Эталонное описание.
Такое описание обычно применяется в техническом тренинге, т. е. той области подготовки сотрудников, где имеется детальное и исчерпывающее, стандартизованное представление о необходимых результатах подготовки. Однако не исключено, что обучаемый не в состоянии продемонстрировать ожидаемый результат из-за нехватки времени, данных, т. е. внешних условий. Отсюда — минимальный набор требований к точному описанию учебной цели:
- • характеристика внешних условий;
- • ожидаемые учебные результаты (или «наблюдаемые действия» обучаемого);
- • их эталонные признаки (критерии).
Приведем примеры из практики профессионального обучения.
Пример № 1. Ожидаемый результат обучения в инженерной подготовке
Привести устройство системы М. в рабочее состояние. Условия. Модель устройства системы М., стандартный набор инструментов, набор запасных частей, наличие одной из типичных неполадок. Критерий'. Устройство приводится в рабочее состояние в соответствии с описанием функционирования. Отсутствуют внешние или внутренние повреждения. Число избыточных запасных частей, использованных при наладке, не превышает единицу. Отсутствуют претензии пользователя.
Пример № 2. Ожидаемый результат обучения в нодготквке медиков
Работая с пациентом любой весовой категории (условие) начать внутривенное вливание (ожидаемый результат) после нс более чем двух пробных пункций иглой (критерий).
Уровни учебных результатов и глаголы для их описания.
В практике профессиональной подготовки и повышения квалификации используется следующий вариант уровней учебных результатов и соответственно целей обучения:
- • ознакомление (discovery): знакомство с основными понятиями и процедурами в данной области;
- • освоение основ (literacy) — способность пересказать, описать основные понятия и процедуры;
- • овладение (fluency) — успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области;
- • полное усвоение (mastery) — успешное применение основных понятий и процедур в данной области, а также помощь другим в закреплении и освоении знаний и умений1.