Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При рассмотрении понятия профессиональная мотивация был сделан акцент на ее понимание как совокупности мотивов, отражающихся в I сознании и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности, а также профессионального мотива, под которым понимается осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
    • 1. 1. «Мотив», «мотивация» и «профессиональная мотивация» как основные категории исследования
    • 1. 2. Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 3. Методология и методы исследования мотивации
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВ АЦИИБУДУЩВГО ПЕДАГОГА
    • 2. 1. Мотивы выбора профессии педагога как основа формирования учебно-профессиональной мотивации студентов
    • 2. 2. Мотивы"учебной деятельности и их влияние на профессиональную мотивацию будущих педагогов
    • 2. 3. Особенности формирования профессиональных мотивов в процессе подготовки студентов: обзор современных исследований
    • 2. 4. Психологические условия формирования профессиональной мотивации у будущих педагогов средствами социально-психологического тренинга
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА
    • 3. 1. Организация и методы исследования
      • 3. 2. 0. собенности профессиональной мотивации студентов
    • 3. 3. Программа формирования профессиональной мотивации студентов
      • 3. 3. 1. Теоретическое обоснование формирующего эксперимента
      • 3. 3. 2. Задачи и методы формирования профессиональной мотивации в условиях мотивационного тренинга
    • 3. 4. Результаты формирующего эксперимента
    • 3. 5. Оценка эффективности экспериментальной программы формирования профессиональной мотивации студентов

Особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В общественной: жизни современной России на фоне экономических, политических и социальных: изменений отчетливо прослеживается тенденциям изменения: отношения? людей: к пониманию-: своего места в: обществе, к выбору профессии', к: результатам своеготруда. Этапроблема остро стоит и в сфере образования: Учитывая, что образование является. главным институтом! воспитания* личности, важным становится', вопрос, какие жизненные: позиции и мотивы, являютсяв настоящее время, преобладающими у учигелей современной школы.

В настоящее время к профессии-, учителя? предъявляются не только повышенные требования к владению педагогической" деятельностью, но и к зрелости его личности. Одним из центральных психологических образований в структуре личности является профессиональная мотивация.: Потребность в педагогах с развитой профессиональной мотивацией: очень высока. На данном этапе подготовка учителей в педагогических: вузах не отвечает этим требованиям в должнойстепени. В университетах, выпускающих педагогов, нередко проявляется технократическаяориентация^ выражающаяся" в< том, что приоритет отдается специальной подготовке. Нельзя недооценивать значение специальных знаний в общей культуре педагога, однако необходимо отметить, что на педагогических отделениях университетов должен готовиться не физик-учитель, химик-учитель, биолог-учитель, а учитель физики, химии, биологии и т. д. В современных условиях нельзя признать единственно верной интенсивную направленность* учебно-воспитательного процесса. Не всегда такой «экономичный» путь приводит к высоким результатам. Кроме того, престижность профессии педагога все еще остается невысокой, удовлетворенность своей профессиональной1 деятельностью также не высока.

Значительная? часть студентов руководствуется" мотивами, не имеющими непосредственного отношения к процессу познания, к профессиональной подготовке. У большинства отмечается явное противоречие между высокой оценкой значимости профессии учителя и слабым желанием заниматьсяэтим видомдеятельности. Немало и тех, кто невысоко оценивает общественную значимость профессии;

Формирование: профессиональной? мотивации студентов в педвузе сложныйпроцесс, требующий применениям специальных, «психологически обоснованных методов: диагностики и: развития. В традиционной системе педагогического образования эта задача решена не в полной мере, что обуславливает актуальность темы данной работы.

Решение этой проблемывключено, в общийконтекст изучения мотивации! в отечественной (А.Н. Леонтьев, G. J1 Рубинштейн,. JI.И. Божович, В. И! КовалевА.К. МарковаВ.Н. Мясищев, И. Р. Алтунина, B.G. Ильин, P.C. Немов, А. Б. Орлов, U.M. Якобсон и др.) н зарубежной психологии^ (Д.В. Аткинсон, А. Г. Маслоу, Мак — Дугалл, В-С. Мерлин, F. Мюррей, Ж. Нюттен, X. Хекхаузен, и дрО^ изучения мотивации отдельных видов деятельности (М.В: Вовчик-Блакитная,. Ю. М. Орлов, A.A. Реан, Э-Д. Телегина, G.В. Феоктистова, BiA. Якунин и др.), мотивов выбора профессии (Е.П. Белозерцев, Н. В. Кузьмина, С. Н. Кулюткин,. Г. С. Сухобская и др.), учебно-профессиональной мотивации будущих педагогов (И.Л. Васильева, Н. И. Мешков, Ю. П. Поваренков, Л. М. Разорина и др.). Проблема профессиональной мотивации в педвузе, особенно в аспекте её формирования, разработана недостаточно. В частности это относится к определению условий формирования профессиональной мотивации в различные периодьгобучения, к разработке системы специальных психолого-педагогических: воздействий. Важность изучения' этих и ряда других вопросов повышает актуальность данного исследования.

Проблема исследования определяется противоречиеммежду существующей^ потребностью повышенияуровня профессиональнойподготовки будущих учителей-, качествапреподавания ш недостаточной. разработанностью^ психолого-педагогических условий и методов'- формирования профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в высшем учебном-заведении.

Цель исследования — изучить особенности формирования' профессиональной мотивации студентов старших курсов, педагогического вуза, разработать и экспериментально обосновать программу формирования профессиональной мотивации студентов.

Объект исследования — профессиональнаямотивация1 студентов педагогического вуза'.

Предмет исследования — особенности формирования профессиональной мотивации будущих педагогов в системе высшего профессионального образования. Гипотезы исследования:

1)' формирование профессиональной мотивации студентов возможно при соблюдении ряда условий:

— наличия у будущих педагогов профессиональной направленности;

— сформированности адекватной системы мотивов учебной деятельности;

— эмоционального принятия студентами будущей профессиональной деятельности.

2) более успешное формирование профессиональной мотивации студентов обеспечивается целенаправленным тренинговым воздействием.

В соответствии с целью, предметом, гипотезами были определены следующие задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основы исследования проблемы становления учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в педагогическом вузе.

2. Выявить критерии и показатели успешного формирования профессиональной мотивации-студентов;

3. Провести диагностику учебно-профессиональных мотивов у студентов четвертого курса педагогического университета.

4. Провести экспериментальное исследование особенностей формирования профессиональной мотивации' студентов четвертого курса педагогического университета.

5. Разработать и апробировать программу тренинга по формированию профессиональной мотивации студентов в образовательном процессе вуза, дать оценку ее эффективности. 1.

Теоретико-методологической основой исследования выступили фундаментальныеположения отечественной психологической и педагогической науки:

— культурно-историческая теория развития личности JI.C. Выготского, получившая дальнейшее развитие в работах Л. И. Божович, В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, М. И. Лисиной, Д. Б, Эльконина, их учеников и последователей;

— личностно-деятельностный подход, представленный в работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.;

— основные методологические принципы отечественной психологиипринцип развития, принцип единства сознания и деятельности;

— положение деятельностного подхода о взаимосвязи особенностей психики и характеристик профессиональной деятельности (ее условий, содержания, задач, организации);

— положения системного подхода, согласно которому мотивация рассматривается как многомерная по содержанию подсистема личности, единство соподчиненных компонентов;

— методологические и методические требования к конструированию развивающих программ и психолого-педагогических исследованиям (Б.Г. Ананьев, А. Анастази, A.A. Бодалев, К. М. Гуревич и др.);

— концепции профессионального образования и подготовки^ педагогов, теоретические модели педагогической деятельности (Е.А. Климов, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.).

Методы исследования.

В: работе использовалсякомплекс: методов: теоретический, анализ психолого-педагошческой?литературыэмпирические методы: эксперимент в* единстве констатирующего, 3 формирующего ж контрольного этаповПри изучении" профессиональной! мотивации студентов? использовались следующие методики: «Изучение мотивов? учебной деятельности студентов» (модификацияA.A. Реана и В: А. Якунина) — «Изучение факторов-привлекательности? профессии» (модификация? Н. В. Кузьминой: и A.A. Реаном на базе методики: BfA. Ддова), «Измерение мотивации достижения» (А. Мехрабиана в обработке М.Ш. Машмед-Эминова). Для" определения профессиональной направленности студентов использовалась, блок-схема стереоанкеты (А.Б. Каганова). Использовались методыматематической^ статистики: корреляционный анализ данныхДля статистическогоанализа результатов тестирования использовались непараметрические: критерииU-Манна-Уитни и Т-Вилкоксона. Статистическая обработка первичных эмпирических данных осуществлялась с помощью стандартного пакета Statistica 5,5 for Windows.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. Выявлены особенности формирования профессиональной мотивации у студентов старших курсов педвуза (недостаточная сформированность учебно-профессиональных мотивов, низкая осознанность профессионального выбора и слабо выраженная активно-жизненная позиция);

2. Определены психолого-педагогические условия формирования: профессиональной* мотивации, студентов (высокий уровень профессиональной, направленности, сформированность адекватной системы мотивов учебной— деятельности, эмоциональное принятие будущей-профессиональной деятельности). ., ¦

3. Разработана программа формирования профессиональной мотивации студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Обобщены теоретические представления о процессе формирования профессиональной мотивации, определена его взаимосвязь с формирующейся профессиональной"направленностью.

2. Конкретизированы и уточнены представления об особенностях формирования профессиональной мотивации будущих педагогов в системе высшего профессионального образования.

Практическая з/ш^1ш0ст&'исследованиясостоит в следующем:

1. Выявленные психологические особенности и условия^ формирования профессиональной, мотивации студентов могут быть использованы для решения задач' совершенствования системы профессиональной^ подготовки педагогов.

2. Разработанная иапробированная программа тренинга может быть использована в работе со студентами психолого-педагогических специальностей, а также с учителями общеобразовательных учреждений.

3. Полученные результаты исследования* могут быть использованы при создании учебно-методических пособий, разработке учебных курсов по общей, возрастнойсоциальной и педагогической психологии, а также спецкурсов в рамках профессионального обучения психологов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Критериями и показателями успешного формирования профессиональной мотивации студентов являются: профессиональная направленность личности, развитие адекватной системы мотивов* учебно-профессиональной деятельности, эмоциональное принятие будущей профессиональной деятельности.

2. Особенностями формирования профессиональной мотивации у студентов5 старших курсов^ педагогического вуза являются: низкая осознанность профессионального выбора, несформированность целостной функциональной структуры профессиональной мотивации на этапе начального вузовского обучения, слабая интеграция мотивов учебной деятельности, профессиональной направленности и мотивации стремления к успеху.

3. Основными1 факторами, препятствующими успешному формированию профессиональной мотивации, являются: сомнения в правильности выбора профессии, снижение интереса к содержанию и значимости будущей профессиональной деятельности, высокая мотивация избегания неудач.

4. Формирование профессиональной мотивации у студентов обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями: направленность образовательной программы на формирование эмоционально-познавательного отношения к профессии, гармоничное развитие профессиональных и социальных мотивов, ориентация на успех в будущей профессиональной деятельности.

5. Психологический тренинг, включающий мотивационно-личностный, мотивационно-побудительный и эмоционально-оценочный компоненты в сравнении с другими методами формирования профессиональной мотивации у студентов педагогического вуза обладает большими возможностями, являясь средством формирования профессиональной направленности личности, осознанности профессионального выбора, внутренних мотивов профессиональной деятельности.

Экспериментальной базой исследования выступил Тульский государственный педагогический университет им. JI.H. Толстого. В исследовании приняли участие 167 студентов 4 курса факультета МФиИ, обучающихся по специальности «математика» с дополнительной специальностью «информатика». Диссертационное исследование осуществлялось в течение 2003 — 2006 гг. и включало три основных этапа. На. первом этапе (2003 — 2005 гг.) осуществлялся теоретический анализ психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, определялись цель, задачи и методы эксперимента, выдвигалась гипотеза.

На втором этапе (февраль 2006 г. — июнь 2006 г.) была подготовлена и реализована диагностическая, программа исследования особенностей профессиональной мотивации студентов педвуза {констатирующий эксперимент), разработана и апробирована программа тренинга формирования профессиональной мотивации студентов педвуза (<формирующий этап), оценена эффективность разработанной программы тренинга {контрольный этап).

На третьем этапе (2006 г.) обрабатывались, анализировались и обобщались данные, полученные в ходе экспериментального исследования.

Надежность результатов и достоверность выводов обеспечивалась теоретико-методологической обоснованностью проблемы исследованияприменением адекватного цели, предмету и задачам исследования комплекса апробированных и надежных методов и методик-, корректным использованием методов математической статистики и анализа данныхрепрезентативностью выборки и возможностью проверки полученных результатоввнедрением результатов исследования в практику обучения и воспитания студентов педагогического вуза.

Апробация и внедрение результатов проводимого исследования.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры практической психологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.) — на ежегодных научно-практических конференциях аспирантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.) — на ежегодных учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, 2004, 2006 гг.) — на Всероссийской научно-практической конференции в ТГТУ «Актуальные проблемы психологии труда и психологии управления» (Тверь, 2004 г.) — на П международнойнаучно-практической конференции ПГПУ им. В. Г. Белинского «Проблемы качества образования в современномобществе» (Пенза, 2006 г.) — на IV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной науки» (Днепропетровск, 2008) — в журнале «Известия ТулГУ» (Тула, 2006) — в научно-методическом журнале «Вестник КГУ им. H.A. Некрасова» (Кострома, 2008). Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 229 наименований отечественных и зарубежных авторов, приложения. Основной текст диссертации, включая список литературы, изложен на 165 страницах. В тексте содержатся 10 рисунков и 11 таблиц, а также 12 рисунков в приложении.

Выводы по третьей главе:

1. В качестве критериев оценки успешности формирования профессиональной мотивации студентов выступают степень сформированности профессиональной направленности личности, развитие адекватной системы мотивов учебно-профессиональной деятельности, эмоциональное принятие будущей профессии.

2. В структуре профессиональной направленности студентов старших курсов наиболее сформированным компонентом является эмоционально-познавательное отношение к профессии и стремление к профессиональной самостоятельности. В тоже время недостаточно сформированными являются показатели активно-деятельного отношения к будущей профессии: работа в научных кружках, чтение специализированной литературы и т. п.

3. В системе учебно-профессиональных мотивов студентов сформированы мотивы: обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности, стать высококвалифицированным специалистом, и приобрести глубокие и прочные знания. Доминирующими являются прагматические мотивы получения диплома и стипендии. В структуре мотивации достижения преобладают мотивы избегания неудач, стремление к достижению успеха и узко-социальные позиционные мотивы выражены на среднем уровне.

4. Профессиональная позиция будущих педагогов характеризуется как противоречивая: в учебно-профессиональной мотивации студентов превалируют внешние и прагматические мотивы наряду со стремлением стать высококвалифицированным специалистом и приобрести глубокие и прочные знания.

5. В эмоциональном плане отношение к выбранной профессии у студентов характеризуется как позитивное, среди факторов привлекательности выделяются стремление к достижению социального благополучия, творческой активности, контактам с людьми и повышению квалификации, негативными факторами выступают небольшая заработная плата и низкая значимость труда.

6. Положительное влияние на формирование профессиональной мотивации студентов оказывает прохождение ими педагогической практики. Происходит статистически достоверный позитивный сдвиг показателей активно-деятельного отношения к подготовке к профессиональной деятельности, и возрастают показатели эмоционально-познавательного отношения к профессии, эмоционального и активно-деятельного отношения к общественной работе. Однако показатели эмоционально-познавательного отношения к учебной деятельности, творческому содержанию выбранной профессии не изменяются.

7. Участие в практике приводит к положительным сдвигам в учебной мотивации студентов: стать высококвалифицированным специалистом, успешно учиться, приобрести глубокие и прочные знания, быть постоянно готовым к очередным занятиям, не запускать предметы учебного цикла, получить интеллектуальное удовольствие. Тем не менее, прагматическая позиция студентов не изменилась, они склонны к избеганию неудач, значимых изменений показателей привлекательности будущей профессии не выявлено, и отношение студентов может быть охарактеризовано как амбивалентное.

8. Выявленные тенденции в формировании профессиональной мотивации студентов указывают на необходимость оказания будущим педагогам эффективной помощи в процессе профессиональной подготовки в системе высшего профессионального образования. 9. В результате проведения тренинговой работы произошли статистически значимые сдвиги показателей по всем трем критериям формирования профессиональной мотивации студентов: а) повысилось эмоционально-познавательного отношения к профессии и активно-деятельного отношения к подготовке к. профессиональной деятельностиб) в структуре мотивов учебно-профессиональной деятельности:

— усилилась мотивация, связанная с дальнейшей профессиональной деятельностью (стать высококвалифицированным специалистом, обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности),.

— улучшилось отношение к учебной деятельности (получения глубоких и прочных знаний, интеллектуального удовольствия),.

— повысилась значимость мотивов благополучия (успешная учеба на «хорошо» и «отлично», не запускать предметы учебного цикла, быть постоянно готовым к очередным занятиям и выполнять педагогические требования),.

— ослабла значимость прагматических мотивов (получения диплома и стипендии),.

— возросла мотивации достижения успехав) повысилась привлекательность будущей профессии, усилилось позитивное отношение к ней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящая работа была посвящена разработке проблемы, повышения уровня профессиональной подготовки будущих педагогов и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий и методов формирования профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в высшем учебном заведении. Рассмотрев различные подходы к проблеме учебно-профессиональной мотивации и особенности ее становления на этапе обучения студентов на старших курсах университета, мы разработали и экспериментально обосновали программу формирования профессиональной мотивации студентов, что явилось целью нашей работы.

В исследовании были изучены теоретико-методологические основы исследования мотивации как ключевой проблемы психологии личности. Обобщены различные подходы к проблеме мотивации в отечественной и зарубежной психологии. Основу данного исследования составляют положения отечественной теории деятельности, в рамках которой мотив рассматривается как внутренняя детерминация деятельности, регулятор поведения, а мотивация трактуется как система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов личности, сознательно определяющих линию ее поведения. Проведенный теоретический анализ показал влияние мотивации на профессиональное самоопределение и удовлетворенность профессией.

При рассмотрении понятия профессиональная мотивация был сделан акцент на ее понимание как совокупности мотивов, отражающихся в I сознании и побуждающих личность к изучению будущей профессиональной деятельности, а также профессионального мотива, под которым понимается осознание предметов актуальных потребностей личности, удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих к профессиональной деятельности. Выявлена специфика учебно-профессиональной мотивации, которая рассматривается как побуждение к профессиональной активности в сфере педагогической деятельности и включает в себя несколько связанных мотивов: стремление к познанию и самообразованию, к передаче знаний, к самоуважению, к межличностному доминированию, к получению статуса высокообразованного человека, желание сделать научную и педагогическую карьеру.

Анализ различных подходов к проблеме становления учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете показал, что учебная деятельность студентов полимотивированав ее основе лежат широкие и узкие социальные мотивы, профессиональные мотивы, познавательные мотивы, мотивы материального поощрения, утилитарные мотивы, мотив боязни, неуспеха, мотив достижения. Ведущей формой мотивационно-целевых установок студентов в процессе обучения в вузе является профессиональная направленность как наиболее обобщенная форма отношения человека к профессии, интерес к ней и склонность заниматься ею.

На основании анализа теоретических представлений и эмпирических исследований проблемы профессиональной мотивации были выявлены критерии успешного формирования профессиональной мотивации студентов: формирование профессиональной направленности личности студента;

— осознание мотивов учебно-профессиональной деятельностипознавательных, социальных, профессиональных и др.;

— эмоциональное принятие будущей профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность студентов характеризуется как недостаточно сформированнаяэто особенно свойственно студентам, не прошедшим педагогическую практику. Учебная деятельность студентов всех групп определяется в основном прагматическими и содержательными мотивами, а также стремлением обеспечить успешность дальнейшей профессиональной деятельности, стать высококвалифицированным специалистом. В целом студенты склонны к избеганию неудач наряду со средне выраженным стремлением к достижению успеха. Выявлено амбивалентное отношение студентов всех групп к будущей профессиональной деятельности, причем наименее привлекательна профессия для студентов, не прошедших педагогическую практику.

Далее в проводимом исследовании была разработана и обоснована программа тренинга по формированию профессиональной мотивации студентов в рамках образовательного процесса вуза. Экспериментально проверена и статистически подтверждена эффективность данной программы, которая способствовала: 4 формированию профессиональной направленности студентов: развитию позитивного эмоционально-познавательного отношения к учебной деятельности, будущей профессии и ее творческому содержаниюповышению активности в подготовке к профессии, росту стремления к профессиональной самостоятельностиформированию профессиональных (стремление стать высококвалифицированным специалистом), познавательных (интерес к содержательной стороне учебной деятельности) и других мотивов профессиональной деятельностиусилению мотивации достижения успеха;

— повышению привлекательности будущей профессии.

Таким образом, в ходе эксперимента была подтверждена гипотеза о том, что формирование профессиональной мотивации студентов возможно при соблюдении ряда условий:

— наличия у будущих педагогов профессиональной направленностисформированности адекватной системы мотивов учебной деятельностиэмоционального принятия студентами будущей профессиональной деятельности.

Было показано, что более успешное формирование профессиональной мотивации студентов обеспечивается: прохождением педагогической практики, изучением практико-ориентированных дисциплин, целенаправленным тренинговым воздействием.

Теоретические и практические результаты исследования могут служить основой для дальнейшей разработки проблемы повышения качества образования и подготовки специалистов в различных направлениях. Содержание материалов диссертации полезно в качестве научно-методической основы для составления программ спецкурсов и тренингов для студентов различных специальностей и курсов обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Новое в психологии профессионализма // Психологический журнал. 1997. — № 4. — С. 112−114.
  2. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 2002.
  3. .Г. Познавательные потребности и интересы. — Учен. Зап. ЛГУ, 1959. Вып. 16.- № 265.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. — М: Наука, 1997.-380 с.
  5. .Г. Психология педагогической оценки // Избран, психол. труды. М., 1993. — С. 128−267.
  6. Ю.В. Развитие профессиональной направленности учащихся // Мир образования образование в мире. — 2004. — № 3. — С. 133 — 136.
  7. В.Е. Социально-психологические условия формирования у старших школьников мотивации выбора профессии офицера: Автореф. дис. канд. психол. наук. Кемерово, 1999.
  8. Ф.Н. Основные современные теории мотивации. Майкоп: Изд-во ООО «Аякс», 2001 — 56 с.
  9. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. — 1996. — 158 с.
  10. Ю.Асеев В. Г. Проблемы мотивации и личности / Теоретические проблемы психологии личности. М., 1994. — С. 123 — 124.
  11. Н.Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 167 с.
  12. Л.Р. Оценка психологических показателей эффективности профессионального тренинга.: Дис. кан. псих. н. -М., 2005. 152 с.
  13. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. — Омск, 1999.
  14. Г. В., Кобзева В. В. Посттренинговое сопровождение персонала. Тренинг закончен. Что дальше? СПб.: «Речь». — 2003. — 128 с.
  15. И.А. Мотивация учебной деятельности студентов ССУЗ: Дис.. канд. псих. наук. — Казань, 1997. — 180 с.
  16. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки: М.: Педагогика, 1989. -208 с.
  17. БибрихР.Р. Исследование видов целеобразования. Автореф.. кан. псих, наук. — М., 1979.
  18. P.P. К проблеме управления формированием учебной деятельности // Психология учебной деятельности школьников. Тезисы докладов 2 — ой Всесоюзной конференции по педагогической психологии. -М, 1982.- 105 с.
  19. C.B. Некоторые особенности мотивации поступления в педагогический вуз. Психологическая служба образования: Материалы докладов конференции в г. Сочи. — СПб., 1997. ?
  20. В.А., Сыркин Л. Д. Диагностика и прогнозирование профессиональной мотивации в процессе психологического отбора // Психологический журнал. 2003. — Т.24. — № 1. — С. 73 — 82.
  21. В.А., Бессонова Ю. В. Развитие профессиональной мотивации спасателей // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26. — № 2. — С. 45—56.
  22. JI. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1998. — 464 с.
  23. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. М., 1951.
  24. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дис. д-ра. психол. наук.- М., 1995.
  25. .С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность // Вестник МГУ, 1982.-№ 1.
  26. Братко A.A.,' Волков П. П., Кочергин А. Н., Царегородцев Г. И. Моделирование психической деятельности. М.: Мысль, 1969. — 384 с.
  27. A.B. Деятельность, действие и психическое как процесс// Вопр. психологии. 1984. — № 5. — С. 17- 29.
  28. Л.Ф. О проекции как принципе построения методов исследования личности // Вопросы диагностики психического развития: Тез. симпозиума. — Таллин, 1974.
  29. P.C. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. М., 1973. — № 6.
  30. P.C. Мотивация учебной деятельности и научно-познавательные интересы студентов // Новые исследования в психологии. М., 1974. -Вып. 2.-С. 39−41.
  31. И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. 1998. — № 4. — Т. 19.- С. 49−61.
  32. И.В., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., Изд. МГУ, 1991. — 144с.
  33. И.Л. Динамика мотивационно-целевых установок будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки: Дис. канд. психол. наук. М., 2004. — 131 с.
  34. И.В. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / И. В. Вачков, Н. С. Пряжников. М., 2003. — 463 с.
  35. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. -М., 2005.-224 с.
  36. A.A. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования взрослых как новой ветви психологической науки. Проблемы психологии образования // Сборник статей. М., 1992. — 146с.
  37. A.A. Теория контекстного обучения как основа педагогических технологий // Завуч. 1998. — С. 96 — 103.
  38. A.A., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов. — М., 1996.
  39. B.K. Теория деятельности и проблема мотивации. М., 1993. -С. 191−200.
  40. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. -288 с.
  41. Вовчик-Блакитная М. В. Мотивационный аспект развития учебной деятельности студентов.-М., 1993.
  42. JI.C. Проблема развития психики // Собр. соч.: В 6-ти т. -М.: Педагогика, 1982 1984. — Т. 3. — 368 с.
  43. Г. Ш. Управление психическим состоянием и его роль в совершенствовании учебного процесса // Психологическая служба в вузе. -Казань, 1991. С. 105−174.
  44. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.- 347 с.
  45. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «ноосфера», 1999. -272с.
  46. А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. М., 1997.
  47. Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова E.H. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии 1993. — № 3. — С. 62 — 68.
  48. B.JI. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии 1987. — № 1. — С. 56 — 59.
  49. О.С. Принцип мотивационной основы обучения // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тезисы научных- сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов, СССР. Ч. 2. М., 1983.
  50. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию-активности. — М.: Политиздат, 1990. —286 с.
  51. A.M. Ролевые игры и кейсы в бизнес-тренингах. СПб.: «Речь», 2004. — 144 с.
  52. М.Д., Владимирова Н. М. Интеллектуальное развитие и успешность обучения. М., 1990.
  53. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1999.-С. 146- 169.
  54. М.В. Изучение мотивационной структуры личности безработных. СПб., 1998. С. 18 — 35.
  55. М.А., Крылов A.A., Нафтемев А. И. Психология труда и инженерная психология: Учеб. пособие / Крылов A.A. — Л.: Из-во Ленингр. Ун-та. 1979. 224 с.
  56. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. М. — 1984. — № 4. — С. 126−130.
  57. Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста // Психологический журнал. 2003. — № 5. — С. 103 — 110.
  58. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. М., 1995.
  59. Л.Ф. Психология высшей школы пограничной школы. М.: «Пограничная академия ФСБ России», 2003.
  60. Ю.М. Коммуникативный тренинг. М.: «Гардарики», 2003. — 223 с.
  61. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1990.
  62. В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы: Автореф. дис.. д-ра наук.-Л., 1983.
  63. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журнал. 1997. — Т.18. — № 6. — С. 35 — 44.
  64. И.А. Педагогическая психология. -М., 1992. 107с.
  65. В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психол. журнал. 2000. — Т. 21. — № 2. — С. 7−15
  66. H.H., Родина О. Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. — 2003. — № З.-С. 69−78.
  67. В.А. Формирование побуждения к действию. М., 1995.
  68. И.Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях // Вопр. психологии. 2008. — № 1. — С. 89 — 100.
  69. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения / Учеб. пособие. Горький, 1974. -С.66.
  70. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2003. — 512с.
  71. С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 121 — 129.
  72. С.Б. Мотивация труда. М., 1998. — 223с.
  73. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петролис, 1997. — 205с.
  74. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. М., 1993.- 182 с.
  75. Д. Теория личности. Спб.: Речь, 2000.
  76. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. — М., 1998. 150 с.
  77. В .Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования: Учебник. — СПб., 1996.
  78. M.B. Корпоративный тренинг от, А до Я: Научн.-практ. Пособие. -М., 2002.-224 с.
  79. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
  80. В.И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности, и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 6. — С. 35 -44.
  81. В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1998. 192 с.
  82. А. Г. Психология личности. — М.: Мысль, 1993. — 341с.
  83. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе // Автореф. дис. канд. псих. наук. — JL, 1983. 24с.
  84. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1995. — 431 с.
  85. Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов // Вестник Московского университета. 2004. — № 4. — С. 61 — 69.
  86. A.A. Психология / Учебник. М.: Проспект, 1998. — 588с.
  87. A.A., Головей JI.A., Розе H.A. Психомоторика: движения, произвольные реакции, действия, деятельность // Практикум по общей и экспериментальной психологии // Под общ. ред. А. А. Крылова. — ЛГУ, 1987.- С. 177−237.
  88. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии, 1983, № 2.-С. 51−59.
  89. Н.В. Социологические методы в педагогике // Методы педагогического исследования. М., 1979. — С. 85 — 112.
  90. Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения // Вопр. психологии. 1984. -№ 5. -С. 43.
  91. М.М. Системно-структурный анализ как метод исследования" в дидактике / Вопросы методов педагогических исследований: Сб. науч. тр.1 -М., 1993.-С. 192−199.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1995.
  93. А.Н. Предисловие к V выпуску «Экспериментальной психологии». Мотивация, эмоции и личность / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. -М., 1975.- С. 5- 12.
  94. АН. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М., 1991.
  95. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1998.
  96. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Учебное пособие. М., 1997. — 90с.
  97. В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности // Автореф. дис. доктора психологически х наук. Тбилиси, 1989.-48с.
  98. В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск, 2002. — 241 с.
  99. А.Н. К обществу образованных детей. Теория и практика образования взрослых. СПб: издательство ИОВ РАО «Тускарора». 1998 — 273 с.
  100. И .Я. Педагогическое сознание — явления действительности и категория науки // Советская педагогика. 1985. — № 3. — С. — 52−57.
  101. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.- Под ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-336 с.
  102. H.A. Профессиональное становление детского психолога: представления о личности преподавателя вуза у студентов, обучающихся по специальности педагог-психолог // Психология в вузе. 2004. — № 4. — С. 74−79.
  103. B.C. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. 2004. — № 5. — С. 25 — 33.
  104. Лях Т. И. Опыт экспериментального формирования личностно значимого мотива учения: Методические рекомендации для студентов педуниверситета, педколледжа, родителей учащихся. — Тула: Изд. ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2004. И — 133 с.
  105. Магомед-Эминов M.LLI. Мотивация достижения: Структура и механизм. Дисс. .канд. псих. наук. -М., 1987.
  106. Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика: Учеб. пос. / A.A. Бодалев, В. В. Столин. М., 1997. -С. 155−163.
  107. С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. СПб.: «Образование», 1997. — 238 с.
  108. С.И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. Спб.: «Образование», 1993. — 106 с.
  109. Мак-Дугалл У. Основные проблемы социальной психологии. М., 1984.
  110. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 96с.
  111. А.К. Мотивация учебной деятельности. М., 1998. — С. З
  112. ИЗ. Маркова А. К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.-265 с.
  113. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 190 с.
  114. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  115. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: «Когито-Центр», 2001.-251 с.
  116. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  117. М.В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости //Мотивация учения.— Волгоград, 1996. С. 5 — 15.
  118. М. В. Мотивация учения младших школьников. М., 1994. — 144 с.
  119. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1991.
  120. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1997. 704 с.
  121. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособ. / Н. Кузьмина. М., 1990. — 172 с.
  122. Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1993. — 15с.
  123. В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 129 — 138. '
  124. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 58 — 64.
  125. Л.М. Психология профессионального развития учителя: Дис.. д-ра псих. наук. М., 1995. — 358 с.
  126. Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-метод. пособие / Под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 184 с.
  127. Л.М., Ефимова Н. С. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 144 с.
  128. Л.М., Митин Г. В., Анисимова O.A. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под общ. ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 368 с.
  129. Т.В. Становление профессиональной идентичности у студентов педвуза: Канд. дис. Ярославль, 2005.
  130. Моргун В, Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии, 1976. № 6. — С. 34 — 67.
  131. В.Н. Структура личности и отношение человека к действиям. -М., 1996. 184 с.
  132. В.Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий. М., 1992.-С. 334−411.
  133. P.C. Психология. Уч. для студентов высш. пед. учеб, заведений. В 3 кн. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — Кн. 1. -576 е.- Кн. 2.-496 е.- Кн. 3.-512 с.
  134. P.C., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности II Психологический журнал. 1987. — Т.8, № 1. — С. 46 — 54.
  135. Е.М. Направленность личности и ее методы исследования. М., 2004. — 192 с.
  136. Е.М. Психологические особенности направленности личности. М., 2007.
  137. . Мотивация // Экспериментальная психология. Тексты. — М., 1995.-С. 15−110.
  138. Г. Становление личности: избранные труды. — М.: Смысл, 2002.
  139. A.A., Исаев Е. И., Федотенко И. Л., Туревский И. М. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза // Педагогика. -2004.- № 3.-С.53−60.
  140. А.Б. Две ориентации в исследовании мотивации за рубежом. -Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1979. № 2.
  141. Ю.К. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  142. Ю.М. Академическая успешность студентов и социальные потребности личности // Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. — М., 1996. С. 4 — 26.
  143. Ю. M. Потребность в достижениях, в учебной деятельности // Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. — М., 1996.-С. 24−46.
  144. А.К., Балкова Н. В., Истомина C.B. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопр. Психологии. -2009. -№ 1.- С. 3−12.
  145. К.Т. Мотивы учения старшеклассников // Вопр. психологии. — 1978. — № 2. — С. 111−117.
  146. A.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М., 1999.
  147. В.А. Психологические условия формированияпрофессиональной мотивации у студентов будущих менеджеров.: Дис. кан.псих. н. М., 2006. — 220 с.
  148. А.Н., Мухина Г. В. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД. // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1996. — 138с.
  149. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., 1994. 174 с.
  150. Ю.П. Профессиональное становление личности: Дис.. д-ра психол. наук. Ярославль, 1999. — 359 с.
  151. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002.
  152. Е.Ю., Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: проблема соотношения образовательного госстандарта и уникальности личности // Журнал практического психолога. 1999. — № 4. — С.28 — 34.
  153. Психологический словарь / В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, Б. Ф. Ломов и др. М.: Педагогика, 1993. — 448 с.
  154. JI.M. Соотношение мотивации и представлений студентов университета о будущей профессиональной деятельности: Дис.. канд. псих. наук. М., 2000. — 143 с.
  155. .В. Точные науки и науки о человеке // Вопросы философии. 1989. — № 4. — С. 12−17.
  156. Ф.М. Мотивы учебной деятельности в мотивационной сфере личности // Прикладная психология в высшей школе. Казань, 1993.-С.108−118.
  157. Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности: Психологическая служба в вузе. -Казань, 1991.
  158. A.A. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
  159. Н. Творчество как усиление себя.//Вопр. психол. 1990. № 1, — С. 164−168.
  160. К. Взгляд на психологию. Становление человека.- М., 2001.
  161. Е.С. Психология профессионального становления личности: Дис.. д-ра псих. наук. М., 1999. — 611 с.
  162. С. Л. Проблемы общей психологии. М., 2005.
  163. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1998.
  164. H.A. Исследование психологических особенностей студентов будущих специалистов по социальной работе // Автореф. дис. канд. псих, наук, Самара, 2000. — 21с.
  165. Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2004. —275 с.
  166. Л.А. Факторный анализ — оптимальный метод оценивания качества тестов // Новые методы и средства обучения в высшей школе: Межвуз. темат. науч. сб. Вып. 2. Таганрог, 1976. — С. 117 — 119.
  167. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2000. 347 с.
  168. П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1994. — 96 с.
  169. П.В. Эмоциональный мозг. — М., 1991. — 215 с.
  170. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1991.-206 с.
  171. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
  172. Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 176 с.
  173. .А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности //Автореф. дис. доктора психол. наук. -М., 1992.-30с.
  174. Социально-психологические проблемы подготовки кадров в системе непрерывного образования. — Киев, 1991. 36 с.
  175. А. А. Социально-философский анализ мотивации человеческой деятельности: Дис. .канд. филос. наук. — М., 2000 158 с.
  176. В.Н. Влияние мотивации достижения успеха и избегание неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии. — М., 1981. -№ 6. С. 59 — 74.
  177. A.M. Психология и практика // Псих, журнал, 1985. Т. 6, № 5.-С. 73−83.
  178. К.В. Биологические мотивации. М., 1991.
  179. Г. С. Потребности, цели и мотивы в структуре деятельности // Мотивация познавательной деятельности. М., 1992. — С. 8.
  180. И.В. Психодиагностикаю М.: «Академический проспект», 2005.
  181. Н.Д. Элементы структуры деятельности общения личности как факторы достижения комфорта во внутригрупповых отношениях. ,-М., 1995.
  182. Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности // Искусственный интеллект и психология. — М.: Наука. — 1996. — С. 41 — 95.
  183. .М. Психология. M., 1991. — 242 с.
  184. Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава- Акад. пед. и соц. наук. М.: Ин-т практ. психол., Воронеж: МОДЭКТ — 1997. — 448 с.
  185. Д.Н. Психологические исследования. — М.: Наука, 1996. 450 с.
  186. Д.И. Психология становления личности. — М.: Международная пед. Академия, 1994. — 192с.
  187. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1993. -840 с.
  188. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. М.: Инфра — М., 1998. — 576 с.
  189. А.Р. Развитие личности’в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 72 — 84.
  190. В. Человек в поисках смысла / Под ред. Л .Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
  191. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Прогресс, 1990. — 448 с.
  192. Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. — М.: Просвещение, 1997. 224 с.
  193. Э. Человек для самого себя. Минск, 1992. — 253 с.
  194. И.Ф. Педагогика. Минск, 1989. — 462 с.
  195. Н.М. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к деятельности в процессе изучения педагогических дисциплин. — Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2001. 120с.
  196. X. Мотивация и деятельность. СПб., 2003 .-860 с. 198 199,200.201.202,203,204,205,206,207,208,209,210,
  197. К. Невротическая личность нашего времени. СПб., 2002. Чанько А. Д. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации.: Дис. кан. псих. н. — СПб., 2004. — 267 с.
  198. Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психол. журнал. 1985. — Т. 6 — № 4 — С. 73 -86.
  199. Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей. В, кн.: Проблемы формирования духовных потребностей личности. -Новосибирск, 1990.
  200. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности впедагогической практике: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1992.-140 с.
  201. В.И. Влияние мотивов на учебную деятельностьдеятельность. М., 1996. — С. 26 — 101.
  202. А. Пол. собран, соч. в 4-х томах. М., 1990.
  203. Е.А. Психологические особенности личностистаршеклассника. — М., 1993. 241с.
  204. Т.М. Динамика профессионально-педагогической направленности студентов //Вопросы психологии. М. — 1985. -№ 2. -С. 73−75.
  205. Юнг К. Г. Психологические типы. М., 2001.
  206. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 31- 42.211 212.213,214.215.216.217.218.219.220,221,222,223.224.225.226,227,228.
  207. В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник ЛГУ, Серия: Экономика, философия, право. 1980. -№ 11.
  208. В.А. Обучение как процесс управления. -М., 1998. 160 с. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — СПб., 1998.-639с.
  209. Abt L., Bellak L. Progective psychology. N. Y., 1990. Anastasi A. Psychological testing. -N. Y., 1993. Anzein D. Lesmenthodes progectives. — Paris, 1995.
  210. Frank L. Progective methods for the study of personality. U. Y. of psychol., 1999.
  211. Handbook of progectiv technigwes. N. Y., 1990.
  212. Holmes D. S. Dimensions of progection Psychol. Bull, 1998.1.win K. Principles of topological psichologi. N.Y., 1936.
  213. McClelland D.C. Assessing Human Motivation. N.Y., 1991.
  214. Murrey H.A. Exploration in Personality. -N.Y., 1938.
  215. Nuttin I.R. Motivation and reward numan learning: A cognitiveapproach. In: Handbook of learning and cognitive processes. V.3.
  216. Approaches to human learning and motivation. New Iersey, 1996.-P. 247−282.
  217. Porter L., Lawler E. Managerial Attitudes and Perfomance Homewood, Ш.: Irwin, 1968.
  218. Sargent H. Progectiv methods: ther origin theory and application in personality research. — Psychol. Bull, 1995.
  219. Super D.E. Veration development. N.Y.: Van Nostrand, 1957. — 187 p.
Заполнить форму текущей работой