Психологические особенности подростков с донозологическим уровнем пограничных психических состояний и их коррекция: на примере учащихся начального профессионального технического образования
Диссертация
Актуальность исследования. Состояние психического здоровья детей и подростков представляет собой серьезную медицинскую, психологическую и социальную проблему современного российского общества. По данным ежегодного доклада «О положении детей в Российской Федерации. 2000 г.», в сложившихся в предшествующие годы условиях, тенденция к ухудшению здоровья детей до 15 лет и подростков приняли устойчивый… Читать ещё >
Содержание
- 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ПЕРИОДА ВЗРОСЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ состояний в
- ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
- 1. 1. Проблемы подросткового возраста в различных психологических концепциях
- 1. 2. Понятие о пограничных психических состояниях донозологического уровня
- 1. 3. Факторы, способствующие возникновению пограничных психических состояний донозологического уровня в подростковом возрасте
- 1. 4. Психодиагностика, психокоррекция и психопрофилактика пограничных психических состояний донозологического уровня в подростковом возрасте
- 2. МЕТОДОЛОГИЯ, МЕТОДЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Обоснование программы исследования
- 2. 2. Методы исследования
- 2. 3. Материалы исследования
- 3. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ У ПОДРОСТКОВ
- 3. 1. Анализ конституционально-биологических факторов
- 3. 2. Влияние индивидуально-типологических особенностей личности на формирование пограничных состояний донозологического уровня
- 3. 3. Анализ социально-психологических факторов
- 3. 4. Значение экзогенно-органических факторов в формировании пограничных психических состояний донозологического уровня
- 4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСЬСИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ
- 4. 1. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с пограничными психическими состояниями донозологического уровня
- 4. 2. Индивидуально-типологические особенности подростков с пограничными психическими состояниями донозологического уровня
- 4. 3. Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с пограничными психическими состояниями донозологического уровня, выявленные с помощью методики Копинг-поведения
- 4. 4. Познавательная сфера подростков с пограничными психическими состояниями донозологического уровня
- 4. 5. Обсуждение результатов исследования и организация психологической помощи подросткам с пограничными психическими состояниями донозологического уровня
Список литературы
- Авдеенко, А. А. Тенденции формирования психических нарушений экзогенно-органического генеза / А. А. Авдеенко, Г. И. Славщик, Г. А. Васькова // Медико-биолог. асп. охраны псих, здоровья: тез. докл. Всесоюз. конф.- Томск: изд-во Том. ун-та, 1990 С. 10−11.
- Авдеенок, Л. Н. Медико-психологические подходы к исследованию проблемных семей / Л. Н. Авдеенок // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 1998. — № 4. — С. 148−150.
- Авдеенок, Л. Н. Виды родительско-детских отношений и их влияние на психическое здоровье детей / Л. Н. Авдеенок, В. Я. Семке // Акт. вопр. психиатрии. Томск, 1997. — С.9−10.
- Авдеенок, Л. Н.Разводы и их влияние на развитие и поведение детей / Л. Н. Авдеенок, // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -2004. № 3 (33). С.87−90.
- Авцын, А. П. Адаптация и дезадаптация с позиции патологии / А. П. Авцын //Клиническая медицина. 1974. — № 5. — С. 3−15.
- Айвазян, С. А. Прикладная статистика в задачах и упражнениях / С. А. Айвазян, В. С. Мхитарян М.: ЮНИТИ — ДАНА — 2001, — 270 стр.
- Аксенов, М. М. Клинико-динамический анализ пограничных нервно-психических расстройств (регион, асп.): автореф. дис.. докт. мед. наук / М. М. Аксенов -Томск, 1995. 38 с.
- Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства (руководство для врачей) /. Ю. А. Александровский Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1997. — 576с.
- Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие / Ю. А. Александровский М.: Медицина, 2000. — 496 с.
- Александровский, Ю. А. Психиатрия и психофармакотерапия / Ю. А. Александровский М.: ГЭОТАР — МЕД, 2003. — 432 с.
- Амбрумова, А. Г. О некоторых формах девиантного поведения у подростков / А. Г. Амбрумова, JI. Я. Жезлова // Акт. Пробл. психоневрологии дет. возраста. М., 1973. — С. 211−215.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев -СПб.: Питер, 2002. 288 с.
- Андреева, Д. А. О понятии адаптации /Д. А. Андреева // Человек и общество. М., 1973 — Вып. 13. — С.23−45.
- Антропов, Ю. Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 1999 — 304 с.
- Баевский, Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский М.: Медицина, 1979. — 189 с.
- Баранов, А. А. Здоровье детей России: научные и организационные приоритеты / А. А. Баранов // Вестник РАМН. 1999. — № 9. — С. 40−42.
- Безруких, М. М. Проблемные дети /М. М. Безруких М.: УРАО, 2000.-308 с.
- Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А Беличева — М., 1993.-221 с.
- Белокрылова, М. Ф. Привязанность, зависимость, симбиоз / М. Ф. Белокрылова, В. Я. Семке Томск: МГП «РАСКО», 2001. — 104 с.
- Белякова, Н. В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексных подход к их предупреждению, автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. В. Белякова Томск, 1999. — 23 с.
- Березин, Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин Л.: Наука, 1988. — С.270.
- Блейхер, В. М. Патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков М.: Владос, 2002. — 320 с.
- Блонский, П. П. Педология: книга для преподавателей и студентов высших учебных заведений / П. П. Блонский / Под ред В. А. Сластенина. М.: Владос, 2000. -287 с.
- Божович, Л. И.Личность ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович М.: Просвещение, 1968. — С. 231−235
- Бохан, Т. Г. Ригидность как состояние у младших школьников и возможность ее коррекции: автореф.дис.. канд.психол.наук / Т. Г. Бохан Томск, 1996. — 23 с.
- Бохан, Т. Г. Личностный принцип в психологической экспертизе / Т. Г. Бохан // Экспертиза инновационных процессов в образовании. Под ред. Прозументовой Г. Н., кн.2. Томск, 1999. — С. 126−136.
- Бочкарева, Г. Г Психологические особенности трудновоспитуемых школьников / Г. Г Бочкарева // Предупреждение педагогическойзапущенности и правонарушений школьников. Под ред. М. А. Алемаскина. М., 1980. — С. 43−55
- Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь М.: Мысль, 1988. — С. 67−74
- Братченко, С. Л. Гуманитарная экспертиза в образовании: критерии личностного роста / С. Л. Братченко // Школьные технологии. -2001. -№ 2.-С. 179−196.
- Браун, Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. / Д. Браун М., 1997.-304 с.
- Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / J1. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование / Г. В. Бурменская, О. А., Карабанова, А. Г. Лидере // Проблемы психического развития детей. М., 1990. — 267 с.
- Буторина, Н. Е. Опыт медико-социального изучения подростков с различными типами девиантного поведения / Е. Н. Буторина. // Патолог, формы девиантного поведения у детей и подростков: Тез. докл. VII международ. симп.-М., 1986-С. 13−14.
- Буторина, Н. Е. Медико-социальная характеристика подростков с девиантным поведением / Е. Н. Буторина. // Акт. вопр. подростковой психиатрии и наркологии Томск-Омск. 1991- С. 7.
- Буторина, Н. Е. Комплексная терапия непсихотических форм резидуально-органического психосиндрома у детей и подростков: учебное пособие./ Н. Е. Буторина, Е. В. Малинина, Н. JI. Меньшикова -Челябинск, 2002 32 с.
- Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов М., 2001. -352 с.
- Вайнер, Э. Н. Реформа школьного образования и проблема ухудшения здоровья учащихся / Э. Н. Вайнер // Валеология. 2002. — № 1.-С. 13−16.
- Веселова, Н. В. Особенности психологических конфликтов и коппинг поведения у лиц, обращающихся за психологической консультативной помощью и больных неврозами: дис.. канд. псих, наук /Н. В. Веселова- СПб, 1995. — 176 с.
- Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас М., 1976. — 142 с.
- Вишневская, О. П. О клинической динамике патохарактерологических поведенческих нарушений у подростков / О. П. Вишневская // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006. — № 1.-С. 94−95
- Воронина, А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: Дис. .канд. психол наук / А. В. Воронина -Томск, 2002. 172 с.
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: учебно-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.-240 с.
- Вострокнутов, Н. В. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подростков / Н. В. Вострокнутов // Материалы рос. научно-практ. конф.-М., 1996-С. 21−29.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский -М.: Педагогика Пресс, 1999. — 186 с.
- Гагаркина, И. Г. Межличностные отношения в семьях учащихся «трудного» класса / И. Г. Гагаркина // Профилактика аддиктивных состояний в детско-подростковом возрасте: сб. материалов.
- Всероссиийской конф. с междунар. участием. / Под ред. Н. А. Бохана -Томск, 2003.-С. 141−146
- Гаделыиина, Т. Г. Ресурсосберегающая стратегия концентрированного обучения учащихся 7−11 классов : автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. Г. Гаделыиина Томск, 2003. — 22 с.
- Галажинский, Э. В. Психическая ригидность как индивидуально-психологический фактор школьной дезадаптации: автореф. дис.. канд. психол. наук / Э. В. Галажинский Томск, 1996. — 24 с.
- Ганнушкин, П. Б. Избранные труды по психиатрии. / П. Б. Ганнушкин Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 1998. — 416 с.
- Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В. И. Гарбузов СПб.: АО СФЕРА, 1994. — 160 с.
- Глушко, Т. В. Формирование личностных расстройств у юношей допризывного и призывного возрастов (клинико- динамические и реабилитационные аспекты): автореф. дис.. канд. мед. наук / Т. В. Глушко Томск, 2007. — 25 с.
- Голдобина, О. А. Психическое здоровье детей: проблемы и пути решения / О. А. Голдобина, В. А. Трешутин // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2001. — № 3. — С. 65−67.
- Гольдштейн, А. П. Развитие навыков подростка / А. П. Гольдштейн, Р. П. Спрафкин М., 1999. -189 с.
- Горьковая, И. А. Нарушения поведения у дегей из семей алкоголиков. / И. А. Горьковая // Обозрение психиатрии и мед. психологии. 1994. — № 3. — С. 47−54.
- Грузман, А. В. Опыт организации помощи детям с пограничными расстройствами / А. В. Грузман, А. И. Талалай // Соц. и клин, психиатрия. 1996. -№ 1.- С. 97−99.
- Гурьева В. А. Юношеские психопатии и алкоголизм. / В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин М.: Медицина, 1980. -272 с.
- Гурьева, В. А. Психопатология подросткового возраста (теорет., клин, и судебно-психиатр. асп.) / В. А. Гурьева, В. Я. Семке, В. Я. Гиндикин Томск: Изд-во Том. ун-та, 1994. -310 с.
- Гуткевич, Е. В Факторы риска психических расстройств и медико-генетическая помощь семьям с детьми и подростками / Е. В. Гуткевич // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2001. — № 2. — С. 10−13.
- Данилова, Е.Е. Жизненная стойкость и психическое здоровье / Е. Е Данилова // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психолог, службы. Под ред. И. В. Дубровиной М., 1994. — С. 46−55
- Девицкий, С. Б. Особенности саморегуляции лиц с поведением типа, А в ситуациях психоэмоционального напряжения: Автореф. дис.. канд. мед. наук / С. Б. Девицкий Курск, 1996 — 18 с.
- Дербенев, Д. П. Состояние психического здоровья городских подростков с неделинквентным поведением и делинквентов / Д. П. Дербенев // Журн. невропатологии и психиатрии. 1997. — Вып. № 8 — С. 48−52.
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков / Под ред. С. А. Беличевой М., 1999. — 167 с.
- Дмитриева, Т. Б. Принципы организации социально-психиатрической помощи детям в современной России / Т. Б. Дмитриева. // Невролог, вестник. 2001- Вып. 1−2. -С. 48−52.
- Дмитриева, Т. Б. Новые направления социальной психиатрии в системе совершенствования охраны общественного психического здоровья / Т. Б. Дмитриева // 14 съезд психиатров в России. М., 2005.
- Дмитриева, Т. Н. Динамика основных вариантов девиантного поведения у детей и подростков по данным клинико-динамического иклинико- катамнестического исследования / Т. Н. Дмитриева // Соц. и клин, психиатрия. 1995. № 1, — С. 54−61.
- Донцов, А. И. Исследование личностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей / А. И. Донцов // Личность правонарушителя и пробл. предупреждения преступности несовершеннолетних.- М., 1977-С. 151.
- Додонов, Б. И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов М., 1978. -189 с.
- Дроздовский, Ю. В. Клиника и динамика патохарактерологических расстройств у подростков с нарушениями поведения: метод, рекомендации / Ю. В. Дроздовский Новокузнецк. 1998. — 49 с.
- Дроздовский, Ю. В. Клиника формирующихся расстройств личности у подростков с нарушениями поведения (динам., социально-психолог., профилакт. асп.): автореф. дис.. докт. мед. наук / Ю. В. Дроздовский Томск, 2003. — 35 с.
- Дубровина, И. В. Проблемы психодиагностики в школе /И. В Дубровина // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога: сб. статей. М., 1987. — С. 14−18.
- Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков /И. В Дубровина Екатеринбург, 2000. — 204 с.
- Елисеева, И. И. Общая теория статистики. Учебник / И. И Елисеева, М. М. Юзбашев М: Финансы и статистика, 1998. — 480 с.
- Еникеева, Д. Д. Пограничные состояния у детей и подростков / Д. Д. Еникеева М.: Академиа, 1998. 304 с.
- Жариков, Н. М. Распространенность пограничных психических расстройств среди лиц, не находящихся под наблюдением психиатрических учреждений / Н. М. Жариков, В. Я. Гиндикин. // Журн. неврологии и психиатрии. 2002. — Вып. 7. — С. 45−49.
- Жижко, Н. П. Клиническая характеристика учащихся техникумов и СПТУ, страдающих нервно-психическими заболеваниями / Н. П. Жижко, М. Ю. Левенко, М. И. Петров. // Акт. вопр. психиатрии. Томск, 1985. -С. 20.
- Залевский, Г. В. Открытые и закрытые образовательные системы: экспертные основания для различения / Г. В. Залевский // Экспертиза инновационных процессов в образовании. Кн.2. / Под ред. Прозументовой Г. Н. Томск, 1999. — С. 33−46.
- Залевский, Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии / Г. В. Залевский.— Томск: изд-во Том. ун-та, 1993. — 272 с.
- Залевский, Г. В. Психическая ригидность как фактор дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика / Г. В. Залевский, Э. В. Галажинский, Т. Г. Бохан Томск, 1999. — 128 с.
- Залевский, Г. В. Семке В. Я. Клинико-социальные и биологические аспекты адаптации / Г. В. Залевский, В. Я. Семке // Клинико-соц. и биолог, асп. адаптации при нервно-псих и нарколог, заболеваниях. — Красноярск, 1990 С. 69−71.
- Залевский, Г. В. Развитие психологических исследований и их значение при изучении пограничных состояний / Г. В. Залевский, И. Я.
- Стоянова, В. Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии 1996.-№ 2.-С. 78−80.
- Залевский, Г. В. Теория субъекта и фиксированные формы поведения / Г. В. Залевский // Психологический журнал 2003 Том 24. № З.-С. 32−26
- Залевский, Г. В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. (В культуре, образовании, науке, норме и патологии) / Г. В. Залевский -Томск.: изд-во ТГУ, 2004 460 с.
- Залевский, Г. В. Объяснение и понимание как методы наук о психике / Г. В. Залевский // Вестник Томского Государственного Университета. 2005. — № 286. — С. 3−14
- Захаров, А. И. Неврозы у детей и подростков / А. И. Захаров — М., 1988,-246 с.
- Захаров, А. И. Преемственность отклонений в воспитании в прародительской и родительской семье / А. И. Захаров // Преемственность поколений диалог культур: Материалы междунар. научно-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. -Вып.2. С. 54−56.
- Захаров, А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия /А. И. Захаров М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
- Здоровые дети России в XXI веке / Онищенко Г. Г., Баранов А. А., В. Р. Кучма В. Р. и др. / Под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы М., 2000.
- Зейгарник, Б. В. Теория личности К.Левина / Б. В. Зейгарник М., 1981.- 124 с.
- Игумнов, С. А. Клиническая психотерапия детей и подростков: Справ. пособие / С. А. Игумнов / Под ред. В. Т. Кондратенко. Мн.: Беларуская навука, 1999 -189 с.
- Игумнов, С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С. А. Игумнов. М.: изд-во Института психотерапии, 2000. — 112 с.
- Изучение динамики процессов адаптации к условиям ГПТУ подростков с психосоциальными нарушениями / JI. А. Басалаева, С. В. Родионов, JI. П. Федоненко, Г. М. Южаков // Акт. вопр. клинической психиатрии и наркологии. Барнаул, 1982. — С 154−157.
- Ильин, А. Г. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков / А. Г. Ильин, И. В. Звездина, М. М. Эльянов // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С 59 — 62.
- Ильюченок, Р. Ю. Пограничные психоэмоциональные нарушения в условиях Сибири и выявление групп риска / Р. Ю. Ильюченок // Сборник мат-лов конференции «Перспективные методы функциональной диагностики» 20−21 октября 1994. Барнаул, 1994. — С.52−58.
- Иовчук, Н. М. Современные проблемы охраны психического здоровья детей и подростков / Н. М. Иовчук, А. А. Северный, Ю. С. Шевченко // Независимый психиатр, журн. 1998. — № 2. — С. 34−36.
- Каган, В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Каган// Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 84−95.
- Казначеев, В. П., Баевский Р. М., Берсенева А. П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев Р. М, Баевский А. П. Берсенева. М., 1980. — 60 с.
- Карвасарский, Б. Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский. СПБ.: изд-во Питер, 2000. — 544 с.
- Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский -СПБ.: изд-во Питер, 2007. 959 с.
- Карелин, А. А. Психологические тесты / А. А. Карелин М., 2001. -273 с.
- Каширский, Д. В. Личностные особенности подростков с психологическими проблемами / Д. В. Каширский // Журн. Практ. психолога. 2000. — № 10- 11. С. 162−183.
- Кащенко, В. П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков: книга для учителя / В. П. Кащенко — 2-е изд. М.: Просвещение, 1994. 223 с.
- Кербиков, О. В. Избранные труды / О. В. Кербиков М.: Медицина, 1971.-312 с.
- Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для Вузов / Ю. А. Клейберг М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт — М», 2001.- 160 с.
- Ковалев, В. В. Возрастные особенности психопатологии у детей и подростков / В. В. Ковалев // Психопатология дет. возраста. Хрестоматия / Под ред. А. Ю. Егорова. СПб. изд-во «Дидактика Плюс», 2002. — С. 6373.
- Козловская, Г. В. Роль факторов среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно-психических расстройств детского возраста // Психогигиена детей и подростков / Г. В. Козловская, Л. Ф. Кремнева -М., 1985. -С. 66 -92.
- Кокорина, Н. П. Диагностические подходы к выявлению донозологических состояний // Совр. асп. эндоген. и экзогенно-орган. Патологии / Н. П. Кокорина, А. А. Лопатин Томск-Кемерово, 1995. — С. 87−88.
- Колодич, Е. Н. Возможности социально-психологического тренинга в процессе повышения эмоциональной устойчивости учащихся профессиональной школы / Е. Н. Колодич, И. М. Павлова // Мир психологии. 1999. — № 4. — С. 364−371.
- Коржова, Е. Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения / Е. Ю. Коржова// Психологические проблемы самореализации личности. / Под. ред. А. А. Крылова, Л. А. Корыстылевой СПб., 1997, — С. 75−89
- Кон, И. С. Психология ранней юности. / И. С. Кон М.: Просвещение, — 1989. — 255 с.
- Кондаков, И. М. Психология иллюстрированный словарь / И. М. Кондаков СПб.: «прайм-Еврознак». — 2007. С.54−55.
- Кондрашенко, В. Т. Общая психотерапия. / В. Т. Кондрошенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов М.: изд-во института психотерапии, 2001. — 453 с.
- Коркина, М. В. Нервная анорексия / М. В. Коркина, М. А. Цивилько, В. В. Марилов- М.: Медицина, 1986 176 с.
- Корнетов, А. Н. Суицидальное поведение в подростково-юношеском возрасте /А. Н. Корнетов // Соц. и клин, психиатрия. 1999. -№ 2 — С. 75−95.
- Королев, В. В. Неврозы истощения (неврастения, вызванная переутомлением) /В. В. Королев // Журн. невропатологии и психиатрии. -1962. -Вып.5. С. 716−722.
- Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас М., 2000. — 240 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг СПб.: Питер. 2000. — 992 с.
- Краковский, А. П. О подростках (Содержание возраста, полового и типологичиеского в личности младшего и старшего подростка) / А. П. Краковский М.: Педагогика. 1970. — 264 с.
- Красик, Е. Д. Пограничные психические состояния у подростков, обучающихся в ПТУ / Е. Д. Красик, М. И. Петров, JI. Я. Шеметова // Акт. пробл. погран. психиатрии М. — Витебск, 1989. — С. 66−68.
- Красик, Е. Д. Нервно-психические заболевания студентов / Е. Д. Красик, Б. С. Положий, Е. А. Крюков Томск: изд-во Том. ун-та, 1982. -116с.
- Крылов, В. И. Донозологические расстройства реактивного и личностного спектра (клиника, диагностика, систематика) / В. И. Крылов. // Акт. вопр. клин, и соц. психиатрии / Под ред. О. В Лиманкина, В. И. Крылова. СПб.: изд-во «СЗПД», 1999. — С. 279−286.
- Крылов, Д. Н. Психическое здоровье школьников и задачи психогигиены детства / Д. Н. Крылов, Т. Н. Кулаков // Психофизиологическое развитие и составляющие психического здоровья и подростков. М., 1987. — С. 6−14.
- Кряжева, И. К. Адаптация и ее формы / И. К. Кряжева М, 1979. -124 с.
- Кузенкова, Н. Н. Пограничные психические расстройства у подростков допризывного возраста (эпидем., клинико-динам., реабилитац. асп.): автореф. дис.. канд. мед. наук / Н. Н. Кузенкова -Томск, 2003.-24 с.
- Кулаков, С. А. Личностно-ориентированная психопрофилактика пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков / С. А. Кулаков СПб., 1997. — 44 с.
- Куликов, В. П. Трехмерная модель здоровья / В. П. Куликов // Валеология. 2001. -№ 1. — С. 15−21.
- Куприянова, И. Е. Качество жизни как показатель уровня психического здоровья / И. Е. Куприянова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2001. — № 2. — С. 55−61.
- Куценко, Г. И. Охрана здоровья подростков в современных условиях (организационно-метод. асп.) / Г. И. Куценко, И. А. Лешкевич,
- B. В. Егоров. М., 1999. — 84 с.
- Кучма, В. Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999г.) / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. -2000. № 1.1. C.36−40.
- Кучма, В. Р. Состояние здоровья и медицинское обеспечение подростков Российской Федерации / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Вестник РАМН. 2003. — № 8, — С. 6−10.
- Лакосина, Н. Д. Неврозы, невротическое развитие личности и психопатии: клиника и лечение / Н. Д. Лакосина, М. М. Трупов -М. 1994. 192 с.
- Лебединская, К. С. Психические нарушения у детей с патологией темпа полового созревания / К. С. Лебединская М., 1974. — 56 с
- Леонгард, К. Акцентуирование личности / К. Леонгард Ростов — на-Д., 1997.- 148 с
- Личко, А. Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей, — 2-е изд., доп. и перераб / А. Е. Личко М: Медицина, 1985. — 416 с
- Личко, А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Е. Личко М.: 1999. — 406 с.
- Логунцова, О. Н. Непсихотические нервно-психические расстройства у подростков (клинико-эпидем. и реабилитап асп.): Автореф. дис.. канд. мед. наук/О.Н. Логунцова-Томск, 1995. -22 с.
- Львова, М. В. Социально-психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук / М. В. Львова Ярославль, 2000. -23 с.
- Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет -М., 1994. 368 с.
- Мансуров, Н. С. Социально-психологические причины трудного детства / Н. С. Мансуров // Дети с отклонениями в поведении: Материалы конф.-М., 1968.-С. 20−36.
- Марцинковская, Т. Д. История детской психологии / Т. Д. Марцинковская -М., 1998. -272 с.
- Марцинковская, Т. Д. История психологии: учеб. пособие / Т. Д. Марцинковская М.: Академия, 2004. — 544 с.
- Медико-психологические аспекты адаптации и охраны психического здоровья населения Сибири / Под ред. Г. В. Залевского, Е. Д. Красика Томск, 1986. -36 с.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр) Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Пер. с англ. Под ред. Ю. А. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб., 1994.-302 с.
- Менделевич, В. Д. Клиническая медицинская психология / В. Д. Менделевич М., 2005. — 430 с.
- Мешалкина, Н. Б. История разработки проблем психогигиены в России. Дис. канд. псих, наук / Н. Б. Мешалкина. М, 1999. — 183 с.
- Минеев, О. А. Программа «Работа с семьями подростков имеющих трудности в адаптации» / О. А. Минеев, JT. В. Кабанов // Семейная психология и семейная терапия. 1997. — № 1. — С. 24−36.
- Миронов, Н. Е. Современные особенности психического здоровья детей и подростков в системе первичной медико-санитарной помощи / Н. Е. Миронов // Гигиена и санитария. -2000. № 4. — С.28−33.
- Митина, О. В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. М., 2001. — 128 с.
- Мишина, Т. М. Методика выявления лиц, находящихся в состоянии психической дезадаптации / Т. М. Мишина, И. С. Соколова, Н. В. Конончук. // Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии. JL, 1986. — С. 152−56.
- Мозговая, Т. П. Формирование девиантного поведения у подростков (психопатолог, и психолог, асп.) / Т. П. Мозговая // Журн. неврологии и психиатрии. 2000 -№ 3. — С. 24−27.
- Морозова, Н. В. Психологические особенности школьной дезадаптации учащихся старших классов: Дис. канд. псих, наук / Н. В. Морозова. М., 1996. — 196 с.
- Москаленко, В. Д. Ребенок в «алкогольной семье» / В. Д. Москаленко // Вопр. психологии. 1991. -№ 4. — С. 65−74.
- Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. М., 2000. -453 с.
- Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев Спб., 1999. -426 с.
- Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А. А. Налчаджян Ереван, 1988. — с. 12−13.
- Немчин, Т. А. Состояние нервно-психического напряжения / Т. А. Немчин Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.- 166 с.
- Никольская, И. М. Диагностика эмоциональных и поведенческих отклонений у школьников / И. М. Никольская // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева, 1996. № 2. — С. 184— 185.
- Обухова, J1. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2001. — 442 с.
- Овчарова, Р. В. Социально-педагогическая запущенность в детском Возрасте / Р. В. Овчарова М., 1996. -379с.
- Пакулов, М. С. Роль микроклимата семьи в патологической динамике акцентуаций характера подростка / М. С. Пакулов. // Сибирский психологический журнал. 2006. — № 23. — С. 40−42.
- Пальянова, И. А. Пограничные нервно-психические расстройства у учащихся системы начального профессионально-технического образования: автореф. дис.. канд. мед. наук / И. А. Пальянова — Томск, 2004. 24с.
- Пахальян, В. Э. Служба практической психологии в образовании: современное состояние и перспективы развития в России / В. Э. Пахальян // Магистр. -1999 -№ 5. -С. 5−17.
- Пахальян, В. Э. Психопрофилактика в образовании / В. Э. Пахальян // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. 38−44.
- Повстян, Л. А. Возможности арттерапии в коррекционно-развивающей работе с социальными сиротами, имеющими нарушения психического развития на донозологическом уровне: Автореф. дис. канд. психол. наук / Л. А. Повстян Томск, 2004. — 20с.
- Пезешкиан, X. Торговец и попугай. Восточные истории в позитивной психотерапии / X. Пезешкиан СПб., 1995. — 240 с.
- Пере, М. У. Клиническая психология / М. Пере, У. Бауман М., 2003. -650 с.
- Переяслова, И. Г. Основы статистики / И. Г. Переяслова, Е.Б. Колбачева- Ростов-на-Дону.: Изд-во Феникс, 1999. 320 с.
- Перлз, Ф. П. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз, П. Гудмен М., 2001.-384 с.
- Петрова, В. II. Особенности перехода учащихся начального звена в среднее с учетом характеристик психической ригидности в структуре их личности, автореф. .канд. психол. наук / В. П. Петрова -Томск, 1999. — 23 с.
- Попова, Н. М. Модель медико-социально психологической службы для учащихся начального профтехобразования / Н. М. Попова, В. Я. Семке, JI. П. Якутенок // Совр. технологии психиатр, и нарколог, сервиса. -Томск, 2001.-Т. 2.-С. 88−90.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии./ Под ред. Л. А. Крылова Л., 1990. -272 с.
- Практическая психология образования: учебник./ Под ред. И. В. Дубровиной М., 1997. — 528 с.
- Психическое здоровье // Психология менеджмента: учебник. / Под ред. Г. С. Никифорова СПб., 2000. С. 335−343.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: методическое пособие для детских практических психологов / Под ред. И. В. Дубровиной Екатеринбург: Деловая книга. 2000. — 170с.
- Психогигиена и реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте / В. С. Манова-Томова-М.: Медицина, 1981. 148 с
- Психологическая диагностика детей и подростков: учебное пособие для студентов/ Под. ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой М.3 1995. -118 с.
- Психологические тесты / Под. ред. A. JI. Карелина. М: изд-во Владос, 2001.-Т. 1.-312 с.
- Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С. А. Беличевой М., 1999. — 228 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского -СПб., 1998.-628 с.
- Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраст / Ф. Райе СПб.: Питер, 2000, — 624 с.
- Рапопорт, И. К. Состояние здоровья подростков и современные подходы к проведению врачебных профессиональных консультаций / И. К. Рапопорт // Вестник РАМН 2003. -№ 8 — С. 19−23.
- Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой М.: Апрель Пресс, Эксмо — Пресс, 1999. — 432 с.
- Ремшмидт, X. Детская и подростковая психиатрия / X. Ремшмидт — М.: Изд-во ЭКСМО 2001. 624 с.
- Рогов, Е. И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов М., 1995. — 524 с.
- Роговин, М. С. Структурно-уровневые теории в психологии / М. С. Роговин -Ярославль, 1979. -79 с.
- Роговин, М. С. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования / М. С. Роговин, Г. В. Залевский -Ярославль, 1988. 286 с.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс М., 1994. — 480 с.
- Розин, В. М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема / В. М. Розин // Мир психологии. 2000. — № 1. -С. 12−30.
- Россинский, Ю. А. Совокупность психологических, поведенческих и биологических характеристик у подростков / Ю. А. Россинский, М. Н. Валивач, А. П. Гаськов // Акт. вопр. психиатрии и наркологии. Томск, 2001.-С. 79−81.
- Рубцов, В. В. Психологическая поддержка современного образования / В. В. Рубцов // Известия РАО. -1999. № 1. — С. 49−58.
- Рыбалко, М. И. Патохарактерологические расстройства у детей и подростков с девиантным поведением: автореф. дис.. докт. мед. наук /. М. И. Рыбалко -Томск, 1997. -35 с.
- Рыбалко, М. И. Реабилитация детей и подростков с патологическими формами девиантного поведения / М. И. Рыбалко, А. В. Платонова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 1998. — № 4. -С. 99−100.
- Рыбалко, М. И. Поведенческие и пограничные психические расстройства у подростков / М. И. Рыбалко, Н. Н. Кузенкова, В. А. Трешутин Под. ред. Семке В. Я Томск, Изд-во Томского Университета, 2003.- 182с.
- Сахарова, Е. А. Возрастные психологические кризисы как донозологические формы пограничных психических расстройств у детей и подростков / Е. А. Сахарова // Рос. психиатр, журн. 1997. № 2. — С.44 -46
- Северный, А. А. Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков / А. А. Северный, Н. М. Иовчук // Материалы Рос. научно-практ. конф.-М., 1996-С. 15−21.
- Семаго Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я Семаго, М. М. Семаго М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
- Семичов С. Б. Предболезненные психические расстройства / С. Б. Семичев Л.: Медицина, 1987. — 183 с.
- Семке, В. Я. Истерические состояния / В. Я. Семке М.: Медицина, 1988.-222 с.
- Семке, В. Я. Научно-организационные основы специализированной помощи больным с пограничными нервно-психическими заболеваниями / В. Я. Семке // Акт. вопр. клин, психиатрии и наркологии. Барнаул, 1982. -С. 35−39.
- Семке, В. Я. Динамика основных форм неврозов/ В. Я. Семке, Л. Я. Нохрина // Журн. невропатологии и психиатрии.- 1987 Вып. 11- С. 162−167.
- Семке, В. Я. Пограничные состояния и психическое здоровье/ В. Я. Семке, Б. С. Положий. Томск: изд-во Том. ун-та, 1990. — 209 с.
- Семке, В. Я. Пограничные состояния (регион, асп.) / В. Я. Семке, М. М. Аксенов Томск: изд-во Том. ун-та, 1995. — 180 с.
- Семке, В. Я. Превентивная психиатрия / В. Я. Семке Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999 — 403 с.
- Семке, В. Я. Основы персонологии / В. Я. Семке. М.: Академ. Проект, 2001.-476 с.
- Семке, В. Я. Психическое здоровье подрастающего поколения как показатель социального благополучия общества / В. Я. Семке // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. -2004. -№ 3. С 7−14.
- Семке, В. Я Психотерапевтическая коррекция личностных девиаций в пенитенциарной медицине / В. Я. Семке // Современная психотерапия в медицинской практике: Материалы научно-практ. конф. Новокузнецк, 2007. — С. 240−245
- Сердюковская, Г. Н. Охрана здоровья детей и подростков -важнейшая социальная проблема/ Г. Н. Сердюковская, У. Кляйптер // Здоровье, развитие, личность. Под ред. Г. Н. Сердюковской Д. Н. Крылова, У. Кляйпетер М.: Медицина. 1990. С. 14−26.
- Сердюковская, Г. Н. Научно-исследовательская деятельность НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в 1993—1998 гг.. / Г. Н. Сердюковская, JI. М. Сухарева, Б. 3. Воронова // Гигиена и санитария.-2000.-№ 3.- С 34−38.
- Сидоров, П. И. Клиническая психология / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. М.: ГЭОТАР — МЕД., 2002. — 863 с.
- Системная семейная психотерапия / Под. ред. Э. Г. Эйдемиллера. — СПб.: Питер., 2002, 368 с.
- Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С.91−105.
- Собчик, JI. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ), модификация теста MMPI / Л. Н. Собчик М.: — 2002, — 186с
- Соколова, Е. Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях: учебное пособие / Е. Т. Соколова-М., 1995.-213 с.
- Соколов, Я. В. Психическое здоровье детей и подростков: региональный аспект проблемы, поиск путей решения / Я. В Соколов, О. А. Голдобина // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2006 — № 2. — С.46- -47.
- Состояние и перспективы развития детско-подростковой психиатрии и психотерапии в Российской Федерации / Волошин В. М., Вострокнутов Н. В., Козлова И. А., Кожевникова В. Ю., А. А. Северный
- О. Д. Сосюкало, Ю. С. Шевченко., Э. Г. Эйдемиллер // Соц. и клин, психиатрия.-2001.-Т. 11,№ 1.-С. 34−37.
- Социально-психологическая адаптация детей и подростков: Методические рекомендации / Сост. Н. Г. Соловьева — Екатеринбург, 1988−236 с.
- Сперанская, JI. Ф. Клиническая динамика и реабилитация пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков, проживающих в неблагоприятных экологических условиях: автореф. дис. канд. .мед. наук / J1. Ф. Сперанская Томск, 1998. — 16 с.
- Стоянова, И. Я. Психологические особенности системно-уровневой модели адаптации у больных с расстройствами непсихотического спектра / И. Я. Стоянова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии 2006-№ 3.-С.94−97.
- Стоянова, И. Я. Новые психодиагностические технологии в работе с пациентами непсихотического регистра / И. Я. Стоянова // Пробл. теории, истории и практика в совр. науч. исслед. В 2 т. — Кемерово, 2006. Т.2. — С. 203−205.
- Судаков, В. Н. Некоторые аспекты изучения пограничных состояний в условиях Сибири / В. Н. Судаков // V Всерос. съезд невропатологов и психиатров-М., 1985-Т. 1.- С. 283−286.
- Сухарев, А. Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. С.43−44.
- Сухарева, Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы / Г. Е. Сухарева М.: Медицина, 1974. — 320 с.
- Сухарева, Л. М. Современная гигиена детей и подростков в свете трудов С. М. Громбаха / Л. М. Сухарева // Гигиена и санитария. 2000. -№ 3.-С. 38−42.
- Сухарева, JI. М.Проблемы гигиены профессионального обучения и труда подростков / Л. М. Сухарева, Е. И. Шубочкина, К. Э. Павлович // Гигиена и санитария 2000. — № 5. — С.35−39.
- Сухотина, Н. К. Социально-стрессогенные факторы и невротические расстройства у детей / Н. К. Сухотина. // Соц. и клин, психиатрия. 2000. Т. 10, № 1. -С. 5−10.
- Тазлова, Р. С. Динамика психического здоровья детского населения в Якутии / Р. С. Тазлова // Материалы международ, конф. М. 1998. — С. 63−64.
- Таукенова, Л. М. Кросс-культуральные исследования личности и межличностных конфликтов, копинг- поведения и механизмовпсихологической защиты у больных неврозами, автореф. дис.. канд. мед. наук / Л. М. Таукенова СПб., 1995. — 23 с.
- Титаренко, В. А. Семья и формирование личности / В. А. Титаренко М.: Мысль, 1987. — 352 с.
- Уманский, С. М. Адаптация промышленных рабочих (психически больных и здоровых) на модели Урало-Западно-Сибирского региона (клинико-соц. асп.): автореф. дис.. докт.мед.наук / С. М. Уманский Л., 1991.-47 с.
- Ушаков, Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства / Г. К. Ушаков-М., 1987.-316 с.
- Фалиева, В. А. Психологическая адаптация. Практические советы / В. А. Фалиева М., 1997- 189 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды / Д. И. Фельдштейн М.:МПСИ, 1999. — 670 с.
- Фельдштейн, Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избр. психолог, труды /. Д. И. Фельдштейн — М.: изд-во Моск. психолого-соц. ин-та,-2002.-432 с.
- Фрейд, 3. Избранное / 3. Фрейд М.: Внешторгиздат, 1989. — 448 с.
- Хамаганова, Т. Г. Влияние наследственных и средовых факторов на состояние психического здоровья подростков / Т. Г. Хамаганова // Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова. У. Кляйпетер М.: Медицина, 1990. — С. 66−81.
- Хамаганова, Т. Г. Состояние психического здоровья современных школьников (диагностика, определяющие факторы) / Т. Г. Хамаганова, Н. С. Кантонистова, Н. А. Краснушкина // Вестник РАМН. -1993. № 5. — С. 34−40.
- Хамаганова, Т. Г. Современные проблемы психической дезадаптации детей и подростков / Т. Г. Хамагагнова, Н. С. Кантонистова, С. Б. Пальчиков // Российский педиатрический журнал. 1998. — № 3 — с.27−31.
- Хамаганова, Т. Г. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников / Т. Г. Хамаганова, Д. Н. Крылов, О. В. Даниленко // Гигиена и санитария. 2000 — № 1. — С.71−73.
- Чичерина, JI. П. Организация медико-психологической помощи детям и подросткам в амбулаторно-поликлинических условиях: Метод, пособие/ Л. П. Чичерина М.: НИИ им. Н. А. Семашко РАМН, — 1998. -90 с. 5.
- Чуркин, А. А. Клинико-динамические особенности формирования пограничных психических расстройств у учащейся молодежи / А. А. Чуркин, А. В. Берсенев. // Рос. психиатр, журн. 2003. — № 5. — С. 21−24.
- Швецов, И. П. Клинико-эпидемиологическая и клинико-динамическая характеристика затяжных форм пограничных нервно-психических расстройств: £втореф. дис.. канд. мед. наук / И. П Швецов-Томск, 1991.-23 с.
- Шмуклер, А. Б. Проблемы взаимодействия психиатра, психолога и социального работника / А. Б. Шмуклер, О. В. Немиринский //Соц. и клин, психиатрия. 1995. -№ 3. — С. 97−101.
- Щепин, О. П. Доступность профилактической помощи для лиц, составляющих группу риска / О. П. Щепин, В. К. Овчаров, В. С. Нечаев // Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. — № 2.- С. 3−12.
- Шувалов, А. В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. дис.. канд. психол. наук / А. В. Шувалов М., 2000. -26 с.
- Шульц, П. История современной психологии / П. Шульц, Э. Шульц. СПб.: Евразия, 2002. — 532 с.
- Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Метод, пособие / Э. Г. Эйдемилер М.: Фолиум, 1996. — 48 с.
- Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемилер, В. В. Юстицкий СПб.: Питер, 2000. — 194 с.
- Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин М.: Академия, 2004. — 384 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис/ Э Эриксон М.: Прогресс, 1990.-184 с.
- Ярцев, Д. В. Особенности социализации современного подростка / Д. В. Ярцев // Вопр. психологии. 1999. — № 6 — С. 54−58.
- Adolescent depression and stressful life events / I. G. Olsson., M. L. Nordstrom, H. Arinell., von A. L. Knorring. // Nordic J. Psychiatry. 1999. -Vol. 53.-P. 33−346.
- Adolescent physical abuse: Risk for adolescent psychiatric disorders / Kaplan S. J., Pelcovitz D., Salzinger S. et al. // Amer. J. Psychiatry. 1998. -Vol. 155, № 7.-P. 954−959.
- Adulthood functioning: the going effects of parental alcoholism, gender and childhood socio-economic stress / E. M. Hill., L.T. Ross., S. A. Mudd, F. S Blow //Addiction. 1997. — Vol. 92. — P. 437−583.
- Ajuriaguerra, I. Le manuel de psychiatrie 1'enfant /1. Ajuriaguerr- Paris: Mason, 1970.-86 p.
- Ary, D. V. Adolescent problem behavior: the influens of parents and peers / D. V. Ary // Behav. Res/ Ther. 1999. -№ 3. — P. 217−230
- Bass, C. Somatoform and personality disorders: syndromal со morbidity and overlapping developmental pathways / C. Bass., M. Murphy // J. Psychosomatic Research. 1995. — Vol. 39. — P. 403−427.
- Benjamin, S. Abnormal illness behavior: childhood experiences and long-term consequences / S Benjamin., D Eminson // Internal Review of Psychiatry. 1992-Vol. 4. — P.55−70.
- Berntsso, L. T. Gustafsson J. E. Psychosomatic complaints in schoolchildren: a Nordic comparison / L.T. Berntsson, L Kohler., J. E Gustafsson // Scand. J. Public Health- 2001. Mar. Vol. 29, № 1. — p. 44−54.
- Binder, J. An epidemiological study of minor psychiatric disturbances. A field-study 20-years-old female sand males in Zurich / J. Binder, A. Dobler-Mikola., J. Angst// Soc. Psychiatry.- 1981.-Vol.16, № 1-P. 31−41.
- Brill, S. R. Psychosomatic disorders in pediatrics / S. R. Brill, D. R Patel, E. Mac Donald//Indian J. pediatr- 2001. Jul,-Vol. 68, № 7-P. 597--603.
- Canetti, L. Parental bonding and menial health in adolescence / L. Canetti // Adolescence. 1997. — Vol. 126, № 32. — P. 300−381.
- Caplan, C, Principles of preventive psychiatry /. C. Caplan New York — London: Basic book, 1964. -304 p.
- Canell, S Group exercises for adolescence (a manual for therapists) /. S. Canell 2 edition. — Групповая психотерапия подростков. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
- Child and adolescence therapy / Edited by David A. Lane, Andrew Miller The Editors and Contributors, 1992, — 448 p. Детская и подростковая психотерапия: Пер. с англ. / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера — СПб.: Питер. 2001- 448 с.
- Clark R. D., Family communication and delinquency / R. D. Clark // Adolescence -1997. Vol. 126, № 32. — P. 81−92.
- De Jong, A. Development of the International Classification of Mental Health Care (ICMHC) / A. De Jong // Acta Psychiatry Scand 2000. — Vol. 405.-P.8−13.
- Donders, J., Strom D. The effect of traumatic brain injury on children with learning disability / J. Donders., D. Strom // Paediatric Rehabilitation. -1997.-Vol. l.-P. 179−184.
- Gender, social mobility and psychiatric diagnoses / D. Timms // Soc. Sci. Med.- 1998, — May.- Vol. 46, № 9.-P. 1235−1247.
- Eminson, D. M. Somatizing in children and adolescents. 1. Clinical presentations and aetiological factors / D. M. Eminson // Advances in Psychiatric Treatment. -2001. -Vol. 7. P. 266−274.
- Eminson, D. M. Somatizing in children and adolescents. 2. Management and outcomes / D. M. Eminson // Advances in Psychiatric Treatment. 2001. — Vol. 8-P. 88−398.
- Fulk, C. L. Students' perceptions of teachers' instructional and management adaptations for students with learning or behavior problems / C. L. Fulk, P. J. Smith // Elem. Sch J. 1995. — Vol. 95. № 5 — P. 409−419.
- Gage, P. Implementing prevention programs in high risk Environments: application of the resiliency paradigm / P. Gager, M. Elias // Amer J. Orthopsychiatry 1997, — Vol. 67, № 3. — P. 63−73.
- Gelder, M. Oxford Textbook of Psychiatry / M. Gelder, D. Gath, R. Mayou Oxford University Press, 1997
- Harmo, K. Comparison of integrated and consultation-liaison models for providing mental health care in general practice in New South Wales, Australia / K. Harmon, V. J. Carr, T. J. Lewin // J. Adv. Nurs 2000. Vol. 32, № 6. — P. 1459−1466.
- Hartmann, H. Ego psychology and the Problem of adaptation / H. Hartmann -N-Y., 1958.
- Highly somatizing young adolescents and the risk of depression / Zwaigenbaum L., Szatmari P., Boyle M. H. et al. // Pediatrics. 1999. — Vol. 103.-P. 1203−1209.
- Hirshfeld, D. R. Associations between expressed emotion and child behavioral inhibition and psychopathology: a pilot study / D. R. Hirshfeld // J. Amer. Acad. Child Adolescent Psychiatry. 1997. — Vol. 36. — P. 205−213.
- Holmes, S. E. Risk factors in childhood that lead to the development of conduct disorder and antisocial personality disorder / S. E. Holmes, J. R. Slaughte., J. Kashani // Child Psychiatry Hum. Dev. 2001. — Spring. — Vol. 31,№ 3.-P. 183−193.
- Holroyd, R., Sheppard A. Parental separation: effects on children implications for services / R. Holroyd, A. Sheppard // Child Care Health Dev. 1997. — Sept. — Vol. 23, № 50. — P. 369−378.
- Impact of environment on adolescent menial health and behavior: structural equation modeling / A. R. Stiffman, E. Ives, Hadley, D. Elze, S. Johnson, P. Dore // Amer. J. Orthopsychiatry 1999 — Vol. 69, № 1- P. 7386.
- Janicke, D. M. Empirically supported treatments in pediatric psychology: recurrent abdominal pain / D. M. Janicke, J. W. Finney // Pediatric Psycholouv 1999-Vol. 24.-P. 115−127.
- Kastrup, M. Medikal and Mental Health Consequens in Post conflict Situations: A Review of Refugee Mental Health in Europe / M. Kastrup // XIII congress of psychiatry. Cairo (Egypt), 2005. — P. 188
- Keefe, M. Adolescents exposure to community and school violence: prevalence and behavioral correlates / M. Keefe // J. Adolescents Health. -1997.-Vol. 20,-№ 5.-P. 369−376.
- Kretschmer, E. Schizophrenien und Pubertatskritsen und ihre seelische Fuhrung / E. Kretschmer // Wschr. Psychiatr. Und Neurol. 1953. — Bd. 125, № 5/6. -P. 562−571
- Larsson, B. Behavioral treatment of somatic disorders in children and adolescents / B. Larsson // Europ. J. Public. Health. 1992. — Vol. 1, — P. 8288
- Lewandowsky L. Social support desired received by high school students in or not in a delinquency prevention program / L. M. Lewandowsky, A. S. Westman // Psychological Reports. 1996. — Vol. 78, № 1. — P. 111−114.
- Мак, F. L. Psychosocial aspect of preventive psychiatry / F. L. Мак // Bibl. Psychiatry. 1994.-Vol. 165.-P. 1−7
- Middleton, J. JI. Practioner review, psychological seguelae of head injury in children and adolescents / J. Л. Middleton // J. Child Psychology and Psychiatry. 2001, — Vol. 42. — P. 165−180.
- Murray, M. Health psychology: Development an Directions / M. Murray K. Chamberlain // Journal of Health psychology. 1998. — Vol.3. — Number 3.
- Norton, G. R. et al. Neurotic butterflies in my stomach: the role of anxiety, anxiety sensitivity and depression in functional gastrointestinal disorders / G. R. Norton // J. Psychosom. Res 1999. — Vol. 47, № 3. — P. 233 240.
- Oades, R.D. The role of norepinephrine and serotonin in ADHD. In Attention Deficit Hyperactivity Disorder / R. D. Oades. New Jersey: Humana Press, Totowa, 2005. — P. 548 — 559.
- Physical punishment and signs of menial distress in normal Adolescents / E. Bachar, L. Canetti, O. Bonne et al // Adolescence. 1997, — Vol. 32, № 128.-P. 945−958.
- Piko, В Epidemiology of psychosomatic symptoms and subjective health evaluation among secondary school students / B. Piko // Orv. Hetil. 1999, Vol. 140, № 23.-P. 1297−1304.
- Psychological and somatic complaints among adolescents / L. E. Aaro, S. Haugland et al. // Tidsskr. Nor. Laegeforen. 2001- Oct. 20. — Vol. 121, № 25.-P. 2923−2927.
- Radkowsky, M. The gay adolescent: Stressors, adaptations, and psychosocial interventions / M. Radkowsky, L. J. Siegel // Clin. Psychol. Rev. 1997.-Vol. 17, № 2.-P. 191−216.
- Rangel, L. Personality in adolescent with chronic fatigue syndrome / L. Rangel, E. Garralda // European Child and Adolescent Psychiatry. 2000. -Vol. 9.-P. 39−45.
- Ruskus, J. The development of emotional reactions in a deprived infants / J. Ruskus., L. Radzeviciene // Контр, по дет. психиатрии: Материалы конгр. М.: Росинэкс, 2001. -С. 204.
- Rutter, М., Oilier I. Juvenile delinquency: Trends and perspectives / M. Rutter, I. Oilier New York, — 1996. -75 p.
- Rutter, M. Antisocial behavior by young people / M. Rutter, H. Giller, A. Hagell — Cambridge: Cambridge University Press. 1998.
- Safer, B. J. Adolescents/adult differences in suicidal behavior and outcome / B. J. Safer // Annals of Clinical Psychiatry, 1997, — Vol. 9, № 1. -P. 61−66.
- Simons, R. L. Parents and peer group as mediators of the effect of community structure on adolescent problem behavior Anier / R. L. Simon, C. Johnson // J. Communis Psychology. 1990 — Vol. 24, № 1. — P. 71−145.
- Timms, D. Gender, social mobility and psychiatric diagnoses / D. Timms // Soc. Sci. Med.- 1998.-May.-Vol. 46, № 9,-P. 1235−1247.
- Testerman, J. Holding at-risk students / J. Testerman // Pfi. Delta. Kappan.- 1996.- Vol. 77, № 5,-P. 364−365.
- Tolan, P. H. Introduction to special section: prediction and prevention of antisocial behaviour in children and adolescent / P. H. Tolan, N. G. Guerra, P. C. Kendall // J. Consult. Clin. Psychology.- 1995.- Vol. 63, № 4 P. 515−517.
- Toone, B. Issues in preventive psychiatry / B. Toone // J. Neurol. Neurosurg. Psychiatry.- 2001.- Vol. 70, № 3, — P. 421.
- Ulione, M. S. Preschool injuries in child care centers: prevention / M. S. Ulione, M. Dooling // J. Pediatric Health Care.- 1997.- May.- P. 111−116.
- Why do children have chronic abdominal pain, and what happens to them when they grow up? / M. Hotopf, S. Carr, R. Mayou. et al. // Brit. Medic. J.- 1998.-Vol. 316.-P. 1196−1200.
- Winters, C. A. Learning disabilities, crime, delinquency, and special education placement/ C. A. Winters // Adolescence 1997 — Vol. 126, № 32-P. 409−451.
- Wittchen, H. U. Epidemiological research in mental disorders: lessons for the next decade of research the NAPE Lecture 1999. Nordic Association for Psychiatric Epidemiology / H. U. Wittchen // Acta Psychiatry Scand.- 2000-Jan- Vol. 101, № l.-P. -10.
- Wynick, S. Psychogenic disorders of vision in childhood («visual conversion reactions») perspectives from adolescence. A research note / S. Wynick, R. P. Hobson, R. B. Jones // J. Child Psychology and Psychiatry.-1997.- Vol. 38.- P. 375−379.
- Yoshikawa, H. Long-term effect of early childhood programs on social outcomes and delinquency / H. Yoshikawa // Future of children 1995- Vol. 5, № 3 — P. 51−75.207