Аристотель об этике отношения к себе и другим людям
Этическим проблемам посвящены трактаты Августина Аврелия «О свободном произволении», «О благодати и свободном произволении», «О граде Божием», «Исповедь». В этих трудах он отмечает, что, думая об исповедальном акте, человек совершает нравственные поступки, но вместе с тем они абсолютно свободны, так как жизнь в них завершается лишь мысленно, она еще впереди и, совершая поступки, человек сам… Читать ещё >
Аристотель об этике отношения к себе и другим людям (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед.
Совершенно невозможно действовать в общественной жизни, нс будучи человеком определенных этических качеств, а именно человеком достойным.
— Совесть — это правильный путь доброго человека.
Того, кто опасается обладать каким-либо благом, нельзя считать нравственно прекрасным. Хорош и прекрасен тот, для кого все хорошее хорошо, и его не портят такие вещи, как богатство и власть.
Сомневаться небесполезно. Сомневаясь, мы приходим к исследованию, исследуя, достигаем истины.
Этические учения эпохи Средневековья. В отличие от античной этики, в основе нравственности которой лежит разум человека, христианская этика (этика Средневековья) провозглашает существом морали религиозную веру. Для мыслителей этого периода разум играет второстепенную роль в формировании нравственности (морали), а идея Бога как моральный образец является главной, и именно она задает строгие границы для интерпретации всей нравственной проблематики. Основной тезис христианской этики заключается в том, что Бог является высшим благом, а поэтому высшее благо существует ради славы самого Бога, и он выступает как единственно правильный источник морали.
Обобщив основные положения христианской этики, можно выделить следующие ключевые мысли об этике, морали и нравственности:
- — источником и природой зла является отступление человека от божественных заповедей и ориентира на выбор свободной воли;
- — только в единении человека с Богом возможна победа над силами зла и всем, что чуждо морали;
- — источником греховной жизни человека является его тело, так как оно смертно и греховно, а душа бессмертна и божественна;
- — Бог, который создал мир и человека, является источником нравственных ценностей и норм поведения.
В отличие от античной этики, этическая мысль Средневековья исходила, и в этом ее достоинство, из того, что:
- — мораль несет в себе общечеловеческий характер;
- — человек независимо от его происхождения, социального положения и достоинств является ценностью сам по себе;
- — понятие «мораль» следует рассматривать через категории вины, греха, страдания и искупления.
Ключевыми фигурами христианской (средневековой) этики являются Августин Аврелий (Блаженный) и Фома Аквинский.
Августин Аврелий (рис. 1.5) считается одним из самых значительных представителей средневековой этики. Он так же, как и другие, считал, что единственным источником и мерой моральности и нравственности является осознание Бога. Зло он объяснял как отрицание добра и отступления от божественных законов, что тесным образом связано с этикой.
Рис. 1.5. Августин Аврелий (354—430)
Этическим проблемам посвящены трактаты Августина Аврелия «О свободном произволении», «О благодати и свободном произволении», «О граде Божием», «Исповедь». В этих трудах он отмечает, что, думая об исповедальном акте, человек совершает нравственные поступки, но вместе с тем они абсолютно свободны, так как жизнь в них завершается лишь мысленно, она еще впереди и, совершая поступки, человек сам выбирает и свое будущее, и свою вечность.
Августин Аврелий уделял много внимания размышлениям о душе. Душа — это основа формирования морального сознания, или совести. А совесть, в свою очередь, является согласованием божественного закона и человеческих моральных установок. Мораль же служит указателем определенного вида бытия, озаренного божественным светом, и является благом. Порок вредит природе человека, так как он противоестествен ему, он является нс природным злом, а моральным, понимаемым как умаление добра из-за невозможности допущения того, чтобы добро было источником зла. Таким образом, человек может быть свободен от зла, а соответственно и от проблемы выбора между добром и злом. В этом случае он может быть благодатным, использовать не свободу воли, но дары Бога.