Надежная (безопасная) привязанность
![Реферат: Надежная (безопасная) привязанность](https://westud.ru/work/6453254/cover.png)
Ингибированное (подавленное) или реактивное расстройство привязанности, при котором социальные взаимодействия подавлены, амбивалентны или сверхбдительны. Ребенок может отвечать воспитателям смесью приближения, избегания и сопротивления утешению или может выказывать застывшую настороженность. Такие дети склонны быть несчастными, им недостает эмоциональной отзывчивости, и они могут агрессивно… Читать ещё >
Надежная (безопасная) привязанность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дети этой группы сильно огорчаются и плачут при разлуке с матерью и радуются при ее появлении, стремятся к близости и взаимодействию с нею. В ее присутствии они чувствуют себя в безопасности. Обычно такой тип привязанности формируют теплые, респонсивные матери[1][2].
Избегающая (небезопасная) привязанность.
Дети этой группы обычно не огорчаются и не плачут при разлуке с матерью, а также игнорируют и даже избегают ее при встрече. Такое поведение ребенка свидетельствует об отчуждении и избегании матери и о том, что в ее присутствии ребенок не чувствует себя защищенным. Матери детей этой группы отличаются эмоциональной холодностью, невнимательным отношением к потребностям ребенка и излишней требовательностью.
Тревожно-амбивалентная (небезопасная) привязанность.
Дети этой группы проявляют яркую гневную реакцию на разлуку с матерью, но сопротивляются контактам с ней при встрече: сердятся, плачут, не идут на руки, хотя явно хотят, чтобы на них обратили внимание и «взяли на ручки». Такое поведение свидетельствует об амбивалентном, внутренне противоречивом отношении к матери и об отсутствии чувства уверенности и безопасности у ребенка в ее присутствии. Матери этих детей характеризуются неустойчивостью, непоследовательностью и непредсказуемостью поведения.
Представленная типология была подтверждена в исследованиях М. Эйнсворт и других сотрудников Боулби, проведенных на других выборках в США[3].
Позднее в 1986 г. студентка М. Эйнсворт и ее последовательница Мэри Мейн выделила и описала четвертый тип привязанности — дезорганизованная привязанность. Этот тип привязанности характерен для детей, проявляющих дезориентированное поведение, например раскачивание, закрывание лица, поведение приближения-удаления, «остановки на полпути», позволяющее предположить, что хотя система привязанности этих детей активирована, но она не объективируется в определенных моделях поведения, что в присутствии матери ребенок, возможно, чувствует страх и замешательство. Дезорганизованная привязанность наблюдается у детей, чьи родители имеют непроработанный травматический опыт потерь, разлук, были жертвами жестокого отношения и насилия1.
В отечественных исследованиях привязанности был описан еще один дополнительный тип, когда дети не отпускают мать от себя ни на шаг, поэтому эпизод полного разлучения с дальнейшим воссоединением при использовании эксперимента с «незнакомой ситуацией» оказался просто невозможным. Этот специфический тип привязанности получил название «симбиотическая привязанность», а такие дети были названы «симбиотически привязанными»[4][5][6].
В целом типология Эйнсворт подтвердилась в широкомасштабных исследованиях, проведенных в разных странах на обширных выборках. Важной информацией о социальном и психическом благополучии населения могут служить данные о распространенности определенных типов привязанности и, соответственно, о преобладающих видах материнского поведения у представителей разных стран. Исследования, проведенные в Западной Европе и США, свидетельствуют, что 50—60% детей демонстрируют надежный тип привязанности, 30—40% — избегающий тип, 10—20% — тревожно-амбивалентный тип. Дезорганизованный тип привязанности проявляют 5—6% детей, и их относят к группе риска. Исследования, проведенные на отечественных выборках (130 домашних детей в возрасте 11 — 16 мес. и 49 детей из детского дома в возрасте 12—18 месяцев), дают следующую картину распределения типов привязанности (табл. 3.2).
Таблица 32
Распределение типов привязанности в двух отечественных выборках детей3
Тип привязанности. | Домашние дети (п = 130). | Дети из детского дома (/? = 49). |
Безопасная привязанность. | 6%. | ; |
Избегающая привязанность. | 10%. | 2%. |
Амбивалентная. | 34%. | 8%. |
Дезорганизованная. | 50%. | 90%. |
Представленные результаты заставляют пересмотреть принятые в отечественной культуре формы ухода за младенцами и уделить пристальное внимание развитию программ помощи и раннего вмешательства.
К настоящему времени существуют по крайней мере четыре диагностических инструмента измерения привязанности: эксперимент М. Эйнсворт «Незнакомая ситуация»; проективный тест Н. Каплан для определения привязанности дошкольников и младших школьников в возрастном диапазоне 5—8,5 года; опросник Кэтрин Кернс для определения типа привязанности у подростков 8—12 лет1; интервью для определения привязанности взрослых М. Мейн[7][8].
Результаты современных исследований по теории привязанности позволяют говорить о том, что тип привязанности, сформировавшийся в раннем возрасте, остается неизменным на протяжении всей взрослой жизни человека. Исследования, проведенные с помощью интервью для определения типов привязанности взрослых людей, показывают, что материнский тип привязанности значимо и положительно коррелирует с типом привязанности, проявляемым ее ребенком в «незнакомой ситуации»[9]. Взаимосвязь между типом привязанности ребенка, материнским стилем и типом привязанности матери отражена в материале табл. 3.3.
Таблица 33
Взаимосвязь между типом привязанности ребенка, стилем воспитания и типом привязанности матери (воспитателя)[10]
Тип привязанности ребенка. | Характерное поведение в «незнакомой ситуации». | Доля в неклинических выборках, %. | Вероятный стиль воспитания. | Возможный тип привязанности матери[11] |
Избегающая. | Исследует, мало обращаясь к матери. Минимально расстроен разлукой. Избегает или игнорирует мать при воссоединении. | 15%. | Активно отвергающий поведение привязанности или нечутко отзывчивый. Недостаток нежности. Подавленный родительский гнев. | Отклоненная. |
Надежная. | Использует мать как надежную основу для исследования. Может быть расстроен разлукой. При воссоединении положительно приветствует мать, может искать утешения, затем снова продолжает игру/исследоваиие. | 60%. | Чуткий к сигналам ребенка. Восприимчивый к потребностям ребенка. Быстрая реакция на страдание, амортизирующая отрицательные эмоции. | Автономная. |
Окончание табл. 33
Тип привязанности ребенка. | Характерное поведение в «незнакомой ситуации». | Доля в неклинических выборках, %. | Вероятный стиль воспитания. | Возможный тип привязанности матери5 |
Тре; вожно; амбива; лентная. | Исследование минимально. Сильно расстроен разлукой. При воссоединении с трудом успокаивается, амбивалентная смесь цепляния и гнева. | 10%. | Отзывчивость минимальная и непоследовательная. | Озабоченная. |
Дезорганизованная. | Пет связной картины поведения при расставании и воссоединении. Дезорганизованное поведение — раскачивание, закрывание лица, застывание, неожиданное чередование приближения и избегания позволяющее предполагать страх и замешательство в присутствии матери. | 15%. | Родительское поведение — угрожающее или непредсказуемое. Не реагирует на обращение ребенка. Отвергает сигналы, игнорирует потребности ребенка. Посылает двойственные коммуникации, например протягивает к нему руки и отступает. | Неразре; шивша; яся. |
Нарушения привязанности становятся наиболее важным параметром описания при анализе психического статуса детей, воспитывающихся вне семьи. В МКБ-10[12] выделяются два типа нарушения привязанности.
Дезингибированное (расторможенное) нарушение, при котором ребенок проявляет следующие поведенческие особенности. Он действительно ищет утешения, когда расстроен, но у него нет нормальной избирательности по отношению к людям, к которым он обращается. Социальные взаимодействия с незнакомыми людьми плохо модулированы: в младенчестве — обычно цепляние, в раннем или среднем детстве — стремление привлечь внимание и неразборчиво дружелюбное поведение. Этот вид нарушения привязанности обычно связан с неоднократной заменой воспитателя в первые годы жизни, в том числе с частой заменой приемной семьи или же воспитанием в детском доме с высокой текучестью персонала.
Ингибированное (подавленное) или реактивное расстройство привязанности, при котором социальные взаимодействия подавлены, амбивалентны или сверхбдительны. Ребенок может отвечать воспитателям смесью приближения, избегания и сопротивления утешению или может выказывать застывшую настороженность. Такие дети склонны быть несчастными, им недостает эмоциональной отзывчивости, и они могут агрессивно реагировать на страдание — свое собственное или другого человека. Ингибированные расстройства привязанности обычно приписывают жестокому обращению в первые годы жизни, но эта связь не доказана, в исследованиях жестокого обращения с детьми симптомы расстройства привязанности обычно не выявляют.
Вопросы для размышления
- • Согласны ли вы с основной идеей Боулби, что самой важной потребностью ребенка, которая удовлетворяется в контакте с матерью, является потребность в безопасности, а не в пищевом удовлетворении, как это утверждает ортодоксальный психоанализ?
- • Как вы полагаете, можно ли сформировать у ребенка надежную привязанность после трех лет, терапевтически изменив поведение его матери?
- • Как вы можете объяснить тот факт, что именно российские исследователи привязанности обнаружили еще один тип привязанности — симбиотическую привязанность, поведение, при котором ребенок не может оторваться от матери в эксперименте «Незнакомая ситуация»?
- [1] Смирнова Е. О. Теория привязанности: концепция и эксперимент. С. 139—151.
- [2] Респонсивность матери — способность матери быть высокочувствительной к состояниям и сигналам, исходящим от ребенка, и точно удовлетворять актуальную потребностьребенка.
- [3] Боулби Дж. Привязанность. С. 374.
- [4] Бриги К. X. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. М.: Когито-Центр, 2012.
- [5] Кошавцев А. Г. Формирование материнско-детской привязанности // Биосоциальнаяприрода материнства и раннего детства. СПБ.: Изд-во СПбГУ, 2007. С. 178—202.
- [6] Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / под ред. Р. Ж. Мухамедра-химова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
- [7] Иванова И. С. Психодиагностические возможности исследования привязанности //Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 6. М. :СВИВТ, 2012.
- [8] Лс. аиова ILK. Интервью для взрослых о привязанностях: методическое пособие. М. :Ин-т детской психотерапии и психоанализа. 1997. С. 16; Бриш К. X. Терапия нарушенийпривязанности: От теории к практике. М.: Когито-Центр, 2012. Приложение.
- [9] Взаимосвязь типа привязанности и признаков посттравматического стресса / Е. С. Калмыкова [и др.) // Психологический ж-л. 2002. № 6. Т. 23. С. 89—97.
- [10] Гудман Р.} Скотт С. Детская психиатрия. URL: drlev.ru/book/gudman.pdf (дата обращения: 8.03.2015).
- [11] Тип материнской привязанности определялся с помощью «Интервью привязанностидля взрослых».
- [12] МКБ — Международная классификация болезней, 10-я версия.