Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические особенности влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показано, что под влиянием СМИ, при отсутствии социальных институтов, проводящую целенаправленную молодежную политику, происходит расслоение, а затем группообразование молодежи по принципу добровольного причисления к той или иной субкультуре как к группе контакта (компании, объединения, тусовки), принятие и разделение молодежью норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. Теоретико-методологические основы исследования влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи в современном российском обществе
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы влияния СМИ на формирование эстетических предпочтений молодежи в современных условиях
    • 1. 2. Социально-психологические факторы влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи в современном российском обществе
    • 1. 3. Социально-психологические особенности молодежи как объекта воздействия СМИ
  • Выводы первой главы
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. Оптимизация процесса формирования эстетических предпочтений молодежи средствами массовой информации в современном российском обществе
    • 2. 1. Эмпирическое исследование влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи
    • 2. 2. Направления совершенствования процесса формирования эстетических предпочтений молодежи на примере радио
    • 2. 3. Модель оптимизации процесса влияния СМИ на формирование эстетических предпочтений молодежи
  • Выводы второй главы

Социально-психологические особенности влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Социальные изменения, произошедшие в последние десятилетия в России, предопределили кардинальную трансформацию духовных ценностей и повлияли на всю систему формирования и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим особое значение приобретает исследование культурных изменений, происходящих в среде молодежи под влиянием средств массовой информации. Одним из направлений в понимании и объяснении таких изменений выступает изучение эстетических предпочтений молодежи в области литературы, музыки, кинематографа. Их анализ, как одного из главных проявлений духовной культуры общества под углом зрения влияния средств массовой информации, открывает новые возможности в постижении закономерностей жизни современных молодых людей, формирования их эстетических вкусов, планирования, прогнозирования и совершенствования механизмов взаимосвязи молодежи с обществом.

Основное противоречие в решении проблемы влияния средств массовой информации на эстетические предпочтения современной молодежи заключается в том, что, с одной стороны, существует объективная потребность общества в целенаправленном позитивном влиянии СМИ на духовное и культурное развитие молодежи, с другой стороны, при росте влияния средств массовой информации на сознание и поведение молодежи отсутствует государственная информационная политика, ориентированная на решение этой задачи.

Степень разработанности проблемы.

Общие теоретико-методологические проблемы воспитания, деятельности и сознания личности, а также психологии ее развития были предметом исследования К. А. Абульхановой, В. С. Агапова, В. С. Агеева, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Г. С. Антипиной, Б. Н. Бессонова, А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Г. Г. Воробьева, Л. С. Выготского, И. С. Кона,.

Л.И.Корчак, А. Н. Леонтьева, У. Липпмана, П. Н. Решетова, Д. И. Фельдштейна, Ф. Р. Филиппова, А. Г. Харчева и др.

Проблемы влияния СМИ на формирование эстетических предпочтений, мотивации, ориентаций в контексте воспитания и динамики культурной репродукции нашли отражение в многочисленных научных трудах Р. Барта, Н. А. Бердяева, Б. Н. Бессонова, В. С. Библер,.

A.А.Беляева, Ю. Б. Бореева, Дж. Брауна, О. А. Буткевича, М. А. Верба, Г. Г. Гачева, Э. Н. Гусинского, Б. Г. Дубина, В. Г. Зазыкина, Р. Л. Зиммермана, Н. М. Инюшкина, М. С. Кагана, Н. И. Киященко, O.A. Кривунца, Л. Л. Литвиненко, Л. Н. Мешкова, Д. Мунро, Е. Л. Ногинского, Х. Ортега-и-Гассет, Е. Пановски, А. А. Радугина, Б. Ф. Райнова, Д. Риске,.

B.Н.Садчикова, Р. А. Смита, Р. А. Стеббинса, Ю. А. Турчанинова, М. О. Ульянова, Е. А. Чичина, Т. Элиот, Е. Г. Яковлева и др.

Социально-психологические исследования предпочтений в области музыки, литературы, кино, телевидения проводились в работах Т. Адорно, Ю. Б. Алиева, Б. Г. Арановского, Р. Р. Болтачёва, Ф. М. Бурлацкого, Л. О. Горюновой, М. И. Жабского, Е. Б. Зиновьевой, Н. Р. Исхаковой, В. И. Корочкина, С. К. Лангера, Н. А. Лебедева, И. С. Левшиной, И. П. Лукшина, Б. И. Мустафаева, И. А. Полуэхтова, И. А. Рачук,.

Ю.Н.Семенова, Л. И. Уколовой, Ю. Н. Усова, Е. Б. Яворского и др.

Социально-психологические особенности молодежи, как социальной группы, молодежных движений и субкультур представлены в работах следующих отечественных и зарубежных авторов Т. З. Адамьянца, М. К. Акимова, В. Г. Алексеева, И. Л. Баскакова, И.В.Бестужева-Лады, У. Бронфенбреннера, А. А. Васильева, Ю. Р. Вишневского, Ю. Г. Волкова, Е. Галантера, П. С. Гуревича, В. И. Добренькова, В. И. Дряпика, И. В. Дубровина, Ю. А. Зубка, И. М. Ильинского, Ф. Д. Кадарии, В. Н. Козленко, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, Д. Миллера, А. В. Мошняги, В. П. Мудрика, А. В. Петровского, Э. Саара, И. П. Савченко, И. П. Салтановича,.

Н.Д.Саркитова, М. Х. Титмы, К. М. Хоруженко, В. Т. Шапко, В. А. Шаповалова, В. Н. Шубкина, Г. А. Чередниченко, И. В. Чупрова и др.

Проблемы медийной политики, ее истории, условий рынка, коммерческих вещательных моделей, радиопрограммирования, особенностей менеджмента СМИ были предметом специального анализа в работах Ю. А. Богомолова, Л. Д. Болотовой, Д. Браун, А. В. Бубукина, З. Бурже, Т. В. Васильевой, А. Ю. Вуйма, В. В. Гаспаряна, С. М. Гуревича, У. Куола, Д. И. Любосветова, К. Маккой, В. В. Мариновича, В. В. Смирнова, В. А. Сухаревой, И. Н. Тхагушева, А. А. Шерель и др.

Цель исследования — выявить социально-психологические особенности влияния средств массовой информации на эстетические предпочтения молодежи в современном российском обществе.

Объект исследования: эстетические предпочтения молодежи в современном российском обществе.

Предмет исследования: социально-психологические особенности влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи.

Гипотеза исследования Политика средств массовой информации в условиях конкуренции и рыночной экономики направлена, в основном, на бизнес-проекты и рекламу и, по существу, программирует эстетические вкусы и предпочтения молодежи, как потребителя массовой культуры. Следствием этого является массовизация сознания молодежи, утрата интереса к классическим образцам культуры, ориентация на западные субкультуры, имеющие развлекательно-рекреативную направленность, приоритет потребительских ориентаций над креативными.

Предпосылкой оптимизации процесса влияния СМИ на формирование эстетических предпочтений молодежи в современном российском обществе является государственное регулирование и контроль за деятельностью средств массовой информации, а также целенаправленная медийная политика, ориентированная на этикоэстетическую пропаганду культурных образцов гуманистической направленности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Обобщить состояние проблемы влияния СМИ на формирование эстетических предпочтений молодежи в современном российском обществе.

2. Раскрыть социально-психологические особенности процесса влияния СМИ на формирование эстетических предпочтений молодежи.

3. Выявить социально-психологические особенности молодежи как социальной группы и как объекта информационного воздействия.

4. Определить реальные эстетические ориентации и предпочтения молодежи, обосновать необходимость коррекции российской медийной политики.

5. Разработать направления оптимизации процесса формирования эстетических предпочтений молодежи средствами массовой информации.

6. Разработать рекомендации по формированию государственной политики в отношении средств массовой информации к духовному воспитанию молодежи путем целенаправленного влияния на ее эстетические предпочтения и вкусы.

Теоретико-методологической основой исследования являются: социально-психологические и социологические разработки проблем воспитания, деятельности и сознания личности в трудах К. А. Абульхановой, B.C. Агапова, B.C. Агеева, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Г. С. Антипиной, Б. Н. Бессонова, A.A. Бодалева, Л. И. Божович, Г. Г. Воробьева, JI.C. Выготского, A.A. Деркача, И. С. Кона, Л. И. Корчака,.

А.Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, У. Л Иппмана, П. Н. Решетова, Д. И. Фельдпггейна, Ф. Р. Филиппова, А. Г. Харчева и др.- общая теория современного информационного общества, разработанная в трудах Д. Белла, М. Кастельса, М. Постера, Э. Тоффлера, Ф. Уэбстера, Г. Шиллера и др., которая позволила обосновать системный подход к анализу влияния средств массовой информации на формирование эстетических предпочтений молодежиметодологические принципы организации современных медийных процессов, разработанные в трудах Е. Л. Вартановой, Я. Н. Засурского, А. В. Федорова и др.- основополагающие теории социальной психологии о группообразовании и других социально-психологических явлениях и процессах, молодежных движениях и субкультурах, представленные в работах отечественных и зарубежных авторов: И.В.Бестужева-Лады, У. Бронфенбреннера, Е. Галантера, П. С. Гуревича, В. И. Добренькова, Д. Миллера, В. П. Мудрика, А. В. Петровского, Э. Саара, М. Х Титма, В. Н. Шубкина и др.

Методы исследования. В исследовании использовались теоретические методы: теоретико-методологический анализ, системный анализ, обобщение и интерпретация научных данныхэмпирические методы: анкетирование, анализ материалов СМИ и средств коммуникации, контент-анализ программных документов различных радиостанций, метод аналогий и персонификации. Обработка и анализ результатов эмпирического исследования осуществлялись в статистической программе Statistic.

Эмпирическая база исследования представлена вторичным анализом общероссийских социологических исследований, проведенных Росгосстатом: «Обеспеченность населения учреждениями культуры» (по итогам 2009) — исследованием по заказу «Radio Index» (апрель-июнь 2010) — результатами исследования Компании КОМКОН «Регулярное тестирование аудитории» (май, 2010) — исследовательскими материалами Компании TNS Gallup Media «Возраст аудитории радиостанций» (2010), «Динамика показателя Daily Reach среди жителей Москвы, 12+» (июль, 2010 г), а также результатами авторского исследования среди учащихся средних школ № 1265 и № 91 г. Москвы, в возрасте 12−17 лет, в количестве более 370 человек, в период 2010;2011 гг.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Выявлено, что в современном российском обществе парадигма воспитания молодежи, в том числе развитие эстетических представлений, взглядов, установок, а также предпочтений и вкусов молодых людей, претерпела значительные изменения. В отличие от предыдущего исторического периода, современная образовательная система ориентирована на минимизацию эстетического и гуманитарного компонента преподаваемых дисциплин. При отсутствии общезначимых культурных образцов и идеалов формирование эстетических представлений происходит стихийно и в значительной степени под воздействием СМИ. Доказано, что в результате утраты государственного управления над СМИ и отсутствия должного контроля за медийной политикой, а также в связи с процессами коммерциализации и ориентации СМИ на бизнес-проекты, кардинально изменились ценностные ориентации СМИ. Выявлено, что современная российская политика СМИ ориентирована на потребительские вкусы и строит программную и музыкальную деятельность, в первую очередь, с учетом спроса потенциальной платежеспособной аудитории, ориентируясь, в основном, на западные субкультуры различной эстетической направленности, несущие свои ценностные предпочтения.

Раскрыты социально-психологические особенности процесса влияния СМИ на формирование эстетических предпочтений молодежи. К основным из них относятся: стихийность формирования эстетических предпочтениймассовизация вкусов и эстетических предпочтений молодежиизменение ценностных ориентаций молодежи, повлиявшее на структуру предпочтительных форм досуговой деятельности, отличную от предшествующих поколений (туризм, возможность поездок за границу) — формирование новых культурных стереотипов, прежде всегомолодежных субкультур, имеющих преимущественно развлекательно-рекреативную направленностьвестернизация (американизация) культурных потребностей и интересовприоритет потребительских ориентаций над креативнымислабая индивидуализированность, стереотипизация молодежной культурывнеинституциональная культурная самореализацияотсутствие этнокультурной самоидентификации.

Определены социально-психологические особенности современной молодежи как объекта влияния СМИ. Доказано, что формирование эстетических предпочтений и вкусов, как основы эстетического восприятия мира у молодого человека, в силу интенсивно развивающихся познавательных и перцептивных процессов, наиболее эффективно в возрасте 12−17 лет.

Обосновано, что, учитывая социально-психологические особенности этого возрастного периода (рост самосознания и потребность в самореализации и общении со сверстниками), средствами массовой информации можно эффективно влиять на формирование эстетических предпочтений молодого человека. В то же время, в условиях жесткой конкуренции и ориентации всех СМИ прежде всего на получение прибыли и на платежеспособную аудиторию, в процессе форматирования медийной политики интересы этой группы руководством и менеджментом СМИ практически не учитываются.

Показано, что под влиянием СМИ, при отсутствии социальных институтов, проводящую целенаправленную молодежную политику, происходит расслоение, а затем группообразование молодежи по принципу добровольного причисления к той или иной субкультуре как к группе контакта (компании, объединения, тусовки), принятие и разделение молодежью норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности кданной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон, символика и атрибутика группы) и характера виртуального общения. Выявлено, что формирование таких групп происходит под влиянием СМИ как выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям. Обосновано, что в среде молодежи произошло снижение интереса к высокому искусству, к чтению художественной литературы, напротив же, предпочтение отдается тем формам проведения свободного времени, которые предполагают, в основном, межличностное общение. Культурные потребности молодежи, как социальной группы, можно обозначить интегральным понятием эстетического модуса, отражающим ее массовость, средний и низкий качественный уровень.

Доказано, что оптимизация процесса формирования эстетических предпочтений средствами массовой информации связана с изменением мотивации, в качестве системы побудительных причин, способствующих повышению продуктивности культурной деятельности молодежи. Данная система включает следующие компоненты: коммуникативную целевую мотивацию, при которой молодые люди сознают, что определенный эстетический материал необходим для культурного общения и функционирования в современном обществепознавательную мотивацию, которая проявляется в стремлении молодого человека получить новые сведения о кино, литературе и музыкеинструментальную мотивацию, которая предполагает готовность молодежи к освоению различной информации и дальнейшего совершенствования ранее освоенных знанийсобственно эстетическую мотивацию, которая предполагает получение эстетического удовольствия от приобретаемых знаний.

Обосновано, что изменение мотивации возможно путем организации целенаправленного формирования гуманистических эстетических предпочтений молодежи средствами массовой информации.

Предпосылкой этого является государственное регулирование и контроль за деятельностью всех сегментов средств массовой информации и целенаправленная медийная политика, ориентированная на этико-эстетическую пропаганду культурных образцов гуманистической направленности.

На примере анализа форматов (музыкального наполнения эфира и информационной его составляющей) радиостанций, их лицензирования, разработана программа оптимизации формирования эстетических предпочтений молодежи с учетом временных, содержательных, коммерческих компонентов ее деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основной стратегической задачей формирования эстетических предпочтений молодежи средствами массовой информации, является ее приобщение к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в обществе. Этот процесс может происходить как целенаправленно, так и стихийно. При отсутствии политики целенаправленного формирования эстетических предпочтений, которая должна осуществляться в рамках современной образовательной системы, действие этой функции стихийно компенсируется воздействием средств массовой информации. Влияние средств массовой информации на формирование и развитие молодежи в настоящее время сопоставимо с влиянием семьи. Именно поэтому необходима целенаправленная медийная политика СМИ, ориентированная на формирование эстетических предпочтений и вкусов современной молодежи.

2. Социально-психологические особенности влияния современных СМИ на формирование эстетических предпочтений проявляются в следующих характерных чертах: в ориентации на образцы западной массовой культуры, в результате чего происходит массовизация сознания молодежи, его ориентированнсть на средний и низкий уровень эстетической культурыв процессах группообразования молодежи на основе формируемых СМИ музыкальных субкультур, а также кинематографических и литературных предпочтений развлекательного характера. В результате выраженной тенденции массовизации сознания современной молодежи могут возникнуть подвижки в сторону бессознательной доминанты ее поведения — подверженность влиянию деструктивных, агрессивных, девиантных, неуправляемых форм. Что может привести к неуправляемым социальным процессам.

3. Влияние современных СМИ на молодежь происходит на фоне изменившихся социальных и духовных ценностей и ориентаций молодежи, а также деформации ее социального статуса. С одной стороны, часть молодежи с успехом адаптировалась к рыночной среде и позитивно восприняла демократические реформы. С другой стороны, социальное расслоение, выраженное в многократной разнице между «бедными и богатыми», расширение сферы платного образования, недоступного для значительной части молодых людей, несбалансированная и нерегулируемая национальная и миграционная политика, при отсутствии контроля за влиянием СМИ и особенно Интернета, отрицательно влияют на сознание и поведение молодых людей, в результате чего возникают предпосылки развития социальных процессов в непредсказуемых вариантах.

4. Изменение ситуации в сторону прогнозирования и управления процессами формирования эстетических предпочтений молодежи возможно при целенаправленной медийной политике, в настоящее время ориентированной только на платежеспособную и, следовательно, более возрастную категорию. Эта ситуация требует изменения отношения государства и власти к средствам массовой информации.

5. В целях оптимизации влияния средств массовой информации на молодежь необходимо, со стороны властных структур, обеспечить возможность регулирования медийных процессов, включить в формат вещания этико-эстетический компонент формируемых предпочтенийразработать содержательную модель формирования эстетических вкусов молодого человекаположить в основу этой модели информационные блоки музыкальной, литературной, кинематографической направленности, выражающие лучшие эстетические образцы мировой культуры.

Теоретическая значимость исследования.

Полученные в ходе исследования результаты, позволяют уточнить ряд теоретических подходов и принципов анализа, влияния средств массовой информации на ценностные и эстетические ориентации и предпочтения современной молодежи, на формирование молодежных субкультур, что дает возможность раскрыть их влияние на процессы группообразования, определить направления теоретического анализа оптимизации процесса формирования эстетических предпочтений молодежи в современных условиях.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке федеральных и региональных концепций политики СМИ, а также при формировании государственной политики, определяющей принципы, задачи, приоритетные направления деятельности, связанные с сохранением и развитием культурных и нравственных ценностей, укреплением духовного единства подрастающего поколения.

Разработанная программа оптимизации процесса эстетических предпочтений может способствовать повышению роли культурно-нравственных ценностей в работе СМИ, развитию традиций гуманизма, патриотизма и духовного единства молодежи. Они могут быть использованы в качестве рекомендаций по коррекции государственной молодежной политики применительно к средствам массовой информации, направленной на принципиальные изменения отношения властных структур к проблеме влияния СМИ на сознание и поведение современной молодежи. Результаты исследования могут оказаться полезными при подготовке лекций по социальной психологии, журналистике, культурологии, при создании отдельного спецкурса «Влияние СМИ на сознание современной молодежи».

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными общеметодологическими принципамиадекватностью выбранных и разработанных методов исследованиявзаимопроверкой эмпирических данныхдостаточной репрезентативностью выборкидостоверностью и эффективностью методов статистической обработки и содержательной психологической интерпретацией эмпирических результатов исследования.

Апробация работы. Положения, результаты и выводы диссертационного исследования обсуждены и апробированы на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС при Президенте РФ, представлены в докладах и выступлениях автора на научных конференциях: «От кризиса к росту: стратегия инновационного развития» (Москва 2010) — на Международной практической конференции с участием кафедр ЮНЕСКО и всероссийской научной школы молодежи «Устойчивое развитие в условиях глобализации» (Москва 2010), а также отражены в научных публикациях автора.

1. Более подробно см. Приложение 1 (словарь терминов).

2. Пример отрывка из новости «Чтиво», выходившего в эфире радио «N111» 7.06.2010.

3. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: Нормы, отклонения, социализационная траектория. М.: Социс. — 2003. — № 61.

4. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов Н/Д.: Феникс, 1999.

5. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1998.

6. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. А.

Введение

в философию образования. М.: Логос, 2000.

7. Корчак Л. И. Как любить ребенка. М., 2007.4Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

9. Выготский Л. С. Собр. Соч. в б-ти т. М.: Педагогика, 2003. — Т.З. — С. 43−62.

10. Титма М. X., Саар Э. А. Молодое поколение. М.: Мысль, 1986.

11. Харчев А. Г. Социология воспитания: о некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990.

12. Решетов П. Н. Вопросы воспитания, пропаганды и контрпропаганды в условиях современной идеологической борьбы. — М.: Политиздат, 1980.

13. Филиппов Ф. Р. Методы изучения социальной структуры советского общества. М., 1984. Филиппов Ф. Р. О формировании социальной однородности. Таллин., 1981.

14. Шубкин В. Н. Молодежь вступает в жизнь. М., 1985. «Ильинский И. М. Молодежь и общество на рубеже веков. — М., 1999. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. — М., 2001.

15. Бессонов Б. Н. Философия образования // Философские проблемы образования. — М., 1996.-С.7−41.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой