Влияние агрессивности на уровень учебно-познавательной мотивации младших школьников, обеспечивающей структуру их учебной деятельности
Диссертация
Рост агрессивности, как и рост учебно-познавательной мотивации, происходит ко второму году обучения, однако если уровень учебно-познавательной мотивации у учащихся к третьему году падает, то уровень агрессивности, наоборот, растет. Цель исследования — эмпирическое описание и психологический анализ взаимозависимости между агрессивностью младших школьников и их учебно-познавательной мотивацией… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Роль и место учебно-познавательной мотивации в структуре учебной деятельности младших школьников
- 1. 1. Условия формирования учебной деятельности младших школьников
- 1. 2. Учебно-познавательная мотивация младших школьников, обеспечивающая их учебную деятельность
- Выводы
- ГЛАВА II. Исследование агрессивности детей младшего школьного возраста
- 2. 1. Детерминанты агрессивности в работах отечественных и за* рубежных психологов
- 2. 2. Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста
- Выводы
- ГЛАВА III. Экспериментальная часть исследования по изучению влияния агрессивности младшего школьника на актуальный уровень развития его учебно-познавательной мотивации
Список литературы
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000.
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Наука, 1977.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Щукиной Г. И./М., 1984.
- Александровская Э.М., Лусканова Н. Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе. //Гигиена и санитария, 1984, № 3, с. 27−30.
- Алексеева Л. Последствия страха, тревоги и гнева. // «Директор школы», М., 2000.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1981.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
- Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т.2.
- Ю.Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991.
- П.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
- Бабаева Т.Н. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993.
- И.Бабанский Ю. К. Избр. педагогические сочинения. М., 1989.
- М.Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Битинас Б.П. Педагогическая диагностика, сущность, функции, перспективы. //Лед. 1993, № 2.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.: /Международная педагогическая академия/, 1995.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб, 1997.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1990.
- Вшионас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1996.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика. Т.1. 1982.-Т.3.1983.
- Габай Т.В. Педагогическая психология: М., 1995.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства: М., 1988.
- Гальперин П.Я. К вопросу об инстинктах человека // Вопросы психологии/, 1976 № 1.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. В кн.: Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
- Грейс Крайг Психология развития. Питер, 2000.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика. 1982.
- Венгер А.Л., Гинзбург М. Р. Методические рекомендации по деятельности. М., 1987.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология /Учебное пособие. М: Инфра-М. 1997.
- Дубинин М.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. М. Генетика, поведение, ответственность. М., 1989.
- Дубинко H.A. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. 1997. № 4. 1997. С.85−92.
- Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
- Дусавитский А.К. Формула интереса. М., 1989.
- Дьяченко М.И. Краткий психологический словарь. Минск, 1996.
- Ениколопов С.Н. Агрессия и мы (исследования агрессивного поведения) //Магистр I, 1991, № 9.42.3ак А. З. Как гусеница и муравей в гости ходили. М., 1991.
- Запорожец A.B. Избранные труды в 2 томах. М., 1986.
- Игнатенко М.С. Концептуальные модели педагогического процесса в формирующемся профессиональном сознании учителя: Дисс.канд. пси-хол. наук. СПб, 1993.
- Изард К. Эмоции человека. М., 1990.
- Методическая и организационная система изучения и обобщения педагогического опыта. Сборник научных трудов. М., 1990.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир: Пед. ин-т, 1970.
- Карпов A.B. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., 1992.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1983.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1969.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-ов МГУ, 1995.
- Климов Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопр. психол. 1983, № 1.
- Конопкин O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во ЧеРо, 1997.
- Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Кузьмина Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.
- Левонтин А.Л. Человеческая индивидуальность, наследственность и среда. М., 1993.
- Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000. 61. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
- Леонтьев А.Н. Развитие мотивов и деятельности ребенка. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Липситт Л.П., Спакер Ч. К. Изучение развития и поведения детей. М., 1966.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., Наука, 1991.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии //Психологический журнал. 1981, Т. № 5, с. 3−22.
- Лоренц К. Агрессия: так называемое зло. М., 1994.
- Лусканова Н.Г. Диагностика интеллектуального развития детей 6−8 летнего возраста /модифицированный вариант методики Векслера/. В кн.: Практикум по патопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Майнер Г. Психология эмоционального мышления //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во М. ГУ, 1981.
- Маркова А.К. Виды отношений в обучении. // Советская педагогика. 1984, № 11.
- Маркова А. К. Матис Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения.1. М., 1990.
- Маркова A.K. Психология труда учителя. М., 1993.
- Маркова А.К., Фридман JT.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
- Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника./В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
- Методические рекомендации по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу. М.: Ин-т гигиены детей и подростков, 1979.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям. М., 1982.
- Митина JI.M. Психологические аспекты труда учителя. Учебное пособие. Тула, 1991.
- Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии, 1990, № 3.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1984.
- Мухина B.C. Детская психология. М., 1985.
- Назаретян. Агрессия, мораль и кризисы мировой культуры. В 2-х томах М., 1996.
- Немов P.C. Психология. В 3-х книгах М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.88.0вчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1998.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
- Пвырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука, 1978.
- Петровский A.B., Абраменкова В. В. Психология развивающейся личности. М., 1987.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М.: Просвещение, 1969.
- Платонов К.К. Вопросы психологического труда. М., 1970.
- Познавательные процессы и способности в обучении /Под. ред. Шадри-коваВ. Д. М., Просвещение, 1990.
- Потапова E.H. Радость познания. М., 1990.
- Психологический анализ учебной деятельности: Сб. науч. тр. /Отв. ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина. М.: ИПАН, 1991.
- Прагин Ю. Жестокость: исследования психологического поведения человека 11 Диалог, 1992, № 1.
- Психология личности /Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б. М., 1982.
- Психология эмоций. Тексты /В.К. Вилюнаса, М. Изд-во МГУ, 1993.
- Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
- Психология. Словарь. /Под ред. Петровского. М.: /Педагогика/, 1990.
- Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности. Сб. науч. трудов. М., 1990.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М., 1996.
- Рахматшаева В., Граматика общения. М., 1995.
- Реан A.A. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
- Ремшидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1995.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии//Вопр. психол. 1991,№ 1,С.81−88.
- Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника. М., 1972.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1991.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1979.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. М., 1988.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
- Уприкова Н.И. Мозг, психика, .сознание //Мир психологии, 1999, № 1.
- Филипчук Г. Знаете ли Вы своего ребенка? М., 1978.
- Формирование личности в онтогенезе /Под ред. Дубровиной. М., 1991.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Фрейд 3., Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
- Фридман JI.M. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
- Фридман JI.M. Психологический справочник учителя. М., 1991.
- Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. М., 1989.
- Хомская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. М., 1992.
- Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Питер, 2000.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Изд. Фирма Логос, 1993.
- Шевандрин К. Интерпретация психодиагностических тестов. М., 1998.
- Шестакович Л.Н. Психологические условия развития профессионально важных качеств в процессе обучения: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1981.
- Шикун А.Ф.ДНикун A.A. Пропедевтическая психология. Тверь, 1995.
- Щербакова Е.Е. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание, № 10, 1991.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.
- Щукина М.И. Формирование познавательных интересов у учащихся. М., 1962.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Питер, 1999.
- Экспериментальная психология //Сост. С. С. Стивене. М.: «Иностр. лит.», 1963. Т.2.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психол. 1971, № 4.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1972.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /Под ред. Лебединского В. В., Никольской О. С. М, 1990.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М, 1996.
- Юницкий A.B. Психология детской потери //Вестник МГУ Сер.14. Психология. 1991, № 2.
- Юркевич B.C. Светлая радость познания. М., 1977.
- Юстицкий В.В. Роль неосознаваемых психологических механизмов в формировании отношений родителей к детям. Вильнюс, 1977.
- Berkowitz L. Aversive condition as stimuli to agression//Advenses in experimental social psychology. N.Y.: Acad. Press, 1982.
- Dodge K.A. et al. Peer status and agression in boys groups: Developmental and contextual naluses//Child Devel. 1990. N. 61.
- Dollard J., Miller N. Osobowosc i psychoterapia, PWN, Warsawa, 1967.
- Freud S. The future prospects of psychoanalytic therapy. Collected Papers London, Hobarth, 1953.
- Fromm E. Escape from Freedom. N.Y., 1941.
- Levis J. Assessment of agressive and violent parent-child interaction. Wiley, 1988.
- Lorenz K. Tak zwane zlo, PIW, Warszawa, 1973.
- Petermann F. Verhaltens-und Entwicklungs-stogungen bei Kindern und Jugendlichen: Intervention //Klinische Psychologie. Wiley, 1988.