Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая модель профессиональных предпочтений старшеклассников и ее компьютерная реализация

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Результаты исследования профессиональных предпочтений школьников могут быть использованы для организации контролируемого формирования данного свойства старшеклассников. Полученная в исследовании психологическая модель профессиональных предпочтений, реализованная в виде компьютерной технологии, позволяет осуществлять индивидуальный прогноз профессиональных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Проблема профессиональной ориентации школьников и диагностики их профессиональных предпочтений
    • 1. 2. Психологическая модель профессиональных предпочтений школьников
    • 1. 3. Искусственные нейронные сети как средство моделирования профессиональных предпочтений старшеклассников
  • ГЛАВА 2. ДИНАМИКА, ТИПЫ И КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
    • 2. 1. Особенности и динамика профессиональных предпочтений старшеклассников
    • 2. 2. Прогноз профессиональных предпочтений школьников
    • 2. 3. Типы профессиональных предпочтений старшеклассников
    • 2. 4. Компьютерная модель профессиональных предпочтений старшеклассников

Психологическая модель профессиональных предпочтений старшеклассников и ее компьютерная реализация (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях перехода к рыночной экономике и предстоящего внедрения профильного обучения в практику школьного образования на первый план государственной образовательной политики выдвигается проблема профориентации старшеклассников. С социально-экономической точки зрения общество и сам субъект самоопределения крайне заинтересованы в том, чтобы еще в школе подростки умели правильно выбрать наиболее соответствующий им профиль обучения и, как следствие, саму профессию. Этот выбор должен отвечать потребностям общества в тех или иных специалистах, а также профессиональным предпочтениям и возможностям учащихся. Оказание индивидуально-ориентированной помощи подростку в его профессиональной самореализации позволит максимально использовать его интеллектуальные, творческие и профессиональные способности в интересах общества. Поэтому профориентационная работа в школе предполагает диагностику профессиональных предпочтений учащихся. При этом необходимо: 1) осуществлять непрерывную диагностику профессиональных предпочтений школьников, чтобы сделать процесс их формирования управляемым и ориентировать молодых людей на профессии, необходимые, прежде всего, региону, в котором они проживают- 2) учитывать влияние местных, региональных факторов, оказывающих воздействие на профессиональные предпочтения школьников- 3) своевременно оказывать психологическую помощь тем школьникам, у которых еще не сформировались профессиональные интересы и склонности, в выборе общественно-полезной профессии, соответствующей их возможностям.

Решение этих задач предполагает выявление того, как социальные, личностные и индивидные характеристики субъекта детерминируют его профессиональные предпочтения. Актуальность диссертации определяется тем, что в настоящее время эти проблемы остаются недостаточно исследованными.

Противоречие между необходимостью совершенствования психодиагностического инструментария и недостаточностью знаний о том, какие именно характеристики субъекта в первую очередь детерминируют его профессиональные предпочтения, и определяет проблему нашего исследования.

Состояние и степень разработанности проблемы исследования.

В сложившихся условиях актуальными для нашего исследования оказались работы Асмолова А. Г., Ломова Б. Ф., Выготского Л. С., Давыдова В. В., Леонтьева Д. А., Рубинштейна СЛ., а также Головаха Е. И., Абульхановой-Славской К.А., Анцыферовой Л. И., Леонтьева Д. А. и др., в которых согласование внутриличностных и социально обусловленных профессиональных потребностей рассматривается как основной способ самореализации.

Большинство отечественных исследователей (Ананьев Б.Г., Борисова Е. М., Мерлин B.C., Никитюк Б. А., Зеер Ф. М., Ступницкий С. Ф., Платонов К. Е., Шадриков В. Д., Мудрик А. В., Кон И. С., Маркова А. К., Соловьева С. А., Старов М. И. и др.) особенно настаивают на необходимости комплексного, интегрального и антропологического подходов к изучению профессиональной предрасположенности личности.

В методологическом плане наиболее полезными для данного исследования являются взгляды таких отечественных и зарубежных исследователей, как: Маслоу А., Герцберга Ф., Макгрегора Д., Врум В., Роу Э., Херуберга Ф., Асеева В. Г., Васильева И. А., Деркача А. А., Онушкина В. Г., Огарева Е. И., Волкова К. Н., Марковой А. К., Орлова А. Б., Фридман Л. М., Скакун В. А., Каверина С. Б. и др. на определяющую роль мотивации в процессе профессионального самоопределения личности. Ценностно-смысловые основы профессиональных предпочтений рассматриваются также в работах Афанасьева М. Н., Бодалева А. А., Гарина И. И., Моргунова Е. Б., Зинченко В. П., Здра-вомыслова А.Г., Кокурина И. Г. Пэнсон М., Фромма Э., Врум В., Маслоу А., Херуберг Ф., и др. Значительное влияние на наше исследование оказала точка зрения Рубинштейна С. Л., Гальперина П. Я., Марковой А. К., Ломова Б. Ф.,.

Ананьева Б.Г. на то, что профессиональные способности обуславливаются, но не исчерпываются интеллектом. Та же позиция всесторонне раскрывается работах Давыдова В. В., Занкова JT.B., Леонтьева А. Н., Лурии А. Р., Щадрико-ва В.Д. и др.

Большое значение для решения проблемы выявления профессионального потенциала, как одной из основных детерминант профессиональных предпочтений наряду с личностным потенциалом, имеют труды Рубинштейна С. Л., Абульхановой-Славской К.А., Анцыферовой Л. И., Марковой А. К., Чернышева А. С., Осницкого А. С., Лебедевой К. М. и др., в которых наличие разнонаправленных психологических явлений в этом возрастном промежутке рассматривается как главная причина стремительного личностного и профессионального самоопределения старшеклассника.

Для нашего исследования важна модель профессионального самоопределения личности, предложенная Бернсом Р., включающая в себя себе когнитивный, поведенческий и регулятивный уровни. Особенно значимой для данной диссертации стала четырехфакторная структура профессионально обусловленных подструктур личности, спроектированная Зеером Э.Ф.

Большую значимость для нашей работы имеют труды, посвященные изучению профессиональных интересов и склонностей и построения методик для их диагностики (Шпренгер Э., Йовайши Л. А., Голланд Дж., Климов Е. А., Гумилев Л. Н., Гинзбург М. Р., Братусь Б. С., Фромм Э., Селье Г., Голом-шток A.M. и др.). Предлагаемые в них типологические модели и подходы к диагностике профессиональных интересов и склонностей, послужили одной из отправных точек для построения нашей модели профессиональных предпочтений старшеклассников.

Ряд исследователей особо подчеркивает роль и значение моделирования в управлении профессиональной ориентацией старшеклассников (Вяткин А.К., Горбатова Р. Е., Герман Е. И., Машбиц Е. И., Ершов А. П., Жалдака М. И., Монахов В. М., Роберт И. В. и др.). Эффективному использованию аппарата искусственных нейронных сетей для моделирования в психологических науках посвящены работы Арзамасцева А. А. и Зенковой Н.А.

Кроме того, в контексте нашего исследования особый интерес приобретают труды Коваль Н. А., Решетовой З. А., Поваренкова Ю. В., Братиной В. Д., Кучеренко Н. Б., Ермолаевой Е. П., Розова В. М., Карцева И. Д., Холдее-вой Л.Ф., Головаха Е. И., Полякова В. А., Розина В. М. и др., посвященные различным аспектам проблемы самореализации личности в труде, разработке стратегий организации профессиональной помощи.

Объект исследования: старшеклассники, определяющие свои профессиональные предпочтения.

Предмет исследования: зависимость профессиональных предпочтений старшеклассников от их социальных, личностных и индивидных особенностей.

Целью исследования является разработка психологической модели профессиональных предпочтений старшеклассников и ее компьютерной реализации на основе аппарата искусственных нейронных сетей.

Поставленная цель определила следующий комплекс задач:

1. Провести анализ основных этапов становления государственной системы профессиональной ориентации школьников с целью выявления причин возникновения новой парадигмы профориентационной политики.

2. Выявить теоретические предпосылки создания модели профессиональных предпочтений старшеклассников.

3. Разработать психологическую модель профессиональных предпочтений старшеклассников на основе анализа детерминирующих их социальных, личностных и индивидных характеристик субъекта профессионального самоопределения и осуществить ее компьютерную реализацию.

4. Выявить значимые характеристики старшеклассников, детерминирующие их профессиональные предпочтения, выявить их динамику и сделать прогноз для всех учащихся выпускных классов города Тамбова на 2004;2006 годы.

5. Конкретизировать психологическую модель профессиональных предпочтений старшеклассников на основе выявления связи между структурой социальных, личностных и индивидных характеристик учащихся и типом их профессионального предпочтения.

6. Реализовать психологическую модель профессиональных предпочтений старшеклассников с помощью аппарата искусственных нейронных сетей, провести ее апробацию и сформулировать практические рекомендации по ее применению в практике профориентационной работы.

Гипотеза исследования включает в себя следующие предположения;

1) профессиональные предпочтения старшеклассников, детерминируемые сложной структурой социальных, личностных и индивидных характеристик, могут быть объединены в четыре группы, соответствующие структурным компонентам личности профессионала: профессиональной направленности личности, профессиональной компетентности, профессионально-важным качествам, профессионально значимым физическим свойствам индивида;

2) структура характеристик старшеклассников, определяющих их профессиональные предпочтения, динамична и изменяется по мере перехода школьников в старшие классы;

3) каждый тип профессионального предпочтения старшеклассников имеет свою специфическую структуру детерминирующих их социальных, личностных и индивидных характеристик;

4) типологически значимые психологические модели профессиональных предпочтений старшеклассников могут быть адекватно реализованы с помощью аппарата искусственных нейронных сетей на основе эмпирических данных, полученных при анкетировании представительных групп старшеклассников.

Теоретико-методологической базой данного исследования являются:

— положения методологии и теории общей психологии и педагогики, управления процессом профессиональной ориентации и профессионального образования школьников (Климов Е.А., Зеер Э. Ф., Пряжников Н. С., Баты-шев С.Я., Лернер И. Я., Беляева А. П. и др.);

— методологические и теоретические основы исследования профессиональной самореализации личности (общенаучные принципы развития, целостности, системности, детерминизма, единства сознания и деятельностиРубинштейн С.Л., Леонтьев А. Н., Ломов Б. Ф., Выготский Л.С.) — синтез основных положений субъектно-деятельностной теории Рубинштейна С. Л., теории субъектности индивида Брушлинского А. В., Абульхановой-Славской К.А., концепций профессионального самоопределения личности Чернышева А. С. и Петровского А. В., теоретических представлений об идентичности ЭриксонаЭ., ТэджфелаДж.- научные разработки, посвященные профессиональной пригодности личности (Климов Е.А., Асмолов А. Г., Маркова А. К., Пряжников Н. С., Коваль Н. А., Борисова Е. М. и др.);

— работы по теории и применению аппарата ИНС (Россиев Д.А., Гор-бань А.Н., Уоссерман Ф., Арзамасцев А. А., и др.).

Методы исследования.

1. Теоретико-методологический анализ социально-экономической, психологической, педагогической, общей и специальной методологической отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследованиясравнение обобщение, прогнозирование, моделирование.

2. Методы эмпирического исследования — опрос, наблюдение, анкетирование.

3. Методы графической и статистической обработки данных (метод экспертных оценок, математико-статистические методы обработки результатов исследования — корреляционный анализ, имитационное моделирование).

Научная новизна исследования.

В диссертации выявлена связь профессиональных предпочтений старшеклассников с их социальными, личностными и индивидными характеристиками, положенная в основу построения психологической модели профессиональных предпочтений.

Установлены типы профессиональных предпочтений учащихся и дана их качественная и количественная интерпретация.

Выявлены особенности структуры социальных, личностных и индивидных характеристик, детерминирующих различные типы профессиональных предпочтений старшеклассников.

Разработана компьютерная модель профессиональных предпочтений старшеклассников на основе аппарата искусственных нейронных сетей, позволяющая проводить непрерывную и косвенную диагностику профессиональных предпочтений школьников и оценивать соответствие выбранной профессии особенностям субъекта с целью осуществления индивидуально-ориентированного подхода в профориентации и оказания учащимся помощи в выборе профиля обучения.

Теоретическая значимость исследования. Полученные данные уточняют представление о характеристиках субъекта, опосредствующих профессиональные предпочтения школьников. Они позволяют совершенствовать психологическое моделирование профессиональных предпочтений старших школьников в зависимости от типа профессионального предпочтения и структуры взаимосвязанных характеристик субъекта, соответствующих компонентам структуры личности профессионала. Исследование дополняет и уточняет картину изменения профессиональных предпочтений старшеклассников с точки зрения динамики определяющих их социальных, личностных и индивидных свойств субъекта.

Показана возможность использования аппарата искусственных нейронных сетей для реализации психологической модели профессиональных предпочтений старшеклассников.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования профессиональных предпочтений школьников могут быть использованы для организации контролируемого формирования данного свойства старшеклассников. Полученная в исследовании психологическая модель профессиональных предпочтений, реализованная в виде компьютерной технологии, позволяет осуществлять индивидуальный прогноз профессиональных предпочтений старшеклассников. Разработанная технология определения профессиональных предпочтений личности старшеклассника с использованием аппарата искусственных нейронных сетей применима для непрерывной диагностики профессиональных предпочтений школьников с целью решения проблемы их успешной профессиональной самореализации. Психологическая модель в ее компьютерной реализации облегчает прогнозирование профессиональных предпочтений старшеклассников и определяет наиболее подходящий для них профиль обучения. Проведенная апробация модели профессиональных предпочтений старшеклассников и разработанные практические рекомендации по ее применению обеспечивают возможность использования данной модели в практике решения профориентационных задач в средних учебных заведениях.

Выполненный на основе проведенной оценки представительности выборок данных краткосрочный прогноз личностного и профессионального самоопределения учащихся выпускных классов на трехлетнюю перспективу (2004 — 2006 годы) позволяет оценить степень соответствия их профессиональных предпочтений потребностям регионального рынка труда.

Полученная в исследовании психологическая модель профессиональных предпочтений старшеклассников может быть полезна психологам школ в целях проведения индивидуально-ориентированной профориентации среди учащихсяруководителям учебно-образовательных учреждений различных ступеней при организации профильного обученияв центрах социальной работы, а также центрах занятости населения.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена их согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей научного знания, целенаправленным анализом психолого-педагогической практики, применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных объекту исследования, цели и задачам исследования, методологической обоснованностью применения комплексного, системного, интегрального, личностно-деятельностного подходов, комплексным характером опытно-экспериментальной работы, представительностью выборок и воспроизводимостью экспериментальных данных, корректным применением статистических методов, использованием современных методов компьютерного моделирования.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования обсуждались на Всероссийской научной internet-конференции «Социально-психологические проблемы развития личности», Тамбов, 2001 г., ежегодной научной конференции преподавателей и сотрудников ТГУ им. Г. Р. Державина «Державинские чтения», 2004 г., на педагогических советах и заседаниях методических объединений воспитателей и психологов школ, на базе которых проводились исследования (20 032 004гг.). Основные теоретические положения докладывались на курсах повышения квалификации психологов и заседаниях кафедры педагогики и психологии Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования (2001;2004 гг.), на экспертном совете Управления образования и науки администрации Тамбовской области (2003;2004 гг.).

Результаты проведенных исследований используются в практике Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования, Тамбовского базового медицинского колледжа, психологами и методистами школ, на базе которых проводились экспериментальные исследования.

Положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Профессиональные предпочтения старшеклассников типологизируе-мы по характеру выбираемых профессий, каждый из которых имеет в своей основе специфическую структуру социальных, личностных и индивидных характеристик субъекта.

2. Структура социальных, личностных и индивидных характеристик старшеклассников, определяющая типы их профессиональных предпочтений, динамична и регулируется степенью сформированное&tradeгрупповой позиции.

3. Психологическая модель профессиональных предпочтений старшеклассников может быть адекватно реализована на основе аппарата искусственных нейронных сетей (ИНС) и эмпирических данных, полученных при анкетировании представительных групп старшеклассников.

4. Компьютерная модель профессиональных предпочтений старшеклассников, основанная на аппарате искусственных нейронных сетей, позволяет осуществлять прогноз профессиональных предпочтений школьников на основе их социальных, личностных и индивидных характеристик.

Организация исследования:

На первом этапе (2001;2002 гг.) определялись теоретические предпосылки исследования, выявлялись потребности в повышении качества проводимой профориентационной работы, изучалась и анализировалась литература по существующим способам оценки уровня профессиональной пригодности и возможности использования для решения психологических проблем аппарата искусственных нейронных сетейразрабатывалась программа эксперимента, формулировались гипотеза, цели и задачи исследования.

На втором этапе (2003 — 2004 гг.) изучали личностные и профессиональные предпочтения старшеклассников г. Тамбоваанализировались полученные данные с использованием как самостоятельно разработанных программ (Borland Pascal), так и электронных таблиц Microsoft Excelоценивалась представительность имеющейся выборки данныхвыявлялись детерминанты профессиональных предпочтений старшеклассниковподтверждалась истинность выдвинутой гипотезы по наличию существующих взаимосвязей между личностными и профессиональными предпочтениями старшеклассников, представительности выборок и воспроизводимости экспериментальных данных. На основе полученных результатов строился прогноз для всех учащихся города Тамбова на 2004;2006 годы по наиболее важным показателям.

На третьем этапе (2004 г.) осуществлялась разработка технологии построения адаптивной компьютерной психологической модели профессиональной предрасположенности старшеклассников с использованием аппарата искусственных нейронных сетейпроводилась апробация модели профессиональной предрасположенности личности старшеклассникаформулировались практические рекомендации по ее применению для проведения непрерывной диагностики профессиональной предрасположенности школьников.

Базу исследования составили Государственные средние типовые школы №№ 3, 26, 36 и многопрофильный лицей № 6 г. Тамбова. Всего в исследовании приняли участие 1052 учащихся 9−11 классов. Исследование проводили с 2001 по 2004 гг.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленной задачей. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Выводы по главе 1.

В результате проведенного анализа психологических аспектов проектирования модели профессиональных предпочтений старшеклассников мы пришли к следующим выводам.

1. В современных условиях политических и экономических изменений профориентационная работа нуждается в новой парадигме, которая основывается на индивидуально-ориентированном подходе, сущность которого состоит в управлении процессом профессиональной ориентации каждого школьника на основе непрерывной диагностики профессиональных предпочтений и оценки соответствия этих предпочтений профессиональному и личностному потенциалу субъекта.

2. Для реализации этой цели необходима новая психодиагностическая процедура, которая была бы компактной и легкой в обработке, позволяла на основе субъективных отчетов испытуемого о своих индивидуальных особенностях судить о его профессиональном предпочтении.

3. Такая методика должна уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиямпсихометрические нормы должны учитывать особенности региональных условий профессионализации, а также возрастные, социальные и другие особенности исследуемого контингента.

4. Методика должна быть прогностической и определять профессиональное предпочтение как прогноз на основе разнородных характеристик субъекта.

5. Характеристики субъекта, представляющие собой исходные данные для прогноза, вытекают из модели профессиональных предпочтений, в которой выделяются четыре группы характеристик субъекта профессионализации: профессиональная направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества и профессионально значимые физические и психофизиологические свойства.

6. Реализация требований, предъявляемых к указанной методике, требует новых подходов к их материальному воплощению. Одним из таких подходов является использование аппарата искусственных нейронных сетей.

ГЛАВА 2.

ДИНАМИКА, ТИПЫ И КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Как уже было показано в главе 1 настоящего исследования, чтобы правильно и объективно управлять работой по профессиональной ориентации школьников с учетом социального заказа, в большей степени использовать интеллектуальный, профессиональный и творческий потенциалы молодежи, необходимо:

— свести к минимуму возможность случайного выбора профессии выпускниками школ, т. е. желательно, чтобы еще в школе молодой человек сумел определиться в выборе своей будущей сферы профессиональной деятельности;

— разработать технологию определения профессиональных предпочтений школьников старших классов.

Практическое решение данной проблемы требует построения психологической модели профессиональных предпочтений современного старшеклассника, отражающей связь между его восприятием собственного личностного и профессионального потенциала и сферой его дальнейших образовательных интересов.

Для реализации этой цели нами решались следующие исследовательские задачи:

— изучение личностных и профессиональных предпочтений старшеклассников г. Тамбова;

— выявление комплекса показателей, определяющих готовность к сознательному выбору профессии;

— определение репрезентативности выборок полученных данных;

— выявление взаимосвязей личностных факторов, профессиональных предпочтений старшеклассников и их социальной активности;

— построение краткосрочных прогнозов для всех старшеклассников г. Тамбова по некоторым наиболее значимым показателям, характеризующим личностные и профессиональные особенности старшеклассников.

2.1. Особенности и динамика профессиональных предпочтений старшеклассников.

2.1.1. Организация эмпирического исследования профессиональных предпочтений старшеклассников.

Построение психологической модели профессиональных предпочтений старшеклассника предполагает выявление детерминирующих их структурных компонентов профессионализированной личности, что производилось нами с помощью специально разработанной анкеты. В анкету включены вопросы, чувствительные к показателям, составляющим содержание отдельных компонентов профессионализированной личности.

Для оценки профессиональной направленности личности мы выбрали:

— успеваемость;

— образовательные интересы и склонности — степень увлеченности процессом умственного труда;

— участие в различных предметных олимпиадах и конкурсах;

— предпочитаемые способы повышения образовательного и культурного уровня;

— ожидания и готовность к профессиональному выбору — профессиональные намерения по окончании школы;

— профессиональные установки — предполагаемый выбор профессиональной карьеры по окончании школы (учеба в вузе, ссузе, профессиональном училище, намерение работать сразу после школы);

— совпадение профессионального выбора с мнением родителей;

— существование материальных и других условий для осуществления своего выбора;

— ценностные ориентации (причины профессионального выбора: «за компанию с друзьями», давняя мечта, возможность в полной мере реализовать свои способности, возможность уклониться от армии, требование родителей и др.);

— мотивационный смысл труда (престиж профессии, интерес к профессии, зарплата и др.);

— специфические привлекательные особенностей предполагаемой профессиональной деятельности (возможность быть полезным людям, творческий характер работы, возможность общаться с людьми, новизна обстановки четко расписанный трудовой процесс);

— профессиональная позиция — уверенность в возможности достичь поставленной профессиональной цели.

Профессиональная компетентность и ее отдельные составляющие оценивались следующим образом:

— социально-правовая компетентность — по интересу к политике, к общественной жизни общества, общественной активности в школе, вне школы, планированию участия в общественной жизни по окончании учебного заведения;

— коммуникативная компетентность — по умению свободно общаться с взрослыми людьми;

— эвристическая компетентность — по готовности к поиску нестандартных решений поставленных проблем;

— творческая компетентность — по склонности к различным видам искусства, мечтательности;

— экстремальная компетентность — по умению находить решение в нестандартных ситуациях.

Профессионально важные качества оценивались на основе:

— самодиагностики некоторых специфических профессионально важных качеств (ПВК), присущих субъекту самоопределения (дисциплинированность, общительность, организаторские способности, принципиальность, ответственность, самостоятельность, предприимчивость, упрямство, милосердие и пр.);

— оценки рейтинга профессионально-важных качеств (ПВК) друзей и партнеров по степени их значимости для субъекта самоопределения (порядочность, честность, общительность, профессионализм и пр.);

— наличия или отсутствия примера для подражания (родители, педагоги, друзья и знакомые, телевизионные и литературные герои и пр.);

— отношения к семье (взаимопонимание с родителямитрудовые навыки — помощь по дому, ремонту, работа на огороде и т. п.).

Профессионально значимые физические свойства индивида оценивались по показателям физического здоровья, среди которых мы выделили следующие:

— предпочитаемый способ проведения досуга (досуговые интересы и склонностипредпочитаемые условия отдыха);

— здоровье (отношение к вредным привычкамраспространенность вредных привычекотношение к спортусамооценка состояния своего здоровья).

Содержание разработанной нами анкеты составили эти показатели. Анкета была предварительно апробирована и усовершенствована. Ее окончательный вариант приведен в приложении 1. С его помощью с декабря 2003;по февраль 2004 было проведено обследование старшеклассников г. Тамбова.

Для оценки результатов анкетирования мы использовали понятие групповой позиции, которое рассматривается нами как степень совпадения ответов респондентов по определенному пункту анкеты. Данное понятие в некотором смысле напоминает понятие ценностно-ориентационного единства группы, но отличается от него тем, что здесь речь идет об индивидуальных оценках объектов с точки зрения их значимости только для самого субъекта, а не для жизнедеятельности группы в целом. В своей работе мы выделили три уровня проявления групповой позиции: 1) активная позиция — более 50% респондентов соглашается с данным утверждением, 2) нейтральная позиция.

— с данным пунктом анкеты соглашается от 30% до 50% респондентов, 3) пассивная позиция — степень согласия по данному пункту составляет менее 30%.

2.1.2 Особенности профессиональных предпочтений старшеклассников.

Профессиональные предпочтения старшеклассников мы выявляли путем изучения их предполагаемого выбора профессиональной карьеры по окончании школы. Ответы респондентов свидетельствуют о том, что предпочтение при выборе образовательного учреждения определенно отдается вузам. Получить высшее образование стремятся 89,4% анкетируемых, сред-неспециальное — 28,0%, допускают любой вариант — 17,4%. Именно по этому показателю прослеживается наивысшая степень сформированности активной групповой позиции. Примечательно, что данная тенденция растет на момент окончания средней школы: если в 9-ом классе продолжить образование в высших учебных заведениях стремятся 83,3% опрошенных, то в 11-ом классе их доля значительно увеличивается — до 95,9%- одновременно доля желающих приобрести специальность в учреждениях среднеспециального профессионального образования и профессиональных училищах уменьшается с 43,8% до 17,6%.

Причем, интерес девушек к получению образования в высших учебных заведениях чуть выше, чем у юношей (соответственно 90,5% и 88,2%). По степени своей востребованности профили вузов распределились следующим образом: экономика и юриспруденция — 27,0%- технические — 19,8%- гуманитарные — 11,6%- физико-математические — 7,8%- культура и искусство -7,3%- педагогика и спорт — 6,5%- медицинские — 6,4%- естественно-научные.

— 3,0% от общего числа респондентов. Учреждения среднего профессионального образования (ссузы и профессиональные училища (ПУ)) дают следующую картину предпочтений школьников: технические — 11,9%- экономика и торговля — 5,4%- медицинские — 3,6%- педагогика и спорт — 2,7%- культура и искусство — 2,4%- гуманитарные — 1,9%- аграрные — 0,1% от общего числа респондентов (см. рис. 1−2).

I—.

3 S?

5 о 5.

К С О 4.

Рис. 1. Распределение профилей высших учебных заведений по степени их предпочтения: (1) — технический, (2) — гуманитарный), (3) — физико-математический, (4) — медицинский, (5) — естественно-научный, (6) — экономика и юриспруденция, (7) — педагогика и спорт, (8) — культура и искусство- (9) — не собираются продолжать образование в высшем учебном заведении.

Профессиональные предпочтения л 5 о ><

I- :

3 ' с и S к ц о сг.

80 т.

10 Ж.

JLL.

1 2 3 4 5 6 7 8.

Профессиональные предпочтения.

Рис. 2. Распределение предпочтений профилей учреждений среднего профессионального образования: (1) — технический, (2) — гуманитарный), (3) — медицинский, (4) — аграрный, (5) — экономика и торговля, (6) — педагогика и спорт, (7) — культура и искусство- (8) — не собираются продолжать образование в среднем учебном заведении.

Наибольший интерес у школьников старших классов стабильно вызывают технические, юридические и экономические специальности, наименьший — сельскохозяйственные и естественно-научные, что свидетельствует о том, что в своем выборе школьники мало учитывают региональный компонент. Примечателен факт наличия разнонаправленных выборов юношей и девушек: количество юношей, заинтересованных в получении технического образования, в два раза превышает количество девушек, выбирающих тот же профильв то время как гуманитарный профиль, культуру и искусство девушки выбирают в 2 раза чаще, чем юноши (см. приложение 3 рис. 1 -2).

Динамика востребованности некоторых наиболее значимых профилей высших и средних учреждений профессионального образования показана на рис. 3−4. 35.

3S.

П. 30 3 25 | 20.

1 15 s 10 к.

§ 5.

Рис. 3. Изменение востребованности некоторых профилей вузов: технический — Огуманитарный — Лфизико-математический — хмедицинский — ?- экономика и юриспруденция — 0. По оси ординатпроцент школьников различных классов.

Рис. 4. Изменение востребованности некоторых профилей ссузов и ПУ: технический — Огуманитарный — Лфизико-математический — хэкономика и юриспруденция — ?- педагогика и спорт — 0. По оси ординат — процент школьников различных классов.

На графиках прослеживается изменение предпочитаемых профилей учреждений профессионального образования: некоторое снижение интереса со стороны выпускников 2005 года, по сравнению с выпускниками 2004 года, к техническим, экономическим, юридическим профилям при одновременном увеличении интереса к медицинским, гуманитарным и физико-математическим профилям вузов и ссузов. Наиболее вероятной причиной наметившегося изменения является та, что в профессиональных выборах будущих выпускников начинает более четко проявляться ориентация на региональные условия на рынке труда.

Желание работать сразу по окончании школы имеют 29,9% опрошенных старшеклассников. Лидируют в списке предпочитаемых ими профессий следующие: рабочий (5,5% опрошенных), предприниматель (5,0%), работник в сфере обслуживания (3,8%). Причем, юноши, в основном, отдают предпочтение рабочим специальностям (8,1%), в то время как большинство желающих работать девушек предпочитают сферу обслуживания (3,8%) (см. приложение 3 рис. 3−4).

Сравнительный анализ ответов респондентов разных возрастов демонстрирует изменение привлекательности того или иного занятия в зависимости от возраста показан на рис. 5.

Рис. 5. Востребованность рабочих профессий (специальностей), предпочитаемых старшеклассниками: рабочий — Ослужащий — Дработник в сфере обслуживания — хвоеннослужащий, милиционер — 0- предприниматель —? (по классам). По оси ординат — процент школьников различных классов.

Исследование динамики данного процесса показывает, что в 9-ом классе наибольший удельный вес имеют рабочие специальности (9,2%), далее по степени значимости — организация собственного дела (4,3%), работа в сфере обслуживания (3,3%) — в 10-м классе — организация собственного дела (6,6%), работа в сфере обслуживания (3,1%), рабочие специальности (3,1%) — в 11-м классе — работа в сфере обслуживания (4,9%), организация собственного дела (3,9%), рабочие специальности (3,3%). Таким образом, рабочие специальности из наиболее предпочитаемых превращаются на момент окончания средней школы в наименее предпочитаемые, уступая место работе в сфере обслуживания и заинтересованности в организации собственного бизнеса.

В то же время анализ ответов респондентов показывает, что рейтинг профессиональных выборов демонстрирует стабильную значимость отдельных специальностей (профессий) на протяжении всего периода обучения в 9 -11 классах (работник сферы обслуживания, милиционер, военнослужащий) — в то время как значимость других подвержена динамике: рабочий (тенденция резкого снижения: в 10 классе почти в 3 раза ниже по сравнению с 9 классом), предприниматель (рост в 10-ом классе, снижение в 11-ом), служащий (рост в 11-ом классе). Видимо, основной причиной этого является то, что в 11 классе школьники уже хорошо осознают приоритетность социальных сфер жизни, также как и наличие материальных возможностей для реализации своего профессионального выбора.

2.1.3 Динамика показателей, определяющих профессиональные предпочтения старшеклассников.

В соответствии с намеченной в первой главе структурой показателей, влияющих на профессиональные предпочтения старшеклассников, мы выявили статистическую картину их проявления и динамику в период обучения в школе.

Профессиональная направленность респондентов.

Учеба. Проведенный анализ успеваемости по итогам первого полугодия 2003;2004 учебного года выявил следующие результаты (см. табл. 1). Наибольшая доля неудовлетворительных оценок приходится на следующие учебные дисциплины: математика (алгебра, геометрия) — 3,1%- физика -2,5%- русский язык — 2,0%- литература — 1,5%- химия — 1,3%. Нет неудовлетворительных оценок только по черчению. Процент неудовлетворительных оценок по остальным дисциплинам: информатике, биологии, географии, иностранному языку, истории, обществознанию, мировой художественной культуре, технологии, физкультуре — незначителен: менее 1,0%. Причем, неудовлетворительные оценки имеют 4,6% юношей и только 2,0% девушек. Распределение старшеклассников по классам, а также отдельно юношей и девушек отдельно по количеству неудовлетворительных оценок показано в приложении 3 рис. 5−11.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Обществознание 0,1 23 49,4 27,5
  2. Правоведение 0,3 17,8 44,5 37,41. Черчение 14,6 42 43,4
  3. Мировая худ. культура 0,4 7,9 30,3 61,41. Технология од 2 25,5 72,4
  4. Физкультура 0,1 4,4 31,7 63,8
  5. Абсолютная успеваемость опрошенных составляет 93,4%, качественная успеваемость 26,3%. На рис. 6 показана динамика абсолютной и качественной успеваемости от 9-го до 11-го класса.9 класс 10 класс 11 класс
  6. Рис. 6. Изменение абсолютной и качественной успеваемости от 9-го до 11-го класса.
  7. Примечательно, что в данном процессе наблюдается положительная динамика: на рис. 7 прослеживается динамика привлекательности умственного труда от 9-го к 11 -му классу.60l 50-' 40 '30.' 20-' 10-'nt70i 60 50-К 40-Г 10 20 10jиногда кота)
Заполнить форму текущей работой