Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние агрессивности на уровень учебно-познавательной мотивации младших школьников, обеспечивающей структуру их учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рост агрессивности, как и рост учебно-познавательной мотивации, происходит ко второму году обучения, однако если уровень учебно-познавательной мотивации у учащихся к третьему году падает, то уровень агрессивности, наоборот, растет. Цель исследования — эмпирическое описание и психологический анализ взаимозависимости между агрессивностью младших школьников и их учебно-познавательной мотивацией… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Роль и место учебно-познавательной мотивации в структуре учебной деятельности младших школьников
    • 1. 1. Условия формирования учебной деятельности младших школьников
    • 1. 2. Учебно-познавательная мотивация младших школьников, обеспечивающая их учебную деятельность
  • Выводы
  • ГЛАВА II. Исследование агрессивности детей младшего школьного возраста
    • 2. 1. Детерминанты агрессивности в работах отечественных и за* рубежных психологов
    • 2. 2. Особенности проявления агрессивности у детей младшего школьного возраста
  • Выводы
  • ГЛАВА III. Экспериментальная часть исследования по изучению влияния агрессивности младшего школьника на актуальный уровень развития его учебно-познавательной мотивации

Влияние агрессивности на уровень учебно-познавательной мотивации младших школьников, обеспечивающей структуру их учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Закон Российской Федерации «Об образовании» ориентирует педагога на личность учащегося как субъекта учебной деятельности. На современном этапе реформирования школы действительно необходимо индивидуализировать влияние учителя, который должен владеть не только современными знаниями, умениями и навыками, но также постоянно использовать в школе психологический инструментарий для решения педагогических задач. Одним из важнейших здесь является вопрос изучения мотивационной сферы учащихся и способов их эмоционального реагирования на значимую для них социальную ситуацию обучения. Ведь согласно теории деятельности эмоции определяются не только действиями * человека, но и сами их интенциируют, а управление познавательными мотивами всегда будет являться определяющей целью школы XXI века. Кроме философско-психологического осмысления данной проблемы в теоретическом плане, практическая актуальность настоящей работы заключается в необходимости учитывать взаимовлияния друг на друга агрессивности и учебно-познавательной мотивации учащегося в процессе выполнения им учебной деятельности. Данная проблема недостаточно разработана в теории и практике психологии труда, а значит, невозможны реальная индивидуализация учебной деятельности субъектов образования, выстраивание про* гностической модели их успешного обучения. Недостаточная теоретичеекая, методологическая и практическая разработанность данного психологического явления и определили выбор темы диссертации и цели исследования.

Цель исследования — эмпирическое описание и психологический анализ взаимозависимости между агрессивностью младших школьников и их учебно-познавательной мотивацией, обеспечивающей структуру учебной деятельности учащихся.

Объект исследования — эмоциональные и мотивационные показатели учебной деятельности младших школьников.

Предмет исследования — взаимозависимость между агрессивностью младших школьников и их учебно-познавательной мотивацией, обеспечивающей структуру их учебной деятельности.

Гипотеза исследования выдвигалась следующая: агрессивность младших школьников детерминирует их учебно-познавательную мотивацию, являющуюся одним из важнейших компонентов их учебной деятельности.

Исходя из цели диссертационной работы, мы сформулировали ряд промежуточных задач для проверки гипотезы:

1. Провести теоретическое изучение агрессивности и учебно-познавательной мотивации учащихся начальной школы в рамках их учебной деятельности.

2. Создать авторскую методику исследования, а затем экспериментально определить взаимозависимость между агрессивностью и учебно-познавательной мотивацией младших школьников. 3. Провести интерпретацию полученных количественных данных и оформить практические рекомендации. Теоретической и методологической основой исследования являются: деятельностный подход, принятый в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В. П. Зинченко и др.) — психологическая теория личности (К.А. Абуль-ханова-Славская, А. В Брушлинский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, К. К. Платонов, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев и др.) — теория комплексного изучения человека как субъекта трудовой деятельности (Б.Ф. Ломов, A.B. Брушлинский, A.A. Крылов, Е. А. Климов, Ю. М. Забродин, A.B. Запорожец, Ю. П. Платонов, Е. А. Милерян, Н. Ф. Талызина, В. В. Новиков, А.Д. Глоточ-кин, A.A. Деркач, М. И. Дьяченко, Г. М. Зараковский, Н. В. Кузьмина, И. С. Кон, H.H. Обозов, В. Л. Марищук, А. Ф. Шикун и др.).

Сбор и обработка данных проводились с опорой на научные принципы познания: объективность, историзм, единство логического и исторического, соотношение общего и конкретного, детерминизм, развитие.

Для комплексного решения поставленных задач применялись следующие методы:

• Анализ и синтез, обобщение, сравнение.

• Бланковые методы диагностики личностных характеристик субъекта (тестирование).

• Опросные методы (анкеты, сравнительный анализ качественных характеристик).

• Методы статистического анализа.

По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Агрессивность младшего школьника детерминирует и детерминируется таким психологическим феноменом, как его учебно-познавательная мотивация.

2. Существуют некоторые различия в уровнях агрессивности и позна-* вательной мотивации при учете половой дихотомии учащихся начальной школы.

3. Необходима специально организованная диагностико-коррекционная работа в школе по работе с детьми с высокими показателями уровня агрессивности.

В экспериментальной части диссертационной работы приняли участие 478 учеников 1−3 классов средних школ города Сергиева Посада.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые эмпирическим путем установлена зависимость между агрессивностью и учеб-^ но-познавательной мотивацией у учеников начальной школы.

Теоретическая значимость работы заключается в углублении научных подходов, доказывающих неразрывную интегральную связь между мо-тивационной и эмоциональной сферами личности младшего школьника, выполняющего учебную деятельность. Данный анализ выполнен на примере учета взаимовлияния учебно-познавательных мотивов и соответствующих им уровней агрессивности учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные опытные данные и их анализ создают возможность выявлять детей с повышенным фоном агрессивности, дифференцировать их, прогнозировать особенности развития их познавательной мотивации, а значит и успешности обучения в школе в целом.

Достоверность результатов исследования обеспечена их опорой на фундаментальные методологические и теоретические принципы научного исследования, использованием комплекса методов психологии труда.

Апробация работы проведена в учебно-воспитательном процессе школ и методических объединениях города Сергиева Посада, на научных семинарах, конференциях, съездах РПО, международных конференциях и конгрессах (г. Ярославль).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и приложения.

Выводы по опытно-экспериментальной части исследования.

1. Уровень агрессивности зависит от половой принадлежности, так у мальчиков показатели агрессивности всегда несколько выше.

2. Уровень учебно-познавательной мотивации в целом по всем уровням выше у девочек-школьниц.

3. Рост агрессивности, как и рост учебно-познавательной мотивации, происходит ко второму году обучения, однако если уровень учебно-познавательной мотивации у учащихся к третьему году падает, то уровень агрессивности, наоборот, растет.

4. Математическая обработка полученных результатов определила, что связь между уровнем агрессивности и учебно-познавательной мотивацией младших школьников статистически значима, отрицательная.

Практические рекомендации.

1. Методика практического исследования может быть использована в работе школьного психолога и педагога, что даст возможность вовремя выявлять тенденции повышения уровня агрессивности и снижения уровня учебно-познавательной мотивации у учащихся.

2.Разработанные материалы теоретической и практической части исследования могут найти свое место в системе подготовки специалистов в области начального образования (студентов педагогических вузов, в системе повышения квалификации педагогов и психологов).

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 2000.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М.: Наука, 1977.
  3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Щукиной Г. И./М., 1984.
  4. Э.М., Лусканова Н. Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе. //Гигиена и санитария, 1984, № 3, с. 27−30.
  5. Л. Последствия страха, тревоги и гнева. // «Директор школы», М., 2000.
  6. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1981.
  7. .Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  9. А. Психологическое тестирование: В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. Т.2.
  10. Ю.Антонян Ю. М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991.
  11. П.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.
  12. Т.Н. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993.
  13. И.Бабанский Ю. К. Избр. педагогические сочинения. М., 1989.
  14. М.Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  16. .П. Педагогическая диагностика, сущность, функции, перспективы. //Лед. 1993, № 2.
  17. Л.И. Избранные психологические труды. М.: /Международная педагогическая академия/, 1995.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  19. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955.
  20. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  21. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб, 1997.
  22. К. Жить с агрессивными детьми. М., 1990.
  23. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  24. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1996.
  25. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика. Т.1. 1982.-Т.3.1983.
  26. Т.В. Педагогическая психология: М., 1995.
  27. Т.В. Учебная деятельность и ее средства: М., 1988.
  28. П.Я. К вопросу об инстинктах человека // Вопросы психологии/, 1976 № 1.
  29. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий //Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФСР, 1959.
  30. П.Я. Формирование умственных действий. В кн.: Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
  31. Грейс Крайг Психология развития. Питер, 2000.
  32. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  33. В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников. М.: Педагогика. 1982.
  34. А.Л., Гинзбург М. Р. Методические рекомендации по деятельности. М., 1987.
  35. В.Н. Экспериментальная психология /Учебное пособие. М: Инфра-М. 1997.
  36. М.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. М. Генетика, поведение, ответственность. М., 1989.
  37. H.A. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. 1997. № 4. 1997. С.85−92.
  38. И.В. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
  39. А.К. Формула интереса. М., 1989.
  40. М.И. Краткий психологический словарь. Минск, 1996.
  41. С.Н. Агрессия и мы (исследования агрессивного поведения) //Магистр I, 1991, № 9.42.3ак А. З. Как гусеница и муравей в гости ходили. М., 1991.
  42. A.B. Избранные труды в 2 томах. М., 1986.
  43. М.С. Концептуальные модели педагогического процесса в формирующемся профессиональном сознании учителя: Дисс.канд. пси-хол. наук. СПб, 1993.
  44. К. Эмоции человека. М., 1990.
  45. Методическая и организационная система изучения и обобщения педагогического опыта. Сборник научных трудов. М., 1990.
  46. К. Педагогическая диагностика. М., 1991.
  47. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир: Пед. ин-т, 1970.
  48. A.B. Психологический анализ трудовой деятельности. Ярославль, 1988.
  49. В.П. Педагогическая коррекция. М., 1992.
  50. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1983.
  51. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1969.
  52. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: Изд-ов МГУ, 1995.
  53. Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопр. психол. 1983, № 1.
  54. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.
  55. Т.В. Введение в психологический эксперимент. М.: Изд-во ЧеРо, 1997.
  56. Ю.В. Очерки по психологии труда. М.: Изд-во МГУ, 1986.
  57. Н.В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя. Гомель, 1976.
  58. А.Л. Человеческая индивидуальность, наследственность и среда. М., 1993.
  59. И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., 2000. 61. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание, личность. М., 1975.
  60. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  61. А.Н. Развитие мотивов и деятельности ребенка. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.
  62. Л.П., Спакер Ч. К. Изучение развития и поведения детей. М., 1966.
  63. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., Наука, 1991.
  64. .Ф. О системном подходе в психологии //Психологический журнал. 1981, Т. № 5, с. 3−22.
  65. К. Агрессия: так называемое зло. М., 1994.
  66. Н.Г. Диагностика интеллектуального развития детей 6−8 летнего возраста /модифицированный вариант методики Векслера/. В кн.: Практикум по патопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  67. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  68. Г. Психология эмоционального мышления //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во М. ГУ, 1981.
  69. А.К. Виды отношений в обучении. // Советская педагогика. 1984, № 11.
  70. А. К. Матис Т.А., Орлов А. Б. Формирование мотивов учения.1. М., 1990.
  71. A.K. Психология труда учителя. М., 1993.
  72. А.К., Фридман JT.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М., 1983.
  73. Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
  74. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  75. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника./В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
  76. Методические рекомендации по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу. М.: Ин-т гигиены детей и подростков, 1979.
  77. Е.М. От игры к знаниям. М., 1982.
  78. JI.M. Психологические аспекты труда учителя. Учебное пособие. Тула, 1991.
  79. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии, 1990, № 3.
  80. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1984.
  81. B.C. Детская психология. М., 1985.
  82. Назаретян. Агрессия, мораль и кризисы мировой культуры. В 2-х томах М., 1996.
  83. P.C. Психология. В 3-х книгах М., 1995.
  84. Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.88.0вчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М., 1998.
  85. М.А. Игротерапия общения. М., 2000.
  86. В.Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М.: Наука, 1978.
  87. A.B., Абраменкова В. В. Психология развивающейся личности. М., 1987.
  88. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  89. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Просвещение, 1969.
  90. К.К. Вопросы психологического труда. М., 1970.
  91. Познавательные процессы и способности в обучении /Под. ред. Шадри-коваВ. Д. М., Просвещение, 1990.
  92. E.H. Радость познания. М., 1990.
  93. Психологический анализ учебной деятельности: Сб. науч. тр. /Отв. ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина. М.: ИПАН, 1991.
  94. Ю. Жестокость: исследования психологического поведения человека 11 Диалог, 1992, № 1.
  95. Психология личности /Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б. М., 1982.
  96. Психология эмоций. Тексты /В.К. Вилюнаса, М. Изд-во МГУ, 1993.
  97. Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
  98. Психология. Словарь. /Под ред. Петровского. М.: /Педагогика/, 1990.
  99. Развитие социально-профессиональной активности учителей на разных этапах деятельности. Сб. науч. трудов. М., 1990.
  100. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М., 1996.
  101. В., Граматика общения. М., 1995.
  102. A.A. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
  103. X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994.
  104. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, 1996.
  105. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1995.
  106. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  107. Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии//Вопр. психол. 1991,№ 1,С.81−88.
  108. Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника. М., 1972.
  109. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1991.
  110. Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
  111. В.А. О воспитании. М., 1979.
  112. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. М., 1988.
  113. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  114. В.Я. Семья и формирование личности. М., 1987.
  115. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966.
  116. Н.И. Мозг, психика, .сознание //Мир психологии, 1999, № 1.
  117. Г. Знаете ли Вы своего ребенка? М., 1978.
  118. Формирование личности в онтогенезе /Под ред. Дубровиной. М., 1991.
  119. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  120. Фрейд 3., Психология Я и защитные механизмы. М., 1993.
  121. JI.M. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
  122. JI.M. Психологический справочник учителя. М., 1991.
  123. Г. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  124. Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. М., 1992.
  125. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991.
  126. Л., Зиглер Д. Теории личности. Питер, 2000.
  127. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
  128. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Изд. Фирма Логос, 1993.
  129. К. Интерпретация психодиагностических тестов. М., 1998.
  130. Л.Н. Психологические условия развития профессионально важных качеств в процессе обучения: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. М., 1981.
  131. Шикун А.Ф.ДНикун A.A. Пропедевтическая психология. Тверь, 1995.
  132. Е.Е. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание, № 10, 1991.
  133. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
  134. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.
  135. М.И. Формирование познавательных интересов у учащихся. М., 1962.
  136. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. Питер, 1999.
  137. Экспериментальная психология //Сост. С. С. Стивене. М.: «Иностр. лит.», 1963. Т.2.
  138. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психол. 1971, № 4.
  139. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  140. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1972.
  141. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция /Под ред. Лебединского В. В., Никольской О. С. М, 1990.
  142. Э. Идентичность: юность и кризис. М, 1996.
  143. A.B. Психология детской потери //Вестник МГУ Сер.14. Психология. 1991, № 2.
  144. B.C. Светлая радость познания. М., 1977.
  145. В.В. Роль неосознаваемых психологических механизмов в формировании отношений родителей к детям. Вильнюс, 1977.
  146. Berkowitz L. Aversive condition as stimuli to agression//Advenses in experimental social psychology. N.Y.: Acad. Press, 1982.
  147. Dodge K.A. et al. Peer status and agression in boys groups: Developmental and contextual naluses//Child Devel. 1990. N. 61.
  148. Dollard J., Miller N. Osobowosc i psychoterapia, PWN, Warsawa, 1967.
  149. Freud S. The future prospects of psychoanalytic therapy. Collected Papers London, Hobarth, 1953.
  150. Fromm E. Escape from Freedom. N.Y., 1941.
  151. Levis J. Assessment of agressive and violent parent-child interaction. Wiley, 1988.
  152. Lorenz K. Tak zwane zlo, PIW, Warszawa, 1973.
  153. Petermann F. Verhaltens-und Entwicklungs-stogungen bei Kindern und Jugendlichen: Intervention //Klinische Psychologie. Wiley, 1988.
Заполнить форму текущей работой