Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предупреждение школьной дезадаптации учащихся первых классов методом биологической обратной связи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенное исследование не претендует на? исчерпывающее решение проблемы школьной дезадаптации. Дальнейшее развитие исследования может быть направлено на разработку и внедрение программы медико-психологического и педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве с использованием новейших технологий и специального оборудования. Нам кажется, в рамках этой программы целесообразно… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблема школьной дезадаптации в современной общеобразовательной школе
    • 1. 1. Методологические подходы к решению проблемы школьной дезадаптации
    • 1. 2. Факторы, способствующие развитию школьной дезадаптации. 22 1.2.1. Фактор родительской депривации и школьная дезадаптация
    • 1. 3. Школьная дезадаптация — дебют психосоматической патологии
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Технология биоуправления. Метод биологической обратной связи (БОС)
    • 2. 1. Методологические основы метода биологической обратной связи 47−52 ^ 2.2. Использование метода БОС в психолого — педагогической практике
      • 2. 3. 1. Актуальность коррекции школьной дезадаптации в первых классах использованием метода БОС
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Организация и проведение экспериментального исследования
    • 3. 1. Организация экспериментального исследования
    • 3. 2. Проведение экспериментального исследования
  • Выводы по третьей главе

Предупреждение школьной дезадаптации учащихся первых классов методом биологической обратной связи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития обуславливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания научных исследований для формирования и сохранения здоровья.

Дети и подростки постепенно становятся предметом основного внимания со стороны служб, занимающихся охраной психического здоровья. Возросшее внимание к детям и подросткам является результатом взаимодействия различных факторов — критические ситуации в школах и обеспокоенность здоровьем детей и подростков! обнажили социальные проблемы. Состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков вызывает тревогу у врачей, педагогов и родителей. По данным НИИ гигиены: и профилактики заболеваний детей и подростков около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья (Н. А. Ананьева, 1991. Р.' И. Айзман, 1996). Особенностью школьного возраста является то, что зачастую соматические заболевания являются масками психического расстройства. Исследования Центра социальной и судебной психиатрии: им. Сербского показывают, что от 55% до 70% детей, поступающих в общеобразовательную школу, имеют отклонения в психическом развитии, которые относятся к пограничным психическим расстройствам (Г. Р. Новикова, В. Ф. Шалимов, 2000). По данным Министерства образования России среди детейпоступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации (по данным Коллегии Минобразования России «Об организации системы реабилитации детей со школьной дезадаптацией», 1997).

Особенно следует отметить, что традиционная Российская школа замедляет психосоматическое развитие детей и препятствует естественному росту адаптивных возможностей учащихся (Э. М. Казин, Н. А. Зарубова, Г. А. Кура-ев, С. И. Петухов, 1999 и др.).

Все большее внимание, как со стороны педагогов, так и медицинских работников уделяется связи между состоянием здоровья учащихся и успехами в обучении (Т. Б. Глазерман, 1983. ЛО. Бадапян, Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, 19 931- У. Н. васШеБ, 1994. В. ВКовалев, 1995 и др.). По данным академика РАМН Г. Н. Сердюковской- (1993) среди неуспевающих школьников у 64.7% имеются хронические заболевания, а у 28% функциональные расстройства, в том числе девиации поведения.

Проблема сохранения здоровья школьников, актуальность, которой становится все более очевидной, требует широких профилактических мер в системе образования и в последнее десятилетие отмечен прогресс в области научных и практических исследований, которые касаются сохранения психического и физического здоровья. Говоря о сохранении детей, необходимо выделить такое растущее социально — средовое явление как школьная дезадаптация, или феномен неуспешности ребенка в сфере обучения, формирующийся в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. При оценке школьной дезадаптации следует различать как уровень реагирования, так и ведущую форму жизнедеятельности или сферу отношений, в которой проявляется несоответствие возможностей ребенка условиям и воздействиям образовательной среды.

С 1998 года проблема школьной дезадаптации в России решается на государственном уровне в рамках научно-исследовательской программы «Научно-методическое обеспечение развития в системе образования» (приказ МО РФ № 830 от 30.03.98. Руководитель программы доцкафедры коррекционной педагогики АПКиПРО М. М. Семаго). В рамках программы ведется работа по следующим направлениям:

1. Педагогическая диагностика дезадаптивных нарушений•! у детей дошкольного возраста на момент поступления в школу и в процессе обучения;

2. Социально-психологический мониторинг как средство сопровождения детей группы риска по школьной дезадаптации;

3. Организация деятельности школьного консилиума в системе комплексного сопровождения детей со школьной дезадаптацией;

4. Выявление детей с риском дальнейшей школьной дезадаптации и профи* лактические (развивающе — коррекционные) мероприятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Однако, несмотря на большое количество педагогических, психологических и медицинских работ, посвященных изучению нарушений адаптации? и проявлениям дезадаптивного синдрома (В. ВКоган, 1984. Н. В. Вострок-нутов, 1995. Е. Л. Григоренко, 1995. М. Ь. Уо1га1сЬ, 1997 и др.), не достаточно обозначен приоритет профилактической? направленности в решении.

• вопроса дезадаптацииа также не раскрыты возможности использования современных компьютерных технологий в сохранении здоровья учащихся.

Цель исследования — определение подходов к эффективному предупреждению школьной дезадаптации первоклассниковс помощью метода Биологической обратной связи (БОС).

Объект исследования — психоэмоциональный статус дошкольников и учащихся первых классов общеобразовательных школ г. Калуги.

Предмет исследования — адаптационные резервы учащихся{1-ых классов к условиям современного учебного процесса, ф Основная гипотеза. На течение адаптации в общеобразовательной школе влияет большое число факторов, как внешнего, так и внутреннего порядкадалеко не всегда поддающихся управлению. Повышение психологической толерантности и уровня биологической адаптации методомБиологической обратной связи, направленным на мобилизацию физиологических и психологических ресурсов индивидуума, позволит предупредить нарушение процесса адаптации в образовательном пространстве.

Исходя из цели исследования в ходе работы, решались следующие задачи:.

1. Изучить теоретические основы дезадаптивных нарушений в условиях перехода в первый класс.

2. Проанализировать факторы, способствующие формированию школьной дезадаптации.

3- Исследовать исходное состояние психовегетативного статуса и уровень адаптивности дошкольников с учетом тендерных различий.

4. Разработать и апробировать алгоритм формирования навыка саморегуляции висцеральных функций' и целенаправленного управления психоэмоциональным состояниемметодом Биологической обратной связи и проверить его эффективность дляпредупреждения школьной дезадаптации первоклассников.

5. Выявить степень значимости совместной деятельности родителей и дошкольников для формирования устойчивой модели отношений.

Методологической: основой исследования служили философские и психолого-педагогические теории, представленные в трудах Г. Селье, Л. G. Выготского, Е. А. Ямбурга, Я. Корчака, W. Goldfarb и др. в которых рассматриваются подходы к проблеме адаптации к образовательной среде. Психоаналитический подход, изучающий внутренние механизмы дезадаптации (3. Фрейд,.

3. Фромм, К. Г. Юнг) — социально-психологический, изучающий конфликтные взаимодействия личности и социума, понимаемые как ступени развития’личности в процессе ее социализации (Э. Берн, Э. Эриксон) — системный подход, представляющий общенаучный метод эмпирических исследований (О. Ланге, Э. F. Юдин, В. А. Ганзен, Н. I. Demmel) — психологическая парадигма психотерапии (ВЕ. Коган, A. G. Спиваковская, Meichenbaum, F. Kendall) и основные положения деятельностного подхода в психологии и педагогике (А. Н. Леонтьев, П: Я. Гальперин, В. В. Давыдов и др.).

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психологической, педагогической, медицинской научной и методической литературы по исследуемой проблемесистема-^ тизация и обобщение теоретического и практического опытапсихологическое и педагогическое тестированиеанкетированиеизучение и анализ медицинской документациинейропсихологическое обследование с оценкой физиологических параметров на аппаратуре Биологической обратной связи (БОС) — педагогическое наблюдение за деятельностью первоклассников с целью выявле-" ния особенностей поведения в образовательной средесовременные компьютерные методы математической статистики.

Научная новизна и теоретическая-¦ значимость работы определяется тем, что в исследовании доказана возможность предупреждения школьной дезадаптации использованием современной технологии, и тем самым определена: приоритетность профилактической направленности в решении проблемы школьной дезадаптацииф — получены оригинальные данные, свидетельствующие о преобладании управляемых социальных факторов, способствующих нарушению адаптации к образовательному процессу среди дошкольников г. Калуги. Показанароль и значимость фактора родительской депривации как причины формирования школьной дезадаптации;

— впервые, среди дошкольников, с учетом тендерных различий определен прогноз течения школьной адаптации до поступления в образовательное учреждение. Проанализирована корреляция готовности к обучению с прогнозом течения школьной адаптации, сделан вывод, что отсутствие мотивационной готовности к школьному обучению не является ведущей причиной школьной дезадаптации;

— определена и обоснована взаимосвязь состояния здоровья и заболеваемости детей 6-го и 7-го года жизни с течением школьной адаптации. Выявлено, что лишь 18% первоклассников! не будут испытывать соматических трудностей в процессе обучения. Данные заболеваемости исследуемой группы сопоставлены с данными диспансеризации детского населения г. Калуги и Калужской области (2002).

— разработан алгоритм использования метода БОС для определения исходного состояния психовегетативной регуляции у дошкольников и формирования навыка саморегуляции, что способствовало повышению уровня биологической адаптации и психологической толерантности;

— впервые, с целью предупреждения школьной дезадаптации в 1-ом классе использована современная технология (метод БОС) при смене условий (ДДОУ —> школа) и доказана ее эффективность.

Практическая значимость исследования: разработан алгоритм' применения метода БОС с целью предупреждения школьной дезадаптации до начала обучения в общеобразовательной школе. Содержащиеся в работе новые теоретические положения и выводы внедрены и широко используются на базе лечебных и образовательных учреждений г. Калуги для повышения психологической толерантности и оптимизации психоэмоционального состояния дошкольников и учащихся 1-х классов. По проведенному исследованию разрабо-" таны Методические рекомендации для педагогов и психологов по методам релаксации и навыкам саморегуляции при работе с детьми. г.

Экономическая эффективность метода БОС, определяется устойчивостью сформированного навыка саморегуляции (данные катамнеза) и способностью учащихся пользоваться выработанным ими навыком для ослабления действия стрессогенных факторов. Это актуально особенно сейчас, в условиях экономической нестабильности, когда образовательные учреждения не имеют достаточно средств, для эффективного оздоровления учащихся.

С точки зрения социальной позиции, следует отметить, что названный метод формирует модель эффективного поведения в условиях психоэмоционального напряжения и способствует повышению самооценки личности учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической основой исходных позиций, совокупностью методов, адекватных целям и задачам исследования, сочетанием теоретического анали-«Ь за с результатами экспериментальной работы, проведенной на солидном экспериментальном материале. Для обработки полученных результатов применены современные компьютерные технологии.

Апробация работы. Результаты используются в психодиагностической и психотерапевтической работе психолога, психоневролога и психотерапевта Детской городской поликлиники г. Калугив городском Центре практической психологии, в образовательных учреждениях — средняя школа № 51, 36, 18 и ч* ДДОУ № 70, 87 и 110.

По теоретическим и экспериментальным исследованиям автором проводятся семинары и тренинги с педагогами общеобразовательных школ в системе повышения квалификации КОИПКРО.

Материалы диссертации отражены в сообщениях и докладах на 6,7, 8-й и 9-й Всероссийских научно-практических конференциях «Образование в Рос^ сии: медико-психологический аспект» (Калуга,.2001, 2002, 2003; 2004) — Международном конгрессе по детской психиатрии' (Москва, 2001) — Общероссий-' ском форуме «Здоровье России и Биологическая обратная связь» (Санкт — Пе-^ тербург, 2003) — научно-практической конференции Департамента образования и науки Калужской области «Проблемы, развития личности в образовании» (Калуга, 2003) — городской научно-практической конференции «Психолого-социальное сопровождение ребенка в образовательном процессе» (Калуга, 2003). В выступлениях на заседаниях кафедры валеологии и медицинской психологии Калужского государственного педагогического университета (КГПУ им. К. Э. Циалковского), обсуждены на: заседаниях лаборатории «Школа и здоровье» КОИПКРО (2001 — 2002). Результаты исследования неоднократно докладывались на реферативных занятиях детской городской больницы г. Калуги.

На защиту выносятся следующие положения:

Г. Дети, имеющие низкий уровень адаптивных и резервных возмож-^ ностей, труднее адаптируются к новым социальным условиям, так как не могут выработать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности, и являются «группой риска» в отношении школьной дезадаптации.

2. Изучение факторов, способствующих развитию школьной дезадаптации до поступления ребенка в 1-й класс, позволит прогнозировать течение адаптации в образовательной среде и принять меры.

4й. по предупреждению дезадаптивных нарушений.

3. Использование биоуправления позволит обеспечить поиск оптимальной стратегии адаптации у детей на этапе подготовки к школе, повысить произвольный уровень контроля физиологических процессови предотвратить возникновение симптомов дезадаптации или ослабить их.

4. Новая схема вегетативного регулирования закрепляется и проявляется через отсроченный период времени. Длительное сохранение навыка саморегуляции определяет профилактическую направленность исследования и делает метод экономически выгодным.

5. Активная роль родителей, их участие в процессе обучения дошкольников навыкам саморегуляции, положительно отражаются на взаимоотношениях в семье, способствуют формированию устойчивой модели детско — родительских отношений и установки на благоприятное течение адаптации к общеобразовательной школе.

Объем и структура диссертации. Диссертация изложена на 133 страницах машинописного текста и состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии, 9 приложений. Библиография включает в себя 170 источ.

Выводы:

1. Технология биоуправления формирует адаптивный тип взаимоотношений с внешней средой, помогает обрести равновесие между напряжением и релаксацией, что создает условия для профилактики психосоматических заболеваний, являющихся болезнями адаптации.

2. Метод БОС используется для оптимизации адаптационного процесса при поступлении в школу, переходе к предметному обучению, перемене места обучения, позволяет обеспечить процесс психологической разгрузки всего педагогического коллектива, путем снижения уровня тревожности и напряжения в атмосфере класса.

3. Метод перспективен для решения проблемы СДВГ, так как оказывает влияние на компенсаторный переход регуляторных механизмов мозга на новый функциональный уровень, облегчающий нормализацию нарушенных функций церебрального гомеостаза.

Глава 3. Организация и проведение эксперименталь ного исследования.

311. Организация исследования.

Исследование проводилось на базе детских дошкольных учреждений г. Калуги: № 70 — «Красная шапочка», № 110- «Золотой петушок», № 87 — «Золушка», общеобразовательных школ № 51,18, 22 и 36, а также на базе МУЗ «Детская городская больница» г. Калуги и городского Центра практической психологии.

В исследовании участвовало 139 детей 6-го и 7-го года жизни (68 мальчиков и 71 девочка), 42 человека из них не посещали детские дошкольные учреждения и 97 человек посещали дошкольные образовательные учреждения г. Калуги.

Вместе с детьми в эксперименте принимали участие 14 воспитателей детских дошкольных учреждений и 166 родителей, с которыми мы сотрудничали на всех этапах работы с целью активного привлечения их к участию в процессе оптимизации школьной адаптации. Участие родителей использовались нами исходя из потребностей ребенка.

Из детей, исследуемой группы была выделена экспериментальная группа или «группа риска» по развитию школьной дезадаптации — 102 человека: 49 мальчиков и 53 девочки.

Контрольная группа (не прошедшие обучения БОС — тренингу) учащиеся первых классов общеобразовательной школы № 51 г. Калуги и учащиеся первых классов школ № 22, 18 и 36, всего 95 человек (46 мальчиков и 49 девочек.) Всего в исследовании приняло участие 520 человек, из них 234 ребенка, 269 родителей, 14 человек — воспитатели ДЦОУ и 3 педагога начальных классов средней школы № 51.

Структура исследуемой группы представлена в таблице № 4. Таблица № 4. Структура исследуемой группы:

Детские учреждения Родители Воспитатели Мальчики Девочки.

Красная шапочка" № 70 40 4 16 15.

Золушка" № 87 48 6 18 17.

Золотой петушок" № 110 36 4 14 17.

Дети, не посещающие д. /сад 42 20 22.

Всего 166 14 68 71.

Организация экспериментального исследования проводилась поэтапно в течение четырех лет (2000 — 2003 г).

На первом этапе (2000 — 2001 г.) уточнялись подходы и позиции, изучена проблема, определена ее актуальность на основании анализа литературы, обоснована и сформирована цель, задачи, выдвинута гипотеза.

На втором этапе (2001;2002 г.) с применением социологических и психологических методов обследования, получены и проанализированы данные о факторах, приводящих к школьной дезадаптации, их распространенности среди дошкольниковг. Калуги. Объективизация полученных данных подтверждена выкопировкой из медицинской документации (учетная форма № 112). На основании анализа данных сформирована-«группа риска» по школьной дезадаптации.

Эти два этапа проведены методом естественного гигиенического эксперимента, что позволило выполнить работу в обычных условиях жизнедеятельности детей — подготовительная группа детского сада для организованных детей (97 человек) и домашняя обстановка для детей, не посещающих дошкольные учреждения (42 человека).

Натретьем этапе (2002 г.) на базе МУЗ «Детская городская больница» г. Калуги объективно изучено функциональное состояние кардиореспираторной и центральной нервной системы детей 6-го и 7-го года жизни, определен уровень адаптивности каждого ребенка к неблагоприятным условиям внешней среды с использованием метода БОС на аппаратуре ЗАО «Биосвязь» (г. Санкт-Петербург).

Четвертый этап (2002г) — обучение дошкольников «группы риска» БОС — тренингу, как возможности формирования у них нового навыка, позволяющего оптимизировать деятельность центральной нервной и кардиореспираторной систем через мобилизацию внутренних ресурсов, позволяющих восстановить гомеостаз.

На пятом (2002 — 2003 г.) заключительном этапе, дважды в течение учебного года (октябрь — ноябрь и апрель — май) изучалось течение адаптации первоклассников исследуемой и контрольной группы к школьной среде, оценивалась эффективность использования навыка саморегуляции учащимися, полученного в ходе БОС — тренинга. Прослежена динамика течения и изменения процесса адаптации. Обобщены данные экспериментальной работы, которые систематизированы и обработаны с помощью современных компьютерных методов, а также оформлены выводы исследования.

3. 2. Проведение экспериментального исследования.

Для изучения факторов, способствующих сбою адаптации в условиях перехода к школьному образованию и их распространенности на примере г. Калуги, мы применили метод анкетного опроса независимых информаторов: родителей и воспитателей детей 6-го и 7-го года жизни дошкольных учреждений (всего 180 человек). Нами были использованы методики, предложенные исследователями, имеющими опыт в изучении данной проблемы (JI. А. Ждановой, Т. В. Русовой, Е. ВСелезневой, Н. Г. Лускановой и др. — анкетирование родителей и персонала детских дошкольных образовательных учреждении № 70- 87, 100, тестирование дошкольников). Анкетированию предшествовала разъяснительная работа среди родителей и воспитателей.

По данным 3. Тржесоглава (1986), одним из критериев выявления детей со школьной дезадаптации являются «подтверждающие данные анамнеза». На роль отягощенного биологического и социального анамнеза в развитии деза-даптивных проблем указывали и С. М. Drillen (1963), К. Tarnowski (1986). На этом основаниинами проведен анализ анамнестических сведений об особенностях психо — биологического развития и условий раннего семейного воспитания детей исследуемой группы. Были выделены медико — биологические и психосоциальные факторы, способствующие формированию дезадаптивных нарушений (таблица № 5).

Заключение

.

Подводя общий итог проделанной работы, необходимо подчеркнуть, что современные условия ставят перед системой Российского образования не только задачи воспитания и обучения, но и проблему сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

В ходе работы проведен теоретический анализ психолого — педагогической и медицинской литературы с целью определения места и роли такого феноменакак школьная дезадаптация, характеризующегося совокупностью признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, и приводящему к формированию устойчивых видов социально — психической дезадаптации, достигающей уровня клинической и криминальной выраженности. Проблема школьной дезадаптации на современном этапе отнесена к одной из наиболее серьезных проблем, требующих поисков практического решения с широким использованием современных технологий. Наиболее актуально создание современных здоровьесберегающих технологий, одной из лидеров, которых, является технология Биологической обратной связи, которая позволяет учитывать индивидуальные особенности личности, дозировать психоэмоциональные нагрузки и контролировать эффективность тренировочных занятий.

Показана роль и значимость медико-биологических и социопсихологических факторов в формировании дезадаптивных нарушений. Фактором высокого риска возникновения различных отклонений в развитии ребенка является церебрально — органическая недостаточность, формирующаяся в результате негативных биологических воздействий на головной мозг на разных этапах онтогенеза, в связи с чем, в ходе исследования проанализированы анамнестические сведения с акцентом на перинатальный анамнезНаряду с биологическими факторами, изучена распространенность социально-психологических факторов, способствующих формированию дезадаптивных нарушений. Понимая актуальность родительско — детских отношений, в большей части случаев заинтересованность родителей в благоприятном течении адаптации, детально изучены психологические аспекты феномена родительской депривации и, исходя из этого, подчеркнута необходимость родительского сопровождения ребенка в образовательном пространстве.

Выполненная работа по изучению факторов школьной дезадаптации, позволила достоверно вычислить риск развития дезадаптации у детей 6-го и 7 — го года жизни, который по г. Калуге составил 28, 8%, что несколько ниже, чем данные по г. Москве — 31%.

Проведена информационно — аналитическая работа по оценке состояния здоровья детей дошкольников и учащихся первого класса, так как состояние здоровья тесно связано с успехами в обучении и играет важную роль в процессах адаптации. Расстройство адаптации является основой для формирования, психосоматической патологии, с последующей органической манифестацией. Показаны малые потенциальные возможности детского организма для реализации механизмов срочной и долговременной адаптации к различным факторам внешней среды. Об этом свидетельствуют данные, представленные в работе, о состоянии здоровья детского населения различных возрастных групп, что остро ставит вопрос об использовании новых технологий по оптимизации вегетативного реагирования на стрессогенные факторы. Данные состояния здоровья исследуемой и контрольной групп сопоставлены с данными Всероссийской диспансеризации детского населения г. Калуги и Калужской области (2002 г.).

Многопрофильно, используя: компьютерное оборудование, исследованы физиологические параметры исходного состояния кардиореспиратор-ной (ЧЧС, ЧДД, ДАС) и центральной нервной системы (уровень стресса, ЭМГ), а так же уровня адаптивности детей с риском развития дезадаптив-ных нарушений.

Экспериментально, в ходе БОС — тренинга, установлено, что технология БОС значительно расширяет функциональные резервы, кардио-респираторной и центральной нервной системы детского организма, активизируя механизмы саморегуляции, что создает благоприятные условия для расширения адаптационных резервов к условиям современного учебного процесса, снижает риск функциональных расстройств, связанных с дезадаптацией. Это с большой степенью достоверности подтверждает целесообразность широкого внедрения названной технологии в практику педагогического и медико — психологического сопровождения учебного процесса в условиях общеобразовательной школы.

Изучена адаптация учащихся первых классов, обученных БОС — тренингу (исследуемая группа) и учащихся, не владеющих навыками саморегуляции (контрольная группа). Проведен расчет заболеваемости среди детей исследуемой и контрольной группы, выявлено, что заболеваемость у детей исследуемой группы ниже в 1,7 раза. Отмечено, в исследуемой группе выше показатель сформированности школьной мотивации, шире зона адаптации.

Анализ полученных данных, показал, что в процессе БОС — тренинга сформирована и закреплена новая схема вегетативного реагирования на стимулы и ситуацию. Экспериментально доказано, что навыки саморегуляции сохраняются в отсроченный период времени, что делает проведенное исследование экономически обоснованным (подтверждено лонгитюдным наблюдением) — спустя шесть месяцев в исследуемой группе навыки оптимизации вегетативных показателей остались достаточно прочными.

Занятия по методике БОС оказались привлекательны для детей, так как используются компьютерные программы с игровыми технологиями, которые позволяют в активной форме обучаться навыкам саморегуляции.

Таким образом, результаты исследования позволили прийти к следующим выводам:

1. Осуществленный теоретико-методологический анализ проблемы школьной дезадаптации и дезадаптивных нарушений в условиях перехода в первый класс, показал, что масштабность и негативные последствия этого явления требуют продуктивного решения на практическом уровне в рамках междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов образования, здравоохранения и социальных работников-.

2. Факторы, способствующие формированию школьной дезадаптации, имеют сложноорганизованную структуру, сочетаются с действием других факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка и представляют угрозу для интеллектуального развития ребенка.

3. Оценка исходного состояния психовегетативного статуса и уровня адаптивности дошкольников, на компьютерном оборудовании, является начальным этапом к формированию навыка саморегуляции.

4. Разработанный и апробированный алгоритм формирования: навыка саморегуляции висцеральных функций и целенаправленного управления психоэмоциональным состоянием методом Биологической обратной связи, активирующим функциональные резервы организма, эффективен для предупреждения школьной дезадаптации первоклассников, что позволяет говорить о приоритетности профилактической направленности при решении проблемы школьной дезадптации.

5. Активное привлечение родителей к совместной деятельности, через участие в обучающем БОС — тренинге, положительно отразилось на взаимоотношениях в семье и способствовало формированию новой, устойчивой модели отношений:

Высокую оценку БОС — тренингу дали сами дети исследуемой группы, отмечая, что использование навыка саморегуляции способствует снижению тревожности в школе, помогает справиться со страхами, с застенчивостью и неуверенностью в себе.

Результаты и выводы исследования позволяют заключить, что поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза подтверждена, обозначенная цель достигнута.

Проведенное исследование не претендует на? исчерпывающее решение проблемы школьной дезадаптации. Дальнейшее развитие исследования может быть направлено на разработку и внедрение программы медико-психологического и педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве с использованием новейших технологий и специального оборудования. Нам кажется, в рамках этой программы целесообразно ввести в обяза-тел ьную программу подготовки педагогов блока, посвященного комплексному решению проблемы школьной дезадаптации с направленностью на ее предупреждение через повышение психологической толерантности. К подготовке будущих педагогов должны быть привлечены клинические психологи, неврологи, психотерапевты, генетики, так как увеличивается количество детей с функциональными и органическими поражениями ЦНС. Для этой цели необходима разработка специального обучающего цикла. ребенок.

Родители.

Психотерапевт.

Необходим акцент на заинтересованность и участие родителей, в связи с этим встает вопрос о разработке образовательных программ для родителей с целью грамотного сопровождения осознанного родительства.

I к Г к Ч.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.С. Мозг и поведение младенца. — М., 1993.- 128 с.
  2. Н.А. Состояние здоровья детей и адаптационные возможности школьников // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие: Сб. науч. тр. НИИ гигиены и профилактики детей и подростков. М.', 1991. — С. 52 -57.
  3. А. Психологическое тестирование: в 2 т. М.: Педагогика, 1982.
  4. П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980. 196 с.
  5. П. К. Теория функциональной системы. // Успехи физиологических наук 1970.- № 1.- С. 19 — 54.
  6. Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. — Киев, 1985. С. 18−24.
  7. Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования. // Ва-леология. 1997.- № 4.- С. 44 — 46.
  8. Ю. К. Оптимизация учебно воспитательного процесса.- М., 1982.
  9. Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдром дефицита внимания у детей. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии.- 1993.- № 3!-С. 74 -90.
  10. Ю.Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология: Триада х, 2001.- 638 с.
  11. А. И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия.- 1983, — № 5 С. 24−27.
  12. М. М- Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 1316 лет под влиянием учебных занятий. // Физиология человека.-1989. Т. 15, № 2.- С. 85 — 88.
  13. М. М. Школьные факторы риска и нарушение психического здоровья детей: Материалы конгресса «Охрана психического здоровья детей и подростков. М. 1998.- С. 57 58.
  14. С.А., Коробейников И. А., КумаринаТ.Ф. Диагностика школьной дезадаптации.- М.: Социальное здоровье России, 1995.- 126.
  15. Биоуправление — 3: Теория и практика. — Новосибирск, 1998!- 300 с.181Битянова М: Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: «Педагогический поиск», 1998.- 112 с.
  16. Богданов Е. Н, Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию.- Калуга- 2001.- 144 с.
  17. Богданов Е. Н, Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002.
  18. О. В., Пинчук Д. Ю., Михайленок Е. Л. Эффективность различных форм сигналов обратной связи в ходе лечебных сеансов функционального биоуправления. // Физиология человека.- 1990.-Т.16.- № 2.- С. 13−18.
  19. К. Полное руководство по детской психиатрии: ЭКСМО-Пресс, 2002.-С.640.
  20. Г. М: Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. (Норма и отклонения).- М., 1990.- 168 с.
  21. Д. Жила — была девочка, похожая на тебя: Психотерапевтические истории для детей- / Пер. с англ. Г. Павлова.- М.: Независимая фирма «Класс», 1996.- 224 с.
  22. И. П., Касатикова Е. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Мед. газета.- 1998.- № 63. С. 9.
  23. Л. Ф., Морозов С. М1 Словарь справочник по психологической диагностике.- Киев, 1989.
  24. Г. В. Возрастное психологическое консультирование.- М.: Изд- во МГУ, 1990.
  25. М. Э. Психолого педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 1997.- № 2.- С. 21 — 39.
  26. Т. С. Анализ динамики развития психофизиологических исследований на базе использования БОС по патентной документации.// Биологическая обратная связь: висцеральное обучение в клинике. Вып. 2, ч.1. 1993. -С.81 -94.
  27. Н. Н., Мигаловская Н. А. Метод альтернативного биоуправления с обратными связями и критерий эффективности тренинга- // Биоуправление: Теория и практика.- Новосибирск, 1993-
  28. Г. Верещагина А. А., Кайданова Е. А. Значение обратной связи при адаптивном регулировании патологической биоэлектрической активности мозга. // Физиология человека.- 1981.- № 4. с. 579 — 585.
  29. Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации.// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстойства у детей и подростков. М., 1995.- С. 8−11.
  30. JI. С. Вопросы детской психологии С.- Пб., 1997. 221 с.
  31. Т. Б. Мозговая дисфункция у детей. М-, 1983.
  32. А. Н. Социальная психиатрия сиротства. М., 2000. — С. 125 — 133.
  33. A.C., Параничева Т. М. Функциональное состояние ЦНС учащихся в период обучения в начальной школе.// Гигиена и санитария 1989.- № 9. -С.82−84.
  34. Е. JI. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения.// Дефектология.- 1995.- № 3.- С. 3 22
  35. В. В-, Радзиховский JI- Теория JI. С. Выготского и деятельностный подход в психологии. // Вопросы психологии. 1981. — № 1.- С. 17 — 21.
  36. В. В. Психическое развитие младших школьников. М.: Педагогика, 1990.- 168 с.
  37. JI. А. Русова. Т. В., Сорокина А. В., Селезнева Е. В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации к образовательным учреждениям. Иваново, 2000.- 52 с.
  38. Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. С.- Пб., 1996.
  39. Э. М., Заруба Н. А., Кураев Г. А., Петухов С. И. Проблемы валеологи-зации образовательной среды. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. -316 с.
  40. Ф. Психотерапия детей и подростков.- М.: Питер.- 2002.- С. 427.
  41. Клинико — психологические факторы нарушений школьной адаптации у детей с преимущественно поведенческими расстройствами: По материалам конгресса по детской психиатрии. М.: РОСИНЭКС, 2001. — С.202 — 203.
  42. В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
  43. В. В-, Шевченко Ю. С. Проблема неврозов и неврозоподобных состояний в свете современных представлений детско-подростковой психиатрии. // Невропатология.- 1991.- № 6.- С. 127 129.
  44. Коган В: Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 1984.- № 4.- С. 90 91.
  45. А. Н. Дислексия и дисграфия у детей.- С.-Пб., 1995.
  46. В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. М., 1997. — 200 с.
  47. И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авиценум, 1984.- 680 с.
  48. А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. М., 1987
  49. Н. Г., Корбейников И- А., Кумарина Г. Ф. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
  50. А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
  51. Материалы конгресса «Охрана психического здоровья детей и подростков». Москва, 1998.- 425 с.
  52. Материалы конгресса по детской психиатрии. Москва, 2002.- 324 с.
  53. В. И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации.// Физиология человека. 1998. — Т. 24, № 4. -С. 7 -13.
  54. В. И. Компоненты адаптационного синдрома. Л.: Наука, 1984. -108 с.
  55. В. И. Психофизиологические проблемы оптимизации деятельности. М.: Наука, 1986.- С. 3 — 20.
  56. Ф. 3., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессориым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1998. — 256 с.
  57. Нервность в старшем дошкольном возрасте: Метод, пособие для студентов фак. нач. кл.- Калуга, 1998. 68 с.
  58. А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера.- М: Медицина, 1973.
  59. В. В. Применение электроэнцефалографического БОС-тренинга для коррекции психоэмоционального состояния и коррекции зрения. // Биологическая обратная связь.- 1999.- № 1, — С. 11−12.
  60. С. В. Оперантное обусловливание в альфа-тета-тренинге при лечении опийной наркомании. // Биоуправление № 3.- Новосибирск, 1998.- С.163−171.
  61. Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова. М., 1983.- С. 73 -74.
  62. А. А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. С.- Пб.: Питер Ком. 1999.
  63. А. Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. — Казань, 1990.-422 с.
  64. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.-М., 1995.
  65. Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии/ Пер. с англ. Н. Падалко. М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 224 е.
  66. Г. И. Внедрение результатов научных исследований по гигиене детей и подростков в практику санитарно эпидемиологического надзора. // Гигиена и санитария.- 1993.- № 8.- С. 45 — 48.
  67. И. А. Детство нервной системы. — М.: Тривола, 1995.- 96 с.
  68. И. А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтгенез и его нарушения). М., 2000. — 208 с.
  69. И. А., Симерницкая Э. Г., Осипенко Т. Н. Неврологическая и ней-ропсихологическая характеристика «функционального виража» в критическом дошкольном периоде.// Педиатрия. 1989.- № 1.- С. 13 — 19.
  70. Р., Клинз Д. Семья и как в ней уцелеть./ Пер. с англ. Н. Падалко.-М.: Независимая фирма «Класс», 1995. 272 с.
  71. А. А.Способ лечения бронхиальной астмы у детей: АС № 1 717 116 от 08. 11. 1991.
  72. А. А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно — сосудистой систем (метод Сметанкина) // Биологическая Обратная связь. — 1999. — № 1. — С. 18 — 29.
  73. Снайдер М, Снайдер Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитания совести.- М.: «Смысл», С, — Пб.: «Гармония», 1994.237 с.
  74. Н. Г. Социально психологическая адаптация детей и подростков : Метод, рекомендации.- Екатеринбург, 1998. — 59 с.
  75. С. И., Бекшаев С. С., Сидоров Ю. А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. Л.: Наука, 1990.- 205 с.
  76. В. Ю. Состояние здоровья шестилетних детей в процессе адаптации к школьному обучению.- М., 1994.- 367 с.
  77. Н. Н. Физическое развитие детей и подростков к концу XX века- связь с биологическими, социально- гигиеническими факторами: Диссертация на соискание ученой степени д ра мед. наук. — М., — 1996. — 430 с.
  78. Тарасова О-Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции. Кемерово, 1998. с. 140.
  79. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. .12'- 13.
  80. Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1986. — № 1.
  81. Н. В., Мовсисянц С. А., Тимофеева А. Н. Клиническое значение адаптивного биоуправления.- Л.: Медицина, 1982.
  82. Н. В. Адаптивное биоуправление в неврологии.- Л.: Наука, 1978.
  83. В. В. Теоретические предпосылки и технические возможности биоуправления деятельностью сердечно — сосудистой системы. / Немедикаментозные методы лечения в клинической медицине. Харьков, 1982.- С. 44 — 46.
  84. Н. С. Современные проблемы биоуправления. // Биоуправление № 3. -Новосибирск, 1998. С. 14 — 24.98-Шибаева Л. В. Программа психологической реабилитации школьников. М.: Роспедагентство, 1996.
  85. Д. С. Школа и здоровье: проблемы, пути, решения. // Актуальные проблемы валеологии в образовании.- М., 1997.- С. 12 16.
  86. М. Б. Заметки о биоуправлении.// Биоуправление № 3. — Новосибирск, 1998. С. 4 -14.
  87. М. В., Скок А. Б. Применение электроэнцефалографического биоуправления в клинической практике. // Биоуправление № 3.- Новосибирск, 1998. -С. 130−141.
  88. О. С. Биоуправление в лечении и диагностике дистимических расстройств // Биоуправление № 3- Новосибирск, 1998. — С. 110- 122.
  89. Р. И. Здоровье населения России: медико- социальные и психолого — педагогические аспекты его формирования. — Новосибирск, СОР АМН, 1996.- 28 с.
  90. Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 67 летнего возраста. М., 1988.
  91. Яковлев Н- М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии. Биологическая обратная связь: висцеральное обучение в клинике. — 1993.- Вып. 2, ч. 1. — 156 с.
  92. Н. М., Сметанкин А. А., Богданов О. В. Адаптивные реакции мозга и их прогнозирование. Л., 1978.- 88 с.
  93. Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997.- 352 с.
  94. Л. Я. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Метод, руководство. С.-Пб.: ГП «ИМАТОН», 1997.
  95. AMERICAN PSYCHIATRIC association: «Diagnostic statistical Manual of Mental disorders» (DSM- 3) // 3 RD. ED., — Washington, D. С., АРА.- 1980., 1987.
  96. Anastasi, A. Psychological Testing (7 the ed).- New York: Prentice — НаЩ 1997.
  97. Basmajjan I.V. Biofeedback in rehabilitation. A review of principles and practices. Arch. Phys. Med. Rehab, 1981, 62, P.469 475.
  98. Basmajjan I.V. Muscles alive: train functions revealed by electromyography Baltimore, 1967.
  99. Biederman J. et. al. High rate of affective disorders in pro bands with attention deficit disorder in their relative. A controlled family study // Amer. J. of Psychiatry. 1987. — 144. — P. 330 — 333.
  100. Brown В.В. Stress and art biofeedback. New York, 1977.
  101. Cahtwell D. P. Attention deficit disorder in a doles cent // Clinical Psychology Щ- Review. 1986.- 6.- P. 237 — 247.
  102. Child Neurology society Nosology of disorders of higher cortical Functionin children. //New York- 1981.
  103. Cittelmann Ri et.al. Hyperactive boys almost grown up. 1: Psychiatric status // Archives of general psychiatry. 1985. 42.- P. 937 — 947.
  104. Clements S. D. Minimal brain dysfunction by children // National J.Neurolog. Bull.- 1966.-9(3).-P. 19−29.
  105. Connors С. K. Food additives and Hyperactive Children. New York, Plenum Press, 1980m
  106. Connors С. K. Psychological assessment of children with brain dysfunction.-Ann. New York Acad. Sei., 1973.
  107. Demmel H. I. Psychotherapeytischa Moglichkeiten in der zahnarztlichen. Praxis. Prax Psychother Psychosom., 1989., P. 214 — 219.
  108. Donnely M., Rappoport J.L., Potter W. Z. Fenfluramine and dextroamphetamine treatment of childhood hyperactivity, Arch Gen Psychiatry., 1989., Vol.46, P. 205 -212.
  109. Drillen C. M. Obstetric hazards mental retardation and behavior disturbance in primaiy school. // Develop. Med. Child. Neural. 1963. — 5.- P. 3 — 13.
  110. Fild- T. High — risk Infants and Children. New-York: Academic Press, 1990.
  111. Gaddes W. H., Edgell D. Learning Disabilities and Brain Function A. Neuropsychological Approach, 3- rd. Ed- New York, 1994.126- Hart J- V. Autocontrol of EEG alpha // Meeting of the Society for Psycho physiological Research. — San Diego, 1967.
  112. Heim E. Krankheit als Krise und Chance. mgv, Munchen Landsberg am Lech: 28 f., 1989.
  113. Holborow P. L., Berry P. S. Hyperactivity and learning difficulties // J. of Learning Disabilities. 1986. — 19. — P. 426 — 431.
  114. Holmes D. S ., Burish T.G., Froat R.O. Effects of instructions and biofeedback training for controlling arousal in a subsequent stressful situation. //1 .Res. Peers. 1980. — Vol.14, № 12.- P. 212 — 223.
  115. Jacobs G.D. Benson H. Topographic EEG mapping of the relaxation response //Bios. Self. R.- 1996.-VZ 1, №.2.-P. 121 129.
  116. Jung C.G. Memories, dreams, reflections.- New York: Random House, 1965.
  117. Jung C.G. The collected works.Vol. 16., The practice of psychotherapy., Princeton: Princeton Univ. Press. 1967.
  118. Kamiya J. Auto regulation of the EEG alpha rhythm: a program for the study of consciousness. //Mind body integration: essential readings in biofeedback.-New York: Plenum Press, 1979. P.289 — 297.
  119. Levine M. D., Oberklaid F., Meltzer L. Developmental output failure: A study of impaired productivity in school children.- Pediatrics, 1981.- P. 18 — 67.
  120. Lubar J.F. Discourse on the development of ECG diagnostics and biofeedback treatment for attention deficit / hyperactivity disorders // Biofeed. Self — Regul.-1991.- Vol. 16. — P.201 — 225.
  121. Mahhuzza S. Hyperactive boys almost growth up- status of subjects without a mental disorder// Archive of Cenehal Psychiatry. 1988. — 45.- P.13 — 18.
  122. Marcer D. Biofeedback and relaxated therapies in clinical practice.- Lond.-Sydney, 1986.1411 Martha Snyder, Ross Snyder. The Young Child as Person: Toward the Development of Healthy Conscience- Human Sciences Press, Inc.- New York., 1980, 1985-
  123. Meichenbaum, D. Cognitive — behavior modification: An integrative approach. New York: Plenum Press, 1977.
  124. Mulholland T. Human EEG, behavioral stillness and biofeedback (Review) // Intern. J. Psychophysiol. 1995.- Vol. 19.-P. 263 — 279:
  125. MulhollandT. Occipital alpha revisited // Psychol! Bull: 1972. — Vol. 78. -P. 176- 182.145- N. Peseschkian. Psychosomatic und positive Psychotherapie. Springer — Verlag. Berlin Heidelberg. New — York, 1996.
  126. Ollendick T.N., Hersen M- Handbook of child psychopathology. Washington, 1989.- 566 p.
  127. Palfrey J., Mervis R., Butler J. New directions in the evaluation and education of handicapped children.- N. Engl. I. Med., 1978. P. 298 — 819.
  128. Pliszka S. R., Maas J.W., Mc. Cracken J. T. Catecholamins in ADHD incurrent perspective //1 Am Acad Cbild Adoles Ps.- 1996. -Vol. 35, № 3.- P. 264−272.
  129. Plotkin W. B. On the self regulation of the occipital alpha — rhythm. — Exp. Psychol., 1976.-P. 66−69.
  130. Posner M. J., Raichle M.E. Images of mind. — N.Y.: Scientific American Library, 1994.
  131. Rasey H.W., Lubar J.F., Melntyre A., Zoffuto A. C., Abbot P. L. EEG biofeedback for the enhancement of attentional processing in normal college students // J. Neurotherapy. 1996. — Vol. 1. — P. 15 -31.
  132. Raskin L. A. Neurochemical cor rates of attention deficit disor der // Ped .Clin. North Amer. -1989. 2 (31). — P.387.
  133. Reiss D. et. al. The family meets hospital. Arch. Gen. Psychiat., 37, 1980.-108p
  134. Richters J.E., Arnold L.E., Jengen P. S NIMN collaborative multisite multimodal treatment study of children with ADHD, J Am. Acad.- 1995.- № 8.- P. 987−1000.
  135. Riggs E.T. Pemoline: ADHD, drug, abuse, delinquency, J Am. Acad.- 1996.-Vol. 35, № 8. P.1018 — 1024.
  136. Ross D. M., Ross S. A., Hyperactivity: current issues, research, and theory // 2 nd ED. New York Wiley Sons. — 1982.
  137. Shaywitz S. E. Diagnosis and management of attention deficit disorder: a pediatric perspective., Pediatric clins N Am. 1984. Vol.31.
  138. Spencer T. J., Biederman J. Pharmacotherapy of ADHD across the life cycle. J Am. Acad.- 1996.- Vol. 35, № 4.- P.409 432.
  139. Stancin T. Reported practices of pediatric residents in the management of attention deficit hyperactivity disor deer. // Am. J. Dis. Child. — 1990.- 144 (12) -P. 1329- 1333.
  140. Tarnowski К. J. Comparative analysis of attentional deficit in hyperactive and learning disabled children // J. of Abnorm. Psychology. — 1986. 95. — P. 341 — 345.
  141. Taylor E. A. Childhood hyperactivity // British I. of Psychiatry. 1986.- 149. -P. 562−573.
  142. Volraich M. L. Baumgaertel A. The practical aspects of diagnosing and managing children with ADHD clin Pediatr, 1997.- Vol. 36. № 9.- P. 497 504.
  143. Wechsler D. Wechslers Inteeligence Scale for childrenrevised // The Psuchological Corporation.- New York, — 1974. — 132 p.
  144. Weinman M. L. Semchuk К. M. The effect of stress full life events on EMG biofeedback and relaxation training in the treatment of anxiety. Biof. And. selfregul. 1983.- 2- P.191 — 205.
  145. Weiss G. Hyperactivity: overview and new directions. // Psychiatric Clinics of North. Amer. 1985. — 8. — P.737 — 759.
  146. Weiss G., Hechtman L. Hyperactive children drown up: empirical findings and theoretical considerations //New York: Guilford Press, 1986. 205 p.
  147. Wender E. H. Pharmacological treatment of attention deficit disorder, residual type (ADD.RT. minimal brain dysfunction in adulty) // Psychopharm. Bull.-1985.-21 (2)-P.222−227.
  148. M. L. Влияние сахара на сознание и поведение детей. Medical market. 1997.- № 25. — P. 14.
  149. WORLD HEALTH ORGANIZATION. Glossary of mental classification disease, 9 -th revision // Geneva, WHO -1978
  150. Zeier H. Biofeedback verlag Hans Huber.- Bern Stuttgart, 1990. — P.205 -211.
Заполнить форму текущей работой