Личность как субъект предметно-пространственной среды дома: Дизайнер и пользователь
Диссертация
Выявлены основные противоречия, характеризующие профессиональное становление личности дизайнера, обусловливающие переживаемые в процессе профессионализации проблемы, а также направление в изменениях личностных особенностей: а) свойственное личности художественного типа преобладание образного и знакового мышления вступает в противоречие с существующими в процессе создания и воплощения… Читать ещё >
Содержание
- 1. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СРЕДООБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
- 1. 1. Средовая идентификация личности в контексте субъектного подхода
- 1. 1. 1. Субъектный подход в психологии: анализ. работ предшественников и современное состояние
- 1. 1. 2. Средовые потребности и средовая идентичность личности
- 1. 1. 3. Средообразование как самоактуализация личности
- 1. 2. Личностный фактор в психологии среды
- 1. 2. 1. Теория, феноменология, методология психологии среды
- 1. 2. 1. 1. Возникновение психологии среды и основные направления исследований
- 1. 2. 2. Взаимосвязь средового и субъектного подходов в изучении личности
- 1. 2. 1. Теория, феноменология, методология психологии среды
- 1. 3. Дизайн как процесс и явление: психологический аспект
- 1. 3. 1. Дизайн как результат синтеза техническо-объективного и семантико-субъективного научного знания
- 1. 3. 2. Историко-культурные закономерности стилей средового дизайна как предметное отражение быстро меняющегося мира
- 1. 3. 3. Социально-экономическая роль дизайна как объективный аспект депривирующих эффектов воздействия социо-культурных обстоятельств на индивидуальное бытие личности
- 1. 3. 4. Дизайн-проектирование и наука «гармонии и меры» как теоретическое основание интерпретации аутентичного личности предметно-пространственного окружения
- 1. 1. Средовая идентификация личности в контексте субъектного подхода
- 2. 1. Стандартные опросные процедуры
- 2. 2. Исследования с участием групп студентов художественно-графического факультета и факультета архитектуры и дизайна
- 2. 3. Исследования с участием пользователей предметно-пространственной среды (людей, не имеющих отношения к профессиональному средообразованию)
- 2. 4. Смешанные исследования с участием профессионалов средообразования (действующие средовые дизайнеры) и непрофессионалов (пользователей)
- 2. 4. 1. Системный опрос пользователей различных возрастных групп и профессий
- 2. 4. 2. Системный опрос работающих дизайнеров средового дизайна
- 2. 4. 3. Активизация обсуждений проблем взаимодействия дизайнера с заказчиком на двух специализированных форумах дизайнеров
- 3. 1. Результаты исследований психологической репрезентации приватной предметно-пространственной среды (1111С)
- 3. 1. 1. Подтверждение актуальности и конкретизация проблем исследования субъекта 1111С
- 3. 1. 2. Психологическая репрезентация понятия «дом» субъектами средообразования и доминирующие сенсоры восприятия
- 3. 1. 3. Выявленная феноменология средовой идентификации
- 3. 2. Анализ психологических особенностей профессиональных субъектов средообразования (дизайнеров) и субъектов-пользователей ППС
- 3. 2. 1. Интерпретация исследований профессионально ориентированных субъектов предметно-пространственного средообразования
- 3. 2. 1. 1. Психологические отличия студентов, профориентированных на работу в области дизайна, от студентов-«художников»
- 3. 2. 1. 2. Динамика личностных особенностей субъектов, ориентированных на работу в области дизайна, в процессе профессионального становления
- 3. 2. 2. Сравнение психологических особенностей профессионально ориентированных субъектов средообразования (дизайнеров) и субъектов-пользователей первичной ППС
- 3. 2. 2. 1. Анализ исследований психологических особенностей личности профессиональных субъектов средообразования (дизайнеров) и субъектов-пользователей ППС
- 3. 2. 2. 2. Психологическая репрезентация стилей интерьера субъектов производственного и потребительского средообразования ППС
- 3. 2. 1. Интерпретация исследований профессионально ориентированных субъектов предметно-пространственного средообразования
Список литературы
- Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития Вопросы психологии. 1995. № 2. — С. 130−137.
- Абульханова К.А., Славская А. Н. Предисловие // С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. Человек и мир. М., 2003. — С. 6−33.
- Аверинцев С.С. «Аналитическая философия» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии/О современной буржуазной эстетике. М., 1972. — Вып.З. -С. 115−134.
- Азизян И. Взаимодействие искусств. Композиционно-методический аспект проблемы // Архитектура СССР. 1974. № 9 — С. 47−74.
- Акылбаева Г. Ж. Особенности чувствительности к проблемам у людей с выраженными специальными способностями: Дис.. канд. психол. наук. Караганда, 1999. -195 с.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. С. 49−148.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л-д, 1969. — 187 с.
- Андреева Г. М. Социальная идентичность: временные и средовые компоненты //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — С. 344−357.
- Анциферова Л.И. Некоторые вопросы исследования личности в современной психологии капиталистических стран. // Теоретические проблемы психики личности. М., 1974.-С.218−318.
- Бархин М.Г. Метод работы зодчего: Из опыта советской архитектуры 19 171 957гг. М.: Стройиздат, 1981. — 216 с.
- М.Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание. Перевод с английского. М.:Прогресс, 1986. 422 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов-на-Дону: Ростовский университет, 1983. 177 с.
- Боднар О.Я. Золотое сечение // Техническая эстетика. -№ I, 1991. С. 16−21.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. — 121 с.
- Брушлинский А.В. Исходные основания психологии субъекта и его деятельности // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М, 1997. — С. 208−269.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. — С. 30−37.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта. С-Пб, 2003.
- Брушлинский А.В. «Психология субъекта» (страницы последней книги А. В. Брушлинского: глава вторая «Психология и тоталитаризм») // Психологический журнал. 2003а. — Т. 24. № 2. — С. 7−14.
- Воробьева Л.И. Субъект и/или автор (о категориях гуманитарной психологии) // Вопросы психологии. 2004. № 2. — С. 149−158.
- Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Сов. радио, 1974. -351 с.
- Ваганов А.Г. Миф. Технология. Наука: ценологические исследования. 2000. Вып. 15. — М.: Центр системных исследований, — 168 с.
- Власов Б.Г. Стили в искусстве: Словарь (архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура). СПб.: Кольна, 1995. — Т. 1. -680 с.
- Вернадский В.И. Кристаллография: Избранные труды. -М.: Наука, 1988. -343 с.
- Вернадский В.И. Размышление натуралиста. В 2-х кн. М.: Наука. — Кн. 1: Пространство и время в живой и неживой природе. 1975. — 176 с.
- Выготский JI.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М-Л. 1930. -232 с.
- Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры. (Критика философии М. Хайдеттера). -М.: Высшая школа, 1963. 121 с.
- Гамаюнов В.Н. Альтернатива проективографии и начертательной геометрии // Формообразование в строительстве и архитектуре: Сб. науч. тр. М.:МИСИ, 1986.-С. 36−77.
- Гамаюнов В.Н. Арт-дизайн изящных абстракций. М.: Изд-во МГОПУ, 1998.- 185 с.
- Гамаюнов В.Н. Теория проективографии. М.: МГОПУ, 1998. — 560 с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. 462 с.
- Гидценс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2003. — 528 с.
- Гидион 3. Пространство, время, архитектура / Сокр. пер. с нем. М. В. Леонене, И. Л. Черня. 2-е изд. — М.: Стройиздат, 1975. — 568 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965.-С. 433−456.
- Глазычев В.Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. -М.: Искусство, 1970. 189 с.
- Голубева Э.А., Рождественская В, И. О психологических проявлениях свойств нервной системы // Вопросы психологии. 1976. № 5. — С. 37−44.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М.: Педагогика, 1980.-141 с.
- Голубева Э.А. Некоторые проблемы экспериментального изучения природных предпосылок общих способностей // Вопросы психологии. 1980. № 4. -С. 23−37.
- Гольдзамт Э. «Новая архитектура» потребитель — традиция // Архитектура
- СССР. 1986. № з. с. 100−103.
- Грашин А.А. Принципы художественного конструирования агрегатирован-ного производственного оборудования // Техническая эстетика. 1975. № 4. -С. 11−18.
- Гусельцева М.С. Методологические предпосылки развития культурно-исторической психологии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2004. -23 с.
- Дерябо С. В. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии / С. В. Дерябо, В. А. Ясвин // Психологический журнал. — 1996. № 6.-С. 4−18.
- Елинер И.Е. Оптимизирующие факторы алгоритма поиска в дизайн-проектировании: Дис.. канд. искусствоведения. С-Пб. 2001. -214 с.
- Еретин А.В. Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля: основы теории и методологии: Дис.. канд. искусствоведения. М., 2002. 237 с.
- Жердев Е.В. Метафора в дизайне: теория и практика: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 2002. 57 с.
- Игнатович Р.С. Межполушарная асимметрия в связи с индивидуальными различиями по соотношению первой и второй сигнальных систем человека. // Деятельность и психические процессы. — М. 1977. 215с.
- Изард К. Эмоции человека, (перев. с англ.) М.:МГУ, 1980. — С. 37−44.
- Иовлев В.И. Экопсихология для архитекторов: процесс и форма. Учебное пособие. Екатеринбург: Архитектон, 1996. — 304 с.
- Кантор К.К. проблеме общественной природы дизайна // Вопросы технической эстетики. 1970. — Вып. 2. — С. 156−163.
- Кантор К.М. Проектность мира, культуры, истории // Декоративное искусство. 2001. № 1. — С.41−46.
- Кимберг А.Н. О возможности применения категории «отношение» в концепциях идентичности // Личность и бытие: теория и методология. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2003. С. 85−93
- Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: Дис.. д-ра психол. наук. М. 1991.-213 с.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. — С. 13−23.
- Композиция и стандарт. /Под ред. Г. Б. Миневрина и др. М.: ВНИИТЭ, 1971.-152 с.
- Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика / Сост. А. А. Стригалев и И. В. Коккинаки. М.: Искусство, 1985. — 311 с.
- Композиция и стандарт / Под ред. Г. Б. Миневрина и др. М.: ВНИИТЭ, 1971. -152 с.
- Коссов Б.Б. Разработка методик определения типологических особенностей соотношения первой и второй сигнальных систем // Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М. 1956. — С. 348−347.
- Котлер Филип. Основы маркетинга.- Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. К. М. Пеньковой, М.: Прогресс, 1993. — 736 с.
- Краснорядцева О.М. Диагностика мышления в процессах трансформации рутинной деятельности в творческую. Караганда: Изд. КарГУ, 1994. — 71 с.
- Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов // Сиб. психол. журн. Томск, — 1998. № 7. — С. 25−28.
- Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1996.-225 с.
- Криворученко Ю.И. К проблеме взаимосвязи восприятия города и его пространственной организации // Основы средообразования. М., — С.131−136.
- Кузнецов Б.Г. История философии для физиков и математиков. М.:Наука, 1974.-352 с.
- Кульпин Э.С. Общество как неразгаданный феномен // Декоративное искусство. -2001. № 1.-С. 23−27.
- Лаврентьев А.Н. Мебель как объект экспериментально проектирования 20-х годов // Страницы истории отечественного дизайна: Сб. статей. М., 1989. — С. 109−126.
- Лапин Е. А. Пространственные репрезентации в деятельности человека: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. 23 с.
- Левин К. Определение понятия «поле в данный момент» // История психологии. Период открытого кризиса начала 10-х середины 30-х годов. — М.: Изд-во МГУ, 1992.-С. 190−203.
- Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ. СПб., 2000. — 368 с.
- Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 480 с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках: Пер. с англ. СПб., 2000. — 368 с.
- Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская Хартия. / Пер. с франц. Ж.Розенбаума. Послесл. Ю. Бочарова и А.Раппапорта. М.: Стройиздат, 1976.-136 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1965. — 574 с.
- Леонтьев А. Н. Психология образа// Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. -1979. № 2.-С. 3−14.
- Леонтьев В.Г. Мотивация и ее механизмы. 1989. 57 с.
- Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск. НИШ. 1987. 92 с.
- Линч Кевин. Образ города. /Пер. с англ. В.Л. Глазычева- Сост. А.В. Иконников- Под ред. А. В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. — 328 с.
- Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М. 1987. 24 с.
- Мазилов В.А. Проблема интеграции психологического знания // Психология. Современные направления междисциплинарных исследований / Под ред. А. Журавлева, Н.Тарабриной. М., 2003. — С. 417−432.
- Мардер А.П. Материальная среда и средовые системы // Психология и архитектура / Под ред. Т. Нийт, М. Хейдметс, Й.Круусвал. Таллинн, 1983. — Т.1. -С. 16−19.
- Мартынов Ф.Т. Философия, эстетика, архитектура: Учебное пособие. -Екатеринбург: Архитектон, 1998. 534с
- Маслоу А.Х. Психология бытия. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 1997. — 304с.
- Мастера архитектуры об архитектуре / Под общ. ред. А. В. Иконникова и др. -М.: Искусство, 1972. 591 с.
- Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избранные отрывки из выступлений, статей, трактатов, т. I, II / Под ред. М. Г. Иархина и др. М.: Искусство, 1975.
- Матюшкин A.M., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопр. психол. -1988. № 4.-С. 88−97.
- Мельников А.П. Полиметрический модуль / Композиция и стандарт, М.: ВНИИТЭ, 1971.-С. 77−91.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. — 156 с.
- Методика художественного конструирования. Дизайн-программа. М.: ВНИИТЭ, 1987.-172 с.
- Методы и технические средства предпроектного эргономического моделирования: Методическое пособие. М.: ВНИИТЭ, 1983. — 76 с.
- Миллс Ч. Социологическое воображение. М., 1998. — 87 с.
- Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М.: Республика, 1992. — 255 с.
- Мосоров A.M. Общественные отношении и человек. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. — 240 с.
- Мурина Е.Б. Проблема синтеза пространственных искусств. -М.:Искусство, 1982. 192 с.
- Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981. — 230 с.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М. Наука. 1976. — 335 с.
- Нийт Т. Общие тенденции развития теорий о взаимоотношении человека и среды // Человек. Среда. Общение. Таллинн. 1980. — С. 5−25.
- Нийт Т. Плотность людей и чувство стесненности: теории и гипотезы // Человек в социальной и физической среде. Таллинн, 1983. — С. 99−142.
- Никифорова О.В. Ценностная детерминация творческого педагогического труда в условиях перехода к новой образовательной парадигме: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Томск, 1997. 24 с.
- Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М.: Наука, 1968.- 173 с.
- Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. -2000. № 1.-С. 25−31.
- Павлов И.П. Избранные труды. М.: АПН РСФСР, 1951. — 365 с.
- Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М-Л.:Биомет-гиз. 1938.-335 с.
- Панов В. И. Введение в экологическую психологию: Учеб. пособие: В 2 ч. М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. — Ч. 1. — 144 с.
- Панюкова Ю.Г. К проблеме средовой идентичности: психологическая репрезентация пространственно-предметной среды обыденной жизни // Мир психологии 2004. № 2 (38) Воронеж-Москва. — С. 133−142.
- Петровский В.А. Леность и система субъект-объектных отношений. Личность в системе коллективных отношений. // Тезисы докладов на конференции в Курске.-М. 1980.-31 с.
- Петровский В.А. К пониманию личности в психологии. // Вопросы психологии. 1981. № 2.- С.24−26.
- Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-512 с.
- Петровский В.А. Метод отраженной субъектности // Личность в общении и деятельности. Ульяновск. 1985. — С. 13−19.
- Печенков В.Б. Исследование индивидуальных психофизиологических различий в соотношении сигнальных систем. // Экспериментальные исследования по проблемам общей, социальной психологии. М. 1976. — С. 59−62.
- Печенков В.В. Соотношение общих и специальных человеческих типов ВНД как проблема психофизиологических индивидуальных различий: Автореф. канд. псих. наук. М., 1987. 25 с.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983. -205 с.
- Поспелов Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление. М.: Советское радио, 1976. — 102 с.
- Предпроектное эргономическое моделирование: Методическое пособие. — М.: ВНИИТЭ, 1980. 93 с.
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд. М., 1990. — С. 396.
- Пузанов В.И. Взаимодействие интеллекта и мастерства как проблема культурных формаций в дизайне: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 1992.-32 с.
- Пузанов В. И. Петров Г. П. Макеты в художественном конструировании. -М.: Машиностроение, 1984. 128 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
- Рождественская В.И., Левочкина И. А. Функциональное состояние при монотонной работе и сила нервной системы // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М. 1976. — 74 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. — М. 1946. — 704 с.
- Рубинштейн С.Л. Способности. Основы общей психологии. Принципы и пути развития психологии. М. 1959. — 354 с.
- Рябикина З.И. Личность и ее бытие в быстро меняющемся мире // Личность и бытие: теория и методология. Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. З. И. Рябикиной, В. В. Знакова. Краснодар, 2003.-С. 5−26.
- Рябикина З.И. Личность и предметно-пространственная среда: Хрестоматия. Краснодар, 2000. — 232 с.
- Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и человеческое бытие / Под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.:ИП РАН, 2004.
- Сердюк И., Курт-Умеров В., Сердюк Л. Взаимосвязи объекта со средой // Психология и архитектура / Под ред. Т. Нийт, М. Хейдметс, И.Круусвал. Таллинн, 1983. -Т.1. -С. 20−24
- Симонов П.В., Валуев М. Н. Ершов П.М. О некоторых особенностях произвольных и непроизвольных эмоциональных реакций человека // Журнал Высшей нервной деятельности. 1964. — Вып.2. — С. 284−310.
- Симонов П.В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М.:Наука, 1984.-159 с.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1987. — 238 с.
- Смолина Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. М.: Стройиздат, 1990.-344 с.
- Степанов А.В., Иванова Г. И., Нечаев Н. Н. Архитектура и психология. -М.: Стройиздат, 1993. 295 с.
- Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.-199 с.
- Тасалов В.И. О социоприродной органичности художественного творчества // Искусство и точные науки / Под. Ред. А. Я. Зися и др. М.: Наука, 1979. -С. 185−221.
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т.2. — М.: Педагогика. 1985. — 123 с.
- Трушиныш Я.К. К определению понятия среды // Психология и архитектура / Под ред. Т. Нийт, М. Хейдметс, И.Круусвал. Таллинн, 1983. — Т.1. — С. 25−26.
- Фельдштейн Д. И. Детство и социальный мир (социальное бытие детства в бытие социума) // Мир психологии. 2002. — № 1. — С. 9−20.
- Хайт В., Зинченко А. Рычков П. Проблема взаимоотношений проектировщика и потребителя архитектуры. // Архитектура СССР. 1984. № 1, — С. 79−81.
- Хан-Магомедов С. О. Проблемы динамической формы в творческих концепциях 20-х годов // В сб.: Труды ВНИИТЭ. 1982. — Вып. 33. — С. 82−98.
- Хан-Магомедов С. О. Организация пространства минимальной жилой ячейки на этапе становления советского дизайна // В сб.: Труды ВНИИТЭ. -1983.-Вып. 40.-С. 23−39.
- Хейдметс М. Феномен персонализации среды: Теоретический анализ // Средовые условия групповой деятельности. Таллинн: ТЛИ, 1988. — С. 12−25.
- Хейдметс М. Пространственный фактор в межличностных отношениях: попытка построения концепции // Человек, среда, пространство. Тарту, 1979. — С. 4−28.
- Хейдметс М. Социально-психологические проблемы жилой территории (Аспект персонализации среды) // Человек. Среда. Общение. Таллинн, 1980. -С.26−49.
- Хекхауэен X. Мотивация и деятельность. М.:Педагогика. — Т. 1. 1986. -408 с.
- Чистова В. Пути гуманизации. // Архитектура СССР. 1981. № 5. — С. 5659.
- Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии в истории эстетической мысли. М.: Наука, 1973. — 256 с.
- Шимко В.Т., Гаврилина А. А. Типологические основы художественного проектирования архитектурной среды: Учебное пособие. М.: Ладья, 2000. — 64 с.
- Штейнбах Х.Э., Елинский В. И. Психология жизненного пространства. -СПб: Речь, 2004 239 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1966.
- Якубова З.Ю. Соотношение направленности личности и специальных способностей у старшеклассников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М. Ю, 1988.-20 с.
- Altman I. Privacy Regulation: Culturally Universal or Culturally Specific? // Journal of Social Issues. 1977. -Vol. 33. № 3. — P. 66−84.
- Altman I. The Environment and Social Behavior CA., 1975. — 256 p.
- Altman I. Some perspectives on the study of man-environment phenomena // Rep. Res. Soc. Psychol. 1973. № 4 — P. 109−126.
- Argyle M., Dean J. Eye-Contact, Distance and Affiliation // Sociometry. -1965. № 28.-P. 289−304.
- Barker R.G. Ecology and motivation. Nebr. Symp. Motiv. 1960. 148 p.
- Barker R.G. Ecological Psychology: Concepts and Methods for Studying the Environment of Human Behavior. CA.: Stanford Univ. Press, 1968. — 242 p.
- Barker R.G. On the nature of the environment // Soc. Issues. 1963 — P. 17−34.
- Barker R.G., Gump P.V. Big School, Small School. CA.: Stanford Univ. Press, 1964−250 p.
- Barker R. G., Schoggen P. Qualities of Community Life. San Francisco: Jossey-Bass, 1973. — 562 p.
- Canter D. Behavioral maps or cognitive maps: A comparison for children’s hospital ward ecology. Surrey, England: Univ. Surrey, 1975. — 242 p.
- Canter D. Psychology for Architects. N. Y.: Toronto, 1974. — 171 p.
- Canter D., Craik K.H. Environmental Psychology // J. Environ. Psychol. -1981. № 1-p. l-ll.
- Cattell R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement. Yonkers. -N.Y., 1957−312p.
- Chapman C., Risley T.R. Antilitter procedures in an urban high density area // Appl. Behav. Anal. 1974. — P. 77−83.
- Cooper C. Easter Hill Village: Some Social Implications of Design. New York: Free Press. 1975.-337 P.
- Craik K.H. Multiple scientific paradigms in environmental psychology // Int. J. Psychol.- 1977.-P 46−57.
- Craik K.H. The Personality Research Paradigm in environmental psychology/ in Wapner, Cohen, Kaplan, eds. Experiencing the Environment. N.Y.: Plenum, 1976.-P. 55−79.
- Craik K.H. The comprehension of the everyday physical environment // AIP Journal. 1968. № 1. — P. 29−37.
- Evans G.W., Howard R. Personal space. Psychol. Bull. 1973. 187 p.
- Freud S. Die Traumdeutung- (1900).- In: Gesammelte Werke, Bde. II-III. Frankfurt/M., 1952.
- Hall E.T. Handbook for Proxemic Research. Washington DC: Soc. Anthropol. Visual Common. 1974. 124 p.
- Hall E.T. The Anthropology of Space // Architectural Review. 1966. — Vol. 140.-P. 35−48.
- Hall E. T. The Hidden Dimension. -N.Y.: Doubleday, 1966. 135 p.
- Hall E.T. The Silent Language. N.Y., 1970. — 192 p.
- Holahan C.J., Dobrowolny M.B. Cognitive and behavioral correlates of the spatial environment: An interactional analysis. Environ. Behav. 1978. 147 p.
- Ittelson W.H. Some issues facing a theory of environment and behavior. See Ref.352,1974.-P. 51−59.
- Ittelson W.H. Visual Space Perception. N.Y., 1969. -212 p.
- Ittelson W. H., Proshansky H. M., Rivlin L.G., Winkel G.H. An Introduction to Environmental Psychology. -N.Y. 1974. 406 p.
- Levi Strauss Gl. Mythologiques. 1964−1971 — T. 1−4.
- Lewin K. Feldtheorie in den Sozialwissenschaften. Bern, 1963
- Lewin K. Principles of Topological Psychology. N.Y., 1936.
- Lynch K. The Image of the City. 1960. 321 p.
- Maslow A.H. A philosophy of psychology // Main Currents. 1956. — Vol. 13. -P. 27−32.
- Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y., 1954. — 179 p.
- Maslow A.H. The psychology of science. N.Y.: Harper and row., 1966.
- Neisser U. Cognition and Reality: Principles and Implications of Cognitive Psychology. San Francisco: Freeman, 1976. — 230 p.
- Park R., Burgess E., eds. The City. Chicago: Univ. Chicago Press. 1925. -239 p.
- Rogers G.R. Dialogue between Martin Buber and Carl Rogers // Psychologia. -1960.-Vol.3.-P. 208−221.
- Rogers G.R. On becoming a person. Boston: Houghton mifflin., 1961 — 176 P
- Rogers G.R. Towards a more human science of person // J. Humanistic. Psychol. 1985. — Vol. 25. — P. 7−24.
- Smith P.F. Esthetics in Cities // Ekistics 265. Dec. 1977. — Vol.44. — P. 301 306.
- Sommer R. Design Awareness. San Francisco, 1972. — 142 p.
- Sommer R. Personal Space // Canadian Architect. 1960. — Vol. 5. No 2. — P. 78−80.
- Sommer R. Personal Space. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1969 — 177 P
- Stockols D. Conceptual Strategies of Environmental Psychology / Stockols, D and Altman, I. (eds) Handbook of Environmental Psychology. N.Y.: Wiley, 1987.1. P. 41−70.
- Stockols D. Environmental Psychology // Annual Review of Psychology. -1978. № 29. -P. 253−295.
- Tuan Y.F. Images and mental maps. Ann. Assoc. Am. Geogr. 1975. 156 p.
- Tuan Y.F. Topophilia: A Study of Environmental Perception, Attitudes, and Values. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1974. — 260 p.
- Thorndike E.L. Animal intelligence: An experimental study of associativewprocesses in animals I I Psychological Review Monographs Supplement 1898. — P. 131−154.
- Thorndike E.L. Animal Intelligence. N.Y., 1911. — 136 p.