Психология читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин
Диссертация
Методологической основой исследования психологии читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин являлась для нас утвердившаяся в отечественной науке идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Согласно К. Марксу, человеческие отношения включены в исторический контекст: «.История отдельного индиви В качестве объекта читательского… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА НАУЧНЫХ МОНОГРАФИЙ В ПСИХОЛОГИИ И ДРУГИХ НАУЧНЫХ ОБЛАСТЯХ
- 1. Развитие взглядов на проблему выбора в психологии
- 1. 1. Исследования проблемы выбора в зарубежной психологии
- 1. 2. Исследования проблемы выбора в отечественной психологии
- 2. Современные исследования, посвященные изучению проблемы психологии читательского выбора научных монографий
- 2. 1. Исследования, рассматривающие научные монографии как особый вид изданий научной литературы
- 2. 2. Научные монографии в контексте триады «автор — книга — читатель»
- 2. 3. Исследования, посвященные изучению читательского выбора книг
- 1. Развитие взглядов на проблему выбора в психологии
- 1. Общие подходы к исследованию читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин
- 1. 1. Метод «Включенное наблюдение за поведением читателей в ситуации выбора научных монографий»
- 1. 2. Метод (опросник) «Определение детерминант читательского выбора научных монографий» (В. С. Мухина)
- 1. 3. Метод (опросник) «Профессиональные рефлексии на труды, вошедшие в Великое идеополе общественного сознания» (В. С. Мухина)
- 2. Анализ результатов исследования психологии читательского выбора научных монографий
- 2. 1. Обсуждение результатов метода «Включенное наблюдение за поведением читателей в ситуации выбора научных монографий»
- 2. 2. Обсуждение результатов метода (опросника) «Определение детерминант читательского выбора научных монографий» (B.C. Мухина)
- 2. 3. Обсуждение результатов метода (опросника) «Профессиональные рефлексии на классические и современные труды, вошедшие в Великое идеополе общественного сознания» (В. С. Мухина)
Список литературы
- Э. Издательский словарь-справочник. — М., 1998.- С. 48.
- Бахтин М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб., 2000. — С. 226.
- Губина Е. В. Психология читателя // Библиотечная энциклопедия. М., 2007. — С. 833 — 835.
- Осипова И. П., Шапошников А. Е. Читате лев еден не // Библиоючная энциклопедия. М.: Пашков дом, 2007.-С. 1152.
- Очарованные книгой: Русские писатели о чтении, книгах, библиофилах. М., 1982
- Кривонос В. Ш Восприятие читателем русской прозы во второй трети XIX века. М., 1980Гам же.-С. 128.
- Шабчий М. II Шаблий М. И Формы закрепления читательской позиции в романе Лермонтова «Вадим» // Читатель в творческом сознании русских писателей: Межвуз тематпч. сб. на>ч. тр. Калинин, 1986.-С. 92−95.2Там же.-С II.3 Там же.-С. 39.
- Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. Екатеринбург, 2007. — С. 242.
- Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. — Екатеринбург, 2007. С. 449 — 484.
- Лотман Ю. М Анализ поэтическою текста. — Л., 1972.
- Барт Р. Империя знаков. — М., 2004.
- Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с фр — СПб., 1994.
- Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подод. Инновационные аспекты). Екатеринбург, 2007. — С. 102 — 143.2 Там же.-С. 35−36.
- Автор // Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. — М., 1998. — С. 12.
- Автор // Ожегов С. И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994.— С. 19.
- Огурцов А. П. Междисциплинарные исследования творчества: иio¡-n, поиски, перспективы // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества / Отв. ред. В В. Давыдов. М.: Наука, 1990. — 173 с.-С. 23−43.-С. 36−37.
- Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург, 2007. — С. 953.
- Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. — С. 3.
- Лли-заде, А А. Предисловие // Личность ученого и становление новых научных направлений. М., 1989.-С. 5−7.
- Александров А. Д. Проблемы науки и позиция ученого: Статьи и выступления.-Л., 1988.-С. 7.3 Там же.-С. 316.
- Старовойтенко Е. Б. Кулыурная психология личности: монография. М., 2007. — С. 274.2 Там же. С. 279.
- Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002. — С. 312. 313.
- Кугель С. А. Профессиональная мобильность в науке. М., 1983. — С. 14.
- Русецкая В. И. Социодинамика научного коллектива. Минск, 1992. — С. 62 — 64.
- Шрейдер Ю. А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. -М., 1999.-С. 61. Там же. С. 61.
- Яновский Р. Г. Формирование личности ученого в условиях развитого социализма. Новосибирск, 1979.-С. 80.5 Там же.-С. 140.
- Яхна Н Проблемы научного сообщества и научных коллективов: О научном сообществе как коллективном субъеме научной деятельности // Ученый и научный коллектив: социальные аспекты деятельности.-М" 1986. С. 10
- Кугель С. А. Профессиональная мобильность в науке. М., 1983.
- Бабин Б. А. Роль потребностей личности в отборе научных кадров // Ученый и научный коллекпш: социальные аспекты деятельности. — М., 1986. С. 78 — 90.3 Там же. С. 89.
- Горнее Г. Ученые и процесс исследования: К проблеме социокультурной детерминации современного научного мышления // Ученый и научный коллектив: социальные аспекты деятельности. М&bdquo- 1986. -С. 191 -205.-С. 194.
- Богоявтенская Д Б. Интеллектуальная активность человека как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.-С. 24.2 Там же.
- Брукс Дж. Когда Россия научилась читать. (Реферат) // Что мы читаем? Какие мы? — М., 1993. — С. 151 171.
- Хлебцевич Е. И. Массовый читатель и работа с книгой. М., 1936- Утков В. Г. Продавец — книга — покупатель: Молодому книжнику. — М., 1986- Десятерик В., Чирва А., Жукаускас Ю. и др. Сделать книгу летучей. -М., 1979.
- Хлебцевич Е. И. Изучение читательских интересов (массовый читатель). — М., 1927.
- Книги: Спрос населения. Фрунзе, 1984.
- Хлебцевич Е. И. Массовый читатель и работа с книгой. М, 1936. — С. 174.
- Добрынина Н. Е., Рейтбалт А. И. Состояние чтения в 70 — 80-е гг. Статистико-социологический обзор // Книга и чтение в зеркале социологии. М., 1990. — С. 14−25.
- Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе XX века: Социологические аспекты. М., 1997.
- Петруччи А. Читать, чтобы читать: Чтение в будущем // История чтения в западном мире: от Античности до наших дней. — М., 2008. — С. 469.
- Есеиькин Б. С., Майсурадзе Ю. Ф. Книжное дело: Взгляд журналиста и специалиста — М., 2001С. 38.
- Равинский Д. К. Чтение в контексте времени // Что мы читаем? Какие мы' М., 1993. — С. 9 — 15.
- Бутенко И. А. Читатели и чтение на исходе XX века: Социологические аспекты. — М., 1997, — С. 100.2 Там же.-С. 131.
- Stelmakh V. D. Reading in Post-Soviet Russia//Libraries & Culture. 1998.-Vol. 33.-No. l.-P. 105−112.
- Захарова Е. В. Для кого мы работаем // Читающая Россия: мифы и реальность. N4., 1997. — С. 111−114.
- Saul Е, W" Dieckman D. Choosing and using information ti ade books // Reading Research Quarterly. -2005. Oct.-Dec. — Vol. 40(4). — P. 502 — 513.
- Орюва Е. Н. Роль библиотеки и чтения в процессе самореализации и самоактуализации личности // Вестник Дальневосточной госудатственной научной библиотеки. — 1999. № 1 (январь — март) — С. 11 — 14.
- Бородина В 1. История изучения петербургского читателя: психологический аспект // История библиотечного, книжного и архивного дела Санкт-Петербурга. СПб., 2003. — С. 17 —20.
- Есенькин Б. С., Майсурадзе Ю. Ф. Книжное дело: Взгляд журналиста и специалиста — М., 2001. Книжный рынок: Опыт маркетингового исследования. — Челябинск, 2000.
- Добрынина Н. Е., Рейтбалт, А II. Состояние чтения в 70 80-е гг. Статистико-социологический обзор // Книга и чтение в зеркале социологии. — М., 1990. — С. 14—25.
- Хащенко В. А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) // Психол. журнал. 2005 (Т. 26). — № 3. — С. 38−50.
- Михайлова Н. И. Поведение покупателей книг (социологический опрос) // Книжный бизнес. -2005.-№ 1, — С. 20−21.
- Волкова В. Н. Чтение в современной России: Некоторые наблюдения и размышления // Книга и мировая цивилизация: В 4 т. Т. 1. М., 2004. — С. 28 — 30.
- Бутеико И. А. Читатели и чтение на исходе XX века Социологические аспекты — М., 1997- Социология чтения и библиотечного дела- Информационная справка. — Л, 1988.
- Есенькин Б. С., Майсурадзе Ю Ф. Книжное дело: Взгляд журналиста и специалиста. — М., 2001. Зоркая Н А. Чтение в контексте масскоммуникативной деятельности // Читающий мир и мир чтения: Сб. статей М., 2003. — С. 58 — 81.
- Борхард П., Фюделъ Ш., Милъц М и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек Пер с нем. М., 1993.
- Машина С. Г. Библиотечный маркетинг: Практическое пособие для работников публичных библиотек. Пермь, 1993. — С. 22.
- Там же. С. 22 — 23- Ашервуд Р. Азбука общения, или Public Reletions библиотеки: Пер. с англ. — М., 1995.-С. 31−32.
- Volodin В. The Scholarly Library at the End of the Twentieth Century // Libraries & Culture. 1998. -Vol. 33. — № 1. — P. 120- Читатель исследовательской библиотеки: Материалы междунар. конф. — М.: Рос. Гос. б-ка по искусству, 1999.
- Белятт В. П. Субъективные предпочтения читателя: с чем они связаны? // Что мы читаем? Какие мы?: Сб. науч. тр. М., 1993. — С. 92 — 100. ^
- Хгебцевич Е II Массовый читатель и работа с книгой. М., 1936. — С 195.
- Приводится по: Прозоров В В Опыты дифференциации читателей в русской критике XIX в. // Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения Сб. науч тр.-Л, 1980.-С 56.
- Бородина В (Психологические методы в изучении читательского развития // Библиосфера. — 2008, — № 2.-С. 18 -23.-С. 18.
- Лазурский А. Ф. О естественном эксперименте // Лазурский А. Ф. Избранные труды по психоло-гии.-М., 1997.-С. 403−411.
- Басов М. Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975. — С. 34, 77, 83, 190, 246.
- Индивидуальные характеристики читателя научных монографий: пол, возраст (ориентировочно).
- Последовательность действий читателя у книжного стенда, направленных на изучение представленных книг и заинтересовавшего издания.
- Вопросы специалисту-консультанту.
- Ответы специалиста-консультанта.
- Содержательные аспекты диалога, возникающего между читателем и спе-циал истом-ко нсульта нтом.
- Реплики, рефлексии, высказывания наблюдаемых по поводу заинтересовавших научных монографий.
- Купил/не купил монографию. Вариативность записей обусловлена индивидуальностью каждого отдельного наблюдения. Результаты изложены в параграфе 2, пункте 2.1 настоящей главы.
- Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. — М., 1980. — С. 165.
- Тучина О. Р. Читательская деятельность как способ развития самопонимания: Дис.. канд. пси-хол. наук. Краснодар, 2005. — С. 83.
- Валеева H. LU., Гончарук Н. П. Психология и культура умственного труда: Учеб. пособие. М/ КНОРУС, 2004. — 240 с — С. 23, 27.
- Boost) от R. The Student as Moral Agent//Journal ofMoial Education. 1998,-Vol. 27.-№ 2.-P. 172−190.
- Мухина В. С. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — Екатеринбург, 2007. С. 35.
- Аллахвердян, А Г., Мошкова Г. Ю, ЮревичА В, Ярошевский М. Г. Пснхолошя науки: Учеб. пособие ~М., 1998.-С. 91.
- Спшровойтенко Е. Б. Культурная психология личности: монография. М., 2007. — С. 282.
- Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург, 2007. — С. 946.3 Там же.-С. 916.
- Кант И. Лекции: Логика, 1800 // Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1994. — С. 334.
- Мухина В. С., Хвостов.I, А Программа по дисциплине «Акмеология научного творчества». М., 2008. — 11 с. (На правах рукописи).
- Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки: Учеб. пособие.-М., 1998.-С. 66.
- Старовойтенко Е. Б. Культурная психология личности: монография — М., 2007. — С. 278.
- Аллахвердян, А Г, Мошкова Г. Ю., Юревич, А В., Ярошевский М Г Психология науки: Учеб. пособие.-М., 1998.-С. 182, 183.
- Аппарат издания // Ми ¡-ьчии, А Э. Издательский словарь-справочник. — М., 1998.
- Кант И. Лекции: Логика, 1800 // Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1994. — С. 334
- Гегень Г. В. Ф. Философия духа Пер. с нем. // Гегель Г В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. З.-М., 1977.
- Растянников А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве — М., 2002. — С. 79
- Семенов И. Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. — С. 36.
- Семенов И. Н&bdquo- Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.
- Швырев В. С. Знание и мироотношение // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. —С. 81.
- Лекторский В. А. Гуманизм как идеал и как реальность // Идеал, утопия и критическая рефлексия. -М., 1996.- С. 121.
- Старовойтенко Е Б. Культурная психология личности: монография. М., 2007. — С. 280.
- Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учеб. Пособие. СПб.: Питер, 2003. — С. 116.
- Рефлексия // Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. — С. 394.
- Рефлексия // Еникеев М И., Кочетков О Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. — М, 1997. — С. 168.