Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные особенности подростков, имеющих коммуникативные трудности

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но именно область интимно-личностного общения является наиболее проблемной для подростка. Поэтому крайне важно разобраться в причинах возникающих в подростковом возрасте коммуникативных трудностей, в обстоятельствах, которые влияют на бурность их протекания, а также отыскать способы их преодоления. Всем этим обусловлена актуальность данного исследования, целью которого является изучение… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Характеристика подросткового возраста
    • 1. 2. Коммуникативные трудности подростков
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, У КОТОРЫХ ИМЕЮТСЯ ТРУДНОСТИ В КОММУНИКАЦИИ
    • 2. 1. Методика и организация исследования
    • 2. 2. Интерпретация результатов исследования
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Личностные особенности подростков, имеющих коммуникативные трудности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Подростковый возраст многими учеными назван одним из самых тяжелых и проблематичных для человека. Основные сложности вызваны переменами в мироощущении подростка. Еще вчерашний ребенок начинает осознавать свое взросление, проявляет интерес к особенностям своей личности. Именно в подростковом возрасте человек начинает задаваться вопросами «Кто я?» и «Какой я?». И в этом случае уже недостаточно положительной оценки со стороны родителей и близких родственников.

Нужна более точная и более серьезная оценка, которая формируется самим подростком. Это очень сложная и кропотливая работа, которая опирается и на оценки близких людей, и на отношение ровесников, и на свои собственные представления. Подросток анализирует свои поступки, старается постичь качества характера, размышляет над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, сравнивает себя и других людей.

В этот период отношение родителей уже не является критерием для понимания себя. Мнение родителей на этом возрастном этапе теряет свою значимость, иногда подростки выражают открытый протест своим родителям и предпочитают их словам и оценкам слова и оценки других людей. Но при этом отношение родителей крайне важно для подростка, для формирования его уверенности в себе. Недостаток знаний о собственной личности порождает сомнения, поэтому подростку необходима уверенность в родительской любви и поддержке, что составляет опору его личностному развитию. Но зачастую подростки демонстрируют абсолютно иные настроения, стараются отделиться от родителей, спорят с ними, нарушают их указания, игнорируют советы — в общем, ведут себя так, как будто родители им не нужны. Родители должны понимать, что их дети на самом деле нуждаются в их участии и понимании, хоть и всячески отрицают это.

Непонимание себя и своих поступков, незнание личностных особенностей — не единственная сложность подросткового возраста. Из-за того, что подросток перестает считать себя ребенком, он очень трепетно относится к своей независимости и взрослости. В связи с этим подросток протестует против того, когда его называют ребенком, и требует, чтобы к нему относились как к взрослому, уважали его желания и считались с его мнением. Однако подросток не всегда понимает, чего именно он хочет, не знает, как должно выглядеть это отношение «как к взрослому». Отвечать за свои поступки подросток также еще не способен, не всегда осознает их последствия, к тому же он попросту еще не может быть полностью самостоятельным, несмотря на то, что ему именно этого хочется.

Это требует от родителей и окружающих взрослых внимательного и чуткого отношения к подростку. Необходимо увеличивать их ответственность, давать им возможность быть самостоятельными, поощрять их стремление познать и понять себя. И в то же время следует помнить, что подростки, по сути, еще совсем дети, которые мучительно боятся незнакомого и не понятного окружающего мира.

Помимо интереса к своим индивидуальным особенностям у подростков начинает складываться интерес к другим людям, преимущественно ровесникам. Теперь дети в школе предпочитают уделять время не учебе, а общению с одноклассниками. Именно в этот период формируются дружеские отношения, возникает первая любовь. Подросток склонен оценивать не только собственные личностные качества, но и качества своих ровесников, и, ориентируясь на эти качества, он выбирает себе друзей, симпатизирует одним людям и негативно относится к другим.

Также в подростковом возрасте начинает проявляться интерес к противоположному полу. В этой связи подростки стараются оценить свою собственную внешнюю привлекательность, при этом, как правило, редко остаются довольны собой. Это становится еще одной причиной для сомнений в себе, неуверенности.

Поскольку главным для подростка является интимно-личностное общение, именно успешность или неуспешность в этой сфере становится решающей в дальнейшем полноценном личностном развитии. От того, насколько удачно складываются социальные контакты подростка с окружающими, зависит его самооценка, формирование положительного «Я-образа», достижения в других сферах жизни.

Но именно область интимно-личностного общения является наиболее проблемной для подростка. Поэтому крайне важно разобраться в причинах возникающих в подростковом возрасте коммуникативных трудностей, в обстоятельствах, которые влияют на бурность их протекания, а также отыскать способы их преодоления. Всем этим обусловлена актуальность данного исследования, целью которого является изучение личностных особенностей подростков, имеющих коммуникативные трудности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Т. Байярд Д. «Ваш беспокойный подросток». Практическое руководство для отчаявшихся родителей- М. Просвещение, 1991
  2. А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.:ВЛАДОС, 2006. -176 с.
  3. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 2004, № 1.-С. 122−127,
  4. В. С. «Культура педагогического общения», -М.Просвещение, 1990
  5. Т.Г., Линская Л.3., УсольцеваТ.П. «Основы конструктивного общения. «Методическое пособие для преподавателей» -Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, М, Совершенство 1997
  6. Т.И. Активные процессы в лексиконе подростка. Тезисы докладов межд. конф. IV Шмелевские чтения. М., 2002. С. 52−53.
  7. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. М, 2003.-367 с.
  8. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480 с.
  9. В.М. Психолого-педагогический подход к реализации личностно-ориентированной модели коммуникации в непрерывном образовании // Развитие личности и проблемы непрерывного образования. Новосибирск, 2007.-С. 177−178.
  10. М.С. Мир общения: проблемы поло ролевых отношений. М.: Политиздат, 2008. -319 с.
  11. Кан-Калик В. А Учителю о педагогическом общении, М.: Просвещение, 2002. С. 137−139.
  12. В.И. Структура институционного дискурса // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2005. С. 25−33.
  13. В.П. «Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков», Книга для учителя, М. Просвещение, 1994
  14. Н.В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность». Популярное пособие для родителей и педагогов — Ярославль, Академия развития, 1996
  15. Е.В. Педагогика взаимодействия. Екатеринбург, 2006.-154 с.
  16. С.А. «Психология и подросток: коммуникативно-двигательный тренинг». // Ярославль, Академия развития. Академия холдинг., 2002.-378 с.
  17. А.Н. Проблемы развития психики. М., 2001. — 582 с.
  18. Лисина М.И. «Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии», М, 1978
  19. Рабочая книга школьного психолога под редакцией Дубровиной И. В., М. Международная педагогическая академия, 1995
  20. К. К науке о личности // История зарубежной психологии. М., 2006. С. 209.
  21. Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» /. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с.
  22. В. Г. Психология трудных школьников — М. «Академия», 1997
  23. Л.Д. Основы психология. Ростов на Дону, издательство «Феникс», 1997
  24. Л.М., Калугина И. Ю. «Психологический справочник учителя» М. Просвещение, 1991
  25. Г. А., Мастеров Б. М. «Психология саморазвития» М. Интерпракс, 1995
  26. Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения — М. 000 Издательство АСТ. 1997
  27. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников. // Вопросы психологии. 2004, № 2.
  28. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Полиус; Изд-во Михайлова В. А., 2008.-639 с.
Заполнить форму текущей работой