Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфика учебно-профессиональной установки курсантов юридического института МВД РФ в системе интегрированного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования проблем профессионального становления будущих офицеров-юристов МВД России обусловлена объективной необходимостью формирования высокопрофессионального, высокоответственного кадрового корпуса органов внутренних дел, способного эффективно решать правоохранительные задачи. В связи с этим перед высшими учебными заведениями МВД РФ поставлена важная задача — подготовка… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТАНОВКА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 1. 1. Социально-психологические исследования в системе высшего профессионального образования
      • 1. 1. 1. Профессиональное и личностное самоопределение студентов в процессе обучения
      • 1. 1. 2. Психологические особенности формирования и развития личности в процессе образования
      • 1. 1. 3. Уровни и этапы профессионального становления личности в процессе образования
      • 1. 1. 4. Понятие и структура профессионально важных качеств
      • 1. 1. 5. Исследование ценностно-смыслового пространства личности студента в процессе образования
    • 1. 2. Учебно-профессиональная установка как фактор субъективации профессиональной подготовки будущего специалиста
      • 1. 2. 1. Исследования установки в общей и социальной психологии
      • 1. 2. 2. Классификация, структура, функции и измерение социальной установки
      • 1. 2. 3. Учебно-профессиональная установка в образовании
    • 1. 3. Особенности профессиональной подготовки специалистов для системы МВД РФ
      • 1. 3. 1. Специфика образовательных учреждений МВД РФ
      • 1. 3. 2. Особенности профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТАНОВКИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РФ
    • 2. 1. Обоснование методов исследования и описание выборки
    • 2. 2. Исследование когнитивного компонента учебно-профессиональной установки
      • 2. 2. 1. Целеполагание в структуре учебно-профессионалыюй установки курсантов
      • 2. 2. 2. Прогнозируемые трудности будущей работы
      • 2. 2. 3. Учебно-профессиональные экспектации курсантов в процессе обучения в вузе
      • 2. 2. 4. Самооценка в структуре учебно-профессионалыюй установки курсантов
      • 2. 2. 5. Содержание и структура предложений курсантов по совершенствованию учебного процесса в вузе
    • 2. 3. Исследование аффективного компонента учебно-профессиональной установки
      • 2. 3. 1. Социалыю-психологическая оценка курсантов подготовки к профессиональной деятельности
      • 2. 3. 2. Удовлетворенность учебой как показатель адаптированное&trade- курсантов
      • 2. 3. 3. Исследование цветовых ассоциаций и предпочтений курсантов
    • 2. 4. Исследование поведенческого компонента учебно-профессиональной установки
      • 2. 4. 1. Направления субъектного включения курсантов в учебно-профессиональную деятельность
      • 2. 4. 2. Профессиональные намерения как модальные проявления субъектных отношений курсантов к профессиональной подготовке
    • 2. 5. Исследование взаимосвязи между структурными компонентами учебно-профессиональной установки
  • ВЫВОДЫ

Специфика учебно-профессиональной установки курсантов юридического института МВД РФ в системе интегрированного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Коренные изменения общественно-экономических отношений в стране, формирование правового государства создают предпосылки для модернизации образования. В связи с этим возрастает актуальность социально-психологических исследований в области образования, а соответствующая проблематика находит все больше исследователей, являясь предметом изучения таких отечественных ученых, как Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, А. А. Реан, М. Г. Рогов, Д. И. Фельдштейн, Р. Х. Шакуров, В. А. Якунин и другие. В их исследованиях затрагиваются различные социально-психологические аспекты обучения и воспитания, в том числе целеобразование и мотивы образования, профессиональное и личностное самоопределение учащихся, активное социально-психологическое обучение и др.

В социально-психологических исследованиях высшего образования (1980;2004 гг.) выявлена эмпирическая структура учебно-профессионального сознания будущих специалистов, показана ее инвариантность относительно профиля (специальности) и этапа вузовской подготовки, определены количественные характеристики различных составляющих структуры учебно-профессионального сознания, изучены учебно-профессиональные установки студентов в контексте их смысложизненных ориентаций, исследованы особенности формирования учебно-профессиональных установок студентов в образовательных учреждениях разного типа и профиля (Г.В.Акопов, А. В. Горбачева, О. Ю. Шевченко, Т. П. Варфоломеева и др.). Вместе с тем еще недостаточно исследованы вопросы взаимосвязи жизненного и профессионального пути и учебно-профессиональных установок личности, социального продвижения или социальной депривации обучающихся, включенных в учебный процесс тех или иных образовательных учреждений, значение соответствующей микросреды личности и т. д. Весьма незначительно представлены исследования, связанные с психологической спецификой обучения в высших военных училищах, образовательных учреждениях системы МВД РФ и т. д.

Актуальность исследования проблем профессионального становления будущих офицеров-юристов МВД России обусловлена объективной необходимостью формирования высокопрофессионального, высокоответственного кадрового корпуса органов внутренних дел, способного эффективно решать правоохранительные задачи. В связи с этим перед высшими учебными заведениями МВД РФ поставлена важная задача — подготовка профессионально грамотных специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной квалификации, личностной интеграции и социальной зрелости, обладающих эмоционально-волевой устойчивостью, развитым интеллектом, гибким творческим мышлением, смелостью, решительностью, уверенностью в себе, настойчивостью, высоким уровнем самоконтроля, а также хорошим физическим здоровьем и высокой работоспособностью.

Изучение учебно-профессиональной установки курсантов юридического института МВД РФ и особенностей ее формирования в процессе обучения позволяет разработать качественно новые методы повышения эффективности вузовской подготовки, системно и целенаправленно управлять процессом профессионального становления будущих офицеров МВД, особенно в части формирования у них системы профессиональных ценностей, уверенности в себе как субъекте профессиональной правоохранительной деятельности. Ин-тегрированность среднего и высшего профессионального образования является специфической особенностью подготовки специалистов в вузах МВД РФ.

В связи с обозначенной реальностью объектом нашего исследования являются социально-психологические особенности высшего профессионального образования в системе МВД РФ.

Предмет исследования — учебно-профессиональная установка курсантов юридического института МВД, находящихся на разных уровнях (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование) и этапах обучения.

Цель исследования — изучение специфики учебно-профессиональной установки курсантов юридического института МВД РФ, находящихся на разных уровнях (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование) и этапах обучения, что позволит разработать качественно новые методы повышения эффективности вузовской подготовки, системно и целенаправленно управлять процессом профессионального становления будущих офицеров МВД.

Задачи исследования:

1. Выявить специфику учебного процесса в вузах МВД РФ на разных уровнях подготовки (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование) специалистов.

2. Уточнить содержание понятия учебно-профессиональной установки как совокупности представлений, суждений и отношений курсантов к учебе и профессиональной деятельности.

3. Определить комплекс методов исследования структурных компонентов (когнитивный, аффективный и поведенческий) учебно-профессиональной установки.

4. Выявить специфику структурных компонентов (когнитивного, аффективного и поведенческого) учебно-профессиональной установки курсантов юридического института МВД РФ, находящихся на разных уровнях (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование) и этапах профессионального обучения.

Гипотеза исследования. Существуют определенные различия в характеристиках когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов учебно-профессиональной установки будущих офицеров МВД, находящихся на разных уровнях (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование) и этапах обучения.

Методологические и теоретические основы исследования:

— теории и положения отечественных и зарубежных авторов, изучавших установочные явления (А.Г.Асмолов, Л. Я. Гозман, В. С. Магун,.

В.Н.Мясшцев, Д. Н. Узнадзе, В. АЛдов, Ф. Олпорт, Г. Олпорт, М. Рокич, Л. Фес-тингер, Д. Майерс, Д. Кац, Ф. Зимбардо, М. Ляйпе и др.);

— работы, посвященные изучению профессиональной деятельности, определяющие профессионально-личностное развитие специалиста и закономерности формирования профессионализма (Б.Г.Ананьев, В. Л. Васильев, А. А. Климов, А. В. Карпов, В. Д. Шадриков, К.А.Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов и др.);

— работы по психологическим проблемам современного высшего образования (Г.В.Акопов, А. А. Бодалев, Т. В. Кудрявцев, М. Г. Рогов, В. Д. Шадриков и др.);

— работы, посвященные изучению профессиональных и учебно-профессиональных установок (Г.В.Акопов, Т. П. Варфоломеева, А. В. Горбачева, И. М. Кондаков, Г. О. Митина, Э. С. Чугунова, О. Б. Шептенко и др.).

Методы исследования. Для реализации целей и задач исследования и проверки гипотетических положений использовалась совокупность общенаучных и психологических методов: метод теоретического анализа и синтезаметоды сбора эмпирических данных — интервьюирование, анкетирование, тестирование, анализ документов (на этапе пилотажных исследований) — методики эмпирического исследования (анкета Г. В. Акопова — выявление уровня и качества профессиональной подготовки для изучения учебно-профессиональной установки как составляющей профессионального сознания субъектов учения), проективная методика ЦТО (углубленное исследование эмоционального компонента учебно-профессиональной установки) — методы количественной и качественной обработки эмпирических данных, математико-статистические методы анализа данных (группировочные таблицы, вычисление коэффициентов различий между группами и признаками (хи-квадрат Пирсона, угловое преобразование Фишера), выявление связи между структурными компонентами и составляющими (метод ранговой корреляции Спирмена).

База исследования — Самарский филиал Саратовского юридического института МВД РФ. Исследование проводилось в 1999;2003 гг. Экспериментальная выборка составила 691 респондента в возрасте 17−24 лет, которые обучались на разных курсах и на разных уровнях профессиональной подготовки (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование).

Надежность и достоверность результатов проведенного исследования обеспечиваются теоретико-методологической проработанностью проблемыприменением апробированных и надежных методик психологического исследования, адекватных целям, задачам и предмету исследованиявзаимодополняемостью исследовательских процедур и приемовлонгитюдным методомвзаимопроверкой результатов, получаемых с помощью анкеты и методики ЦТОприменением математических и статистических методоврепрезентативностью выборки и возможностью проверки полученных результатовтщательной обработкой и соотнесением полученных результатов с релевантными результатами других исследований.

Научная новизна исследования.

Уточнена и расширена интегративная характеристика учебно-профессиональной установки, представляющей собой структурную совокупность представлений, суждений и оценочных отношений к учебе и будущей профессиональной деятельности, проявляющейся в готовности индивида воспринимать, оценивать, осознавать и профессионально интерпретировать условия учебной деятельности в период подготовки к профессиональной деятельности и действовать определенным образом. Учебно-профессиональная установка, определена и исследована нами как фактор включенности курсантов в учебно-профессиональную деятельность на этапе их профессионального становления.

Выявлены особенности когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов учебно-профессиональной установки курсантов юридического института МВД РФ, зависящие от уровня их подготовки (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование).

Определена специфика проявления учебно-профессиональной установки в юридическом институте МВД РФ, которая заключается в высокой профессиональной направленности курсантов.

Определены направленность и закономерности изменений когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов учебно-профессиональной установки курсантов, находящихся на разных уровнях (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование) и этапах обучения.

Более углубленно исследован аффективный компонент учебно-профессиональной установки, знание о котором позволяет оказывать определенное воздействие на формирование профессионального сознания и становление будущих специалистов.

Теоретическая значимость исследования определяется расширением имеющихся представлений о социальной установке, формируемой в условиях профессиональной подготовки в системе МВД РФ, и ее типах. Дана инте-гративная характеристика понятия «учебно-профессиональная установка» как совокупности представлений, суждений и оценочных отношений курсантов к учебе и профессиональной деятельности, выделены составляющие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов в структуре учебно-профессиональной установки. Исследование вносит определенный вклад в дальнейшее решение проблем, связанных с социальной психологией высшего образования.

Практическая значимость работы определяется реальными возможностями использования полученных результатов в совершенствовании организации профессиональной подготовки офицеров-юристов в период их обучения в вузе МВД РФ. Исследование вносит определенный вклад в дальнейшее решение проблем, связанных с подготовкой офицеров-юристов правоохранительных органов. Решаемые в исследовании вопросы непосредственно связаны с актуальными задачами профессионального обучения и становления будущего офицера правоохранительных органов. Материалы исследования могут быть использованы для оптимизации профессиональной подготовки в вузе сотрудников правоохранительных органов и позволяют усовершенствовать технологии обучения. Выводы и материалы могут быть использованы в лекционных курсах, на семинарских и практических занятиях с курсантами и студентами, а также с преподавателями высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для правоохранительных органов. На основе полученных результатов планируется комплекс рекомендаций и методических указаний по повышению эффективности подготовки офицеров для правоохранительных органов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Учебно-профессиональная установка курсантов является базовой, интегративной характеристикой сознания курсантов и представляет собой структурную совокупность представлений, суждений и оценочных отношений к учебе и будущей профессиональной деятельности. Она проявляется в готовности индивида воспринимать, оценивать, осознавать и профессионально интерпретировать условия учебной деятельности в период подготовки к профессиональной деятельности и действовать определенным образом.

2. Психологические особенности и закономерности формирования учебно-профессиональной установки курсантов юридического института МВД РФ определяются типом вуза, этапом и уровнем (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование) профессиональной подготовки.

3. Взаимосвязь между составляющими структурных компонентов (когнитивный, аффективный, поведенческий) учебно-профессиональной установки обусловлена релятивно-функциональными особенностями.

Апробация работы. Ход и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры социальной психологии Самарского государственного педагогического университета, на Международной научно-практической конференции «Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия» (г. Уфа, 1999 г.) — на П-ой Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое знание — база развивающего образования» г. Пятигорск, 1999 г.) — на Ш-ей Всероссийской научно-практической конференции по психологии «Практическая психология: история и состояние» (г. Пятигорск, 2001 г.) — на Второй Всероссийской конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (г. Москва, 2005 г.). По результатам исследования было опубликовано 6 статей. Материалы и выводы исследования использовались в учебно-воспитательном процессе Самарского филиала Саратовского юридического института МВД РФ и Самарского государственного педагогического университета.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 193 наименования, а также приложений.

— 166-выводы.

Учебно-профессиональная установка курсантов является базовой, ин-тегративной характеристикой сознания и представляет собой структурную совокупность представлений, суждений и оценочных отношений к учебе и будущей профессиональной деятельностиона проявляется в готовности индивида воспринимать, оценивать, осознавать и профессионально интерпретировать условия учебной деятельности в период подготовки к профессиональной деятельности и действовать определенным образом.

Идеальные (целевые установки) и реальные (прогнозируемые трудности) планы будущей профессиональной деятельности не эквивалентны у курсантов, находящихся на разных уровнях (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование) и этапах профессиональной социализации, за исключением выпускных курсов, на которых эти планы (идеальный и реальный) частично совпадают — достаточный практический опыт обуславливает успешное решение организационно-практических задач, но удельный объем целей намного превышает удельный объем прогнозируемых курсантами трудностей.

В период обучения в вузе у курсантов значительно изменяются представления о получаемой ими профессии. На начальном этапе обучения изменению подвергаются эмоциональная (значительное уменьшение частоты упоминаний) и когнитивная (постепенное увеличение) составляющие. К концу обучения значительно снижается неопределенность в ответах, а также продолжается рост представленности когнитивной составляющей.

Специфика учебно-профессиональной установки курсантов юридического института МВД РФ, отличающая их от студентов иных вузов, представлена большей выраженностью определенности в ответах курсантов.

Специфичность когнитивного компонента учебно-профессиональной установки студентов иных вузов проявляется в целевом компоненте, представленном в сознании курсантов в аспекте идеального плана будущей профессиональной деятельности. Курсантов от студентов иных вузов отличает линейное возрастание значимости практических навыков при относительном снижении роли теоретической составляющей профессиональной подготовки к окончанию обучения, отражающее увеличение практической ориентированности данной категории обучающихся, обеспечивающее позитивную динамику включенности в будущую профессиональную деятельность уже в процессе обучения в вузе. Соотношение значимости теоретической и практической составляющих в целевых установках студентов различных вузов носит обратный характер, отражающий классически ориентированную модель профессионального образования, предполагающую освоение теоретико-прикладных основ профессионалом, готовым к самостоятельной исследовательской, креативно-преобразующей деятельности.

Структура целеполагания курсантов юридического института МВД РФ, инвариантна относительно специфики вуза и уровней подготовки (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование). Динамика учебно-профессиональной установки курсантов в процессе обучения проявляется в структурном (количественном) и содержательном (качественном) уровнях. Нелинейный характер динамики количественного измерения целевого элемента учебно-профессиональной установки обусловлен многоуровневой детерминацией процесса целеполагания, связанного с объективным изменением субъектной составляющей позиции курсантов как участников учебного процесса.

Учебно-профессиональные экспектации курсантов более всего подвержены изменениям на начальном этапе обучения — уменьшение представленности эмоциональной и увеличение представленности когнитивной составляющей. К концу обучения у курсантов значительно снижается неопределенность в ответах за счет расширения когнитивной составляющей. Экспектации студентов иных высших учебных заведений имеют аналогичный характер.

В профессионально-личностном аспекте когнитивного компонента учебно-профессиональной установки наблюдается позитивная динамика самосознания курсантов, что выражается в росте числа упоминаемых курсантами эмоционально-волевых качеств и качеств сферы отношений на протяжении всего обучения. Выявленная структура самооценок курсантов во многом соответствует структуре самооценок студентов педагогических вузов — преобладание эмоционально-волевых и организационно-практических качеств в самооценках профессионально важных качеств.

Представляемые курсантами направления совершенствования учебного процесса в вузе чаще всего связаны с внешними факторами (не зависящими от личных усилий) профессиональной подготовки. При этом у курсантов, получающих высшее образование, значительно ярче выражена предметная направленность (больше предложений по увеличению, углублению, детализации изучения профилирующих дисциплин).

В суждениях курсантов всех курсов и уровней подготовки, о причинах неудовлетворенности учебой достаточно ярко выражены тенденции следующего характера: на начальном этапе обучения — эмоционально-поддерживающий, оценочныйпри приближении к выпуску — действенный, программно-реализующий. Причины неудовлетворенности курсантов учебой в основном относятся к специфике вуза (наряды, строевые занятия, разводы, уборка территории и помещений, взаимоотношения с офицерами).

Уровень подготовки (интегрированное среднее и высшее профессиональное образование) влияет на ранг профессиональных намерений курсантов после окончания вуза. Специфика вуза проявляется в степени профессиональной готовности курсантов к будущей деятельности.

Проведенный анализ корреляционных связей структурных компонентов (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) учебно-профессиональной установки позволяет предположить, что структурные компоненты учебно-профессиональной установки связаны корреляционной зависимостью, которая обуславливается релятивно-функциональными особенностями.

— 169.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

XX век убедительно доказал фундаментальную зависимость человеческой цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Это утверждение справедливо для всех сторон жизни общества: политики, экономики, права, социокультурной сферы. Опыт ряда стран, достигших в последние десятилетия экономического подъема, а вместе с ним и социального благополучия, свидетельствует о том, что решающую роль в этом процессе играло, играет и будет играть приоритетное внимание государства к проблемам образования, а также подготовки специалистов, понимающих суть реформ общественной жизни, способных реализовать их через инновационные технологии управления, формирование новых социальных отношений.

Трансформация базисных характеристик современного общества, необходимость укрепления российской государственности, усложнение и возрастание объема задач, выполняемых органами внутренних дел, обострение криминогенной обстановки, изменение качественных характеристик преступности, которая приобрела характер реальной угрозы национальной безопасности страны, определили объективную необходимость оптимизации основных параметров образовательной политики МВД России, адекватных сегодняшним политическим, экономическим, правовым и социокультурным реалиям.

Завершая подведение итогов исследования, отметим, что полученные знания об оптимизации образовательной политики и механизмах определения ее эффективности нельзя считать исчерпывающими, впрочем, как и весь процесс научного познания. Думается, что основные выводы, содержащиеся в работе, смогут способствовать дальнейшему развитию теоретических и практиких основ управления системой профессионального образования Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Полученные результаты могут найти широкую область применения в совершенствовании подготовки кадров для органов внутренних дел, а также в непосредственной практической деятельности образовательных учреждений МВД России по оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Выполненное нами исследование учебно-профессиональной установки курсантов юридического института МВД РФ позволяет констатировать, что гипотеза проведенной работы получила подтверждение, и поставленная цель была достигнута, что также может вносить определенный вклад в разработку качественно новых методов по повышению эффективности вузовской подготовки будущих офицеров МВД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 300 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. — т. 6. -№ 5. — С. 3−19.
  4. Г. В. Социальная психология образования. М., 2000. — 296 с.
  5. Л.Ф. Проблема активности личности в психологии. Автореф дис. докт. психол. наук. Томск, 1997. — 41 с.
  6. .С. Психология формирования демократической культуры студентов ССУЗ. Казань., 2001. — 224 с.
  7. Н.В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования // Исследования и профотбор молодежи на рабочие профессии / Под ред. Н. В. Алишева. М., 1987. — 168.
  8. М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974. — 244 с.
  9. Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / Под ред. Г. В. Осипова. М., 1972.
  10. И. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1996. — 384 с.
  11. Г. М. Социальная психология. М., 1997. — 240 с.
  12. О.С. Основы методологического мышления. М., 1989. -250 с.
  13. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.-17 215. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994.-Т.15.-№ 1.-С. 1−18.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование• миров. М., 1996. — 768 с.
  15. А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М., 2002. — 480 с.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 560 с.
  17. В.А. Диалог в профессиональном самоопределении: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1990.-22 с.
  18. М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. -432 с.
  19. Ф.В. Предисловие // В кн. Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966. — 253 с.
  20. И.К., Гулевич O.A. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. Реферативный обзор: Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52 100 и 20 400 -«Психология». М., 1999. — 144 с.
  21. Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. — 422 с.
  22. H.A. Биомеханика и физиология движений. М., 1997.• 608 с.
  23. И.Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966. — 252 с.
  24. P.P. Исследование видов образования. Кишинев, 1987. — 132 с.
  25. P.P., Васильев И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1987. — № 2. — С. 20−30.
  26. С.Л. Самоанализ как условие профессионального самоопределения учащихся: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1988. -22 с.
  27. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. — 200 с.
  28. Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под. ред.• В. В. Давыдова. М, 1978. — С. 168−179.
  29. Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
  30. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. — С. 192−193.
  31. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1957. Вып. 36. С. 192−193.
  32. Е.И. Механизмы умственной деятельности. М., 1976. — 248 с.
  33. Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии лич• ности / Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1980. — С. 159−177.
  34. A.B. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 28−40.
  35. Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. — Т. 19. 5. — С. 3−14.
  36. Т.П. Динамика учебно-профессиональных установок студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Дисс.. канд. психол. наук. Самара, 2004. — 170 с.
  37. В.Л. Юридическая психология. С.-Пб., 1997. — 656 с.
  38. Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003. -240 с.
  39. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. — 200 с.
  40. М. Избранные произведения. М., 1990. — 328 с.
  41. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Методич. пособие. М., 1991. — 207 с.
  42. A.M., Микадзе Ю. В., Солнева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция (психологический анализ). М., 1987. — 215 с.• 47. Выготский J1.C. Психика, сознание, бессознательное // Собр. соч. в 6-ти томах.-Т. 1.-М., 1982.-С. 132−148.
  43. С.А. Особенности адаптации студентов вуза в процессе обучения // Психологический журнал. 1994. -№ 3. — С. 131−135.
  44. С.Г. К вопросу о профессиональной психологии // История советской психологии труда: Тексты (20−30-е годы XX века) / Под ред.
  45. B.П.Зинченко и др. М., 1983. — 358 с.
  46. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая про®- блема // Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26.
  47. М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии, психология в мире. М., 1997.1. C. 21−28.
  48. Д.Г. Тенденция реализации установок и ее основные факторы. Автореферат дис. канд. психол. наук. М., 1982. — 16 с.
  49. . Что такое психология: В 2 т. Т. 2. М., 1992. — 376 с.
  50. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопре-®- деление молодежи. АН УССР, институт философии. Киев, 1986. — 142 с.
  51. A.B. Роль типологических особенностей установки в сенсо-моторной активности человека. Тбилиси: Мециереба, 1979. — 159 с.
  52. K.M. Проблемы дифференциальной психологии. М., 1998. -384 с.
  53. A.A. Психология социальной установки, экологическая концепция социальной установки. Монография. Калининград, 1996. — 424 с.
  54. Е.В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки. Дис. канд. психол. наук.1. Тбилиси, 1988.- 159с.
  55. И.В. Формирование личности старшеклассника. М., 1989. -168 с.
  56. С.С. Образовательная политика МВД России: Монография.-М., 2004.-95 с.• 61. Журавлев В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников школ. М., 1977. — 276 с.
  57. Ю.М., Сосновский В. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. 1989. — № 6. -С. 100−103.
  58. A.B. Развитие произвольных движений. М., 1960.
  59. В.К. Если ситуация кажется неразрешимой: Учебное пособие. М., 1991.-42 с.
  60. А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. -222 с.
  61. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 35−44.
  62. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. С.-Пб., 2000. — 448 с.
  63. В.П. Образ и деятельность. М., 1997. — 608 с.
  64. Д.А., Тубельский А.Н. Разработка концептуальных оснований трансляции и освоения нетрадиционного педагогического опыта на базе экс
  65. Ф периментальных площадок // Вопросы методологии. 1992. — № 1−2. — С. 8492.
  66. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987. — 208 с.
  67. Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности // Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. — С. 46−48.
  68. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в вузе // Формирование личности специалиста в вузе: Сб. науч. тр.-Грозный, 1980.-С. 5−13.
  69. JI.M. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации // Вопросы психологии. 1990. -№ 6. — С. 10−18.
  70. H.JI. Психологические аспекты проблемы смысла жизни // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 2. — С. 178−183.
  71. Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. 1988. — Т. 9.-№ 5.-С. 120−128.
  72. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук.-М., 1995.-38 с.
  73. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. — 368 с.
  74. Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. М., 1998.-350 с.
  75. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учебное пособие. -М., 1995.-223 с.
  76. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. — 400 с.
  77. В.Е. Роль личностных установок в учебной деятельности. Тула, 1982.-24 с.
  78. В.Е. Человекообразование как предмет современной психологии // Образование и социальное развитие региона. Барнаул, 1995. -№ 3−4.
  79. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. -336 с.
  80. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 376 с.
  81. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. — 192 с.-17 788. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М., 1976.- 176 с.
  82. Кон И. С. Социологическая психология. М., 1999. — 560 с.
  83. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 384 с.
  84. И.М. Диагностика профессиональных установок подростков// Вопросы психологии 1997. — № 2, с. 122−130.
  85. В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.-208 с.
  86. Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М., 1997.-232 с.
  87. С.Б. Игротехника как метод формирования самоопределения личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1991. — 16 с.
  88. В.И. Метафизическое самоопределение человека: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Томск, 1995. — 46 с.
  89. Т.В., Шегуров В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. -1983.-№ 2.-С. 51−60.
  90. И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии // Профессиональная ориентация школьников: Сборник статей. -М., 1976.-84 с.
  91. Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967.
  92. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976. — 158 с.
  93. З.Ф. Профессиональное самоопределение студентов в условиях реформирования высшей технической школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Казань, 1997. — 22 с.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. — 304 с.
  95. А.Н. К психологии образа // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. -№ 3. — С. 72−76.
  96. Д.А. Деятельность и потребность. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В. В. Давыдова, Д. А. Леонтьева. М., 1990. — 240 с.
  97. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез ифеноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. — 1996. — № 4. — С. 35−44.
  98. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Сер. 14.-Психология. 1997. -№ 1.-С. 20−27
  99. Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1993. -№ 32. С. 73−81.
  100. В.Т. Идеология обновления в обучении и воспитании буду®- щих специалистов // Социология образования. Тез. док. Всесоюзн. науч.метод. конф. Л., 1990. Т. 2. — С. 4−6.
  101. В.Т. Современный студент // Социальная психология личности.-Л., 1974.-С. 125−139.
  102. А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопросы психологии. 1977. — № 4.
  103. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  104. И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи. -Киев, 1993.-118 с.
  105. Г. О. Профессиональные установки в деятельности педагогов: Дисс. канд. психол. наук. СПб., 1999. — 208 с.
  106. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.,• 1998.-202 с.
  107. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994. — 216 с.
  108. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей: Материалы конференций. -М., 1962.-308 с.
  109. В.Н. Психология отношений. М., 1995. — 356 с.
  110. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психо®- логии. Тбилиси, 1985. — 169 с.
  111. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004. — 392 с.
  112. Научные основы профессионального самоопределения учащихся / Под ред. В. Г. Каневец и др. Л., 1982. — 228 с.
  113. К. Психология влечений человека. М., 1972. — 348 с.
  114. Общая психодиагностика: основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. Учебное пособие / Под• ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. М., 1987. — 304 с.
  115. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. С.-Пб., 1999. — 592 с.
  116. H.A. Исследование влияния психологических установок на включенность студента в образовательный процесс // Проблемы психологии образования. М., 1992. — С. 47−55.
  117. Л.Г. Профессиональное призвание личности. М., 1991. — 126 с.
  118. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М., 2001. — 688 с.-180 130. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. — 660 с.
  119. К.К. Структуры и развитие личности. М., 1986. — 254 с.
  120. .Ф. Социальная психология и история. М., 1979. — 232 с.
  121. A.C. Исследования по психологии установки. Тбилиси, 1967.-203 с.
  122. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А. М. Столяренко. М., 2001. — 639 с.
  123. Проблемы профессиональной социализации личности. Коллективная монография / Под ред. Л. М. Митиной. Кемерово, 1990. — 159 с.
  124. Н.С. Ощущение элитарности как возможный идеал жизненного самоопределения // Мир психологии. 1997. -№ 1. — С. 147−160.
  125. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. — 1996. — № 6. С. 110−119.
  126. Т.В. Профессиональное самоопределение личности как социальная проблема: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Свердловск, 1991. -24 с.
  127. М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: Дис.. докт. пс. наук. Ярославль, 1999. — 349• с.
  128. В.В. Юридическая психология: Учебник. М., 2004. — 588 с.
  129. Е.С. Психология профессионального становления личности. Автореф. дис. доктора психол. наук. М., 1992. — 31 с.
  130. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. М., 1984.- 176 с.
  131. С.М. Основы общей психологии. СПб., 1999. — С. 520.
  132. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. Л., 1990. — 256 с.
  133. В.Ф. Самоопределение личности // Личность в системе общественных отношений. Часть 1. — М., 1983. — С. 72−74.
  134. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. — № 4. — С. 65−73.
  135. А.Л. Социальная психология: Учебник. М., 2004. — 336 с.
  136. Н.И. Социальная психология: Учебник для вузов. С.-Пб., 2004.-376 с.
  137. Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 1. — С. 157−167.
  138. Л. Проблемы личностного самоопределения человека // Философская с социологическая мысль. Киев, 1995. — № 9/10. — С. 50−87.
  139. В.А. Опыт исследования мотивов выбора педагогической профессии и их трансформации в процессе профессиональной подготовки учителя // Психология труда и личности учителя. Вып. 2. — Л., 1977. — С. 48−61.
  140. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 368 с.
  141. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975. -198 с.
  142. Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. М., 1997. — 448 с.• 155. Ухтомский A.A. Собр. Соч. Т. 1.-Л., 1950
  143. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. -M., 1997.- 160.
  144. Д.И. Теория установки: история и актуальность проблемы исследования // Вопросы психологии. 1988. -№ 5. — С. 173−175.
  145. A.B. Вопросы психологии управления // Психологический журнал. 1980.-Т. 1.-№ 2.
  146. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.-182 160. Фонарев А. Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
  147. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. — № 6.-С. 57−64.
  148. Цветовой тест отношений. Методические рекомендации. Санкт-Петербург, 1993.
  149. Ю.А. Изучение зависимости самооценки способностей от свойств нервной системы // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1981. — 164 с.
  150. Г. А. Диагностика умения строить совместные действия // Новые исследования в психологии. 1986. — № 1 (34). — С. 51−56.
  151. Э.С. Психология инженерного творчества. Л., 1990. — 68 с.
  152. В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997. — 236 с.
  153. Ш. Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки. Тбилиси, 1971.-273 с.
  154. П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1981. — 96 с.
  155. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 320 с.
  156. В.Д. Проблемы онтогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982.-186 с.
  157. В.Д. Способности человека. М., 1997. — 288 с.
  158. О.Ю. Учебно-профессиональная установка в структуре профессионального сознания студентов вузов: Дисс.. канд. Психол. наук. -Самара, 2004. 208 с.
  159. О.Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности. Авореф. дис.. канд. психол. наук. Барнаул, 1996.-24 с.
  160. П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. — 448
  161. JI.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи. Л., 1976. — 62 с.
  162. Г. П. К анализу топики организационно-деятельностных игр. Пущино, 1987. — 44 с.
  163. Г. Очерк психологии // Основные направления психологии в классических трудах: Ассоциативная психология. М., 1998.
  164. Н.Л. Мыслительная деятельность и установка // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 310−338.
  165. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л.М.Семенюк- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1994. -С. 169−175.
  166. A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами. В сб.: Социально-психологические исследования в психоневрологии / Под ред. Е. Ф. Бажина. — Л., 1980. — С. 110−114.
  167. Юнг К. Психологические типы. М., 1995. 720 с.
  168. A.B. Проблематика и особенности психологического консультирования в вузе // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 50−56.
  169. A.B., Зотов O.A. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования. 1997. — № 3.• -С. 84−92.
  170. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. 296 с.
  171. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. С.-Пб., 2000.-349 с.
  172. П.В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. -Самара, 2000. 200 с.
  173. П.В. Цвето-социометрия как метод социальной психологии. Учебно-методическое пособие. Самара, 2002. — 85 с.-184 188. Ajzen, I. (2001). Nature and operation of attitudes. Annual Review of Psychology, 52, 27−58.
  174. , I., & Fishbein, M. (2000). Attitudes and the attitude-behavior relation: Reasoned and automatic processes. In W. Stroebe & M. Hewstone (Eds.), European review of social psychology (Vol. 11, pp. 1−33). Chichester, England: Wiley.
  175. , I., & Fishbein, M. (2005). The influence of attitudes on behavior. In D. Albarracin, B.T.Johnson, & M.P.Zanna (Eds.), The handbook of attitudes (pp. 173−221). Mahwah, NJ: Erlbaum.
  176. Daigle, J. J., Hrubes, D., & Ajzen, I. (2002). A comparative study of beliefs, attitudes, and values among hunters, wildlife viewers and other outdoor recreationists. Human Dimensions of Wildlife, 7, 1−19.
  177. , J.M. & Maio G.R. (2003). Attitudes in Social Behavior. In I.B.Weiner, (editor-in-chief), Handbook of psychology. (Vol. 5. pp. 299−325). John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey.
  178. , W. (2000). Attitude Change: Persuasion and Social Influence. Annual Review of Psychology, 50, 539−570.- 185
Заполнить форму текущей работой