Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей: На материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении представлений о детерминирующей роли семьи, родительских отношений в формировании субъектных позиций ребенка. Формирование личности в семье является одной из ключевых проблем психологии развития ребенка и педагогической психологии. Результаты работы имеют значение для более глубокого понимания взаимосвязи между процессами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
      • 1. 2. 0. СВ0ЕНИЕ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТОМ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
  • ГЛАВА 2. СЕМЬЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
    • 2. 1. СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ
    • 2. 2. РАЗНОВОЗРАСТНЫЕ И ОДНОВОЗРАСТНЫЕ БРАКИ — ТЕНДЕНЦИИ В ИЗМЕНЕНИИ ТИПОВ СЕМЬИ
    • 2. 3. ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНЫХ ПОЗИЦИЙ У ДЕТЕЙ
    • 3. 1. ЗАДАЧИ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
      • 3. 1. 1. ГИПОТЕЗЫ. ЗАДАЧИ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
      • 3. 1. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
      • 3. 1. 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПЫТУЕМЫХ
      • 3. 1. 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. то
    • 3. 2. ВЛИЯНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНЫХ ПОЗИЦИЙ У РЕБЕНКА. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
      • 3. 2. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ И СЕМЕЙНОЙ РОЛИ
      • 3. 2. 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТНЫХ ПОЗИЦИЙ РЕБЕНКА
      • 3. 2. 3. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ И МОНОВОЗРАСТНОЙ СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНЫХ ПОЗИЦИЙ У ДЕТЕЙ

Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей: На материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью научного обоснования особенностей развития личности в условиях трансформации института семьи. В связи с все более усложняющейся системой социальной жизни, общество предъявляет более высокие требования к индивиду и к формированию его субъектной позиции, что с неизбежностью увеличивает нагрузку на семью, как систему воспитания и подготовки человека к активной социальной жизни.

На фоне социально-экономических и политических реформ в России, семья выступает, с одной стороны, носителем традиционных форм воспитания ребенка, а с другой стороны, индикатором новых отношений в обществе. Противоречия в психологии и культуре разных слоев и групп российского общества ярко проявляют себя в стабильных и изменяющихся формах семейных организаций. Деформация семьи в системе общества отражается в изменении ее функций в воспитании личности человека. Разные типы семейной организации в современной России проявляют себя в формировании различных типов психологии людей, воспитанных в данных семьях.

Одним из феноменов, характерных для современной семьи, является тенденция к увеличению числа заключаемых разновозрастных браков, в которых один из супругов значительно (на 10 и более лет) старше другого. Согласно терминологии, принятой в нашем исследовании, такие пары обозначены, как разновозрастные. Супружеские пары, у которых эта разница, практически, отсутствует, или же она не превышает 10 лет, обозначены нами как одновозрастные (моновозрастные). Нас интересовал более распространенный тип разновозрастных браков — семьи, в которых муж старше своей жены.

Мы предположили, что в этих семьях складывается специфическая для # развития детей ситуация, которая приводит к формированию у ребенка иного типа субъектных позиций, чем в семьях с родителями, близкими по возрасту.

Семья — это социальное пространство развития личности. Семейные отношения являются той средой, которая формообразует личность ребенка и детерминирует его психическое развитие (Бодалев А.А., Кон И. С., Мацковский М. С., Мид М., Мудрик А. В., Мухина B.C., Собкин B.C., Спиваковская А. С., Столин В. В., Харчев А. Г., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. и др.). Важнейшим компонентом этой детерминации является позиция ребенка в системе семейных отношений. В семье, как социальной системе, существует распределение субъектных функций или позиций участников семейных взаимодействий.

Субъектная позиция, или особое положение человека во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром, в отечественной психологии в качестве объекта исследования рассматривалась как социальная позиция или положение в обществе, группекак позиция личности или позиция как отношение человека к действительности в целом или к различным ее областямкак ролевая позиция или позиция человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации (Андреева Г. М., Анисимов О. С., Асмолов А. Г., Божович Л. И., Венгер., A. J1., Веракса Н. Е., Добрович А. Б., Кон И. С., Кондратьев М. Ю., Леонтьев А. Н., Парыгин Д. Б., Петровская Л. А., Петровский А. В., Спиваковская А. С. и др.).

В организации деятельности взаимодействие рассматривается как форма субъект-субъектного «интерпсихического» действия, предполагающего распределение функций субъектов в организации взаимодействия. Анализ распределения функций субъектов в их взаимодействии в семье, а также влияния особенностей этого распределения на формирование у детей их субъектных позиций, является актуальной проблемой психологии.

Цель исследования: выявить особенности формирования субъектных позиций у детей в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями, а также зависимость формирования этих позиций от характера внутрисемейных отношений.

В своей работе мы придерживаемся положения о том, что субъектные позиции проявляются как склонность индивидов принимать на себя во взаимодействии с другими людьми те или иные субъектные функции. Мы используем определения функций субъектов во взаимодействии, по классификации, предложенной В. К. Шабельниковым (потребитель, исполнитель, координатор, оценщик, объект потребности).

Гипотеза исследования: взаимоотношения в семьях с разновозрастными и одновозрастными родителями по-разному влияют на формирование у детей их субъектных позиций.

На основе центральной гипотезы были выдвинуты несколько частных гипотез:

— детско-родительские отношения в разновозрастных семьях имеют специфические отличия по сравнению с одновозрастными семьями;

— в семьях с одновозрастными родителями у детей в основном формируются субъектные позиции к выполнению функций субъекта-исполнителя или субъекта-потребителя, как базисных в организации деятельности;

— в семьях с разновозрастными родителями у детей в основном формируются субъектные позиции к выполнению функций субъекта-координатора, субъекта-оценщика или субъекта-объекта потребности, что определяется более сложной организацией внутрисемейных взаимодействий в данном типе семьи.

С учетом поставленной цели и сформулированных гипотез, нами были выдвинуты следующие задачи исследования:

1) Выявить различия в особенностях отношения родителей к ребенку в семьях с одновозрастными и разновозрастными родителями;

2) Выявить субъектные позиции, проявляющиеся у детей в ситуациях взаимодействия с другими людьми;

3) Сравнить субъектные позиции детей из семей с разновозрастными и моновозрастными родителями;

4) Проанализировать зависимость между отношением родителей к ребенку в семье и предпочитаемыми субъектными позициями ребенка во взаимодействии.

Объект исследования: субъектные позиции детей во взаимодействии.

Предмет исследования: зависимость формирования у детей субъектных позиций от характера семейных отношений в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями.

Положения выносимые на защиту:

1. В одновозрастной родительской паре матери склонны занимать более опекающую и контролирующую позиции в воспитании ребенка. Отцы из одновозрастной родительской пары обычно эмоционально дистанцируются в отношениях с ребенком.

2. В разновозрастной родительской паре отцы склонны занимать более опекающую и контролирующую позиции в воспитании ребенка. Матери из разновозрастной родительской пары обычно занимают более кооперативную, сотрудническую позицию в воспитании ребенка по сравнению с собственным супругом.

3. Дети, воспитывающиеся одновозрастными родителями, чаще, чем дети из разновозрастных семей, склонны принимать на себя субъектные функции субъекта-потребителя и субъекта-исполнителя.

4. Дети, воспитывающиеся разновозрастными родителями чаще, чем дети из одновозрастных семей, склонны принимать на себя субъектные функции субъекта-оценщика, субъекта-координатора и субъекта-объекта потребности.

Для выявления особенностей родительского отношения к детям и для выявления субъектных позиций детей, мы применяли следующие методы исследования:

1. Диагностическая беседа и интервью.

2. Тест-опросник «Измерение родительских установок и реакций» (опросник PARY) Е. С. Шефера и Р. К. Белла.

3. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варга, В.В.Столин).

4. Модифицированный проективный метод исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейга в нашей работе использовался для выявления типов субъектных позиций, характерных для детей из разновозрастных и моновозрастных семей (обработка результатов проводилась с применением классификации типов позиций субъекта в межличностном взаимодействии, разработанной В.К.Шабельниковым).

В эксперименте участвовало 100 детей и 180 родителей из 90 семей (45 семей с разновозрастными родителями и 45 семей с моновозрастными родителями) в г. Москве и г. Обнинске Калужской обл. Исследование проводилось на протяжении 1996;2001 гг. Всего в эксперименте приняли участие 280 человек.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов обеспечивается исходными методологическими и теоретическими позициями, соответствием содержания экспериментальных исследований научным положениям, применением комплекса методов и приемов, адекватных целям, задачам и гипотезе исследованиярепрезентативностью выборки, количественным анализом материала с использованием аппарата математической статистики, тщательным качественным анализом.

Научная новизна заключается в том, что выявлены качественные отличия в отношении отцов и матерей к воспитанию ребенка в семьях с разновозрастными и моновозрастными родителями. В работе впервые выявлены качественные различия в формирующихся субъектных позициях у детей из семей с разновозрастными и одновозрастными родителями и проанализированы причины их возникновения.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении представлений о детерминирующей роли семьи, родительских отношений в формировании субъектных позиций ребенка. Формирование личности в семье является одной из ключевых проблем психологии развития ребенка и педагогической психологии. Результаты работы имеют значение для более глубокого понимания взаимосвязи между процессами развития личности и психологическими функциями семьи. Выявленная зависимость формирования субъектных позиций личности от типа семьи позволяет более конкретно понять механизмы детерминации личности в семье.

Практическая значимость: исследование влияния семейных отношений на формирование субъектных позиций может способствовать формированию более адекватных типов субъектных позиций во взаимодействии между ребенком и другими людьми, что может обеспечить более успешную социальную адаптацию детей. На основании результатов работы могут быть сделаны конкретные рекомендации по коррекции процесса воспитания ребенка в семье для организации эффективных способов взаимоотношений родителя и ребенка и создания адекватных, конструктивных отношений в семье.

Такое исследование может способствовать созданию методик семейного воспитания, соответствующих уровню сложности организации семей в современном российском обществе. Полученные данные могут быть использованы в работе психолого-консультационных центров, школьных психологов, педагогов.

Апробация исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории психологических проблем воспитания ГНИИ семьи и воспитания РАО и Министерства труда и социального развития РФ, на 6, 7, 8 и 9 годичных конференциях молодых ученых РАО (г. Москва, 1998, 1999, 2000, 2001 гг.), на конференции «Студенческая весна — 2000» в МГТУ им. Н. Э. Баумана в рамках Симпозиума «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры (г. Москва, 2000) — на заседании «Круглого стола «Ребенок в XXI веке» в ГНИИ семьи и воспитания РАО (г. Москва, 2000), нашли отражение в 5 публикациях автора.

Результаты исследования особенностей субъектных позиций, проявляющихся как склонность субъекта принимать во взаимодействии определенные субъектные функции, у детей в возрасте 6−8, 11−12 и 18−20 лет из семей с разновозрастными (группа обозначена нами как РД) и моновозрастными группа обозначена нами как ОД) родителями, представлены в таблице 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, нами было проведено эмпирическое исследование влияния семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей (на материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастыми родителями).

В связи с все более усложняющейся системой социальной жизни, общество предъявляет более высокие требования к индивиду и к формированию его субъектной позиции, что с неизбежностью увеличивает нагрузку на семью, как систему воспитания и подготовки человека к активной социальной жизни. Деформация семьи в системе общества отражается в изменении ее функций в воспитании личности человека. Разные типы семейной организации в современной России проявляют себя в формировании различных типов психологии людей, воспитанных в данных семьях.

Трансформация института семьи, происходящая в настоящее время, одним из своих итогов имеет тенденцию к увеличению числа заключаемых разновозрастных браков, в которых один из супругов значительно (на 10 и более лет) старше другого. Согласно терминологии, принятой в нашем исследовании, такие пары обозначены, как разновозрастные. Супружеские пары, у которых эта разница, практически, отсутствует, или же она не превышает 10 лет, обозначены нами как одновозрастные (моновозрастные). Мы исследовали более распространенный тип разновозрастных браков — семьи, в которых муж старше своей жены.

Динамика семейных отношений в разновозрастной супружеской паре характеризуется рядом специфических механизмов (мотивы вступления в брак, семейно-ролевое распределение и т. д.), как положительно, так и отрицательно влияющих на стабильность брачного союза. Данные особенности оказывают существенное влияние на формирование субъектных позиций и личности ребенка в целом.

Мы предположили, что в этих семьях складывается специфическая для развития детей ситуация, которая приводит к формированию у ребенка иного типа субъектных позиций, чем в семьях с родителями, близкими по возрасту.

Семья — это социальное пространство развития личности. Семейные отношения являются той средой, которая формообразует личность ребенка и детерминирует его психическое развитие. Важнейшим компонентом этой детерминации является позиция ребенка в системе семейных отношений. В семье, как социальной системе, существует распределение субъектных функций или позиций участников семейных взаимодействий.

Факторы, составляющие основу семейного воспитания, являются важнейшим механизмом формирования личности, особенно в плане приобретения навыков социального поведения, а исследование влияния семейных отношений на формирование субъектных позиций может способствовать формированию наиболее адекватных типов субъектных позиций, благоприятствующих эффективному взаимодействию между ребенком и другими людьми, определяющих социальную адаптацию детей.

При построении нашего исследования мы подбирали методы таким образом, чтобы можно было получить информацию о родительской позиции как направленности на тот или иной тип воспитания и о субъектных позициях, проявляющихся у детей в ситуациях взаимодействия с другими людьми.

Для выявления особенностей родительского отношения к детям и для выявления субъектных позиций детей, мы применяли следующие методики:

I. Тест-опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARY), предполагает изучение наиболее общих особенностей родительских отношений: «Концентрация на ребенке» (гиперопека), «Эмоциональный контакт» (демократичность), «Эмоциональная дистанция в отношениях с ребенком» (диктат в воспитании).

II. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина направлен на выявление родительского отношения, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Авторами опросника выделено пять типов родительских отношений: принятие-отвержение, социальная желательность, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. III. Модифицированный проективный метод исследования фрустрационной толерантности С. Розенцвейга в нашей работе использовался для выявления типов субъектных позиций, характерных детям из разновозрастных и моновозрастных семей (обработка результатов проводилась по классификации типов позиций субъекта в межличностном взаимодействии, разработанной В.К.Шабельниковым).

Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Предполагалось, что, давая ответы за персонажей, изображенных на рисунках, дети продемонстрируют собственные субъектные позиции.

В своей работе мы придерживались положения о том, что субъектные позиции проявляются как склонность индивидов принимать на себя во взаимодействии с другими людьми определенные субъектные функции (потребитель, исполнитель, координатор, оценщик, объект потребности).

Для получения наиболее полной картины влияния семейных отношений в разновозрастной и моновозрастной семье на формирование субъектных позиций ребенка, мы выделили три возрастные группы детей: 6−8, 11−12 и 18−20 лет. Таким образом, мы имели возможность проверить: проявляются ли выделенные нами особенности субъектных позиций у детей в определенном возрасте или они формируются как достаточно устойчивая характеристика личности, которая зависит от типа семьи, в которой воспитывается ребенок, т. е. изменяется ли у ребенка склонность к принятию субъектных функций с возрастом.

Средняя разница в возрасте между моновозрастными родителями составляла 2−3 года, а между разновозрастными родителями — 26 лет в сторону преобладания возраста мужчины.

Взаимоотношения в семье характеризовались следующими показателями:

1. Отношения между родителями (конфликты по вопросам воспитанияконфликты вне сферы воспитания);

2. Отношения между каждым из родителей и ребенком (наличие конфликта или его отсутствиеконтроль (пользуется ли ребенок автономией, или строго контролируется) — заботаопека (повышенная, недостаточная, средний уровень)).

На основании проведенного нами исследования были получены данные, нашедшие отражение в 7 таблицах, 2 графиках и 11 диаграммах.

Результаты теоретического изучения проблемы и итоги экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:

1. В одновозрастной родительской паре матери склонны занимать более опекающую и контролирующую позиции в воспитании ребенка. Отцы из одновозрастной родительской пары обычно эмоционально дистанцируются в отношениях с ребенком.

2. Расхождение взглядов родителей на распределение хозяйственно-бытовых функций в одновозрастных семьях, свидетельствует о низкой интеграции супругов в организации внутрисемейного взаимодействия и недостаточной включенности отца в проблемы семьи.

3. В разновозрастной родительской паре отцы склонны занимать более опекающую и контролирующую позиции в воспитании ребенка. Матери из разновозрастной родительской пары обычно занимают более кооперативную, сотрудническую позицию в воспитании ребенка по сравнению с собственным супругом.

4. Матери из разновозрастных семей не претендуют на лидерство в семье, но при этом не склонны подчеркивать свою несамостоятельность и ожидание помощи в воспитании ребенка. Реальным главой семьи в данном типе семей является мужчина. В разновозрастной семье позиции родителей в отношении к домашним обязанностям и семейным ролям, фактически, совпадают.

5. Дети, воспитывающиеся одновозрастными родителями, чаще, чем дети из разновозрастных семей, склонны принимать на себя субъектные функции субъекта-потребителя и субъекта-исполнителя. Гиперопека и подавление провоцируют ребенка активно заявлять о своих потребностях и реализовывать собственную активность.

6. Дети, воспитывающиеся разновозрастными родителями чаще, чем дети из одновозрастных семей, склонны принимать на себя субъектные функции субъекта-оценщика, субъекта-координатора и субъекта-объекта потребности, что определяется более сложной организацией внутрисемейных взаимодействий в данном типе семьи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы //Вест. Моск. ун-та. Психология. Сер. 14.- 1987.- N2. — С. 60−72.
  2. Ю.Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991. № 4 — С.74−82.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. Москва, Наука, 1977, 380 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1960. — 339 с.
  5. .Г., Бодалев А. А., Ковалев А. Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии. Вопросы психологии личности и общественной психологии. Ученые записки ЛГГ1И, Ленинград, 1969. Т.254.
  6. Г. М. Принцип деятельности и исследование общения \ Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981.
  7. Г. М. Социальная психология. Москва, «Наука», 1994. — 324 с.
  8. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические ориентации). М., 1978.
  9. Ю.Андреева Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности \ Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1985.
  10. Н.В. Роль семьи в социализации индивида. Проблемы быта, брака и семьи.- Вильнюс, 1971, с. 162−171с.
  11. О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. Новгород, 1990.
  12. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., «Экономика», 1991.
  13. О.С. Методология: функция, сущность, становление. М., 1996.
  14. О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М., «Экономика», 1991
  15. О.С. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие). — М., 1995.
  16. Э. Педагогический потенциал семьи и проблемы асоциального инфантилизма молодежи // Отец в современной семье. Вильнюс, 1988.
  17. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -Москва, МГУ, 1984. 104 с.
  18. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1989.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М., 1988.
  20. Э. Трансакционный анализ и психотерапия. ~ СПб.: Братство, 224с.
  21. А. А., Ковалев Т. А. Диалог как форма психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования. Сб. науч. тр. М.: Изд-во АПН СССРЧ 1987. С. 17−27.
  22. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  23. А.А. Восприятие человека человеком. Ленинград, ЛГУ, 1965, с. 4.
  24. Л.И. Изучение личности школьника и проблем воспитания. -Психологическая наука в СССР, т.2 АПН РСФСР. 1960, с. 190 218.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). Москва: «Просвещение», 1968. — 464 с.
  26. А.Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции. //Вестник МГУ, Психология, N 4, 1985. С.32−37.
  27. А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Автореф. дис.канд. психол. наук. М, — 1987 — 25 с.
  28. А.Я., Смехов В. А. Коррекция взаимоотношений родителей и детей. -Вестник МГУ, Психология -1986, N 4. С.22−32.
  29. Э.К. Последовательные стадии жизненного цикла современной семьи. В кн.: Семья и ее функции. Москва: Статистика, 1975, с. 81 — 106.
  30. Н.Е. Модель позиционного обучения студентов \ Вопросы психологии. 1994, № 3.-с. 122−129.
  31. К.Н. Характеристика межличностных отношений в семьях старших школьников. Материалы 2 Международного конгресса по социальной психологии. — Тбилиси, 1970. -
  32. JI.C. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М., 1939.
  33. JI.C. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  34. Л.С. Собрание сочинений. М., 1982, т.З.
  35. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Д., Медицина, 1977.
  36. Л.Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи. // Вопр. психол. 1985. — N 2. — С. 186 — 187.
  37. С. И. Стабильность семьи.- Д.: Наука, 1984. -136 с.
  38. С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. — 272с.
  39. С.И., Клецин А. А. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование. СПб.: СПбФ ИС РАН, 1994. —44с.
  40. Н.И. Обоснованность, надежность и переносимость вопросников. -Труды по социологии. Тарту, 1973, т.2, с. 159−222.
  41. В.А. Психокоррекция стиля взаимодействия. Автореф.дис. докт. психол. наук. М., 1996. — 35 с.
  42. Г. Г., Концевая JI.A. Изучение читательской позиции школьников. // Вопросы психологии, 1994, № 5. с. 51−59.
  43. И.В. Воспитательный климат семьи. М.: Знание, 1976.
  44. и.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, — 1991.
  45. И.В. Сущность педагогического руководства семейным воспитанием // Сб. науч. тр., АПН СССР, НИИ общ. педагогики. Под ред. Гребенникова И.В.-М., НИИ ОП, 1980.C.3−23.
  46. Т.П. Возрастной подход к выбору методов воспитания детей в семье и психолого-педагогические проблемы семейного воспитания, 19−20 нояб. //Тез. докл. и выступл., Могилев, 1985- ч.2. — С. 179 — 183.
  47. М. Брак и любовь / Пер. с англ. / М.: Прогресс, 1985. — 192 с.
  48. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. Книга для учителей и родителей. Москва: Просвещение, 1987. — 200с.
  49. И.С. Изучение влияния конфликтности в семье на формирование личности старшеклассников. Материалы 4 Всесоюзного съезда психологов. — Тбилиси, 1971, с. 168. /
  50. Н.О. К проблеме специальной подготовки к браку // Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. М., 1981, С. 79 — 81.
  51. А.И. К изучению семейных отношений при неврозах в детском возрасте. Неврозы и пограничные состояния. — Ленинград, 1972.
  52. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 1982. -206 с.
  53. А.И. Семейное воспитание и его дефекты // В кн. Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974, С. 189 — 206.
  54. Э.В. Что же такое личность? В кн. С чего начинается личность. -М., 1979.
  55. В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991.
  56. С.А. Поляризированная оценочная позиция как универсальная причина проблем клиентов психологической консультации. \ Вестник Московского ун-та. Сер. 14, Психология, 1994, № 1. с.7−18. (52)
  57. А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975, 400с.
  58. А.Г. Взаимовлияние людей в процессе общения и формирование общественной психологии. Вопросы психологии личности и общественной психологии. Ученые записки ЛГПИ, Ленинград, 1969. Т.254.
  59. В.В. Психиатрия детского возраста М.: Мед., 1979 608 с.
  60. Г. А., Радзиховский Л. А. Общение и проблемы интериоризации \ Вопросы психологии, 1985, № 1.
  61. Т.С. Психотерапия сексуальных расстройств и супружеских конфликтов. Москва, 1994.
  62. В.Н., Любовь, брак и семья в социальном обществе. Москва, 1958. С. 135 -136.
  63. Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1989.
  64. Кон И. С. Открытие «Я». Москва: ИПЛ, 1978. 366с.
  65. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — С. 109.
  66. Кон И. С. Ребенок и общество. Москва, 1988. С. 239−240.
  67. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  68. Кон И. С. Этнография родительства. -М., 1999.
  69. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Москва-Воронеж, 1997.
  70. А.Ф. О диалогическом понимании психологического контакта. \ Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. Сб. научн. труд, (ответственный редактор А.А.Бодалев). -Москва: Изд. АПН СССР, 1987. с.50−57.
  71. А.Ф. Особенности психологического консультирования как диалогического общения: Дис.канд. психол. наук. М., 1990, 182 с.
  72. А.И. Социально-психологическая позиция преподавателя в системе управления учебно-воспитательным процессом. Дисс.канд. психол. наук, Москва, 1986.
  73. С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний, — Москва, 1991.
  74. В.Т. Идея историзма в психологии развития (теоретико-методологическое исследование). Автореф. дис.докт. психол наук. М., 1997.-39 с.
  75. В.Т. Идея субъекта основание единства психологического знания? // Вопросы психологии, № 1, 1999. с. 123−125.
  76. В.Т. Культурно-исторический статус детства: эскиз нового понимания. // Психол. журнал, № 3, 1998. с. 17−33.
  77. В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I Рига: Эксперимент, 1999, — 160 с.
  78. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. I. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997. — 174 с.
  79. В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. Ч. II Методологические проблемы психологии развития. Дубна: ИЦ семьи и детства РАО, 1997. — 87 с.
  80. В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. Ч I. Современное детство и инновации в дошкольном образовании. Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. — 156 с.
  81. В.Т., Анисимов О. С. Подготовка будущих инженеров-педагогов к логико-психологическому анализу учебных задач. // Мат. Всесоюзн. научн.-практ. конф. Актуальные проблемы подготовки инженеров-педагогов. Свердловск, 1983. с. 245- 246.
  82. В.Т., В.Б.Синельников Проблема саморазвития субъекта деятельности // Психологический журнал, № 4, 1993. с 172- 174.
  83. Е.С. Основы социальной психологии, Ленинград, 176 с. (24) (88)
  84. Д., Тийт Э. Формирование брака по поведенческим признакам. // Исследования по качеству брака. Проблемы семьи. У.Тарту., 1982.
  85. М.Д. Позиция в структуре профессионального общения. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.
  86. В. М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.
  87. А.А. Общение как объект психологического исследования \ Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  88. А.А. Психология общения. Тарту, 1973.
  89. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  90. А.Н. Избранные психологические произведения. -М., 1983, т.1.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е издание. Москва: МГУ, 1972.-576 с
  92. М.И. Генезис форм общения у детей. М., 1978.
  93. М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и пед. Психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 142 с.
  94. М.И. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запоржца. -М.: Педагогика, 1974. 288 с.
  95. А.В. Психологическая структура действия целепологания руководителей школ. Автореф. дис.канд. психол.наук. М., 2000.
  96. Е.А. Подростковая психотерапия.- Ленинград, 1979.
  97. Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М.: Медицина, 1983. С. 185 201.
  98. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. -Москва, «Наука», 1976, 64−93 с.
  99. .Ф. Общение как проблема общей психологии. \ Методологические проблемы социальной психологии. Москва: Наука, 1975. -с.151−164.
  100. А.К. Психология труда учителя. -Москва: Просвещение, -192 с.
  101. Т.А. Влияние семьи и семейного воспитания на формирование личности дошкольника. // Основы дошкольной педагогики.// Под ред.
  102. A.В.Запорожца, Т. А. Марковой. М., Педагогика, 1980. — С. 229 — 249.
  103. Мать, дитя, клиницист / Новое в психоаналитической терапии. (Пер. с англ.). -М., 1994.
  104. М.С., Гурко Т. А. Молодая семья в большом городе. М.: Знание, 1986. — 48 с.
  105. Мид М. Культура и мир детства. Москва, 1988.
  106. Т.М. Психологическое обследование супружеских отношений при неврозах // Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. / Под ред. В. К. Мягер. Л., 1978. — С. 13−20.
  107. Т.М. Семейная психотерапия и динамика «Образа семьи» // Психология и психопрофилактика: Сб. науч. тр. / Под ред. В. К. Мягер,
  108. B.П.Козлова. Л., 1983. — С. 21 — 26.
  109. А.В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов. М., Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  110. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., «Педагогика», 1984, 108 с.
  111. А.В. Социализация и воспитание. М., Сентябрь, 1997. 96с.
  112. B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997, с. 430.
  113. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.
  114. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  115. В.Н. Дружба и враждебность в их социально-психологической значимости. Социальная психология личности, Ленинград, 1974, с. 13−20
  116. В.Н. Личность и неврозы. Ленинград, ЛГУ, 1960, с. 210.
  117. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. Психологическая наука в СССР, т.2, Москва, 1960, 110 125с.
  118. Г. Муж, жена и .психолог. М., 1995.
  119. Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка. Дис. канд. психол. наук. Л., 1980. — 215 с.
  120. Е.В. О некоторых характеристиках общения между супругами. // Семья и формирование личности. Сб. науч. тр. АПН СССР / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. — С. 45 — 51.
  121. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд. ЛГУ, 1979. — 151 с.
  122. Н.Н., Авакумова О. Н., Трапезникова Т. М. Влияние личностных характеристик родителей и взаимоотношений между ними на формирование личности ребенка.// Психология взрослых коллективов. М.: 1978. С. 128 199.
  123. Н.Н., Ольшанский В. Б. Межличностные отношения. В кн. Социальная психология. -М., 1975, с. 196−240.
  124. А.Н. Психологические проблемы службы семьи и брака. // Вопр. психол. 1984. N 3. — С. 104 — 110.
  125. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, М.: Изд-во МГУ, 1987. 304 с.
  126. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996. — 352с.
  127. Основные тенденции и изменения брачно-семейных отношений в СССР. В кн.: Современная социология, т. П, Динамика социальных процессов в СССР. — Москва: Наука, 1982, с. 152X163.
  128. .Д. Основы социально-психологической теории. Москва, «Мысль», 1971. — 352 с.
  129. Н. Позитивная семейная психотерапия. Семья как психотерапевт. Изд-во: Смысл, М., 1993.
  130. JI.A. Компетентность в общении. М., 1989.
  131. JI.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог. // Вопросы психол.- 1983, — N 2 С. 85 — 89.
  132. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-254 с.
  133. А.В. Популярные беседы о психологии. М., 1983. — С. 181.
  134. А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, — 1987.-240 с.
  135. А.В. Решетка противостояния позиций как принцип диагностики уровня развития межличностных отношений. \ Вопросы психологии, 1985, № 2. с. 32 — 38) и др.
  136. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. \ Вопросы философии, 1982, № 3.
  137. А.В., Петровский В. А. Л.С.Выготский и проблема личности в современной психологии. \ Вестник Московского университета, серия. 14, Психология, 1982, № 4.
  138. А.Л. Новый быт и становление внутрисемейного равенства. В кн.: Социальные исследования. Вып.7, 1971, с35.
  139. .Ф. Функции выбора основа личности. В сборнике «Проблемы личности». — Москва, 1969. С. 344 -349.
  140. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара, 2001.- 672 с.
  141. Психологическая теория коллектива. Под. Ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  142. JI.А. Деятельность: структура, генезис, единицы анализа. -Вопросы психологии, 1983, № 6.
  143. И. Структура и содержание общения нуклеарной семьи с ее социальной микросредой. (12 международный семинар по исследованию семьи). М., 1972, с. 158.
  144. О.Л. Психологическое исследование особенностей материнской позиции женщин, дети которых страдают церебральным параличом. Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1988, вып.9, -с.109−114.
  145. С.Л. Проблемы общей психологии. Москва, «Педагогика», 1976, с. 421.
  146. В. Как строить себя и свою семью.- М.: Педагогика- пресс, 1992. -С. 190.
  147. В.М. Быт и развитие личности. Рязань, 1969- Ученые записки Рязанского пединститута, т.69.
  148. Семья в психологической консультации. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. Москва, 1989.
  149. Словарь-справочник по психодиагностике. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. Киев, Наукова Думка, 1989, с. 122.
  150. B.C. Динамка ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. // Центр социологии образования. // Диссертация на звание доктора психологических наук. М, 1997. — с.20.
  151. B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997. — 318 с.
  152. B.C. Этнос. Идентичность. Образование.- М.: ЦСО РАО, 1998. -268 с.
  153. B.C., Писарский П. С. Жизненные ценности и отношение к образованию: кросскультурный анализ Москва Амстердам.-М., 1994.С.69−70.
  154. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -Москва, -1989.
  155. Н. Я. Брак и семья сегодня. Вильнюс, -1974.
  156. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.1992.
  157. А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций. \ Семья и формирование личности. Сб. научн. труд. Под редакцией А. А. Бодалева. Москва: Изд. АПН СССР, 1981. — с.38−44.
  158. А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция.- Москва, 1988.
  159. А.С., Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.
  160. А.Я. Как быть родителями. М.: Педагогика, — 1986.
  161. В.А. Супружеские конфликты. М.: Финансы и статистика, 1983. — 175 с.
  162. Т.С. Формирование адекватной самооценки младшего школьника в процессе обучения и межличностного общения // Дис.канд.психол.наук. Киев, 1988. — 143 с.
  163. В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, — 1987.
  164. С.П. Влияние оценочных характеристик родителей на формирование эмоциональной личности. // В кн.: Формирование взаимоотношений в детском саду и семье. М.: Педагогика, 1987, С. 8 — 22.
  165. А.И. Семейные конфликты и их влияние на волевое развитие детей. Автореферат дис.канд.психол. наук-JI., 1970.
  166. ФедороваЛ.Л. К понятию коммуникативной компетентности. Автореф. Дисс. .канд. Филол.наук. Москва, 1980. — 25с.
  167. Фрейд 3. Очерки психологии сексуальности. // Сумерки богов. М., 1989.
  168. А. Г. Брак и семья в СССР.- М.: Политиздат, 1979.
  169. А.Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы (социально-демографическое исследование). Москва: Статистика, 1978−224с.
  170. Г. Т. Отражение межличностных отношений в диагностических рисунках семьи: Автореф. дис.канд.психол. наук. М., 1985.- 21 с.
  171. И.Г. Особенности самооценки у детей в неблагополучных семьях. // В кн.: Психолого-педагогические проблемы семейного воспитания. // 19−20 нояб.- Тез. докл. и выступлений. Могилев, — 1985, Ч. 1,-С. 62 — 65.
  172. И.Г. Семья как фактор формирования эмоционально-целостного самоотношения подростка. // Автореф.дис.канд. психол. наук. М., 1987. -23 с.
  173. В.Э. О возрастном подходе к психологическим особенностям.\ Вопросы психологии, 1976, № 4, с. 51.
  174. Л.В. Браки и разводы.- М., 1975, — С. 87.
  175. В.К. Методологические проблемы изучения механизмов сознания и роли национальной психологии в социальном развитии. В кн. Становление сознания и психологические проблемы развития личности. -Алма-Ата, 1991.
  176. В.К. Психика как функциональная система. Алма-Ата, 1986.
  177. В.К. Психологические механизмы генезиса функциональной структуры действия в условиях планомерного формирования. Дисер. докт. псих.наук. — М., 1988.
  178. В.К. Формирование быстрой мысли. Алма-Ата, 1982.
  179. Т. Социальная психология. Пер. с англ. М., 1961.
  180. Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях. Методическое письмо. JI.: Медицина, 1980. — 26 с.
  181. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия, Л.: Медицина, 1989- 192 с.
  182. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 19.
  183. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  184. З.А. Городская семья. Москва: Наука, 1979. — 184 с.
  185. Abelin, L. Some observations and comments on the earliest role of the father. Int J. Psycho-Anal. //56 pp 1975, 293−302.
  186. Ackerman N.W. The Psychodynamics' of Family Life. N.Y.: Basic Books, 1958.
  187. Alexander F. Emotional Factors in Essential Hypertension // Psychosomatical Medicine. 1939J 1 -p 175.
  188. Angell R.C. The Family encounters the depression. N. Y.: Scribers and Sons- 1936.-p 111.
  189. Barcai A. Normative Family Development. // Journal of marriage and the family Therapies. 1981. Vol 7 — #3 — p 353−360.
  190. Barker Ph. Basic Family Therapy. London: Granade, 1981. — p 214.
  191. Baumrind D. Current patterns of parental authority // Develop. Psychol. Monoyr. 1971. -#4 /1/ -pt 2-p.1−103.
  192. Becker N. Consequences of different kinds of parental discipline // Review of Child Development Riseach. N.Y.: 1964. Vol -1 — p 169−200.
  193. Benjamin L.S. Structural analysis of behaviour // Psychological review, v. 81, 1978.
  194. Boulby P. Child care and the growth of love. Abridged and edited by Trym. -London, 1957 p 48−59.
  195. Braun, Ch., Nicson, D. Different-age marriages and the Revolution at Home. Piatkus Books, 1980.
  196. Child influences on marital and family interaction: A life-span perspective / Ed. by R.M. Lerner, G.B. Spanier. N. Y., 1978-
  197. Davis D. Family Paradigm and Family CopOing. //Family Relations. 1980.- p 431−444.
  198. Divorce and Separation. Context, courses and consequences.(Eds. Levinger g., Moles O.C.) -N.Y.: Basic Book, 1979. 337 p.
  199. Duvall E. M. Family Development. Chicago, 1957−533 p.
  200. Erikson E. H. Childhood and society. N. Y. Norton, 1963, p 446.
  201. Eshleman Y.R. The family: an introduction. 3d ed. Boston etc: Allyna, Bacon, 1981.-XX, p. 634.
  202. Forard, S., Bruiner, Ch. Passionate Attachment: Fathers and Daughters in America Today. New York: Rawson, 1987.
  203. Fromm Erich. Man for himself. London, 1979 — p 254.
  204. Glass J., Bengstson V.L., Dunha C.C. Attitude similarity in three-generation families: Socialization, status inheritance, or reciprocal influence? // American Sociological Review. 1986. V. 51.
  205. Gordon T. PET: Parent Effectiveness Training. N.Y.: New American Library, 1975.
  206. Gouiter В., Minninger J. The Father Daughter Dance. London, W1P 1HF, 1994.
  207. Handbook of aging and the social sciences / Ed. by R. Binstock, E. Shanas. N. Y., 1985.
  208. Hendrix, Harville, Ph. D. //Getting the Love You Want: A Guide for Couples. Docket Books, 1993.
  209. Jackson D, Weakland j Conjoint Family Therapy 11 Psychiatry 1965 -N 24. p 345.
  210. Maccoby E.E. Social development. Psychological grouth and parent-child relationship. N. Y. 1980.
  211. McClendor, Ruth. Sexual Politics. Virago, 1988.
  212. Miller S., Nunnaly E., Wakman D. Alive and a ware. Imploving communication in relationships. Minneapolis: ICP, 1985. — 212p.
  213. Milton G.A. A factor analytic study of child-rearing behaviours // Child Development. 1958. -N 29. p — 381−393
  214. Minuchin S. Families and Family Therapy. Cambridge, 1975.
  215. Poss M., Clayer J., Campbell R. Parental rearing patterns and suicidal thoughts // Acta, Psychiatr. Scand N 67 — 1983. — p. 429 — 433.
  216. Renik, Owen, M.D. Clinical Presentation: Men and Women Love in the Some Way, Only differently. Paper presented at the American Psychoanalytic Symposium, San Francisco, Mach 1990.
  217. Roff M.A. A factorial study of the fells parent behaviour scales. // Child Development. 1946. — N 20 — p. 29−44.
  218. Sevell W., Mussen P., Harris C. Relationships among childtraining practices // Amer. Social Rev.- N 20 1955. P.137 — 148.
  219. Shaffer E., Bell R. Development of parental attitude reseach instrument // Child Development. 1958. p. 339−361.
  220. Shaffer E., Brody T. Parental and peer influences on moral development. // Parent Child interaction. Theory, research and prospects.- N. Y. Academic Press, 1981. — p. 83−120.
  221. Skolnick A. Early attachment and personal relationships across the life course // Life-span development and behaviour. V. 7 / Ed. by P.B. Baltes, D.L. Featherman, R.M. Lerner. Hillsdale-L., 1986.
  222. The effect of the infant on its caregiver / Ed. by M. Lewis, L.A. Rosenblum. N. Y., 1974.
Заполнить форму текущей работой