Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Интеллектуальные психические образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ориентируясь на идеи Спирмена и Гилфорда, Г. Айзенк построил свою модель на основе обработки данных тестирования, утверждая, что «интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта». Схематически его модель выглядит как куб, каждая из плоскостей которого представляет разные аспекты интеллектуальной деятельности (рис. 7.3). Во-первых, эго интеллектуальные процессы — мышление, память, восприятие… Читать ещё >

Интеллектуальные психические образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общее понятие об интеллекте

Интеллект (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) в самом широком смысле можно определить как относительную устойчивую структуру умственных способностей индивида.

Предложить однозначное уточнение этого определения довольно проблематично, что во многом обусловлено историей изучения интеллектуальных функций.

Исследования интеллекта начались с его измерения. Основоположником этих исследований традиционно считается Ф. Гальтон, основатель евгеники, который в конце XIX в. предложил способы измерения интеллекта через его проявления в антропологических показателях и характеристиках сенсомоторных актов (например, скорости реакции и др.). В дальнейшем эту традицию продолжили французские психологи А. Вине и Т. Симон, которые в ответ на нужды педагогической практики (а именно тогда, в начале XX в., во Франции был введен закон о всеобщем школьном образовании, благодаря чему учителя столкнулись с детьми разного уровня подготовленности и обучаемости) разработали шкалу измерения интеллекта. В своей работе они исходили из того, что интеллект — это понятие, иначе именуемое здравым смыслом, практическим разумением, способностью приспосабливаться к обстоятельствам. Ими же было предложено знаменитое понятие «коэффициент интеллекта» IQ (англ, intellectual quotient) — отношение так называемого умственного возраста (УВ) к хронологическому возрасту (ХВ) человека по формуле.

IQ= УВ/ХВ х Ю0%.

Умственный возраст измеряется с помощью тестов интеллекта, в большинстве из которых испытуемому предлагаются задания на ориентировку в практических ситуациях, произвольную память, арифметические и логические действия и другие, причем эти задания должны быть доступны в данной социальной группе представителям соответствующего возраста (эго обычно проверяется экспериментально на различных возрастных выборках). Умственный возраст определяется возможностью решать задания, доступные для той или иной возрастной группы.

Очевидно, что среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие значения могут приближаться к 0, тогда как самые высокие — к 200 баллам. Традиционно считается, что показатель IQ подчиняется закону нормального распределения. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение составляет 16 баллов в каждую сторону. Таким образом, у каждого третьего человека IQ находится между 84 и 100 баллами, и столько же людей обладают IQ от 100 до 116 баллов. Эта основная масса (67% популяции) считается людьми со средним интеллектом.

В итоге, в начале XX в. интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированное™ познавательных функций, а также в степени усвоения знаний, умений и навыков. Кроме того, в психологии закрепилась традиция выстраивать теоретические модели интеллекта после или параллельно с его эмпирическим измерением, что нашло свое отражение в высказывании американского психолога А. Джими: «Интеллект легче измерить, чем дать ему определение».

Сегодня, обобщая различные подходы, интеллект можно определить как целостную форму проявления высших психических функций, относительно постоянную структуру умственных способностей индивида, которые решают две основные задачи: познания и осмысления связей между познаваемыми объектами. Решение именно этих задач лежит в основе рационального поведения человека в тех или иных жизненных ситуациях.

Пример Ситуации, с которыми сталкивается человек, зависят от социальной среды, в которой он живет. Соответственно, и «интеллектуальные критерии», которые предъявляет людям жизнь, различны. Если для представителя современного западноевропейского общества проявлением интеллектуальных способностей может служить умение разобраться в сложной системе указателей на запутанной автодорожной развязке, то для островитянина южной части Тихого океана — умение ловить рыбу в любых погодных условиях. Такая конвенциональность «критериев интеллекта» дает основание понимать его как некую социальную конструкцию, которую изобрели, чтобы объяснить, почему одни люди справляются с выполнением тех или иных задач лучше, а другие хуже.

Как уже отмечалось, к настоящему моменту существует множество разнообразных моделей интеллекта. Все они основаны на предположении о том, что интеллект, как и любая другая психическая реальность, дан исследователю только косвенно, через свои различные проявления при решении жизненных задач.

В начале XX в. Ч. Спирмен пришел к выводу, что, исходя из поведения индивидуума, можно выделить некий «генеральный» фактор интеллекта, который он назвал фактором G (general). Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и пр.). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяется не только факторами, специфическими для данной деятельности (они названы им S-факторами), но и неким общим фактором, общей интеллектуальной способностью (генеральный G-фактор).

Мнение ученого В своих рассуждениях Ч. Спирмен использовал политическую метафору. Множество способностей он представлял как множество людей — членов общества. В обществе способностей может царить анархия — способности никак не связаны и не скоординированы друг с другом. Может господствовать «олигархия» — успешность деятельности детерминируют несколько основных способностей. Наконец, может править «монарх» — G-фактор, которому подчинены S-факторы {Дружинин, 2007).

G-фактор определялся Спирменом как общая «умственная энергия», которой в равной мере наделены люди, но которая в той или иной степени влияет на успех выполнения каждой конкретной деятельности. Максимально влияя на действия, протекающие во внутреннем «умственном плане», G-фактор, однако, минимально проявляется в непосредственных взаимодействиях индивида с объектами окружающей среды.

В дальнейшем помимо факторов «G» и «S» Спирмен выделил уровень механических, арифметических и лингвистических (вербальных) способностей (так называемые «групповые факторы интеллекта»), которые заняли промежуточное положение в иерархии факторов интеллекта по уровню их обобщенности (рис. 7.1).

Модель Ч. Спирмена (по Дружинину, 2007).

Рис. 7.1. Модель Ч. Спирмена (по Дружинину, 2007).

Идея о существовании общего фактора интеллекта, принадлежащая Спирмену, в том или ином виде отразилась во многих последующих моделях интеллекта: либо в форме признания существования фактора G, либо через его опровержение посредством отстаивания точки зрения о взаимодействии разнообразных не связанных друг с другом факторов интеллекта в каждом интеллектуальном акте.

Д. Векслер, определяя интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром, построил иерархическую модель интеллекта. Первым уровнем является уровень общего интеллекта, аналогичный фактору G. Затем следует уровень групповых факторов, а именно вербального и невербального интеллекта, первый из которых выполняет функцию связи мышления и речи, отвечая за словообразование, смыслообразовапие, контекстность и другое, а второй — функцию связи мышления и предметно-практической деятельности (Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный — его природные психофизиологические возможности, однако результаты современных исследований не позволяют однозначно утверждать наличие подобных связей). Наконец, третьим является уровень специфических факторов, соответствующих субтестам разработанной Векслером методики измерения интеллекта («Осведомленность», «Словарный», «Шифровка», «Последовательные картинки», «Недостающие детали» и др.).

Дж. Гилфорд выделил 120 различных факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (рис. 7.2).

Модель Дж. Гилфорда.

Рис. 7.2. Модель Дж. Гилфорда.

Операции.

A. Познание.

B. Память.

C. Дивергентное мышление (производство логических альтернатив).

D. Конвергентное мышление (производство обоснованных выводов).

E. Оценка результатов мышления. Содержание.

  • 1. Знаково-символическое.
  • 2. Образное.
  • 3. Семантическое.
  • 4. Поведенческое.

Результат.

I. Опознание элемента.

II. Опознание класса.

III. Отношение.

IV. Опознание системы.

V. Преобразование системы.

VI. Предвидение.

Модель интеллекта Гилфорда, получившая название трехфакторной, представляет собой попытку определить каждую из 120 специфических интеллектуальных способностей, исходя их трех их размерностей: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат).

Пример При заучивании таких символических обозначений, как сигналы азбуки Морзе (Е12), при запоминании семантических преобразований, необходимых для енряжения глагола в том или ином времени (DV3), или при оценке изменений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4), вовлекаются различные типы интеллекта [Годфруа, 1996].

Ориентируясь на идеи Спирмена и Гилфорда, Г. Айзенк построил свою модель на основе обработки данных тестирования, утверждая, что «интеллект — это то, что измеряется тестами интеллекта». Схематически его модель выглядит как куб, каждая из плоскостей которого представляет разные аспекты интеллектуальной деятельности (рис. 7.3). Во-первых, эго интеллектуальные процессы — мышление, память, восприятие и т. д. Вторая плоскость характеризует тестовый материал (вербальный, пространственный и т. д.), используемый для оценки тех или иных процессов. В третьей плоскости отражается «качество» интеллекта — скорость и сила интеллектуальных процессов, т. е. настойчивость человека в решении интеллектуальных задач.

Модель Г. Айзенка (но Бурлачуку, 2006).

Рис. 73. Модель Г. Айзенка (но Бурлачуку, 2006).

Швейцарский психолог Р. Мейли, работая в рамках теоретических позиций гештальт-психологии и опираясь на идеи Дж. Гилфорда, выделил четыре фактора интеллекта: сложность, пластичность, глобальность и беглость.

Основным интерпретационным контекстом этих факторов послужили идеи гештальт-психологии о решающем значении процесса структурирования образа ситуации для эффективного поведения в ней. Соответственно, выделенные Мейли факторы интеллекта характеризуют различные аспекты процесса перестройки содержания сознания в условиях решения задачи, а сам интеллект понимается как способность создавать и организовывать субъективное пространство познавательной деятельности.

Мейли определяет сложность как способность дифференцировать и связывать элементы тестовой ситуации, пластичность — как способность легко и гибко перестраивать образы ситуации, глобальность — как способность из неполного набора элементов выстраивать целостный осмысленный образ и беглость — как способность к быстрому порождению множества разнообразных идей относительно исходной ситуации. Эти факторы представляют собой аспекты интеллектуальной деятельности и всегда выступают совместно. Каждый из них обнаруживается у любого человека, но с определенной степенью «насыщенности». Набор факторов и характеризует форму интеллекта конкретного человека.

Принципиально другой подход к описанию интеллекта можно найти в теории швейцарского психолога Ж. Пиаже, который предлагает описание структуры интеллекта через его генетическое объяснение на основе учета закономерностей онтогенетического развития, связанных с освоением систем логических операций.

В основе идей Пиаже лежит представление о решающей роли активности человека в развитии интеллекта. Интеллект — это не чистая доска для записи знаний, не зеркало, пассивно отражающее мир. Развитие интеллекта происходит только в активном взаимодействии индивида со средой, которая постоянно изменяется, что заставляет индивида в свою очередь также постоянно изменяться в поисках равновесия с ней.

Стремясь познавать окружающий мир, ребенок получает огромное количество образов, мыслей и переживаний, которые могут в большей или меньшей степени соответствовать актуальным возможностям его интеллекта. Возможности интеллекта определяются «схемами» (термин Ж. Пиаже) — сенсомоторными и когнитивными способами обработки информации, которыми человек владеет к данному времени.

Пример

Если внимательно посмотреть на этот рисунок «чертова камертона» (рис. 7.4), а потом попробовать нарисовать его, не подглядывая в образец, возникнут сложности с его графическим воспроизведением. Это происходит потому, что камертон не существует в действительности, и у нас нет схемы, в которую можно было бы «вписать» его изображение.

«Чертов камертон».

Рис. 7.4. «Чертов камертон».

Если получаемые знания соответствуют уровню развития интеллекта, они ассимилируются (включаются в уже имеющиеся схемы), если нет — отвергаются, или, в случае готовности системы к изменению, она приспосабливается к новой информации. Этот процесс получил название аккомодации — изменения мыслительных процессов под влиянием новой информации.

Пример

Если новорожденный научился хватать мамин палец, вложенный ему в руку, он в аналогичной ситуации сможет схватить и погремушку, ложку или ленточку (ассимиляция). Однако в других случаях может наблюдаться аккомодация, например, тогда, когда ребенок, пытающийся первоначально сосать ложку с кашей, понимает, что привычный способ утоления голода (сосание) больше не подходит и надо искать новые движения губ и языка, помогающие взять пищу с ложки.

Сам Пиаже рассматривал ассимиляцию и аккомодацию как инвариантные функции адаптации, обеспечивающие не только развитие интеллекта у конкретного человека, но и выживание человеческого вида в целом.

Согласно теории Пиаже развитие интеллекта состоит из трех больших периодов, в рамках которых происходит становление трех основных интеллектуальных структур (табл. 7.1).

Таблица 7.1

Периоды развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Период.

Общая характеристика.

Возраст.

периода в целом.

отдельных стадий.

Сенсомо;

торный.

Ведущая роль принадлежит развитию сенсорных и моторных способностей. Развитие интеллекта идет по пути от безусловных рефлексов к условным, к тренировке различных навыков. Главные достижения этапа — понимание постоянства объектов, формирование простейших символических репрезентаций, предвосхищение развития новой ситуации.

Стадия упражнения рефлексов. Дети появляются на свет подготовленные к реакциям на воздействия среды с помощью четырех схем: смотрение, сосание, хватание и крик, которые представляют собой строительные блоки для дальнейшего развития.

0—1 мес.

Стадия первичных циркулярных реакций. Имеющиеся у младенца схемы уточняются и видоизменяются с помощью циркулярных реакций — случайно совершенных и в дальнейшем многократно воепроизводимых действий. Первичные циркулярные реакции связаны с открытием ребенком собственного тела. Моторный акт выступает средством развития перцепции.

1—4 мес.

Стадия вторичных циркулярных реакций. Они связаны с управлением своим телом ради изменения среды. Наблюдается активное взаимодействие между анализаторами и двигательной активностью в формировании перцептивных образов. Формируется исследовательская деятельность. Появляется антиципация.

4—12 мес.

Период.

Общая характеристика.

Возраст.

периода в целом.

отдельных стадий.

Стадия третичных циркулярных реакций. Становление преднамеренности действий. Появляются новые сенсомоторные схемы, в том числе связанные с орудийной деятельностью. Экспериментирование методом «проб и ошибок». Около 1,5 лет формируются навыки мысленного представления действия перед его совершением. Ребенок изобретает новые способы действия путем умственных комбинаций.

12−24 мес.

Конкретных операций.

Превращение схем действий в операции (сравнения, классификации, оценки и т. д.). Операции выполняются в уме, но с опорой на внешние наглядные представления.

Дооперациональная стадия. Ребенок формирует понятия и пользуется символами (язык) для общения с окружающими. Эти понятия эгоцентричны (основаны на личном опыте). Восприятие синкретично (фиксировано на одном свойстве). Характерны анимизм (одушевление неодушевленного) и необратимость мышления (уверенность в том, что события и связи могут осуществляться только в одном направлении).

От 2 до 5—7 лет.

Конкретно-операциональная стадия. Характеризуется формированием понятий, обратимостью операций, способностью к логическим операциям (классификация, обобщение), способностью к эмпатии.

От 5−7 до 11 — 12 лет.

Формальных операций.

Мыслительные операции осуществляются без опоры на чувственное восприятие конкретных объектов. Свойственны теоретический интеллект, гииотетико-дедуктивный характер познания, возрастание субъективности вследствие возрастания эмоциональности.

С 11 — 12 лет.

Соответственно, выделяется три типа интеллекта: сенсомоторный, конкретно-операциональный и формально-операциональный, каждый из которых характеризуется перечисленными в табл. 7.1 признаками. Предложенная Пиаже теория когнитивного развития на протяжении более чем полувека служит источником неутихающих споров и новых исследований. Она, как и любая другая теория, по всей вероятности отражает лишь отдельные аспекты такого сложного психического феномена, как интеллект и его развитие.

Столь большое внимание к проблемам интеллекта, проявляющееся в разнообразии взглядов на его сущность и механизмы формирования, безусловно, определяется важностью функций, которые выполняет интеллект в структуре психической деятельности человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой