Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуалность исследования данной темы объясняется необходимостью создания модуля, основы, конструкции любого готового продукта, которая возникает лишь при использовании конструктивного мышления (мышление помогает создать готовый продукт, который состоит из основы) В повседневной жизни человека окружающие его предметы также изготовлены на основе модуля — мебель, одежда, жилище и многое другое… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 1. 1. АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ, СВЯЗАННЫХ С КОНСТРУКТИВНЫМ МЫШЛЕНИЕМ
    • 1. 2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    • 2. 1. ОТБОР И АНАЛИЗ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
    • 2. 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КОНСТРУКТИВНОМУ МЫШЛЕНИЮ
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Детский дизайн является посредником между художественным и научным постижением мира. Он служит средством развития различных психических процессов, в том числе и конструктивного мышления.

Понятие конструктивное мышление состоит из понятия мышления и его определения — конструктивное. Мышление является высшим познавательным процессом. Это особого рода умственная практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Оно представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Многие ученые считают, что важным моментом для развития ребенка является схватывание общей формы, а затем ее уточнение в новый образ (главная концепция гештальтпсихологии) Здесь проявляется мгновенный характер мышления, в основе которого лежит озарение (инсайт) Вертгеймер называет это творческим мышлением, где происходит переконструирование прежних образов при решении проблемных задач. Для развития творческого мышления необходимы условия, способствующие инсайту, то есть поисковая активность ребенка, проявляющаяся в деятельности. Конструктивная деятельность, я считаю, как нельзя лучше подходит как средство для создания проблемной ситуации. В процессе конструирования дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других, овладевают умением соизмерять длину, ширину, высоту предметов и т. д. Конструктивная деятельность предполагает развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, и связана с развитием речи.

Таким образом, особый вид мышления, который возникает в процессе конструктивной деятельности, «конечным продуктом» которого является конструкция, даже точнее говоря, основа, мы условно имеем право называть конструктивным мышлением.

Исследованием данной темы занимались: такие ученые-психологи, как Моляко В. А., Вертгеймер М., Волков Б. С., Поддъяков, Шаталова Н. П. и др. и ученые-практики — Малков В. И., Парамонова Л. А., Ярыгина А.

Существенного развития конструктивное мышление достигает в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст — время формирования и активного развития всех без исключения психических процессов, в том числе и мышления. А конструктивная деятельность к концу дошкольного возраста (старший дошкольник) приобретает характерные и столь необходимые для развития конструктивного мышления стремления к достижению результата, тематике сложных построек, уровень обобщения высок и т. д., что сама собой направляет на исследование.

Актуалность исследования данной темы объясняется необходимостью создания модуля, основы, конструкции любого готового продукта, которая возникает лишь при использовании конструктивного мышления (мышление помогает создать готовый продукт, который состоит из основы) В повседневной жизни человека окружающие его предметы также изготовлены на основе модуля — мебель, одежда, жилище и многое другое. Используя детский дизайн и развитое конструктивное мышление, появляется возможность преобразовать ненужные вещи, бросовый материал в функциональные и красивые предметы быта.

Применение конструктивного мышления в таких сферах, как строительство, архитектура, производство, искусство облегчает труд человека и позволяет придать сооружениям и предметам точную соразмерность и гармонию. Говоря словами А. Эйнштейна, «это гамма пропорций, мешающих делать плохо и помогающая делать хорошо» .

Тема исследования: «Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне» .

Цель исследования: «Выявить особенности развития конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста» .

Объект исследования: «Конструктивное мышление старших дошкольников.

Предмет исследования: «Особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне» .

Гипотеза исследования:

в процессе конструирования дети попадают в условия, которые стимулируют конструктивное и продуктивное мышление, таким образом, что вызывают различные эмоции, а также желание по новому комбинировать детали, для получения нового образа. Следовательно, необходимо использование модульного конструирования, конструирования из природного материала и т. п. для создания целостной основы конструкции.

Задачи исследования:

выявить состояние разработанности проблемы в педагогической, психологической теории и практике, уточнить понятийный аппарат исследования.

изучить основные особенности конструктивного мышления старших дошкольников в детском дизайне

разработать методические рекомендации для занятий по развитию конструктивного мышления в детском дизайне.

определить основные методы исследования

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение литературы

2. Комплекс методов психолого-педагогичской диагностики

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. «Продуктивное мышление»: пер. с англ. /общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. /М., Прогресс, 1987 г.
  2. .С., Волкова Н. В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. — М., 2000.
  3. Л.С. О психологических системах. — Собр. сочинений. Т.1М.: Педагогика, 1986.
  4. Н. «Развиваем творческий потенциал дошкольника». дошк. /в. 2006 № 9, стр.9−13.
  5. Н.А. Дизайн: история и теория: учебное пособие для студентов. Н.А. Ковешникова-2-еизд., стер. — М.: Изд-во Омега-Л, 2006. — 224с.
  6. Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. — М.: Педагогика, 1984 г. — 120с.
  7. В. «Феномен детской креативности». дошк. /восп. 2006 № 3стр.71−78.
  8. В. «Феномен детской креативности». дошк. /восп. 2006 № 5 стр.71−78.
  9. В. «Феномен детской креативности». дошк. /восп. 2007 № 2 стр.18−27
  10. В. «Феномен детской креативности». дошк. /восп. 2008 № 5 стр.29−35.
  11. И. «Летняя мастерская. Время развивать воображение"дошк. воспит. 2006 № 7, стр. 79.
  12. В.И. Модульное конструирование/МаГПИ — Магнитогорск, 1997 г.
  13. В.А. Психологическая система тренинга конструктивного мышления. /Вопросы психологии. — 2000. с.34−100.
  14. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, серия «Педагогика и психология», 1979 № 2
  15. Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии. — 2-еизд. — М.: Владос, 1998 г.
  16. Г. «Детский дизайн». дошк. воспит. 2006№ 5, стр.26−30.
  17. Л.А. «Творческое художественное конструирование». дошк. /в. 2005 № 2. стр.92−101
  18. Л.А. «Конструирование из природного материала». дошк. /в. 2005 № 7, стр.90−96.
  19. Л.А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. завед-й. — М.: Издат. центр «Академия», 2001 г.
  20. И. «Лего конструирование». дошк. / восп. — 2007. — № 10, стр.112−115
  21. Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1977 г. — c. 193−199.
  22. Психологический словарь (под ред. Давыдова В. В., Ломова Б. Ф. и др.) Научно-исслед. ин-т общей и пед. психологии Академия пед. наук СССР-м. Педагогика, 1983 г.
  23. Л. «О развитии мышления». дошк. /воспит. — 2006. — № 5. — стр.35−38.
  24. Т. «Территория творчества: место, где рождается образ». — дошк. /восп. — 2007. — № 9. — стр.123−125.
  25. М. «Объемная аппликация». — дошк. /в. — 2006. — № 2. — стр.36−37.
  26. И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 219с.
  27. В. «Формирование умственной активности дошкольников при решении конструктивных задач (конструирование по образцу)». дошк. /восп. — 1996. — № 8. — стр.93−99.
  28. Современный психолог. словарь/ под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: Прайм-Евро-знак. — 2007.
  29. А.М. Методика активизации мышления дошкольников.3-й том: учеб. — метод. пособие. Обнинск: Изд. «Принтер», 2000.
  30. Г. А., Ю.А. Афонькина. Практикум по дошкольной психологии: пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений.2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия"2000 г. — 304с.
  31. Н.П. «Развиваем конструктивное мышление» // Школьные технологии. — 2003. — № 4. — с.108−113.
  32. А. «Дети и дизайн». — дошк. /в. — 2006. — № 2. — стр.65−70.
  33. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева., Н. Н. Васильева и др. — Ярославль, Академия Холдинг, 2001 г. — 480с.
Заполнить форму текущей работой