Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологической основой исследования психологии читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин являлась для нас утвердившаяся в отечественной науке идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Согласно К. Марксу, человеческие отношения включены в исторический контекст: «.История отдельного индиви В качестве объекта читательского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА НАУЧНЫХ МОНОГРАФИЙ В ПСИХОЛОГИИ И ДРУГИХ НАУЧНЫХ ОБЛАСТЯХ
    • 1. Развитие взглядов на проблему выбора в психологии
      • 1. 1. Исследования проблемы выбора в зарубежной психологии
      • 1. 2. Исследования проблемы выбора в отечественной психологии
    • 2. Современные исследования, посвященные изучению проблемы психологии читательского выбора научных монографий
      • 2. 1. Исследования, рассматривающие научные монографии как особый вид изданий научной литературы
      • 2. 2. Научные монографии в контексте триады «автор — книга — читатель»
      • 2. 3. Исследования, посвященные изучению читательского выбора книг
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА НАУЧНЫХ МОНОГРАФИЙ В СФЕРЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 1. Общие подходы к исследованию читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин
      • 1. 1. Метод «Включенное наблюдение за поведением читателей в ситуации выбора научных монографий»
      • 1. 2. Метод (опросник) «Определение детерминант читательского выбора научных монографий» (В. С. Мухина)
      • 1. 3. Метод (опросник) «Профессиональные рефлексии на труды, вошедшие в Великое идеополе общественного сознания» (В. С. Мухина)
    • 2. Анализ результатов исследования психологии читательского выбора научных монографий
      • 2. 1. Обсуждение результатов метода «Включенное наблюдение за поведением читателей в ситуации выбора научных монографий»
      • 2. 2. Обсуждение результатов метода (опросника) «Определение детерминант читательского выбора научных монографий» (B.C. Мухина)
      • 2. 3. Обсуждение результатов метода (опросника) «Профессиональные рефлексии на классические и современные труды, вошедшие в Великое идеополе общественного сознания» (В. С. Мухина)
  • Выводы к главе 2
  • Выводы

Психология читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Высшее образование переживает период реформ, и требуются устойчивые ориентиры, значимые технологии, инструменты производства, хранения и передачи научных знаний. Одним из важнейших ориентиров, инструментов производства, хранения и передачи знаний являются научные монографии.

Научная монография — вид научного издания, призванного содействовать научному исследованию, научной работе, подводить итоги научным изысканиям и достижениям. Научная монография — это продукт и орудие умственного труда, адресованного представителям научного сообщества.

Читательский выбор научных монографии — одна из важнейших составляющих профессиональной деятельности исследователя. Эта деятельность: па-правлена на поиск и освоение идей, тезаурусов произведений классических и современных авторов философии, психологии, психофизиологии, других научных областейявляется условием профессионального и личностного развития специалиста. Читательский выбор научных монографий определяет достижения исследовательских целей, способствует творческому внедрению идей автора монографии в профессиональную деятельность. Вместе с тем психология читательского выбора научных монографий до сегодняшнего дня остается малоизученной областью исследовательских интересов.

Для общей психологии, психологии личности, истории психологии проблема читательского выбора научных монографий является актуальной. Психология выбора круга чтения монографий, соответствующего сфере научных исследований, — значимая проблема образования и науки.

Идеи социальной обусловленности выбора мы рассматривали исходя из философских предтеч: трудов Аристотеля, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля и др.

Методологической основой исследования психологии читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин являлась для нас утвердившаяся в отечественной науке идея о развитии личности путем присвоения материальной и духовной культуры общества. Согласно К. Марксу, человеческие отношения включены в исторический контекст: «.История отдельного индиви В качестве объекта читательского выбора научных монографий рассматривались издания в виде блок-кодекса: сфальцованные и типографским способом скрепленные листы бумаги, защищенные обложкой. да. не может быть оторвана от истории предшествовавших или современных ему индивидов, но определяется ею"1. В контексте нашего исследования мы будем исходить из этих основополагающих положений для теоретического проникновения в психологические особенности феноменологии личностного выбора, который является сущностным достижением человека, сформировавшимся в истории социального и культурного развития.

В нашем исследовании изучение психологии читательского выбора проводилось в русле концепции В. С. Мухиной феноменологии развития и бытия личности. Вслед за В. С. Мухиной мы полагаем, что читательский выбор научных монографий происходит в реальностях предметного мира (научная монография как предмет материальной культуры), природного мира (научная монография как источник информации о многообразии мира, творчески осмысленной автором), образно-знаковых систем (научная монография как пространство образов и знаков), социально-нормативного пространства (читатель как представитель научного сообщества, ориентированного на значимые профессиональные ценности) и внутреннего пространства личности (читатель, обладающий внутренней позицией по отношению к овладению материалом научных монографий, ориентированный на расширение границ научного познания, на личностный, профессиональный и духовный рост)2.

Основу наших теоретических воззрений составляют научные взгляды В. С. Мухиной на структуру самосознания личности, внутреннюю позицию личности и концепция Великого идеополя общественного сознания3. Великое идеополе общественного сознания, являясь условием развития профессионалов научной деятельности, дает основание выбора из всего богатства идеополя, особенно — значимых научных монографий, обращение к которым стало традиционным для данной профессии4.

Для нашего исследования актуально концептуальное положение В. С. Мухиной об изучении психологии читательского выбора в контексте триады «личность автора — книгаличность читателя».

1 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч.: В 45 т. Т. 3. — 2-е изд. — М., 1955. — С. 440.

2 Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативны" взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — Екатеринбург, 2007. — С. 49 — 97,102 — 143,181 — 265,272 — 315, 860,493 — 955.

3 Там же. — С. 13.

4 Мухина В. С., Хвостов А. А. Акмеология научного творчества: Инновационная образовательная программа МПГУ (для аспирантов). -М.: МПГУ, 2008.

Мы исходим из того, что субъект-субъектные отношения в триаде «личность автора — книга — личность читателя» взращены во всей истории цивилизации.

Книга изначально выступает как объект выбора и выполняет опосредующую роль во взаимодействии двух личностей — автора и читателя. Однако так как выбор осуществляется на духовном уровне: идеи, взгляды, подходы, концепции, цели и т. д. — и на опредмеченном уровне: внешнее и внутреннее оформление, полиграфическое воплощение, сопровождение содержания произведения вспомогательными элементами (указатели, комментарии, примечания и т. д.), книга может стать для читателя особым субъектом Великого идеополя общественного сознания.

Процесс воплощения произведения автора в книгу осуществляется издателем и редактором. Издатель-редактор, сензитивный к особенностям читательского выбора научных монографий, стремится создать качественную научную книгу. Качественная научная монография может явиться условием для эффективного освоения идей, подходов и тезауруса авторов научных монографий.

Читательский адрес научных монографий: прежде всего представители научного сообщества — ученые, студенты, аспиранты, включенные в научно-исследовательскую деятельностьспециалисты-практикидуховная элита общества.

Основные понятия исследования: «психология читательского выбора научных монографий», «Великое идеополе общественного сознания», «научная монография», психологическая взаимосвязь в триаде «личность автора — книга — личность читателя».

Цель исследования — изучение психологии читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин.

Объект исследования — читательский выбор научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин.

Предмет исследования — критерии, особенности и условия читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин.

Гипотезы исследования.

Психология читательского выбора научных монографий определяется ори-ентациями представителей научного сообщества на сформировавшуюся в истории развития науки условную модель «идеального читателя-исследователя». Детерминантами психологии читательского выбора научных монографий выступают:

1 — высокая степень рефлексии специалистов на особенности профессиональной умственной деятельности;

2 — системообразующие знания идей и тезаурусов классиков философии, психологии, психофизиологии, деятелей науки, культуры и других областей знаний;

3 — культура научного чтения.

Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить развитие идей социокультурной обусловленности выбора в философии и психологии.

2. Изучить развитие взглядов на проблему читательского выбора научных монографий в психологии и сопряженных областях науки.

3. Проанализировать исследования, посвященные психологической взаимосвязи в триаде «автор — книга — читатель».

Методы исследования. В исследовании использовались: 1 — метод теоретической реконструкции модели качественной научной монографии, условной модели идеального читателя-исследователя, ориентированного на выбор научных монографий, а также методы интерпретации эмпирических данных, представленных в исследованиях проблемы читательского выбора научных монографий- 2 — метод «Включенное наблюдение за поведением читателей в ситуации выбора научных монографий" — 3 — метод (опросник) «Определение детерминант читательского выбора научных монографий» (В. С. Мухина) — 4 — метод (опросник) «Профессиональные рефлексии на классические и современные труды, вошедшие в Великое идеополе общественного сознания» (В. С. Мухина) — 5 — метод «Качественный анализ научных монографин в контексте ориентации издателей на профессиональный читательский выбор».

Для обработки информации применялись методы математической статистики, методы графического представления результатов в виде таблиц и схем.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обусловлены: теоретическими описаниями диагностируемого феноменасодержательной валидностью (репрезентативностью). Для обработки полученных результатов использовались феноменологические описания, методы статистической обработки результатов.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось: 1 — в 1998 -2008 гг. в книжных магазинах (г. Екатеринбург) и на книжных выставках-ярмарках (г. Москва) — 2 — в 2006 — 2008 гг. на базе кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (г. Москва), а также на базе факультетов психологии Уральского государственного университета и Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург). Выборка составила 175 человек: доктора наук / докторанты, кандидаты наук, аспиранты/соискатели, студенты/магистранты (5−6 курс).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Психология читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин впервые рассматривается: в контексте отечественных и зарубежных теоретических положений психологии личности и сопряженных областей наукив контексте современной социокультурной ситуациис позиций обусловленности читательской деятельности по выбору научных монографий контекстом Великого идеополя общественного сознания.

Проведенный теоретический анализ идеи, сопряженных с целями нашей диссертации, а также анализ результатов эмпирического исследования позволили сформулировать положения, выносимые на защиту.

Основные положения, выносимые на защиту:

I. Психология читательского выбора научных монографий обусловлена современным социокультуриым контекстом: 1 — культурно-ценностными приоритетами в обществе- 2 — отношением к книге как объекту материальной и духовной культуры- 3 — контекстом научной деятельности, в том числе навыками выбора научных изданий, отвечающих проблеме исследования.

II. Психология читательского выбора научных монографий обусловлена особенностями присвоения научных знаний, сложившимися научными интересами читателя и контекстом Великого идеополя общественного сознания. Обращение к значимым идеям классических и современных трудов, вошедших в Великое идео-поле общественного сознания, может способствовать усвоению значимых идей, тезаурусов авторов-ученых, формированию профессионального читательского выбора и тем самым определять культуру научного чтения.

III. Одним из значимых условий читательского выбора научных монографий является адекватность рефлексий представителей научного сообщества на особенности профессиональной умственной деятельности.

IV. Специалисты всех уровней научных квалификаций затрудняются сформулировать идеи и тезаурусы классических философских и научных произведений, если в период опроса эти произведения не являются предметом научного обсуждения. Затрудненность схватывания читателем концепций и подходов автора мы (вслед за В. С. Мухиной) склонны называть познавательной маргинальностью.

V. Читательский выбор научных монографий формируется в профессиональной деятельности и в сфере книгоиздания. Интеграция профессиональных знаний и личностных позиций автора-ученого и издателя-редактора способствует созданию качественной научной монографии и является одним из условий читательского выбора.

Практическая значимость исследования. Изучение психологии читательского выбора научных монографий способствует выявлению новых аспектов психологии личности, общей психологии, психологии развития. В работе предложены методы изучения психологии читательского выбора научных монографий. Данные настоящего исследования позволяют повысить эффективность научно-исследовательской и преподавательской деятельности посредством включения в арсенал представителей научного сообщества использованных методик. Кроме того, использование подхода к созданию качественной научной книги позволит сформировать условия для профессионального читательского выбора научных монографий.

Апробация работы. Основные положения исследования были использованы при чтении авторского спецкурса «Технология редакционно-издательского процесса» (2007;2008 гг.) на кафедре русского языка Уральского государственного технического университета — УПИ. Результаты исследования были доложеныв докладе на общероссийской научно-практической конференции «Книжное дело: Достижения, проблемы, перспективы», Екатеринбург, 12−15 июня 2007 г.- на объединении молодых ученых кафедры психологии развития МПГУ 11 сентября 2008 г.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 3 приложений. Библиографический список включает 365 наименований, в том числе 11 на английском языке. Объем диссертации 175 с.

I. Психология читательского выбора научных монографий обусловлена со временным социокультурным контекстом: 1 — культурно-ценностными приорите тами в обществе- 2 — отношением к книге как объекту материальной и духовной культуры- 3 — контекстом научной деятельности, в том числе навыками выбора на учных изданий, отвечающих проблеме исследования.II. Психология читательского выбора обусловлена особенностями присвое ния научных знаний, сложившимися научными интересами читателя и контекстом Великого идеополя общественного сознания. Обращение к значимым идеям клас сических и современных трудов, вошедших в Великое идеоиоле общественного сознания, может способствовать усвоению значимых идей, тезаурусов авторов ученых, формированию профессионального читательского выбора и тем самым определять культуру научного чтения.III. Одним из значимых условий читательского выбора научных моногра фий является адекватность рефлексий представителей научного сообщества на особенности профессиональной умственной деятельности. Адекватность рефлек сий присуща немногим представителям научного сообщества и еще не является показателем реального усвоения знаний. Как оказалось, специалистам всех уровней научных квалификаций присуща в большой мере недостаточность, неадекватность рефлексий на собственные воз можности профессиональной умственной деятельности. Нами обнаружен дефш/ит представителей науки, ответственных за выбор жизненного пути в научно-исследовательской деятельности. Ответственная науч ная элита обладает высокой рефлексией на особенности своей умственной дея тельности и реальные возможности в движении к истине. Это весьма редкая группа одаренных мыслящих людей.IV. Специалисты всех уровней научных квалификаций затрудняются сфор мулировать идеи и тезаурусы классических философских и научных произведений, если в период опроса эти произведения не являются предметом научного обсужде ния. Затрудненность схватывания читателем концепций и подходов автора мы (вслед за В. Мухиной) склонны называть познавательной маргинальностью. По 136 знавателышя марганальность, обнаруженная в разной степени во всех исследуемых выборках, является свидетельством невысокой культуры научного чтения.V. Читательский выбор научных монографий формируется в профессио нальной деятельности и в сфере книгоиздания. Качественный анализ профессио нальной деятельности издателя-редактора показал, что подготовка научных моно графий профессионалами в издательствах не соответствует сложившимся критери ям организации изданий. Это затрудняет читательский выбор научных моногра фий, освоение читателем тезауруса, идей и подходов авторов. Интеграция профессиональных знаний и личностных позиций автора ученого и издателя-редактора способствует созданию качественной научной моно графии и является одним из условий читательского выбора обсуждаемых научных изданий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Издательский словарь-справочник. — М., 1998.- С. 48.
  2. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. — СПб., 2000. — С. 226.
  3. Е. В. Психология читателя // Библиотечная энциклопедия. М., 2007. — С. 833 — 835.
  4. И. П., Шапошников А. Е. Читате лев еден не // Библиоючная энциклопедия. М.: Пашков дом, 2007.-С. 1152.
  5. Очарованные книгой: Русские писатели о чтении, книгах, библиофилах. М., 1982
  6. В. Ш Восприятие читателем русской прозы во второй трети XIX века. М., 1980Гам же.-С. 128.
  7. Шабчий М. II Шаблий М. И Формы закрепления читательской позиции в романе Лермонтова «Вадим» // Читатель в творческом сознании русских писателей: Межвуз тематпч. сб. на>ч. тр. Калинин, 1986.-С. 92−95.2Там же.-С II.3 Там же.-С. 39.
  8. В. С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. Екатеринбург, 2007. — С. 242.
  9. В. С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты. — Екатеринбург, 2007. С. 449 — 484.
  10. Ю. М Анализ поэтическою текста. — Л., 1972.
  11. Р. Империя знаков. — М., 2004.
  12. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с фр — СПб., 1994.
  13. В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подод. Инновационные аспекты). Екатеринбург, 2007. — С. 102 — 143.2 Там же.-С. 35−36.
  14. Автор // Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. — М., 1998. — С. 12.
  15. Автор // Ожегов С. И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994.— С. 19.
  16. А. П. Междисциплинарные исследования творчества: иio¡-n, поиски, перспективы // Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества / Отв. ред. В В. Давыдов. М.: Наука, 1990. — 173 с.-С. 23−43.-С. 36−37.
  17. В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург, 2007. — С. 953.
  18. Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. — С. 3.
  19. Лли-заде, А А. Предисловие // Личность ученого и становление новых научных направлений. М., 1989.-С. 5−7.
  20. А. Д. Проблемы науки и позиция ученого: Статьи и выступления.-Л., 1988.-С. 7.3 Там же.-С. 316.
  21. Е. Б. Кулыурная психология личности: монография. М., 2007. — С. 274.2 Там же. С. 279.
  22. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002. — С. 312. 313.
  23. С. А. Профессиональная мобильность в науке. М., 1983. — С. 14.
  24. В. И. Социодинамика научного коллектива. Минск, 1992. — С. 62 — 64.
  25. Ю. А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. -М., 1999.-С. 61. Там же. С. 61.
  26. Р. Г. Формирование личности ученого в условиях развитого социализма. Новосибирск, 1979.-С. 80.5 Там же.-С. 140.
  27. Яхна Н Проблемы научного сообщества и научных коллективов: О научном сообществе как коллективном субъеме научной деятельности // Ученый и научный коллектив: социальные аспекты деятельности.-М" 1986. С. 10
  28. С. А. Профессиональная мобильность в науке. М., 1983.
  29. . А. Роль потребностей личности в отборе научных кадров // Ученый и научный коллекпш: социальные аспекты деятельности. — М., 1986. С. 78 — 90.3 Там же. С. 89.
  30. Г. Ученые и процесс исследования: К проблеме социокультурной детерминации современного научного мышления // Ученый и научный коллектив: социальные аспекты деятельности. М&bdquo- 1986. -С. 191 -205.-С. 194.
  31. Богоявтенская Д Б. Интеллектуальная активность человека как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.-С. 24.2 Там же.
  32. Дж. Когда Россия научилась читать. (Реферат) // Что мы читаем? Какие мы? — М., 1993. — С. 151 171.
  33. Е. И. Массовый читатель и работа с книгой. М., 1936- Утков В. Г. Продавец — книга — покупатель: Молодому книжнику. — М., 1986- Десятерик В., Чирва А., Жукаускас Ю. и др. Сделать книгу летучей. -М., 1979.
  34. Е. И. Изучение читательских интересов (массовый читатель). — М., 1927.
  35. Книги: Спрос населения. Фрунзе, 1984.
  36. Е. И. Массовый читатель и работа с книгой. М, 1936. — С. 174.
  37. Н. Е., Рейтбалт А. И. Состояние чтения в 70 — 80-е гг. Статистико-социологический обзор // Книга и чтение в зеркале социологии. М., 1990. — С. 14−25.
  38. И. А. Читатели и чтение на исходе XX века: Социологические аспекты. М., 1997.
  39. А. Читать, чтобы читать: Чтение в будущем // История чтения в западном мире: от Античности до наших дней. — М., 2008. — С. 469.
  40. . С., Майсурадзе Ю. Ф. Книжное дело: Взгляд журналиста и специалиста — М., 2001С. 38.
  41. Д. К. Чтение в контексте времени // Что мы читаем? Какие мы' М., 1993. — С. 9 — 15.
  42. И. А. Читатели и чтение на исходе XX века: Социологические аспекты. — М., 1997, — С. 100.2 Там же.-С. 131.
  43. Stelmakh V. D. Reading in Post-Soviet Russia//Libraries & Culture. 1998.-Vol. 33.-No. l.-P. 105−112.
  44. Е. В. Для кого мы работаем // Читающая Россия: мифы и реальность. N4., 1997. — С. 111−114.
  45. Saul Е, W" Dieckman D. Choosing and using information ti ade books // Reading Research Quarterly. -2005. Oct.-Dec. — Vol. 40(4). — P. 502 — 513.
  46. Е. Н. Роль библиотеки и чтения в процессе самореализации и самоактуализации личности // Вестник Дальневосточной госудатственной научной библиотеки. — 1999. № 1 (январь — март) — С. 11 — 14.
  47. Бородина В 1. История изучения петербургского читателя: психологический аспект // История библиотечного, книжного и архивного дела Санкт-Петербурга. СПб., 2003. — С. 17 —20.
  48. . С., Майсурадзе Ю. Ф. Книжное дело: Взгляд журналиста и специалиста — М., 2001. Книжный рынок: Опыт маркетингового исследования. — Челябинск, 2000.
  49. Н. Е., Рейтбалт, А II. Состояние чтения в 70 80-е гг. Статистико-социологический обзор // Книга и чтение в зеркале социологии. — М., 1990. — С. 14—25.
  50. В. А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) // Психол. журнал. 2005 (Т. 26). — № 3. — С. 38−50.
  51. Н. И. Поведение покупателей книг (социологический опрос) // Книжный бизнес. -2005.-№ 1, — С. 20−21.
  52. В. Н. Чтение в современной России: Некоторые наблюдения и размышления // Книга и мировая цивилизация: В 4 т. Т. 1. М., 2004. — С. 28 — 30.
  53. И. А. Читатели и чтение на исходе XX века Социологические аспекты — М., 1997- Социология чтения и библиотечного дела- Информационная справка. — Л, 1988.
  54. . С., Майсурадзе Ю Ф. Книжное дело: Взгляд журналиста и специалиста. — М., 2001. Зоркая Н А. Чтение в контексте масскоммуникативной деятельности // Читающий мир и мир чтения: Сб. статей М., 2003. — С. 58 — 81.
  55. П., Фюделъ Ш., Милъц М и др. Концепция маркетинга для публичных библиотек Пер с нем. М., 1993.
  56. С. Г. Библиотечный маркетинг: Практическое пособие для работников публичных библиотек. Пермь, 1993. — С. 22.
  57. Там же. С. 22 — 23- Ашервуд Р. Азбука общения, или Public Reletions библиотеки: Пер. с англ. — М., 1995.-С. 31−32.
  58. Volodin В. The Scholarly Library at the End of the Twentieth Century // Libraries & Culture. 1998. -Vol. 33. — № 1. — P. 120- Читатель исследовательской библиотеки: Материалы междунар. конф. — М.: Рос. Гос. б-ка по искусству, 1999.
  59. В. П. Субъективные предпочтения читателя: с чем они связаны? // Что мы читаем? Какие мы?: Сб. науч. тр. М., 1993. — С. 92 — 100. ^
  60. Хгебцевич Е II Массовый читатель и работа с книгой. М., 1936. — С 195.
  61. Приводится по: Прозоров В В Опыты дифференциации читателей в русской критике XIX в. // Проблемы дифференциации читателей и психологии чтения Сб. науч тр.-Л, 1980.-С 56.
  62. Бородина В (Психологические методы в изучении читательского развития // Библиосфера. — 2008, — № 2.-С. 18 -23.-С. 18.
  63. А. Ф. О естественном эксперименте // Лазурский А. Ф. Избранные труды по психоло-гии.-М., 1997.-С. 403−411.
  64. М. Я. Избранные психологические произведения. — М., 1975. — С. 34, 77, 83, 190, 246.
  65. Индивидуальные характеристики читателя научных монографий: пол, возраст (ориентировочно).
  66. Последовательность действий читателя у книжного стенда, направленных на изучение представленных книг и заинтересовавшего издания.
  67. Вопросы специалисту-консультанту.
  68. Ответы специалиста-консультанта.
  69. Содержательные аспекты диалога, возникающего между читателем и спе-циал истом-ко нсульта нтом.
  70. Реплики, рефлексии, высказывания наблюдаемых по поводу заинтересовавших научных монографий.
  71. Купил/не купил монографию. Вариативность записей обусловлена индивидуальностью каждого отдельного наблюдения. Результаты изложены в параграфе 2, пункте 2.1 настоящей главы.
  72. Словарь иностранных слов. 7-е изд., перераб. — М., 1980. — С. 165.
  73. О. Р. Читательская деятельность как способ развития самопонимания: Дис.. канд. пси-хол. наук. Краснодар, 2005. — С. 83.
  74. H. LU., Гончарук Н. П. Психология и культура умственного труда: Учеб. пособие. М/ КНОРУС, 2004. — 240 с — С. 23, 27.
  75. Boost) от R. The Student as Moral Agent//Journal ofMoial Education. 1998,-Vol. 27.-№ 2.-P. 172−190.
  76. В. С. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). — Екатеринбург, 2007. С. 35.
  77. Аллахвердян, А Г., Мошкова Г. Ю, ЮревичА В, Ярошевский М. Г. Пснхолошя науки: Учеб. пособие ~М., 1998.-С. 91.
  78. Е. Б. Культурная психология личности: монография. М., 2007. — С. 282.
  79. В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург, 2007. — С. 946.3 Там же.-С. 916.
  80. И. Лекции: Логика, 1800 // Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1994. — С. 334.
  81. В. С., Хвостов.I, А Программа по дисциплине «Акмеология научного творчества». М., 2008. — 11 с. (На правах рукописи).
  82. А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки: Учеб. пособие.-М., 1998.-С. 66.
  83. Е. Б. Культурная психология личности: монография — М., 2007. — С. 278.
  84. Аллахвердян, А Г, Мошкова Г. Ю., Юревич, А В., Ярошевский М Г Психология науки: Учеб. пособие.-М., 1998.-С. 182, 183.
  85. Аппарат издания // Ми ¡-ьчии, А Э. Издательский словарь-справочник. — М., 1998.
  86. И. Лекции: Логика, 1800 // Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1994. — С. 334
  87. Г. В. Ф. Философия духа Пер. с нем. // Гегель Г В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. Т. З.-М., 1977.
  88. А. В., Степанов С. Ю., Ушаков Д В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве — М., 2002. — С. 79
  89. И. Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. — С. 36.
  90. И. Н&bdquo- Степанов С. Ю. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии // Исследование проблем психологии творчества. — М., 1983.
  91. В. С. Знание и мироотношение // Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. —С. 81.
  92. В. А. Гуманизм как идеал и как реальность // Идеал, утопия и критическая рефлексия. -М., 1996.- С. 121.
  93. Старовойтенко Е Б. Культурная психология личности: монография. М., 2007. — С. 280.
  94. А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учеб. Пособие. СПб.: Питер, 2003. — С. 116.
  95. Рефлексия // Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. — С. 394.
  96. Рефлексия // Еникеев М И., Кочетков О Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. — М, 1997. — С. 168.
Заполнить форму текущей работой