Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Клинико-психологическое исследование самосознания больных эпилепсией в связи с вопросами реабилитации и социальной адаптации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме личностных особенностей, мотивирующих поведение больного, мы постарались проследить, какие внешние факторы могут влиять на саморегуляцию и самоотношение у больных эпилепсией. Для этой цели был использован опросник Т. Лири, который отражает не только ведущие тенденции в построении межличностных отношений, но и показывает насколько личность удовлетворена собственной моделью поведения. Общая… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Обзор литературы
  • Глава 2. Характеристика изученных больных и методы исследования
  • Глава 3. Самосознание больных эпилепсией в условиях клинического и патопсихологического исследования
  • Глава 4. Уровень самосознания больных эпилепсией и их адаптация
  • Выводы

Клинико-психологическое исследование самосознания больных эпилепсией в связи с вопросами реабилитации и социальной адаптации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2 Глава 1 Обзор литературы.9.

3 Глава 2 Характеристика изученных больных и методы исследования. 40.

4 Глава 3 Самосознание больных эпилепсией в условиях клинического и патопсихологического исследования.'.64.

5 Глава 4 Уровень самосознания больных эпилепсией и их адаптация. .99.

6 Выводы.119.

7 Заключение.129.

8 Список литературы.132.

Актуальность исследования: Эпилепсия относится к числу распостраненных нервно-психических заболеванийей страдают 5−8 человек на тысячу населения (М.Я.Киссин, 1977). Одним из тяжелых последствий эпилепсии является формирование личностных изменений и мнестико-интеллектуального дефекта, иногда достигающего степени слабоумия (Basag F., 2002, Brown S., Vaughan M., 2002). По эпидемиологическим данным Б. А Казаковцева (1999), среди находящихся на диспансерном наблюдении больных эпилепсией 51,8% составляют больные с деменцией разной степени, 22,2% - больные с аффективными нарушениями, 60,5% характеризуются тугоподвижностью и вязкостью мышления и инертностью аффекта. Указанные психические нарушения существенно влияют на социальную адаптацию больных эпилепсией, снижая качество жизниэто не всегда учитывается в практическом здравоохранении, особенно если внимание врачей сконцентрировано только на устранении припадков (В.В. Калинин, 2004).

Вопросам адаптации и реабилитации при эпилепсии уделяется достаточное внимание в научной литературе и в практическом здравоохранении. Довольно распространенным является мнение, что следует уменьшить ограничения жизнедеятельности больных эпилепсией, предъявляя к ним требования, как и к другим психически больным (А.И. Болдырев, 1978, С. А Громов, 1987,). Более того, возможности реабилитации у больных эпилепсией намного выше, чем при других психических заболеваниях, так как у них не формируется стойкое снижение энергетического потенциала (Б.А. Казаковцев, 1999).

Освещая вопросы, связанные с реабилитацией и адаптацией больных эпилепсией, нужно отметить значение внутренней картины болезни (Л.И.Вассерман, 1987). М. М. Кабанов (1985) считает, что в цепи звеньев реабилитационного процесса направленное воздействие на осознание больным своей болезни существенно для целей его реадаптации. В свою очередь, способность адекватного восприятия себя и своего заболевания является атрибутом самосознания личности. Проведённые B.C. Чудновским (1992), Н. Ф. Носенко (1994), В. Я. Сидельниковым (1982), О. Г. Смирновым (1987), М. С. Шейфером (1987) исследования патологии самосознания при психических заболеваниях свидетельствуют о том, что нарушения процессов осознавания «Я» имеет место при всех формах нервно-психической патологии, определяя собой механизмы психической и социальной дезадаптации больных.

Исследования, посвященные вопросам адаптации и дезадаптации при эпилепсии опираются преимущественно на внешние условия протекания психических расстройств и в меньшей степени акцентируют роль самосознания как саморегулирующего и самооценивающего фактора. В этой связи представляется актуальным обращение к изучению самосознания больных как особого свойства человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе (И.И Чеснокова, 1977).

Исследование самосознания психически больных путем опроса и анкетирования отличается от такового у здоровых лиц, так как ответы больных значительно варьируют в зависимости от индивидуальных особенностей представления о себе (А. Анастази, 1982). Э. В Ильенков (1982) пишет, что судить о человеческой форме отношения к себе по фактам, открывающимся исключительно в актах самонаблюдения, было бы по меньшей мере неосмотрительно. Реальная личность вовсе не совпадает с тем, что человек о себе думает или говорит. В связи с этим в нашем исследовании была использована оригинальная методика измерения адекватности представлений о себе у больных, которая апеллирует к адекватности самооценок, к сопоставлению вербального самоотчета испытуемого с оценкой тех же параметров личности компетентным экспертом.

Цель и задачи исследования

: Целью настоящей работы является обоснование возможных путей улучшения реабилитации больных эпилепсией, исходя из выявленных особенностей самосознания, включая эмоциональный, когнитивный и поведенческий его компоненты.

Последовательно решались следующие задачи:

1. Изучить самосознание больных эпилепсией и его особенности в зависимости от длительности и типа заболевания с учетом пола и возраста больных.

2. Изучить тип личности больных эпилепсией и степень его влияния на уровень самосознания и поведение больных эпилепсией.

3. Изучить особенности социально-трудовой и семейной адаптации больных эпилепсией в зависимости от уровня самосознания.

4. Обосновать пути возможной реабилитации больных эпилепсией, исходя из их представлений о себе и особенностей саморегуляции поведения.

Научная новизна: исследованы особенности изменения самосознания и внутренней картины болезни у больных эпилепсией с помощью оригинальных методик определения адекватности самооценки путем сопоставления вербального самоотчета испытуемых с оценкой тех же параметров психической деятельности, даваемых компетентным экспертом. Исследованы характер и динамика изменений самосознания и соотношение его уровня с особенностями личности и типом социальных отношений пациента. Исследовано влияние структур самосознания на социальную и семейную адаптацию. Намечены пути повышения эффективности реабилитации больных, страдающих эпилепсией в зависимости от уровня самосознания и внутренней картины болезни.

Положения, выносимые на защиту:

У больных эпилепсией обнаружены изменения самосознания, включая его эмоциональный, когнитивный и действенно-волевой компоненты. Нарушения процессов самосознания в значительной степени обусловливают трудности социально-трудовой и семейной адаптации больных, что может служить препятствием для достижения комплайнса в терапии. Уровень самосознания больных эпилепсией зависит от возраста больного, срока давности заболевания, типа эпилептических припадков и характера личностных изменений.

У всех больных эпилепсией доминируют расстройства когнитивного компонента самосознания с вовлечением в процесс также и эмоционального его компонента по мере прогрессировать эпилептических изменений личности. В общей выборке больных уровень самосознания понижается к возрасту 50 лет и затем повышается после 50-летнего возраста, что обусловлено особенностями социально-трудовой и семейной адаптации больных эпилепсией.

Уровень самосознания больных с парциальными приступами ниже, чем у больных с первично-генерализованными судорожными припадками. При этом уровень самосознания у больных с парциальными приступами в большей степени коррелирует с уровнем интеллекта. Это дает основание предполагать, что относительно более выраженный дефицит самосознания у больных с парциальными припадками отчасти компенсируется путем когнитивных операций.

Адекватность представлений о себе у больных эпилепсией зависит не только от давности и степени тяжести заболевания, но и от исходных конституциональных особенностей личности. Наиболее адекватные представления о себе выявляют пациенты с шизоидными и психастеническими чертами.

Максимальное снижение уровня самосознания выявлено у больных с коморбидными поведенческими расстройствами. При этом отмечается снижение в равной мере как эмоционального, так и когнитивного компонентов самосознания.

Уровень самосознания влияет на построение межличностных отношений больных эпилепсией. Наиболее характерно представление о себе как о дружелюбной, социально принимаемой личности со скрытым желанием доминирования. Низкий уровень самосознания обнаружен у больных с внутриличностным конфликтом при восприятии себя как ущемленной в своих правах личности или при неадекватном восприятии своей социальной роли больного.

Психокоррекционные мероприятия, направленные на повышение уровня самосознания, могут улучшить социальную и семейную адаптацию больных эпилепсией и облегчить проведение лечения.

Практическая значимость и внедрение результатов исследования: Полученные данные могут быть использованы в практике психиатрии и клинической психологии в качестве одного из прогностических критериев в отношении развитии эпилептических изменений личности и социальной адаптации больных. На основании полученных данных об уровне самосознания больных эпилепсией можно проводить те или иные психокоррекционные мероприятия в рамках мультисемейной терапии, воздействуя на самоотношение пациентов с целью гармонизации поведенческих реакций. По результатам исследования в практике диспансерного отделения Ставропольской краевой психиатрической больницы № 1 использованы методики определения уровня самосознания при выборе адекватных методов психокоррекционной работы с больными эпилепсией.

Объем и структура работы: Диссертация изложена на 150 страницах машинописного текста, она состоит из введения, четырех глав, заключения и.

ВЫВОДЫ.

1. Нарушение самосознания как основного фактора саморегуляции наблюдается у всех больных эпилепсией, независимо от формы заболевания. Оно оказывает существенное влияние как на клинические проявления болезни, так и на способность больных адаптироваться в социальной среде. Способом изучения самосознания может служить методика условного двойника в трех ее вариантах: воображаемого, конкретного и обобщенного двойника.

2. С возрастом и увеличением срока давности заболевания у больных эпилепсией происходит снижение уровня адекватности самооценок. В первую очередь нарушается когнитивный компонент самосознания с последующим нарушением, при углублении психических изменений, эмоционального его компонента. Это связано не только с течением заболевания, но и отражает общие тенденции развития самосознания при нарастании органических изменений личности. Наиболее низкие показатели самосознания имеют место в возрасте 41−50 лет (по методикам воображаемого, конкретного и обобщенного двойника соответственно 6,7±i, 9,.

5,79+1,2, 4,7+1,43).

3. Коэффициент корреляции самосознания и уровня интеллекта при эпилепсии оказался наиболее высоким у больных с парциальными припадками при использовании методики обобщенного двойника (г=0,54). В первую очередь у них нарушаются процессы когнитивного компонента самосознания, о чем свидетельствуют наиболее низкие показатели адекватности ответов, полученные по методике обобщенного двойника.. Недостаточность эмоционального (интуитивного) компонента самосознания у больных с парциальными припадками отчасти компенсируется путем * когнитивных операций, несмотря на относительно низкий уровень интеллекта. Прямая статистическая связь уровня интеллекта с самосознанием у пациентов с парциальными припадками выше, чем при генерализованных припадках.

4. Существует связь между уровнем самосознания и имеющимися у больных особенностями личности, независимо от течения эпилептического процесса. Наиболее сильная положительная связь уровня самосознания обнаружена с психастеническими и шизоидными чертами личности. Психастенические черты компенсируют отчасти проявления эпилептических изменений личностишизоидные черты предполагают более адекватное оперирование вербальными оценками, используемыми в СМОЛ. Наименьшая корреляция уровня самосознания обнаружена с выраженностью истерических и паранойяльных черт, что соответствует тем же закономерностям, которые действуют и в общей популяции.

5. Минимальные показатели уровня самосознания обнаружены у больных эпилепсией с поведенческими расстройствами, внутриличностными конфликтами, с неприятием и неадекватным восприятием своей социальной роли больного. Восприятие себя как зависимой, подчиняемой, ущемленной в своих интересах личности провоцировало у больных с низким уровнем самосознания защитные реакции в виде желания доминировать, требовательности и придирчивости, а также коморбидные симптомы, такие как депрессия, невротические расстройства, раздражительность, обсессивные и фобические нарушения, углубляя тем самым их социальную изоляцию.

6. Уровень трудовой адаптации имеет прямую коррелятивную связь с развитием когнитивного и эмоционального компонентов самосознания, максимально выраженную у больных в возрасте 31−40 лет (0,9 t=2,9 и 0,4 х2, з). В исследуемом контингенте больных это была наиболее активная в социальном отношении группа. Семейная адаптация больных эпилепсией 5 имеет связь с развитием эмоционального компонента самосознания и практически не зависит от развития когнитивного компонента.

7. Психокоррекционная работа с больными эпилепсией, направленная на осознание пациентами своей социальной роли и изменений личности, может улучшить адаптацию больных и повысить уровень их самосознания. Большую роль при этом играет мультисемейная терапия, направленная на адекватное отношение родственников к психическим нарушениям пациента и к его собственному пониманию своей социальной роли больного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эпилепсия относится к числу распостраненных нервно-психических заболеваний — у 5−8 человек на тысячу населения на том или ином этапе жизни наблюдаются эпилептические припадки (М.Я. Киссин, 1977). Одним из тяжелых последствий эпилепсии являются формирование личностных изменений и мнестико-интеллектуального дефекта, иногда достигающего степени слабоумия (Basag F., 2002, Brown S., Vaughan M., 2002, Marsh L., 2000). По эпидемиологическим данным Б. А Казаковцева (1999), среди находящихся на диспансерном наблюдении больных эпилепсией 51,8% составляют больные с деменцией разной степени, 22,2% - больные с аффективными нарушениями- 60,5% характеризуются тугоподвижностью и вязкостью мышления и инертностью аффекта. Указанные психические нарушения существенно влияют на социальную адаптацию больных эпилепсией, снижая качество жизни. Последнее не всегда учитывается в медицинской практике, особенно если внимание врачей сконцентрировано только на припадках. (В.В. Калинин, 2004).

Вопросам адаптации и реабилитации при эпилепсии уделяется достаточное внимание в литературе и практическом здравоохранении. Довольно распространено мнение, что следует изменить строгие ограничения жизнедеятельности больных эпилепсией, не предъявляя к ним те же требования, что и к другим больным (С.А Громов, 1987, А. И. Болдырев, 1978). Очевидно, что возможности реабилитации больных эпилепсией намного выше, чем при других психических заболеваниях, так как у них не формируется стойкое снижение энергетического потенциала (Б.А. Казаковцев, 1999). Таким образом, освещая вопросы, связанные с реабилитацией и адаптацией больных эпилепсией, важно отметить значение внутренней картины болезни в цепи звеньев одного реабилитационного процесса. М. М. Кабанов (1985) считает, что направленное воздействие на осознание больным своей болезни существенно для целей его реабилитации. Важно не столько избавить больного от тягостных симптомов, что порой бывает невозможно сделать, но и изменить к ним к ним как отношение самого больного так окружающих его людей. Без учета внутренней картины болезни и отношения к себе невозможно разработать эффективные способы коррекционных воздействий на больного человека (Р. Конечный, М. Боухал, 1983, Д. Н. Исаев, 1985).

В настоящее время для социальной реадаптации больных эпилепсией используются комплексные мероприятия. Больные с редкими пароксизмами, способные выполнять посильную работу, могут быть трудоустроены при условии тесного сотрудничества с врачом реабилитологом (С.Г Лобзин, 1987). Таким образом, эпилептолог, давая трудовые рекомендации оценивает психическое и физическое состояние пациента и принимает решение. Но часто акцент делается на сугубо внешних показателях способности к реадаптации больного эпилепсией и в меньшей степени обращается внимание на саморегуляцию поведения, на личность как саморегулирующий и самооценивающий фактор. В этой связи, представляется целесообразным обращение к изучению самосознания как особого процесса человеческой психики, направленного на саморегулирование личностью своих действий в сфере поведения и деятельности на основе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе (И.И. Чеснокова, 1977).

В настоящее время появились немногочисленные литературные данные, посвященные становлению самосознания детей и подростков, срадающих пароксизмальными расстройствами сознания, в которых делается вывод, что самовосприятие влияет на выработку приемов преодоления дефицитарной ситуации, вызванной болезнью (В.В Николаева, 1995; А. С. Султанова, 2000; М. А. Горячева, 2002). Методологической основой таких выводов служит утверждение о единстве всех приспособительных психических процессов в норме и патологии (Б.В. Зейгарник, Б. С. Братусь, 1980). Кроме того, незначительные сдвиги в самоотношении и самовосприятии обнаружены на ранних этапах эпилептической болезни у подростков с разными типами припадков, что может служить уточняющим прогностическим признаком в отношении формирования изменений личности эпилептического типа (Н.Ф.

Семенова, 2003).

По мнению Т. В. Корневой (1980), А. П. Копыловой (1976), И. И. Чесноковой (1977), самоотношение и самовосприятие играют регулирующую роль в жизни человека, формируют творческое отношение к собственной личности или неадекватность её (завышение или занижение). Последнее неизбежно ведет к искажению деятельности, что затрудняет адаптацию. Саморегуляция, будучи завершающим звеном самосознания, на основе самооценки обеспечивает приспособительные реакции организма как целого в ответ на любые раздражители (П.В. Бирюкович, В. Н. Синицкий, 1979).

Самосознание развивается одновременно с сознанием как одно из его проявлений. Неотъемлемой частью самосознания, познания своего Я является перенос полученных знаний о других на себя (свойство транзитивности), а также эмоционально-ценностное отношение к этим знаниям. Однако изучение самосознания у психически больных и у здоровых посредством самоотчетов подвергается серьезной критике. Указывалось, что самооценки больных могут значительно расходиться с реальными оценками техже параметров личности, что отражает индивидуальные особенности представлений о себе (А. Анастази, 1982). Э. В Ильенков пишет, что судить о человеческой форме отношения к себе по фактам, открывающимся исключительно в актах самонаблюдения, было бы по меньшей мере неосмотрительно. Реальная личность вовсе не совпадает с тем, что человек о себе думает или говорит. Однако расхождение самооценок и объективных оценок одних и тех же параметров психической деятельности может само по себе стать источником знания о субъекте и служить основой для суждения о степени адекватности самосознания.

В нашем исследовании использована оригинальная методика измерения адекватности представлений о себе у больных, которая минимально апеллирует к вербальному самоотчету и когнитивным представлениям о себе и своей болезни у пациентов, страдающих эпилепсией. Это методика условного двойника в трех ее вариантах (В.С.Чудновский, 1982). После установления достаточного контакта с пациентом ему предлагается представить себе, что он встретился с другом (в зависимости от обстоятельств подругой, родственником и т. д.), который с тревогой рассказывает, что с ним происходит что-то неладное. Далее следует описание болезненных проявлений самого больного, и ему предлагается высказывать свои собственные соображения по поводу состояния «двойника» и дать ему какой-то совет. Данная методика включает в себя как эмоциональный, так и когнитивный компоненты.

Методика «конкретного двойника» состоит в том, что обследуемый присутствует при беседе врача с другим больным со сходной картиной болезни, а затем ему предлагается оценить состояние «двойника» (в отсутствие последнего) и дать ему совет. В этом случае процесс осознания конкретного образа больного и перенос этих знаний на себя осложняется тем, что практически невозможно подобрать «двойника» с абсолютно схожими психопатологическими переживаниями. Поэтому распознавание общего и различного у себя и у «другого» требует более тонких дифференцированных логических операций, с выделением главного и второстепенного.

Методика «обобщенного двойника» заключается в том, что исследуемому предлагается прочитать (или ему зачитывается) отрывок из руководства по психиатрии, в котором приводится обобщенное описание картины психической патологии, сходной с проявлениями болезни у самого испытуемогопредлагается дать ей оценку в сравнении со своим состоянием. При этом варианте методики идентификация обобщенного образа и перенос его на себя требует еще большей способности к абстрагированию и совершению сложной цепи логических операций. Это характеризует собой преимущественно когнитивный компонент самосознанияэмоциональный компонент представлен здесь в наименьшей степени, так как речь идет об обобщенном, лишенном индивидуальных черт образе.

Проведённые B.C. Чудновским (1982,1988,1992), Н. Ф. Носенко (1987,1994), В. Я. Сиделытаковым (1982), О. Г. Смирновым (1987), М. С. Шейфером (1987) исследования патологии самосознания при психических заболеваниях свидетельствуют о том, что нарушения процессов осознания Я имеют место при всех формах нервно-психической патологии, определяя собой механизмы психической и социальной адаптации и дезадаптации больных.

При рассмотрении изменений самосознания при эпилепсии в связи с вопросами их социальнотрудовой адаптации нужно обратить внимание то, что при этом заболевании возможны как лабильные так и стабильные изменения самосознания. Последние бывают связаны со стойкими изменениями личности и когнитивными расстройствами. Важно предусмотреть, как они влияют на адаптацию на разных этапах лечебно-восстановительного процесса.

В работах Б. В. Зейгарник (1976) и О. Ф. Полякова, (1996) отмечалось, что структурные компоненты психической деятельности, «свернутые» при нормальном протекании психических процессов, раскрываются в условиях патологии. Соотнеся все эти необходимые условия с гиперэмотивностью и аффективным восприятием себя у больных эпилепсией (В.В.Калинин, 2004), мы можем предположить, что объективная оценка своего Я у них может быть серьезно затруднена. В частности, она может быть не одинаковой у больных разного возраста и при разной длительности заболевания. Особенно выражено это при исследовании по методике воображаемого двойника. Наиболее низкие показатели были обнаружены у больных в возрасте от 41 до 50 лет при длительности заболевания в диапазоне от 11 до 20 лет и выше. Низкие показатели самосознания указанной возрастной группы можно объяснить тем, что у больных этой группы эпилепсия была чаще всего связана с органическим поражением головного мозга травматической или сосудистой природы. Здесь отчетливо проявилась выявленная нами закономерность, согласно которой при симптоматической эпилепсии с фокальными припадками уровень самосознания оказался ниже, чем при припадках генерализованного типа. В старшей возрастной группе больных 51−60 лет, у которых чаще имели место генерализованные припадки, показатели самосознания, изученные по методике воображаемого двойника, в целом оказались выше, что свидетельствует об относительно более сохранном эмоциональном компоненте самосознания. Нужно, однако, учесть, что в общей популяции больные пожилого возраста с длительным и неблагоприятным течением заболевания, с глубоким психическим дефектом могут иметь и какие-то иные характеристики функции самосознания, но в данную разработку не попали. При сравнении уровня самосознания при исследовании по методике обобщенного двойника у больных с первично-генерализованными (ГП) и парциальными приступами (ПП) с вторичной генерализацией или без нее также обнаружено достоверное различие: уровень самосознания у больных с ГП оказался более высоким. Эти данные косвенно соотносятся с имеющимися литературными данными относительно изменений личности больных с парциальными припадками, при которых интеллекту алыю-мнестические расстройства и изменения личности обычно бывают более выражены, чем у больных с первично-генерализованными припадками (Б.А. Казаковцев, 1999, В. В. Калинин, 2004). В нашем исследовании также обнаружены более низкие показатели уровня интеллекта (IQ) у больных с парциальными приступами, хотя это отличие оказалось незначительным. Все же при сравнении уровня самосознания и уровня интеллекта в обеих группах, оказалось, что более сильная коррелятивная связь между этими двумя параметрами имеет место у больных с парциальными припадками. Логично предположить, что при ПП недостаток интуитивного, эмоционального схватывания сути образа Я отражается на показателях самосознания, и больные с парциальными припадками каким-то образом пытаются его компенсировать путем когнитивных операций. Иная картина наблюдалась у больных с первично-генерализованными припадками. В этом случае показатели самосознания были незначительно ниже при исследовании по методике конкретного двойника, но корреляция с интеллектом оказалась недостоверной.

Не отмечено выраженной разницы в уровне самосознания и в зависимости от частоты припадков. Пациенты с частотой припадков от одного раза в месяц и выше и больные с припадками 1−5 раз в год при исследовании по методике условного двойника в одинаковом проценте случаев легко догадывались, что речь идет о них самих, давали советы воображаемому «двойнику», соглашались, что эпилепсия влияет на их психические функции, «меняет характер». Сохранялась и тенденция к лучшему узнаванию образа Я при использовании методики условного двойника в модификации «воображаемого» и «конкретного двойника» по сравнению с методикой «обобщенного двойника».

При анализе способности больных узнавать у себя разные проявления и симптомы эпилепсии, обнаружена закономерность, согласно которой практически все больные хорошо передавали описание припадков, о которых они знали со слов окружающих, адекватно оценивали их частоту. Эти признаки болезни оказались наиболее легкими для узнавания пациентами. Что же касается психических изменений, пациенты почти всегда с легкостью отмечали у себя нарушения памяти, изменения темпа мышления, падение работоспособности. Черты изменения личности, относящиеся к, эмоциональной сфере и представленные в образе «условного двойника», узнавались больными избирательно. Больные охотно признавали у себя наличие раздражительности, плаксивости, но на этом процесс идентификации себя с двойником заканчивался. Неохотно больные отмечали у себя социально неодобряемые черты, такие как эксплозивность, злопамятность, склонность к сутяжничеству.

В исследуемой нами группе пациентов основные пароксизмальные нарушения и органическое снижение личности часто сочетались с коморбидными симптомами, включая невротические реакции, расстройства личности неэпилептического типа, депрессию. Среди больных эпилепсией, по данным некоторых авторов, от 50% до 70% страдают сопутствующими невротическими расстройствами (В.А. Сергеев, 1987). По нашим данным, самые низкие показатели самосознания имели место у больных с расстройством личности и поведения, особенно при использовании методик конкретного и обобщенного двойника (4,38±i, 45,4,6i±i, 93). Эти данные хорошо соотносятся с результатами исследования самосознания у больных с психопатиями (В.Я.Сидельников, 1982).

Для того, чтобы оценить, какой именно фактор оказывает большее влияние на структуры самосознания у больных эпилепсиейхарактерологические особенности личности или течение самого заболевания, мы обратились к исследованию личности по методике СМОЛ. Оказалось, что существует достоверная связь между выраженностью психастенических, шизоидных черт с уровнем самосознания по всем трем вариантам методики условного двойника. По шкалам истерических и паранойяльных черт прослеживается слабая тенденция к отрицательной корреляции с уровнем самосознания. В случае с больными эпилепсией действует та же закономерность, что и в общей популяции. Пациенты с истерическими чертами редко могут проявлять интерес к анализу и логическому пониманию изменений своего Я, происходящих в результате болезни. Такой подход может вести к вытеснению субъективно неприятных проявлений и нарушению адекватности восприятия собственного Я (Л.И.Мостовая, 1982; И. И. Куколева, 1982).

Вполне закономерно также присутствие слабой отрицательной корреляции с паранойяльными чертами личности. При эпилепсии встречается тенденция к сверхценному отношению к своей болезни (Л.И. Вассерман, 1987). Способность к контролю над собой и своими вербальными ответами в методике СМОЛ отражены на отдельной шкале контроля «К». Оказалось, что эти показатели имеют самую высокую коррелятивную связь с уровнем самосознания по всем трем вариантам методики условного двойника.

Кроме личностных особенностей, мотивирующих поведение больного, мы постарались проследить, какие внешние факторы могут влиять на саморегуляцию и самоотношение у больных эпилепсией. Для этой цели был использован опросник Т. Лири, который отражает не только ведущие тенденции в построении межличностных отношений, но и показывает насколько личность удовлетворена собственной моделью поведения. Общая тенденция воспринимать себя как уступчивую, общественно значимую личность со скрытым желанием доминировать и властвовать особенно часто являлась причиной внутриличностного конфликта у больных эпилепсией. Самым популярным среди больных четырех возрастных групп был 8-й октантего выбирали от 20 до 41% больных в диаграммах Я-реальное. При этом у больных с парциальными припадками количественные показатели по были выше, чем у больных с первично генерализованными припадками, соответственно (8,0±1.07 и 6,86±1,8). По шкале Я-желаемое самым популярным был 1-й октант. За исключением больных самой старшей возрастной группы, его выбирали от 6 до 45,5% больных. Такая противоречивая позиция иллюстрировала противоположные тенденции поведения. Кроме того, у больных эпилепсией были выявлены типичные зоны внутриличностных конфликтов. Мы не могли обойти вниманием обнаруженную тенденцию доминирования 8-го и 1-го октантов, хотя они и не являются противоположными в круговых диаграммах. Выяснилось что у больных с этой последней тенденцией наиболее высок уровень самосознания по сравнению с другими группами, имеющими внутриличностные противоречия. Самые низкие показатели самосознания обнаружены в группе больных имеющих конфликт подавления-самоутверждения (6-й и 2-й октанты). В целом, у больных с внутриличностным конфликтом уровень самосознания кардинально не отличается от общей выборки. Умеренное, неконфликтное расхождение в преобладающих октантах является необходимым условием для дальнейшего развития и приспособления личности к социальным условиям. (С.В. Батаршев, 2000).

Получив сведения о самосознании и факторах, оказывающих влияние на него, мы постарались оценить степень влияния самосознания на социально-трудовую и семейную адаптацию больных эпилепсией. При сравнении уровня социальной адаптации с уровнем самосознания обнаружена сильная коррелятивная зависимость между уровнем самосознания по методике воображаемого двойника, обобщенного двойника и социально-трудовой адаптацией. Самый высокий показатель корреляции обнаружен в группе больных 31−40 лет (0,9) по методике воображаемого двойника, что свидетельствует о большой роли эмоционального компонента самосознания с качеством социальной адаптации больных эпилепсией.

При оценке соотношения семейной адаптации и уровня самосознания обнаружено, что статистически значимая связь существует также между уровнем развития эмоционального компонента самосознания и адаптацией больных в условиях семьи. Коэффициенты корреляции соответствуют первому порогу значимости и подтверждают слабоположительную коррелятивную связь между указанными параметрами во всех возрастных группах. Между показателем самосознания по методике обобщенного двойника, свидетельствующем о развитии (или сохранности) когнитивного компонента самосознания, и уровнем семейной адаптации коррелятивные связи статистически недостоверны.

Таким образом, из приведенных фактов видно, что у больных эпилепсией возможности их реадаптации зависят не только от снижения формальных интеллектуальных функций и типичных эпилептических изменений личности, но и от их способности адекватно воспринимать и адекватно оценивать себя и проявления своей болезни. Поэтому, оценивая социальный прогноз и способности активно обеспечивать удовлетворительное качество жизни, следует опираться прежде всего на собственные резервы саморегуляции пациента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Взаимосвязь самооценок детей и оценок родителей в дошкольном возрасте. Автореферат диссертацие на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1988.
  2. Н.С. Хаос и логос. В кн.: Заблуждающийся разум? Многообразие научного знания. М, Политиздат, 1990, с. 30−57.
  3. Н.В. Аутоагресивные явления в клинике психических болезней. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М, 1989.
  4. М.Л., Хадгибекова К. Х. // Медицинский журнал Узбекистана, 1986, № 4, с.23−25.
  5. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М, 1985.
  6. А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л, 1983.
  7. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. МД980.
  8. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М., Медицина, 1976.
  9. .Г. Самосознание личности. М, Наука, 2000.
  10. Ю.Анастази А. Психологическое тестирование. М. Педагогика, 1999.
  11. П.Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современнаясоциальная психология на Западе. Издание Московского университета. М, 1978.
  12. Архипова Е. А Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего школьного возраста (в изобразительной деятельности). Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М, 1988.
  13. А.Г. Деятельность и установка. Издание Московского университета. М, 1979.
  14. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности М. Мысль 1976.
  15. Л.Н. \ Социальная реадаптация психически больных -М. НИИ психиатрии РСФСР 1965 с 81−89
  16. С.Г., ЛобзинВ.С. Психогигееническая саморегуляция. Л, 1977 г.
  17. Л. Е. Самосознание детей и подростков. М, 1990.
  18. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М, Прогресс, 1986
  19. В.В. Психические нарушения у детей и подростков. // журнал невропатологии и психиатрии., 1987, в. 10, с 1529—1531.
  20. А.А. Личность и общение. М, Педагогика, 1983.
  21. А.А. Психология о личности. Изд. Московского ун-та, 1988.
  22. П.В., В.Н. Синицкий, 1979.
  23. М., Конечный Р. Психология в медицине. Прага. Авиценум, 1974.
  24. В.М., Крук И. В. психопатологичесая онтогенетическая диагностика. Киев., 1986.
  25. Т.Н. Сборник трудов Ленинградского научного общества невропатологов и психиатров. Л 1978, № 15, с.302−309.
  26. С.М. Психологическое тестирование. М, Просвещение, 2000.
  27. B.C. Значение преморбидных особенностей личности в формировании самосознания у больных истерическим неврозом и неврастенией. В кн.: Клинический аспект самосознания при психических заболевания. Куйбышев, 1082, с. 19−27
  28. Е.С. Клинико-онтогенетические особенности формирования синдрома деперсонализации при шизофрении. -Дисс.канд. мед. наук, — М. 1988.
  29. Р.Г., Вейн A.M. и др. Эпипсия и функциональные состояния мозга. Ташкент, 1985.
  30. Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. Москва, 1999.
  31. В.М. Сознание и его границы. Казань, 1888.
  32. П.В., Синицкий В. Н. Циркулярная депрессия (патофизиологическая характеристика). Киев, 1979.
  33. А.А. Личность и общение М. Педагогика 1983).34.Божович Л. И. 1975.
  34. А.И. Социальный аспект больных эпилепсии.М, 1978.
  35. А.И. Эпилепсия у взрослых. М, 1984.
  36. Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М, 1972.
  37. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М. МГУ, 1968.
  38. Л.И., Вукс А. Я., Иовлев Б. В., Карпова Э. Б. Методика для психологической диагностики Типов отношение к болезни. Метод, рекомендации. Л, 1960.
  39. A.M. Лекции по неврологии неспецифических систем мозга. М. 1974.
  40. Л.С. Избранные психологические исследования. -М. 1955.
  41. А. Картина человека.- Сиб. 1984.
  42. Я.И. «Отклоняющееся поведение» как социальное явление.-в кн.: Человек и общество. Учёные записки Ленинградского университета, вып. 8, Л. 1971, с. 113−118.
  43. Голубков 0.3. Терапия хронических изменений психики при эпилепсии //Ж. Весник эпилептологии УГОЛ. Киев, 2004, № 9−10.
  44. ГорюноваА.В. Королева Т. Н. Психическая депривация и особенности психомоторного развития\ Социальная дезадаптация: нарушенияповедения у детей и подростков. Материалы научно- практической конференции (Москва 1996) с 104−105.
  45. С.А. Реабилитация больных эпилепсии. Л, 1987.
  46. С.А., Якунина О. Н. Об особенностях личности и психотерапии больных эпилепсией (клинико-психологическое исследование).//Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1978, № 4, с 583−586.
  47. .А. Нарушения самосознания у больных с белой горячкой. В кн.: Клинический аспект самосознания при психических заболеваниях. Куйбышев, 1982. с. 103−107.
  48. B.C. Непсихогенные псевдоприпадки: клинико-видео-ЭЭГ характеристики. // Ж. Вестник эпилептологии УПЭЛ. Киев, 2004. № 9−10.
  49. В.Ф., Рохальский Ю. Е. Психосоциальные факторы в патопсихологии и лечении психических расстройств в позднем возрасте. Л, 1986.
  50. а. Эпилепсия и депрессия (взгляд невролога).// Ж. Вестник эпилептологии. УПЭЛ. Киев, 2004, № 9−10.
  51. Д.И. Психические явления и мозг. -М, 1983.
  52. Д.И. Проблема идеального,-М. 1983.
  53. А.В. Генезис самооценки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М, 1979.58.3ейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. Издание Московского университета. М, 1981.
  54. О.И. направленность личности и социальная регуляция поведения молодежи. В кн.: психология личности и образ жизни. М, Наука, 1987, с.30−33.
  55. Э.В. С чего начинается личность. В кн.: психология личности. Тексты. Издание Московского университета. М, 1982, с. 11.
  56. Д.Н., Коган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола удетей. JI, Медицина, 1980.
  57. М.М. Реабилитация психически больных. JI, 1985.
  58. .А. психические расстройства при эпилеписии. М, 1999.
  59. В.В. Изменения личности и мнестико-интеллектуальный дефект у больных эпилепсией. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 2004, № 2, с. 64−73.
  60. .Д. Психотерапия. М, 1999.
  61. В.А. Эпилепсия. М. Медицина, 1990.
  62. Т.Б. изменения образа Я в ситуациях жизненных перемен. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М, 1989.
  63. Т., Очколяс В., Киселев А., Черников А. Нарушения психики и поведения у детей и подростков, страдающих эпилепсией.// Ж. Вестник эпилептологии. УПЭЛ. Киев, 2004, № 9−10.
  64. М.Я. Психосенсорные расстройства при эилепсии. Автореферат на соискание ученой сепени кандидата медицинских наук. Л, 1977.
  65. С.И. Реакция личности на процесс при эпилепсии. В кн: Эпилепсия (клиника и трудоспособность) М, 1939 с. 53−68.
  66. В.Г. Применение теста СМОЛ. В кн.: Психодиагностика детей и подростков. Вып 8. Москва, «Фолиум», 1995
  67. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Издание Белорусского университета. Минск, 1976.
  68. Т.К. Психологические особенности самопознания у старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М, 1987.
  69. Кон И. С. Открытие Я.- М. ПросвещениеД 978
  70. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М. Просвещение, 1989.
  71. Ф.В., Ломоватский Л.Е.// Журнал невропатологии и психиатрии, 1980, № 8, с.1208−1211.
  72. А.П. // Новые исследования в психологии. М. Педагогика, 1976-№ 1 (14)
  73. М.В. Психиатрия. М, Медицина, 1999.
  74. Т.В. К проблеме комплексного социально-психологического исследования ремиссий при шизофрении // Социально-психологические иссследования в психологии. Л. 1980, с 77−79.
  75. Т.В. К вопросу о социально-психологической диагностике личности // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии, Тезисыt доклада конф., посвященной 150- летию психиатр. Службы Пермской области. 1984. -№ 1 с67−71.
  76. Г. Т. особенности нарушений критичности при шизофрении // Обозрение психиатрии и мед психологии им. В. М. Бехтерева, — 1993. Вып. 2 с 95−97.
  77. Е.К., Обобщение и факторы развития личности. МД960.
  78. А.Ю. Самосознание подростков с адаптированным, девиантным, деликвентным поведением (медико-психологический и клинический аспекты): автореф. Дисс. Д-р мед. Наук. Спб., 1997, 39 с.
  79. А.А. Межличностное оценивние в малых группах. Киев, Наукова Думка. 1982.
  80. И.С., мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. -Л. 1967.
  81. А.Н. Деятельность, сознание, личность, М. Политиздат, 1975.
  82. М.И., Сильвестру А. И. Психология самосознания у дошкольников. Кишинев, Штиинца, 1983.
  83. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л. Медицина, 1983.
  84. А.Е., Иванов Н. Я. Медико-психологическое обследование соматических больных. // Журнал невропатологии и психиатрии им С. Корсакова, М, 1980, № 8 с. 1195−1198.
  85. А.Е., Попов Ю. В., саморазрушающее поведение у подростков. В кн.: Социальная психиатрия: фундаментальные и прикладные исследования. Материалы симпозиума. Л, 1990, с.75−82.
  86. Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. М, Медгиз, 1944.
  87. B.C. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л, 1977.
  88. С.В. Эмоциональные нарушения при поражении медио-базальных структур височной доли мозга (экспериментально-клиническое исследование). М, 1985.
  89. В.Г. развитие самосознания и подготовка детей к школе. Тексты лекцийй 1966.
  90. Т.А. Исследование оценки и самооценки в связис типами совместной деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. JI, 1983.
  91. А.А. О двойственной природе личности и ее сознания // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975, с 133 150.
  92. А.А. Личность и сознание. М.,-Медицина, 1978. С 174.
  93. .Е. Преморбидные особенности личности и отношение к болезни у больных с функциональными расстройствами менструального цикла в пубертатном возрасте // Психопатологические расстройства у подростков. Л. 1987. с. 30−38.
  94. Михайлова Е. А Латентная и проявившаяся эпилепсия у больных шизофренией.// Ж. Вестник эпилептологии УПЭЛ. Киев, 2004. № 9−10.
  95. Л.И. Самосознание больных с истерическим неврозом и его динамика в процессе психотерапии. В кн.: Клинический аспект самосознания при психических заболеваниях в связи с вопросами диагностики, лечения и реабилитации. Куйбышев, 1982, с 19−27.
  96. К.Ю., Петрухин А. С., Алиханов А. А. и др. Диагностика и лечение парциальных форм эпилепсии. М.2002.
  97. В.В. Личность и неврозы. М. 2001.
  98. В.В. Внутренняя картина болезни подростков с врожденным пороком сердца. Автореферат диссертации на оискание степени доктора психологических наук. МД995.
  99. Н.Ф. Роль самосознания больных шизофренией в их социально-трудовой реадаптации // журнал невропатологии и психиатрии. 1987. № 1 с 90.
  100. Н.Ф. Роль самосознания больных шизофренией в их социально-трудовой реадаптации по данным катамнестического наблюдения. // Актуальные проблемы совр. Психиатрии и наркологии. -Уфа. 1994. С 139−140.
  101. А.Н. Статистика в психологии. Методические рекомендации ЛГУ. СПб, 1998.
  102. Л. Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования Мед. Наук. Л. 1975.
  103. Н. Влияние алкогольной зависимости на течение и прогноз эпилепсии.// Ж. Весник эпилептологии УПЭЛ. Киев, 2004, № 9−10.
  104. Первомайский В.Я.// Тезисы доклада на заседании Правления Башкирского научного общества невропатологов и психиатров, г. Уфа, 972, с 277−278.
  105. .Д., Цыганков Б.Д.
  106. А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа «Я» у студентов. Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л, 1984.
  107. Т.Н. Самооценка и уровень притязаний глухих школьников. Автореферат кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М, 1991.
  108. А.А. Из записок по теории словесности, 1930.
  109. М.Ф. Медикобиологические аспекты охраны психического здоровья. // Тезисы доклада Всесоюзной конференции психиатров. г. Томск, 1990, с. 117.
  110. Г. Я. Самопознание как основа социальной перцепции. В кн.: Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Научные труды Краснодарского госуниверситета, вып.235,1977, с.169−177.
  111. C.JT. Основы общей психологии. М. 1946.
  112. JI.C. Фармакотерапевтические основы реабилитации психически больных, М., 1989, с.62−98.
  113. Н.И. Различие самоотношения подростков с первично-генерализованными и парциальными эпилептическими припадками. Материалы Кировской конференции эпилептологов. Киров, 2003.
  114. И.В. Медикобиологические аспекты охраны психического здоровья// тезисы доклада Всесоюзной конференции психиатров. г. Томск, 1990, с. 115−116.
  115. В.А. Психологическая диагностика интериктального статуса больных эпилепсией в связи с возрастом манифестации заболевания. Челябинск, 1989.
  116. И.М. Избранные философские и психологические произведения, М, -1947.
  117. JI.B. культура самосознания. Человек в поисках истины. М, Политиздат, 1989.
  118. О.Г. Состояние самосознания при алкоголизме и его роль в лечении и реабилитации больных. // Клинический аспект само самосознания в связи с вопросами диагностики, лечения и реабилитации. г. Куйбышев. 1982. с. 103−107.
  119. О.Г. Самооценка больных алкоголизмом своего физического состояния и ее значение при лечении и профилактике алкоголизма // Алкоголизм и неалкогольные токсикоманиии. Республиканский сборник научных трудов. М, 1984. с. 48−50.
  120. О.Г. Адекватность самооценок у больных в период стационарного лечения // Современные тенденции развития здравоохранения и междисциплинарные связи медицинских наук. Ульяновск, 1986, с 183−185.
  121. О.Г. Состояние самосознания больных и его влияние на эффективность лечебно- восстановительных мероприятий при алкоголизме. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата медицинских наук. Новосибирск, 1987.
  122. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. Издат-во Московского, университета. М, 1989.
  123. А.Г. Сознание и самосознание. М. Полит издат, 1972.
  124. М.П. Самосознание личности: автореф. дисс. канд. философ, наук. М. 1976.
  125. В.В. Самосознание личности. Изд. Москвского университета, М, 1983.
  126. В.Н. влияние клинико-социальных и средовых факторов на уровень производственной адаптации больных эпилепсией. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. М, 1977.
  127. А.С. Внутренняя картина болезни подростков, перенесших операцию при врожденном пороке сердца. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. М, 2000.
  128. Танцура JL, Гроховский В., Пилипец е., Третьяков Д. Влияние актуальной сомато-неврологической патологии на течение эпилептического процесса.// Ж. Весник эпилептологии УПЭЛ. Киев, 2004, № 9−10.
  129. Ташлыков В.А.// Социально-психологические исследования в психоневрологии. Под ред. Божина Л. Ф., Л 1980.
  130. В. А. Психология лечебного процесса. Л 1984.
  131. Н.Е., Погибко Н. И. 1978.
  132. Тец И. С. Эволюционный подход к пониманию возрастных закономерностей форм эпилепсии. Материалы 5-го всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. М, 1969, т.2, с.202−204.
  133. Т.Л. социальная реадаптация психически больных. Труды Московского НИИ психиатрии МЗ РФССР. М, 1965, с. 141−150.
  134. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов (по материалам зарубежных экспериментальных работ). Издание Ленинградского университета. Л, 1980.
  135. П.Д. Психология возможной эволюции человека. В кн.: Заблуждающийся разум? Многообразие научного познания. М, Политиздат, 1990, с. 383−447.
  136. Дж. X. Генетическая психология Жана Пиаже. М, Просвещение, 1967.
  137. Фрейд 3. Я и Оно. В кн.: психология бессознательного. М, Просвещение, 1990, с.425−439.
  138. Э. Бегство от свободы. М, Прогресс, 1990.
  139. В.И. Роль самооценки в ресоциализации больных эпилепсией// Актуальные вопросы психиатрии в трудах молодых ученых. -МД972.
  140. Г. И. Сбруева С.Р. Эпилепсия // Тенденции динамики основных сруктур контингента больных по г. Москве. -М. 1986. С. 41−50.
  141. П.Р. Вопросы самосознания в советской психологии // Психологическая наука в СССР. М. 1960. С 300- 309.
  142. П.Р. К вопросу о генезе самосознания личности. // проблемы самосознания. М. 1996. С 228−239.
  143. и.и. Проблема самосознания в психологии. М. Наука, 1977.
  144. А.Н. Некоторые особенности функциональной организации мозга больных эпилепсией// Ж. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1984. Т.84 № 6 с.863−868.
  145. B.C. Содержание деятельности и энергия побуждений к ней два компонента организации поведения человека. В кн. Соотношение биологического и социального в человеке. Материалы симпозиума. МД975 с. 179−195.
  146. B.C. Вопросы теории и практики изучения самосознания при психических заболеваниях. Клинический аспект самосознания при психических заболеваниях в связи с вопросами диагностики, лечения и реабилитации. Кубышев, 1982, с.3−19.
  147. B.C. Сравнительное изучение патологии самосознания при психических заболеваниях. // Ж. невропатологии и психиатрии. 1985, в. 1, с. 106−111.
  148. B.C. пути и перспективы изучения самосознания при психических заболеваниях.// Ж. Обозрение психиатрии и мед психологии им. В. М. Бехтерева, 1992, № 1, с19−31.
  149. С.В. Самосознание больных с паранойяльным развитием личности. В кн. Клинический аспект самосознания при психических заболеваниях в связи с вопросами диагностики, лечения и реабилитации. Кубышев, 1982, с.44−49.
  150. B.C., Чудновская, Т.В., Сергеева Т. Б. Психолог и школа. Ставрополь, 1992.
  151. B.C., Кржечковский А. Ю., Можейко А. А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. г. Ставрополь, 1993.
  152. B.C. Основы социальной психологии. Ставрополь, 2002.
  153. B.C. Основы клинической психологии. Ставрополь, 2004.
  154. B.C. Чистяков И. Ф. Основы психиатрии. Ростов-на-Дону,"Феникс", 1999.
  155. С. А. Геладзе Т.Ш. О феномене насильственной нормализации ЭЭГ и некоторых механизмах психопатологтическихпрявлений у больных эпилепсией // Ж. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1979. -т. 79, № 6 с 680- 685.
  156. Т.В., Чудновский B.C. Развитие самосознания и школьная адаптация детей, начинающих обучение с шестилетнего возраста. // Актуальные вопросы психиатрии и наркологии. Запорожье, 1990, с 138 139.
  157. Л.Ф. Внутренняя картина болезни при депрессиях. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата медицинских наук. Харьков, 1983
  158. Т. социальная психология. М, Прогресс, 1996.
  159. Ю.М. Самосознание детей и подростков с пограничными расстройствами. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. СПб, 1999.
  160. П.Н. Современная социальная психология США. М, Наука, 1979.
  161. Л.М., Либерман Д. И. Социальная реабилитация психически больных.//Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1987. № 8, с. 1221−1228.
  162. Е.В. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М, Наука, 1976, с.5−28.
  163. Abstracts from the 22nd International Epilepsy Congrass. Dublin, Ireland. June 29-July 4., 1997//Epilepsia.-Vol 39. -Supple. 2.-1998.
  164. Abstracts from the Third European Congress of Epileptology. Warsaw, Poland. May 24−28, 1998 //Epilepsia.- Vol. 39. Suppl.2.-1998.
  165. Alper K, Devinsky O., Perrine K, et all. Non- epileptic versus epileptic seizures and childhood sexual and psychical abuse. Neurology, 1993- 43- 463 469.
  166. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of psychiatry. Washington. D.C., American Psychiatric association. 1994.
  167. Aldenkampf A.P. Mulder O.G. Behavioral mechanisms involved in pseudoepileptic seizures: a comparsion between patients with epileptic seizures and patients with pseudoepileptic seizures. Seizure, 1997.:6,4. 275 282.
  168. Aldenkampf A.P., Overveg J., Gutter Th., et al. Effect of epilepsy, seizures and epileptiform EEG discharge on cognitive function. Acta Neurol. Scand. 1996−93- 253−259.
  169. Adelkampf A.P. Effect of seizures and epileptiform discharges on cognitive function. Epilepsia, 1997- 38- Suppl. 1- 52−55.
  170. Bandura A. Social Learning Theory. New jersy, 1977.
  171. Ban* W., Constorium B. The right temporal lobe and memory: a critical reexamination. J Int. Neuropsychol. Soc 1995., 1- 139−149.
  172. Bartok J., Gaviria M. Frontal lobe syndrome. In: Clinical neuropsychiatry. Boston. 1997.
  173. Bear D., Fedio P. Quantitative analysis of interictal behavior in temporal lobe epilepsy. Arch neurol., 1977,34- 454−467.
  174. Bear D. Levin K., Blumer D. Et al. Interictal behavior. 1. Hospitalized temporal lobe epileptics: relationship to idiopathic psychiatric syndrome. J Neurology and Nurosurg. Psychiat. 1982., 45- 481−488.
  175. Besag F. Subtle cognitive and behavioral effect of epilepsy. In M Trimble, В Schmids et al. Cambridge 2002. 20−30.
  176. Bourgeos B. Antyepileptic drugs, learning, behavior in childhood epilepsy. Epilepsia. 1998- 39- 9- 913−921.
  177. Brandt J., Seidman L., Kohl D. Personality characteristic of epileptic patients: a controlled study of generalized and temporal lobe cases. J Clin Exp neuropsychol, 1985- 7- 25−37.
  178. Bown S. Dementia and epilepsy. In Neuropsychiatry M Trimble, В Schmids (eds.) Cambridge, 2002- 135−151.
  179. Cattel R., Selly A.P., Sweeny A.B. What can Personality and Motivation Source Trait Measurment add the prediction of School Achievement? Brit.J.EducatPsychol. 1966, N2, p.280−295.
  180. Chabardes S., Kahane P., Minnoti L., et al. Anatomy of temporal pole region. Epileptic disorders 2002. Supple 1- 9−15.
  181. Dean A., Solomon G., Harden С et al., Left hemisphere dominance of epileptiform discharges. Epilepsia 1997- 38- 503−505.
  182. Dupont S., Samson Y., Van der Murtele P et al. Bilateral hemispheric alteration of memory process in right medial temporal lobe epilepsy. J Neurol Neurosurg Psichiat 2002−73- 478−485.
  183. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Evaston, 1957.
  184. Gordon N cognitive functions and epileptic activity. Seizure 2000−9 184 188.
  185. Grote C., Smith C., Ruth A., Neuropsychological evaluation patients with seizures. In psychiatric issues in epilepsy. A practical guide to diagnosis and treatment. A. Ettinger, A. Kanner (eds) Philadelphia 2001- 31−43.
  186. Hermann В., Riel P., Interictal personality and behavioral traits in temporal lobe and generalized epilepsy. Cortex 1981- 17: 125−128.
  187. Hermann В., Wyler A., Richey E, et al. Memory function and verbal learning ability in patients with complex partial seizures of temporal lobe origin. Epilepsia 1987- 28: 547−554.
  188. Kahane P., Chabardes S., Minnoti L., et al. The role of temporal pole in the genesis of temporal lobe seizures. Epileptic disirders 2002. Supple 1- 5158.205. E. Kraepelin (1919
  189. Janz D. The psychiatry of idiopathic generalized epilepsy. In The neuropsychiatry of epilepsy. M. Trimble, B. Schmids (eds). Cambridge 2002- 41−61.
  190. Kotagal P., Rothner A., Erenberg G. Et al. Complex partial seizures of childchood onset. A five-year follow up study. Arch neurol. 1987−44- 11 771 180.
  191. Malloy P., Richardson E. Assessment of frontal lobe function. In: The frontal lobes and neuropsychiatry illness. S. Salloway, P. Malloy, J. Duffy (eds) Washington 2001, 125−137.
  192. Maslow A. Towards Psychology of being. Princeton. Mass., 1968.
  193. The Farther Reaches of Human Nature. N.Y. The Viking Press, 1971.
  194. Mead D. Mind, Self and Society. Chicago, 1934.
  195. Moore P., Baker G. Validation of the Wechsler memory scale revised in a sample of people with in intractable temporal lobe epilepsy. Epilepsia. 1996−37−12- 1215−1220.
  196. Nielsen H., Kristensen O., personality correlates of sphenoidal EEG focus in temporal lobe epilepsy. Acta Neurol Scandinavica 1981- 64- 289−300.
  197. Perrine K., Kiolbasa Т., Cognitive deficits in epilepsy and contribution to psychopathology. Neurology 1999−53- Supple 2- 39−48.
  198. Rittacio A., Devinsky O., Personality disorders in epilepsy. In: Psychiatric issues in epilepsy. A practical guide to diagnosis and treatment. A Ettinger, A. Kanner (eds.) Philadelphia, 2001- 147−161.
  199. Rodin E., Schwaltz S., Twitty G. Intellectual functions of patients with childhood onset epilepsy. Dev med. Child Neurol 1986−28- 25−33.
  200. Shorvon S. Late onset seizures and dementia: a review of epidemiology and aetiology. In: Epilepsy, behavior and cognitive functions. A Trimble, E Reynolds (eds.) Chichester 1988- 189−198.
  201. Smith D., Graft В., Collins J., et al. Behavioral characteristic of epilepsy patients compared with normal controls. Epilepsia 1986- 27- 760−768.
  202. Spencer S. Substrates of localization -finding in humans. Epilepsia 1998- 39- 2- 114−123.
  203. Taylor L. Localization of cerebral lesions by psychological testing. Clin Neurosurgery. 1969−16−269−287.
  204. Thomson P. Methods and promblems in the assessment of behavior disorder in epileptic patients. In Epilepsy, behavior and cognitive functions. M. Trimble, E. Reynolds (eds.) Chichester 1988−27−39.
  205. Upton D., Thomson P., Epilepsy and frontal lobes: neuropsychological characteristics. J Epilepsy 1996- 9- 215−222.
  206. Upton D., Thomson P., General neuropsychological characteristics of a frontal epilepsy. Epilepsy Res 1996−23- 169−177.
  207. Upton D., Thomson P., Age of onset and neuropsychological function in frontal lobe epilepsy. Epilepsy 1997−38−1103−1113.225: Waxman S., Geschwind N. The interictal behaior syndrom in temporal lobe epilepsy. Arch Gen Psychiat 1975−32- 1580−1586.
  208. Wechsler D. A standartized memory scale for clinical use. J Psychol 1945- 19- 87−95.
  209. Zald D., Kim S. The orbitofrontal cortex. In: The frontal lobes and neuropsychiatric illness. S Salloway, P Malloy, J. Duffy (eds.) Washington 2001- 33−69.
Заполнить форму текущей работой