Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология ответственного профессионального поведения личности: На примере работников государственных и негосударственных организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры социальной психологии, нашли свое отражение в материалах, опубликованных автором, а также в выступлениях на научно-практических и научно-методических конференциях: II Российской научно-методической конференции «Учебный, воспитательный и научный процессы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологическое исследование сущности ответственного профессионального поведения личности
    • 1. 1. Понятия «ответственность» и «ответственное профессиональное поведение» как социально-психологические феномены
    • 1. 2. Анализ научных подходов к исследованию ответственности и i ответственного поведения личности
  • Г. З. Саморегуляция ответственного профессионального поведения личности
    • 1. 3. 1. Саморегуляция как форма взаимодействия личности с социальной средой
    • 1. 3. 2. Анализ научных подходов к исследованию саморегуляции-социального поведения личности
    • 1. 4. Диспозиционная организация психологических механизмов саморегуляции ответственного профессионального поведения личности
    • 1. 5. Направленность как системообразующий фактор саморегуляции ответственного профессионального поведения личности
    • 1. 6. Психологические механизмы ответственного< профессионального поведения личности
  • Выводы по первой главе
    • Глава 2. Эмпирическое исследование психологических особенностей ответственного профессионального поведения работников различных типов организаций
    • 2. 1. Организация и методы эмпирического исследования
    • 2. 2. Анализ взаимосвязей особенностей ответственного профессионального поведения личности с ее психологическими качествами
    • 2. 3. Анализ влияния локус-контроля на особенности ответственного профессионального поведения личности
    • 2. 4. Анализ взаимосвязей ответственного профессионального поведения личности с направленностью и ценностными ориентациями
    • 2. 5. Анализ мотивации личности, определяющей особенности ее ответственного профессионального поведения
  • Выводы по второй главе

Психология ответственного профессионального поведения личности: На примере работников государственных и негосударственных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В связи с радикальными? социально-экономическимиполитическими и идеологическими изменениями в нашей стране коренным образом меняются требования к личности профессионала и его профессиональному поведению. В условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции и наличия рынкарабочей силы эти требования заметно возрастают. Кроме того, быстрое развитие техники и технологии предполагают не только высокий уровень профессиональной компетентности, но и весьма выраженные профессионально важные качества. Именно к таким качествам любого профессионала относится ответственность, которая с полным правом можно назвать универсальным профессионально важным качеством, то есть востребованным в любой профессиональной деятельности.

Действительно, настоящее время проблема ответственности! стала приоритетной? в. обеспечении эффективности, надежности и безопасности во многих видах профессиональной деятельности. Как свидетельствует статистика, от 60 до 90% всех аварий и несчастных случаев связано с так называемым «человеческим фактором». Наиболее частой причиной. этих случаев является низкая ответственность работников. «Никогда еще прежде в истории на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой — многократно возросшей благодаря технике — властью над другими людьми, а также над другими природными существами и видами, над всей окружающей средой и даже над всем живым на Земле» [91, с.372].

На важность данной проблемы указывают многие ученые, например, немецкий философ Ханс Йонас даже утверждает, что на смену «человеку разумному» должен прийти «человек ответственный», а американский философ аналитической ориентации Джон Лэдц предлагает рассматривать ответственность в качестве сущностной характеристики человека: «Люди — это лица, отдающие себе отчет в своих действиях, и лица, ответственные за последствия своих действий» [164, с.1−2].

Понятие «ответственность» широко используется в таких науках, как философия, социология, юриспруденция и психологияНаиболее распространенным является представление об ответственности как категории этики и права, отражающей социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. В психологии это понятие имеет множественные дефиниции, используемые при? анализе различных сторон жизнедеятельности индивида.

Ответственность как свойство личности формируется в процессе социализации в результате интериоризациисоциальных ценностей, норм и правил и проявляется не только в характере, но и в чувствах, мировоззрении, в разных формах социального поведения.

Ответственность выступает как различные формы контроля над деятельностью субъекта с точки зрения выполненияим принятых норм и правил. Различают внешние формы контроляреализуемые обществом, и внутренние формы в виде саморегуляции (чувство ответственности, долга).

Направления в исследованиях, посвященных проблеме ответственности и ответственного поведения весьма разнообразны. Среди них выделяются исследования ответственности в рамках социологии и философии (М.МБахтин, И. С. Кон, В. Е. Семенов и др.), где сложилась традицияv рассматривать ответственность сквозь призму этических категорий — мораль (нравственность), долг, добро и зло, свобода, дисциплина и т. д.- юридической психологии (В.Л.Васильев, М. И. Еникеев, В. В. Романов, Ю. В. Чуфаровский, Г. Г. Шиханцов, О. Д. Ситковская, Д. А. Липинский и др.), где рассматриваются психологические аспекты юридической ответственностипедагогической психологии (Н.В.Кузьмина, А. А. Реан, Я. Л. Коломинский, Ю. А. Клейберг и др.), где проблема ответственности изучается в рамках учебной деятельности, а также в связи с анализом причин девиантного поведения несовершеннолетнихорганизационной психологии (А.В.Карпов, Р. Л. Кричевский, К. Муздыбаев, А. Н. Занковский и др.) где проблема ответственности руководителей и подчиненных им работников рассматривается как один из главных ресурсов повышения эффективностив социальной психологии (Г.М.Андреева,.

A.И.Донцов, Б. Д. Парыгин, А. Л. Свенцицкий, Е. В. Шорохова и др.) где рассматриваются вопросы ответственности личности перед социумом и социума перед личностью, а также психологические факторы, закономерности и механизмы ответственного социального поведения личности.

Большинство исследователей рассматривают проблему ответственности применительно к конкретному из изучаемых ими направлений, то есть ответственность власти, ответственность в бизнесе, ответственность в науке, ответственность в технике, ответственность в профессиональной деятельности и т. д. Это свидетельствует о важном прикладном значении решения данной проблемы.

Среди различных подходов к изучению ответственности личности и ее ответственного поведения следует прежде всего отметить: концепцию локус-контроля личности, согласно которой ответственность за то, что уже произошло или может произойти приписывается либо внешним силам, либо собственным способностям и стараниям, то есть проявляется склонность личности видеть источник управления своей жизнью преимущественно во внешней среде либо в самой себе (Д.Роттер и др) — теории морального развития личности и формирования ответственности (Ж.Пиаже, Л. Колберг, М.М.Бахтин) — теории атрибуции ответственности (Ф.Хайдер, Г. Келли и др.) — изучение ответственности в рамках педагогических теорий (А.С.Макаренко,.

B.А.Сухомлинский, В. А. Горбачева, К. А. Климова, М. В. Матюхина и др.) — нормативный подход к изучению ответственности (Е.В.Шорохова, М. И. Бобнева и др.).

Каждый из представленных подходов раскрывает важные психологические вопросы сложной проблемы ответственности и ответственного поведения, в то же время отсутствует целостное теоретическое осмысление самого содержания данного явления, важнейших его видов, психологических механизмов и закономерностей.

Такое осмысление должно проводиться, прежде всего, в рамках социально-психологического изучения. Однако, отечественных публикаций по социально-психологическим аспектам ответственности немного. Наиболее известной из них является монография К. Муздыбаева [107], где рассматриваются вопросы социальной ответственности личности и реального ответственного поведения. К сожалению, практически отсутствуют комплексные исследования по проблемам ответственного профессионального поведения. Имеющиеся работы, в основном, касаются лишь некоторых частных аспектов этого поведения.

В психологических научных работах, посвященных проблеме ответственности и ответственного поведения, даже отсутствует научное определение понятия «ответственное профессиональное поведение», под которым следует понимать склонность личности неукоснительно исполнять свои профессиональные ролевые обязанности, придерживаясь при этом принятых в данном обществе моральных и правовых норм, и ее готовность держать отчет перед собой и внешними инстанциями за свои профессиональные действия.

Как известно, важнейшим направлением социальной психологии является изучение механизмов взаимодействия личности и общества, закономерностей социального поведения личности в системе различных групповых отношений. Попытки создания социально-психологической теории, объяснявшей закономерности взаимодействия личности с обществом и ее функционирования в рамках малых и больших групп, связаны с исследованиями таких ученых, как Г. Тард, Г. Лебон, У. Мак-Дугалл, С. Сигеле, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Ч. Кули, Д. Морено, Ч. Осгуд, В. Меде, Ф. Олпорт, Э. Мэйо, К. Левин, Г. Мид и др. В нашей стране такие попытки предпринимались В. Бехтеревым, А. Залужным,.

Е.Кузьминым, Б. Парыгиным, А. Свенцицким, И. Волковым, Е. Кунициной, Е. Шороховой, М. Бобневой, Г. Андреевой, А. Асмоловым и др.

В отечественной науке продолжительное время бытовало критическое отношение к попыткам с позиций психологии определить общие закономерности социального поведения людей, отводя решающую роль социальным и экономическим факторам в объяснении закономерностей взаимодействия личности с обществом и функционирования самых различных человеческих сообществ, как малых, так и больших.

Однако, как показала история, такой подход оказался односторонним и не мог в полной мере объяснить все многообразие социально-психологических явлений и закономерностей функционирования как человеческих сообществ, так и отдельно взятой личности.

В настоящее время не вызывает споров утверждение, что основная закономерность, определяющая природу индивида, его место в обществе, состоит в том, что он является продуктом всей конкретно-исторической системы социальной жизнедеятельности людей, специфически человеческих форм социальной активности, творческого труда, познания и общения.

В то же время, как справедливо указывает Б. Д. Парыгин, личность-это не только продукт определенных конкретно-исторических условий ее существования и жизнедеятельности, она одновременно и субъект социальной деятельности, социальных отношений и изменений. Исторический процесс является результатом переплетения и взаимодействия множества людских усилий, включая как действия отдельных личностей, так и социальные движения масс.

Во всех случаях субъектом социальных сдвигов и перемен оказывается сам человек. Будучи продуктом истории и субъектом происходящих в ней изменений, человек выступает тем самым и в качестве ее постоянной предпосылки [125].

Таким образом, учитывая в социально-психологических исследованиях социальную сущность человека и решающее влияние социальных условий на формирование общественного и коллективного сознания, нельзя недооценивать при этом активную роль каждой личности. Именно с этих позиций можно объективно рассматривать психологические механизмы и закономерности социального, в том числе профессионального, поведения личности, то есть той проблемы, которая неоправданно, как отмечал Б. Ф. Ломов, оказалась обойденной вниманием исследователей в отечественной психологии [95].

Между тем, именно поведение представляет собой одну из форм организации психической жизни человека, затрагивающей особенности его существования в окружающем мире. Социальное поведение является формой, внешней стороной человеческой деятельности. Поэтому одной и той же деятельности могут соответствовать разные формы и способы поведения, одно и то же поведение может рассматриваться как проявление деятельности разного содержания. При этом осознанные намерения людей далеко не всегда согласуются с их реальным поведением. Указанное несоответствие объясняется различиями в содержании и структуре индивидуальных и общественных ценностей. Первые выступают предпосылкой индивидуальных «поведенческих программ», а вторые образуют нормативные предписания, подчас не согласующиеся с первыми.

Следовательно, социально-психологическую проблему ответственного профессионального поведения личности можно конкретизировать как проблему соотношения ценностей общества (или определенной социальной группы) и ценностных ориентаций индивидов, ролевых предписаний и отношения к ним (принятие или непринятие роли), нормативных требований ситуации и следования норме. Личность постоянно сталкивается с необходимостью согласовывать ценности, нормы и ролевые предписания, усвоенные в одной сфере деятельности, с требованиями, действующими в другой сфере, или искать соответствующие компромиссы.

Однако, следует учитывать и активную роль самой личности в системе социальных (групповых) отношений и, следовательно, относительную независимость личностных ценностей и норм, а также их влияние на социальную (групповую) ценностно-нормативную систему. То есть, речь идет о взаимодействии индивидуальных и социальных (групповых) регуляторов поведения личности.

По мнению Г. С. Никифорова [115], психология? знает немалоубедительных примеровв которых закономерности и особенности протеканияпсихических процессов, развития? психических, состояний, самовоспитания свойств: личности (черт характера), а также выполнения! различных видов деятельности раскрываются! с: позицийрегулятивного подхода. В гораздо меньшей степени об этом можно пока говорить применительно к категорииповедения. Особенно такой категории социального поведениякакответственного профессионального поведения. Можно констатировать, недостаточную проработку как категориального аппарата, так и закономерностей и психологических механизмов такого поведения.

Социально-психологические исследования? закономерностей ш механизмов1 саморегуляции? поведения! личности, проведенные в> разное время! М.БобневойЕ.Шороховой, В. Ядовым т другими®учеными, разумеется, не могли ответить на все вопросы и вскрыть, всю глубину даннойсложнейшей проблемы. Учитывая, что ответственность, и: ответственное поведение, в том числе ответственное профессиональное поведение, являются нравственными категориями, представляется * необходимым дополнить существующиенаучные теоретические и эмпирические знания по этой проблеме подходомсвязанным с нравственной регуляцией поведения личностиВ соответствии с этим подходом ответственное профессиональное поведение личности, в целом, может определяться разными уровнями нравственной зрелости личности:.

Однако, на основе признаниясуществования у каждой личности процессов! саморегуляцииадаптивного и неадаптивного типовможно утверждать, о наличии у нее различных видов нравственной саморегуляции ответственного профессионального поведения.

Согласно диспозиционной концепции, можно предполагать, что в ответственном профессиональном поведении личности в зависимости от конкретной ситуации актуализируются определенный уровень ее диспозиций и соответствующие ему процессы нравственной саморегуляции адаптивного или неадаптивного типов, определяющие различные виды этого поведения. При этом направленность и ценностные ориентации личности могут рассматриваться в качестве основных психологических механизмов саморегуляции разных типов, определяющих адаптивные и неадаптивные виды ответственного профессионального поведения личности. Среди психологических факторов, влияющих на особенности проявления такого поведения, могут также иметь существенное значение индивидуально-психологические качества личности и ее мотивационная сфера.

Итак, по нашему мнению, существует противоречие между тем, что развитие рыночных отношений в нашей стране настоятельно требует проведения комплексных социально-психологических исследований по проблеме ответственного поведения работников в организациях с разными формами собственности, и недостаточной изученностью этого социально-психологического феномена, его психологических механизмов и закономерностей. Стремление найти пути разрешения указанного противоречия и определило проблему данного исследования.

В теоретическом плане — это проблема научного обоснования понятия ответственного профессионального поведения личности, его видов, психологических механизмов и закономерностей.

В практическом плане — это проблема определения конкретных психологических факторов, влияющих на особенности различных видов ответственного профессионального поведения работников, принадлежащих к организациям разных типов.

Объект исследования — ответственное профессиональное поведение личности.

Предмет исследования — психологические особенности и механизмы различных видов ответственного профессионального поведения личности в организациях с разными формами собственности.

Цель исследования состоит в выявлении психологических механизмов саморегуляции различных видов ответственного профессионального поведения и их психологических особенностей у работников, принадлежащих к государственным и негосударственным организациям.

Гипотеза. Особенности различных видов ответственного профессионального поведения личности определяются ее индивидуально-психологическими качествами, образующими психологические симптомокомплексы, локус контролем и мотивационной сферой, включающей в себя доминирующие мотивы, ценностные ориентации и направленность личности. Существуют различия в психологических механизмах ответственного профессионального поведения работников государственных и негосударственных организаций.

Задачи исследования. Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость последовательного решения следующих задач:

1. Раскрыть содержание основных теоретических подходов к исследованию ответственного профессионального поведения личности.

2. Разработать исследовательскую программу, подобрать и апробировать психологический инструментарий для, изучения ответственного профессионального поведения работников государственных и негосударственных организаций.

3. Выявить взаимосвязи между различными видами ответственного профессионального поведения работников государственных и негосударственных организаций и их индивидуально-психологическими особенностями (психологическими симптомокомплексами, локус контролем), а также особенностями диспозиционных образований (ведущими мотивами, направленностью и ценностными ориентациями личности).

4. Определить различия в психологических механизмах ответственного профессионального поведения работников государственных и негосударственных организаций.

Теоретико-методологической основой исследования явились: -положения деятельностного и личностного подходов (Б.Г.Ананьев, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С.Л.Рубинштейн);

— методологические положения о личности как активном субъекте жизнедеятельности, сформулированные К.А.Абульхановой-Славской, А. Г. Асмоловым, А. В. Брушлинским, Л. И. Божович, Б. В. Зейгарник, Б. Д. Парыгиным и др.;

— положения о структуре, развитии и социально-психологических качествах личности (Г.М.Андреева, А. А. Деркач, А. И. Донцов, Е. С. Кузьмин, А. Л. Свенцицкий, В. Е. Семенов и др.);

— теоретические — ценностные модели М. Рокича, В. П. Тугаринова, Г. П. Выжлецова;

— концепция направленности личности К. К. Платонова и теория ценностных отношений В. Н. Мясищева;

— концепция влияния ценностей и установок на социализацию и индивидуализацию личности Г. М. Андреевой, М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. Научная новизна исследования:

1. Разработан научный подход к пониманию регулятивных механизмов ответственного профессионального поведения личности, суть которого заключается в использовании принципа нравственной саморегуляции адаптивного и неадаптивного типов;

2. Определены три вида ответственного профессионального поведения личности («навязанное», «солидарное» и «моральное»), которым соответствуют различные уровни нравственной саморегуляции и особенности психологических механизмов;

3. Выявлены взаимосвязи каждого вида ответственного профессионального поведения личности с ее индивидуально-психологическими особенностями (направленностью личности, ведущими мотивами, локус контролем, ценностными ориентациями, психологическими качествами);

4. Определены психологические симптомокомплексы личности, взаимосвязанные с конкретными видами ее ответственного профессионального поведения;

5. Выявлены различия в особенностях проявления ответственного профессионального поведения и психологических механизмов, определяющих разные виды этого поведения, у работников государственных и негосударственных организаций.

Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования дополняют научные представления об особенностях регуляции ответственного профессионального поведения личности, а также расширяют исследовательское поле в таких отраслях социальной психологии, как социальная психология личности в профессиональной деятельности и социальная психология организаций.

Полученные результаты способствуют преодолению сложившихся в социальной психологии стереотипов в исследовании психологических закономерностей и механизмов регуляции социального поведения личности, в соответствии с которыми личность реально рассматривается лишь в качестве объекта социальных отношений, а ее профессиональное поведение — как адаптивное поведение. Исследованные механизмы саморегуляции личности позволяют раскрыть психологическую сущность различных видов ее ответственного профессионального поведения как разных форм не только адаптивного, но и неадаптивного поведения, характерного для роли личности в качестве субъекта социальных отношений.

Разработанный подход позволяет проводить с новых теоретических позиций конкретные социально-психологические исследования психологических закономерностей ответственного профессионального поведения личности.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования выявленных фактов, закономерностей, исследовательских процедур и методов для научно обоснованного прогнозирования ответственного профессионального поведения личности в организации при профессиональном отборе и должностных перемещениях, а также при оценке эффективности и надежности работы персонала.

Апробированный в ходе исследования комплекс методов диагностики особенностей ответственного профессионального поведения личности может быть использован в практике управления трудовыми коллективами и организации воспитательной работы в производственных и педагогических системах.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ повышения квалификации руководителей и преподавателей.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимосвязанных методов, адекватных предмету исследования: анализ социально-психологической, социологической и философской литературыэкспериментально-психологические методы (метод экспертной оценки, методики Кеттелла, УСК, диагностики мотивации к успеху и избеганию неудач Т. Элерса, мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна, направленности личности Б. Басса, изучения ценностных ориентаций М. Рокича) — методы математической статистики. Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью пакета прикладных программ Statistica 6.0. for Windows.

Организация исследования. Работа выполнялась на кафедре социальной психологии Самарского государственного педагогического университета. Экспериментальной базой стали государственные и негосударственные организации г. Самары: аппарат Самарской губернской думы, администрация Кировского и Октябрьского районов, ОАО «СМАРТС» (мобильная связь), ОАО «Волготанкер». В исследовании приняли участие 200 человек: 100 человек — специалисты с высшим образованием государственных организаций и 100 человек — специалисты с высшим образованием негосударственных организаций.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблемеосуществлением исследования на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных цели, объекту и предмету работывозможностью ее повторениястатистической значимостью полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры социальной психологии, нашли свое отражение в материалах, опубликованных автором, а также в выступлениях на научно-практических и научно-методических конференциях: II Российской научно-методической конференции «Учебный, воспитательный и научный процессы в вузе» (Самара, 2004), научно-практической конференции «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России» (Самара, 2005), V-ой международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 2005) и др. Материалы исследования использованы в обследованных коллективах в практической работе по управлению персоналом. По теме исследования опубликовано 11 работ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Определены три вида ответственного профессионального поведения -«навязанное», «солидарное» и «моральное», которые отражают различные виды нравственной саморегуляции личности, где в качестве внутренних регуляторов, обеспечивающих ее ответственное профессиональное поведение, выступают такие чувства, как страх, стыд и вина (совесть), соответствующие уровням нравственной зрелости личности. В основе «навязанного» ответственного профессионального поведения лежит чувство страха перед внешними санкциями (правовыми, административными и т. д.), в основе «солидарного» — чувство стыда перед коллегами, опасение за свой социальный престиж, в основе «морального» — чувство вины, связанное с ориентацией на общественную мораль, индивидуальные принципы совести.

2. Каждому виду ответственного профессионального поведения личности, отражающему уровень ее нравственной зрелости, соответствуют особенности индивидуальных психологических качеств (психологических симптомокомплексов), ведущих мотивов, локуса контроля, ценностных ориентаций и направленности.

3. Существуют различия в психологической структуре личности работников, принадлежащих к государственным или негосударственным организациям, которые проявляются в особенностях психологических симптомокомплексов, локус контроля, мотивации, направленности личности и ценностных ориентациях. Эти различия проявляются и в их ответственном профессиональном поведении.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии из 165 наименований и приложений. В тексте диссертации содержатся 13 таблиц.

Результаты исследования могут быть применены при разработке комплексных программ повышения уровня эффективности и надежности различных организационных структур, совершенствования работы с персоналом, оптимизации методов руководства трудовым коллективом и создания социально-психологических условий, благоприятных для проявления высокой ответственности каждого работника за выполнение возложенных на него профессиональных обязанностей. Опыт исследования может быть использован при проведении широкого спектра социально-психологических исследований, в практике преподавания социальной психологии.

Заключение

.

Развитие рыночных отношений в стране настоятельно требует проведения социально-психологических исследований по проблемам ответственного профессионального поведения работников и его психологических механизмов и закономерностей. В современном обществе происходят динамичные изменения во всех сферах жизни: политической, социокультурной и экономической. В условиях жесткой конкуренции у людей формируется новое отношение к своим профессиональным обязанностям. Ведущей составляющей этого отношения является ответственность работника, которая проявляется в эффективности и надежности его профессионального поведения.

В связи с этим изучение психологических факторов, определяющих ответственное профессиональное поведение работников, имеет важное теоретическое и прикладное значение. Изучение этих факторов осложняется тем, что в обществе существуют организации разных типов, которые можно отнести к государственным, то есть существующим на средства налогоплательщиков, и негосударственным, то есть частным, коммерческим. Условия работы, а также требования и уровень стабильности положения работников в них существенно различаются. Поэтому так важно исследовать особенности ответственного профессионального поведения работников в этих организациях.

Отдельные попытки исследователей изучить различные аспекты данных проблем не позволяют до сих пор составить целостное теоретическое представление об этом виде поведения, что мешает решать вопросы, имеющие важное прикладное значение для экономики страны. Прежде всего, это касается повышения требований к личности профессионала и его профессиональному поведению в любой сфере деятельности.

В то же время на основе анализа имеющихся теоретических разработок и реального положения в трудовых коллективах было выявлено противоречие между крайней необходимостью проведения комплексных социально-психологических исследований по проблеме факторов, обеспечивающих ответственное поведение работников в организациях с разными формами собственности и совершенно недостаточной изученностью этого социально-психологического феномена, его психологических механизмов и закономерностей. Стремление найти пути к разрешению этого противоречия определило проблему диссертационного исследования.

В теоретическом плане эта проблема заключалась в том, чтобы дать точное и обоснованное научное определение самому понятию ответственного профессионального поведения, его видов, психологических механизмов и закономерностей. В практическом плане — это проблема выявления конкретных психологических факторов, определяющих все вышеперечисленное и имеющих важное прикладное значение для эффективного решения таких практических вопросов, как подбор, оценка, должностные перемещения и стимулирование персонала.

В ходе исследования удалось на основе анализа существующих в науке подходов разработать новый подход к изучению особенностей ответственного профессионального поведения работников, основанный на использовании принципа нравственной саморегуляции адаптивного и неадаптивного типовуточнено научное понятие «ответственное профессиональное поведение" — определены три вида ответственного профессионального поведения («навязанное», «солидарное» и «моральное»), существенно различающихся между собой по своему содержанию и психологическим механизмам, которым соответствуют различные уровни нравственной саморегуляциивыявлены взаимосвязи каждого вида такого поведения с ее индивидуально-психологическими особенностями (направленностью личности, ведущими мотивами, локус контролем, ценностными ориентациями, психологическими качествами) — определены психологические симптомокомплексы личности, взаимосвязанные с конкретными видами ее ответственного профессионального поведения и, наконец, выявлены особенности проявлений и психологических механизмов различных видов такого поведения у работников государственных и негосударственных организаций.

Таким образом, удалось, в целом, теоретическими и эмпирически полученными данными подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать важный шаг по разрешению обозначенного противоречия. Разумеется, в масштабах одного исследования невозможно было охватить весь круг проблем, требующих вниманияисследователей и практиков. Однако и полученные результаты исследования расширяют научные представления об особенностях регуляции ответственного профессионального поведения личности, способствуют преодолению сложившихся в социальной психологии стереотипов в исследовании психологических механизмов и закономерностей регуляции социального поведения личности, как правило, рассматривающих ее лишь в качестве объекта социальных отношений.

Исследованные механизмы саморегуляции личности позволяют раскрыть психологическую сущность различных видов ее ответственного профессионального поведения как разных форм не только адаптивного, но и неадаптивного поведения, характерного для роли личности в качестве субъекта социальных отношений;

Таким образом, результаты теоретического и практического исследования позволяют сделать общие выводы:

1. Актуальность исследования определяется тем, что, несмотря на имеющиеся научные подходы, раскрывающие важные психологические аспекты социального поведения личности, в то же время отсутствует целостное теоретическое представление об ответственномi профессиональном поведении личности, его видах и психологических механизмах. В настоящее время особую значимость приобретает и прикладной аспект этой проблемы, связанный с повышением требований к личности профессионала и его профессиональному поведению в любой сфере деятельности.

2. Ответственное профессиональное поведение личности можно представить как склонность личности неукоснительно исполнять свои профессиональные ролевые обязанности, придерживаясь при этом принятых в данном обществе моральных и правовых норм, и ее готовность держать отчет перед собой и внешними инстанциями за свои профессиональные действия.

3. Наиболее продуктивным подходом в изучении ответственного профессионального поведения личности является подход, связанный с нравственной саморегуляцией поведения личности. В соответствии с этим подходом ответственное профессиональное поведение личности может определяться разными уровнями нравственной зрелости личности. Действительно, учитывая, что ответственность и ответственное поведение — нравственные категории, следует в качестве нравственных регуляторов различных видов ответственного профессионального поведения личности рассматривать такие нравственные чувства как переживание страха, стыда и вины (совести). Именно эти регуляторы соответственно определяют выделенные в данной работе виды ответственного профессионального поведения личности: «навязанный», «солидарный» и «моральный».

4. Особенности различных видов ответственного профессионального поведения личности определяются индивидуально-психологическими качествами личности, образующими психологические симптомокомплексы, локус контролем и ее мотивационной сферой, включающей в себя доминирующие мотивы, ценностные ориентации и направленность.

5. Результаты эмпирического исследования подтвердили предположение о наличии существенно различающихся между собой психологических симптомокомплексов, определяющих разные виды ответственного профессионального поведения работников как государственных так и негосударственных организаций.

6. Исследование локус-контроля работников государственных и негосударственных организаций выявили между ними статистически достоверные различия по шкале интернальности в области достижений и шкале интернальности в производственных отношениях. Более высокими оказались показатели интернальности у работников негосударственных организаций. Получены отрицательные корреляции интернальности с «навязанным» видом ответственного профессионального поведения и положительные корреляции интернальности с «солидарным» и «моральным» ответственным профессиональным поведением.

7. Исследование позволило выявить существенное различие в уровне «направленности на дело» у работников разных видов организаций. У работников' негосударственных организаций этот уровень выше. Подтвердилось предположение о наличии взаимосвязей между различными видами ответственного профессионального поведения и направленностью личности работников как государственных, так и негосударственных организаций.

8. Выявлено, что между терминальными ценностными ориентациями исследованных выборок отсутствует статистически достоверное различие. В то же время обнаружены статистически достоверные различия в содержании некоторых инструментальных ценностных ориентациях работников государственных и негосударственных организаций. Ответственность очень высоко ценится работниками негосударственных организаций (первое ранговое место) и в меньшей степени — работниками государственных организаций (четвертое ранговое место). Проведенный статистический анализ подтвердил наличие статистически достоверных различий между этими инструментальными ценностями.

9. Подтвердилось предположение о наличии взаимосвязей между различными видами ответственного профессионального поведения и особенностями мотивации работников как государственных, так и негосударственных организаций.

10. Принятая в исследовании гипотеза, предполагающая, что особенности различных видов ответственного профессионального поведения личности определяются ее индивидуально-психологическими качествами, образующими психологические симптомокомплексы, локус контролем и мотивационной сферой, включающей в себя доминирующие мотивы, ценностные ориентации и направленность личности, а также то, что существуют различия в психологических механизмах ответственного профессионального поведения работников государственных и негосударственных организаций, в целом подтверждаются полученными эмпирическими данными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991 — 209 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности .-М.: Наука, 1980.- 334 с.
  3. P.M. Введение в теорию социальной организации. JL: Изд-во ЛГУ, 1980.-96 с.
  4. Г. В. Социальная психология образования. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 2000. — 296 с.
  5. .С. Структура ценностного мира личности: ценностные популяции/ЯТрофессиональное образование. Казанский педагогический журнал. 2000, № 2. С. 18−25.
  6. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. — 351 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  8. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психол. труды. Т.П. М.: Наука, 1980. — С.2−127.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2 001 376 с.
  10. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М.: Наука, 1978. — 271 с.
  11. С.Ф. Мораль и поведение,— М.: Наука, 1979. 142 с.
  12. П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 157 с.
  13. Л.И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях М.: Наука, 1990. — С. 61−67.
  14. Л.И. Методологические проблемы психологии развития.- М.: Наука, 1978. -20 с.
  15. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 245 с.
  16. А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. — 1983. -№ 3.- С. 118−125.
  17. А.Г. Психология личности.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.
  18. М.М. Искусство и ответственность- к философии поступка. — Киев: 1994.-383 с.
  19. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии).- М.: Наука, 1980.-85 с.
  20. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в современной науке. // Проблемы методологии системного исследования.-М.: Мысль, 1970. -455 с.
  21. И.В. Целостность и системность,— М.: Наука, 1977. 258 с.
  22. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.-М.: Наука, 1979.-312с.
  23. М.И., Шорохова Е. В. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979. — 336 с.
  24. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука.- М.: Экономика, 1989. 653 с.
  25. Л.И. Проблема формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. 3-е издание. М.: Просвещение, 2001. — 284 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  27. .С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 6−13.
  28. .С. Аномалии личности. М.: Знание, 1988. — 304 с.
  29. .С., Павленко В. Н. Соотношение самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии // Вопросы психологии. — 1986. -№ 4.-С. 146−154.
  30. А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С.66−73.
  31. А.В. Проблема субъекта в психологической науке / статья вторая //Психологический журнал. Т.13, N1, М.: 1992.- С.3−12.
  32. А.В. О формировании психического // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой.- М.: Наука, 1981.- С.106−126.
  33. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. — № 5. — G.38−44.
  34. С.В. Проблемы психологии ответственности личности: Монография / Под ред. Г. В. Акопова.- Тольятти: ВуиТ, 2004. 213 с.
  35. В.Л. Юридическая психология.- СПб.: Питер, 2001. 640 с.
  36. В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 258 с.
  37. В.К. Психология эмоциональных явлений.- М.: Изд-во МГУ, 1976. 142 с.
  38. В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978. — 358с.
  39. Л.И. Собрание сочинений. Т.З.- М.: Наука, 1983. — 203 с.
  40. Г. П. Духовные ценности и судьба России //Социально — политический журнал, № 3−6. 1994. С. 16−32
  41. В.А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. -175 с.
  42. . Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т. 1: Пер. с франц. М.: Мир, 1996. — 496 с.
  43. . Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т. 2: Пер. с франц. М.: Мир, 1996. — 376 с.
  44. В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста. Известия АПН РСФСР, 1945, вып. 1.- С. 125−164.
  45. Л.И. Ответственность: типология и личностные основания. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2001. 191 с.
  46. Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп //
  47. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С.196
  48. А.И., Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.- 208 с.
  49. А.И. К вопросу о механизмах формирования личности //Психологические исследования. Выпуск 5, М.: 1975.- С.32−38.
  50. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 250 с.
  51. М.И. Юридическая психология.- М.: Издательство НОРМА, 2001'.-517 с.
  52. А.А. Социальная психология и социальное планирование.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 125 с.
  53. А.Л. Социально-психологические проблемы управления // Прикладные проблемы социальной психологии.- М.: Наука, 1983.-С.173−189.
  54. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. — № 6. -С. 100−108.
  55. Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории научения //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1998.-№ 2. С. 58−67.
  56. А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» М.: Флинта, МПСИ, 2000. -648 с.
  57. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности М.: Политиздат, 1986.-223 с.
  58. .В. Теория личности К.Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981.-117 с.
  59. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 157 с.
  60. И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Издание второе, дополненное, исправленное и переработанное. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 384 с.
  61. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, N2, М.: 1991. — С. 15−16.
  62. В.П. Культурно-историческая психология: Опыт амплификации / Вопросы психологии, N4.-M.:1993.-C.5−19.
  63. И.И. О некоторых аспектах проблемы «личность и сознание» // Проблемы личности. М.: Наука, 1969.- 450 с.
  64. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. — 512 с.
  65. И. Критика практического разума. Соч.: В 6-ти т. — М.: Прогресс, 1965, т.4, Ч.1.-С.311−501.
  66. JI.B., Капцов А. В. Интегральная оценка направленности личности в процессе обучения // Теория и методика непрерывного профессионального образования: Тез. Докл. Всеросс. научно-методич. конференции. Тольятти: ТГУ, 2002.-Том 1. — С. 152−154
  67. Д.А. Потребности, поведение, воспитание.-М.: Наука, 1968.- 61 с.
  68. Т.Ю. Совесть и ее роль в нравственном развитии личности. / МГУ -М.: 2001.- 126 с.
  69. Ю.А., Пискарев Д. П., Сиротюк A.JI. Социально-психологические проблемы девиантного подростка: Монография. Страсбург, Москва: 2003. -148 с.
  70. Ю.А. Психология девиантного поведения. Тверь, Чу До, 1998. — 152 с.
  71. Ю.А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. — М.: Вита-Пресс, 1997. — 140 с.
  72. Я. Л. Психология детского коллектива. Минск: Нар. Асвета, 1984.-239 с.
  73. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1969. — 383 с.
  74. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  75. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.-256 с.
  76. А.А. Саморегуляция высшей нервной деятельности.- Рига.: Изд-во Академии наук Латв. ССР, 1964. 291 с.
  77. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Изд-воМГУ, 1991.-207 с.
  78. Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии. Учебное пособие. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 40 с.
  79. Е.С. Предмет социальной психологии // Социальная психология. История, теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л: Изд-во ЛГУ, 1979. — С. 47−74.
  80. И.Ю. Возрастная психология. М.: Изд-во РОУ, 1996. — 180 с.
  81. Ю.Ю. Проблема активности и ответственности личности // Гуманитарные науки в контексте современных проблем. Комсомольск-на-Амуре: 2001. — С.77−79.
  82. С. Наслаждение и долг.- СПб.: Прогресс, 1894.- 415 с.
  83. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. — 392 с.
  84. И.Д., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтной ситуации в трудовых коллективах.-М.: Изд-во АНХД 980.-87 с.
  85. П.Н. Социальное управление. Л-: Изд-во ЛГУ, 1982. — 255 с.
  86. А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений /Психологический журн.1992, N6. С.71−79.
  87. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Избранные психологические произведения: в 2 т. — Т.2.-М.: Педагогика, 1983.-304 с.
  88. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. — М.: Наука, 1971. — 321с.
  89. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1972. 213 с.
  90. Д.А. От социальных ценностей к личным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности //Вестник Московского университета. 1996.№ 4.- С.35−45.
  91. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции /Вопросы философии 1996. № 4, — С. 5−26.
  92. X. Ответственность в технике, за технику, с помощью техники.// В кн.: Философия техники в ФРГ. М.: Прогресс, 1982.- С.372−392.
  93. Личность и труд / Под ред. К. К. Платонова. М.: Знание, 1965. — 365 с.
  94. Личность и группа (опыт социально-психологического исследования) / Под ред. Б. Д. Парыгина.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.- 195 с.
  95. .Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения // Принцип системности в психологических исследованиях / Под ред. Д. Н. Завалишиной. -М.: Наука, 1990. С. 10−18.
  96. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.: Наука, 1984. 444 с.
  97. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе.-М.: Наука, 1989.-С. 3−7.
  98. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. -130 с.
  99. А.А. О рассмотрении биологии с позиции изучения живой природы как большой системы // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970.-455 с.
  100. Д. Социальная психология: пер. с англ. СПб.: Питер, 1997. — 688 с.
  101. А.Н. Проблема социальной ответственности ученых // Науковедение: фундаментальные и прикладные проблемы: Сб. науч.тр. — Красноярск: 2002. Вып 1. С.89−92.
  102. М.Г. Свобода человека, его воли, ответственность // Фил. и акад. наука: Учеб.-метод. изд. для аспирантов-СПб, 2002.-Вып. 2 — С. 48−92.
  103. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  104. А.С. Семейное хозяйство. Соч.: В 7-ми т.- М.: 1951, т.5. — С.105−221.
  105. B.C. Личность как предмет психологического исследования / ПГПИ. Пермь: 1988.- 80 с.
  106. B.C. Личность и общество / ПГПИ. Пермь: 1990. — 90 с.
  107. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.- 176 с.
  108. К. Психология ответственности, — Ленинград: Наука, 1983. -240 с.
  109. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 426 с.
  110. В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии / Под ред.В. Н. Колбановского и Б. Ф. Поршнева. М.: 1965. — С. 273−285.
  111. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности //Психология личности, т.2 — Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2000.-544 с.
  112. Ш. Понятие установки в общей и социальной психологии. -Тбилиси: Мецниереба, 1974.- 170 с.
  113. Т.М. Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: 1984.- С. 16−31.
  114. Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.-201 с.
  115. F.C., Филимоненко Ю. И., Полыпин А. К. Психологические аспекты саморегуляции состояний. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 43 с.
  116. Г. С. Самоконтроль человека.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1989- -191 с.
  117. Дж.С. Динамика иерархических систем: Эволюционное представление. М.: Мир, 1989. — 486 с.
  118. Г., Пригожин И. Познание сложного: Введение. М.: Мир, 1990.- 342 с.
  119. Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979.-512 с.
  120. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с.
  121. Н.Н. Модель регуляции совместной деятельности // Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова.- Л.: ЛГУ, 1979.- С. 150−155.
  122. Н.Н. Психические процессы- в условиях индивидуальной и" совместной деятельности // Проблема общения в психологии.- М.: Наука, 1981.- С. 24−45.
  123. К. Психология влечений человека— М.: Наука, 1971.- 19 с.
  124. .Д. О некоторых аспектах социальной обусловленности ценностных ориентаций личности // Проблемы, личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М: Просвещение, 1969.- 380 с.
  125. А.В. Личность, деятельность,, коллектив. М.: Наука, 1986. -256 с.
  126. Петровский А. В, Ярошевский М-Г. Краткий психологический словарь.-М: Политиздат, 1985. 432 с.128: Петровский А. В., Шпалинский В. В: Социальная психология коллектива.- М.: Наука, 1978. 176 с.
  127. Петровский А. В- Личность в психологии с позиций системного подхода. // Вопросы психологии. N1.- М.: 1981.- С.61−65.
  128. А.В. Формирование психологической теории коллектива и личности // Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: 1984.- С. 139−258.
  129. В.А. Психология неадаптивной активности.- М: ТОО «Горбунок», 1992.-224 с.
  130. . Речь и мышление ребенка. М.: Прогресс, 1932. — 412 с.
  131. К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. — С. 3−17.
  132. К.К. Личность как объект социальной психологии // Методологические проблемы социальной психологии.- М., 1975. С. 72−88.
  133. Ю.П. Психология коллективной деятельности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-184 с.
  134. К.К. Структура и развитие личности. М.: Академия, 1986. — 256 с.
  135. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980.-257 с.
  136. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986.- 431 с.
  137. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /Под ред. Г. С. Никифорова. С.-Петербург: 1991.- 152 с.
  138. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  139. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова.- М.: «Проспект», 1998. 584 с.
  140. Промышленная социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л.: ЛГУ, 1982. — 205 с.
  141. А.О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. Самара: СГПУ, 1991. — 114 с.
  142. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1976.-420 с.
  143. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб, Питер Ком, 1999. 416 с.
  144. А.А. Психология изучения личности. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1999.-288 с.
  145. С.Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2002.-720 с.
  146. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 264 с.
  147. В.И. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974.- 279 с.
  148. В.Г. Психология ответственности и возможности ее исследования // Вестник Гуманитарного института ДВГМА. Владивосток: 2001. Вып 2.-С. 190−199.
  149. В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. № 4. — С. 15.
  150. АЛ. Социально-психологические проблемы управления.-Л: Изд-во ЛГУ, 1975. 120 с.
  151. А. Л., Семенов В. Е. Социально-психологическое исследование (вопросы методологии и процедуры) // Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977.- С. 5−16.
  152. А.Л. Социальная психология управления.- Л: Изд-во ЛГУ, 1986.- 175 с.
  153. В.Е. Полиментальность как новый концепт в социально-психологических исследованиях//Современная психология: состояние и перспективы. Тезисы докладов на юбилейной научной конференции ИП РАН М., 2002, том 2. С.226−229.
  154. И.Г. Опросник терминальных ценностей. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика» Фонд гражданской инициативы «Содействие», 1991. -19 с.
  155. С.Л. Гражданское общество, свобода, ответственность // Социально-гуманитарные знания. — М.: 2003. -№ 3 — С. 122−135.
  156. Е.В. Математические методы обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2000.-350 с.
  157. П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. — 266 с.
  158. О.Д. Психология уголовной ответственности. М.: НОРМА, 1998.-285 с.
  159. Советский энциклопедический словарь. /Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.- 1632 с.
  160. Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. 343 с.
  161. М.С. Ответственность субъекта управления: состояние проблемы и перспективы исследования. //Credo, 1997, № 7. С.1−12.
  162. В.В. Самосознание личности. М.: Наука, 1983. — 284 с.
  163. Г. В. Основы психологической теории деятельности.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-168 с.
  164. В.А. Рождение гражданина. Избр. Педагогич. Соч.- М.: 1979, т.1. — С.267−538.
  165. В.В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.-336 с.
  166. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. -144 с.
  167. ТугариновВ.П. Теория ценности в марксизме. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968 — 128 с.
  168. Д.Н. Психологические исследования.-М.: Прогресс, 1966.-451 с.
  169. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки/ Психологические исследования.-М.: Наука, 1966.- С.135−328.
  170. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Прогресс, 1989.-206 с.
  171. Философский энциклопедический словарь.-М.: 1983 .-245 с.
  172. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.- 642 с.
  173. X. Мотивация и деятельность. — 2-е изд. СПб.: Питер, М.: Смысл, 2003.-860 с.
  174. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М.: Прогресс, 1981.-208 с.
  175. ИГадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.-М.: Наука, 1982.-185 с.
  176. Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. 4.1. М.: Владос, 1995.-544 с.
  177. Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы //Психологический журнал.- 1982, т. 3 № 3. -С. 137−147.
  178. Т. Социальная психология: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969. -535 с.
  179. ИГингаров Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности.- М.: Наука, 1971.- 223 с.
  180. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе.-М.: Наука, 1985.- 175 с.
  181. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Наука, 1989. -243 с.
  182. У.Р. Принципы самоорганизации.- М.: Мир, 1966. 343 с.
  183. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии.-М., Наука, 1975.-С. 89−105.
  184. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: «Просвещение», 1969. — 146 с.
  185. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. JL: Изд-во ЛГУ, 1988. -160 с.
  186. Allport G.W. Pattern and grown in personality.-N.Y.: Holt. Rinehart and Winston. 1961.-215 p.
  187. Crumbaugh J.S., Maholick L.T. Manual of Instruction for the Purpose in -Life Test. Munster (Indiana), 1981 .-234 p.
  188. Katz D. The functional approach to the study of attitudes Public Opinion Quartely.- 1960, № 24.-P.l 8−25.
  189. Kelley H.H. The process of social causal attribution.-American Psychologist, 1973. -P.107−128.
  190. Kohlberg L. The philosophy of moral development: Moral studes and the idea of justice.- San-Francisco, 1969.- P.347−480.
  191. Mc Clelland D.G. Assessing Human Motivation. N.Y.: 1971.- 184 p.
  192. Murrey H.A. Exploration in Personality L.: Oxford Univ. Press. 1938.- 761 p.
  193. Репу R.B. Realms of value. Cambridge: 1954.-208 p.
  194. Rokeach M. The nature of human values.- N.Y.: Free Press, 1973.-342 p.
  195. Rotter J.B. A new scale for the measurement of interpersonal trust. Jurnal of Personality. 35. 1967.- P. 651−666.
  196. Rotter J.B. Social Learning and Clinical. Psychology. N.Y.: 1954.-198 p.
  197. Rotter J.B. The development and applications of social learning theory: Selected papers. N.Y.: Praeger. 1982.- 387 p.
  198. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a psychological structure of human values //J. of Personality and Social Psychology. 1987. v.53.- 302 p.
  199. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal structure and content of values: Extention and cross- cultural replications //J. Of Personality and Social Psychology. 1990.V.58.-432 p.
  200. Shostrom E. An inventory for the measurement of self actualisation.// Educational and psychological measurement. 1964. V.24.-240 p.
  201. Shostrom E. Personal orientation invintory. // educational and industrial testing service.- N.Y.: 1966. 265 p.
Заполнить форму текущей работой