Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности взаимосвязи творческого мышления и самосознания старшеклассников и студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важность изучения особенностей взаимосвязи творческого мышления и самосознания определяется тем, что структура, процесс, характер творческой мыслительной деятельности определены структурными компонентами личности (потребностями, мотивами, эмоциями, самосознанием и т. д.). Актуальность данного исследования обостряется применительно к изучению этих особенностей* в" юношеском возрасте, который… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. Л. Теоретические основы проблемы взаимосвязи творческого, мышления и самосознания. в юношеском возрасте
    • 1. 1. Исследования творческого мышления в психологии
      • 1. 1. 1. Основные направления исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 1. 2. Личностный аспект в изучении творческого мышления
    • 1. 2. Концептуально-содержательный анализ проблемы самосознания
      • 1. 2. 1. Самосознание как самостоятельный объект психологического анализа
    • 1. 3. Исследование взаимосвязи творческого мышления и самосознания в юношеском возрасте
  • Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
    • 2. 1. Организация и конкретные задачи исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования
  • Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи «творческого мышления и самосознания в юношеском возрасте
    • 3. 1. Особенности творческого мышления старшеклассников, студентов первого и четвертого курсов
    • 3. 2. Особенности самосознания старшеклассников и студентов
    • 3. 3. Результаты- исследования особенностей взаимосвязи творческого мышления и самосознания учащихся в юношеском возрасте
    • 3. 4. Методические рекомендации по развитию творческого мышления и самосознания для психологов образования, преподавателей школьь и вуза
  • Выводы

Особенности взаимосвязи творческого мышления и самосознания старшеклассников и студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Творческое мышление позволяет человеку применять имеющиеся знания в новых условиях, вскрывать новые связи, открывать новые1 знания, видоизменять окружающую действительность, продуктивно адаптироваться к быстроизменяющимся социально-экономическим условиям жизни. Развитие творческого мышления учащихся является одной из наиболее актуальных задач современного* российского образования. Однако управление процессом творческого мышления невозможно без. изучения его развития в личностном аспекте. Результаты современных психологических исследований свидетельствуют о том, что творческий, потенциал человека зависит не только от особенностей когнитивной сферы, но и* от свойств его личности, что личностные образования оказывают влияние на структуру ипродуктивность мыслительной’деятельности человека. С. Л. Рубинштейн отмечал: «.чтобы приблизиться' к мышлению в его конкретной реальности, нужно'. рассмотреть мышление в личностном плане» [173, с. 139−140]. Одним1 из внутренних регуляторов мышления является самосознание личности. Несмотря на* значительное число работ, посвященных проблемам творческого мышления и самосознания личности, до настоящего" времени недостаточно изучена специфика взаимосвязи, возможности развития одного процесса посредством другого, не выявлены особенности их взаимообусловленности в разные возрастные периоды. Недостаток сопоставления проблематики психологии мышления и психологии самосознания, отмеченный О. К. Тихомировым [199, с. 216], до сих пор не восполнен.

Важность изучения особенностей взаимосвязи творческого мышления и самосознания определяется тем, что структура, процесс, характер творческой мыслительной деятельности определены структурными компонентами личности (потребностями, мотивами, эмоциями, самосознанием и т. д.). Актуальность данного исследования обостряется применительно к изучению этих особенностей* в" юношеском возрасте, который является/важным периодом дляразвития творческого мышления: и самосознания: Е. А Аронова,. В. И* Моросанова, Д. И. Фельдштейн отмечают, чтонаиболее выпуклоособенностистадиального развития-, личности вэтот возрастной^ период прослеживаются через изменения структур самосознания, которое находится в неразрывном единстве трех сторон: когнитивнойэмоциональной и. регулятивной [11- 206- 208]. В этот период проявляется способность овладевать наиболее сложными' способами интеллектуальной активности в различных областях. Это обеспечивает новый уровень развития самосознания личности, формирование «образа Я» и более четкойпоследовательной, устойчивой, персонифицированной идентичности. Наряду с этим, как отмечают Ш С. Кон- [94], К. К. Троицкая [201]', Е. А. Шумилин [226] и др., в юношеском возрасте творческое мышление, имея все условия для’формирования, либо остаетсяшедостаточно развитым, либо, оставаясь невостребованным, снижает уровень своего развития.'.

Развитие активной творческой мыслительной деятельностиявляется необходимым условием успешного’включения1 субъекта в социальную среду. Для оказанияпсихологической поддержки при развитии творческого мышления старшеклассников и студентов в учебно-воспитательном, процессе необходимо изучить особенности его взаимосвязис самосознанием личности. Раскрытие особенностей позволит учитывать их при формировании творческого мышления старшеклассников и студентов.

В настоящее время проблема соотношения творческого мышления, и самосознания разрабатывается в исследованиях Ю. А. Миславского [128], Н. Г. Попрядухиной [152], С. П. Филиппова [209] и др. В, 1 качестве регуляторов творческой мыслительной деятельности рассматриваются: самооценка, уровень притязаний, самоотношение. Однако уровень разработанности этой проблемы применительно к юношескому возрасту остается недостаточным. Этим обусловлен выбор темы диссертационного исследования и его цель.

Цель исследования: выявление специфики взаимосвязи творческого мышления и самосознания в юношеском возрасте.

Объект исследования: творческое мышление и самосознание учащихся старших классов и студентов вуза.

Предмет исследования: особенности взаимосвязи творческого мышления и основных компонентов самосознания старшеклассников, и студентов.

Гипотезы-исследования основаны на предположении о том, что:

— взаимосвязь между творческим мышлением и самосознанием личности в юношеском возрасте определяется вариативными связями когнитивного, эмоционально-ценностного и регулятивного компонентов самосознания с вербальной и невербальной стороной творческого мышления;

— специфика взаимосвязи творческого мышления и самосознания может определяться возрастом и полом.

В соответствии с целью и гипотезами исследования поставлены следующие задачи:

1) провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи творческого мышления и самосознания старшеклассников и студентов;

2) выявить особенности творческого мышления старшеклассников и студентов;

3) выявить особенности самосознания старшеклассников и студентов;

4) установить особенности взаимосвязи творческого мышления и самосознания в возрастном и половозрастном аспектах;

5) разработать методические рекомендации для педагогов и психологов образования по развитию творческого мышления и самосознания старшеклассников и студентов с учетом особенностей их взаимосвязей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: деятельностный подход, признание активного деятельно-процессуального характера мышления (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров и др.) — личностный подход к изучению мышления (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Э. Д. Телегина, М1 Г. Ярошевский и др.) — концепция уровневого строения самосознания (В. В. Столин, С. Р.4 Пантелеев, — И. И. Чеснокова и др.) — исследования* взаимосвязи творческого^ мышления исамосознания (Е. А. Аронова, Ю. А. Миславский, В. И. Моросанова, И." Н. Семенов № др.) — исследования творческого мышления и самосознания в юношеском возрасте (И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн, Е. А. Шумшшн. и др.).

Для. решения? поставленных задач и проверки гипотез в работе использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследованиякомплекс психодиагностических методик по изучению особенностей творческого мышления, самосознания старшеклассников и студентовметоды анкетирования, тестирования, опроса, качественный анализ и методы математической статистики.

Научная новизна исследования заключается в том, что: установлены особенности взаимосвязи творческого мышления с основными структурными компонентами самосознания: когнитивным, эмоционально-ценностным и регулятивным старшеклассников, студентов вузавыявлены основные варианты взаимосвязи характеристик творческого мышления и компонентов самосознания у старшеклассников и студентов: взаимосвязи характеристик вербальной стороны творческого мышления с когнитивным компонентом самосознания, а невербальной. — с когнитивным, эмоционально-ценностным и регулятивным компонентами самосознанияраскрыты особенности взаимосвязи между творческим мышлением и самосознанием у юношей и девушек, проявляющиеся в различной динамике основных характеристик творческого мышления и структурных компонентов самосознания:

Теоретическая значимость исследования заключается, в углублении психологических знаний о природе и особенностях творческого мышления, повышении', его продуктивности, на. основе1 развития когнитивного, эмоционально-ценностного и регулятивного компонентов самосознания личности.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования', полученных результатов в. учебно-воспитательной работе в школе и" вузе при формировании творческого мышления и* самосознания «и их структурных компонентов. Разработаны, методические рекомендации* для психологов образования, педагогов школы и вуза.

Основные положения, выносимые назащиту:

1. Взаимосвязи между творческим мышлением и самосознанием проявляются в вариативном соотношении показателей когнитивного, эмоционально-ценностногорегулятивного компонентов самосознания и показателей основных характеристик" вербальной и невербальнойсторон творческого мышления (беглости, гибкости, оригинальности, уникальности).

2. Особенностями' взаимосвязи творческого мышленияи самосознанияв юношеском возрасте являются: формирование устойчивых связей между различными показателями вербальной и невербальной сторон творческого мышления и отдельными компонентами самосознания, при-этом связь вербальной стороны творческого мышления выражена только с его когнитивным компонентомсвязи невербальной стороны творческого мышления и самосознания* могут быть как прямо,' так и обратно-пропорциональными.

3. Особенности взаимосвязи творческого мышления и самосознания учащихся в юношеском возрасте проявляются также в увеличении количества связей между показателями вербальной стороны творческого мышления’и различными компонентами самосознания от старших классов к четвертому курсу и уменьшении количества связей между показателями невербальной стороны творческого мышлениями различными компонентами самосознанияв установлении к четвертому курсу устойчивой* взаимосвязи вербальнойи невербальной сторон творческого мышления преимущественно с когнитивным-компонентом самосознания личности.

4. Половозрастные особенности взаимосвязи творческого мышления и самосознания в юношеском возрасте характер изуются различной динамикой взаимосвязей у юношей и девушек, как по количеству взаимосвязей, так и по их характеру: 1) у девушек количество взаимосвязей творческого мышления с различными компонентами самосознания! от старших классов к первому курсу увеличивается, в то-время как у юношей — уменьшается и увеличивается к четвертому курсу- 2) для юношей характерными являются взаимосвязи самосознания, как с вербальной, так и с невербальной стороной творческого мышления, для девушек же более выраженными являются взаимосвязи с невербальной стороной творческого мышления.

Эмпирическая база исследования: ГОУ «Школа № 1269» (г. Москва), ЦО «Школа здоровья № 2000» (г. Москва), МПГУ (г. Москва), МГУ им Н. П. Огарева (г. Саранск), МГПИ им. М. Е. Евсевьева (г. Саранск). В исследовании принимали участие 180 испытуемых: 60 старшеклассников (15 лет) — 60 студентов первого курса (17−18 лет), 60 студентов четвертого курса (21−22 года), в каждой группе было 30 девушек и 30 юношей. Эти группы отражают основные возрастные стадии юношеского возраста: старшеклассники — ранняя юность, студенты первого курсапереход от ранней к поздней юности, студенты четвертого курса — поздняя юность, что позволило проследить особенности взаимосвязей творческого мышления и самосознания1 на протяжении юности. В исследовании участвовали старшеклассники общеобразовательных школ и студенты вуза следующих специальностей: психология, социология, математика с дополнительной специальностью психология. Участие в эксперименте студентов разных специальностей позволило обеспечить репрезентативность выборки испытуемых.

Организация исследования.

Первый этап" - поисково-аналитический (2002—2004 гг.). Осуществлялась разработка общей концепции исследования* на основе изучения и анализа психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования. Были определены тема, объект, предмет, цель, гипотеза, основные задачи исследования, методологияи методы исследования, исходный категориальный аппарат, составлен план эмпирического исследования, определена база исследования.

Второй этап' — эмпирический' (2004;2007 гг.). На1 данном этапе разрабатывался и подбирался банк диагностических методик исследования, организовывалась и проводилась эмпирическая работа по изучению творческого* мышления и самосознания старшеклассников и студентов первого и четвертого курсов, были подвергнуты проверке гипотезы исследования, проводился количественный* и качественный анализ результатов и их интерпретация.

Третий этап — заключительно-обобщающий (2007;2010 гг.). Осуществлялся анализ и обобщение результатов исследования, были уточнены теоретические положения, систематизированы эмпирические данные, сформулированы основные теоретические выводы и обобщения, завершено оформление диссертации.

Достоверность результатов и надежность полученных выводов обеспечивается их опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения, разработанные в общепсихологических исследованиях мышления и самосознания, а также в педагогической психологии и психологии юношеского возрастарепрезентативной выборкой испытуемых, использованием комплекса стандартных, апробированных методик и экспериментальных заданий, адекватных целям и задачам исследованиясочетанием количественного и качественного анализа эмпирического материала с использованием методов статистической обработки результатов.

Апробация результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на научной конференции «Творческое наследие А. В. Брушлинского и О. К. Тихомирова и современная психология мышления» (к 70-летию со дня рождения) (ИП РАН, Москва, 2003) — на международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2005» (психол. фак-т МГУ, Москва, 2005) — на всероссийских научно-практических конференциях: «Педагогическая наука и образование: проблемы, региональные особенности и перспективы развития» (МГПИ им. М. Е. Евсевьева, Саранск, 2006), «Педагогическое образование: новое время — новые решения» (МордГПИ, Поволжское отделение Российской академии образования, Саранск 2010), на заседаниях кафедры общей психологии МПСИ (2010) и кафедры психологии Mill У (2010).

По результатам исследования имеется 11 публикаций.

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и включает введение, три главы, методические рекомендации, выводы, заключение, список литературы и приложения. Работа иллюстрирована рисунками, таблицами.

выводы.

На основе анализа полученных данных сделаны и обоснованы следующие выводы.

1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязитворческого мышления и самосознания показал, что самосознание личностиявляется одним из важных внутренних регуляторовтворческоймыслительнойдеятельности:: Однако вопросы относительно функций отдельных структурных" компонентов самосознания, их влияние на развитие творческого мышления в юношеском возрасте разработанынедостаточно. Это препятствует: целенаправленному формированию творческого мышления и самосознания' на этапе обучения в старших: классах школы и высших учебных заведениях.

2. Выявлены особенности, творческого: мышленияучащихся, в юношеском возрасте: слабо выраженная динамика основных показателей творческого мышления — беглости, гибкости, оригинальности и уникальности, от старших классов к четвертому курсу вуза, что проявляется в отсутствии значимых различий между показателями: творческого мышления старшеклассников и студентовувеличение количества взаимосвязей показателей вербальной и невербальной сторон творческого мышления у девушек от старших классов к первому курсу вуза, у юношей — к четвертому курсу обучения в вузе. Более тесная взаимосвязь характеристик в группе юношей, по сравнению с группой девушек.

3. Выявлены особенности структуры самосознания старшеклассников и студентов: установлена тенденция к увеличению показателей когнитивного, эмоционально-ценностного и регулятивного компонентов от старших классов к четвертому курсу-,. взаимосвязь компонентов самосознания у юношей и девушек трех эмпирических групп не выявлена, за исключением связи эмоционально-ценностного и регулятивного компонентов самосознания у юношей четвертого курса.

4. Установлены особенности"взаимосвязи творческого мышлениями, самосознания старшеклассников и студентов: наличие различных вариантов взаимосвязи творческого мышления, и. самосознания личности в юношеском возрасте, которые имеют различный характер по соотношению' основных компонентов творческого1 мышления и самосознанияневербальная сторона творческого мышления, по сравнению с вербальной стороной, в большей степени взаимосвязана с самосознанием личностиформирование устойчивых корреляционных взаимосвязей между показателями, характеризующими различные стороны творческого мышления и отдельными компонентами самосознаниянеоднозначный характер взаимосвязи, которая может быть как прямо, так и обратно пропорциональной.

5. Выявлена специфика взаимосвязи творческого мышления и самосознания, у современных юношей и девушек, выражающаяся в различной динамике взаимосвязей: у девушек увеличивается количество взаимосвязей творческого мышления с различными компонентами самосознания от старших классов к первому курсу, у студенток четвертого курса взаимосвязей не обнаруженоу юношей количество взаимосвязей творческого мышления с различными компонентами самосознания от старших классов к первому курсу уменьшается, а затем, к четвертому курсу, увеличивается и устанавливается преимущественно с когнитивным компонентом самосознания личностидля девушек характерными являются взаимосвязи с невербальной стороной творческого мышления, а для юношей, как с невербальной, так и с вербальной стороной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено изучению особенностейвзаимосвязи? творческого^ мышления — ш самосознаниях учащихся юношеского^ возрастаНа более: ранних стадиях онтогенеза у детей и подростков творческоемышление и самосознаниедостигают определенного уровня развития, включая и формированиевзаимосвязей между этими сложными-психологическими образованиямиВ! юношеском возрастеразвитие творческого мышления? приобретает новую специфику, определяемуюс однойстороны^ возрастнымифакторами, с. другой — новыми? условиями жизнедеятельности, обучения, межличностного общения-невзаимодействияЗначительную-роль начинают играть и личностные особенности, в том числе: отношениек себе, самооценкасамоконтроль и другие: компоненты, самосознанияТеоретический анализ исследований, зарубежных, и отечественных психологов по проблеме творческого мышленияи его взаимосвязи с самосознанием личности показал^ .что эта. проблемамбольшейстепени разрабатывалась, — в общепсихологическомаспекте, чем в возрастном^. в*том числе шприменительно к юношескому возрасту. В-ходе теоретического исследования" было показано-, что целый ряд существенных вопросов относительновзаимосвязи* творческого мышления? и самосознания? в юношеском возрасте остаются открытыми. Недостаточно разработаны, такие вопросы, какразвитиетворческого мышления и самосознания в течение-достаточно длительного периода, обозначенного как «юношеский возраст», включающего' периоды ранней и поздней юностивлияние изменяющихся условий учебной деятельности, связанное с окончанием учащимися средней школы и поступлением в вуз, а затем обучения в новых образовательных условиях вузаполовозрастные особенности. Решение этих вопросов отвечает задачам модернизации российского образования* по подготовке учащихся к полноценной жизни в новых социальных условиях, требующих от человека творческих решений и сознательного отношения к себе и своим действиям.

С целью решения этих вопросов был подобран комплекс психодиагностических методик для анализа особенностей творческого мышления, самосознания и их взаимосвязей у старшеклассников и студентов. на разных ступенях обучения и проведено эмпирическое исследование.

Исследование доказало * гипотезу о наличии' нескольких вариантов взаимосвязей и их неоднозначном характере в юношеском возрасте. В ходе исследования была также выявлена специфика взаимосвязи, у старшеклассников, студентов и её особенности у юношей и девушек.

Обучение и воспитание учащихся, направленные на формирование творческой, адекватно понимающей-и оценивающей себя личности, должны учитывать особенности взаимосвязи творческого мышления и самосознания и целенаправленно развивать их, опираясь на выявленные в психологических исследованиях закономерности. На основании изученных в настоящем исследовании особенностей взаимосвязи творческого мышления старшеклассников и студентов были разработаны методические рекомендации для психологов образования, педагогов школы и вуза, ориентирующие их на управление процессом развития творческого мышления и самосознания учащихся-в юношеском возрасте.

Согласно полученным данным цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены. И в то же время остаются открытыми такие вопросы, как механизмы и детерминанты творческого мышления, динамика и особенности взаимосвязи творческого мышления и самосознания в другие возрастные периоды. Не разработаны системы эффективных учебных программ и тренингов, направленных на развитие творческого мышления и самосознания учащихся. Это является перспективой наших дальнейших научных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. ' Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-229 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция- С. JI." Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М:: Наука, 1989. — 248 с.
  4. , Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи / Н. F. Алексеев. М.: Касталь, 1992. — С. 378112.
  5. , Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2 / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. С. 103−128.
  6. , Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев // О проблемах современного человекознания. — Спб.: Питер, 2001.-С. 229−249.
  7. , Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев // Отв. ред. A.B. Брушлинский, В. А. Кольцова. М.: Наука, 2001.-279 с.
  8. , JI. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии / JI. И. Анцыферова. М.: Педагогика, 1974. — 360 с.
  9. , Е. А. Индивидуальная структура саморегуляции и самосознания у старшеклассников / Е. А. Аронова, В. И. Моросанова //
  10. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / под ред. В. И. Моросановой. М.: Психологический институт РАО- 2006. -С. 71−98.
  11. , В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. Иркутск, 1989.- 193 с.
  12. , А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М:: Академия- 2002.- 416с. ' - '
  13. , Ф. Личность как, функция проектирования человеком самого себя / Ф. Барон // Вопросы психологии. —.1990. № 2. — С. 154−159.
  14. , Ё. Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей : дис.. канд. психол. наук / Е. Л. Барышникова. М., 2000. — 340 с.
  15. , Д. С. Мультикультурное самосознание старшеклассников : монография/ Д. С. Батарчук — под ред. Г. В. Палаткиной. -Астрахань: Астраханский ун-т, 2008. 174 с.
  16. Бекоева, Д- Д. Самосознание / Д. Д. Бекоева. М.: Альфа, 2001.- 192 с.
  17. , Т. Н.- Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа / Т. Н. Березина // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 5. — С. 27−37.
  18. , Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. В. Берне.- М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  19. , П. П. Психология младшего школьника: Избранные психологические труды / П. П. Блонский. М.: Модэк, МПСИ, 2006. — 631. с.
  20. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 173 с.
  21. , Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. 318 с.
  22. , M. Е. Исследование динамики творческих способностей / M. Е Богоявленская, Т. П. Данюшевская // Ежегодник Российского психологического общества «Психология сегодня», Т. 2, вып. 1. -М.: 1996. С. 139−140.
  23. , А. А. Психология общения: избранные психологические труды / А. А. Бодалев. — М.: МПСИ, 2002. — 320 с.
  24. , JI. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности: сб. ст. / сост. А. Б. Орлов. — М.: Вопросы психологии, 2001.-С. 62−92.
  25. , Л. И. Особенности самосознания у подростков / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1955. — № 1. — С. 98—107.
  26. Бокова, О.* А. Особенности субъективного контроля у людей юношеского возраста с различной выраженностью личностной ригидности: дис.. канд. психол. наук / О. А. Бокова. Барнаул, 2002. — 207 с.
  27. , Э. Латеральное мышление : учебник творческого мышления / Эдвард де Боно. — Минск, Попурри, 2005. 384 с.
  28. , Э. Шесть фигур мышления / Эдвард де Боно. М.: Питер, 2010.-111 с.
  29. , Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки : дис. д-ра психол. наук / Л. В. Бороздина. -М., 1999. -413 с.
  30. , Л. В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. — М.: ООО «Проект Ф», 2001. — 204 с.
  31. , Г. М. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной идентификации / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан. Красноярск: Красноярский ун-т, 1996. — 174 с.
  32. , А. В. Культурно-историческая теория мышления / А. В. Брушлинский. M.: URSS, 2009. — 116 с.
  33. , А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. М.: Изд-во РАН, 1994. — 109 с.
  34. , А. В. Субъект: мышление, учение, воображение /
  35. A. В. Брушлинский. М.: Изд-во МПСИ, 2008. — 408 с.
  36. , И. А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности : дис.. д-ра психол. наук / И. А. Васильев. — М., 1998.-321 с.
  37. , И. А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев,
  38. B. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 192 с.
  39. , H. Е. Диалектическое мышление. Текст: монография / H. Е. Веракса // текст подготовлен к печати И. Б. Шияном, О. А. Шиян, Е. В. Глядешиной- — Уфа: Вагант, 2006. — 212 с.
  40. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
  41. , М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. — М.: Из-во: Директ-Медиа, 2008. 548 с.
  42. , Т. В/ Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 63−71.
  43. Возрастная и педагогическая психология: учебник / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  44. Возрастные особенности старшеклассников / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. — 254 с.
  45. , JT. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
  46. , Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 2002. — 1008 с.
  47. , Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2 / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. 584 с.
  48. , Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — С. 5−242.
  49. , В. Введение в психологию / В. Вундт // пер. Н. Самсонова.- М.: Космос, 1912.-152 с.
  50. , В. В. Когнитивно-личностные факторы развития творческого мышления младших школьников / В. В. Гагай. Шадринск, 1999. — 145 с.
  51. , В. В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника. Монография / В. В. Гагай. Сургут: РИО СурГПИ,'2004. — 201с.
  52. , П. Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды. / П. Я. Гальперин, М.: Изд-во Модэк, МПСИ, 2008. 480 с.
  53. , П. Я. К психологии творческого мышления / П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик // Вопросы психологии. — 1982. — № 5. -С. 29−30.
  54. , Е. В*. Продуктивное мышление: психологические механизмы и характеристики: монография / Е. В. Гетманская. — М.: Московский гос. обл. ун-т, 2010.-109 с.
  55. , Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления / ред. А. М. Матюшкин. -М.: Прогресс, 1965. С. 433−456.
  56. , М. Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии.- 1976.-№ 4.-С. 128−132.
  57. , М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. -С. 43−52.
  58. , М. В. Психолого-педагогические условия развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения : дис.. канд. психол. наук / М. В. Глебова. СПб., 2000. — 270 с.
  59. , Ж. Что такое психология : в 2 т. Т. 1 / Ж. Годфруа. -М.: Мир, 2004.-495 с.
  60. , В. В. Виды обобщения в обучении. 2-е изд1. / В. В. Давыдов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
  61. , В. В. Последние выступления / В. В. Давыдов. Рига: Эксперимент, 1997. — 287 с.6К Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие / В. В. Давыдов. М.: Изд-во Academia, 2004. — 288 с.
  62. , В.В. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. — Ереван, 1981. — С. 49.
  63. , Т. В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте : дис.. канд. психол. наук / Т. В. Демидова. Армавир, 2003. — 170 с.
  64. , У. Психология / У. Джемс. М.: Априори, 2002. — 368 с.
  65. Диагностика творческих способностей / сост. В. В. Гагай.- Шадринск, 1997. 52 с.
  66. , JI. Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности / JI. Я. Дорфман // Ежегодник РПО.- 2002. Т. 8. — Вып. 1. — С. 75−89.
  67. , В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В. Н. Дружинин. М.: Наука, 2001. — 224 с.
  68. , В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
  69. , О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. -М.: Изд-во МПСИ, Флинта, 2006. 336 с.
  70. Ермолаева-Томина, JI. Б. Психология художественного творчества. 2-е издание / JI. Б. Ермолаева-Томина. — М.: Академический Проект: Культура, 2005. 304 с.
  71. Зак, А. 3. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников: монография / А. 3. Зак. — М.: Психологический ин-т, 2010.-349 с.
  72. , Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. М.: Педагогика, 1996. — 426 с.
  73. , А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 / А. В. Запорожец // под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — 316 с.
  74. , В. К. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач / В. К. Зарецкий, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 112−117.
  75. , А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. -М.: Прогресс, 1998. 100 с.
  76. , Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студ. вузов / Б. В. Зейгарник. М.: Академия, 2003. — 207 с.
  77. , В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М.: Наука, 1994. — 304 с.
  78. , К. Факторный анализ / К. Иберла. — М.: Статистика, 1980.-398 с.
  79. , Е. П. Психология воли. 2-е изд. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
  80. , В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3—7 лет / В. Е. Коган // Вопросы психологии. -2000. -№ 2.-С. 65−68.
  81. , М. С. Мир общения: проблема* межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  82. Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. — М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  83. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990: 140 с.
  84. , М. М. Психология творческого мышления профессионала. Монография / М. М. Кашапов. М.: ПЕР СЭ, 2007. — 688 с.
  85. , В. Гештальтпсихология / В. Келер, К. Коффка. М.: Наука, 1998. — 682 с.
  86. , И. С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. — 2003. — № 1. — С. 61—78.
  87. , О. Н. Когнитивные и личностные детерминанты успешности мыслительной деятельности (на примере решения малых творческих задач): дис.. канд. психол. наук / О. Н. Клименченко. М., 2001.-178 с.
  88. , Г. В. Предпосылки развития творческого мышления студентов вуза / Г. В. Ковалёв // Психология творческого самовыражения. -Киров: Изд-во Вяткинского ГГУ, 2004. С. 53−63.
  89. , Д. В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов. — М.: МПСИ: Флинта, 2000. 176 с.
  90. , Е. Ф. Креативность как фактор выбора стратегии самореализации личности : дис.. канд. психол. наук / Е. Ф. Коломиец. -СПб., 2010.-219 с.
  91. Кон, И. С. В поисках себя: личность и её самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  92. Кон, И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 3. — С. 26.
  93. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1978.-367 с.
  94. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  95. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  96. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Академия, 2003.-336 с.
  97. , Г. Мужественность и женственность / Г. Коои // Изменение положения женщины и семья / под ред. А. Г. Харчева. —, М.: Просвещение, 1977.-С. 166−179.
  98. , Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов / Т. В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2005. -384 с.
  99. , Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б. Б. Коссов. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: 1997.-45 с.
  100. , Б. Б. Творческое мышление и его основы / Б. Б. Коссов // Магистр. 1997. — № 3. — С. 8−20.
  101. , Н. В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте : дис.. канд. психол. наук / Н. В. Кочелаева. М., 1997. — 198 с.
  102. , Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000.- 208 с.
  103. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов / пер. с англ. — общ. ред. Е. И. Щеблановой. М.: Интор, 1995. — 48 с.
  104. , А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений / А. А. Кроник, Е. А. Кроник. М.: Мысль, 1989.- 204 с.
  105. , Е. П. Национальное самосознание. Введение в проблему: учеб.-метод. пособие / Е. П. Крупник. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. — 135 с.
  106. , Е. Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» / Е. Г. Ксенофонтова // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 2. -С. 103−114.
  107. , Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 41−45.
  108. , Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : избранные труды / Н. С. Лейтес. М.: Воронеж: Модэк, 2008. -— 478 с.
  109. , А. Н! Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983 — 320 с.
  110. , М. И. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Общение, личность и психика ребенка. — М.: Воронеж, 1997. С. 87—150.
  111. Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978.- 127 с.
  112. , А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия. М.: Педагогика, 1974. — 356 с.
  113. , А. Р. Лекции по общей психологии. Серия: Мастера психологии / А. Р. Лурия. Питер, 2007. — 320 с.
  114. , Т. Психология креативности : учебное пособие / Т. Любарт и др.- пер. с фр. Д. В. Люсин. М.: Когито-Центр, 2009. — 214 с.
  115. , В. А. Интеграция психологического знания : методологические проблемы / В. А. Мазилов. — М.: МАПН, 2008. 122 с.
  116. , А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 430 с.
  117. , А. Г. По направлению к психологии бытия /пер. с англ. Е. Рачковой / А. Г Маслоу. М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 272. с.
  118. , А. Г. Самоактуализация / А. Г Маслоу // Психология личности. Тексты. -М.: Педагогика, 1982. 452 с.
  119. , А. М. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Матюшкин. -М. :КДУ, 2009.-189 с.
  120. , А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого' потенциала одаренных детей. Учебн. пособие. / А. М. Матюшкин. М.: Воронеж: МПСИ- Модэк, 2004. — 191с.
  121. Матюшкин, A. Mi Психологические предпосылки творческого мышления / А. М. Матюшкин // Мир психологии. 2001. — № 1. — С. 128−141.
  122. Мей, Р! Мужество творить: очерк психологии творчества / Р. Мей. — М.: Ин-т Общегуманитарных исследований, 2008 — 160 с.
  123. , Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избр. психол. труды / Н. А. Менчинская. — М.: МПСИ, Модэк, 2004. 224 с.
  124. , В. С. Психология индивидуальности : избр. психол. труды / В. С. Мерлин. М.: МПСИ, Модэк, 2005. — 544с.
  125. , В. С. Структура личности: характер" способности, самосознание / В. С. Мерлин. Пермь, ПГПИ, 1990. — 110 с.
  126. , Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  127. , О. В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. — 169 с.
  128. , О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О. Н. Молчанова. М.: Флинта: Наука, 2010. — 392 с.
  129. , В. И. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. М.: Институт психологии РАН, 2007. -213 с.
  130. , В. А Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. / В. А. Москвин. М.: Изд-во МГУ- Оренбург: ИПКОГУ, 2002.-288 с.
  131. , М. И. Развитие самосознания школьников : (из опыта работы В. А. Сухомлинского): спецкурс / М. И. Мухин. — М.: Изд-во УРАО, 1998.- 134 с.
  132. , В. С Феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям. / В. С. Мухина. М.: Академия, 2004. — 456 с.
  133. , В. С. Феноменология развития и бытия личности / В. С. Мухина. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 2001. — 640 с.
  134. , Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. — Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1989. 192 с.
  135. , Л. Ф. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте / Л. Ф. Обухова, С. М. Чурбанова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995.-80 с.
  136. , А. Творческий потенциал и личностные перемены / А. Олах // Общественные науки за рубежом. 1968. — № 4. — С. 69−73
  137. , Э. H. Когнитивный и эмоциональный компоненты морального самосознания студентов вуза : автореф. дис.. канд. психол. наук / Э. Н. Ольшевская. Ярославль, 2010. — 25 с.
  138. Орлов, Ю. Mi Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. М.: Педагогика, 1991. — 286 с.
  139. , С.Н. Психологические факторы развития творческого мышления личности : монография / С. Н. Орлова. Красноярск, 2009.' -285 с.
  140. Основные современные концепции творчества и одаренности / под. ред. Д. Б. Богоявленской, Ю. В. Бабаевой. М.: Молодая гвардия, 1997. -416 с.
  141. , С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантилеев. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 316 с.
  142. , С. Р. Методика исследования самоотношения. / С. Р. Пантилеев М.: Смысл, 1993. — 32 с.
  143. , Ж. О природе креативности / Ж. Пиаже // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. -№ 3. — С. 8−16.
  144. , К. К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / К. К. Платонов. -М.: Изд-во Московск. ун-та, 1969. С. 190−217.
  145. , H. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет / H. Н. Поддьяков. СПб.: Речь, 2010. —144 с.
  146. , Я. А. Психология творения: Избранные психологические труды / Я. А Пономарев. М.: Воронеж: МПСИ, Модэк, 1999.-480с.
  147. , Я. А. Психология творческого мышления / Я. А Пономарев. M.: Perse, 2006. — 687 с.
  148. , Л. В. Тендерные аспекты самореализации личности : Учебное пособие к спецсеминару. / Л. В. Попова. — М.: Изд-во «Прометей», 1996.-42 с.
  149. , H. Г. Особенности рефлексивности творческого мышления младших школьников : автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. Г. Попрядухина. М., 2002. — 16 с.
  150. , H. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / H. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. М.: Педагогика, 1989. -152 с.
  151. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 232 с.
  152. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / отв. ред. М. Г. Ярошевский, О. К. Тихомиров. -М.: Наука, 1987. -238 с.
  153. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  154. , А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебн. пособие / А. М. Матюшкин. М.: КДУ, 2009.-190 с.
  155. Психология мышления // Сборник переводов с немецкого и английского / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1980. — 532 с.
  156. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издат. Дом «Бахрам-М», 2003. — 672 с.
  157. Общая психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  158. , Л. В. Мышление в проблемном обучении / Л. В. Путляева. М.: Педагогика, 1990. — 34 с.
  159. , Н. А. Тендерная асимметрия социализации / Н. А. Пушкарева // Тендерный подход в педагогике. — М.: Академия, 2002. -Ч. 1.-С. 18−21.
  160. Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  161. , О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности / О. М. Разумникова // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. Д11−125.
  162. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2010. — 816 с.
  163. , Т. А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин! (на материале диаспор Кабардино-Балкарии) / Т. А. Ратанова, А. А. Шогенов // Психологический журнал.- 2001. Т. 22. — № 3. — С. 37−48.
  164. , А. 3. Творческое мышление: психологическая теория и технология творческого развития / А. 3. Рахимов. Уфа: Творчество, 2005.- 197 с.
  165. , А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. СПб.: Питер, 1999. — С. 43−44.
  166. , К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. -М.: Эксмо-Пресс, 2001 -415 с.
  167. , Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 194−198.
  168. , Р. М. Становление самосознания личности школьника / Р. М. Романова, Г. Н. Филонов, Г. Н. Печко и др. — под общ. ред. Р. М. Роговой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. — 112 с.
  169. Рубинштейн, С. JL Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1997. — 462 с.
  170. , С. JI. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1958. — 148 с.
  171. , С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — С. 156−191.
  172. , С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. С. 236−250.
  173. , С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003 — 512 с.
  174. Самосознание личности: каким я вижу себя в современном мире: кн. для учащихся шк., лицеев, гимназий, пед. колледжей и студентов пед. вузов / под ред. PI М. Роговой. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 159 с.
  175. Самосознание и-защитные механизмы личности: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2008. — 654 с.
  176. , В. В. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного: монография / В. В. Селиванов, Н. Н. Плетеневская. М.: АТиСО, 2009. — 167 с.
  177. , И. Н. Проблемы рефлексивной психологии-решения творческих задач / И. Н. Семенов. — М.: Педагогика, 1990. — 215 с.
  178. , И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления" и саморегуляция личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
  179. , Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк // под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: НПО Модэк, 2006. — 318 с.
  180. , Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2003. — 350 с.
  181. , К. А. Мысль в действии / К. А. Славская. М.: Наука, 1968.-208 с.
  182. , В. Е. Психология юношеского возраста / В. Е. Смирнов. -М.: Учпедгиз, 1929. 98 с.
  183. , Г. А. Формирование самосознания и самооценки у школьников / Г. А. Собиева. — М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
  184. , Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
  185. , И. С. Эмоционально-волевая регуляция как средство формирования продуктивного мышления в младшем школьном возрасте : дис.. канд. психол. наук / И. С. Сорокина. Казань, 2004. — 221 с.
  186. , Б. А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование) / Б. А. Сосновский. М:: Прометей, 1993. — 199 с.
  187. , С. Левый мозг, правый мозг / С. Спрингер, Т. Дейч. — М.: Мир, 1983.-256 с.19Г. Столин, В. В. Проблема- самосознания личности с позиций теории деятельности А. Н. Леонтьева / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-С. 220−231.
  188. , В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Педагогика, 1983. — 286 с.
  189. , Э. Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека : дис.. д-ра психол. наук / Э. Д. Телегина. М., 1993. — 370 с.
  190. , Э. Д. Психологическая саморегуляция творческой мыслительной деятельности- и проблема ее развития в обучении / Э. Д. Телегина // Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов. М.: МГПИ, 1988. — С. 33−53
  191. , Э. Д. Репродуктивные и продуктивные компоненты мышления в педагогической деятельности / Э. Д. Телегина / Мышление и общение в практической деятельности. Ярославль, 1992. — С. 75−76.
  192. , Э. Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся / Э. Д. Телегина // Вопросы психологии познавательной деятельности. — М., 1980. — С. 30−40.
  193. , Э. Д. Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления младших школьников / Э. Д. Телегина, В. В. Гагай // Мир психологии. 2003. — № 2. — С. 223−245.
  194. , Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б. М. Теплов. — М.: МПСИ, Флинта, НПО Модэк, 2009. 640 с.
  195. , О. К. Психология мышления : учеб. пособие / О. К. Тихомиров. М.: Академия, 2005. — 288 с.200: Тихомиров, О. К. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности / О. К. Тихомиров, В. Е. Клочко // Вопросы' психологии. -1980.-№ 5.-С. 23−31.
  196. , К. К. Особенности психологии старшего подростка и юноши. Реферативный обзор / К. К. Троицкая. — JL, 1973. 26 с.
  197. , Т. В. Психологическая защита и особенности личности1 в юношеском возрасте : дис.. канд. психол. наук / Т. В. Тулупьева. СПб., 2001. — 173 с.
  198. , Е. Е. Креативные тесты (адаптированный вариант) / Е. Е. Туник. СПб.: Речь, 2002. — 82 с.
  199. , Е. Е. Психодиагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. СПб.: СпбУПМ., 1997. — 34 с.
  200. , Д. В. Интеллект : структурно-динамическая теория / Д. В. Ушаков. М.: ИП РАН, 2003. — 264 с.
  201. , Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ, Флинта, 2004. — 672 с.
  202. , С. П. Особенности взаимосвязи мышления и уровня притязания у младших школьников : дис.. канд. психол. наук / С. П. Филиппов. М., 1997. — 165 с.
  203. Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. — 168 с.
  204. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. М. :. Педагогика, 1987. — 184 с.
  205. Фрейд, 3. «Я» и «Оно» / 3. Фрейд. Харьков: Фолио, 2007.-861 с.
  206. , X. Мотивация и деятельность : / X. Хекхаузен. — СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. 860 с.
  207. , К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей. М.: Изд-во Психотерапия, 2008. — 672 с.
  208. , М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. СПб!: Питер, 2004. — 384 с.
  209. , М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. М-: Питер- 2002. — 264 с.
  210. , К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. М.: Изд-во Академический проект, —2006. 208 с.
  211. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: в 3 т. Т. 2 / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981. -С. 265.
  212. Хрестоматия по общей психологии мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 149−152.
  213. , П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / П. Р. Чамата // Проблемы сознания. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1968. — С. 230−235.
  214. , А. В. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности : автореф. дис.. канд. психол. наук / А. В. Челнокова. Екатеринбург, 2009. — 20 с.
  215. , JI. H. Личностная модель механизма регуляции мыслительной деятельности в учебной работе школьников-подростков : дис.. канд. психол. наук / Л. Н. Черных. — М., 2002. 173 с.
  216. , И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  217. , И. И Психологическое исследование самосознания / И. И. Чеснокова // Вопросы психологии. — 1984. — № 5. С. 162−164'.
  218. , Е. В. Проблема «Я» и самосознание / Е. В. Шорохова // Проблемы сознания. -М.: Наука, 1966. 221 с.
  219. , Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. — Таллин, 1982. 128 с.
  220. Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб. — М.: Изд-во: Летний сад, 2000. — 416 с.
  221. , Э. Идентичность: Юность и Кризис / Э. Эриксон М.: МПСИ, Флинта, 2006. — 352 с.
  222. , С. Р. Психология креативности и инноваций : учеб. пособие / С. Р. Яголковский. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 154 с.
  223. , В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В. А. Ядов // Социальная идентичность. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1993. — С. 53−68.
  224. , Е. Л. Психологические условия развития творческогопотенциала у детей школьного возраста / Е. Л. Яковлева // Вопросыпсихологии. 1994. — № 5. — С. 37−42.
  225. Abra, J. Gender differences in creative achievement: a survey of explanations / J. Abra, S. Valentine-French // Genet. Soc. Gen. Psychol. Monogr. 1991.-V. 117.-№ 3. P. 233−284
  226. Amabile, T. M. The Social Psychology of Creativity / T. M. Amabile. -N.Y., 1983. 415 p.
  227. Atkinson, J. W. Studying personality in the context of an advanced motivational psychology / J. W. Atkinson. 1981. — Vol. 36. — № 2. -P. 117−128.
  228. Bandura, A. Self-regulation of motivation and action through goal system. Goal concepts in personality and social psychology / A. Bandura. — N.Y., 1988.-289 p.
  229. Barron, F. Creativity, intelligence and personality / F. Barron,
  230. D. M Harrington // Annual review of psychology. 1981. — Vol. 32. ~ P. 439 476.
  231. Batey, M. Creativity, intelligence, and personality: a critical review of the scattered literature / M. Batey, A. Furnham // Genetic, Social and General Psychology Monographs. 2006. — 132. — P. 355−429.
  232. Berman, B. Creative thinking / B. Berman // Nature Biotechnology. -2005.-Vol. 23.-№ 4.-421 p.
  233. Bier, G. Cognitive complexity-simplicity and predicative behavior / G. Bier // Journal of abnormal and social psychology. — 1955. — Vol. 51. P. 34— 57.
  234. Chembers, W. N. Creative Scientist of Today / W. N. Chembers // Science. 1964. — Vol. 145. — P. 48−54.
  235. Claxton, A. F. Developmental trends in the creativity of school-age children / A. F. Claxton, T. C. Pannells, P. A. Rhoads // Creativity Research Journal. 2005. — № 17. — P. 327−335.
  236. Coltheart, M. Sexdifferences in imagery and reading / M. Coltheart,
  237. E. Hulte // Natura. 1975. — Vol. 253. — P. 438140.
  238. Coopersmith, S. The antecedents of self-esteem / S. Coopersmith. San Francisco, 1967. — 283 p.
  239. Crishton-Browne, J. On the weight of the brain and its component gaits vest in the insane / J. Crishton-Browne // Brain. 1980. — Vol. 2. — P. 42−67.
  240. Eyscnck, H. J. Personality and individual* differences / H. J. F.vsenck. MW. Eysenck.-N.Y-, 1985: 514'p.248: Fromm, E. The creative attitude / E. Fromm // Creativity and its cultivation. N. Y., 1959. — 446 p.
  241. Glone, Mc. JV Sex differences in functional’brain, asymmetry: a critical survey / Mc. J. Glone // Behave and Brain Sciences.- 1980- — Vol. 3. -P. 215−263.
  242. Gough, H. G. A Creative personality scall for the adjective. Check List / 11. G. Gough // Journal Personal Social Psychology. 1979. — Vol. 37. -№ 8. — P. 1398−1405.
  243. Guilford, J. P. Creativity / J.P. Guilford // American psychologist. 1950. — Vol. 5. — P. 444−454.
  244. Guilford, J. P. Varieties: of divergent production / J.P. Guilford // Journal of creativity behavior. Vol. 18. — 1984. — P. 1−10.
  245. Halpern, D. F. Sex differences in cognitive abilities / D. F. Halpern. -NJ, 2000.-198 p.254: Hamilton, D. A. Lesson to enhance student self-esteem / D. Hamilton, S. Oswalt // The education digest. 1998. -Vol. 64. -№ 4. — P. 35−38.
  246. Hennessey, B. A. The conditions of creativity / B. A Hennessey, T. M. Amabile // Edl -R. J. Sternberg The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. — Cambridge, 19 881 —P. 11−38
  247. Kriegel, U. Consciousness and self-consciousness / Uriah Kriegel // Monist. 2004. — Vol. 87. — № 2. — P. 182−205.
  248. Lowenthal, M. F. Associates: Four Stages of Life / M. F. Lowenthal, M. Thurnher, D. Chiriboga. San Francisco, 1976. — 354 p.
  249. Maccoby, E. E. The psychology of sex differences / E. E Maccoby, C. N. Jacklin. Stanford, 1974. — 311 p.
  250. Martindale. Personality, situation and creativity / Handbook of creativity. Eds. J. A. Glover, R. R. Ronning, C. R. Reynolds. N.Y., 1999. -P. 211−232.
  251. Matud, M. P. Gender differences in creative thinking / M- P. Matud, C. Rodriguez, J. Grande // Personality and individual differences. — 2007. — Vol. 43. -№ 5. P. 1137−1147.
  252. McMillan, H. Self-oriented self-esteem self-destructs / H. McMillan, J. Singh, L. G. Simonetta // The education digest. 1995. — Vol. 60. — №> 7. -P. 9−11.
  253. Milgram, R. M. Teaching gifted and talented children learners in regular classrooms / R. M. Milgram. Springfield, 1989. — 661 p.
  254. Nelson, T. O. Consciousness, Self-Consciousness, and Metacognition / T. O. Nelson // Consciousness and Cognition. 2000. — Vol. 9. -№ 2−1.-P. 220−223.
  255. Prabhu, V. Creativity and certain personality traits: understanding the mediating effect of intrinsic motivation / V. Prabhu, C. Sutton, W. Sauser // Creativity Research Journal. 2008. — № 20. — P. 53−66.
  256. Rotter, J. B. Internal versus external control of reinforcement: Case history of a variable / J.B. Rotter // American psychologist. 1990. — Vol. 45. -P. 489493.
  257. Shouksmith, G. Intelligence, creativity and cognitive style / G. Shouksmith.- NY., 1970. 276 p.
  258. Smith, J. Creative thinking / J. Smith // Nursing standard. 2007. -Vol. 21. — № 39. — P. 24−25.
  259. Sternberg, R. J. A componential theory of intellectual giftedness / R. J. Sternberg // Gifted Child Quarterly. 1981. — Vol. 25. — № 2. — P. 86−92.
  260. Sternberg, R. J. Testing and cognitive psychology / R. J. Sternberg // American Psychologist. 1981. — Vol. 36. — № 10. — P. 1181−1189.
  261. Sternberg, R. J. What does it mean to be smart? / R. J. Sternberg // Educational leadership. 1997. — Vol. 54. — № 6. — P. 20−24.
  262. Sternberg, R. J. How to develop student creativity / R. J. Sternberg, W. M. Williams. Alexandria, 1996. — 50 p.
  263. Street, S. Revisiting university student gender perceptions / S. Street, E. Kimmel, J. D. Kromey // Sex Roles. 1995. — V. 33 (3−4). — P. 183−201.
  264. Taylor, C. W. Cultirating multiple creative talents in students /
  265. C. W. Taylor // Journal for the Education of the Gifted. 1985. — Vol. 8. -P. 187−198.
  266. Wai, J. Creativity and occupational accomplishments among intellectually precocious youths: an age 13 to age 33 longitudinal study / J. Wai,
  267. D. Lubinski, C. Benbow // Psychology. 2005. -№ 97. — P. 484−492.
Заполнить форму текущей работой