Особенности взаимосвязи творческого мышления и самосознания старшеклассников и студентов
Диссертация
Важность изучения особенностей взаимосвязи творческого мышления и самосознания определяется тем, что структура, процесс, характер творческой мыслительной деятельности определены структурными компонентами личности (потребностями, мотивами, эмоциями, самосознанием и т. д.). Актуальность данного исследования обостряется применительно к изучению этих особенностей* в" юношеском возрасте, который… Читать ещё >
Содержание
- Глава. Л. Теоретические основы проблемы взаимосвязи творческого, мышления и самосознания. в юношеском возрасте
- 1. 1. Исследования творческого мышления в психологии
- 1. 1. 1. Основные направления исследования творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. 2. Личностный аспект в изучении творческого мышления
- 1. 2. Концептуально-содержательный анализ проблемы самосознания
- 1. 2. 1. Самосознание как самостоятельный объект психологического анализа
- 1. 3. Исследование взаимосвязи творческого мышления и самосознания в юношеском возрасте
- 1. 1. Исследования творческого мышления в психологии
- Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
- 2. 1. Организация и конкретные задачи исследования
- 2. 2. Методы и методики исследования
- Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи «творческого мышления и самосознания в юношеском возрасте
- 3. 1. Особенности творческого мышления старшеклассников, студентов первого и четвертого курсов
- 3. 2. Особенности самосознания старшеклассников и студентов
- 3. 3. Результаты- исследования особенностей взаимосвязи творческого мышления и самосознания учащихся в юношеском возрасте
- 3. 4. Методические рекомендации по развитию творческого мышления и самосознания для психологов образования, преподавателей школьь и вуза
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская, К. А. ' Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991.-229 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Философско-психологическая концепция- С. JI." Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения / К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский. М:: Наука, 1989. — 248 с.
- Алексеев, Н. Г. Формирование осознанного решения учебной задачи / Н. F. Алексеев. М.: Касталь, 1992. — С. 378112.
- Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2 / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. С. 103−128.
- Ананьев, Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев // О проблемах современного человекознания. — Спб.: Питер, 2001.-С. 229−249.
- Ананьев, Б. Г. Психология чувственного познания / Б. Г. Ананьев // Отв. ред. A.B. Брушлинский, В. А. Кольцова. М.: Наука, 2001.-279 с.
- Анцыферова, JI. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии / JI. И. Анцыферова. М.: Педагогика, 1974. — 360 с.
- Аронова, Е. А. Индивидуальная структура саморегуляции и самосознания у старшеклассников / Е. А. Аронова, В. И. Моросанова //
- Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятельности человека / под ред. В. И. Моросановой. М.: Психологический институт РАО- 2006. -С. 71−98.
- Асеев, В. Г. Возрастная психология / В. Г. Асеев. Иркутск, 1989.- 193 с.
- Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М:: Академия- 2002.- 416с. ' - '
- Барон, Ф. Личность как, функция проектирования человеком самого себя / Ф. Барон // Вопросы психологии. —.1990. № 2. — С. 154−159.
- Барышникова, Ё. Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей : дис.. канд. психол. наук / Е. Л. Барышникова. М., 2000. — 340 с.
- Батарчук, Д. С. Мультикультурное самосознание старшеклассников : монография/ Д. С. Батарчук — под ред. Г. В. Палаткиной. -Астрахань: Астраханский ун-т, 2008. 174 с.
- Бекоева, Д- Д. Самосознание / Д. Д. Бекоева. М.: Альфа, 2001.- 192 с.
- Березина, Т. Н.- Исследование внутреннего мира человека методом анализа характеристик мысли и образа / Т. Н. Березина // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 5. — С. 27−37.
- Берне, Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. В. Берне.- М.: Прогресс, 1986. 422 с.
- Блонский, П. П. Психология младшего школьника: Избранные психологические труды / П. П. Блонский. М.: Модэк, МПСИ, 2006. — 631. с.
- Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 173 с.
- Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Богоявленская. — М.: Академия, 2002. 318 с.
- Богоявленская, M. Е. Исследование динамики творческих способностей / M. Е Богоявленская, Т. П. Данюшевская // Ежегодник Российского психологического общества «Психология сегодня», Т. 2, вып. 1. -М.: 1996. С. 139−140.
- Бодалев, А. А. Психология общения: избранные психологические труды / А. А. Бодалев. — М.: МПСИ, 2002. — 320 с.
- Божович, JI. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Психология личности: сб. ст. / сост. А. Б. Орлов. — М.: Вопросы психологии, 2001.-С. 62−92.
- Божович, Л. И. Особенности самосознания у подростков / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1955. — № 1. — С. 98—107.
- Бокова, О.* А. Особенности субъективного контроля у людей юношеского возраста с различной выраженностью личностной ригидности: дис.. канд. психол. наук / О. А. Бокова. Барнаул, 2002. — 207 с.
- Боно, Э. Латеральное мышление : учебник творческого мышления / Эдвард де Боно. — Минск, Попурри, 2005. 384 с.
- Боно, Э. Шесть фигур мышления / Эдвард де Боно. М.: Питер, 2010.-111 с.
- Бороздина, Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки : дис. д-ра психол. наук / Л. В. Бороздина. -М., 1999. -413 с.
- Бороздина, Л. В. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова. — М.: ООО «Проект Ф», 2001. — 204 с.
- Бреслав, Г. М. Пол и образование. Анализ конфликтов половозрастной идентификации / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан. Красноярск: Красноярский ун-т, 1996. — 174 с.
- Брушлинский, А. В. Культурно-историческая теория мышления / А. В. Брушлинский. M.: URSS, 2009. — 116 с.
- Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. М.: Изд-во РАН, 1994. — 109 с.
- Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение /
- A. В. Брушлинский. М.: Изд-во МПСИ, 2008. — 408 с.
- Васильев, И. А. Мотивационно-эмоциональная регуляция мыслительной деятельности : дис.. д-ра психол. наук / И. А. Васильев. — М., 1998.-321 с.
- Васильев, И. А. Эмоции и мышление / И. А. Васильев,
- B. Л. Поплужный, О. К. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 192 с.
- Веракса, H. Е. Диалектическое мышление. Текст: монография / H. Е. Веракса // текст подготовлен к печати И. Б. Шияном, О. А. Шиян, Е. В. Глядешиной- — Уфа: Вагант, 2006. — 212 с.
- Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.
- Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. — М.: Из-во: Директ-Медиа, 2008. 548 с.
- Виноградова, Т. В/ Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов / Т. В. Виноградова, В. В. Семенов // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С. 63−71.
- Возрастная и педагогическая психология: учебник / под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Возрастные особенности старшеклассников / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. — 254 с.
- Выготский, JT. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 96 с.
- Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 2002. — 1008 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 2 / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. 584 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. Т. 4 / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1984. — С. 5−242.
- Вундт, В. Введение в психологию / В. Вундт // пер. Н. Самсонова.- М.: Космос, 1912.-152 с.
- Гагай, В. В. Когнитивно-личностные факторы развития творческого мышления младших школьников / В. В. Гагай. Шадринск, 1999. — 145 с.
- Гагай, В. В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника. Монография / В. В. Гагай. Сургут: РИО СурГПИ,'2004. — 201с.
- Гальперин, П. Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды. / П. Я. Гальперин, М.: Изд-во Модэк, МПСИ, 2008. 480 с.
- Гальперин, П. Я. К психологии творческого мышления / П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик // Вопросы психологии. — 1982. — № 5. -С. 29−30.
- Гетманская, Е. В*. Продуктивное мышление: психологические механизмы и характеристики: монография / Е. В. Гетманская. — М.: Московский гос. обл. ун-т, 2010.-109 с.
- Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта. Психология мышления / ред. А. М. Матюшкин. -М.: Прогресс, 1965. С. 433−456.
- Гинзбург, М. Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии.- 1976.-№ 4.-С. 128−132.
- Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. — 1994. — № 3. -С. 43−52.
- Глебова, М. В. Психолого-педагогические условия развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения : дис.. канд. психол. наук / М. В. Глебова. СПб., 2000. — 270 с.
- Годфруа, Ж. Что такое психология : в 2 т. Т. 1 / Ж. Годфруа. -М.: Мир, 2004.-495 с.
- Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении. 2-е изд1. / В. В. Давыдов. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 480 с.
- Давыдов, В. В. Последние выступления / В. В. Давыдов. Рига: Эксперимент, 1997. — 287 с.6К Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие / В. В. Давыдов. М.: Изд-во Academia, 2004. — 288 с.
- Давыдов, В.В. Учебная деятельность и моделирование / В. В. Давыдов, А. У. Варданян. — Ереван, 1981. — С. 49.
- Демидова, Т. В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрасте : дис.. канд. психол. наук / Т. В. Демидова. Армавир, 2003. — 170 с.
- Джемс, У. Психология / У. Джемс. М.: Априори, 2002. — 368 с.
- Диагностика творческих способностей / сост. В. В. Гагай.- Шадринск, 1997. 52 с.
- Дорфман, JI. Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности / JI. Я. Дорфман // Ежегодник РПО.- 2002. Т. 8. — Вып. 1. — С. 75−89.
- Дружинин, В. Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие / В. Н. Дружинин. М.: Наука, 2001. — 224 с.
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2007. — 368 с.
- Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов / О. Ю. Ермолаев. -М.: Изд-во МПСИ, Флинта, 2006. 336 с.
- Ермолаева-Томина, JI. Б. Психология художественного творчества. 2-е издание / JI. Б. Ермолаева-Томина. — М.: Академический Проект: Культура, 2005. 304 с.
- Зак, А. 3. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников: монография / А. 3. Зак. — М.: Психологический ин-т, 2010.-349 с.
- Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. М.: Педагогика, 1996. — 426 с.
- Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : в 2 т. Т. 1 / А. В. Запорожец // под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — 316 с.
- Зарецкий, В. К. Рефлексивно-личностный аспект формирования решения творческих задач / В. К. Зарецкий, И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С. 112−117.
- Захарова, А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. -М.: Прогресс, 1998. 100 с.
- Зейгарник, Б. В. Патопсихология : учеб. пособие для студ. вузов / Б. В. Зейгарник. М.: Академия, 2003. — 207 с.
- Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. — М.: Наука, 1994. — 304 с.
- Иберла, К. Факторный анализ / К. Иберла. — М.: Статистика, 1980.-398 с.
- Ильин, Е. П. Психология воли. 2-е изд. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
- Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты тендерных установок у детей 3—7 лет / В. Е. Коган // Вопросы психологии. -2000. -№ 2.-С. 65−68.
- Каган, М. С. Мир общения: проблема* межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Калмыкова, 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / 3. И. Калмыкова. — М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М.: Педагогика, 1990: 140 с.
- Кашапов, М. М. Психология творческого мышления профессионала. Монография / М. М. Кашапов. М.: ПЕР СЭ, 2007. — 688 с.
- Келлер, В. Гештальтпсихология / В. Келер, К. Коффка. М.: Наука, 1998. — 682 с.
- Клецина, И. С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии / И. С. Клецина // Вопросы психологии. — 2003. — № 1. — С. 61—78.
- Клименченко, О. Н. Когнитивные и личностные детерминанты успешности мыслительной деятельности (на примере решения малых творческих задач): дис.. канд. психол. наук / О. Н. Клименченко. М., 2001.-178 с.
- Ковалева, Г. В. Предпосылки развития творческого мышления студентов вуза / Г. В. Ковалёв // Психология творческого самовыражения. -Киров: Изд-во Вяткинского ГГУ, 2004. С. 53−63.
- Колесов, Д. В. Биология и психология пола / Д. В. Колесов. — М.: МПСИ: Флинта, 2000. 176 с.
- Коломиец, Е. Ф. Креативность как фактор выбора стратегии самореализации личности : дис.. канд. психол. наук / Е. Ф. Коломиец. -СПб., 2010.-219 с.
- Кон, И. С. В поисках себя: личность и её самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Кон, И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — № 3. — С. 26.
- Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1978.-367 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
- Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. М.: Академия, 2003.-336 с.
- Коои, Г. Мужественность и женственность / Г. Коои // Изменение положения женщины и семья / под ред. А. Г. Харчева. —, М.: Просвещение, 1977.-С. 166−179.
- Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология: теория и методы: учебник для вузов / Т. В. Корнилова. М.: Аспект Пресс, 2005. -384 с.
- Коссов, Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б. Б. Коссов. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: 1997.-45 с.
- Коссов, Б. Б. Творческое мышление и его основы / Б. Б. Коссов // Магистр. 1997. — № 3. — С. 8−20.
- Кочелаева, Н. В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте : дис.. канд. психол. наук / Н. В. Кочелаева. М., 1997. — 198 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000.- 208 с.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов / пер. с англ. — общ. ред. Е. И. Щеблановой. М.: Интор, 1995. — 48 с.
- Кроник, А. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений / А. А. Кроник, Е. А. Кроник. М.: Мысль, 1989.- 204 с.
- Крупник, Е. П. Национальное самосознание. Введение в проблему: учеб.-метод. пособие / Е. П. Крупник. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. — 135 с.
- Ксенофонтова, Е. Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля» / Е. Г. Ксенофонтова // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 2. -С. 103−114.
- Кулюткин, Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 41−45.
- Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : избранные труды / Н. С. Лейтес. М.: Воронеж: Модэк, 2008. -— 478 с.
- Леонтьев, А. Н! Избранные психологические произведения : в 2 т. Т. 2 / А. Н. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983 — 320 с.
- Лисина, М. И. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина // Общение, личность и психика ребенка. — М.: Воронеж, 1997. С. 87—150.
- Лук, А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М.: Наука, 1978.- 127 с.
- Лурия, А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов / А. Р. Лурия. М.: Педагогика, 1974. — 356 с.
- Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. Серия: Мастера психологии / А. Р. Лурия. Питер, 2007. — 320 с.
- Любарт, Т. Психология креативности : учебное пособие / Т. Любарт и др.- пер. с фр. Д. В. Люсин. М.: Когито-Центр, 2009. — 214 с.
- Мазилов, В. А. Интеграция психологического знания : методологические проблемы / В. А. Мазилов. — М.: МАПН, 2008. 122 с.
- Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 430 с.
- Маслоу, А. Г. По направлению к психологии бытия /пер. с англ. Е. Рачковой / А. Г Маслоу. М.: Эксмо-Пресс, 2002. — 272. с.
- Маслоу, А. Г. Самоактуализация / А. Г Маслоу // Психология личности. Тексты. -М.: Педагогика, 1982. 452 с.
- Матюшкин, А. М. Мышление как разрешение проблемных ситуаций : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Матюшкин. -М. :КДУ, 2009.-189 с.
- Матюшкин, А. М. Одаренность и возраст. Развитие творческого' потенциала одаренных детей. Учебн. пособие. / А. М. Матюшкин. М.: Воронеж: МПСИ- Модэк, 2004. — 191с.
- Матюшкин, A. Mi Психологические предпосылки творческого мышления / А. М. Матюшкин // Мир психологии. 2001. — № 1. — С. 128−141.
- Мей, Р! Мужество творить: очерк психологии творчества / Р. Мей. — М.: Ин-т Общегуманитарных исследований, 2008 — 160 с.
- Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: избр. психол. труды / Н. А. Менчинская. — М.: МПСИ, Модэк, 2004. 224 с.
- Мерлин, В. С. Психология индивидуальности : избр. психол. труды / В. С. Мерлин. М.: МПСИ, Модэк, 2005. — 544с.
- Мерлин, В. С. Структура личности: характер" способности, самосознание / В. С. Мерлин. Пермь, ПГПИ, 1990. — 110 с.
- Миславский, Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю. А. Миславский. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Митина, О. В. Факторный анализ для психологов / О. В. Митина, И. Б. Михайловская. — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001. — 169 с.
- Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования: учеб. пособие / О. Н. Молчанова. М.: Флинта: Наука, 2010. — 392 с.
- Моросанова, В. И. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова, Е. А. Аронова. М.: Институт психологии РАН, 2007. -213 с.
- Москвин, В. А Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. / В. А. Москвин. М.: Изд-во МГУ- Оренбург: ИПКОГУ, 2002.-288 с.
- Мухин, М. И. Развитие самосознания школьников : (из опыта работы В. А. Сухомлинского): спецкурс / М. И. Мухин. — М.: Изд-во УРАО, 1998.- 134 с.
- Мухина, В. С Феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студентов, обучающихся по пед. специальностям. / В. С. Мухина. М.: Академия, 2004. — 456 с.
- Мухина, В. С. Феноменология развития и бытия личности / В. С. Мухина. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «Модэк», 2001. — 640 с.
- Никифоров, Г. С. Самоконтроль человека / Г. С. Никифоров. — Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1989. 192 с.
- Обухова, Л. Ф. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте / Л. Ф. Обухова, С. М. Чурбанова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995.-80 с.
- Олах, А. Творческий потенциал и личностные перемены / А. Олах // Общественные науки за рубежом. 1968. — № 4. — С. 69−73
- Ольшевская, Э. H. Когнитивный и эмоциональный компоненты морального самосознания студентов вуза : автореф. дис.. канд. психол. наук / Э. Н. Ольшевская. Ярославль, 2010. — 25 с.
- Орлов, Ю. Mi Восхождение к индивидуальности / Ю. М. Орлов. М.: Педагогика, 1991. — 286 с.
- Орлова, С.Н. Психологические факторы развития творческого мышления личности : монография / С. Н. Орлова. Красноярск, 2009.' -285 с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности / под. ред. Д. Б. Богоявленской, Ю. В. Бабаевой. М.: Молодая гвардия, 1997. -416 с.
- Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С. Р. Пантилеев. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 316 с.
- Пантилеев, С. Р. Методика исследования самоотношения. / С. Р. Пантилеев М.: Смысл, 1993. — 32 с.
- Пиаже, Ж. О природе креативности / Ж. Пиаже // Вестник московского университета. Сер. 14. Психология. 1996. -№ 3. — С. 8−16.
- Платонов, К. К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии / К. К. Платонов. -М.: Изд-во Московск. ун-та, 1969. С. 190−217.
- Поддьяков, H. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет / H. Н. Поддьяков. СПб.: Речь, 2010. —144 с.
- Пономарев, Я. А. Психология творения: Избранные психологические труды / Я. А Пономарев. М.: Воронеж: МПСИ, Модэк, 1999.-480с.
- Пономарев, Я. А. Психология творческого мышления / Я. А Пономарев. M.: Perse, 2006. — 687 с.
- Попова, Л. В. Тендерные аспекты самореализации личности : Учебное пособие к спецсеминару. / Л. В. Попова. — М.: Изд-во «Прометей», 1996.-42 с.
- Попрядухина, H. Г. Особенности рефлексивности творческого мышления младших школьников : автореф. дис.. канд. психол. наук / Н. Г. Попрядухина. М., 2002. — 16 с.
- Поспелов, H. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников / H. Н. Поспелов, И. Н. Поспелов. М.: Педагогика, 1989. -152 с.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 232 с.
- Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / отв. ред. М. Г. Ярошевский, О. К. Тихомиров. -М.: Наука, 1987. -238 с.
- Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебн. пособие / А. М. Матюшкин. М.: КДУ, 2009.-190 с.
- Психология мышления // Сборник переводов с немецкого и английского / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1980. — 532 с.
- Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издат. Дом «Бахрам-М», 2003. — 672 с.
- Общая психология. Словарь / под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
- Путляева, Л. В. Мышление в проблемном обучении / Л. В. Путляева. М.: Педагогика, 1990. — 34 с.
- Пушкарева, Н. А. Тендерная асимметрия социализации / Н. А. Пушкарева // Тендерный подход в педагогике. — М.: Академия, 2002. -Ч. 1.-С. 18−21.
- Развитие творческой активности школьников / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
- Разумникова, О. М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности / О. М. Разумникова // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. Д11−125.
- Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2010. — 816 с.
- Ратанова, Т. А. Психологические особенности этнического самосознания горских евреев и осетин! (на материале диаспор Кабардино-Балкарии) / Т. А. Ратанова, А. А. Шогенов // Психологический журнал.- 2001. Т. 22. — № 3. — С. 37−48.
- Рахимов, А. 3. Творческое мышление: психологическая теория и технология творческого развития / А. 3. Рахимов. Уфа: Творчество, 2005.- 197 с.
- Реан, А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. СПб.: Питер, 1999. — С. 43−44.
- Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Р. Роджерс. -М.: Эксмо-Пресс, 2001 -415 с.
- Роджерс, Н. Творчество как усиление себя / Н. Роджерс // Вопросы психологии. 1990. — № 1. — С. 194−198.
- Романова, Р. М. Становление самосознания личности школьника / Р. М. Романова, Г. Н. Филонов, Г. Н. Печко и др. — под общ. ред. Р. М. Роговой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. — 112 с.
- Рубинштейн, С. JL Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии / С. JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1997. — 462 с.
- Рубинштейн, С. JI. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1958. — 148 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — С. 156−191.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. 2 / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. С. 236−250.
- Рубинштейн, С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003 — 512 с.
- Самосознание личности: каким я вижу себя в современном мире: кн. для учащихся шк., лицеев, гимназий, пед. колледжей и студентов пед. вузов / под ред. PI М. Роговой. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 159 с.
- Самосознание и-защитные механизмы личности: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2008. — 654 с.
- Селиванов, В. В. Психология мышления: соотношение осознанного и неосознанного: монография / В. В. Селиванов, Н. Н. Плетеневская. М.: АТиСО, 2009. — 167 с.
- Семенов, И. Н. Проблемы рефлексивной психологии-решения творческих задач / И. Н. Семенов. — М.: Педагогика, 1990. — 215 с.
- Семенов, И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления" и саморегуляция личности / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
- Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк // под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: НПО Модэк, 2006. — 318 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2003. — 350 с.
- Славская, К. А. Мысль в действии / К. А. Славская. М.: Наука, 1968.-208 с.
- Смирнов, В. Е. Психология юношеского возраста / В. Е. Смирнов. -М.: Учпедгиз, 1929. 98 с.
- Собиева, Г. А. Формирование самосознания и самооценки у школьников / Г. А. Собиева. — М.: Педагогика, 1991. — 174 с.
- Соколова, Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
- Сорокина, И. С. Эмоционально-волевая регуляция как средство формирования продуктивного мышления в младшем школьном возрасте : дис.. канд. психол. наук / И. С. Сорокина. Казань, 2004. — 221 с.
- Сосновский, Б. А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование) / Б. А. Сосновский. М:: Прометей, 1993. — 199 с.
- Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг / С. Спрингер, Т. Дейч. — М.: Мир, 1983.-256 с.19Г. Столин, В. В. Проблема- самосознания личности с позиций теории деятельности А. Н. Леонтьева / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-С. 220−231.
- Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. М.: Педагогика, 1983. — 286 с.
- Телегина, Э. Д. Психологическая регуляция и саморегуляция творческой мыслительной деятельности человека : дис.. д-ра психол. наук / Э. Д. Телегина. М., 1993. — 370 с.
- Телегина, Э. Д. Психологическая саморегуляция творческой мыслительной деятельности- и проблема ее развития в обучении / Э. Д. Телегина // Вопросы психологии познавательной деятельности школьников и студентов. М.: МГПИ, 1988. — С. 33−53
- Телегина, Э. Д. Репродуктивные и продуктивные компоненты мышления в педагогической деятельности / Э. Д. Телегина / Мышление и общение в практической деятельности. Ярославль, 1992. — С. 75−76.
- Телегина, Э. Д. Роль мотивов учебной деятельности в развитии творческой активности учащихся / Э. Д. Телегина // Вопросы психологии познавательной деятельности. — М., 1980. — С. 30−40.
- Телегина, Э. Д. Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления младших школьников / Э. Д. Телегина, В. В. Гагай // Мир психологии. 2003. — № 2. — С. 223−245.
- Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б. М. Теплов. — М.: МПСИ, Флинта, НПО Модэк, 2009. 640 с.
- Тихомиров, О. К. Психология мышления : учеб. пособие / О. К. Тихомиров. М.: Академия, 2005. — 288 с.200: Тихомиров, О. К. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности / О. К. Тихомиров, В. Е. Клочко // Вопросы' психологии. -1980.-№ 5.-С. 23−31.
- Троицкая, К. К. Особенности психологии старшего подростка и юноши. Реферативный обзор / К. К. Троицкая. — JL, 1973. 26 с.
- Тулупьева, Т. В. Психологическая защита и особенности личности1 в юношеском возрасте : дис.. канд. психол. наук / Т. В. Тулупьева. СПб., 2001. — 173 с.
- Туник, Е. Е. Креативные тесты (адаптированный вариант) / Е. Е. Туник. СПб.: Речь, 2002. — 82 с.
- Туник, Е. Е. Психодиагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. СПб.: СпбУПМ., 1997. — 34 с.
- Ушаков, Д. В. Интеллект : структурно-динамическая теория / Д. В. Ушаков. М.: ИП РАН, 2003. — 264 с.
- Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ, Флинта, 2004. — 672 с.
- Филиппов, С. П. Особенности взаимосвязи мышления и уровня притязания у младших школьников : дис.. канд. психол. наук / С. П. Филиппов. М., 1997. — 165 с.
- Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. — 168 с.
- Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И. В. Дубровиной. М. :. Педагогика, 1987. — 184 с.
- Фрейд, 3. «Я» и «Оно» / 3. Фрейд. Харьков: Фолио, 2007.-861 с.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность : / X. Хекхаузен. — СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. 860 с.
- Холл, К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей. М.: Изд-во Психотерапия, 2008. — 672 с.
- Холодная, М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума / М. А. Холодная. СПб!: Питер, 2004. — 384 с.
- Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М. А. Холодная. М-: Питер- 2002. — 264 с.
- Хорни, К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. М.: Изд-во Академический проект, —2006. 208 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: в 3 т. Т. 2 / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981. -С. 265.
- Хрестоматия по общей психологии мышления / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 149−152.
- Чамата, П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / П. Р. Чамата // Проблемы сознания. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1968. — С. 230−235.
- Челнокова, А. В. Личностно-мотивационные факторы и пол как детерминанты креативности : автореф. дис.. канд. психол. наук / А. В. Челнокова. Екатеринбург, 2009. — 20 с.
- Черных, JI. H. Личностная модель механизма регуляции мыслительной деятельности в учебной работе школьников-подростков : дис.. канд. психол. наук / Л. Н. Черных. — М., 2002. 173 с.
- Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. М.: Наука, 1977. — 144 с.
- Чеснокова, И. И Психологическое исследование самосознания / И. И. Чеснокова // Вопросы психологии. — 1984. — № 5. С. 162−164'.
- Шорохова, Е. В. Проблема «Я» и самосознание / Е. В. Шорохова // Проблемы сознания. -М.: Наука, 1966. 221 с.
- Шумилин, Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника / Е. А. Шумилин. — Таллин, 1982. 128 с.
- Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб. — М.: Изд-во: Летний сад, 2000. — 416 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: Юность и Кризис / Э. Эриксон М.: МПСИ, Флинта, 2006. — 352 с.
- Яголковский, С. Р. Психология креативности и инноваций : учеб. пособие / С. Р. Яголковский. М.: Издат. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 154 с.
- Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности / В. А. Ядов // Социальная идентичность. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1993. — С. 53−68.
- Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческогопотенциала у детей школьного возраста / Е. Л. Яковлева // Вопросыпсихологии. 1994. — № 5. — С. 37−42.
- Abra, J. Gender differences in creative achievement: a survey of explanations / J. Abra, S. Valentine-French // Genet. Soc. Gen. Psychol. Monogr. 1991.-V. 117.-№ 3. P. 233−284
- Amabile, T. M. The Social Psychology of Creativity / T. M. Amabile. -N.Y., 1983. 415 p.
- Atkinson, J. W. Studying personality in the context of an advanced motivational psychology / J. W. Atkinson. 1981. — Vol. 36. — № 2. -P. 117−128.
- Bandura, A. Self-regulation of motivation and action through goal system. Goal concepts in personality and social psychology / A. Bandura. — N.Y., 1988.-289 p.
- Barron, F. Creativity, intelligence and personality / F. Barron,
- D. M Harrington // Annual review of psychology. 1981. — Vol. 32. ~ P. 439 476.
- Batey, M. Creativity, intelligence, and personality: a critical review of the scattered literature / M. Batey, A. Furnham // Genetic, Social and General Psychology Monographs. 2006. — 132. — P. 355−429.
- Berman, B. Creative thinking / B. Berman // Nature Biotechnology. -2005.-Vol. 23.-№ 4.-421 p.
- Bier, G. Cognitive complexity-simplicity and predicative behavior / G. Bier // Journal of abnormal and social psychology. — 1955. — Vol. 51. P. 34— 57.
- Chembers, W. N. Creative Scientist of Today / W. N. Chembers // Science. 1964. — Vol. 145. — P. 48−54.
- Claxton, A. F. Developmental trends in the creativity of school-age children / A. F. Claxton, T. C. Pannells, P. A. Rhoads // Creativity Research Journal. 2005. — № 17. — P. 327−335.
- Coltheart, M. Sexdifferences in imagery and reading / M. Coltheart,
- E. Hulte // Natura. 1975. — Vol. 253. — P. 438140.
- Coopersmith, S. The antecedents of self-esteem / S. Coopersmith. San Francisco, 1967. — 283 p.
- Crishton-Browne, J. On the weight of the brain and its component gaits vest in the insane / J. Crishton-Browne // Brain. 1980. — Vol. 2. — P. 42−67.
- Eyscnck, H. J. Personality and individual* differences / H. J. F.vsenck. MW. Eysenck.-N.Y-, 1985: 514'p.248: Fromm, E. The creative attitude / E. Fromm // Creativity and its cultivation. N. Y., 1959. — 446 p.
- Glone, Mc. JV Sex differences in functional’brain, asymmetry: a critical survey / Mc. J. Glone // Behave and Brain Sciences.- 1980- — Vol. 3. -P. 215−263.
- Gough, H. G. A Creative personality scall for the adjective. Check List / 11. G. Gough // Journal Personal Social Psychology. 1979. — Vol. 37. -№ 8. — P. 1398−1405.
- Guilford, J. P. Creativity / J.P. Guilford // American psychologist. 1950. — Vol. 5. — P. 444−454.
- Guilford, J. P. Varieties: of divergent production / J.P. Guilford // Journal of creativity behavior. Vol. 18. — 1984. — P. 1−10.
- Halpern, D. F. Sex differences in cognitive abilities / D. F. Halpern. -NJ, 2000.-198 p.254: Hamilton, D. A. Lesson to enhance student self-esteem / D. Hamilton, S. Oswalt // The education digest. 1998. -Vol. 64. -№ 4. — P. 35−38.
- Hennessey, B. A. The conditions of creativity / B. A Hennessey, T. M. Amabile // Edl -R. J. Sternberg The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. — Cambridge, 19 881 —P. 11−38
- Kriegel, U. Consciousness and self-consciousness / Uriah Kriegel // Monist. 2004. — Vol. 87. — № 2. — P. 182−205.
- Lowenthal, M. F. Associates: Four Stages of Life / M. F. Lowenthal, M. Thurnher, D. Chiriboga. San Francisco, 1976. — 354 p.
- Maccoby, E. E. The psychology of sex differences / E. E Maccoby, C. N. Jacklin. Stanford, 1974. — 311 p.
- Martindale. Personality, situation and creativity / Handbook of creativity. Eds. J. A. Glover, R. R. Ronning, C. R. Reynolds. N.Y., 1999. -P. 211−232.
- Matud, M. P. Gender differences in creative thinking / M- P. Matud, C. Rodriguez, J. Grande // Personality and individual differences. — 2007. — Vol. 43. -№ 5. P. 1137−1147.
- McMillan, H. Self-oriented self-esteem self-destructs / H. McMillan, J. Singh, L. G. Simonetta // The education digest. 1995. — Vol. 60. — №> 7. -P. 9−11.
- Milgram, R. M. Teaching gifted and talented children learners in regular classrooms / R. M. Milgram. Springfield, 1989. — 661 p.
- Nelson, T. O. Consciousness, Self-Consciousness, and Metacognition / T. O. Nelson // Consciousness and Cognition. 2000. — Vol. 9. -№ 2−1.-P. 220−223.
- Prabhu, V. Creativity and certain personality traits: understanding the mediating effect of intrinsic motivation / V. Prabhu, C. Sutton, W. Sauser // Creativity Research Journal. 2008. — № 20. — P. 53−66.
- Rotter, J. B. Internal versus external control of reinforcement: Case history of a variable / J.B. Rotter // American psychologist. 1990. — Vol. 45. -P. 489493.
- Shouksmith, G. Intelligence, creativity and cognitive style / G. Shouksmith.- NY., 1970. 276 p.
- Smith, J. Creative thinking / J. Smith // Nursing standard. 2007. -Vol. 21. — № 39. — P. 24−25.
- Sternberg, R. J. A componential theory of intellectual giftedness / R. J. Sternberg // Gifted Child Quarterly. 1981. — Vol. 25. — № 2. — P. 86−92.
- Sternberg, R. J. Testing and cognitive psychology / R. J. Sternberg // American Psychologist. 1981. — Vol. 36. — № 10. — P. 1181−1189.
- Sternberg, R. J. What does it mean to be smart? / R. J. Sternberg // Educational leadership. 1997. — Vol. 54. — № 6. — P. 20−24.
- Sternberg, R. J. How to develop student creativity / R. J. Sternberg, W. M. Williams. Alexandria, 1996. — 50 p.
- Street, S. Revisiting university student gender perceptions / S. Street, E. Kimmel, J. D. Kromey // Sex Roles. 1995. — V. 33 (3−4). — P. 183−201.
- Taylor, C. W. Cultirating multiple creative talents in students /
- C. W. Taylor // Journal for the Education of the Gifted. 1985. — Vol. 8. -P. 187−198.
- Wai, J. Creativity and occupational accomplishments among intellectually precocious youths: an age 13 to age 33 longitudinal study / J. Wai,
- D. Lubinski, C. Benbow // Psychology. 2005. -№ 97. — P. 484−492.