Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические особенности поведения сотрудников организации в условиях изменений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования: диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (5 октября 2010) — материалы исследования были представлены в докладах на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2008», «Ломоносов-2010». Основные положения работы отражены в семи публикациях, в том числе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИНЯТИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
    • 1. 1. Социально-психологический анализ организационных изменений
    • 1. 2. Социально-психологический анализ изменений в группе
    • 1. 3. Индивидуально-психологические аспекты изучения изменений
      • 1. 3. 1. Социальные установки личности как фактор принятия изменений
      • 1. 3. 2. Типологический подход к изучению факторов принятия изменений
      • 1. 3. 3. Динамические аспекты принятия изменений субъектом изменений
      • 1. 3. 4. Стили реагирования на изменения как предмет социально-психологического исследования
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА
  • ИЗМЕНЕНИЯ
    • 2. 1. Программа эмпирического исследования
      • 2. 1. 1. Операционализация понятий
      • 2. 1. 2. Процедура и этапы исследования
      • 2. 1. 3. Описание методик исследования
    • 2. 2. Описание результатов исследования
      • 2. 2. 1. Поисковое исследование особенностей реагирования на изменения
    • 2. 3. Социально-психологические и личностно-ситуационные характеристики стилей
      • 2. 3. 1. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических аспектов участников изменений
      • 2. 2. 3. Исследование взаимосвязи различных эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакций и стилей реагирования на изменения
      • 2. 3. 2. Интерпретация результатов исследования стилей реагирования на изменения. 143 2.3.30писание стилей реагирования на изменения
      • 2. 3. 4. Рекомендации по работе с различными стилями реагирования на изменения
    • 2. 4. ВЫВОДЫ

Социально-психологические особенности поведения сотрудников организации в условиях изменений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Многочисленные изменения во всех сферах деятельности (социальные, экономические, технологические) становятся неотъемлемым атрибутом жизни современного общества. Успешное внедрение организационных изменений сегодня обеспечивает адаптацию организаций к неопределенности и, в конечном счете, влияет на их конкурентноспособность. Однако, организации, планирующие позитивный исход изменений, не всегда достигают поставленных целей. В значительной степени это зависит от того, насколько члены организации готовы принять эти изменения и участвовать в их реализации.

Большое разнообразие индивидуально-психологических реакций на организационные изменения, а также необходимость учитывать групповой и организационный контекст процесса организационных изменений определяют актуальность построения типологии стилей реагирования на изменения. Комплексный взгляд на решение данной проблемы, очевидно, предполагает объединение социально-психологического и индивидуально-психологического подходов. Для этого важно в рамках общей модели описать поведение личности в ситуации организационных изменений. При этом важно, во-первых, описать характеристики установки по отношению к изменениям, во-вторых, выявить типичные способы, приемы и тактики поведения личности в ситуации изменений, в-третьих, описать наиболее характерные эмоциональные и когнитивные реакции личности в условиях организационных изменений. Целесообразно предположить, что субъекты, обладающие различными индивидуальными особенностями, будут демонстрировать определенные (достаточно устойчивые) способы поведения в ситуациях изменений. Эти способы поведения в работе рассматриваются как стили реагирования индивида на организационные изменения.

Проблемная область настоящего исследования определяется недостаточностью данных для комплексного описания стилей поведения сотрудников различных управленческих уровней организации в ситуации организационных изменений.

Цель работы: обнаружение социально-психологических и индивидуально-психологических особенностей поведения сотрудников организации в условиях изменений.

Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:

1. Анализ теоретических подходов и экспериментальных исследований поведения в условиях организационных изменений на личностном, групповом и организационном уровне.

2. Обоснование необходимости включения понятия «стиль реагирования на изменения» в терминологический оборот социальной психологии.

3. Разработка, апробация и применение диагностического инструментария для выявления стилей реагирования на изменения.

4. Эмпирическое изучение стилей реагирования на изменения, в частности, выявление взаимосвязи между стилями реагирования на изменения и базовыми социальными установками, эмоциональными реакциями и паттернами поведения в условиях изменений.

5. Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности сотрудников в ситуации организационных изменений.

Объект эмпирического исследования: сотрудники управленческого звена организации, реализующей программу изменений.

Предмет исследования: стили реагирования сотрудников на организационные изменения.

Основная гипотеза исследования: в основе социально-психологических особенностей поведения сотрудников организации в условиях изменений лежит установка личности к неопределенности: принятие, обоснование, переживание, отрицание.

Частные гипотезы исследования: Гипотеза 1: ситуация организационных изменений актуализирует ориентацию личности на стабильность или инновационность.

Гипотеза 2: ситуация организационных изменений актуализирует ориентацию личности на рациональное (суждение) или эмоциональное (восприятие) отношение к происходящему.

Теоретико — методологическую основу работы составили положения теорий социальных изменений в философии и психологии (Г.М. Андреева, О. Конт, К. Левин, П. Штомпка, Г. Теджфел) — исследования организационных изменений (Т.Ю. Базаров, A.JI. Журавлев, А. В. Журавлев,, Дж.П. Коттер, Д. Ульрих, Э. Шейн, А.А. Armenakis) — исследования личностных особенностей принятия изменений (Е. П. Белинская, Е. Г. Луковицкая, М. В. Кроз, А. И. Пригожин, Б. Д. Парыгин, А. А Реан, О.С. Советова) — исследования принятия изменений в динамике (Т.Ю. Базаров, Э. Кюблер-Росс, К. Левин, В. Сатир, А. Л. Журавлев, W.C. Musselwhite, L. Isabella, W. Bridges и др.). Ключевыми методологическими подходами являются — личностно-ситуационный и типологический подходы.

Методы исследования: Методический комплекс включал методику «Толерантность к неопределенности» (Е.П.Белинская), тест-опросник Д. Кейрси, опросник «Стили деятельности» (опросник разработан А. Д. Ишковым и Н. Г. Милорадовой на основе адаптации опросника «Learning Styles Questionnaire» П. Хони и А. Мэмфорда). Автором разработан типологический опросник «Стили реагирования на изменения», а также анкета на выявление особенностей реакции на изменения. Кроме того, использовились методы: экспертная оценка, контент-анализ, интервью, наблюдение и лабораторный эксперимент.

Статистическая обработка данных эмпирического исследования проводилась с помощью факторного анализа, корреляционного анализа, анализа различий — параметрических и непараметрических методов математической статистики в программе SPSS 16.0.

Научная новизна работы состоит в том, что впервые в отечественной социальной психологии специально изучены основные реакции на организационные изменения, характерные для работников управленческого персонала. Описаны основные стили реагирования на изменения. Разработан и апробирован диагностический инструментарий, позволяющий идентифицировать сотрудников с различными стилями реагирования на организационные изменения.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в выявлении, анализе и обобщении индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик, влияющих на способ поведения работников управленческого персонала в ситуации организационных изменений. В работе предлагается понятие «стили реагирования на изменения», понимаемое как предпочтение определенных способов взаимодействия человека с ситуацией изменений, выражающиеся в эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакциях.

Практическая значимость диссертационного исследования. Результаты данной работы позволяют повысить эффективность управления персоналом в ситуации организационных изменений. Описание и рекомендации по работе с людьми, обладающими различными стилями реагирования на организационные изменения, позволяют создавать адекватные условия для работы с управленческим персоналом организации. Положения, выносимые на защиту.

1. Социально-психологические особенности поведения сотрудников организации в условиях изменений обусловлены индивидуальными и групповыми факторами.

2. При осуществлении организационных изменений ключевую роль играет такая социально-психологическая особенность сотрудников, как стиль реагирования на изменения, выражающийся в эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакциях.

3. Стили реагирования на изменения основаны на пересечении двух характеристик личности: ориентация на изменения и способ подготовки и принятия решения. Основными стилями реагирования на изменения являются: консервативный, реактивный, инновационный, реализующий.

4. К ключевым реакциям на изменения относятся: уход, оживление, стресс, анализ. Ключевые реакции связаны со стилем реагирования на изменения.

5. Параметры, лежащие в основе классификации стилей реагирования на изменения, имеют степень индивидуальной выраженности, что позволяет измерить их с помощью психодиагностического инструментария.

Научная достоверность и надежность результатов проведенного исследования обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезам, достаточным объемом выборки, корректным применением методов математической статистики для обработки данных в сочетании с их качественным анализом.

Апробация результатов исследования: диссертация обсуждена на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (5 октября 2010) — материалы исследования были представлены в докладах на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов -2008», «Ломоносов-2010». Основные положения работы отражены в семи публикациях, в том числе в журнале «Вестник Университета, ГУУ» (Москва, 2009), изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией для публикации основных результатов диссертационных исследований.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографии (135 источников, из них 25 на иностранном языке) и 26 приложений. Основной текст диссертации изложен на 172 страницах, сопровождается 11 таблицами, 19 рисунками.

2.4 ВЫВОДЫ.

1. Обнаружено четыре основных установки сотрудников организации по отношению к неопределенности: принятие, обоснование, переживание, отрицание.

2. Полученные данные позволили выдвинуть предположение о существовании четырех стилей реагирования на изменения: консервативный, реактивный, инновативный и реализующий.

3. Разработан и психометрически проверен опросник «Стили реагирования на изменения». Психометрическая проверка показала высокую степень надежности-согласованности, соответствие результатов теста нормальному распределению, внутреннюю и внешнюю валидность.

4. Описано типичное поведение сотрудников каждого из стилей в ситуации организационных изменений, разработаны рекомендации по управлению сотрудниками, обладающими каждым из стилей реагирования на изменения.

5. Для консервативного стиля характерны реакции на изменения — уход, продолжение работать по прежним правилам, отрицание наличия изменений, открытое сопротивление. Данный стиль представляет собой высокий уровень ориентации на стабильность, высокий уровень ориентации на суждение.

6. Для реактивного стиля характерны реакции на изменения — стресс, неверие в собственные силы, отрицание наличия изменений, открытое сопротивление. Данный стиль представляет собой высокий уровень ориентации на стабильность, высокий уровень ориентации на восприятие.

7. Для инновационного стиля характерны реакции на измененияэкспериментирование, возбуждение, оживление. Данный стиль представляет собой высокий уровень ориентации на инновационность, высокий уровень ориентации на восприятие.

8. Для реализующего стиля характерны реакции на изменения — желание рисковать, открытость новому, оживление, изучение. Реализующий представляет собой высокий уровень ориентации на инновационность, отсутствие выраженной ориентации на суждение или восприятие.

9. По такому параметру как хронологический возраст не выявлено значимых различий между представителями разных стилей. Однако выявлены различия по параметрам — пол респондента и принадлежность к руководящей позиции. Инновационный стиль характерен более для женщин, консервативный стиль характерен более для мужчин. Получены различия между руководителями и сотрудниками по реактивному и реализующему стилю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование фокусировалось на изучении социально-психологических особенностей личности в условиях изменений, связанных с прогнозированием поведения в изменяющейся среде и реагирования на изменения.

Настоящее исследование было направлено на теоретическое обоснование выделения такого конструкта как «стиль реагирования на изменения» и эмпирическую проверку возможности его обнаружения и фиксации в качественных и количественных показателях. В результате проведенного исследования можно утверждать, что:

• Ключевым моментом в описании и прогнозирования поведения людей в ситуации изменений является стиль реагирования на изменения, который можно определить как «предпочтение определенных способов взаимодействия человека с ситуацией изменения, выражающиеся в эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакциях на изменения».

• Стиль реагирования на изменения основан пересечении двух ортогональных характеристик личности: ориентация на изменения и способ подготовки и принятия решения (типология Д. Кейрси, основанная на типологии К. Юнга).

• Параметры, лежащие в основе классификации стилей реакции на изменения, имеют степень индивидуальной выраженности, что позволяет измерить их с помощью психодиагностического инструментария. Разработан и психометрически проверен авторский опросник «Стили реагирования на изменения».

• В диссертации представлена типология поведения людей в ситуации изменений. Помимо традиционно описываемых в литературе типов (инноватор и консерватор) данное исследование позволило обнаружить и описать такие стили реагирования на изменения как — реактивный и реализатор.

Вместе с тем, изучение поведения личности в условиях изменений, поставило новые вопросы. В частности, дальнейшие направления работы видятся нам в целенаправленном изучении связи индивидуально-личностных характеристик и стилей с параметрами ситуации изменений, выделенными нами в рамках теоретического анализа — тип ситуации изменений по параметрам — готовность персонала, инструментальная оснащенность, масштабность изменений, характер изменения, характеристики корпоративной культуры организации и др.. Кроме того, важно понять связь стилей реагирования на изменения с различными уровнями социальных изменений: семья, организация, государство, школа.

Кроме того, представляется важным комплексно понять каковы, параметры, влияющие на поведение личности в ситуации изменений. Например, какие параметры изменений являются критическими для принятия/непринятия изменений каждый из стилей? Каковы особенности восприятия внешних параметров изменений, т. е. как преобразовываются внешние параметры изменений в сознании каждого из стилей реагирования на изменения? Какую роль играют такие субъективные параметры изменений такие как значимость изменений, воспринимаемая масштабность изменений, воспринимаемая целесообразность изменений, для каждого из стилей?

На эти и другие, связанные с ними, вопросы можно получить ответы лишь на пути углубления теоретической проработки предмета исследования — стиль реагирования на изменения, с одной стороны, и построения новых программ эмпирической проверки гипотез.

В качестве практической ценности из проведенного исследования можно отметить разработанные рекомендации по повышению эффективности работы с различными людьми в ситуации изменений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности// Психологический журнал. — 1983. — Т.4. — № 1.
  2. Т.Л., Антонюк Е. В., Гозман Л. Я. Социальные изменения: восприятие и переживание // Социальная психология в современном обществе. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект Пресс. -2002. — С.302−323.
  3. Г. М. Психология социального познания/ Учеб. пособие для студентов.- М.: Аспект Пресс. 2000.
  4. Г. М. Социальная психология: Учеб. для вузов. М.: Аспект-Пресс. — 2000. — 373 с.
  5. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс. — 2003. — 348 с.
  6. Г. М., Богомолова H.H., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М.: Аспект Пресс. — 2001.
  7. АнтонюкВ.И. Опытисследованиясоциально-психологическихпроблемсистемныхнововведений: автореф. дис.. канд. филос. наук. М. — 1975. — 22 с.
  8. Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал.- 1994, — № 1.- С. 3−19.
  9. А.Г. Психология личности: учебник. М.: Изд-во МГУ. — 1990,-С.49−87.
  10. Т. Ю. Управление персоналом : Учеб.пособие. М.: Мастерство. — 2002.
  11. Т. Ю. Управление персоналом : Учеб. пособие М.: Academia. -2008.-219 с.
  12. Т.Ю., Сычева М. П. Социально-психологический анализ динамических процессов принятия изменений // Вестник университета, ГУУ. 2009. -№ 30. — С. 7−11
  13. Т.Ю., Сычева М. П. Личностно-ситуационные факторы принятия изменений/ Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования". 2010.- № 1 (6). — С.39−49
  14. Т.Ю., Сычева М. П. Социально-психологическая модель стилей реагирования на изменения: феноменология, диагностика и рекомендации/ «Социосфера». -2010. № 1. — С. 15−26 (0.3/0.7 п. л).
  15. Белинская Е. П. Идентичность личности в условиях социальных изменений. Дис.. д-ра психол.наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. -2006.
  16. Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс.-2001.-304 С.
  17. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум. -1995. — 323 с.
  18. Ш. Тендерная психология. М.: Прайм-Еврознак.- 2004. — 320 с.
  19. А.К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности // Общественные науки и современность. М. 1997. — № 6.- С.38−45.
  20. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер.- 2007.-687с.
  21. Веснин Владимир Рафаилович. Менеджмент для предпринимателей.-М.: Антиква. 1993.
  22. С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест. -1997. — 800 с.
  23. Г. Я. Основы менеджмента/Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: ТРТУ. — 2003.
  24. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та. — 1993. — СЛ.
  25. М.Г., Мартынцева Л. И. Психология внедрения новшеств в коллективе ОВД. М.: — 1992.
  26. А.И., Дубовская Е. М., Жуков Ю. М. Группа-коллектив-команда: Модели группового развития// Социальная психология в современном мире. М.: Аспект Пресс. — 2002. — С. 96−114.
  27. Е. Н., Поварницына С. Е. Психология бизнеса" М.: Армада. — 1998.- 511 с.
  28. A.B. Восприятие корпоративных целей как фактор организационных изменений. Дис.. канд. психол. Наук. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. 2002.
  29. А.Л. Социальная психология личности и малых групп: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. — 1993. Т. 14, № 4.-С. 4−15.
  30. А. Л., Позняков В. П. Социально-психологические проблемы становления российского предпринимательства / Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мирового опыта. М.: 1995.- С. 82−102.
  31. А.Л., Поздняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре// Социс. 1994. — № 5. — С. 61−69.
  32. H.A. Отношение к нововведениям в производственном коллективе: автореф. канд. дис. .- Л. 1985.
  33. A.B. Психология менеджмента. М.: Гардарики. — 2005. — 584 с.
  34. Ю.А. Введение в социологию инноватики. СПб.: Питер. 2004.
  35. И.С. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. СПб.: Питер — 2003.
  36. , М.П. (Сычева) Авторитаризм личности как условие совместного творчества// Материалы научно-практических конгрессов ШВсероссийского форума «Здоровье нации основа процветания России», Т. 3, Часть 3. — М.: МГУ, 2007, — С. 662 — 667
  37. , М.П. (Сычева) Межгрупповая конкуренция как фактор принятия нововведений //Материалы XX Международной Научной конференции молодых студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов 2003». -М.: МГУ, 2003. — С. 357
  38. Дж. П. Впереди перемен. М.:Олимп-бизнес. — 2003.
  39. Кравцова Л. А Социально-психологические особенности изменений в организациях: дис.канд. психол. наук: 19.00.05 / Кравцова Лариса Алексеевна. .М. — 2007. — 216 с.
  40. В.В. Социально-психологический механизм политической власти.- Л. -1991.
  41. Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс. — 2001.— 318 с.
  42. Краткий философский словарь /Под ред. Шкуратова А. И. М. — 2004.
  43. М.В. Социально-психологические характеристики инновационной установки // Психологический журнал. 1989. — № 2. — С. 8−11.
  44. О.В. Индивидуально-типологические факторы адаптивности личности. Дис.. канд. психол. наук.: — О.: Южноукраинский гос. педагогический ун-т им. К. Д. Ушинского. 2005. — 236 с. .
  45. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании / Пер. с англ. К. Семенов., В. Трилис. .М., Киев, София. -2001.-89 с.
  46. А.Н. Прогнозирование и профилактика межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений / Пси-хол.журнал. 1992, № 6. — С. 71−79.
  47. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой/ сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Деонтьева, Е. Ю. Патяевой. М.: Смысл. -2001. — 253 с.
  48. А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами?// Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл. -1998.- С. 190−204.
  49. Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: автореф. дис. к.п.н.- С.-Пб. 1998.
  50. Мерлин В. С. Собрание сочинений. -Прикамский социальный институт. -2007.
  51. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание /Учебное пособие по спецкурсу «Основы психологии личности». Пермь: МГ1Ж- 1990.- 110с.
  52. Р. Социальная теория и социальная структура.- М.: ACT, Хранитель. 2006. — 880 стр.
  53. Н. Г. Психология и педагогика: Учебник для вузов. М.:
  54. Гардарики. — 2005. -336 с.
  55. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореф. дис.. канд. философ, наук. J1. — 1974. — 24 с.
  56. Е.Б. Название Модели и методы управления персоналом, М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез». 2001. — 464 с.
  57. С. Социальная психология. 7-е изд. /Psychologie sociale. -СПб.: Изд Дом Питер. 2007. — 592 с.
  58. К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной психологии. -1998. -Т.1.,№ 2.
  59. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология/ Серия: Библиотека психолога.- М.: Флинта, МПСИ. 2008.
  60. С.Е. Социально-психологические аспекты изменений организационной культуры современного промышленного предприятия (на материале ОАО): Дис.. канд. психол. наук : — Ярославль. -2002.
  61. Дж. В. Организационное поведение : Поведение человека на рабочем месте / Пер. с англ.Е.Бугаевой, В.Вольского.- СПб.: Питер.- 2000.
  62. .В., Владимирова И.М.,. Павлов К. В. Типы темперамента в практической психологии. СПб.: Речь, — 2003.• 63. Основы социально-психологической теории/ Под ред. A.A. Бодалева и А. Н. Сухова. -М.: Межд. пед. акад. 1995.
  63. Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука. -1987.
  64. Н.Е. Уникальное и типичное в адаптационном процессе личности (теоретический анализ уровней адаптации)//Сб. Проблемы социальной психологии личности.- Саратов. Издательство Саратовского университета.- 2005.- В. 2.
  65. . Д. Проблема готовности в социальной психологии // Динамика социально психологических явлений в изменяющемся обществе / под ред. А. JI. Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН» — 1996.
  66. .Д. Психологический барьер и его природа //Социальная психология и философия. JL: Изд-во ЛГПИ им. Герцена. — 1975. — Вып. 3 .- 176 с.
  67. И. Нововведения в организациях: Пер. со словац. / И. Перлаки- науч. ред. М. И. Лапина. М.: Экономика. — 1981. — 144 с.
  68. М., Бауманн У. Клиническая психология/Пер. с нем.-. СПб.: Питер. 2006.
  69. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий/ Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
  70. ПодлеснаяЛ.М. Социально психологическиеаспекты преодоления барьерак новому: автореф. дис.канд. психол. наук. — Тбилиси. — 1978.
  71. Л.А. Структура личностного восприятия политической власти / Л. А. Преснякова // Полис. 2000. — № 4. — С.135−140.
  72. А.И. Методы развития организаций.- М.: МЦФЭР. 2003.
  73. А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.: ИПЛ. -1989.
  74. А.И. Современная социология организаций. М. 1995. — 296 с.
  75. Психология: словарь / под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 386 с.
  76. А.И. Социально-психологический анализ адаптации ученых к социальным изменениям: дис. канд. психол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова. — 2006.
  77. A.A. К проблеме социальной адаптации личности.// Вестник СПб.ГУ. 1995. -Сер.6. — Вып. З, № 20. — С. 74−79.
  78. A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика. СПб.: Прайм-еврознак. -2006.- 479 с.
  79. М.Г., Прохорова Д.А.Специфика барьеров в образовании руководителей среднего звена// Сб. Проблемы социальной психологии личности.- Саратов.: Изд. Саратовского университета. — 2005. — вып. 5.
  80. Л., Р. Нисбетт. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. М.: Аспект Пресс. — 1999.
  81. А. Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.- 1986.- 104 с.
  82. А.Л. Социальная психология/Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. — 2004.
  83. B.C., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Учительство как социально-профессиональная группа. М. Рига: РАО. — 1996.
  84. О. С. Социальная психология инноваций: основания, исследования, проблемы. Дис.. д-ра психол. наук. СПб. — 1998.
  85. О.С. Основы социальной психологии инноваций: Учебное пособие. СПб.: Изд. С.-П. универс. — 2000.
  86. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л. М. Баш, A.B. Боброва и др. М.: Цитадель. -2000.
  87. Социальная психология /Под ред. Журавлева А. Л. М.: ПЕР СЭ. — 2002. -351 с.
  88. Социология образования / Труды по социологии образования: под ред. B.C. Собкина. 2004. — Т. 9.-В. 15.-М. :ЦСО. -441 с.
  89. Смирнова Нина Павловна. Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных: Дис.. канд. психол. наук. М. — 2003 187 с.
  90. Т. П. Доверие как социально-психологическое явление : автореферат диссертации. доктора психологических наук: 19.00.05,-Ростов-на-Дону.-1998
  91. М.П. Сравнительный анализ ожидаемых и реализуемых методов управления в условиях изменений / /Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010» / Отв. ред.
  92. И.А. Алешковский, П. Н. Костылев, А. И. Андреев, A.B. Андриянов. Электронный ресурс. М.: МАКС Пресс, 2010. — Режим доступа: http://www
  93. .У. Педагогическая психология: от теории к практике /EducationalPsychologyfromTheorytoApplicatio/nep. с англ. О. А. Зильберта- Послесл. И. И. Ильясова-М.:Прогресс. 2002.-572 с.
  94. Д. Эффективное управление персоналом. Новая роль HR-менеджера в организации/ пер. с англ. Под ред. Залуцкой Е. Э.- Вильяме. -2007.
  95. P.A. Инновационный менеджмент: Учеб. М.: Интел-Синтез. — 2002. — 624 с.
  96. Л. Теория когнитивного диссонанса/ Пер. с англ.
  97. A.Анистратенко, И.Знаешева.- СПб.: Речь. 2000. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. — СПб: Речь. — 2000.
  98. Е.С.Филатова //Соционика, ментология и психология личности. 2000. -№ 6.
  99. Хон A.M. Психологические барьеры при внедрении нововведений в школьную практику и некоторые пути их преодоления. Алма-Ата. -1986.
  100. Э. Организационная культура и лидерство. 3-е изд. / Э. Шейн- пер. с англ. под ред. Т. Ю. Ковалевой. СПб: Питер. — 2007. — 336 с.
  101. Г. В. «Теория О» и «Теория Е» как стратегия организационных изменений// Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. -т.
  102. Г. В. Управление изменениями в российских компаниях. — СПб.: Высшая школа менеджмента, Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета. 2008.
  103. И. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация/ Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл. — 1998. — С. 13−33.
  104. Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации. Дис. д-ра социол. наук. Кемерово, — 1992. — 398 с.
  105. П. Социология социальных изменений / Пер. с англ.- под ред.
  106. B. А. Ядова. —М.: Аспект Пресс. 1996. — 416 с.
  107. В.И. Социальная психология менеджмента. М.: ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез». 1997. 256 с.• 107. Энциклопедия психодиагностики // Том 2. Психодиагностика взрослых.- М.: Бахрах-М.-2009. -704 с.
  108. , А. А., & Bedeian, A. G. Organizational Change: Review of theory and research in the 1990's // Journal of Management. 1999. V. 25, N3. -P. 293−315.
  109. Armenakis, A. A., Harris, S., Feild, H. Paradigms in organizational change: Change agent and change target perspectives/ In R. Golembiewski (Ed.), Handbook of organizational behavior. -New York: Marcel Dekker. 1999.
  110. Armenakis A. A, Harris SG. Crafting a change message to create transformational readiness // Journal of Organizational Change Management. -2002. V. 15(2).-P. 169−183.
  111. Beer M., Eisenstat R.A., B. A. Spector. The Critical Path to Corporate Renewal.: Hardcover: HarvardBusinessSchool Press. 1990.- 320 c.
  112. Beer M., Nohria N. Breaking the code of change: Resolving the tension between theories О and E of change"/ In M. Beer, N. Nohria (Eds) .- Boston, MA: Harvard Business School Press. -2002 .
  113. Beer, M. and N. Nohria. Cracking the code of change // Harvard Business Review.- 2000. V. 78, № 3.- P.133−141.
  114. Bridges W. Transitions Making Sense Of Life’s Changes. -Reading, Mass.:Perseus Books Group — 1980.
  115. Budner, S. Intoleranceofambiguityasapersonalityvariable // Journal of Personality. 1962. — V. 30, № 1. — p. 29−50.
  116. Carter L., Ulrich D., Goldsmith M. Best Practices in Leadership Development and Organization Change: How the Best Companies Ensure Meaningful Change and Sustainable Leadership.- San Francisco, CA.: John Wiley & Sons. -2005.
  117. Cope, M. The seven C’s of consulting (2nd ed.). London: Financial Times/Prentice Hall. 2003. — 292 P.
  118. French, J. P. R. Jr., Raven, B. Thebasesofsocialpower/ InD. CartwrightandA. Zander (eds.), GroupdynamicsNew York: Harper and Row. 1960. — P. 607 623.
  119. Galpin Timothy J. The Human Side Of Change: A Practical Guide To Organization Redesign. Hardcover: Jossey Bass Business And Management Series.- 1996.-176 p.
  120. Gilley A., H. S. McMillan, and J. W. Gilley. Organizational Change and Characteristics of Leadership Effectiveness//Journal of Leadership and Organizational Studies. 2009- V.16, № 1. — P. 38 — 47.
  121. Harrington N., C. L. Terry. LPN to RN Transitions: Achieving Success in Your New Role. Philadelphia: J. B. Lippincott. 2009.
  122. Hollander, E. P. Conformity, status, and idiosyncrasy credit. Psychological Review. -1958. -V. 65, № 2. P. l 17−127.
  123. Hollander E., Julian J. Studies in Leader Legitimacy, Influence and Innovation // Advances in Experimental Social Psychology. N.Y. — 1970.
  124. Isabella, L. Evolving interpretations as a change unfolds: How managers construe key organizational events // Academy of Management Journal. 1990. -V. 33, No.l. — P.7−41.
  125. LaClair, J. A., Rao, R. P. Helping Employees Embrace Change. McKinsey Quarterly. 2002 .- V. 4. — P. 12−25.
  126. Musselwhite C. and Randell Jones R. Dangerous opportunity: making change work Philadelphia: Xlibris Corporation. — 2004.
  127. Moris C.W. Varieties of Human Value// Humanist. 1956.-V. 16. P. 153 161.
  128. Satir V., Gomori M., Banmen J., Gerber J.S. The Satir Model: Family Therapy and Beyond. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books. — 1991.
  129. Parks C. Instill Lean Thinking// Industrial Management. 2002.-V. 44 — P. 14- 18.
  130. Rogers, E. M. Diffusion of innovations (4th ed.). N.Y.: Free Press. 2003.
  131. Scott C. D. and Jaffe D. T. Managing Change at Work. Menlo Park, CA: Crisp Publications. — 1995.
  132. Tajfel H., Frasser H. Introducing Social Psychology.- N.Y.: Penguin books. 1978.
  133. Tajfel H. Social stereotypes and social groups // Turner J.C., Giles H. (eds.) Intergroup behavior. Oxford: Basil Blackwell. — 1981. — P. 144—167.
  134. Tajfel H. Experiment in vacuum / H. Tajfel // J. Israel, H. Tajfel (eds.). The context of social psychology- a critical assessment. L., N. Y., 1972. — P.423.
  135. Weisbord M. R., Productive Workplaces: Organizing and Managing for Dignity, Meaning, and Community. San Francisco: Jossey-Bass Publishers. -1987.
Заполнить форму текущей работой