Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические характеристики адаптивной личности в период перехода к ранней взрослости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях отдела психологии Национального института образования, кафедры прикладной психологии Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Понятие адаптации
    • 1. 2. Типология и стадиальность адаптации
    • 1. 3. Модели психосоциальной адаптации
    • 1. 4. Психологические критерии успешности адаптации
    • 1. 5. Системная регуляция процесса адаптации
    • 1. 6. Задачи адаптации личности в период перехода к ранней взрослости
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК АДАПТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
    • 2. 1. Методика и организация эмпирического исследования
    • 2. 2. Различия в психологических характеристиках адаптивной и дезадаптивной личностей
    • 2. 3. Характеристика эмоционального состояния личности с различным уровнем адаптации
    • 2. 4. Характеристика психологических защит личности с различным уровнем адаптации
    • 2. 5. Характеристика компонентов «Я-концепции» личности
    • 2. 6. Взаимосвязь различных психологических характеристик личности и уровня адаптации
    • 2. 7. Динамика психологических характеристик адаптивной и дезадаптивной личностей

Психологические характеристики адаптивной личности в период перехода к ранней взрослости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертации. Развитие личности современного человека обусловлено сложной совокупностью и динамикой социокультурных, экономических, технологических и психологических факторов, определяющих условия существования и жизнедеятельности в социальной среде. Исходя из этого, проблема адаптации человека на различных этапах жизненного цикла приобретает особую значимость в связи с необходимостью время от времени решать задачи оптимизации процесса взаимодействия личности и социальной среды.

Несмотря на всю значимость рассматриваемой проблемы, в психологической науке не уделено должного внимания целому ряду методологических вопросов: определению понятий «адаптация» и «психологическая адаптация», в частности, типологии и структуры процесса адаптации. Это обусловлено многообразием взглядов на феномен адаптации в различных научных подходах [4- 8- 15- 16- 17- 19- 27- 33- 34- 44- 59- 67- 68- 72- 80- 84- 86- 92- 97- 115- 123- 128- 135- 171- 184- 187- 197- 207- 212]. Вместе с тем, наиболее важным аспектом научного решения этой проблемы является отсутствие данных об особенностях, закономерностях протекания и механизмах регуляции адаптационного процесса, то есть остается открытым вопрос об определении.

—————- - психологических характеристик, — обусловливающих— достижение личностью адаптивного либо дезадаптивного состояния.

Большинство исследований по проблемам адаптации в основном посвящено изучению приспособительных механизмов в ненормативных и экстремальных ситуациях [1- 14- 28- 49- 56- 58- 63- 69- 90- 92- 101- ИЗ- 118- 185], которые порождают значительное психическое напряжение, стресс и требуют от человека коренной перестройки поведения и образа жизни. Однако в литературе практически отсутствуют работы, изучающие адаптацию человека к нормативным ситуациям и жизненным событиям, наступление которых ожидается в определенное время или переживается большинством людей, принадлежащих к той или иной возрастной категории. К таким нормативным событиям с полным основанием можно отнести период перехода от юности к ранней взрослости [55- 174- 191- 192].

Период ранней взрослости, процесс «вхождения» в зрелость существенно отличаются от процессов развития в детстве, отрочестве и юности. Изменения мышления, поведения и личности взрослого человека лишь в незначительной степени обусловлены хронологическим возрастом или специфическими изменениями в организмев гораздо большей степени они определяются личными, социальными и культурными событиями или факторами. Социальные ориентиры или культурные запросы достигшего взрослости молодого человека могут поддерживать, расширять или разрушать сложившиеся в юношеские годы формы поведения, требуя развития новых. Молодые люди оказываются перед необходимостью выбора и решения многих проблем. Способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям как раз и служит критерием зрелости. Позитивное разрешение противоречий и трудностей составляют основу взрослой активности [55- 175].

Несмотря на многообразие и широту психологических исследований адаптации относительно мало изученными остаются психологические особенности и закономерности формирования адаптивной личности в условиях нормативных переходов. Недостаточная разработанность проблемы адаптации личности в период перехода к ранней взрослости, в целом, а также выявление психологических характеристик адаптивной и дезадаптивной личностей, степени зависимости показателя адаптации личности от сочетания и взаимодействия определенных психологических характеристик, в частности, и определила выбор темы, объекта, предмета, цели и задач исследования. ~.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего исследования состояла в изучении психологических характеристик адаптивной личности в период перехода к ранней взрослости.

Задачи исследования были следующими:

1. Провести теоретико-методологический анализ проблемы психологической адаптации личности.

2. Определить различия в характеристиках эмоциональных состояний, механизмов психологических защитах и компонентов «Я-концепции» адаптивной и дезадаптивной личностей в период перехода к ранней взрослости.

3. Установить зависимость и провести анализ системы взаимосвязей психологических характеристик и показателей адаптации личности.

4. Экспериментально доказать возможность формирования психологических характеристик, обеспечивающих высокий уровень адаптации личности.

Объект исследования: Психологические характеристики адаптивной личности.

Предмет исследования. Психологические особенности адаптивной и дезадаптивной личностей в период перехода к ранней взрослости.

Гипотеза исследования — адаптационные возможности личности в период перехода к ранней взрослости определяются особенностями эмоционального реагирования, использования механизмов психологических защит, компонентов «Я-концепции», а взаимосвязи и взаимодействие различных характеристик личности образуют психологическую основу для адаптивного и дезадаптивного реагирования.

Общая гипотеза конкретизируется в следующих частных гипотезах:

1. Адаптивную личность отличает от дезадаптивной модальность эмоциональных переживаний, тенденция к использованию более зрелых механизмов психологических защит, превалирование позитивных элементов «Я—концепции».

2. Сочетание и взаимосвязь между различными характеристиками эмоционального состояния, механизмов психологических защит и компонентов «Я-концепции» определяют уровень адаптации личности и позволяют классифицировать ее как адаптивную или дезадаптивную.

3. В результате целенаправленных воздействий возможно формирование психологических характеристик, обеспечивающих высокий уровень адаптации личности.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Операциональное определение адаптивной личности как индивида, обладающего способностью к оптимальной реализации собственных внутренних возможностей и личностного потенциала при взаимодействии с окружающей средой, к поддержанию постоянства и сохранению устойчивости при различных условиях существования и характеризующегося эмоциональной стабильностьючувством внутреннего и внешнего психологического комфортаощущением удовлетворенности собой, окружающими и своей жизньюпозитивным образом «Я" — психологическими механизмами защит и формами поведения, необходимыми для разрешения длительных внутриличностных и межличностных конфликтовадекватностью внутреннего и внешнего контроля на основе развитых навыков перцепции, рефлексии и саморефлексии, способностью к самоизменениям, самостоятельностью и независимостью, принятием норм и требований социума.

2. Психологические характеристики адаптивной и дезадаптивной личности мужчин и женщин в период перехода к ранней взрослости, имеют как схожие, так и отличные признаки. Адаптивная личность отличается значимо более интенсивными переживаниями эмоций радости, волнения, удивления и аффекта любви, выраженными механизмами отрицания и интеллектуализации, высокими показателями принятия себя, принятия других, эмоционального комфорта. Дезадаптивная личность контрастирует значительным превалированием эмоций горя, гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и вины, комплексом аффектов тревожности, депрессии и враждебности, преобладанием механизмов регрессии и замещения, высокими показателями непринятия себя, непринятия других, эмоционального дискомфорта, внешнего контроля, ведомости и эскапизма.

3. Существует влияние и надежная положительная взаимосвязь переживания эмоции радости, аффекта любви, отрицания и интеллектуализации как основных механизмов психологической защиты, позитивных элементов «Я-концепции», а также достоверная отрицательная корреляция эмоций горя, гнева, стыда, страха, состояний тревожности, депрессии и враждебности, механизмов проекции, регрессии и замещения, негативных элементов «Я-концепции» с уровнем адаптации личности вне зависимости от пола.

4. Определенный уровень адаптации/дезадаптации личности достигается посредством сочетания, взаимодействия и взаимосвязей различных психологических характеристик эмоционального реагирования, механизмов психологических защит и компонентов «Я-концепции» между собой.

5. Установленные прогностические показатели характеристик эмоциональных переживаний, механизмов психологических защит и компонентов «Я-концепции» предоставляют возможность контроля за динамикой и результатом формирования адаптивной личности в процессе целенаправленных воздействий.

Методологическая основа исследования. Общую концептуальную базу исследования составили теоретические положения:

Теория систем (JI. фон Берталанфи), где важными характеристиками системы считается адаптивность и способность к развитию, т. е. способность приспосабливаться к среде, зависящая от возможности данной системы перестраиваться, отвечая на воздействие и действовать в соответствии со своими целями. Адаптация направлена на сохранение структуры, свойственной данной системе, и поддержание ее основных процессов.

Теория поля (К. Левин), в которой жизненное пространство понимается как общность субъективных личностно-средовых элементов, находящихся в системных, взаимосвязанных отношениях друг с другом, а адаптивность трактуется, как способность системы не только устанавливать свое собственное внутреннее равновесие для постоянной окружающей среды, но также и адаптироваться, когда присутствуют мелкомасштабные изменения в окружающей среде, чтобы повысить шанс на дальнейшее существование (S. Crocker, P. Brownell, et al.).

Взгляды на феномен психосоциальной адаптации в классическом психоанализе и неофрейдизме (3. Фрейд, X. Хартманн, К. Хорни), когнитивном (Ж. Пиаже, Л. Фестингер), когнитивно-поведенческом (Р.С.Лазарус) и интеракционистском (Т. Шибутани) подходах, в динамической (К. Левин), экзистенциальной (Р. Мэй) и гуманистической психологии (К. Роджерс), а также в отечественной психологической традиции (Ф. Б. Березин, А. А. Налчаджян и др.).

Теория возрастного развития Д. Левинсона, которая, опираясь на понятия жизненного пути, жизненного цикла, индивидуальной жизненной структуры и концепцию взрослого развития, рассматривает ход развития взрослых людей как последовательную смену возрастных эр. Основные изменения в характере жизни в целом зависят не столько от изменений в рамках одной эры, сколько от изменений, происходящих на границе перехода от одной эры к следующей в результате нормативных кризисов.

Разработка прикладных аспектов проведенного эмпирического исследования опиралась на:

— концептуальные положения теории дифференциальных эмоций К. Изарда о том, что эмоции являются переживательно-мотивационными феноменами, имеющими адаптивные функции, поэтому любая эмоция может быть положительной или отрицательной, если критерий для классификации основывается на адаптивности или дезадаптивности эмоций в конкретной ситуации;

— принципы психоэволюционной теории Р. Плутчика, согласно которым специфические защиты образуются для совладания со специфическими эмоциями, которые в свою очередь являются механизмами коммуникации и выживания, основанными на эволюционной адаптации;

— идеи гуманистической психологии К. Роджерса о том, что уровень психологической адаптации определяется степенью «согласованности-несогласованности» между Я-структурой и опытом, от чего зависят самовосприятие, уровень эмоционального контроля, локус ответственности, отношения с людьми и явлениями в окружающем мире.

Методы исследования. Исходя из сложности изучаемой проблемы, в диссертационном исследовании нами был использован широкий спектр методов: теоретический анализ и обобщение отечественных и зарубежных литературных источников, психологическая диагностика и эксперимент, статистическая обработка результатов исследования, включающая установление достоверности различий между показателями по Т-критерию Стьюдента, корреляционный, множественный регрессионный и многофакторный ковариационный анализ, и интерпретация полученных данных.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивались всесторонним анализом проблемы, применением обоснованного психодиагностического инструментария, репрезентативностью выборки респондентов, сочетанием количественного и качественного методов исследования, использованием методов статистической обработки данных, экспериментальной проверкой полученных результатов.

Эмпирическая база исследований. На первом, корреляционном,.

———-этапе исследование проводилось среди мужчин (n = 111 чел.) и женщин~(п 123 чел.) студентов и служащих в возрасте 18−24 года (п = 234 чел.), на втором, экспериментальном, этапе — среди студентов в возрасте 18—22 года (45 мужчин и 45 женщин).

Научная новизна полученных результатов заключается в следующем:

— определены профили эмоций, комплексов аффектов, механизмов психологических защит и элементов «Я—концепции» адаптивной и дезадаптивной личностей;

— установлены как схожие, так и отличные признаки, характеризующие адаптивную или дезадаптивную личность по параметрам эмоционального состояния, механизмам психологических защит и компонентам «Я-концепции»;

— обнаружены различия в психологических характеристиках адаптивных и дезадаптивных личностей мужчин и женщин в период перехода к ранней взрослости;

— установлена сила и значимость влияния интенсивности переживания эмоций волнения, радости, горя и гнева, комплексов аффектов любви и тревожности, механизмов отрицания, интеллектуализации, проекции, регрессии и подавления, показателей самопринятия, принятия других, эмоционального комфорта, интернальности, доминантности и эскапизма на уровень адаптации личности;

— выявлена система личностных характеристик, обеспечивающих высокий уровень адаптации (эмоция радости, отрицание и интеллектуализация как основные механизмы психологических защит и положительные элементы «Я-концепции») и дезадаптации (эмоции гнева, горя, страха, стыда, вины, механизмы регрессии и замещения, негативные элементы «Я-концепции») и определяющих прогностическую возможность адаптивного и дезадаптивного реагирования;

— экспериментально доказаны существование психологических характеристик, в своей взаимосвязи обеспечивающих высокий уровень адаптации личности, а также возможность их формирования в результате целенаправленных воздействий.

Теоретическая значимость. В целом теоретические положения, изложенные в диссертационной работе, существенно расширили спектр знаний о психологических механизмах, закономерностях и особенностях адаптации индивида в достаточно значимый период человеческой жизни — период ранней взрослости. Уточнены понятия адаптация и дезадаптация личности, даны операционализированные определения адаптивной и дезадаптивной личности, разработана типология адаптации, проанализированы различные модели адаптации, выявлены психологические характеристики, определяющие адаптацию личности.

Практическая значимость полученных результатов заключается в их использовании для диагностики, прогнозирования, психопрофилактики дезадаптационных расстройств, оказания психологической и психотерапевтической помощи лицам возраста ранней взрослости с нарушениями в адаптации, в программах практической подготовки студентов-психологов по курсам «Основы групповой психотерапии», «Тренинг личностного роста», «Социально—психологический тренинг общения» и «Тренинг формирования профессионального самосознания психолога» (Н.В. Фурманова, 2000, 2001, 2004). Полученные данные также могут быть включены в содержание учебных программ курсов.

Психология личности", «Психология развития», «Социальная психология», «Педагогическая психология».

Апробация результатов диссертации. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях отдела психологии Национального института образования, кафедры прикладной психологии Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка, кафедры общей и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского, а также докладывались на международных, республиканских и вузовских конференциях: «Актуальные педагогические проблемы социальной психологии развития» (Минск, 1998), «Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф» (Минск, 1999, 2000, 2001), «Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребенка» (Минск, 1999), «Здоровье студенческой молодежи: достижения науки и практики на современном этапе» (Минск, 2000), «Вопросы развития массовых видов спорта, спортивной подготовки кадров по физической культуре» (Минск, 2001), «Актуальные проблемы современной психологии» (Минск, 2001), «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (Минск, 2003), «Психологическое здоровье в контексте развития личности» (Брест, 2005), «Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблемы и перспективы» (Минск, 2003, 2007).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, двух глав, выводов, библиографического списка, приложений. Основной текст диссертации составляет 198 страниц, иллюстрированных 13 рисунками и 11 приложениями. Библиографический список составляет 213 источников, из них 43 на английском языке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ литературы по проблеме исследования, статистическая обработка полученных в результате психологической диагностики данных и их интерпретация позволили установить сходные психологические тенденции и половые различия между определенными характеристиками на различных уровнях адаптации, а также психологические закономерности адаптации личности в период перехода к ранней взрослости:

1. Под адаптацией личности понимается процесс и результат взаимодействия человека со средой на основе механизмов гомеостатического уравновешивания, обеспечивающих личностную целостность и устойчивость (сохранение идентичности, тождественности индивида самому себе) и одновременно изменчивость (развитие, приобретение новых и совершенствование психологических характеристик, качеств и свойств), которые касаются как самого индивида, так и способов взаимодействия со средой, т. е. собственно адаптивных механизмов. Имеет трехфазное строение, протекает по схеме: воздействие, нарушающее равновесие —> эмоциональная реакция —> реакция приспособления: поведение, направленное на изменение ситуации, или уход из нееизменение отношения к ситуацииизменение отношения к себе и/или окружающим. ~ - - - - ———.

2. Адаптивная личность — это индивид, обладающий способностью к оптимальной реализации собственных внутренних возможностей и личностного потенциала при взаимодействии с окружающей средой, к поддержанию постоянства и сохранению устойчивости личности при различных условиях существования. Такая личность характеризуется эмоциональной стабильностьючувством внутреннего и внешнего психологического комфортаощущением удовлетворенности собой, окружающими и своей жизньюпозитивным образом «Я" — сформированностью психологических механизмов защит и поведенческих реакций, необходимых для разрешения длительных внутриличностных и межличностных конфликтовадекватностью внутреннего и внешнего контроля на основе развитых навыков перцепции, рефлексии и саморефлексии, способностью к самоизменениям, самостоятельностью и независимостью, принятием норм и требований социума.

3. В период перехода к ранней взрослости психологические характеристики адаптивной и дезадаптивной личностей имеют существенные как сходства, так и отличия. Как у адаптивной, так и у дезадаптивной личности доминирующее положение занимают эмоции радости, волнения, аффективное состояние любви, проективные механизмы психологических защит. Вместе с тем, адаптивную личность отличает более интенсивные переживания эмоций радости, волнения и удивления, аффективного состояния любви, преобладание механизмов отрицания и интеллектуализации, более значимые и высокие показатели принятия себя, принятия других, эмоционального комфорта. Для дезадаптивной личности характерны более интенсивные переживания эмоций горя, гнева, отвращения, презрения, страха, стыда и вины, аффективного состояние тревожности, депрессивности и враждебности, доминирование механизмов регрессии и замещения, более значимые и высокие показатели непринятия себя, непринятия других, эмоционального дискомфорта, внешнего контроля, ведомости и эскапизма.

4. Обнаружены половые сходства и различия мужчин и женщин в зависимости от уровня адаптации:

— вне зависимости от пола для адаптивных мужчин и женщин сходными являются доминирующие переживания эмоций радости, волнения, удивления и вины, защитные механизмы отрицания, проекции и интеллектуализации. По показателям компонентов Я-концепции отличий не зафиксировано;

—————вне зависимости отпола для дезадаптивных мужчин и женщин сходными являются доминирующие переживания эмоций радости и вины, защитные механизмы проекции, регрессии и замещения. По показателям компонентов Я-концепции отличий не зафиксировано;

— адаптивных мужчин от женщин отличает более сильное переживание эмоций отвращения и презрения, более интенсивное использование подавления и проекции. Для женщин характерно более сильное переживание эмоций гнева и горя, а также более высокий уровень эмоционального дискомфорта;

— дезадаптивных мужчин от женщин отличает более интенсивное использование замещения и интеллектуализации, а также более высокие показатели принятия себя, внутреннего контроля и доминирования. Женщины более интенсивно переживают эмоции страха и стыда и являются более тревожными, чаще прибегают к использованию регрессивных механизмов защит.

5. Определены сходства и различия в психологических характеристиках личности мужчин и женщин по признаку «адаптивность-дезадаптивность»: особенности личности адаптивных мужчин отличаются от дезадаптивных достоверно более интенсивными переживаниями эмоций радости и удивления, более высоким пиком по аффекту любви, значительным превалированием механизма отрицания, а также высокими показателями принятия себя;

— дезадаптивные мужчины контрастируют значительным превалированием эмоций горя, гнева и вины, а также комплексами аффектов тревожности, депрессии и враждебности, более интенсивным использованием механизмов подавления, регрессии, компенсации, проекции и замещения, а также превалированием таких элементов «Я— концепции», как непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость и эскапизмособенности личности адаптивных женщин отличаются от дезадаптивных более интенсивным переживанием таких эмоций, как волнение, радость и удивление, доминированием комплекса аффектов, интерпретируемого как любовь, большей частотой использования отрицания и интеллектуализации, достоверно более значимыми и высокими показателями принятия себя, принятия других, эмоционального комфорта, внутреннего контроля и доминированиядезадаптивные женщины контрастируют превалированием переживаний горя, страха, стыда и вины, комплексов аффектов тревожности и депрессиииспользованием защитных механизмов регрессии, проекции и реактивного образования, а также такими характеристиками, как непринятие себя, непринятие других, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, ведомость и эскапизм.

6. Обнаружено влияние эмоционального состояния, психологических защит и компонентов «Я-концепции» на уровень адаптации, а также установлены прогностические показатели психологических характеристик личности, обеспечивающие высокий уровень ее адаптивности.

7. Проведение системного анализа психологических характеристик личности во взаимосвязи с показателями адаптации позволило установить, что:

— высокий уровень адаптации у мужчин обеспечивается взаимосвязью с эмоцией радости, аффектом любви, механизмом отрицания, а также такими позитивными элементами «Я-концепции», как принятие себя, принятие других и эмоциональный комфорт;

— высокий уровень дезадаптации у мужчин обеспечивается связью с эмоциями горя, гнева, страха, стыда и вины, с аффектами тревожности, депрессии и враждебности, с действием «тандема» таких механизмов психологических защит, как регрессия и замещение, а также с такими негативными элементами «Я-концепции», как непринятие себя, эмоциональный дискомфорт, внешний контроль, непринятие других, эскапизм и ведомость;

— высокий уровень адаптации у женщин обеспечивается положительной взаимосвязью с эмоциями радости и волнения, взаимосвязанной диадой механизмов отрицания и интеллектуализации, а также корреляцией с такими позитивными элементами «Я-концепции», как принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт и внутренний контроль;

— высокий уровень дезадаптации у женщин обеспечивается связью с эмоциями стыда, горя, гнева, страха и вины, защитными механизмами регрессии, проекции, реактивного образования, а также с негативными элементами «Я-концепции» — непринятием себя, эмоциональным дискомфортом, внешним контролем, ведомостью, непринятием других и эскапизмом.

8. Экспериментально доказаны существование взаимосвязей психологических характеристик личности и уровня адаптации, а также возможность формирования психологических характеристик личности, обеспечивающих высокий уровень адаптации в результате целенаправленных воздействий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.А., Бизюк А. П. Применение характерологического и диагностического опросника Текст. / А. А. Алдашева, А.П. Бизюк// Адаптация человека в особых условиях обитания. — Л., 1978. С. 89 -91.
  2. , Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение Текст. / Ф. Александер —М., 2002 352 с.
  3. , Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация (пограничные нервно-психические расстройства) Текст. / Ю. А. Александровский.- М., 1976.- 272 с.
  4. , Ю.А. Системный анализ состояний психической дезадаптации и пограничные нервно—психические расстройства Текст. / Ю.А. Александровский// Проблемы системного подхода в психиатрии. Рига, 1977. — С. 89−93.
  5. , Ю.А. Пограничные психические расстройства Текст. / Ю. А. Александровский. -М., 1993.- 400 с.
  6. , А.Г., Леви, В.Л. Социальная дезадаптация и суицид в клинической практике и теории Текст. / А. Г. Амбрумова, В.Л. Леви// Вопросы психоневрологии. 1975.- Вып. VI. — С. 24−32.
  7. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А. А. Бодалева Текст. / Б. Г. Ананьев. -М., 1996 167 с.
  8. , Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека Текст. / Б. Г. Ананьев // Психология личности. Т.2. Хрестоматия / Сост. Д. Я. Райгородский. -Самара, 1999.-232 с.
  9. , Н.В. Проблема социализации личности Текст. / Н.В.
  10. Андреенкова // Социологические исследования. 1970. — Вып. 3. — С. 38 — 53.
  11. , Н.В. Социализация личности в период начала творческой деятельности Текст. / Н. В. Андреенкова: автореф. дис. .канд. филос. наук. -М., 1971.-32 с.
  12. , Н.К. Избранные труды: Системные механизмы ВНД Текст. / Н. К. Анохин. М., 1965.-455 с.
  13. , Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций, и психологическая защита Текст. / Л. И. Анцыферова // Развитие личности и проблемы геронтологию.- Изд. 2-е, испр. и доп.- М., 2006. — С. 331−354.
  14. , P.M. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемы оценки адаптационно-приспособительной деятельности организма Текст. / P.M. Баевский // Кибернетические аспекты адаптации системы «человек среда». — М., 1975.-С.24−26.
  15. , М.А. Факторы риска психической дезадаптации и её распространённость у педагогов общеобразовательных школ Текст. / М. А. Беребин: автореф. дис.. канд. мед. наук. — СПб., 1996. — 22 с.
  16. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. /Ф.Б.Березин-Л., 1988. -268с.
  17. , Н.А. Очерки по физиологии движений и по физиологии активности Текст. / Н. А. Бернштейн. Л., 1966. — 349 с.
  18. , Л. Общая теория систем- обзор проблем и результатов Текст. / Л. Берталанфи // Системные исследования (ежегодник).— М., 1969.-53 с.
  19. , Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор Текст. / Н. Р. Битянова. —М., 1998. — 157 с.
  20. , Г. С. Психоаналитические теории личности Текст. / Г. С. Блюм М., 1996.-С. 82.
  21. Большая Советская Энциклопедия Текст.- Т.1. М, 1970 .- С. 216.
  22. , В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов Текст. / В. И. Брудный. М., 1976. — 44 с.
  23. , JI. И. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля Текст. / JI. И. Вассерман [и др.]. — СПб., 1998— 48 с.
  24. , В.К. Философские проблемы теории адаптации человека Текст. / В. К. Верещагин. — Владивосток, 1988 — 214 с.
  25. , Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям Текст. / Е. В. Витенберг: автореф. дис. .канд. психол. наук. — СПб., 1994. — 16 с.
  26. , А.С. Социально-психологическое исследование отношения к новому члену группы Текст. / А. С. Горбатенко: дис.. канд. психол. наук. -М., 1980. 160с.
  27. , Р.Н., Никольская И. М. Психологическая защита у детей Текст. / Р. Н. Грановская, И. М. Никольская.- СПб., 2000.-507с.
  28. , P.P. Техника и практика психоанализа Текст. / P.P. Гринсон. Воронеж, 1994-С. 27−78.
  29. , Ч. Происхождение видов Текст. / Ч. Дарвин: Сочинения, т.З. -М.-Л., 1939.-С. 12−28.
  30. , И.Б. Особенности психологической^ диагностикив исследовании адаптации студентов Текст. / И. Б. Дерманова: — Дис. .канд. психол. наук.-Л., 1991.-217 с.
  31. , Т.Г., Тарасов К. Е. Проблема адаптации и здоровье человека Текст. / Т. Г. Дичев, К. Е. Тарасов.- М., 1976. 184 с.
  32. , Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада Текст. / Т. В. Дорожевец: автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1994. — 16 с.
  33. , М. Стресс и нервизм: концепция общего адаптационного синдрома в свете современной физиологии Текст. / М. Дурмишьян// Г. Селье. Очерки об адаптационном синдроме. М., — 1960. -С.9−10.
  34. , В.И. Понятие психологической зашиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса Текст. / В. И. Журбин // Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия/ Сост. К. В. Сельченок. Минск-М., 2000.-С.90−106.
  35. , Б.В. Опосредование саморегуляции в норме и паталогии Текст. / Б. В. Зейгарник // Вестник Моск. ун-та — Сер. 14.
  36. Психология.- 1981.-С.9−15.
  37. , Б.В. Психопатология Текст. / Б. В. Зейгарник. —М., 1986.287 с.
  38. , Б.В., Братусь, Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности Текст. / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь.-М., 1980. 159 с.
  39. , О.И., Кряжева, И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности Текст. / О. И. Зотова, И. К. Кряжева // Методология и методы социальной психологии. -М., 1977.-С. 173−188.
  40. , К. Эмоции человека Текст. / К. Изард.- М., 1980 440 с.
  41. , В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации// Вопросы психологии Текст. / В. Е. Каган. 1984. — № 4. — С. 8995.
  42. , В.П. Современные проблемы адаптации Текст. / В. П. Казначеев. Новосибирск, 1980. — 191 с.
  43. , И.Д. Цивилизация и адаптация Текст. / И. Д. Калайков / Пер. с болгар. М., 1984. -240 с.
  44. , Г. И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия Текст. / Г. И. Каплан, Б.Дж. Сэдок. В 2 т. Т. 1 М., 1994. — 672 с.
  45. , Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен Текст. / Т. Б. Карцева: дис. канд. психол. наук. -М., 1989. 136 с.
  46. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Текст. / Е. А. Климов. — Казань, 1969.- 278 с.
  47. , Н.Г. Формирование адаптивных характеристик личности у студентов в начальном периоде обучения Текст. / Н. Г. Колызаева: дис,. канд. психол. наук JL, 1989.- 243 с.
  48. Компоненты адаптационного процесса Текст./ Под ред. В. И. Медведева. Л., 1984. -180 с.
  49. , Е.В., Серафимова И. В. Интеллект и социально-психологическая адаптация Текст. / Е. В. Конева, И. В. Серафимова //
  50. Вопросы общей и дифференциальной психологии: сб. науч. тр. -Выпуск 2. — Кемерово, 1998. С. 15−22.
  51. , Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях Текст. / Ц.П. Короленко-М., 1978. -272 с.
  52. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг.- СПб., 2000.- С. 648- 739.
  53. , М.А. Упреждающая адаптация к новым условиям жизнедеятельности Текст. / М. А. Кремень // Адукацыя i выхаванне 1999 — № 3−4.- С. 22−24.
  54. , Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Фрустрация, конфликт, защита Текст. / Д. Креч [и др.] // Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельчёнок. Минск, М., 2000. -С.27−54.
  55. Кризисные события и психологические проблемы человека/ Под. ред. Л. А. Пергаменщика Текст. Минск, 1997. — 207 с.
  56. , И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности Текст. / И. К. Кряжева: автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1980. -24 с.
  57. , Т.А. Адаптация молодых специалистов—инженеров Текст. / Т. А. Кухарева: дис. .канд. психол. наук.— Л., 1980. — 170 с.
  58. , А.Ф. Классификация личностей Текст. / А. Ф. Лазурский. -Л., 1925.-290с. -
  59. , Ж. Словарь по психоанализу Текст. / Ж. Лапланш, Ж.-Б. Понталис-М., 1996.-623 с.
  60. , В.И. Личность в экстремальных условиях Текст. / В. И. Лебедев.- М., 1989.- 64 с.
  61. , К. Теория поля в социальных науках Текст. СПб., 2000.-368 с.
  62. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу.-М., 1999.- 425 с.
  63. , А. Психология бытия Текст. / А. Маслоу. -М., 1997. 300 с.
  64. , В.И. О проблемах адаптации// Компоненты адаптационного процесса Текст. / В. И. Медведев. — Л., 1984. — С. 3 -16.
  65. , Ф.З. Основные закономерности индивидуальной адаптации Текст. / Ф. З. Меерсон // Физиология адаптационного процесса. М., 1986. — С. 10 — 76.
  66. , Ф.З. Адаптационная медицина: концепциядолговременной адаптации Текст. / Ф. З. Меерсон.-М., 1993.- 138 с.
  67. , Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и физическим нагрузкам Текст. / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова М., 1988 — 256 с.
  68. , И.А. Адаптация как социально-психологическое явление Текст. / И. А. Милославова // Социальная психология и философия: сб. науч. трудов/ Под ред. Б. Д. Парыгина. — Вып.2. — Л., 1973.-С. 111−118.
  69. , И.А. Понятие и структура социальной адаптации Текст. / И. А. Милославова: автореф. дис. .канд. филос. наук. —Л., 1974.- 18 с.
  70. , В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности Текст. / В. Э. Мильман // Стресс и тревога в спорте: Междунар. сб. науч. статей. / Сост. Ю. Л. Ханин. М., 1983, — С. 24−46.
  71. , Л.Ф. К проблеме адаптации Текст. / Л. Ф. Мирзоянова // Актуальные проблемы профориентации и профадаптации: сб. науч. ст.—Барановичи, 1999.-С. 78−93.
  72. Мэй, Р. Проблема тревоги Текст. / Р. Мэй.-М., 2001.- 432 с.
  73. , В.К. Психогигиена и психопрофилактика Текст. / В. К. Мягер.-Л., 1983.- 146 с.
  74. , В.Н. Социальная психология и психология отношений Текст. 7 В. Н. Мясищев // Проблемы общей психологии. М., 1965-С. 15−56.
  75. , В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды Текст. / В. Н. Мясищев. —М., 1995.
  76. Надель-Червинекая, М. А. Большой толковый словарь иностранных слов Текст. / М.А. Надель-Червинская, П. П. Червинский. Т 1- Р.-на-Д., 1995.-С. 544.
  77. , А.А. Личность. Психическая адаптация. Творчество Текст. / А. А. Налчаджян.- Ереван, 1980. 264с.
  78. , А.А. Личность. Групповая социализация и психическая адаптация Текст. /. Ереван, 1985. — 263 с.
  79. , А.А. Конфликт, аргументация и адаптация Текст. / А. А. Налчаджян // Философские проблемы организации. Ереван, 1986. -С. 414−426.
  80. , А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) Текст. / А. А. Налчаджян Ереван, 1988.-263 с.
  81. , Н.Д. Механизмы адаптации Текст. / Н. Д. Озернюк. М., 1992.-С. 4−33.
  82. , А.К. Определение характеристик социальной адаптации школьников Текст. / А. К. Осницкий // Практический психолог — 1996.-№ 3.-С. 49−53.
  83. , О.В. Нарушения психической адаптации: структурно-психопатологический и динамический аспекты Текст. / О. В. Острецов: автореф. дис.. канд. мед. наук. — СПб., 1995. —21 с.
  84. , И.П. Полное собрание сочинений Текст. / И. П. Павлов. T. IL-Кн. 2.-1951.-С. 6−64.
  85. , Б.Д. К вопросу о социально—психологической адаптации молодёжи к труду Текст. / Б. Д. Парыгин, И. А. Милославова // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания: Мат. науч. конф. — Ярославль, 1976.—С. 68−69.
  86. , Л. Психология личности: Теория и исследования Текст. / Л. Первин, О. Джон.-М., 2000. -607 с.
  87. , Л.А. Психологические механизмы адаптации мигрантов Текст. / Л. А. Пергаменщик.-Минск, 1996. 153 с.
  88. , Л.А. Динамическая модель психологической адаптации человека к кризисным событиям жизненного пути Текст. / Л.А.
  89. Пергаменщик, // Социально-психологическая реабилитациянаселения, пострадавшего от экологическихтехногенных катастроф: Мат. V Междунар. конф.- Минск, 1998. С. 147.
  90. , Л.А. Социально-психологическая адаптация человека к кризисным событиям жизненного пути Текст. / Л. А. Пергаменщик: автореф. дис. .докт. психол. наук: 19.0005 — Минск, 1999 — 40 с.
  91. , А.В. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии Текст. / А. В. Петровский // Вопросы психологии. 1984. -№ 4.-С. 12−20.
  92. , Ж. Избранные психологические труды Текст. / Ж. Пиаже. -М., 1969.
  93. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования Текст. / К. К. Платонов.-М.: Высш. шк., 1984.- С 7.
  94. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К. К. Платонов. -М.: Наука, 1986. 255 с.
  95. , И.А. Психологические и социально-психологические аспекты адаптации личности. Учебно-методическое пособие Текст.
  96. И.А. Погодин. Витебск: Изд. ВГУ им A.M. Машерова, 1999. — 31с.
  97. , И.А. Адаптация индивида и психологический кризис Текст. / И. А. Погодин // Веснк ВДУ. 2000. — № 3. — С. 43 — 48.
  98. , И.А. Оценка эффективности адаптационного процесса Текст. / И. А. Погодин // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф: Мат. VII Междунар. конф. — Минск, 2000. — С. 48.
  99. , И.А. Феноменология, динамика и психологические механизмы адаптации индивида в условиях психологического кризисам Текст. / И. А. Погодин // Адукацыя i выхаванне. -Психология. 2000. — № 1. — С. 76 — 89.
  100. , И.А. Психологические особенности адаптации индивида в условиях относительной социальной изоляции Текст. / И. А. Погодин: автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.01- Минск, 2001, — 24 с.
  101. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха Текст. СПб., 2003.- 14 С.
  102. Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. Текст. -М., 1983.
  103. Психология Текст. /Курс лекций: В 2 ч. Ч. 1/ Под общ. ред. И. А. Фурманова [ и др.]. — Минск, 2002 С. 66.
  104. , Ч. Критический" ^словарь" психоанализа Текст. / Ч.------
  105. Райкрофт.-СПб., 1995 .-С. 3.
  106. , А.А. Социальная адаптация личности и проблемы её комплексной диагностики Текст. / А. А. Реан // Психологическая диагностика. Учебное пособие. СПб., 2001. — С. 209 — 222.
  107. , К. Клиентоцентрированная терапия Текст. / К. Роджерс. Пер. с англ. М., 1997 320 с.
  108. , Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика Текст. / Е. С. Романова, Л.А. Гребенников-Мытищи, 1996- 144 с.
  109. , Т.И. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов Текст. / Т. И. Ронгинская: дис.канд. психол. наук. — Л., 1987. —136 с.
  110. , B.C. Поисковая активность и адаптация Текст. / B.C. Ротенберг, В. В. Аршавский М., 1984.-192 с.
  111. , В.А. Адаптация молодых специалистов на промышленном предприятии и пути её оптимизации Текст. / В. А. Самойлова: дис.. канд. психол. наук. — JL, 1987. 227 с.
  112. , М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных Текст. / М. Е. Сандомирский Уфа, 2001.- 88 с.
  113. , В.П. Влияние индивидуально-психологических факторов на адаптацию курсантов и слушателей к условиям обучения Текст. /В.П. Сафронов: дис.. канд. психол. наук. Уфа, 1990. — 171 с.
  114. , Г. Очерки об адаптационном синдроме Текст. / Г. Селье. М., I960, — 254 с.
  115. , Г. Стресс без дистресса Текст. / Г. Селье. Мозырь, 1998. — 92 с.
  116. , С.Б. Предболезненные психические растройства Текст. / С. Б. Семичов.-Л., 1987 С.32−56.
  117. , И.М. Избранные произведения Текст. / И. М. Сеченов. Т. 1— М., 1952.-С. 533.
  118. , А.В. Психологические особенности адаптации в сфере познания и общения в вузе Текст. / А. В. Сиомичев: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. — Л., 1985. 17 с.
  119. , А.Ф. Физиологические адаптации и периферическая структура рефлекторных ответов организма Текст. / А. Ф. Слоним // Физиологические адаптации к теплу и холоду. -М., 1965 — С. 12−15.
  120. , Н.К. Психопрофилактические аспекты оценки адаптационных тенденций личности в состоянии фрустрации Текст. / Н. К. Смирнов: автореф. дис.. канд. мед. наук. Л., 1983. — 23 с.
  121. , Е.Т. Мотивация восприятия в норме и патологии Текст. / Е. Т. Соколова.-М., 1976.-128с.
  122. , Е.Т. Проективные методы исследования личности Текст.-М., 1980—128с.
  123. , Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности Текст. / Е. Т. Соколова.- М., 1989.- 215 с.
  124. , Р. Психоаналитические теории развития личности Текст. / Р. Тайсон, Ф. Тайсон.-Екатеринбург, 1998. 528 с.
  125. , Т.В. Психологическая защита и особенности личности в период ранней юности Текст. / Т. В. Тулупьева СПб., 2000 — 92 с.
  126. , А.А. Доминанта и интегральный образ: Собрание сочинений Текст. / А. А. Ухтомский. Т.1. -М., 1950.
  127. , Л. Теория когнитивного диссонанса Текст. / Л. Фестингер.- СПб., 1999.-318 с.
  128. Философские проблемы теории адаптации Текст. / Под ред. Г. И. Царегородцева. -М., 1975. -278 с.
  129. , А. Психология Я и защитные механизмы Текст. / А. Фрейд. -М., 1993.-С. 12−57.
  130. Фрейд, 3. По ту сторону принципа удовольствия Текст. / 3. Фрейд //-----Психология бессознательного: Сб. произведений — М., 1990.— Сг382------------424.
  131. , И. А. Аффективно—динамическая теория адаптации Текст. / И. А. Фурманов //Вестник БДУ. 2001. — Серия 3. — № 3. -С. 42−47.
  132. , И. А. Методика оценки эмоционального состояния Текст. / И. А. Фурманов // Здоровье студенческой молодежи: достижения науки и практики на современном этапе / Мат. II Междунар. науч-практ. конф, — Минск, 2000.-С. 38−39.
  133. , И. А. Основы групповой психотерапии: Учебное пособие Текст. / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова Минск, 2004 — 256с.
  134. , Н.В. Психологические защиты как способ адаптацииматерей детей-инвалидов Текст. / Н. В. Фурманова // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребенка/ Мат. междунар. научн.-практ. конф-Минск, 1999-С.148−150.
  135. , Н.В. Динамика психологических защит у матерей детей-инвалидов Текст. / Н. В. Фурманова // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф/ Мат. VI Междунар. конф Минск, 1999 — С. 191.
  136. , Н.В. Феномен психологических защит у матерей детей-инвалидов Текст. / Н. В. Фурманова // Развитие субъективности личности в процессе ее социализации/ Под ред. Я. Л. Коломинского, С. И. Коптевой, А. П. Лобанова.- Минск, .1999 С. 156−161.
  137. , Н.В. Эмоциональные переживания Текст. / Н. В. Фурманова // Тренинг профессионально-личностного роста/ Учебн.-метод. пособие/ Сост. В. И. Слепкова и др.- Минск, 2001. — С. 14—16.
  138. , Н.В. Групповая дискуссия Текст. / Н. В. Фурманова // Тренинг профессионально-личностного роста: учебн.-метод. пособие/ Сост. В. И. Слепкова и др.- Минск, 2001. С. 57−61.
  139. , Н.В. Взаимосвязь различных уровней адаптации в период перехода к возрасту ранней взрослости Текст. / Н. В. Фурманова // Актуальные проблемы современной психологии/ Мат. П-ой студенческой конференции. Часть 2 — Минск, 2001. -С. 24−27.
  140. , Н.В. Сравнение адаптивной и дезадаптивной личности в период ранней взрослости Текст. / Н. В. Фурманова // Проблемы социальной психологии личности: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2006.-Вып. 3.-С. 66−70.
  141. , Н.В. Роль защитных механизмов личности в адаптационном процессе Текст. / Н. В. Фурманова // Психолого-педагогические проблемы информационного обеспечения студентов: межвуз. сб. науч. ст.- В 2 ч. Ч. 1. -Барановичи, 2002.-С. 142−147.
  142. , Н.В. Феномен психосоциальной адаптации Текст. / Н. В. Фурманова // Психолого-педагогические проблемы информационного обеспечения студентов: межвуз. сб. науч. ст. В 2 ч. Ч. 2. Барановичи, 2002.- С. 169−185.
  143. , Н.В. Взаимосвязь уровней регуляции психосоциальной----адаптации- личности- в период- ранней-взрослости-Текст. J «Н.В.
  144. Фурманова // Психосоциальная адаптация в трансформирующемся обществе: проблемы и перспективы: Материалы междунар. научн. конф-Минск, 2003. С. 192−194.
  145. , Н.В. Психологические особенности адаптации личности в период ранней взрослости Текст. / Н. В. Фурманова // Белорусский психологический журнал — 2004 .-№ 4 — С. 23−29.
  146. , Н.В. Узроставая дынамжа паказчыкау пслхасацыяльнай адаптацьи асобы на розных этапах перыяду ранняй даросласщ Текст. / Н. В. Фурманова // Весщ БДПУ.- 2006.- № 2.- С.52−55.
  147. , Н.В. Динамика показателей психосоциальной адаптации личности на разных этапах периода ранней взрослости Текст. / Н. В. Фурманова // Журнал практического психолога.- 2006, — № 6 -С. 148 155.
  148. , Н.В. Сравнительный анализ адаптивной и дезадаптивной личности в период ранней взрослости Текст. / Н. В. Фурманова // Психологический журнал — 2006 — № 1 .- С. 33−39.
  149. , Н.В. Взаимосвязь психологических характеристик личности и уровня адаптации в период перехода к ранней взрослости Текст. /Н.В. Фурманова// Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова- 2007-№ 5 (13).- С. 13−21.
  150. , Н.В. Тендерные различия в адаптации к периоду -------------------------перехода в возраст-ранней-взрослости-Текст.-/-Н.В.Фурманова, Л.В.
  151. Мари щук // Социально-психологическая реабилитация населения, пострадавшего от экологических и техногенных катастроф/ Мат. VIII Междунар. конф Минск, 2001 — С. 258.
  152. , X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. — В 2 т.-М., 1986.-Т. 1.-407 с. 24.
  153. , К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза Текст. / К. Хорни // Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э.Фромма.-М., 1995. С. 5−190.
  154. , Л. Теории личночти Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер— СПб., 1977, — С. 361−364, 405−409.
  155. , Г. И. Общество, окружающая среда, медицина// Вопросы философии Текст. / Г. И. Царегородцев. 1975. — № 2-С. 10−25.
  156. , Г. М. Функции социальной установки в процессе адаптации личности Текст. / Г. М. Шавердян: дис. .канд. психол. наук. Ереван, 1988. — 121с.
  157. , В.А. Прогноз психической дезадаптации и пограничных психических расстройств у курсантов ВВУЗа Текст. / В. А. Шаповал: автореф. дис.. канд. мед. наук. СПб., 1991. — 16 с.
  158. , Т. Социальная психология Текст. / Т. Шибутани. М., 1969.- С. 78.
  159. , М.С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе Текст. / М. С. Яницкий // Вопросы общей и дифференциальной психологии: Сб. науч. тр.: Выпуск 2. Кемерово, 1998. — С. 58 — 67.
  160. Cohen, C.I. Social networks, stress, adaptation, and health Text./ C.I. Cohen, J. Teresi, D. Homes // Research on Aging, 1985—№ 7.-pp. 407−431.
  161. Combs, A.W. Individual behavior Text. / A.W. Combs, D. Snygg NY., 1959.-pp. 14−19.
  162. Crocker, S. Field and Bondary. A discussion of a Field Theory in Gestalt Therapy Text./ S. Crocker [et al.] // Gestalt.- 1998.- № 2 vol. 5.- pp. 17−22.
  163. Damon, W. Social and personality development Text./ W. Damon. NY-London, 1983.-392 p.
  164. , N., Ginsberg L. (Eds.) Life-span development psychology Text./
  165. N. Datan, L^Ginsberg.-N.-Y., 1975.-pp. 17−44.
  166. Davison, G., Neale M. Abnormal psychology Text./ G. Davison, M.Neale. -N. Y., 1990.
  167. Erikson, E. H. The problem of ego identity Text./ E. H. Erikson. In E. H. Erikson (Ed.), Identity and the life cycle: Selected papers (Psychological Issues Monographs, No. 1), 1959. pp. 31 — 48.
  168. Erikson, E. H. Generativity and identity Text./ E. H. Erikson, J. M. Erikson // Harvard Educational Review.- 1981.- № 51.- pp. 249−269.
  169. Folkman, S. The dynamics of a stressful encounter: Cognitive appraisal, coping, and encounter outcomes Text./ S. Folkman [et al.] // J. of Personality and Social Psychology.- 1986-№ 50.- pp. 9 921 003.
  170. Folkman, S. Analysis of coping in a middle-aged community sample Text. / S. Folkman, R.S. Lazarus // J. of Health and Social Behavior 1980 — № 21.- pp. 219−239.
  171. Gatz, M. Individual Change in Perceived Control over 20 Years Text./ M. Gatz, J. K. Michele // International Journal of Behavioral Development.- 1993.-Vol. 16.-№. 2.-pp. 305−322.
  172. Blanchard-Fields, F. Adaptive Cognition and Aging Text./ F. Blanchard-Fields, Y .Chen // American Behavioral Scientist.- 1996. № 39(3). -pp. 231 -248.
  173. Gross, J. J. Emotion and Aging: Experience, Expression, and Control Text./ J. J. Gross [et al.] // Psychology and Aging.- 1997- Vol. 12.- № 4. pp. 590−599.
  174. Hartmann, H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation Text./ H. Hartmann.-N-Y., 1958.-pp. 117−123.
  175. Holmes, Т.Н. The social readjastment rating scale Text./ Т.Н. Holmes, R.H. Rahe // J. of Psychosomatic Research 1967 — № 11.-pp. 214−218.
  176. Izard, C.E. Affect and behavior: Anxiety as a negative affect Text./ C.E. Izard, S.S. Tomkins // Anxiety and behavior .-N.-Y., 1966.-pp. 81−125.
  177. Lazarus, R.S. Emotion and Adaptation Text./ R.S. Lazarus.- N.-Y., 1991.-354 p.
  178. Lazarus, R.S. Emotion: A cognitive phenomenological analysis Text./ R.S. Lazarus, A.D. Kanner, S. Folkman // Theories of emotion. Vol. 1: Theory, research, and experience.-N.-Y., 1980.-pp. 189−217.
  179. Leeper, R.W. A motivational theory of emotion to replace «emotion as disorganized response Text./ R.W. Leeper // Psychological Review--1948.-№ 55.-pp. 5−2b- —------------------
  180. Levin, K. Field theory of learning Text./ K. Levin. — In: Yearbook of National Social Studies of Education, 1942. -Vol. 41. -pp. 35−37.
  181. Levinson, D. J. The mid-life transition Text./ D. J. Levinson //Psychiatry 1977 — № 40 — pp. 99−112.
  182. Levinson, D. J. A conception of adult development Text./ D. J. Levinson //AmericanPsychologist- 1986.- № 41.-pp.3−13.
  183. Levinson, D. J. The seasons of a man’s life Text./ D. J. Levinson [et al.] — N.-Y., 1978.-pp. 37−56.
  184. Lewin, K. Resolving social conflicts Text./ K. Lewin // Selected papers on group dynamics/ Ed. by G. Lewin, H. Souvenires, 1973. 230 P
  185. Low, К. S. D. The Stability of Vocational Interests From Early Adolescence to Middle Adulthood: A Quantitative Review of Longitudinal Studies Text./ K. S. D. Low [et al.] // Psychological Bulletin.- 2005-Vol. 131—№ 5.-pp. 713−737.
  186. Norman, T. Psychology of adjustment: understanding ourselves and others Text./ T. Norman. -N-Y., 1978. 470 p.
  187. Oxford Wordpower Dictionary Text./ Ed. S. Wehmeier.- Oxford, 1999.-pp. 7−8.
  188. Plutchik, R. The emotion: Facts, theories and a new model Text. / R. Plutchik.-N.-Y., 1962.-pp. 160−170.
  189. Plutchik, R. A structural theory of ego deffenses and emotion /Emotion in personatlity and psychopathology Text./ R. Plutchik [et al.]. — N.-Y., 1979,-pp. 229−257.
  190. Rado, S. Psychoanalysis of behavior Text./ S. Rado.-N.-Y., 1956.
  191. Rogers, C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationship, as developed in the client-centered framework Text. / C. R. Rogers. In S. Koch (Ed.) Psychology: A study of science.-Vol. 3.-N.-Y., 1959.-pp. 184−256.
  192. Rogers, C. R. On becoming a person: A therapist’s view of psychotherapy Text. / C. R Rogers.-Boston, 1961. p. 190−196.
  193. Rogers, C. R. Psychotherapy and personality change Text. / C. R Rogers, R. Dymond (Eds.)-Chicago, 1954.205T Schulz, Rr Adult development, control, and adaptive functioning Text. / R.
  194. Schulz, J. Heckhausen, J.L. Locher // Journal of Social Issues 1991.- № 47,-pp. 177−196.
  195. Selye, H. Perspectives in Stress Research, Perspectives in Biology and Medicine Text. / H. Selye.- 1959. -vol. ll.-№ 4.- p. 403.
  196. Simon, J.A. Human Adjustment Text. / J.A. Simon, S. Kalichman, J.W. Santrock-Madison-Dubuque, 1994.-517 p.
  197. Snygg, D. Individual behavior Text. / D. Snygg, A.W. Combs.- N.-Y., 1946.-pp. 11−12.
  198. Srivastava, S. Development of Personality in Early and Middle Adulthood: Set Like Plaster or Persistent Change? Text. / S. Srivastava [et al.] // Journal of Personality and Social Psychologyio- 2003 Vol. 84 — № 5 — pp. 1041−1053.
  199. Tomkins, S.S. Affect, imagery, consciousness Text. / S.S. Tomkins. -Vol. 1. The negative affect. N.-Y., 1963.-217 p.
  200. Tomkins, S.S. Affect, imagery, consciousness Text. / S.S. Tomkins. -Vol. 1. The positive affect. N.-Y., 1962.- 137 p.
  201. Underwad, S. W. The relationship of vocational adjustment to personal adjustment Text. / S. W. Underwad, R. E. Nardy // Psychology. 1985. -№ 2.-pp. 24−30.
  202. Whitbourne, S. K. The developing self in midlife Text. / S. K. Whitbourne, L. A. Connolly. In S. L. Willis, J. D. Reid (Eds.), Life in the middle: Psychological and social development in middle age. -San Diego, 1999.-pp. 42−164.
Заполнить форму текущей работой