высшим руководством.

Сегодня же в силу возросшей важности и «многопрофильное&trade-» работы прежние кадровые службы преобразовываются в западных странах в службы перешла или человеческих ресурсов (последний термин больше принят в США), обладающие широкими полномочиями. Они — это «визитная карточка» организации.

Являясь одной из самой важных составляющих процесса экономического развития Российской Федерации, управление кадровыми ресурсами оказывает сильное воздействие эффективное развитие страны. Особую остроту эта проблема приобрела в российских регионах, в которых на сегодняшний день сосредоточено более 70% всех кадровых ресурсов России. Реалиями сегодняшнего дня стали участившиеся случаи увольнения с работы, необоснованная ротация кадров на предприятиях, увеличения числа безработных.

1 См.: Катаева Л. Д., Абрамова Т. Г. Управление персоналом: Хрестоматия. Новосибирск, 1996.

Сложившаяся в настоящее время практика, при которой фактически одним средством управления кадровыми ресурсами стало самоопределение работника в выборе специальности и места работы, привело к недооценке значимости научно обоснованной, плановой работы органов государственного и административно-хозяйственного управления с кадровыми ресурсами регионов РФ. Это в свою очередь привело к снижению социально-экономических показателей развития административно-хозяйственных субъектов российского общества.

Современный этап развития российского общества, одной из главных задач которого является повышение социально-экономического состояния его граждан, требует принципиально нового подхода к анализу сущности, содержания, характера и особенностей управления кадровыми резервами российских регионов, поиска путей и методов управления этим процессом.

Исходя из этого, актуальность исследования управления кадровыми ресурсами регионов Российской Федерации заключается в следующем:

Результаты исследования говорят также о том, что верно была выбрана теоретическая и методическая модель социально-психологического состояния региональных кадровых ресурсов.

Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутые гипотезы.

Исследовательский анализ позволил классифицировать теоретические концепции российских и зарубежных социологов психологов по данной проблеме, выявить генезис взглядов по данной проблеме в мировой и отечественной социологической и психологической мысли.

Установлено, что наиболее целостная теоретическая концепция социально-психологического состояния на Западе была разработана американскими социологами и психологами.

В отечественной обществоведческой науке проблема социально-психологического состояния кадров, опираясь на методологический и теоретический фундамент советской социологической мысли конца первой половинь: ХХ-го века, практически за несколько десятилетий (с конца 60-х годов) смогла превратиться в специальную теорию, составную часть социологии организаций изучающую закономерности развития кадровых ресурсов.

В диссертации выделяются три основных направления таких исследований:

1. Направление, в котором эффективное управление кадровыми ресурсами тесно связывается с учетом социальных и психологических компонентов в управлении персоналом на производстве, исследования всего комплекса организационных и личностных проблем работников. Социальные и психологические условия работы с кадрами должны дополнять друг друга, т.к. это дополнение будет способствовать оптимальному региональному развитию.

2. Многоаспектный теоретический анализ отдельных сторон, сфер социально-психологического состояния, рассматриваемых с точки зрения не только средо-вого, но и факторного анализа процесса его формирования;

3. Работы методического, организационно-правового и социоинженерного плана, исследующие и определяющие правовые, служебные, технологические у, иные аспекты формирования кадровых ресурсов в России и за рубежом.

Выявлено, что проблема социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами в условиях российских регионов в прямой постановке не ставилась. Кроме того, данная проблема в теоретико-методологическом, методическом, практическом и проектно-прикладном плане имеет немало «белы* пятен», что обусловливает необходимость ее глубокого изучения и анализа.

В частности, сложившиеся различные понятийно-категориальные представления об этом феномене образуют неоднозначную содержательную картину, что вызвано определенной противоречивостью и неупорядоченностью подходов к его изучению и анализу. Отсутствие общей синтетической социологической основы (методологической, теоретической, методической) делает актуальным необходимость разработки целостной концептуальной конструкции, выступающей основой для анализа социально-психологического состояния и взаимосвязанных с ним формирующе-развивающих процессов.

Методологической основой данной теоретической концепции являются базовые принципы гуманитаризации кадрового строительства в российских регионах (на материалах Подмосковья): принцип системности, принцип деятель-ностного подхода, принцип синтетичности и комплексности, принцип единстве природного, психического и социального в целостном объективном процессе формирования социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами.

Избранный автором Балашихинский регион, несмотря на близость к Москве, является наиболее характерным и типичным для России по своим социально-экономическим показателям, демографической структуре, динамике формирования кадровых ресурсов.

Управление кадровыми ресурсами регионов может быть классифицировано по следующим основаниям а) как деятельность административных и кадровых органов управления по обеспечению достижения целей административно-хозяйственных субъектов РФ посредством гармонизации социально-психологического состояния кадровых ресурсов регионовб) как процесс разработки и реализации управленческих решений по регулированию и координации взаимодействия управляющих и управляемых систем механизма управления.

В исследовании разработана авторская методика изучения социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами.

Исходя из выше перечисленных подходов под социально-психологическим состоянием кадровых ресурсов регионов РФ (в экспериментальном плане) следует понимать: сущность, структуру, закономерности функционирования, а так же качественные и количественные характеристики исследуемого явления в конкретном социальном пространстве и времени.

Автором выявлены также главные критерии социально-психологического состояния кадровых ресурсов, которые рассматриваются в качестве основания осуществленной классификации.

Это, прежде всего данные официальной статистики, а также данные, полученные в ходе проведенного социально-психологического исследования и позволяющие определить социальное состояние (структура кадровых ресурсов — соотношение групп кадровых ресурсов, занятых в производственной сфере и ресурсов не участвующих в социально-экономической сфере административно-хозяйственного субъекта РФ, т. е. безработных или работающих в других регионах страны).

Важнейшее значение в исследовании социально-психологического состояния кадровых ресурсов составили признаки, характеризующие его психологическую составляющую. В качестве характерных признаков, позволяющих изучить психологическое состояние кадровых ресурсов, автором выделены: интеллектуальное напряжениесенсорное напряжениемонотонияполитонияфизическое напряжениеэмоциональное напряжениенапряжение ожиданиямотивационное напряжениеутомление.

Анализ тенденций и проблем современного социально-психологическогс состояния кадровых ресурсов на региональном уровне позволил сделать вывод с серьезных проблемах в его формировании. Все это не может не сказаться на егс социально-психологических факторных и структурных характеристиках.

В ходе исследования автором были выявлены следующие группы факторов, детерминирующих определенное социально-психологическое состояние кадровых ресурсов регионов РФ:

1. Общесоциальные — экономические, социально-политические, духовные, оказывающие влияние на функционирование на макроуровне;

2. Организационные (социальные) — факторы позволяющие определить степень влияния социально-экономической сферы (предприятия, места занятости рабочих и т. д.) на социально-психологическое состояние кадровых ресурсов;

3. Личностные (психологические) — социально-демографические, слу-жебно-профессиональные особенности психологического состояния кадровых ресурсов регионов, способствующие эффективному использованию личности на производстве.

Учитывая, что общесоциальные факторы (экономические, социально-политические и т. д.) действуют на все административно-хозяйственные регионы РФ, в принципе, одинаково, следовательно, наибольший интерес в изучении социально-психологического состояния представляют факторы организационные (социальные) и личностные (психологические).

Итоги теоретического и эмпирического анализа управления кадровыми ресурсами регионов выявили существование социально-психологического механизма этого социально-психологического процесса, то есть совокупности взаимосвязанных элементов. К ним автором отнесены: а) социально-психологические характеристики состояния кадрового ресурса региона, индивидуальные социальные и психологические свойстваб) социально-экономическая среда (особенности развития административно-хозяйственного субъекта РФ) — в) социально-психологические последствия управления кадровыми ресурсами регионов.

Наличие этих элементов дает возможность осуществлять оптимизацию изучаемого процесса. Сущность ее заключается в оптимальном и эффективном влиянии на отдельные элементы механизма управления кадровыми ресурсами регионов, с целью повышения его эффективности и снижения отрицательных последствий, посредством механизмов регуляции социально-психологического взаимодействия личности кадрового ресурса и социально-экономической среды на различных уровнях: общества, социальных институтов и личности.

Регуляция социально-психологического взаимодействия предполагает комплексное, целенаправленное управляющее воздействие на профессиональную деятельность личности с одной стороны и функционирование органов административно-хозяйственного управления с другой, направленное на реализации целей и задач административно-хозяйственной единицы и обеспечения гармоничного развития личности.

Теоретическую значимость представляет авторская классификация механизмов социально-психологической регуляции различных социально-психологических явлений и процессов по уровням управленческого воздействия: а) уровень общества (общесоциальный) — б) уровень социальных институтов и организаций (институциональный уровень) — в) уровень личности (психологический уровень).

При анализе динамических характеристик социально-психологического состояния следует учесть также важнейшее обстоятельство, выявленное в ходе исследования: эффективное функционирование механизмов социально-психологического управления личностного (психологического) уровня предполагает равное сочетание в структуре ценностных ориентаций личности кадрового ресурса и ценностей корпоративной культуры формальной и неформальной организаций, в которой индивид трудится или обучается.

Представляется, что результаты диссертационного исследования могут стать необходимым толчком к дальнейшему теоретико-методологическому, методическому и прикладному развитию проблемы социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами.

На методологическом уровне необходима проверка и уточнение ряда положений, связанных с обоснованием теоретической концептуальной модели исследования социально-психологического состояния кадровых ресурсов. Большой познавательный интерес может представлять развитие следующих методологических проблем:

На уровне дальнейшего теоретического осмысления проблемы представляется целесообразным сосредоточение внимания:

— на уточнении сущности и содержания социально-психологического состояния, как объекта совместного исследовательского внимания социологов и психологов ;

— на дальнейшем развитии категориально-понятийного аппарата социально-психологического состояния кадровых ресурсов в рамках разработанной и других теретико-методологических концепций;

— на теоретическом исследовании механизма управления кадровыми ресурсами регионов;

— 147- на анализе различных сторон и сфер социального взаимодействия в системе управления кадровыми ресурсами;

— на изучении социально-психологического механизма управления кадровыми ресурсами регионов «российской глубинки» —отдаленных регионов, не подверженных активным миграционным влияниям с относительно устойчивой демографической и этнической структурой;

— на дальнейшем изучении не только организационных, но и психологических основ жизнедеятельности кадровых ресурсов в условиях российских регионов;

— на разработке как целостной технологии, так и частных модуль-технологий оптимизации управления кадровыми ресурсами, определении приемов и способов формирования благоприятного социально-психологического состояния, решении актуальных управленческих проблем и др.

В этой связи предлагаются следующие наиболее актуальные направления теоретических и прикладных исследований:

— Особенности социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами в различных региональных условиях ;

— Сущность, содержание и структура социально-психологических механизмов формирования кадровых ресурсов;

— Особенности социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами на различных этапах развития российского общества;

— Эволюция взглядов на социально-психологическое состояние кадровых ресурсов в российской и зарубежной науке.

Совершенствования требует и методическая основа научного осмысления и исследования проблемы социально-психологического состояния кадровых ресурсов. В частности целесообразно продолжить работу по повышению ва-лидности используемой в исследовании методики, расширении методов вторичного анализа данных, апробации других методик к изучению этой сложнейшей и малоисследованной социально-психологической категории .

Полученные в ходе исследования результаты и выводы позволяют сформулировать ряд рекомендаций практического прикладного плана, реализация которых, по мнению автора, способствовала бы решению проблем, объективно вызревающих в ходе управления формированием кадров в российских регионах.

Они сориентированы на оптимизацию социально-психологического состояния кадровых ресурсов регионов РФ на общесоциальном и институциональном уровнях:

К ним необходимо отнести:

— создание дополнительных организационных структур, позволяющих осуществлять социально-психологическую диагностику и прогнозирование процессов формирования и деформаций кадровых ресурсов в регионах (центров социально-психологических исследований при главах администраций);

— подготовка управленческих кадров на базе региональных ВУЗов и обеспечение их развития внутри административно-хозяйственного субъекта РФ (российского региона) по программам и тематическим планам, аналогичным применяемым в РАГС и Государственном университете управления в г. Москве;

— организация при региональных центрах по трудоустройству постоянно действующих аналитических групп, исследующих социально-психологические условия и факторы «вымывания» кадров с региональной периферии к центру и возможности по их закреплениюс их помощью также организовать проведение ежегодного мониторинга социально-психологического состояния кадровых ресурсов, прогнозирования его состояния, функциональности и динамики;

— в целях укрепления ценностно-ориентационного единства и сокращения текучести кадров в коллективах и учреждениях создать неформальные структуры общественные советы, организующие совместный досуг, чествование ветеранов и лучших специалистов среди молодежи, популяризирующие передовой опыт в СМИ и средствах наглядности;

— ввести в практику групп по работе с персоналом обязательную подготовку электронных карт-профессиограмм, позволяющих контролировать и регулировать как профессиональный, так и интеллектуальный рост каждого индивида, работающего в коллективе;

— подготовить проект и выйти на Федеральные органы власти с предложением о создании Региональных центров малого предпринимательства, в которое были бы включены малоимущие слои населения регионов;

— главам региональных администраций особое внимание сосредоточить на восстановлении практики создания и функционирования МЖК с целью закрепления молодежи в региональной структуре;

Реализация предложенных рекомендаций может существенно скорректировать социально-психологическое состояние кадровых ресурсов.

— 140-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами в регионах России в тех структурных и содержательных аспектах, которые реализованы в рамках диссертационного исследования, предопределен насущной потребностью в разработке целостной теоретической концепции исследуемого процесса, задачами теоретико-экспериментального изучения функциональности и прикладных путей его оптимизации в современных условиях. И с этой точки зрения можно констатировать, что цель исследования и поставленные задачи были выполнены.

На основе анализа различных подходов, концепций, теорий, современных научных парадигм, их классификации и типологизации, разработана авторская теоретическая концепция исследуемого явления, проведена ее теоретико-экспериментальная проверка и апробация на примере подмосковных регионов.

Это позволило научно обосновать выводы о функциональной направленности социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами в современных условиях, его динамики, особенностях, социальных механизмах осуществления. Важной отличительной чертой диссертационного исследования является формирование и обоснование синтетической методологической основы анализа социально-психологического состояния,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. P.C. Принципы общественной организации производства. М., 1982.
  2. Абульханоеа-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980.
  3. A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты и экспериментальное изучение. // Вопр. психол. 1990., № 4.
  4. Э.Б. Социально-психологическая самоорганизация научных коллективов в различных ситуациях совместной деятельности. Киев, 1989.
  5. Аналитически информационный сборник МВД РФ /Жур. № 5, 2002.
  6. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т., М., т. 1, 1980.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  8. Г. М. Социальная психология : Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М., Изд-воМГУ, 1988.
  9. Г. М., Гозман Л. Я., Дергачева Л. А. Актуальные проблемы деятельности психологической службы предприятия // Вестник Московского университета, серия 14, психология, № 1, 1987.
  10. Аргунова К Д. Качественный регрессионный анализ в социологии. Методическое пособие. М., 1990.
  11. Аристотель. Никомахова этика. М.: Мысль. 1984. Т. 4.
  12. В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
  13. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1975.
  14. Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. -Мн: Тетра Системе, 2000.
  15. С.А. Управление персоналом. М., 1996.
  16. В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность.// Педология и воспитание. М., 1928.
  17. Блинов В Н. Методика определения эффективности обучения // Новые исследования в педагогике. 1976.
  18. Блинов В Н. Эффективность обучения. М., Педагогика. 1976.
  19. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1927.
  20. С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. С. Петербург, 1991.
  21. .С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1982. № 1.
  22. P.C., Янотовская Ю. В. Методика изучения ценностно-ориентационного единства группы по значимым качествам личности. // Вопросы психологии личности: Межвузовский сборник. Ульяновск, 1977.
  23. В.Ф., Танаев В. П., Санников A.M. Информационное взаимодействие операторов при групповом решении задач // Теория и эксперимент в анализе труда операторов. М., 1983.
  24. В.Р. Практический менеджмент персонала (пособие по кадровой работе).л л гл1 по о- 1V1., IWjJKICl Ь, 1770.
  25. П. А. Организация управления и индустриальное развитие М., 1924.
  26. Виханский О С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е издание.: Учебник. М., 1996.
  27. A.B. Статистические сведения о состоянии трудовых ресурсов Российской Федерации. М., ОАУ ГВП, 2000- Подсчитано автором. См.: Информационно-аналитический сборник «Кадры и ресурсы регионов и органов местного самоуправления». М.: РАКС, 2001.
  28. В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СП б. 1994.
  29. Ф. Психология управления. М. 1998.
  30. H.H. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
  31. В.А., Яковлев И. П. Менеджмент: социально-гуманитарные изменения. СПб., 1996.
  32. Громова О Н., Свистунов В. М., Мишин В. М. Организация управленческого труда. М., 1994.
  33. В., Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент. М., 1996.
  34. A.A. Модульный анализ социальных систем. М.:ИСАН РАН, 1993.
  35. В.А., Филиппов A.B. Управление персоналом в корпорациях. М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 1999.
  36. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд. Мое. ун-та. 1979.39Дж. Л. Морено. Социометрия. М., 1958.
  37. П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технолог. Школа бизнеса, 1994.
  38. H.H. Развитие психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998.42Дудченко B.C. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие. М., 1996.
  39. Э. Метод в социологи. М., 1991.
  40. Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Москва — Белгород. 1993.
  41. Зайцев Г. Г, Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент). СП б, 1992.
  42. Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления. / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1972.
  43. Дж. М., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.
  44. Иванов В. И. Современное состояние российского общества и его Вооруженных
  45. Г'.. п.," П ГТ, А 1 ГАЛ
  46. Сил. Дисканд. маук. ои/, 1УУи.
  47. Дж. М. Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.
  48. Информационно-аналитический сборник «Кадры и ресурсы регионов и органов местного самоуправления». М.:РАКС, 2001.
  49. Т.С. Психология управления. М., 1997.
  50. НИ. Основы менеджмента. Минск, 1998.
  51. Л.Д., Абрамова Т. Г. Управление персоналом: Хрестоматия. Новосибирск, 1996.
  52. .Ф. Значение категории «состояние» в анализе социальных явлений// В сб.: Научное управление развитием социальной структуры социалистического общества. Вып.2. Саранск, 1975.
  53. М.В. Социальная защита военнослужащих правоохранительных органов. Автореф. канд. соц. наук. ГАВС., 1995.
  54. А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984.
  55. Книга работника по кадрам / Под ред. М. Е Панкина. М., 1985.
  56. Комментарии к Кодексу законов о труде Российской Федерации. М., 1995.
  57. Г. А. Синергетика. Белгород, 1995.
  58. Г. А. Социолого-синергетический подход к разработке социальных технологий управления // Российский журнал социальной работы. 1995. — .№ 2.
  59. А.И. Основы управления персоналом. М.: ТЕИС, 1999- Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: учебник. — М.: Аспект, 1999.
  60. А.И. Социология груда в XX веке: Историко критический очерк. -М.: Наука, 1987.
  61. ЮД. Управление поведением в фирме. М.: 1997.
  62. ЮД. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
  63. .В. Социальные процессы в коллективах как объект системного анализа и управления. М., 1990.
  64. Г., О’Доннелл С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1, и II // Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981.
  65. ИД. Практический менеджмент. М., 1995
  66. М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М. «Былина», 2000.
  67. А.В., Жиделева В В. Организация оплаты труда за рубежом. Сыктывкар, 1994.
  68. Т.П. Особенности реализации социальной защищенности личности в Российской Федерации. //Информ. метод, сб. ЦВС1И1И,-1992.-N2.
  69. В.Б. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими.// Правовые и социально-психологические аспекты управления. М., 1972.
  70. МайерсД. Социальная психология СПб., 1998.
  71. В.И., Статкус A.B. Теория принятия решений. Учеб. пособие. Моск. инст-т управления им. Серго Орджоникидзе, м., 1989.
  72. Г. П., Кудрин В. Д. Информационные технологии: социальный прогресс и культура.// Проблемы создания информационных технологий. Сборник научных трудов. Вып.2. Т. 1. Мн., 1998.
  73. А.К. Психология профессионализма. М. 1996.
  74. К. Капитал. М., 1987, Т.1
  75. А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перевод с англ. Татлы-даевой А.М.. СП б.: Изд. Группа «Евразия», 1997.
  76. М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента // Пер. с англ. М.: Дело, 1997.
  77. Методологическая функция категории «состояние» в анализе социальных явлений. Горький, 1976.
  78. Методологические проблемы оптимизации в науке / В. Т. Воронин. О. С. Разумовский, H.H. Семенова и др. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
  79. С. Оптимальное функционирование социального управления: Пер. с болг. М.- Прогресс, 1989.
  80. Муниципальное самообразование // Науч. жур. № 6, 2001.
  81. P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984.
  82. О первоочередных мерах по реформированию социально-экономической сферы Российской Федерации и совершенствованию ее структуры: Указ Президента Р. Ф. от 16 июля 1997 года № 725 // Рос. газета 1997. 19 июля 4.
  83. Основы менеджмента. Уч. пособие. Под ред. Радугина A.A., Шуванов В. И. Социальная психология менеджмента. М., 1997.
  84. Организационная психология и управление. / Сост. Вучечич Г. Г., Носов H.A., Пископпель A.A., Сергиенко С. К., Щедровицкий Л. П. М.: Изд. Моск. ун-та, 1999.
  85. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
  86. Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: (опыт лучших компаний). -М.: Прогресс, 1986.
  87. Ю.Платон. Собрание сочинений: В 4 т. (Пер. с древнегреч.). М., Мысль, 1994.
  88. Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: «Логос», 1998.
  89. Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 «О Федеральной целевой программе по усилению работы с трудовыми ресурсами на 1999−2000 годы».
  90. А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
  91. Психология управления. Курс лекций. Москва-Новосибирск, 1997.
  92. Психология управления. Курс лекций. Москва-Новосибирск, 1997.
  93. В.П. Руководство персоналом организации. Учебник. М.: 1998.
  94. Ю.В. Социальная мобильность офицерского состава в условиях реформирования Вооруженных Сил: сущность, состояние, регуляция. Автореф. дис. .канд. соц. наук. М: ВУ МО РФ, 1999.
  95. Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.
  96. Ракурс. Теория. Практика. Информация. Информационно-аналитический сборник. Выпуск № 1. М., 2001.
  97. О.Х. Моральная регуляция воинской деятельности (Социально-философский анализ). М., ГАВС., 1994.
  98. С. Д. Управление персоналом. Методы руководства. Пенза, 1996. Книга вторая.
  99. В.А. Психология управления. Уч. пособие. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез». -2002.
  100. К.Е. Оптимизация управления социальными процессами в военно-социальных общностях на базе современных информационных технологий: Автореф. дис. канд. социол. наук. М.: ГА ВС, 1994.
  101. В.Ф., Филипов A.B. Психологические аспекты управления. М., 1973.
  102. Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995
  103. СИ. Столяренко ЛД. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.
  104. А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд. Лен. ун-та, 1986.
  105. С.К. Управление персоналом организации в современной социокультурной и экономической ситуации // Актуальные вопросы управления. Тематический сборник научных трудов. Вып.2. М.: ГУУ, 1999.
  106. А.Л. Понятие «состояние» как философская категория. Новосибирск: Наука, 1982.
  107. A.C. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М., ВУ/, 1997.
  108. Скотт-Синк Д. Управление производительностью. М., 1989.
  109. .М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. М., 1996.
  110. Современное управление. Энциклопедический справочник. Т. № 1. М.: «Из-датцентр». 1999.
  111. Социальная психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В. И. М., 1995.
  112. Социология / Осипов Г. В. (руководитель авторского коллектива). М., Наука. 1993.
  113. Социология. Учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов и др. Под ред. А. Н. Елсукова Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998.
  114. Стандарты ИСО 9000 (Версия 2000г).
  115. М.И. Психология управления. М., 1999.
  116. Ф. Менеджмент // Пер. с англ. М.: Контроллинг, 1992.
  117. С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск, 1997.
  118. А.Г. Регулирование девиантного поведения военнослужащих как функция военно-социальной организации. М.: ВУ., 2000.
  119. Управление развитием производства в промышленных концернах США / Под. ред. Ю. П. Васильева. М., 1977.
  120. Э.А. Управление фирмой. М.: «Акалис», 1996.
  121. А. Общее и промышленное управление. // Пер с франц. М.: Контол-линг, 1992.
  122. Н.Г. Регулирование, управление и руководство//Филос. науки. -1985. N6.
  123. A.B. Психология управленческой деятельности руководителя. — М. -1980.
  124. A.B. Работа с кадрам: Психологический аспект. М.: Экономика, 1990.
  125. Г. Управление качеством в американских корпорациях. М., 1989.
  126. Харчева В. Г Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997.
  127. A.B. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. М., 1920.
  128. Чернышев В Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб., 1997.
  129. .Е. Социальная адаптация офицеров запаса. Автореф. дис. канд. соц. наук. -М.: ВУ, 1997.
  130. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
  131. СВ. Управление персоналом современной организации. М., 1997
  132. Druker P. The News Society. № 9, 1962.
  133. Krech D., Crutchfield R.S., Ballechey E.L. Individual in Society. N.Y., 1962
  134. Mayo E. Social problems of industrial civilizations. Boston, 1945.
  135. Mc. Clelland D. C. The Two Faces if Power Journal of International Affairs Vol. 24. 1970.
  136. Mc. Gregor D. The Human Side of Enterprise. -N.Y. 1960
Заполнить форму текущей работой