Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Надежная (безопасная) привязанность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ингибированное (подавленное) или реактивное расстройство привязанности, при котором социальные взаимодействия подавлены, амбивалентны или сверхбдительны. Ребенок может отвечать воспитателям смесью приближения, избегания и сопротивления утешению или может выказывать застывшую настороженность. Такие дети склонны быть несчастными, им недостает эмоциональной отзывчивости, и они могут агрессивно… Читать ещё >

Надежная (безопасная) привязанность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дети этой группы сильно огорчаются и плачут при разлуке с матерью и радуются при ее появлении, стремятся к близости и взаимодействию с нею. В ее присутствии они чувствуют себя в безопасности. Обычно такой тип привязанности формируют теплые, респонсивные матери[1][2].

Избегающая (небезопасная) привязанность.

Дети этой группы обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью, а также игнорируют и даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери и о том, что в ее присутствии ребенок не чувствует себя защищенным. Матери детей этой группы отличаются эмоциональной холодностью, невнимательным отношением к потребностям ребенка и излишней требовательностью.

Тревожно-амбивалентная (небезопасная) привязанность.

Дети этой группы проявляют яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и «взяли на ручки». Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, внутренне противоречивом отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка в ее присутствии. Матери этих детей характеризуются неустойчивостью, непоследовательностью и непредсказуемостью поведения.

Представленная типология была подтверждена в исследованиях М. Эйнсворт и других сотрудников Боулби, проведенных на других выборках в США[3].

Позднее в 1986 г. студентка М. Эйнсворт и ее последовательница Мэри Мейн выделила и описала четвертый тип привязанности — дезорганизованная привязанность. Этот тип привязанности характерен для детей, проявляющих дезориентированное поведение, например раскачивание, закрывание лица, поведение приближения-удаления, «остановки на полпути», позволяющее предположить, что хотя система привязанности этих детей активирована, но она не объективируется в определенных моделях поведения, что в присутствии матери ребенок, возможно, чувствует страх и замешательство. Дезорганизованная привязанность наблюдается у детей, чьи родители имеют непроработанный травматический опыт потерь, разлук, были жертвами жестокого отношения и насилия1.

В отечественных исследованиях привязанности был описан еще один дополнительный тип, когда дети не отпускают мать от себя ни на шаг, поэтому эпизод полного разлучения с дальнейшим воссоединением при использовании эксперимента с «незнакомой ситуацией» оказался просто невозможным. Этот специфический тип привязанности получил название «симбиотическая привязанность», а такие дети были названы «симбиотически привязанными»[4][5][6].

В целом типология Эйнсворт подтвердилась в широкомасштабных исследованиях, проведенных в разных странах на обширных выборках. Важной информацией о социальном и психическом благополучии населения могут служить данные о распространенности определенных типов привязанности и, соответственно, о преобладающих видах материнского поведения у представителей разных стран. Исследования, проведенные в Западной Европе и США, свидетельствуют, что 50—60% детей демонстрируют надежный тип привязанности, 30—40% — избегающий тип, 10—20% — тревожно-амбивалентный тип. Дезорганизованный тип привязанности проявляют 5—6% детей, и их относят к группе риска. Исследования, проведенные на отечественных выборках (130 домашних детей в возрасте 11 — 16 мес. и 49 детей из детского дома в возрасте 12—18 месяцев), дают следующую картину распределения типов привязанности (табл. 3.2).

Таблица 32

Распределение типов привязанности в двух отечественных выборках детей3

Тип привязанности.

Домашние дети (п = 130).

Дети из детского дома (/? = 49).

Безопасная привязанность.

6%.

;

Избегающая привязанность.

10%.

2%.

Амбивалентная.

34%.

8%.

Дезорганизованная.

50%.

90%.

Представленные результаты заставляют пересмотреть принятые в отечественной культуре формы ухода за младенцами и уделить пристальное внимание развитию программ помощи и раннего вмешательства.

К настоящему времени существуют по крайней мере четыре диагностических инструмента измерения привязанности: эксперимент М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация»; проективный тест Н. Каплан для определения привязанности дошкольников и младших школьников в возрастном диапазоне 5—8,5 года; опросник Кэтрин Кернс для определения типа привязанности у подростков 8—12 лет1; интервью для определения привязанности взрослых М. Мейн[7][8].

Результаты современных исследований по теории привязанности позволяют говорить о том, что тип привязанности, сформировавшийся в раннем возрасте, остается неизменным на протяжении всей взрослой жизни человека. Исследования, проведенные с помощью интервью для определения типов привязанности взрослых людей, показывают, что материнский тип привязанности значимо и положительно коррелирует с типом привязанности, проявляемым ее ребенком в «незнакомой ситуации»[9]. Взаимосвязь между типом привязанности ребенка, материнским стилем и типом привязанности матери отражена в материале табл. 3.3.

Таблица 33

Взаимосвязь между типом привязанности ребенка, стилем воспитания и типом привязанности матери (воспитателя)[10]

Тип привязанности ребенка.

Характерное поведение в «незнакомой ситуации».

Доля в неклинических выборках, %.

Вероятный стиль воспитания.

Возможный тип привязанности матери[11]

Избегающая.

Исследует, мало обращаясь к матери. Минимально расстроен разлукой. Избегает или игнорирует мать при воссоединении.

15%.

Активно отвергающий поведение привязанности или нечутко отзывчивый. Недостаток нежности. Подавленный родительский гнев.

Отклоненная.

Надежная.

Использует мать как надежную основу для исследования. Может быть расстроен разлукой. При воссоединении положительно приветствует мать, может искать утешения, затем снова продолжает игру/исследоваиие.

60%.

Чуткий к сигналам ребенка. Восприимчивый к потребностям ребенка. Быстрая реакция на страдание, амортизирующая отрицательные эмоции.

Автономная.

Окончание табл. 33

Тип привязанности ребенка.

Характерное поведение в «незнакомой ситуации».

Доля в неклинических выборках, %.

Вероятный стиль воспитания.

Возможный тип привязанности матери5

Тре;

вожно;

амбива;

лентная.

Исследование минимально. Сильно расстроен разлукой. При воссоединении с трудом успокаивается, амбивалентная смесь цепляния и гнева.

10%.

Отзывчивость минимальная и непоследовательная.

Озабоченная.

Дезорганизованная.

Пет связной картины поведения при расставании и воссоединении. Дезорганизованное поведение — раскачивание, закрывание лица, застывание, неожиданное чередование приближения и избегания позволяющее предполагать страх и замешательство в присутствии матери.

15%.

Родительское поведение — угрожающее или непредсказуемое. Не реагирует на обращение ребенка. Отвергает сигналы, игнорирует потребности ребенка. Посылает двойственные коммуникации, например протягивает к нему руки и отступает.

Неразре;

шивша;

яся.

Нарушения привязанности становятся наиболее важным параметром описания при анализе психического статуса детей, воспитывающихся вне семьи. В МКБ-10[12] выделяются два типа нарушения привязанности.

Дезингибированное (расторможенное) нарушение, при котором ребенок проявляет следующие поведенческие особенности. Он действительно ищет утешения, когда расстроен, но у него нет нормальной избирательности по отношению к людям, к которым он обращается. Социальные взаимодействия с незнакомыми людьми плохо модулированы: в младенчестве — обычно цепляние, в раннем или среднем детстве — стремление привлечь внимание и неразборчиво дружелюбное поведение. Этот вид нарушения привязанности обычно связан с неоднократной заменой воспитателя в первые годы жизни, в том числе с частой заменой приемной семьи или же воспитанием в детском доме с высокой текучестью персонала.

Ингибированное (подавленное) или реактивное расстройство привязанности, при котором социальные взаимодействия подавлены, амбивалентны или сверхбдительны. Ребенок может отвечать воспитателям смесью приближения, избегания и сопротивления утешению или может выказывать застывшую настороженность. Такие дети склонны быть несчастными, им недостает эмоциональной отзывчивости, и они могут агрессивно реагировать на страдание — свое собственное или другого человека. Ингибированные расстройства привязанности обычно приписывают жестокому обращению в первые годы жизни, но эта связь не доказана, в исследованиях жестокого обращения с детьми симптомы расстройства привязанности обычно не выявляют.

Вопросы для размышления

  • • Согласны ли вы с основной идеей Боулби, что самой важной потребностью ребенка, которая удовлетворяется в контакте с матерью, является потребность в безопасности, а не в пищевом удовлетворении, как это утверждает ортодоксальный психоанализ?
  • • Как вы полагаете, можно ли сформировать у ребенка надежную привязанность после трех лет, терапевтически изменив поведение его матери?
  • • Как вы можете объяснить тот факт, что именно российские исследователи привязанности обнаружили еще один тип привязанности — симбиотическую привязанность, поведение, при котором ребенок не может оторваться от матери в эксперименте «Незнакомая ситуация»?
  • [1] Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. С. 139—151.
  • [2] Респонсивность матери — способность матери быть высокочувствительной к состояниям и сигналам, исходящим от ребенка, и точно удовлетворять актуальную потребностьребенка.
  • [3] Боулби Дж. Привязанность. С. 374.
  • [4] Бриги К. X. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. М.: Когито-Центр, 2012.
  • [5] Кошавцев А. Г. Формирование материнско-детской привязанности // Биосоциальнаяприрода материнства и раннего детства. СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 178—202.
  • [6] Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р. Ж. Мухамедра-химова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
  • [7] Иванова И. С. Психодиагностические возможности исследования привязанности //Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 6. М. :СВИВТ, 2012.
  • [8] Лс. аиова ILK. Интервью для взрослых о привязанностях: методическое пособие. М. :Ин-т детской психотерапии и психоанализа. 1997. С. 16; Бриш К. X. Терапия нарушенийпривязанности: От теории к практике. М.: Когито-Центр, 2012. Приложение.
  • [9] Взаимосвязь типа привязанности и признаков посттравматического стресса / Е. С. Калмыкова [и др.) // Психологический ж-л. 2002. № 6. Т. 23. С. 89—97.
  • [10] Гудман Р.} Скотт С. Детская психиатрия. URL: drlev.ru/book/gudman.pdf (дата обращения: 8.03.2015).
  • [11] Тип материнской привязанности определялся с помощью «Интервью привязанностидля взрослых».
  • [12] МКБ — Международная классификация болезней, 10-я версия.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой