Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Рефлексия профессиональной позиции как фактор успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделение самопознания в качестве одного из ключевых факторов успешной управленческой деятельности является давней и распространенной традицией, объединяющей ученых, работающих в разных научных сферах. Однако самопознание невозможно без рефлексивных процессов. Традиционно выделяют два вида последних: рефлексивность как общее свойство мышления или личности в целом и предметная рефлексия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Подходы к осмыслению и традиции изучения рефлексивных феноменов и процессов в русле философии и психологии
    • 1. 1. Зарождение категории рефлексии и основные этапы эволюции последней в рамках отечественной и зарубежной философии
      • 1. 1. 1. Предпосылки возникновения философских представлений о рефлексии в рамках античной философии
      • 1. 1. 2. Категория рефлексии в неоплатонизме и средневековой философии
      • 1. 1. 3. Основные концепции рефлексивных феноменов в философии эпохи Возрождения и Нового Времени
      • 1. 1. 4. Обзор основных идей, посвященных рефлексивной проблематике, в классической немецкой философии
      • 1. 1. 5. Основные подходы к рассмотрению понятия «рефлексия» в зарубежной и отечественной философии XX века
    • 1. 2. Аналитический обзор основных психологических концепций, посвященных понятию «рефлексия» в зарубежной и отечественной психологии XX столетия
      • 1. 2. 1. Исследования рефлексии в зарубежной психологии
      • 1. 2. 2. Обзор основных подходов и концепций рефлексии в работах отечественных психологов

      Глава 2. Определения, модели, операциональные характеристики и теоретическое обоснование взаимосвязи конструктов «рефлексия профессиональной позиции менеджера среднего звена» и «успешность управленческой деятельности менеджера среднего звена».

      2.1. Определение, модель и операционализация конструкта «рефлексия профессиональной позиции».

      2.2. Выработка и обоснование критерия выделения уровней успешности управленческой деятельности менеджера среднего звена.

      Глава 3. Исследование взаимосвязи успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена с их уровнем рефлексии профессиональной позиции.

      3.1. Программа исследования.

      3.1.1. Предпосылки появления замысла исследования, его проблемная область, актуальность, теоретическая и практическая значимость, научная новизна, примеры смежных исследований.

      3.1.2. Цель и задачи исследования.

      3.1.3. Предмет и объект исследования, характеристики и обоснование выборки.

      3.1.4. Уточнение, интерпретация и операционализация ключевых понятий работы.

      3.1.5. Характеристика стратегического плана, гипотезы и методы исследования.

      3.2. Процедура и этапы исследования.

      3.3. Результаты исследования и их интерпретация.

      3.4. Выводы.

Рефлексия профессиональной позиции как фактор успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема факторов эффективности руководства уже давно привлекает к себе внимание представителей самых различных областей научной и практической деятельности. В новых экономических условиях третьего тысячелетия, характеризующихся высокими темпами роста производства и потребления, информатизацией разнообразных процессов, возрастанием уровня неопределенности и стрессогенности бизнес сред, тотальной глобализацией и пр., спрос на грамотных управленцев, возрастает и, по всей видимости, будет продолжать возрастать. Именно поэтому во всем мире проводятся разнообразные, в том числе и междисциплинарные фундаментальные и прикладные исследования, призванные выявить и всесторонне исследовать факторы, обусловливающие эффективность профессиональной деятельности и профессионального развития субъектов управления, работающих на всех уровнях организационной иерархии (Базарова, 2008; Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Павлова, 2008; А. Л. Журавлев, 2004, 2005; Карпов, 2004; Курс., 2007; Магура, Курбатова, 2002; Управление персоналом., 2009; Bass, 1990; Bass, Avolio, 1993; и др.).

Среди этих факторов в управленческой, психологической и философской литературе особым образом выделяют рефлексивные процессы, процессы самопознания (Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Павлова, 2008; Карпов, 2004; Субботин, 2009; Управление персоналом., 2009; Argyris, Schon, 1996; Gosling, Mintzberg, 2003, 2004; Schon, 1984; и др.). Следует отметить, что в отечественной и зарубежной социальной психологии достаточно много публикаций посвященных межличностному и межгрупповому восприятию (Агеев, 1983; Андреева, 1977, 2000; Данилин, 1984; Fiske, Taylor, 1991; и др.), но явно недостаточно работ по самопознанию личности в групповом и организационном контекстах. Таким образом, очевидно, что запрос на всестороннее и системное рассмотрение рефлексивных процессов в качестве фактора эффективности управленческой деятельности исходит как из логики развития философии, социальной психологии и науки об управлении, так и из потребностей практики.

Выделение самопознания в качестве одного из ключевых факторов успешной управленческой деятельности является давней и распространенной традицией, объединяющей ученых, работающих в разных научных сферах. Однако самопознание невозможно без рефлексивных процессов. Традиционно выделяют два вида последних: рефлексивность как общее свойство мышления или личности в целом и предметная рефлексия, посвященная конкретному материалу, например, собственным состояниям, ценностям, мотивам или ролям в группе коллег (Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Павлова, 2008; Карпов, 2004; Методы., 2004; Орлова, 2006; Психология личности., 2001; Рефлексивный подход., 2009; Степанов, Семенов, 1985; Шевченко, 2007; Янович, 2009; Gosling, Mintzberg, 2003, 2004; и др.). Настоящая диссертационная работа посвящена изучению одной из разновидностей предметной рефлексии — рефлексии профессиональной позиции.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что изучение рефлексивных процессов, механизмов и закономерностей в контексте трудовой деятельности субъектов управления, предпринятое в рамках данной диссертационной работы, является весьма актуальной и востребованной задачей на современном этапе развития социальной психологии, а также смежных с ней дисциплин. Именно поэтому в настоящем исследовании поставлен вопрос о взаимосвязи между уровнем рефлексии профессиональной позиции и уровнем успешности управленческой деятельности на материале изучения рабочего процесса такой широко распространенной и играющей одну из ключевых ролей в построении и функционировании разнообразных бизнес-процессов категории управленцев как менеджеры среднего звена.

Цель исследования: установление взаимосвязи между уровнем рефлексии профессиональной позиции менеджеров среднего звена и уровнем их профессиональной успешности в управленческой деятельности, а также определение характера данной взаимосвязи.

Задачи исследования:

• уточнение и операционализация следующих узловых понятий: «уровень рефлексии профессиональной позиции менеджера среднего звена», «имплицитное и объективное позиционирование», «успешность управленческой деятельности менеджера среднего звена»;

• разработка критериев выделения уровней рефлексии профессиональной позиции и уровней успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена;

• диагностика уровня рефлексии профессиональной позиции каждого респондента (менеджера среднего звена);

• диагностика уровня успешности управленческой деятельности каждого респондента (менеджера среднего звена);

• установление характера взаимосвязи уровня рефлексии профессиональной позиции и уровня успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена;

• сравнительное изучение качества рефлексии управленческих и командных ролей;

• выделение наиболее распространенных «имплицитных» и «объективных» командных ролей модели Р. Белбина;

• определение перспектив дальнейших эмпирических исследований по проблематике профессионального самопознания.

Теоретический объект исследования: конструкты «рефлексия профессиональной позиции менеджера среднего звена» и «успешность управленческой деятельности менеджера среднего звена».

Эмпирический объект исследования: руководители определенной категории (определенного уровня организационной иерархии) — менеджеры среднего звена (начальники отделов продаж в крупной финансово-страховой корпорации).

Предмет исследования: рефлексия профессиональной позиции как важный фактор успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена.

Основные гипотезы исследования:

1. Уровень рефлексии профессиональной позиции менеджеров среднего звена взаимосвязан с уровнем успешности их управленческой деятельности (существует значимая корреляция между этими параметрами).

2. Уровень рефлексии профессиональной позиции и уровень успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена находятся в отношении нелинейной взаимосвязи.

Теоретико-методологическая основа исследования: а) на философском уровне: идеи Дж. Локка, Н. Макиавелли о самопознанииидея И. Канта о предметности мышлениядиалектические принципы взаимообусловленности явлений, сформулированные Г. В. Ф. Гегелемтеоретический вывод Ж.-П. Сартра об искажении сознания в процессе рефлексииб) на общенаучном уровне: теория деятельности (А. Н. Леонтьев и др.) — метакогнитивистский подход (М.А.Холодная и др.) — теория менеджмента Г. Минцбергатеория типов управленческой деятельности, разработанная Г. П. Щедровицкимпринципы и способы теоретического моделирования управленческой деятельности (R. Hohn) — теория обучающейся организации (П. Сенге, К. Арджирис, А. Мамфорд) — общепсихологический подход к исследованию рефлексивных процессов (A.B. Карпов, И. В. Орлова и др.) — зарубежные теории самоосознания и самовосприятия/самопознания (Э.Арон-сон, Т. Уилсон, Р. ЭйкертS. Duval, R.A. WicklundZ. Kunda) — в) на конкретно-методическом уровне: модель управленческих ролей Т. Ю. Базаровамодель командных ролей Р. Белбинакритерии выделения успешности управленческой деятельности, сформулированные в работах А.Л. ЖуравлеваМ.И. Магуры и М. Б. Курбатовой.

Методы исследования: операционализация, основанная на теоретическом моделировании конструкта (рефлексия профессиональной позиции) — опрос в форме анкетированиясамоотчет респондентов в форме прямого ранжирования объектов стимульного материалакорреляционный и дисперсионный анализрегрессионный анализ.

Научная новизна исследования. Научная новизна настоящего диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Разработана трехвекторная модель рефлексии профессиональной позиции менеджеров среднего звена, предполагающая определение данного вида рефлексии одновременно как предметной внутренней деятельности по профессиональному самопознанию (динамический вектор), «ментальной самомодели», являющейся частью «Я-концепции» индивида (индивидный вектор) и социального умения познавать себя в профессионально-организационном контексте, в разной степени выраженного у разных индивидов (социальный вектор).

2. Осуществлена авторская операционализация уровней рефлексии профессиональной позиции на основе сопоставления «объективного» (сформированного на основе результатов методик управленческии командно-ролевого позиционирования) и «имплицитного» (сформированного на основе результатов самопозиционирования участников исследования при помощи текстовых описаний ролей) ролевых профилей.

3. Проведена авторская операционализация уровней успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена на основе изучения данных о количестве эффективных подчиненных в возглавляемом подразделении.

4. Установлен характер взаимосвязи уровня рефлексии профессиональной позиции и уровня успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена.

Теоретическая значимость исследования заключается в создании модели рефлексии профессиональной позиции, которая вносит вклад в решение теоретической задачи операционализации и измерения данного конструкта, являющегося одним из важных факторов успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена. Кроме этого, представленный в работе подход к пониманию конструкта «профессиональная позиция» может быть полезен социальным психологам, занимающимся теоретическим изучением становления и развития профессионала в разнообразных групповых контекстах.

Практическая значимость настоящего диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты можно учитывать при построении разнообразных оценочных и тренинговых процедур, сессий коучинга, составлении рекомендаций по индивидуальному развитию управленческого потенциала. Кроме того, приведенный в диссертационной работе материал может стать частью таких учебных курсов, как «Психология профессионального самопознания», «Психология реализации человека в профессии», «Психология управления», «Организационная психология», «Рефлексивные процессы и управление» и т. д.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эффективная операционализация категории «рефлексия профессиональной позиции менеджера среднего звена» становится возможной только при условии теоретического моделирования данного конструкта.

2. Для операционализации рефлексии профессиональной позиции менеджера среднего звена компоненты данного конструкта необходимо представлять в виде трех векторов: динамического (рефлексия как предметная внутренняя деятельность), индивидного (рефлексия как часть «Я-концепции», повторяющая ее трехэлементную структуру) и социального (рефлексия как социальное умение осуществлять профессиональное самопознание).

3. С целью раскрытия социально-психологического содержания понятия «профессиональная позиция менеджера среднего звена» целесообразно представить его в виде совокупности управленческой и командной ролей субъекта управления.

4. Операциональным критерием выделения уровней рефлексии профессиональной позиции, разработанным на основе ее теоретической модели, является степень совпадения «объективного» и «имплицитного» ролевых профилей.

5. Рефлексия профессиональной позиции менеджеров среднего звена взаимосвязана с уровнем успешности их управленческой деятельности. Данная взаимосвязь носит нелинейный характер.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается теоретической и методологической обоснованностью, использованием валидизированных и надежных методов, репрезентативностью и достаточно большим объемом выборки, применением адекватных целям и задачам работы математико-статистических процедур.

Апробация работы. Содержание работы обсуждалось на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова в 2007, 2008, 2009 и 2010 годах. Результаты эмпирических исследований представлены в виде докладов на международных конференциях «Ломоносов 2007» и «Ломоносов 2008». Материалы диссертации использовались автором при проведении практических занятий на факультете психологии МГУ имени.

М.В. Ломоносова и при чтении курса «Социальная психология» в НИУ-ВШЭ (Высшая школа экономики).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух теоретических и одной эмпирической глав, выводов, заключения, перечня литературы (166 наименований, 45 из которых на иностранных языках) и 4 приложений. Основной текст диссертации изложен на 132 страницах и сопровождается 8 рисунками и 8 таблицами.

3.4. Выводы.

По итогам нашего исследования можно констатировать, что главная цель достигнута: проверена гипотеза о взаимосвязи уровня рефлексии профессиональной позиции и уровня успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена, а также установлен характер данной взаимосвязи. Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Трехвекторная модель рефлексии профессиональной позиции менеджеров среднего звена (рассмотренной в качестве совокупности управленческой и командной ролей) адекватна для использования в качестве основы теоретической операционализации и эмпирического измерения данного конструкта.

2. Рефлексия профессиональной позиции взаимосвязана с уровнем успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена. Данная взаимосвязь носит нелинейный характер, вследствие чего невозможно говорить о монотонной равномерности возрастания уровня успешности управленческой деятельности с возрастанием уровня рефлексии профессиональной позиции.

3. Представление категории «профессиональная позиция менеджера среднего звена» в качестве совокупности управленческой и командной ролей целесообразно для раскрытия ее социально-психологического содержания. Анализ управленческой деятельности, опосредствованный ролевыми конструктами, помогает как понять структуру, особенности и риски различных типов управленческой деятельности, так и создать методико-методологическую базу ее изучения, неспецифичную для уровня организационной иерархии, на котором работает управленец (менеджер).

4. Менеджеры среднего звена, в целом, одинаково (на среднем уровне) рефлексируют управленческую и командную составляющие профессиональной позиции.

5. Существуют наиболее распространенные «объективные» (роль «Практик») и «имплицитные» (роль «Гармонизатор») командные роли.

Завершая главу, хотелось бы отметить, что участие в настоящем исследовании вызвало у достаточно значительного количества респондентов интерес и стимулировало их потребность к самопознанию. Приведенное обстоятельство является еще одним фактором, вдохновившим автора к определению перспектив дальнейшей исследовательской работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей диссертационной работе мы сформулировали вопрос о наличии и характере взаимосвязи уровня отрефлексированности профессиональной позиции и уровня успешности управленческой деятельности менеджеров среднего звена. Подобных исследований в рамках социальной и других отраслей психологии не так уж много, а рассматриваемая в нашей работе категория руководителей (менеджеры среднего звена) изучается в контексте рефлексивных процессов еще реже. Чаще в указанном контексте анализируется профессиональная деятельность либо менеджеров высшего звена, либо рядовых исполнителей (А. Л. Журавлев, 2004, 2005; Карпов, 2004; Кричевский, 1998; Кричевский, Дубовская, 2009; КиурегБ, ЗсИупБ, ЗсЬеегепБ, 2006; и др.).

В результате проведенного исследования нам удалось установить нелинейный тип взаимосвязи интересующих нас параметров (уровень рефлексии профессиональной позиции менеджеров среднего звена и уровень успешности их управленческой деятельности), характеризующийся неравномерным темпом возрастания зависимой переменной с возрастанием уровней фактора и наличием ярко выраженных плато. На наш взгляд, полученные результаты можно охарактеризовать как полезные и значимые для прироста научного знания в области социальной и организационной психологии, психологии труда, психологии менеджмента и пр.

В данной заключительной части нам представляется нецелесообразным подробно останавливаться на уже изложенных в третьей главе настоящей диссертационной работы результатах исследования и их интерпретации, равно как и на уже сформулированных там же выводах. Гораздо уместней здесь, по нашему мнению, наметить приоритетные направления будущих исследований по рассматриваемой в настоящей диссертационной работе проблематике. Для этого ниже приводятся следующие вопросы, на которые автор данного исследования пока не получил ответа и планирует сделать это в своих дальнейших работах:

1. Какой из четырех стратегий рефлексивного научения, представленных в работах А. Мамфорда (см., например, МшпАэгё, 1994) чаще пользуются руководители и другие категории работников для осуществления рефлексии профессиональной позиции? Какая из них более адекватна для этой задачи? Каковы наиболее удачные и релевантные задаче профессионального самопознания комбинации выделенных А. Мамфордом стилей/стратегий?

2. Как повысить уровень рефлексии профессиональной позиции? Какие специально организованные социально-психологические процедуры могут в этом помочь?

3. Что представляют собой основные барьеры рефлексии профессиональной позиции? Возможно ли построить классификацию этих барьеров? Как знания о них могут помочь в совершенствовании умения рефлексировать профессиональную позицию?

4. В каких организационных (корпоративных) культурах процесс рефлексии профессиональной позиции идет лучше, а в каких хуже? Насколько изменение организационной культуры компании влияет на процесс рефлексии профессиональной позиции ее сотрудников?

5. Как развивается умение рефлексировать собственную профессиональную позицию с возрастом, накоплением профессионального и жизненного опыта?

Помимо вышеизложенного, представляет интерес проведение подобного описанному в настоящей диссертационной работе исследования на более крупных выборках, а также обогащение выработанных нами критериев оценки уровня рефлексии профессиональной позиции менеджеров среднего звена и уровня успешности их управленческой деятельности. Все это представляется интересным и возможным осуществить в дальнейшем, что, однако, как уже было сказано выше, является делом будущего.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь. СПб.: Азбука, 1999, 391 е., 18 см.
  2. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983, 144 е., 20 см.
  3. И.К. Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008, 259 е., 24 см.
  4. И.К. Стили менеджмента: эффективные и неэффективные / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009, 197 е., 24 см.
  5. И.К. Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует/Пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010, 262 е., 24 см.
  6. Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии, 1977, N. 2, С. 3−14.
  7. Г. М. Психология социального познания: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов. 2 изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000, 288 е., 22 см.
  8. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская J1. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы: Учеб. пособ. для ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2001, 288 е., 22 см.
  9. Г. М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. 5 изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004, 365 е., 22 см.
  10. Антология античной философии / Сост. С. В. Перевезенцев. М.: Олма-Пресс, 2001, 414 е., 27 см.
  11. Антология средневековой мысли: теология и философия европейского Средневековья. В 2 т. / Науч. ред. С. С. Неретина. СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2001−2002, Т.1, 537 е., 23 см.
  12. К. Организационное научение / Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2004, 562 е., 24 см.
  13. Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, 558 е., 26 см.
  14. А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001, 416 е., 21 см.
  15. В.А. Рефлексия // Эпистемология и философия науки, 2006, т. VII, N. 1, С. 173−175.
  16. К. Т. Социально-психологические факторы развития лидерских качеств руководителя (на материале транснациональной корпорации): Дис. канд. психол. наук. М.: 2008.
  17. А. Теория социального научения / Пер. с англ. под ред. Н. Н. Чубарь. СПб.: Евразия, 2000, 320 е., 22 см.
  18. A.B. Личность делового человека: социально-психологический аспект. М.: Дело, 2003, 384 е., 21 см.
  19. Р. М. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач / Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003 а, 315 е., 20 см.
  20. Р. М. Типы ролей в командах менеджеров / Пер. с англ. М.: ШРРО, 2003 б, 232 е., 20 см.
  21. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986, 422 е., 22 см.
  22. П.П. Философия Плотина. 2 изд. М.: URSS, 2009, 367 е., 21 см.
  23. П. Социальное пространство. Поля и практики / Пер. с франц. СПб.: Алетейя, 2008, 576 е., 21 см.
  24. . М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982, 336 е., 21 см.
  25. Ветхий завет/Пер. и коммент. И. М. Дьяконова, JI.E. Когана, JI.B. Маневича. М.: Изд-во РГГУ, 1998, 341 е., 17 см.
  26. А.Г. Межличностное восприятие в изолированной малой группе: Дис. канд. психол. наук. М.: 1997.
  27. Ф. М. А. де. Философские повести. Философские письма. Статьи из «Философского словаря». М.: ACT, 2004, 784 е., 22 см.
  28. JI.C. Собрание сочинений. В 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984, Т. 4, 432 е., 22 см.
  29. П. Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976, 151 е., 20 см.
  30. Д., Розенштиль JI. фон. Организационная психология. Человек и организация. / Пер. с нем. Харьков: Гуманитарный Центр, 2006, 624 е., 24 см.
  31. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Пер. с нем. М.: Наука, 2000, 495 е., 22 см.
  32. М., Новак К. Все о командообразовании. Руководство для тренеров / Пер. с нем. М.: Вершина, 2006, 352 е., 21 см.
  33. Т.О. Психология мотивации достижения: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов. М.: Смысл, 2006, 332 е., 21 см.
  34. В.В. Менеджмент слаженной команды: соционика для руководителя. М.: ACT, 2003, 282 е., 20 см.
  35. Э. Идея феноменологии: пять лекций / Пер. с нем. Н. А. Артеменко. СПб.: Гуманитарн. акад., 2006, 219 е., 17 см.
  36. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996, 544 е., 22 см.
  37. К.Е. Восприятие межличностных предпочтений в группе: Дис. канд. психол. наук. М.: 1984.
  38. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. Л. Ю. Пантиной. М.: РОССПЭН, 2002, 284 е., 20 см.
  39. Е.П. Психология социальной реализации профессионала. М.: ИП РАН, 2008, 347 е., 22 см.
  40. П.Ю. Влияние ролевых позиций на компетентность в общении: Дис. канд. психол. наук. М.: 2008.
  41. Ю.М., Журавлев A.B., Павлова E.H. Технологии командообразования: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2008, 320 е., 22 см.
  42. A.JI. Психология управленческого взаимодействия: теоретические и прикладные проблемы. М.: ИП РАН, 2004, 474 е., 22 см.
  43. A.JI. Психология совместной деятельности. М.: ИП РАН, 2005, 638 е., 22 см.
  44. .В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии // Вестник МГУ: Серия 14 «Психология», 1981, N. 2. С. 9−15.
  45. В.П., Горбов С. Ф., Гордеева Н. Д. Психологические основы педагогики. Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова: Учеб. пособ. М.: Гардарики, 2002, 431 е., 22 см.
  46. Иванова Н. JL, Михайлова Е. В., Штроо В. А. Введение в психологию бизнеса: Учеб. пособ. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2007, 471 е., 21 см.
  47. И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. М.: Эксмо, 2010, 734 е., 21 см.
  48. A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: ИП РАН, 2004, 424 е., 22 см.
  49. Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. М.-Воронеж: ИД РАО- МПСИ- МОДЭК, 2003, 454с., 21 см.
  50. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов. 4 изд. М.: Академия, 2010, 301 е., 22 см.
  51. С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности. / Пер. с англ. О. Кириченко. 5 изд. М.: Альпина Паблишерз, 2010, 374 е., 23 см.
  52. Кон И. С. Социология личности: над чем работают и о чем спорят философы. М.: Политиздат, 1967, 384 е., 17 см.
  53. Ф.Ч. История средневековой философии / Пер. с англ. И. Борисовой. М.: Энигма, 1997, 500 е., 22 см.
  54. P.JI. Если Вы руководитель.: элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — 3 изд. доп. и перераб. М.: Дело, 1998, 398 е., 21 см.
  55. Кричевский P. JL, Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2009, 318 е., 21 см.
  56. В.Н. Немецкая классическая философия: Учебник для студентов ВУЗов. 2 изд. испр. и доп. М.: Высшая школа, 2003, 437 е., 22 см.
  57. JI. А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: Дис. канд. психол. наук. Воронеж: 2003.
  58. Курс MB, А по менеджменту / Под. ред. А. Р. Коэна / Пер. с англ. -4 изд. М: Альпина Бизнес Букс, 2007, 507 е., 23 см.
  59. В.А. Субъект. Объект. Познание. М.: Наука, 1980, 359 е., 21 см.
  60. В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2009, 256 е., 21 см.
  61. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004, 352 е., 22 см.
  62. В.А. Рефлексия. М.: Когито-Центр, 2003, 496 е., 22 см.
  63. Лидер и команда: практическое руководство лидера эффективной команды // Под ред. Р. Джея и др. / Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005, 296 е., 24 см.
  64. С.А. Личность и организация // Социальная психология в современном мире: Учеб. пособ. для ВУЗов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002, 335 е., 22 см., С. 115−131.
  65. Ю.И. Исследование влияния рефлексивного механизма на успешность профессиональной подготовки современного специалиста: Дис. канд. психол. наук. СПб.: 1998.
  66. Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики //Вопросы философии, 1995, N. 1. С. 95−105.
  67. Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарии. 2 изд. Л.: Просвещение, 1983, 416 е., 20 см.
  68. М. И., Курбатова М. Б. Оценка работы персонала. Подготовка и проведение аттестации. М.: Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002, 176 е., 21 см.
  69. Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М.: Мысль, 1979, 432 е., 21 см.
  70. Макиавелли Н. Государь / Пер. с итал. Г. Муравьевой, Р. Хлодовско-го. СПб.: Азбука-классика, 2009, 269 е., 18 см.
  71. М. К. Как я понимаю философию. 2 изд., изм. и доп. М.: Прогресс- Культура, 1992, 414 е., 20 см.
  72. Ч. Дж. «Колесо» командного управления: Путь к успеху через систему управления командной / Пер. с англ. Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2004, 208 е., 24 см.
  73. М. Бизнес это психология: психологические координаты жизни современного делового человека. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008, 348 е., 22 см.
  74. I. Становления рефлекс^' у процеЫ оргашзацн навчально-виховного процесу в закладах оевгги // Науков! записки. Випуск 41:
  75. Сер1я: «Педагопчш науки. Юровоград: РВД КДПУ iM. В. Винниченка, 2001, 170 е., 24 см., С. 102−106.
  76. Э. Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации / Пер. с нем. Харьков: Гуманитарный центр, 2007, 184 е., 20 см.
  77. М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -3 изд. / Пер. с англ. М.: И. Д. Вильяме, 2008, 672 е., 24 см.
  78. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособ. для ВУЗов/Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Аспект Пресс, 2004, 256 е., 21 см.
  79. Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер с англ. Д. Раевской. СПб.: Питер, 2004, 512 е., 21 см.
  80. Г. Менеджмент: природа и структура организаций глазами iypy / Пер. с англ. О. И. Медведь. М.: Эксмо, 2009, 463 е., 24 см.
  81. Н. В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. М.: Феноменология-Герменевтика, 2003, 716 с., 22 см.
  82. А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учеб. пособ. СПб.: Речь, 2004, 392 е., 24 см.
  83. С. А. Становление и развитие профессиональной позиции руководителя образовательного учреждения: Дис. докт. педагог, наук. Новосибирск: 2008.
  84. И.В. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. СПб.: Речь, 2006, 128 е., 21 см.
  85. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS, 1993, Т.1, Вып. 2, С.94−122.
  86. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 1986, 605 е., 20 см.
  87. Плотин. Трактаты 1−11. Издательство «Греко-Латинский кабинет Ю.А. Шичалина», М.: 2007, 448 е., 21 см.
  88. Прокл. Комментарии к «Пармениду» Платона, СПб.: Mip-ь, 2006, 895 е., 22 см.
  89. Психология личности: словарь-справочник / Под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. Киев: Рута, 2001, 320 е., 20 см.
  90. В.П. Руководство персоналом организации: Учебник для студентов ВУЗов. М.: Аспект Пресс, 2005, 279 е., 22 см.
  91. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления: Хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого / Сост.
  92. A. П. Зинченко и др. М.: Дело, 2003, 160 е., 22 см.
  93. А. А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006, 479 е., 21 см.
  94. Рефлексивный подход: от методологии к практике/Под ред.
  95. B.Е. Лепского. М.: Когито-Центр, 2009, 447 е., 22 см.
  96. Ю. М. Понятие «рефлексии» и «спекуляции» в античной философии // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000, 839 е., 21 см., С. 3−12.
  97. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004, 713 е., 24 см.
  98. С. Б. Становление профессиональной позиции педагога: актуалии, анализ, содержание // Мастерство, 1998, N. 2, С. 42−47.
  99. Д. Р., Пфеффер Д. Кто получает власть и как удержать власть: ситуативно-стратегическая модель власти // Антология организационной психологии / Под ред. Б. М. Стоу / Пер. с англ. М.: Вершина, 2005, 712 е., 27 см., С. 472−492.
  100. Т., Воутилайнен Э., Поренне П., Ниссинен Й. X. Управление по результатам. М.: Прогресс, 1993, 320 е., 21 см.
  101. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии / Пер. с франц. М.: ACT, 2009, 925 е., 21 см.
  102. Р. В. Античный неоплатонизм и александрийская экзегетика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996, 231 е., 20 см.
  103. П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / Пер. с англ. Б. Пинскера, И. Татариновой. М.: Олимп-Бизнес, 2009, 417 е., 24 см.
  104. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2004, 350 е., 21 см.
  105. В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов. М.: Школа-Пресс, 1995, 383 е., 22 см.
  106. В.В. Спиноза. М.: Мысль, 1977, 222 е., 17 см.
  107. В.А. Развивающее управление персоналом: Учеб. пособ. для студентов. СПб.: Нева, 2004, 441 е., 26 см.
  108. . Избранное / Пер. с голл. и лат. Минск: Попурри, 1999, 592 е., 21 см.
  109. С. Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии, 1985, N. 3, С. 31−40.
  110. А. Л. Джон Локк, жизнь и труды // Предисловие к книге «Два трактата о правлении». М.: «Канон +" — «Реабилитация», 2009, 400 е., 21 см., С. 5−14.
  111. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2 изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2009, 560 е., 22 см.
  112. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко, М.: Инфра-М, 2009, 568 е., 25 см.
  113. И. Г. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / Пер. с нем. М.: ACT- Харвест, 2001, 784 е., 21 см.
  114. Н. Думай и богатей/Пер. с англ. О. Лоза. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2008, 384 е., 20 см.
  115. М. А. Психология интеллекта. 2 изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2001, 272 е., 24 см.
  116. Н. Г. Личностная рефлексия как фактор успешной самореализации женщин зрелого возраста: Дис. канд. психол. наук. Сочи: 2007.
  117. Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов н/Д: Феникс, 2002, 544 е., 21 см.
  118. Н. А. Генетический структурализм Пьера Бурдье // История теоретической социологии. В 4-х т. / Отв. ред. и составитель Ю. Н. Давыдов. М.: «Канон+" — «Реабилитация», 2002. Т. 4, 736 с, 21 см., С. 386−404.
  119. Л. Б. Личностная, тендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: МПСИ, 2007, 128 е., 22 см.
  120. Г. П. Избранные труды / Сост. А. А. Пископпель и др. М.: Шк. культ, полит., 1995, 759 е., 21 см.
  121. Д. Б. Избранные психологические труды/Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989, 554 е., 20 см.
  122. Э.П. Жан-Поль Сартр. Жизнь-философия-творчество. СПб.: ИД «Петрополис», 2006, 128 е., 20 см.
  123. К.Т. Рефлексия как детерминанта структурной организации Я-концепции: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль: 2009.
  124. М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии, N. 3, 1978, С. 40−53.
  125. Action learning: history and evolution / Ed. by Y. Boshyk and R. L. Dilworth. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2010, 299 p., 23 cm.
  126. Adizes I. K. Mismanagement styles // California management review, 1976, Vol. 19, N. 2, P. 5−20.
  127. Argote L. Organizational learning: creating, retaining and transferring knowledge. Boston: Kluwer Academic, 1999, 212 p., 24 cm.
  128. Argyris C., Schon D. A. Organizational learning II: theory, method and practice. Boston: Addison Wesley, 1996, 305 p., 21 cm.
  129. Bass B.M. Bass and StogdilFs handbook of leadership: theory, research and managerial applications. 3 ed. N.Y.: Free Press, 1990, 1182 p., 25 cm.
  130. Bass B.M., Avolio B J. Improving organizational effectiveness through transformational leadership, Thousand Oaks, California: Sage, 1993, 238 p., 24 cm.
  131. Beibin R.M. Management teams. 2 ed. Oxford: ButterworthHeinemann, 2004, 224 p., 24 cm.
  132. Boje D. M. Storytelling organizations. Los Angeles- London: Sage, 2008, 282 p., 24 cm.
  133. Bolton R., Bolton D. Social style/management style. N.Y.: AMACOM, 1984, 171 p., 21 cm.
  134. Bolton R., Bolton D. People styles at work and beyond: making bad relationships good and good relationships better. — 2 ed. N.Y.: AMACOM, 2009,230 p., 23 cm.
  135. Duval S., Wicklund R.A. A theory of objective self-awareness. N.Y.: Academic Press, 1972, 238 p., 24 cm.
  136. Fiske S.T., Taylor S.E. Social cognition. 2 ed. N.Y.: McGraw-Hill, 1991,717 p., 24 cm.
  137. Flavell J. H., Wellman H. M. Metamemory // Perspectives on the development of memory and cognition / Ed. by R. V. Kail, G. W. Hagen. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1977, 498 p., 24 cm, P. 3−34.
  138. Gosling J., Mintzberg H. The five minds of manager // Harvard Business Review, 2003, Vol. 81, Iss. 11, P. 54−63.
  139. Gosling J., Mintzberg H. Reflect yourself// HR Magazine, 2004, Vol. 49, Iss. 9, P. 151−156.
  140. Haines V. Y., St-Onge S., Marcoux A. Performance management design and effectiveness in quality-driven organizations // Canadian journal of administrative sciences, 2004, Vol. 21, N. 2, P. 146−161.
  141. Handbook of communication and social interaction skills / Ed. by J. O. Greene, B. R. Burleson. Mahwah, N. J.: Lawrence Erlbaum Associates, 2003, 1032 p., 26 cm.
  142. Hare A. P. Handbook of small group research. 2 ed. N. Y.: Free Press, 1976, 781 p., 24 cm.
  143. Hohn R. Fuhrungsbrevier der Wirtschaft. 12 Auflage, Bad Harzburg: Verl. fur Wissenschaft, Wirtschaft u. Technik, 1986, 354 s., 21 cm.
  144. Ibarra H. Provisional Selves: Experimenting with image and identity in professional adaptation // Administrative science quarterly, 1999, Vol. 44, N. 4, P. 764−791.
  145. Kets de Vries M. F. R., Miller D. The Neurotic Organization: Diagnosing and Changing Counterproductive Styles of Management. San Francisco: Jossey-Bass, 1984, 241 p., 24 cm.
  146. Kotakowski L. Ulamki filozofii: najbardziej wystuzone i najczqsciej cytowane zdania filozofow z komentarzem. Warszawa: Proszynski Media, 2008, 134 s., 20 cm.
  147. Kuijpers M., Schyns B., Scheerens J. Career competencies for career success // Career development quarterly, 2006, Vol. 55, N. 2, P. 168−181.
  148. Kunda Z. Social cognition: making sense of people. Boston: MIT Press, 1999, 602 p., 23 cm.
  149. Larsen K.R.T, Mclnerney C., Nyquist C., Silsbee D.L., Zagonel A.A. Learning organizations: a primer for group facilitators // Group facilitation, 2002, Vol. 4, N. 2, P. 30−45.
  150. Lehrbuch Organisationspsychologie / Hrsg. H. Schuler, Mithrsg. H. Brandstatter. 2., korr. Aufl. Bern- Gottingen- Toronto- Seattle: Verlag Hans Huber, 1995, 542 s., 25 cm.
  151. Maccoby M. The leader: a new face for American management. N.Y.: Simon and Schuster, 1981, 284 p., 23 cm.
  152. Maxwell J.C. The 17 essential qualities of a team player: becoming the kind of person every team wants. Nashville, Tennessee: Nelson Books, 2002, 154 p., 19 cm.
  153. Mikolajczyk Z. Techniki organizatorskie: podr^cznik. Warszawa: PWN, 1983,336 s., 24 cm.
  154. Mrela H. Dyrektor jako organizator. Warszawa: PWE, 1976, 206 s., 19 cm.
  155. Mumford A. Four approaches to learning from experience // The learning organization, 1994, Vol. 1, N. 1, P. 4−10.
  156. Myler L. Indispensable by Monday: learn the profit-producing behaviors that will help your company and yourself. Hoboken, N. J.: John Wiley & Sons, 2010, 173 p., 24 cm.
  157. Neuberger O. Fuhrungsverhalten und Fuhrungserfolg, Berlin: Duncker und Humblot Verlag, 1976, 311 s., 24 cm.
  158. Neuberger O. Fuhren und gefuhrt werden, 4 verb. Aufl., Stuttgart: Enke, 1994, 322 s., 21 cm.
  159. Neuberger O. Fuhren und fuhren lassen: Ansatze, Ergebnisse und Kritik der Fuhrungsforschung, 6 vollig, neubearb. u. erweiterte Auflage, Stuttgart: Lucius und Lucius Verlag, 2002, 899 s., 22 cm.
  160. Parker G. M. Team players and teamwork: the new competitive business strategy. San Francisco: Jossey-Bass, 1996, 178 p., 23 cm.
  161. Repenning N. P., Sterman J. D. Capability traps and self-confirming attribution errors in the dynamics of process improvement // Administrative science quarterly, 2002, Vol. 47, N. 2, P. 265−295.
  162. Revans R. W. Developing effective managers: a new approach to business education. N. Y.: Praeger Publishers, 1971, 201 p., 22 cm.
  163. Rothwell J. D. In mixed company: small group communication. Fort Worth: Harcourt Brace Jovanovich College Publishers, 1992, 372 p., 24 cm.
  164. Schambaugh P. W. The development of the small group // Human relations, 1978, Vol. 31, P. 283−295.
  165. Schon D. A. The reflective practitioner: how practitioners think in action. N.Y.: Basic Books, 1984, 374 p., 22 cm.
  166. Sternberg R.J., Mio J. Cognitive psychology. Australia, Belmont: Cengage Learning/Wadsworth, 2009, 657 p., 24 cm.
  167. Templar R. The rules of management: a definitive code for managerial success. Harlow, England- N. Y.: Pearson/Prentice Hall Business, 2005, 208 p., 22 cm.
  168. Tuckman B. W. Developmental sequence in small groups // Psychological Bulletin, 1965, Vol.63, N.6, P. 384−399.
Заполнить форму текущей работой