Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей: На материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями
Диссертация
Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении представлений о детерминирующей роли семьи, родительских отношений в формировании субъектных позиций ребенка. Формирование личности в семье является одной из ключевых проблем психологии развития ребенка и педагогической психологии. Результаты работы имеют значение для более глубокого понимания взаимосвязи между процессами… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
- 1. 2. 0. СВ0ЕНИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТОМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
- 1. 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
- 2. 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
- 2. 2. РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ И ОДНОВОЗРАСТНЫЕ БРАКИ — ТЕНДЕНЦИИ В ИЗМЕНЕНИИ ТИПОВ СЕМЬИ
- 2. 3. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
- 3. 1. ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. 1. ГИПОТЕЗЫ. ЗАДАЧИ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
- 3. 1. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 1. 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ
- 3. 1. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. то
- 3. 2. ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНЫХ ПОЗИЦИЙ У РЕБЕНКА. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 3. 2. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ И СЕМЕЙНОЙ РОЛИ
- 3. 2. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТНЫХ ПОЗИЦИЙ РЕБЕНКА
- 3. 2. 3. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ И МОНОВОЗРАСТНОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНЫХ ПОЗИЦИЙ У ДЕТЕЙ
Список литературы
- Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы //Вест. Моск. ун-та. Психология. Сер. 14.- 1987.- N2. — С. 60−72.
- Алешина Ю.Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991. № 4 — С.74−82.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Москва, Наука, 1977, 380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1960. — 339 с.
- Ананьев Б.Г., Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии. Вопросы психологии личности и общественной психологии. Ученые записки ЛГГ1И, Ленинград, 1969. Т.254.
- Андреева Г. М. Принцип деятельности и исследование общения \ Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Москва, «Наука», 1994. — 324 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). М., 1978.
- Ю.Андреева Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности \ Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.
- Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида. Проблемы быта, брака и семьи.- Вильнюс, 1971, с. 162−171с.
- Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. Новгород, 1990.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., «Экономика», 1991.
- Анисимов О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996.
- Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., «Экономика», 1991
- Анисимов О.С. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие). — М., 1995.
- Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблемы асоциального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -Москва, МГУ, 1984. 104 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1989.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. ~ СПб.: Братство, 224с.
- Бодалев А. А., Ковалев Т. А. Диалог как форма психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССРЧ 1987. С. 17−27.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Ленинград, ЛГУ, 1965, с. 4.
- Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблем воспитания. -Психологическая наука в СССР, т.2 АПН РСФСР. 1960, с. 190 218.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Москва: «Просвещение», 1968. — 464 с.
- Варга А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции. //Вестник МГУ, Психология, N 4, 1985. С.32−37.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Автореф. дис.канд. психол. наук. М, — 1987 — 25 с.
- Варга А.Я., Смехов В. А. Коррекция взаимоотношений родителей и детей. -Вестник МГУ, Психология -1986, N 4. С.22−32.
- Васильева Э.К. Последовательные стадии жизненного цикла современной семьи. В кн.: Семья и ее функции. Москва: Статистика, 1975, с. 81 — 106.
- Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов \ Вопросы психологии. 1994, № 3.-с. 122−129.
- Волкова К.Н. Характеристика межличностных отношений в семьях старших школьников. Материалы 2 Международного конгресса по социальной психологии. — Тбилиси, 1970. -
- Выготский JI.C. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М., 1939.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982, т.З.
- Гарбузов В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Д., Медицина, 1977.
- Гозман Л.Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи. // Вопр. психол. 1985. — N 2. — С. 186 — 187.
- Голод С. И. Стабильность семьи.- Д.: Наука, 1984. -136 с.
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 272с.
- Голод С.И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб.: СПбФ ИС РАН, 1994. —44с.
- Горбунов Н.И. Обоснованность, надежность и переносимость вопросников. -Труды по социологии. Тарту, 1973, т.2, с. 159−222.
- Горянина В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия. Автореф.дис. докт. психол. наук. М., 1996. — 35 с.
- Гранник Г. Г., Концевая JI.A. Изучение читательской позиции школьников. // Вопросы психологии, 1994, № 5. с. 51−59.
- Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание, 1976.
- Гребенников и.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, — 1991.
- Гребенников И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием // Сб. науч. тр., АПН СССР, НИИ общ. педагогики. Под ред. Гребенникова И.В.-М., НИИ ОП, 1980.C.3−23.
- Деусова Т.П. Возрастной подход к выбору методов воспитания детей в семье и психолого-педагогические проблемы семейного воспитания, 19−20 нояб. //Тез. докл. и выступл., Могилев, 1985- ч.2. — С. 179 — 183.
- Джеймс М. Брак и любовь / Пер. с англ. / М.: Прогресс, 1985. — 192 с.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителей и родителей. Москва: Просвещение, 1987. — 200с.
- Жирнова И.С. Изучение влияния конфликтности в семье на формирование личности старшеклассников. Материалы 4 Всесоюзного съезда психологов. — Тбилиси, 1971, с. 168. /
- Жукова Н.О. К проблеме специальной подготовки к браку // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. М., 1981, С. 79 — 81.
- Захаров А.И. К изучению семейных отношений при неврозах в детском возрасте. Неврозы и пограничные состояния. — Ленинград, 1972.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. -206 с.
- Захаров А.И. Семейное воспитание и его дефекты // В кн. Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974, С. 189 — 206.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность? В кн. С чего начинается личность. -М., 1979.
- Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.
- Капустин С.А. Поляризированная оценочная позиция как универсальная причина проблем клиентов психологической консультации. \ Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология, 1994, № 1. с.7−18. (52)
- Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975, 400с.
- Ковалев А.Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии. Вопросы психологии личности и общественной психологии. Ученые записки ЛГПИ, Ленинград, 1969. Т.254.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста М.: Мед., 1979 608 с.
- Ковалев Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблемы интериоризации \ Вопросы психологии, 1985, № 1.
- Когарян Т.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. Москва, 1994.
- Колбановский В.Н., Любовь, брак и семья в социальном обществе. Москва, 1958. С. 135 -136.
- Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.
- Кон И. С. Открытие «Я». Москва: ИПЛ, 1978. 366с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — С. 109.
- Кон И. С. Ребенок и общество. Москва, 1988. С. 239−240.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
- Кон И. С. Этнография родительства. -М., 1999.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Москва-Воронеж, 1997.
- Копьев А.Ф. О диалогическом понимании психологического контакта. \ Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. Сб. научн. труд, (ответственный редактор А.А.Бодалев). -Москва: Изд. АПН СССР, 1987. с.50−57.
- Копьев А.Ф. Особенности психологического консультирования как диалогического общения: Дис.канд. психол. наук. М., 1990, 182 с.
- Красило А.И. Социально-психологическая позиция преподавателя в системе управления учебно-воспитательным процессом. Дисс.канд. психол. наук, Москва, 1986.
- Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний, — Москва, 1991.
- Кудрявцев В.Т. Идея историзма в психологии развития (теоретико-методологическое исследование). Автореф. дис.докт. психол наук. М., 1997.-39 с.
- Кудрявцев В.Т. Идея субъекта основание единства психологического знания? // Вопросы психологии, № 1, 1999. с. 123−125.
- Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания. // Психол. журнал, № 3, 1998. с. 17−33.
- Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I Рига: Эксперимент, 1999, — 160 с.
- Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. I. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997. — 174 с.
- Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. II Методологические проблемы психологии развития. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997. — 87 с.
- Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. Ч I. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 156 с.
- Кудрявцев В.Т., Анисимов О. С. Подготовка будущих инженеров-педагогов к логико-психологическому анализу учебных задач. // Мат. Всесоюзн. научн.-практ. конф. Актуальные проблемы подготовки инженеров-педагогов. Свердловск, 1983. с. 245- 246.
- Кудрявцев В.Т., В.Б.Синельников Проблема саморазвития субъекта деятельности // Психологический журнал, № 4, 1993. с 172- 174.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии, Ленинград, 176 с. (24) (88)
- Кутсар Д., Тийт Э. Формирование брака по поведенческим признакам. // Исследования по качеству брака. Проблемы семьи. У.Тарту., 1982.
- Лаптева М.Д. Позиция в структуре профессионального общения. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
- Лейбин В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
- Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования \ Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1973.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. -М., 1983, т.1.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е издание. Москва: МГУ, 1972.-576 с
- Лисина М.И. Генезис форм общения у детей. М., 1978.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и пед. Психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 142 с.
- Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запоржца. -М.: Педагогика, 1974. 288 с.
- Литвинова А.В. Психологическая структура действия целепологания руководителей школ. Автореф. дис.канд. психол.наук. М., 2000.
- Личко Е.А. Подростковая психотерапия.- Ленинград, 1979.
- Личко Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М.: Медицина, 1983. С. 185 201.
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. -Москва, «Наука», 1976, 64−93 с.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии. \ Методологические проблемы социальной психологии. Москва: Наука, 1975. -с.151−164.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. -Москва: Просвещение, -192 с.
- Маркова Т.А. Влияние семьи и семейного воспитания на формирование личности дошкольника. // Основы дошкольной педагогики.// Под ред.
- A.В.Запорожца, Т. А. Марковой. М., Педагогика, 1980. — С. 229 — 249.
- Мать, дитя, клиницист / Новое в психоаналитической терапии. (Пер. с англ.). -М., 1994.
- Мацковский М.С., Гурко Т. А. Молодая семья в большом городе. М.: Знание, 1986. — 48 с.
- Мид М. Культура и мир детства. Москва, 1988.
- Мишина Т.М. Психологическое обследование супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. / Под ред. В. К. Мягер. Л., 1978. — С. 13−20.
- Мишина Т.М. Семейная психотерапия и динамика «Образа семьи» // Психология и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В. К. Мягер,
- B.П.Козлова. Л., 1983. — С. 21 — 26.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М., Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., «Педагогика», 1984, 108 с.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., Сентябрь, 1997. 96с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997, с. 430.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
- Мясищев В.Н. Дружба и враждебность в их социально-психологической значимости. Социальная психология личности, Ленинград, 1974, с. 13−20
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Ленинград, ЛГУ, 1960, с. 210.
- Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. Психологическая наука в СССР, т.2, Москва, 1960, 110 125с.
- Навайтис Г. Муж, жена и .психолог. М., 1995.
- Нещерет Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Дис. канд. психол. наук. Л., 1980. — 215 с.
- Новикова Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами. // Семья и формирование личности. Сб. науч. тр. АПН СССР / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. — С. 45 — 51.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. — 151 с.
- Обозов Н.Н., Авакумова О. Н., Трапезникова Т. М. Влияние личностных характеристик родителей и взаимоотношений между ними на формирование личности ребенка.// Психология взрослых коллективов. М.: 1978. С. 128 199.
- Обозов Н.Н., Ольшанский В. Б. Межличностные отношения. В кн. Социальная психология. -М., 1975, с. 196−240.
- Обозова А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака. // Вопр. психол. 1984. N 3. — С. 104 — 110.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, М.: Изд-во МГУ, 1987. 304 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996. — 352с.
- Основные тенденции и изменения брачно-семейных отношений в СССР. В кн.: Современная социология, т. П, Динамика социальных процессов в СССР. — Москва: Наука, 1982, с. 152X163.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. Москва, «Мысль», 1971. — 352 с.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт. Изд-во: Смысл, М., 1993.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. М., 1989.
- Петровская JI.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог. // Вопросы психол.- 1983, — N 2 С. 85 — 89.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-254 с.
- Петровский А.В. Популярные беседы о психологии. М., 1983. — С. 181.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, — 1987.-240 с.
- Петровский А.В. Решетка противостояния позиций как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений. \ Вопросы психологии, 1985, № 2. с. 32 — 38) и др.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. \ Вопросы философии, 1982, № 3.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Л.С.Выготский и проблема личности в современной психологии. \ Вестник Московского университета, серия. 14, Психология, 1982, № 4.
- Пименова А.Л. Новый быт и становление внутрисемейного равенства. В кн.: Социальные исследования. Вып.7, 1971, с35.
- Поршнева Б.Ф. Функции выбора основа личности. В сборнике «Проблемы личности». — Москва, 1969. С. 344 -349.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара, 2001.- 672 с.
- Психологическая теория коллектива. Под. Ред. А. В. Петровского. М., 1979.
- Радзиховский JI.А. Деятельность: структура, генезис, единицы анализа. -Вопросы психологии, 1983, № 6.
- Родзинская И. Структура и содержание общения нуклеарной семьи с ее социальной микросредой. (12 международный семинар по исследованию семьи). М., 1972, с. 158.
- Романова О.Л. Психологическое исследование особенностей материнской позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1988, вып.9, -с.109−114.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Москва, «Педагогика», 1976, с. 421.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью.- М.: Педагогика- пресс, 1992. -С. 190.
- Селиванов В.М. Быт и развитие личности. Рязань, 1969- Ученые записки Рязанского пединститута, т.69.
- Семья в психологической консультации. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. Москва, 1989.
- Словарь-справочник по психодиагностике. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев, Наукова Думка, 1989, с. 122.
- Собкин B.C. Динамка ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. // Центр социологии образования. // Диссертация на звание доктора психологических наук. М, 1997. — с.20.
- Собкин B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. — 318 с.
- Собкин B.C. Этнос. Идентичность. Образование.- М.: ЦСО РАО, 1998. -268 с.
- Собкин B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва Амстердам.-М., 1994.С.69−70.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -Москва, -1989.
- Соловьев Н. Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс, -1974.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.1992.
- Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций. \ Семья и формирование личности. Сб. научн. труд. Под редакцией А. А. Бодалева. Москва: Изд. АПН СССР, 1981. — с.38−44.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция.- Москва, 1988.
- Спиваковская А.С., Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
- Спиваковская А.Я. Как быть родителями. М.: Педагогика, — 1986.
- Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983. — 175 с.
- Татарская Т.С. Формирование адекватной самооценки младшего школьника в процессе обучения и межличностного общения // Дис.канд.психол.наук. Киев, 1988. — 143 с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, — 1987.
- Тищенко С.П. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоциональной личности. // В кн.: Формирование взаимоотношений в детском саду и семье. М.: Педагогика, 1987, С. 8 — 22.
- Ушатиков А.И. Семейные конфликты и их влияние на волевое развитие детей. Автореферат дис.канд.психол. наук-JI., 1970.
- ФедороваЛ.Л. К понятию коммуникативной компетентности. Автореф. Дисс. .канд. Филол.наук. Москва, 1980. — 25с.
- Фрейд 3. Очерки психологии сексуальности. // Сумерки богов. М., 1989.
- Харчев А. Г. Брак и семья в СССР.- М.: Политиздат, 1979.
- Харчев А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование). Москва: Статистика, 1978−224с.
- Хоментаускас Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностических рисунках семьи: Автореф. дис.канд.психол. наук. М., 1985.- 21 с.
- Чеснова И.Г. Особенности самооценки у детей в неблагополучных семьях. // В кн.: Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания. // 19−20 нояб.- Тез. докл. и выступлений. Могилев, — 1985, Ч. 1,-С. 62 — 65.
- Чеснова И.Г. Семья как фактор формирования эмоционально-целостного самоотношения подростка. // Автореф.дис.канд. психол. наук. М., 1987. -23 с.
- Чудновский В.Э. О возрастном подходе к психологическим особенностям.\ Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 51.
- Чуйко Л.В. Браки и разводы.- М., 1975, — С. 87.
- Шабельников В.К. Методологические проблемы изучения механизмов сознания и роли национальной психологии в социальном развитии. В кн. Становление сознания и психологические проблемы развития личности. -Алма-Ата, 1991.
- Шабельников В.К. Психика как функциональная система. Алма-Ата, 1986.
- Шабельников В.К. Психологические механизмы генезиса функциональной структуры действия в условиях планомерного формирования. Дисер. докт. псих.наук. — М., 1988.
- Шабельников В.К. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата, 1982.
- Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.
- Эйдемиллер Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Методическое письмо. JI.: Медицина, 1980. — 26 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия, Л.: Медицина, 1989- 192 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 19.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Янкова З.А. Городская семья. Москва: Наука, 1979. — 184 с.
- Abelin, L. Some observations and comments on the earliest role of the father. Int J. Psycho-Anal. //56 pp 1975, 293−302.
- Ackerman N.W. The Psychodynamics' of Family Life. N.Y.: Basic Books, 1958.
- Alexander F. Emotional Factors in Essential Hypertension // Psychosomatical Medicine. 1939J 1 -p 175.
- Angell R.C. The Family encounters the depression. N. Y.: Scribers and Sons- 1936.-p 111.
- Barcai A. Normative Family Development. // Journal of marriage and the family Therapies. 1981. Vol 7 — #3 — p 353−360.
- Barker Ph. Basic Family Therapy. London: Granade, 1981. — p 214.
- Baumrind D. Current patterns of parental authority // Develop. Psychol. Monoyr. 1971. -#4 /1/ -pt 2-p.1−103.
- Becker N. Consequences of different kinds of parental discipline // Review of Child Development Riseach. N.Y.: 1964. Vol -1 — p 169−200.
- Benjamin L.S. Structural analysis of behaviour // Psychological review, v. 81, 1978.
- Boulby P. Child care and the growth of love. Abridged and edited by Trym. -London, 1957 p 48−59.
- Braun, Ch., Nicson, D. Different-age marriages and the Revolution at Home. Piatkus Books, 1980.
- Child influences on marital and family interaction: A life-span perspective / Ed. by R.M. Lerner, G.B. Spanier. N. Y., 1978-
- Davis D. Family Paradigm and Family CopOing. //Family Relations. 1980.- p 431−444.
- Divorce and Separation. Context, courses and consequences.(Eds. Levinger g., Moles O.C.) -N.Y.: Basic Book, 1979. 337 p.
- Duvall E. M. Family Development. Chicago, 1957−533 p.
- Erikson E. H. Childhood and society. N. Y. Norton, 1963, p 446.
- Eshleman Y.R. The family: an introduction. 3d ed. Boston etc: Allyna, Bacon, 1981.-XX, p. 634.
- Forard, S., Bruiner, Ch. Passionate Attachment: Fathers and Daughters in America Today. New York: Rawson, 1987.
- Fromm Erich. Man for himself. London, 1979 — p 254.
- Glass J., Bengstson V.L., Dunha C.C. Attitude similarity in three-generation families: Socialization, status inheritance, or reciprocal influence? // American Sociological Review. 1986. V. 51.
- Gordon T. PET: Parent Effectiveness Training. N.Y.: New American Library, 1975.
- Gouiter В., Minninger J. The Father Daughter Dance. London, W1P 1HF, 1994.
- Handbook of aging and the social sciences / Ed. by R. Binstock, E. Shanas. N. Y., 1985.
- Hendrix, Harville, Ph. D. //Getting the Love You Want: A Guide for Couples. Docket Books, 1993.
- Jackson D, Weakland j Conjoint Family Therapy 11 Psychiatry 1965 -N 24. p 345.
- Maccoby E.E. Social development. Psychological grouth and parent-child relationship. N. Y. 1980.
- McClendor, Ruth. Sexual Politics. Virago, 1988.
- Miller S., Nunnaly E., Wakman D. Alive and a ware. Imploving communication in relationships. Minneapolis: ICP, 1985. — 212p.
- Milton G.A. A factor analytic study of child-rearing behaviours // Child Development. 1958. -N 29. p — 381−393
- Minuchin S. Families and Family Therapy. Cambridge, 1975.
- Poss M., Clayer J., Campbell R. Parental rearing patterns and suicidal thoughts // Acta, Psychiatr. Scand N 67 — 1983. — p. 429 — 433.
- Renik, Owen, M.D. Clinical Presentation: Men and Women Love in the Some Way, Only differently. Paper presented at the American Psychoanalytic Symposium, San Francisco, Mach 1990.
- Roff M.A. A factorial study of the fells parent behaviour scales. // Child Development. 1946. — N 20 — p. 29−44.
- Sevell W., Mussen P., Harris C. Relationships among childtraining practices // Amer. Social Rev.- N 20 1955. P.137 — 148.
- Shaffer E., Bell R. Development of parental attitude reseach instrument // Child Development. 1958. p. 339−361.
- Shaffer E., Brody T. Parental and peer influences on moral development. // Parent Child interaction. Theory, research and prospects.- N. Y. Academic Press, 1981. — p. 83−120.
- Skolnick A. Early attachment and personal relationships across the life course // Life-span development and behaviour. V. 7 / Ed. by P.B. Baltes, D.L. Featherman, R.M. Lerner. Hillsdale-L., 1986.
- The effect of the infant on its caregiver / Ed. by M. Lewis, L.A. Rosenblum. N. Y., 1974.