Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическое взаимодействие как фактор развития и формирования ресурсов личности ученика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следует отметить, что в сложных условиях социально-экономических преобразований в нашей стране проблема развития личности ученика приобретает особую значимость. Однако, тем не менее, практика показывает, что в связи с отсутствием четких акмеологических критериев и методов определения и измерения уровня эффективности образовательного и развивающего процесса, все еще отсутствуют эмпирические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психолого-педагогическое взаимодействие и его место в развитии личности ученика
    • 1. 1. Взаимодействие как общеметодологическая категория в акмеологии
    • 1. 2. Психолого-акмеологические аспекты взаимодействия
    • 1. 3. Общение как средство реализации психолого-педагогического взаимодействия
    • 1. 4. Психология взаимодействия учителя с учениками
  • Выводы по главе 1
    • 2. 1. Принципы и методы исследования
    • 2. 2. Использование психодиагностических методик
    • 2. 3. Статистические методы обработки результатов исследования
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Эмпирическое исследование роли психолого-педагогического взаимодействия в формировании личности ученика
    • 3. 1. Определение стиля психолого-педагогического взаимодействия
    • 3. 2. Методика оценки эффективности психолого-педагогического взаимодействия
    • 3. 3. Особенности формирования структуры Я-концепции ученика в зависимости от модальности отношения учителя к ученикам
    • 3. 4. Связь эффективности психолого-педагогического взаимодействия с демографическими и психологическими характеристиками личности учителя
    • 3. 5. Факторная модель, определяющая эффективность психолого-педагогического взаимодействия
    • 3. 6. Влияние типа психолого-педагогического взаимодействия учителя на развитие личности ученика
  • Выводы

Психолого-педагогическое взаимодействие как фактор развития и формирования ресурсов личности ученика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоятельная необходимость изучения психолого-акмеологических аспектов — межличностного* взаимодействия в системе «учитель-ученик» детерминирована актуальной необходимостью реализации гуманистической модели воспитания и развития подрастающего поколения.

Следует отметить, что в сложных условиях социально-экономических преобразований в нашей стране проблема развития личности ученика приобретает особую значимость. Однако, тем не менее, практика показывает, что в связи с отсутствием четких акмеологических критериев и методов определения и измерения уровня эффективности образовательного и развивающего процесса, все еще отсутствуют эмпирические апробированные исследования, предлагающие алгоритмы по оптимизации учебной деятельности в рамках психолого-акмеологического контекста. Кроме того, сама педагогическая система может продуцировать неосознанное использование учителями ограниченного набора паттернов поведения в системе «учитель-ученик». Вместе с тем психолого-акмеологическая проблема преобразования образовательного пространства, наряду с изменением образовательных программ, должна предполагать качественное реформирование педагогического процесса «изнутри»: через реорганизацию акмеологического, социально-психологического и педагогического взаимодействия, в котором именно учитель является ведущим инициирующим субъектом развития личности ученика.

Все это дает основание говорить о том, что:

1. Характер взаимодействия субъектов образовательного процесса вне акмеологического контекста не позволяет реализовать все возможности повышения уровня мотивации учеников к учебе;

2. Традиционно в школе доминирующим субъектом общения является учитель. Он проявляет инициативу в общении, планирует учебные ситуации, инициирует развитие личности ученика.

3. Психолого-педагогическое взаимодействие выступает неотъемлемой составляющей любых видов социального взаимодействия, протекающих в сфере образования и развития личности ученика.

4. Современная система повышения профессиональной компетентности учителей более ориентирована на овладение педагогическими технологиями и в меньшей степени — на обучение психолого-акмеологическому контексту эффективного взаимодействия с учащимися.

В отечественной психологии проблемы, связанные с повышением эффективности психолого-педагогического взаимодействия,. уже неоднократно рассматривались с разных точек зрения, например, с точки зрения анализа индивидуальности учителя при взаимодействии с детьми (А.Г. Исмагилова). Также неоднократно оценивались роль педагогических убеждений и самооценки профессионально значимых качеств, социально-этических установок общества и педагога (A.A. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Л. Ф. Обухова, П.В. Симонов), зависимость между манерой поведения учителя в общении с учащимися и характером переживаний, возникающих при этом у школьников (A.A. Бодалев, И. С. Кон, JI.B. Путляева), были также выделены критерии, положенные в основу классификации типологий взаимодействия учителя (Г.М. Андреева, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский, А. К. Маркова др.).

В современной школе одной из центральных фигур является учитель, личностные особенности которого определяют особенности взаимодействия с учениками, и, таким образом, оказывают влияние не только на отношение учащихся к предмету, но и на общее настроение детей, атмосферу их эмоционального и личностного благополучия в учебном коллективе.

Таким образом, одной из актуальных проблем психологической науки является проблема комплексной оценки, прогнозирования, коррекции и формирования эффективного стиля психолого-педагогического взаимодействия. Это требует обоснования феноменологии эффективности 5 психолого-педагогического взаимодействия, разработки методов её оценки и прогноза. Использование теоретических основ акмеологии, психолого-акмеологического подхода к изучению личности учителя и ученика, в рамках которого ученик рассматривается как саморазвивающаяся личность, в структуре которой важное место занимает психолого-педагогическое взаимодействие, дает основания для решения этой проблемы.

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность в психологической практике обусловили выбор темы диссертации, объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования: учитель и ученик в контексте психолого-педагогического взаимодействия.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности личности учителя и стилевые аспекты психолого-педагогического взаимодействия в системе «учитель — ученик».

Гипотеза: стилевые и индивидуально-психологические особенности учителя, проявляющиеся в процессе психолого-педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик», влияют на формирование и развитие личности ученика.

Цель исследования: на основе изучения процесса психолого-педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик» выявить детерминанты, способствующие высокой эффективности развития личности ученика.

В соответствии с целью диссертационного исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты психолого-педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик».

2. Определить особенности психо лого-педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик» детерминирующие развитие личности ученика.

3. Выявить стилевые особенности учителей в процессе педагогической деятельности и разработать методику оценки степени эффективности психолого-педагогического взаимодействия учителя в системе «учитель-ученик».

4. Оценить взаимосвязь развития основных личностных ресурсов учеников со стилем психолого-педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик».

5. Разработать факторную модель личности успешного педагога, определяющую детерминанты высокой" эффективности психолого-педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Методологическая основа исследования. Общенаучную методологию определили диалектические идеи о взаимосвязи развития теории и практики, системный подход к изучению личности учителя и ученика. Конкретно-научная методология диссертационного исследования включает базовые положения психологической теории взаимодействия (А.Н.Леонтьев, Б. Ф. Ломов, H.H. Обозов), концепции психолого-педагогического взаимодействия (А.Б, Орлов, Н.В. Кузьмина), идея взаимодействия как проявления межличностных отношений (В.М. Мясищев, К. К. Платонов, Г. П. Щедровицкий), а также методологические принципы дифференциальной и акмеологической психодиагностики (К.М.Гуревич, В. А. Бодров, А. А. Деркач, В. Л. Марищук, В.Н.Машков).

Теоретическую базу исследования составили концептуальные положения системного анализа психолого-акмеологических процессов в-педагогике (О.С.Анисимов, С. А. Анисимов, А. А. Деркач, Е. М. Иванова, В. Г. Зазыкин, Е. Е. Сапоговой и др.), развития коллективного и индивидуального субъекта в условиях целенаправленного сопровождения такого развития. Исследование базировалось на работах, раскрывающих основные положения психолого-акмеологического подхода (О.С.Анисимов, А. А. Бодалев, А. С. Гусева, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, В. Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк, И.Н.СемеX V I нов), инноватики и инновационной деятельности (В.Н.Машков, А.И.Приго-жин, И. Шумпетер).

Кроме того, теоретическую основу исследования составили:

— принципы системного анализа психологических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б.Г.Ананьев, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, С. Д. Смирнов, В.А.Якунин);

— представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б.Г.Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л Рубинштейн);

— акмеологический подход к анализу профессионализма и профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Е. И. Степанова, Исаева Н. И., Сапогова Е.Е.);

Методологической основой исследования также явились идеи об источниках и механизмах изменения психики, фундаментальные положения акмеологии, общей, социальной и педагогической психологии и педагогики, психологии труда, теории управления, выраженные в принципах развития, единства личности и деятельности, отражения, детерминизма, системного, индивидуального и дифференцированного подходов, в соответствии с которыми формулировались теоретические выводы и интерпретация эмпирических данных и процессов, характеризующих сущность, содержание и особенности развития личности ученика.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных психолого-акмеологических методов, методов математического анализа и моделирования, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании различных категорий учеников и учителей.

Обоснованность и достоверность полученных результатов также обеспечивались реализацией в исследовании фундаментальных принципов психологии и педагогики: детерминизма, отражения, развития, единства сознания и деятельностиприменением различных научных методов, адекватных конкретным задачам исследования и проверенных на надежность и валидностьвозможностью повторного проведения конкретных исследований на различных репрезентативных выборкахприменимостью и эффективностью полученных результатов в практике подготовки спортсменов высшей квалификации силовых единоборствличным, более чем 10-летним опытом педагогической работы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

— аналитические: контент-анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность учителяизучение и анализ психологической, педагогической литературы по теме исследования;

— диагностические: наблюдение, психодиагностическое тестирование, экспертная оценка.

— математические методы обработки эмпирических данных: для обработки результатов использовался программный пакет системы SPSS -13. Данные подвергались сравнительному, корреляционному, факторному методам статистического анализа.

Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ Санкт-Петербурга: №№ 207, 169, 178- гимназия № 166 и № 157 им. принцессы Ольденбургской. В исследовании приняли участие 234 ученика 1−7-х классов и 136 учителей. Научно-исследовательская работа проводилась в течение 2006;2010 гг.

Исследование было организовано в 3 этапа:

Первый этап — теоретическое исследование методологии психологического анализа профессиональной деятельности, научнопрактических подходов к описанию феномена психолого-педагогического взаимодействия, методологии и практики изучения проблемы взаимодействия, научных подходов психологического анализа проблемы стиля взаимодействия его реализации.

Второй этап — разработка парадигмы исследования, подбор комплекса психодиагностических методик, разработка методики оценки эффективности психолого-педагогического взаимодействия, организация и проведение эмпирического исследования.

Третий этап- - обработка, обобщение и систематизация полученных результатов, публикация материалов по проблеме исследования, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — проведен психологический анализ психолого-акмеологического и педагогического взаимодействия учителя в системе «учитель-ученик» через изучение развития основных личностных ресурсов ученика: Я-концепции личности ученика, копинг-механизмов, механизмов психологической защитыобоснован подход к изучению стилевых особенностей психолого-педагогического взаимодействия в рамках психолого-акмеологической парадигмыобоснована оценка эффективности психолого-педагогического взаимодействия через оценку эффективности «сквозного» процесса педагогической деятельностиразработана факторная модель социально-психологических и демографических характеристик личности педагога, определяющая высокую эффективность психолого-педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Полученные результаты расширяют теоретические представления о динамике педагогического взаимодействия, что существенным образом обогащает представление о деятельности педагога и о его профессиональном становлении.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Диссертационная работа дает ценную информацию, которая найдет применение в работе практических психологов, обеспечивающих совершенствование процесса личностного развития' учителя и ученика в системе школьного образования.

Материалы работы могут быть использованы в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях по психологии развития, педагогической психологии, при. подготовке выпускных квалификационных работ, диссертационных исследований.

Возможно использование результатов исследования при организации психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в педагогических ВУЗах России по формированию у студентов характеристик личности, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Разработанная автором методика оценки эффективности психолого-педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик» может быть использована управленческим и кадрово-воспитательным аппаратом школ.

Апробация работы. Результаты и основные положения проведенного исследования докладывались и обсуждались на: заседаниях кафедры психологии управления и педагогики Северо-Западной академии государственной службы;

— научно-практической конференции «Психология и физиология -2004» (ВМедА, 2004 г.);

— региональной научно-практической1 конференции РГТТУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург, 2008) — заочной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные исследования в области психолого-социальной работы» (СПбГИПСР, 2010 г.);

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе организации психологического обеспечения работы с педагогами образовательных школ Санкт-Петербурга: №№ 207, 169, 178- гимназия № 166 и № 157 им. принцессы Ольденбургской.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Тип психолого-педагогического взаимодействия, являясь многомерным конструктом, характеризующим деятельность учителя, влияет на формирование самооценки ученика и служит фактором развития его личности.

2. В ряду социально-психологических характеристик личности учителя общеобразовательной школы, влияющих на эффективность психолого-педагогического взаимодействия, большое значение имеют характер эмоционально-волевого реагирования в ситуации принятия решения, уровень субъективного контроля, содержание ценностно-ориентационной сферы, индивидуальный стиль педагогической деятельности.

3. Социально-психологические и демографические характеристики личности учителя общеобразовательной школы, определяющие эффективность психолого-педагогического взаимодействия, описываются факторной моделью, которая может быть использована для прогнозирования степени успешности педагогической деятельности в общеобразовательных школах.

Структура и объем диссертационной работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, включающей 193 названияиз которых 46 на иностранном языке и приложения. Работа содержит 12 рисунков и 14 таблиц. Общий объем работы составил 163 страницы машинописного текста. По теме диссертации имеется 8 публикаций, из них 3 — в журналах, рекомендованных ВАК.

Выводы.

1. Трансляция стиля психолого-педагогического взаимодействия ^ напрямую связана с педагогическим стажем. Уровень показателя эмоционального принятия ученика выше у тех учителей, кто придерживается согласованно-положительного стиля психолого-педагогического взаимодействия.

2. Важнейшим условием формирования Я-концепции учеников общеобразовательной школы является психолого-педагогическое взаимодействие, в котором преподаватель выступает не только как ретранслятор профессиональных знаний, но и как носитель собственной личностной позиции.

3. Выраженность основных личностных ресурсов достоверно (р<0.05) различается у учеников, обучающихся в группах с разным стилем психолого-педагогического взаимодействия.

4. Школьники, обучающиеся в учебных группах с высокой эффективностью психолого-педагогического взаимодействия, имеют позитивно сформированную устойчивую Я-концепцию, которая характеризуется: высоким уровнем волевой саморегуляции, позитивным эмоциональным фоном, сформированным образом тела, устойчивыми социальными отношениями, нравственными нормами поведения, сформированными образовательными стремлениями, отсутствием признаков психопатологии, субъективным ощущением контроля над средой, высокой адаптационной способностью, сформированностью реального и идеального Я, их умеренным расхождением, а также адекватным выбором источника социальной поддержки.

5. Факторная модель успешного учителя, определяющая детерминанты высокой эффективности психолого-педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик», включает в себя:

• характер эмоционально-волевого реагирования учителя, направленный на активный поиск конкретного выхода из проблемной ситуации, отличается установкой на сохранение уровня самооценки (г = 0,96);

• высокий уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями, в том числе в области профессиональных отношений в системе «учитель-ученик» (г = 0,912);

• инициативный тип взаимодействия, выражающийся в активности, самостоятельности, решительности, склонности к разумному поиску решений с ориентацией на ученика и на себя (г = 0,361);

• ценностно-мотивационную ориентацию на рационализм, свободу и самостоятельность, осмысленность и целенаправленность жизни, твердую волю, сохранение паритета во взаимоотношениях, этические ценности (г = 0,461).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 298 с.
  2. , Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш. А. Амонашвили. М.: Наука, 1984. — С. 54 — 56.
  3. , Ш. А. В школу с шести лет / Ш. А. Амонашвили. — М.: Педагогика, 1986. — 89 с.
  4. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск.: Изд-во Университетское, 1990. — 37 с.
  5. , Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. -М.: Педагогика, 1980. 114 с.
  6. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1995. — 89 с.
  7. , Ш. А. Как живете, дети? / Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1986. — 168 с.
  8. , Ш. А. Единство цели / Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1987. — 87 с.
  9. , О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники / О. С. Анисимов. М.: Прогресс, 1998. — С. 37 — 39.
  10. , О.С. Теоретическая акмеология: содержание, предмет, тренинг / О. С. Анисимов. М.: ИПК Госслужбы, 2005. — С. 298 — 302.
  11. , С.А. Методы акмеологического исследования / С. А. Анисимов и др. М.: РАГС, 2000. — С. 284 — 289.
  12. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.-313 с.
  13. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. -М. Воронеж.: Изд-во МОДЭК, 1996. — 411 с.
  14. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.-76 с.
  15. , Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001.-223 с.
  16. , О.М. Самооценка в структуре личности студента: канд. дис. / О. М. Анисимова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 12 с.
  17. , Н.Е. О развитии самостоятельности у детей: хрестоматия по детской психологии / Н. Е. Анкудинова, Г. А. Урунтаева (ред). М.: Наука, 1997. — 94 с.
  18. , А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении? / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. М.: Изд-во Ось-89, 1997. — 220 с.
  19. , В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. -М.: Наука, 1976.- 119 с.
  20. , Ю.А. Детская практическая психология: методическая разработка / Ю. А. Афонькина. Мурманск.: Изд-во ГПИ Мурманск, 2000. -94 с.
  21. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1989. 22 с.
  22. , Л.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе / Л. В. Байбородова. Ярославль.: ЯЛТУ, 1991. — 37 с.
  23. , С.А. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / С. А. Багрецова. СПб.: Изд-во Лань, 1999. — 209 с.
  24. , В.Г. Психолого-акмеологическое сопровождение подростков в трудной жизненной ситуации / В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов, Г. А. Дашдемиров. Грозный.: Грозненский рабочий, 2010. — 274 с.
  25. , В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением в условиях специализированного предприятия / В. Г. Белов. СПб.: Пони, 2010. — 98 с.
  26. , В.Г. Модель психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением / В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов // Ученые запис. универ. им. П. Ф. Лесгафта. журн 2010, № 8(66). — С. 25 — 32.
  27. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1995. — 234 с.
  28. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Прогресс, 1989. — 78 с.
  29. Э. Трансакционный анализ и психотерапия / Э. Берн. СПб.: Изд-во Братство, 1992. — 124 с.
  30. , Г. М. Биологическая основа гуманизации образовательного процесса / Г. М. Бирюкова, Н. В. Лик, Т. Б. Фёдорова. Сочи.: Перспектива, 2009. — 122 с.
  31. , М.Р. Работа психолога в начальной школе / М. Р. Битянова и др. М.: Изд-во Генезис, 2001. — 350 с.
  32. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. М.: Планета, 1998. — С. 38 — 40.
  33. , A.A. Человек и цивилизация в зеркале акмеологии // Современные проблемы смысла жизни и акмеологии / A.A. Бодалев, В. Т. Ганжин, A.A. Деркач // Материалы 6−7 симпозиумов ПИ РАО. М.: Изд-во НТЦ, 2002.-С. 13−42.
  34. , A.A. Субъективные условия реализации смысла выдающимися людьми. Субъект действия, взаимодействия, познания / A.A. Бодалев. М.: ИПП Воронеж, 2001. — С. 102 — 105.
  35. , A.A. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Л. Г. Лаптева. М.: ACT, 2001. — С. 209 — 212.
  36. , A.A. Борис Герасимович Ананьев виднейший советский психолог. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды / A.A. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Е. З. Фришман. — М.: Педагогика, 1980. — Т. 1. — С. 3 — 7.
  37. , A.A. Как становятся великими или выдающимися / A.A. Бодалев, JI.A. Рудкевич. М.: Аграф, 2003. — 144 с.
  38. , A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалев. М.: Алгоритм, 1998. — С. 87 — 89.
  39. , E.H. Введение в акмеологию / E.H. Богданов, В. Г. Зазыкин. -Калуга.: Гриф, 2001. С. 234 — 237.
  40. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1993. — 133 с.
  41. , В.П. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума / В. П. Бранский, С. Д. Пожарский. -СПб.: ФГУП, 2001. С. 94 — 98.
  42. , Л.В. Школьные проблемы глазами психолога / Л. В. Варначева, Т. А. Гусева, Р. Б. Джузенова. М.: Наука, 1998. — С. 114 — 117.
  43. , Т.П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста / Т. П. Вельчинская. М.: Сфера, 2000. — С. 24 -27.
  44. , В.В. Уроки психологического здоровья / В. В. Ветрова. М.: ПЕД. ОБ-ВО.РОС., 2000. — 124 с.
  45. , Л.А. Воспитание и обучение / Л. А. Венгер. М.: Наука, 1969. -365 с.
  46. , Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. М.: Сфера, 2001. — 235 с.
  47. , Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б. С. Волков. М.: Академический, 2004. — 108 с.
  48. , Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях / Б. З. Вульфов. -М.: Педагогика, 1997. 14 с.
  49. , JT.C. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — С. 289 — 292.
  50. , Л.С. Этюды по истории поведения / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. М.: ЭКСМО Пресс, 2000. — 524 с.
  51. , Л.С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — С. 67 — 69.
  52. , М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. М.: Пед. общ-во России, 2003. — С. 200 — 204.
  53. , С.А. Самооценка профессионального мастерства как отражение уровня развития профессионального самосознания учителя: автореф. дис. канд. наук / С. А. Гаранин. СПб.: РГПУ Герцена, 1993. — 32.
  54. , Ю.З. Методика отслеживания успеваемости и психологического развития учащихся в общеобразовательной школе / Ю. З. Гильбух. Киев.: Киев, 1994. — 117.
  55. , В.В. Межсубъектные отношения в педагогическом процессе: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / В. В. Горшкова. СПб.: 1992. — 88 с.
  56. , A.C. Педагогическое взаимодействие как фактор развития и формирования Я-концепции ученика / A.C. Горшков, Т. Е. Федорова // Учен, запис. универ. имени П. Ф. Лесгафта журн. 2010, № 7 (65). — С. 4 — 14.
  57. , В.А. Психология общения / В. А. Горянина. М.: ACADEMA, 2002. — 32 с.
  58. , С.Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. -Минск.: Харвест, 1997. 265 с.
  59. , K.M. Индивидуально-психологические особенности школьников / K.M. Гуревич. М.: Прогресс, 1988. — 78 с.
  60. , Н.И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. М.: Педагогика, 1991. — 67 с.
  61. , В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В. В. Давыдов. Томск.: Наука, 1992. — 224 с.
  62. , A.A. Акмеологическая культура будущего магистра: методология и технология развития / A.A. Деркач, О. В. Москаленко, Е. В. Селезнева. М.: Прогресс, 2004. — С. 212 — 214.
  63. , A.A. Методология и стратегия акмеологического исследования / A.A. Деркач, Г. С. Михайлов. М.: Профиздат, 1998. — С. 24 — 27.
  64. , A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / A.A. Дергач. -М.: Прогресс, 1999. С. 201−203. A.A. Дергач. — М.: ИПП Воронеж, 2004. — С. 80 — 82.
  65. , A.A. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры государственных служащих / A.A. Деркач, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. М.: РАГС, 1998. — С. 21 — 24.
  66. , A.A. Общая и прикладная акмеология: учебное пособие / A.A. Деркача. М.: Прогресс, 2001. — С. 43 — 46.
  67. , A.A. Проблемы эксперимента в психологии / A.A. Деркач, P.JI. Кричевский. М.: Вече, 1998. — С. 22 — 25.
  68. , A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A. Деркач. М.: ИПП Воронеж, 2004. — С. 72 — 74.
  69. , A.A. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии / A.A. Деркач, А. П. Ситников. М.: Наука, 1993. — С. 114 — 118.
  70. , A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: акмеологические технологии диагностики и актуализацииличностно-профессионального роста / A.A. Деркач. М.: Вече, 2001. — С.140 118.120.
  71. , A.A. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих / A.A. Деркач, JI.A. Степанова. М.: Алгоритм, 2003. — 203 с.
  72. , A.A. Акмеология: учебное пособие / A.A. Дергач. М.: Время, 2002.-С. 75−78.
  73. , A.A. Реализация концепции Я в системе жизненных отношений личности: «Акмеологический аспект» / A.A. Дергач. М.: Наука, 1993. — С. 104−107.
  74. , А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей / А. О. Дробинская. М.: Педагогика, 2001. — 88 с.
  75. , Н.В. Психофизиология ребенка / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000. — 49 с.
  76. , В.К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. М.: Просвещение, 1991. — С. 11−17.
  77. , Е.В. Методика исследования мотивов учения / Е. В. Егошина // Начальная школа журн. 1995, № 6. — С. 22 — 26.
  78. , В.Б. Новая педагогика / В. Б. Ежеленко. СПб.: Питер, 2002. -55 с.
  79. , П.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя / П. М. Ершов, А. П. Ершова, В. М. Букатов. М.: Педагогика, 1998. — 111 с.
  80. , В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М.: Время, 1993. — С. 53 — 56.
  81. , В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих: конспект лекций / В. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 1999.-С. 200−204.
  82. , A.B. Психология формирования самооценки / A.B. Захарова. -Минск.: Наука, 1993. 99 с.
  83. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1997.-413.
  84. , Л.Я. Слово учителя в учебном процессе / Л. Я. Зорина. М.: Педагогика, 1984. — С. 17 — 19.
  85. , В.В. Философия и акмеология / В. В. Ильин, С. Д. Пожарский. -СПб.: Политехника, 2003. С. 89 — 93.
  86. , Е.И. Диалог на лестнице успеха / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. СПб.: Изд-во Петербург — XXI век, 1997. — 203 с.
  87. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. — 177 с.
  88. , П.Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев. СПб.: 1905. -122.
  89. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе / М. В. Кларин // Педагогика и психология журн. 1989, № 6. — С. 24 — 26.
  90. , Н.В. Педагогическая психология / Н. В. Клюева. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — С. 322 — 325.
  91. , Я.Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я. Л. Коломинского. Минск.: Минск, 1997. — 120 с.
  92. , Я.Л. Психология педагогического взаимодействия. Я. Л. Коломинский и д.р. СПб.: Речь, 2007. — 164 с.
  93. , Н.И. Акмеология и тестология / Н. И. Конюхов, М. Л. Шаккум. М.: ACT, 1996. — С. 90 — 94.
  94. , Л.В. Наблюдательность личности как фактор формирования педагогического взаимодействия в системе учитель-ученик: дис.. канд. психол. наук / Л. В. Колодина. Новосибирск.: НГУ, 2000. — 34 с.
  95. , Я.А. Изучение педагогического взаимодействия / Я. А. Коломенский // Совет, педагог, журн. 1991, № 10 — С. 36 — 42.
  96. , Я.А. Учителю о психологии детей школьного возраста / Я. А. Коломинский, Е. А. Панько. М.: Педагогика, 1988. — 84 с.
  97. , C.B. Профессионализм в педагогическом общении / C.B. Кондратьева. Гродно.: Профессия, 2003. — 15 с.
  98. ЮО.Кудрявцев, В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В. Т. Кудрявцев // Педагог, и психолог, журн. 1991, № 4. — С. 21 — 24.
  99. , Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки //Методы системного педагогического исследования. Д., 1980.
  100. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Наука, 1990. — С. 87 -90.
  101. , Н.В. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста / Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, JI.E. Паутова. СПб.: Коломна, 2008. — С. 105 — 108.
  102. , Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда / Л. Г. Лаптев. М.: Наука, 1998. — С. 14 — 18.
  103. , Я. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Я. Левченко, Д. Гиппиус. СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001. — 19 с.
  104. , A.A. Педагогическое общение / A.A. Леонтьев. М.: Сфера, 1979.-47 с.
  105. , A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. -87 с.
  106. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н, Леонтьев. М.: Смысл, 1998. С. 34 — 38.
  107. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М.: Акад. Пед. Наук, 1981.-270 с.
  108. , А.Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — 391 с.
  109. Ш. Липник, В. Н. Современный урок путь реализации педагогики сотрудничества / В. Н. Липник. — Киев.: Наука, 1988. — 310 с.
  110. , Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. -М.: Педагогика, 1979. 56 с.
  111. , Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.-245 с.
  112. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 248.
  113. , Л.И. Воспитание в современной школе / Л. И. Маленкова. -М.: Ноосфера, 1999. С. 171 — 178.
  114. , Т.Н. Учитель ученик / Т. Н. Мальковская // Хрестоматия по педагогической психологии. — М.: Педагогика, 1995. — 246 с.
  115. , М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Н. Ф. Прокина. М.: Профессия, 1984. — 77 с.
  116. , М.И. Современный урок / М. И. Махмутов. М.: Просвещение, 1981. — 24 с.
  117. , Т.Д. Детская практическая психология: учебное пособие / Т. Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2001. — 198 с.
  118. Мелик-Пашаев, A.A. Акмеология период жизни или состояние духа? Общая и прикладная акмеология / A.A. Мелик-Пашаев. — М.: Прогресс, 1995. -С. 98−101.
  119. , B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды. / B.C. Мерлин. М.: МОДЭК, 1996. С. 312 — 317.
  120. , Б. Большой психологический словарь / Б. Мещеряков, В. Зинченко. М.: Олма-пресс, 2004. — 412 с.
  121. , К.Г. Учительское ученичество / К. Г. Митрофанов // Педагогика и психология журн. 1991, № 6. — 7 с.
  122. , O.A. Особенности оценочной деятельности учителя: вчера, сегодня, завтра / O.A. Митрахович. Минск.: Изд-во Пс1халогш, 2002. — С. 20−28.
  123. , A.B. Учитель: мастерство и вдохновение / A.B. Мудрик. М.: Слово, 1986.- 11 с.
  124. , B.C. Шестилетний ребенок в школе / B.C. Мухина. М.: Изд-во УРАО, 1996. — 190 с.
  125. , Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. М.: Психиатрия, 1996. — 67 с. 128.0нищук, В. А. Урок в современной школе / В. А. Онищук. М.: Вести, 1986. — 321 с.
  126. , Б.Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. М., 1971. с. 25
  127. , A.B. Способности и труд / A.B. Петровский. М.: Наука, 1966.-224 с.
  128. , К.К. Система психологии и теории отражения / К. К. Платонов. М.: Наука, 1982. — 17 с.
  129. , И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов / И. П. Подласый. Киев.: Прогресс, 1998. — С. 57 — 59.
  130. , И.П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый М.: ВЛАДОС, 2000. — 321 с.
  131. , С.Д. О новом воспитании / С. Д. Поляков. М.: Время, 1990. -67 с.
  132. , С.Д. Цели современного воспитания / С. Д. Поляков, В. Р. Ясницкая, Э. С. Зимин. Ульяновск.: Слово, 1996. — 249 с.
  133. , М.М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. М.: Нар. Образование, 1987. — 184 с.
  134. , A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб.: Питер, 2000. — 333.
  135. , A.A. Психология познания педагогом личности учащихся / A.A. Реан. -М.: Профессия, 1990. 11 с.
  136. , М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. М.: Пегас, 2000. — 99 с.
  137. , С.Н. Гуманизация взаимоотношений учителя с учащимися в процессе обучения / С. Н. Ромашова. М.: Просвещение, 1996. — С. 78 — 82.
  138. , М.М. Конфликт и взаимопонимание в педагогическом процессе / М. М. Рыбакова. М.: Просвещение, 1991. — 34 с.
  139. , А.Я. Дидактика начальной школы / А. Я. Савченко. Киев.: Абрис, 1997. — 120 с.
  140. , И.М. Избранные произведения / И. М. Сеченов. М.: Наука, 1952.-Т. 1.-468с.
  141. , Е.В. Развитие акмеологической культуры личности / Е. В. Селезнева. М.: Проспект, 2004. — С. 107 — 109.
  142. , В.П. Темперамент. Характер. Личность / В. П. Симонов, П. М. Ершов. -М.: Слово, 1984. 56 с.
  143. , В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Прогресс, 1995. — 90 с.
  144. , Я. Методология и методы педагогических исследований / Я. Скалова. М.: Педагогика, 1989. — 245 с.
  145. , М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1971. 115 с.
  146. , З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного даилога на уроках словесности / З. С. Смелкова. М.: Прогресс, 1999. — С. 19 -24.
  147. , С.Л. Вечная радость: Очерки жизни и школы / С. Л. Соловейчик. -М.: Педагогика, 1986. 340 с.
  148. , Е.И. Психология взрослых основа акмеологии / Е. И. Степанова. — СПб.: Проспект, 1995. — С. 63 — 67.
  149. , В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Киев.: Дело, 1998. — 161 с.
  150. , В.А. Сто советов учителю. Киев.: Радянська школа, 1984.-174 с.
  151. , Б.М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов. М.: Наука, 1948.-25 с.
  152. , К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. — С. 345 — 349.
  153. , Т.Б. Развивающее взаимодействие учителя с учащимися в педагогическом процессе / Т. Б. Федорова. СПб.: Изд-во Русь, 2004. — 221 с.
  154. , Г. Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников / Г. Н. Филонов. М.: Слово, 1983.-55 с.
  155. , Н.Е. Новое в воспитательной работе школы / Н. Е. Щуркова, В. Н. Шпырева, Л. И. Маленковой. М.: Педагогика, 1991. — 55 с. 159. Эльконин, Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. — М.: Знание, 1974. — 321 с.
  156. , В.А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. — С. 419 — 423.
  157. Acker, C.J. Stigma or legitimation? A historical examination of the social potentials of addiction disease models / CJ. Acker // Journal of Psychoactive Drugs. V. 25. № 3,1993. — P. 102 — 107.
  158. Anderson, W.P. Sex Offenders. Three personality types / W.P. Anderson, T. KunceJ // Journal of Clinical Psychology, Vol. 35. № 3, 1979. P. 76 — 79.
  159. Arnold, R. Patient attitudes concerning the inclusion of spirituality into addiction treatment / R. Arnold // J. Subst. Abuse Treat. Dec. V. 23. Xa 4. 2002. -P. 90−94.
  160. Beck, A. Cognitive therapy of personality disorders / A. Beck et al., New York.: Guilford press, 1990. — P. 257 — 259.
  161. Bern, S. The measurement of psychological androgyny / S. Bern // Journal of Consulting and Clinical. Psychology. — 42, 1974. — P. 12 — 17.
  162. Ben-Shakhar, G. Clinical judgment and decision-making in CQT-polygraphy. A comparison with other pseudoscientific applications in psychology / G. Ben-Shakhar. Integr. Physiol. Behav. Sci., 1991, Jul-Sep: 26 (3). — P. 144 — 146.
  163. Black, D.W. Compulsive buying: A review / W. BlackD // Journal of Clinical Psychiatry. V. 57. 1996. — P. 50 — 54.
  164. Black, D.W. Characteristics of 36 subjects reporting compulsive sexual * behavior / D.W. Black et al. // American Journal of Psychiatry. V. 154. №. 2, 1997.-P. 11−14.
  165. Blanco, C. Pathological gambling: addiction or compulsion? / C. Blanco //1Ч-/
  166. Semin. Clin. Neuropsychiatry. Jul. V. 6. № 3, 2001. — P. 32 — 35.
  167. BlaltS, J. Psychological assessment of psychopathology in opiate addicts / BlaltS et al. New Ment. Dis. V. 172. — 1984. — P. 234 — 236.
  168. Brady, K.T. Gender differences in substance use disorders / K.T. Brady et al. // American Journal of Psychiatry, № 150 (11), 1993. P. 33 — 36.
  169. Burke, R.J. Workaholism, self-esteem, and motives for money / R.J. Burke // Psychol. Rep. Apr. V. 94. № 2, 2004. — P. 55 — 58.
  170. Burke, R. Workaholism and divorce among Australian psychologists / R. Burke, Z. Burgess, F. Oberklaid // Psychol. Rep. Aug. V. 93. № 1, 2003. — P. 29 -32.
  171. Carlton, P.L. Attention deficit disorder and pathological gambling / P.L. Carlton et al. // J Clin Psychiatry. Dec. V. 48. № 12,1987. — P. 7 — 9.
  172. Clark, J.V. Social anxiety and self-evaluation of interpersonal performance / J.V. Clark, H. Arkowitz // Psychol. Rep. Feb., 36: 1, 1975. P. 33 — 34.
  173. Coleman-Kennedy, C. Pendley A. Assessment and diagnosis of sexual addiction / C. Coleman-Kennedy, A. Pendley. J. American Psychiatric Nurses Association. — V. 8. № 5, 2002. — P. 19 — 24.
  174. Comer, R.J. Fundamental of abnormal psychology / R.J. Comer. 2 Ed., Worth Publ.: W. H. Freeman and Co, NY, 2001. — P. 145 — 149.
  175. Crisp, A.H. The tendency to stigmatise / A.H. Crisp // British Journal of Psychiatry. V. 178, 2001. — P. 17 — 19.
  176. Cupchik W. and Atchieson J. D. Shoplifting: An Occasional Crime of the Moral Majority / W. Cupchik, J.D. Atchieson // Bulletin of the American Academy of Psychiatry and Law. V. 11,1983. — P. 64 — 69.
  177. Custe, R. Personality factors and pathological gambling / R. Custe et al. // Acta Psychiatr. Scand.V. 80. № 1,1989. P. 17 — 18.
  178. Custer, R.L. Profile of the pathological gambler Hi / R.L. Custer. Clin. Psychiatry. Dec. — V. 45. № 12, Pt. 2. 1984. — P. 76 — 81.
  179. Deitz, S.R. Measurement of empathy toward rape victims and rapists / S.R. Deitz et al. // Journal of Personality and Social Psychology. Aug., 43:2, 1982.1. P. 73−75.
  180. Goodwin, D. Psychopathology in adopted and nonadopted daughters of alcoholics / D. Goodwin et al. // Arch. Gen. Psychiat. V. 34. № 9, 1977. — P. 15−18.
  181. Greenberg, H. R, Sarner C A. Trichotillomania. Symptom and syndrome / /
  182. H.R. Greenberg, C.A. Sarner //Arch. Gen. Psychiat. V. 12. № 5, 1965. — P. 21 -28.
  183. Grubin, D. Predictors of risk in serious sex offenders / D. Grubin // British Journal of Psychiatry. Vol. 72. — Supl. 32, 1997. — P. 3 — 7.
  184. Haighighat, R.A. unitary theory of stigmatization: pursuit of self-interest and routes to destigmatization / R.A. Haighighat // British Journal of Psychiatry. V. 178. 2001.-P. 19−23.
  185. Hartman, BJ. Comparison of selected experimental MMPI profiles of sexual deviates and sociopaths without sexual deviation / B.J. Hartman // Psychol. Rep., Feb., 20(1), 1967. P. 97 — 102.
  186. Herkov, M.J. MMPI differences among adolescent inpatients, rapists, sodomists, and sexual abusers / M.J. Herkov et al. // Journal of Personality Assessment. 661, Feb., 1996. P. 54 — 59.
  187. Howells, K. Perceptions of rape in a British sample: effects of relationship, victim status, sex, and attitudes to women / K. Howells // Br. J. Soc. Psychol., Feb. 23 (Pt. 1), 1984.-P. 115−118.
  188. KandellJ, J. Internet addiction on campus: The vulnerability of college students / KandellJ // Cyber Psychology and Behavior. V. 1. № 1,1998. — P.66−67.
  189. McElroy, S.L. Compulsive buying: a report of 20 cases / S.L. McElroy // J, Clin. Psychiatry. V. 55, 1994. — P. 19 — 22.
  190. Melnik, E. V. Characteristic features of drug addiction in adolescents with behavioural disorders (follow-up study) / E.V. Melnik, V.S. Bitenskiy. European Psychiatry. V. 11. Suppl. 4.1996. — P. 43 — 46.
  191. Moncrieff, M. Comparison of MMPI profiles of assaultive and non-assaultive exhibitionists and vouyeurs / M. Moncrieff, D. Pearson. Currective and Social Psychiatry and J. Behav.: Tehnology. — V. 25, 1979. — P. 375 — 379.
  192. Money, J. Forensic Sexology: Parafilic Serial Rape and Last Murder / J. Money //. Am. J. Psychoterapy. № 1, 1990. P. 8 — 11.
  193. Moriceau, S. Neurobiology of infant attachment / S. Moriceau, R: M. Sullivan // Dev. Psychobiol. 2005. Nov. 47(3). — P. 230 — 232.
  194. Murphy, M.H. Sport and drugs and runner’s high (Psychophysiology) / M.H. Murphy. In J. Kremer and D. Scully (eds), // Psychology in Sport. London: Taylor & Francis, 1993. — P. 321 — 327.
  195. Pelchat, M.L. Food, craving, obsession, compulsion and addiction / M.L. Pelchat // Physiology and Behavior. 2002. V. 76. № 3. — P. 98 — 102.
  196. Prochaska, J.O. In search of how people change: applications to addictive behaviors / J.O. Prochaska, C. DiClemente, J. Norcross. Am. Psychol. J., 1992. -Vol. 47. — P. 243 — 245.
  197. Simon, J. Love: addiction or road to self-realization, a second look / J. Simon // Am. J. Psychoanal, V. 42. N 3. 1982. P. 24 — 24.
  198. Sinunel, E. Psychoanalytic treatment in a sanatorium // E. Sinunel. Internal. J. Psychoanal. V. 10, 1927. — P. 133 — 135.
  199. Tavares, H. Factors at play in faster progression for female pathological gamblers: an exploratory analys / H. Tavares et al. // J Clin. Psychiatry, Apr. V. 64. № 4, 2003. P. 64−67.
  200. Timmreck, T.C. Overcoming the loss of a love: preventing love addiction and promoting positive emotional health / T.C. Timmreck // Psychol. Rep., Apr. V. 66. № 2, 1990.-P. 41−42.
  201. Wagner, E. The hand test. Projectve test used as a predctor of overt aggresson / E. Wagner. Psychology Tests.: N.Y., 1971. — P. 92 — 93.
  202. Watson, D. Measurement of social-evaluative anxiety / D. Watson, R. Friend // Journal of Consulting and Clinical Psychology, Aug., 33:4, 1969. P. 33 — 37.
  203. Wieder, H. Drug use in adolescents / H. Wieder, E. Kaplan // The psychoanalytic study of the child. V. 24, 1969. — P. 204 — 206.
Заполнить форму текущей работой