Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность. 
Специальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате обучения детей с ДЦП игровой деятельности отмечается динамика в развитии игры, проявляющаяся в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр. Положительные изменения в игровой деятельности возможны в основном за счет психолого-педагогического сопровождения детей и проведения… Читать ещё >

Деятельность. Специальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предметная деятельность

Предметная деятельность, предшествующая игровой, формируется у детей с ДЦП со значительным опозданием. Известно, что действия с предметами формируются по мере совершенствования общей моторики. Так, нормально развивающийся ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда уже хорошо держит голову, сидит. По мере совершенствования действий с предметами у него развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предметов на ощупь. Все это имеет важное значение для развития познавательной деятельности ребенка.

У детей с ДЦП предметные действия затруднены вследствие сложной структуры двигательного дефекта. Это приводит к задержке формирования целостного представления о предмете, к недостаточному запасу знаний и представлений об окружающем мире. Для развития предметной деятельности важное значение имеет сформированность зрительно-моторной координации. Дети с ДЦП часто не могут следить глазами за движениями и действиями рук, что препятствует формированию предметной деятельности.

Игровая деятельность

Указанные особенности формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игровой. Эго касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, строительных, музыкальных и других.

В результате обучения детей с ДЦП игровой деятельности отмечается динамика в развитии игры, проявляющаяся в развитии мотивационно-потребностных и операционных ее компонентов. Предметные действия приобретают характер отобразительных и даже ролевых игр. Положительные изменения в игровой деятельности возможны в основном за счет психолого-педагогического сопровождения детей и проведения коррекционно-развивающей работы с ними.

Изучение состояния игры и се динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей с ДЦП наблюдаются те же тенденции, что и при нормальном развитии. Дети с ДЦП обнаруживают большую потребность в помощи взрослого, недостаточность мотивации к игровой деятельности, снижение активности и самостоятельности в игре. Кроме того, содержание их игр носит однообразный характер: например, это игры, связанные с лечением, с обучением в школе или на дому, подражательные игры, где ребенок отражает членов семьи и близкое социальное окружение.

Изобразительная деятельность

Особенности сенсорного и моторного развития детей с ДЦП затрудняют формирование изобразительной деятельности, и их рисунки отличаются от рисунков здоровых сверстников как по качеству изображения, так и техники. У подавляющего большинства детей с церебральными параличами в возрасте 4—5 лет графическая деятельность носит доизобразительный характер. Однако, несмотря на хаотичные навязчивые движения, напоминающие движения доизобразительного черкания, дети с гиперкинетической формой ДЦП способны правильно воспроизвести форму предмета[1].

Недостаточно дифференцированное зрительное восприятие у детей со спастической формой ДЦП является причиной того, что они не всегда четко воспринимают форму предметов и различают близкие геометрические формы — круг и овал, ромб и квадрат и т. д. Поэтому в их рисунках часто имеет место упрощение и искажение формы изображаемых предметов, а также употребление одной формы вместо другой.

Нарушения оптико-пространственного восприятия, свойственные детям с церебральными параличами, выражаются в рисунках неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа.

Особые трудности дети с ДЦП испытывают при передаче величины предметов — они часто изображают все предметы сильно уменьшенными. Недостаточно дифференцированное цветовое восприятие ведет к тому, что дети с трудом различают и называют оттеночные цвета. В своих рисунках они обычно используют только четыре насыщенных цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Именно в эти цвета они окрашивают изображения предметов соответственно их действительному цвету, но без характерных оттенков.

  • [1] См.: Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой