Предупреждение школьной дезадаптации учащихся первых классов методом биологической обратной связи
Диссертация
Проведенное исследование не претендует на? исчерпывающее решение проблемы школьной дезадаптации. Дальнейшее развитие исследования может быть направлено на разработку и внедрение программы медико-психологического и педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве с использованием новейших технологий и специального оборудования. Нам кажется, в рамках этой программы целесообразно… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Проблема школьной дезадаптации в современной общеобразовательной школе
- 1. 1. Методологические подходы к решению проблемы школьной дезадаптации
- 1. 2. Факторы, способствующие развитию школьной дезадаптации. 22 1.2.1. Фактор родительской депривации и школьная дезадаптация
- 1. 3. Школьная дезадаптация — дебют психосоматической патологии
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Технология биоуправления. Метод биологической обратной связи (БОС)
- 2. 1. Методологические основы метода биологической обратной связи 47−52 ^ 2.2. Использование метода БОС в психолого — педагогической практике
- 2. 3. 1. Актуальность коррекции школьной дезадаптации в первых классах использованием метода БОС
- 2. 1. Методологические основы метода биологической обратной связи 47−52 ^ 2.2. Использование метода БОС в психолого — педагогической практике
- 3. 1. Организация экспериментального исследования
- 3. 2. Проведение экспериментального исследования
Список литературы
- Адрианов О.С. Мозг и поведение младенца. — М., 1993.- 128 с.
- Ананьев Н.А. Состояние здоровья детей и адаптационные возможности школьников // Состояние здоровья детей дошкольного и школьного возраста и факторы его определяющие: Сб. науч. тр. НИИ гигиены и профилактики детей и подростков. М.', 1991. — С. 52 -57.
- Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. М.: Педагогика, 1982.
- Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980. 196 с.
- Анохин П. К. Теория функциональной системы. // Успехи физиологических наук 1970.- № 1.- С. 19 — 54.
- Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. — Киев, 1985. С. 18−24.
- Апанасенко Г. Л. Индивидуальное здоровье как предмет исследования. // Ва-леология. 1997.- № 4.- С. 44 — 46.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно воспитательного процесса.- М., 1982.
- Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдром дефицита внимания у детей. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии.- 1993.- № 3!-С. 74 -90.
- Ю.Барашнев Ю. И. Перинатальная неврология: Триада х, 2001.- 638 с.
- Баркан А. И. Типы адаптации первоклассников // Педиатрия.- 1983, — № 5 С. 24−27.
- Безруких М. М- Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 1316 лет под влиянием учебных занятий. // Физиология человека.-1989. Т. 15, № 2.- С. 85 — 88.
- Безруких М. М. Школьные факторы риска и нарушение психического здоровья детей: Материалы конгресса «Охрана психического здоровья детей и подростков. М. 1998.- С. 57 58.
- Беличева С.А., Коробейников И. А., КумаринаТ.Ф. Диагностика школьной дезадаптации.- М.: Социальное здоровье России, 1995.- 126.
- Биоуправление — 3: Теория и практика. — Новосибирск, 1998!- 300 с.181Битянова М: Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: «Педагогический поиск», 1998.- 112 с.
- Богданов Е. Н, Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию.- Калуга- 2001.- 144 с.
- Богданов Е. Н, Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. Калуга, 2002.
- Богданов О. В., Пинчук Д. Ю., Михайленок Е. Л. Эффективность различных форм сигналов обратной связи в ходе лечебных сеансов функционального биоуправления. // Физиология человека.- 1990.-Т.16.- № 2.- С. 13−18.
- Бремс К. Полное руководство по детской психиатрии: ЭКСМО-Пресс, 2002.-С.640.
- Бреслав Г. М: Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. (Норма и отклонения).- М., 1990.- 168 с.
- Бретт Д. Жила — была девочка, похожая на тебя: Психотерапевтические истории для детей- / Пер. с англ. Г. Павлова.- М.: Независимая фирма «Класс», 1996.- 224 с.
- Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Мед. газета.- 1998.- № 63. С. 9.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М1 Словарь справочник по психологической диагностике.- Киев, 1989.
- Бурменская Г. В. Возрастное психологическое консультирование.- М.: Изд- во МГУ, 1990.
- Вайнер М. Э. Психолого педагогическая коррекция эмоциональной сферы младших школьников.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 1997.- № 2.- С. 21 — 39.
- Вартанова Т. С. Анализ динамики развития психофизиологических исследований на базе использования БОС по патентной документации.// Биологическая обратная связь: висцеральное обучение в клинике. Вып. 2, ч.1. 1993. -С.81 -94.
- Василевский Н. Н., Мигаловская Н. А. Метод альтернативного биоуправления с обратными связями и критерий эффективности тренинга- // Биоуправление: Теория и практика.- Новосибирск, 1993-
- Г. Верещагина А. А., Кайданова Е. А. Значение обратной связи при адаптивном регулировании патологической биоэлектрической активности мозга. // Физиология человека.- 1981.- № 4. с. 579 — 585.
- Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации.// Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстойства у детей и подростков. М., 1995.- С. 8−11.
- Выготский JI. С. Вопросы детской психологии С.- Пб., 1997. 221 с.
- Глазерман Т. Б. Мозговая дисфункция у детей. М-, 1983.
- Голик А. Н. Социальная психиатрия сиротства. М., 2000. — С. 125 — 133.
- Горев A.C., Параничева Т. М. Функциональное состояние ЦНС учащихся в период обучения в начальной школе.// Гигиена и санитария 1989.- № 9. -С.82−84.
- Григоренко Е. JI. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения.// Дефектология.- 1995.- № 3.- С. 3 22
- Давыдов В. В-, Радзиховский JI- Теория JI. С. Выготского и деятельностный подход в психологии. // Вопросы психологии. 1981. — № 1.- С. 17 — 21.
- Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников. М.: Педагогика, 1990.- 168 с.
- Жданова JI. А. Русова. Т. В., Сорокина А. В., Селезнева Е. В. Профилактика и коррекция нарушений адаптации к образовательным учреждениям. Иваново, 2000.- 52 с.
- Исаев Д. Н. Психосоматическая медицина детского возраста. С.- Пб., 1996.
- Казин Э. М., Заруба Н. А., Кураев Г. А., Петухов С. И. Проблемы валеологи-зации образовательной среды. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. -316 с.
- Кендалл Ф. Психотерапия детей и подростков.- М.: Питер.- 2002.- С. 427.
- Клинико — психологические факторы нарушений школьной адаптации у детей с преимущественно поведенческими расстройствами: По материалам конгресса по детской психиатрии. М.: РОСИНЭКС, 2001. — С.202 — 203.
- Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
- Ковалев В. В-, Шевченко Ю. С. Проблема неврозов и неврозоподобных состояний в свете современных представлений детско-подростковой психиатрии. // Невропатология.- 1991.- № 6.- С. 127 129.
- Коган В: Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии, 1984.- № 4.- С. 90 91.
- Корпев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей.- С.-Пб., 1995.
- Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. М., 1997. — 200 с.
- Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авиценум, 1984.- 680 с.
- Леснова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний. М., 1987
- Лусканова Н. Г., Корбейников И- А., Кумарина Г. Ф. Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
- Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.
- Материалы конгресса «Охрана психического здоровья детей и подростков». Москва, 1998.- 425 с.
- Материалы конгресса по детской психиатрии. Москва, 2002.- 324 с.
- Медведев В. И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации.// Физиология человека. 1998. — Т. 24, № 4. -С. 7 -13.
- Медведев В. И. Компоненты адаптационного синдрома. Л.: Наука, 1984. -108 с.
- Медведев В. И. Психофизиологические проблемы оптимизации деятельности. М.: Наука, 1986.- С. 3 — 20.
- Меерсон Ф. 3., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессориым ситуациям и физическим нагрузкам. М.: Медицина, 1998. — 256 с.
- Нервность в старшем дошкольном возрасте: Метод, пособие для студентов фак. нач. кл.- Калуга, 1998. 68 с.
- Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера.- М: Медицина, 1973.
- Пасюкевич В. В. Применение электроэнцефалографического БОС-тренинга для коррекции психоэмоционального состояния и коррекции зрения. // Биологическая обратная связь.- 1999.- № 1, — С. 11−12.
- Пронин С. В. Оперантное обусловливание в альфа-тета-тренинге при лечении опийной наркомании. // Биоуправление № 3.- Новосибирск, 1998.- С.163−171.
- Психологический словарь / Под редакцией В. В. Давыдова. М., 1983.- С. 73 -74.
- Реан А. А., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология. С.- Пб.: Питер Ком. 1999.
- Ратнер А. Ю. Поздние осложнения родовых повреждений нервной системы. — Казань, 1990.-422 с.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.-М., 1995.
- Саймон Р. Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии/ Пер. с англ. Н. Падалко. М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 224 е.
- Сердюковская Г. И. Внедрение результатов научных исследований по гигиене детей и подростков в практику санитарно эпидемиологического надзора. // Гигиена и санитария.- 1993.- № 8.- С. 45 — 48.
- Скворцов И. А. Детство нервной системы. — М.: Тривола, 1995.- 96 с.
- Скворцов И. А. Развитие нервной системы у детей (нейроонтгенез и его нарушения). М., 2000. — 208 с.
- Скворцов И. А., Симерницкая Э. Г., Осипенко Т. Н. Неврологическая и ней-ропсихологическая характеристика «функционального виража» в критическом дошкольном периоде.// Педиатрия. 1989.- № 1.- С. 13 — 19.
- Скиннер Р., Клинз Д. Семья и как в ней уцелеть./ Пер. с англ. Н. Падалко.-М.: Независимая фирма «Класс», 1995. 272 с.
- Сметанкин А. А.Способ лечения бронхиальной астмы у детей: АС № 1 717 116 от 08. 11. 1991.
- Сметанкин А. А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца путь к нормализации центральной регуляции дыхательной и сердечно — сосудистой систем (метод Сметанкина) // Биологическая Обратная связь. — 1999. — № 1. — С. 18 — 29.
- Снайдер М, Снайдер Р. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитания совести.- М.: «Смысл», С, — Пб.: «Гармония», 1994.237 с.
- Соловьев Н. Г. Социально психологическая адаптация детей и подростков : Метод, рекомендации.- Екатеринбург, 1998. — 59 с.
- Сороко С. И., Бекшаев С. С., Сидоров Ю. А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. Л.: Наука, 1990.- 205 с.
- Стешин В. Ю. Состояние здоровья шестилетних детей в процессе адаптации к школьному обучению.- М., 1994.- 367 с.
- Суханова Н. Н. Физическое развитие детей и подростков к концу XX века- связь с биологическими, социально- гигиеническими факторами: Диссертация на соискание ученой степени д ра мед. наук. — М., — 1996. — 430 с.
- Тарасова О-Л. Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типом вегетативной регуляции. Кемерово, 1998. с. 140.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. .12'- 13.
- Хаментаускас Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. // Вопросы психологии. 1986. — № 1.
- Черниговская Н. В., Мовсисянц С. А., Тимофеева А. Н. Клиническое значение адаптивного биоуправления.- Л.: Медицина, 1982.
- Черниговская Н. В. Адаптивное биоуправление в неврологии.- Л.: Наука, 1978.
- Шатилло В. В. Теоретические предпосылки и технические возможности биоуправления деятельностью сердечно — сосудистой системы. / Немедикаментозные методы лечения в клинической медицине. Харьков, 1982.- С. 44 — 46.
- Шварц Н. С. Современные проблемы биоуправления. // Биоуправление № 3. -Новосибирск, 1998. С. 14 — 24.98-Шибаева Л. В. Программа психологической реабилитации школьников. М.: Роспедагентство, 1996.
- Шилов Д. С. Школа и здоровье: проблемы, пути, решения. // Актуальные проблемы валеологии в образовании.- М., 1997.- С. 12 16.
- Штарк М. Б. Заметки о биоуправлении.// Биоуправление № 3. — Новосибирск, 1998. С. 4 -14.
- Штарк М. В., Скок А. Б. Применение электроэнцефалографического биоуправления в клинической практике. // Биоуправление № 3.- Новосибирск, 1998. -С. 130−141.
- Шубина О. С. Биоуправление в лечении и диагностике дистимических расстройств // Биоуправление № 3- Новосибирск, 1998. — С. 110- 122.
- Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико- социальные и психолого — педагогические аспекты его формирования. — Новосибирск, СОР АМН, 1996.- 28 с.
- Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 67 летнего возраста. М., 1988.
- Яковлев Н- М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии. Биологическая обратная связь: висцеральное обучение в клинике. — 1993.- Вып. 2, ч. 1. — 156 с.
- Яковлев Н. М., Сметанкин А. А., Богданов О. В. Адаптивные реакции мозга и их прогнозирование. Л., 1978.- 88 с.
- Ямбург Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997.- 352 с.
- Ясюкова Л. Я. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций: Метод, руководство. С.-Пб.: ГП «ИМАТОН», 1997.
- AMERICAN PSYCHIATRIC association: «Diagnostic statistical Manual of Mental disorders» (DSM- 3) // 3 RD. ED., — Washington, D. С., АРА.- 1980., 1987.
- Anastasi, A. Psychological Testing (7 the ed).- New York: Prentice — НаЩ 1997.
- Basmajjan I.V. Biofeedback in rehabilitation. A review of principles and practices. Arch. Phys. Med. Rehab, 1981, 62, P.469 475.
- Basmajjan I.V. Muscles alive: train functions revealed by electromyography Baltimore, 1967.
- Biederman J. et. al. High rate of affective disorders in pro bands with attention deficit disorder in their relative. A controlled family study // Amer. J. of Psychiatry. 1987. — 144. — P. 330 — 333.
- Brown В.В. Stress and art biofeedback. New York, 1977.
- Cahtwell D. P. Attention deficit disorder in a doles cent // Clinical Psychology Щ- Review. 1986.- 6.- P. 237 — 247.
- Child Neurology society Nosology of disorders of higher cortical Functionin children. //New York- 1981.
- Cittelmann Ri et.al. Hyperactive boys almost grown up. 1: Psychiatric status // Archives of general psychiatry. 1985. 42.- P. 937 — 947.
- Clements S. D. Minimal brain dysfunction by children // National J.Neurolog. Bull.- 1966.-9(3).-P. 19−29.
- Connors С. K. Food additives and Hyperactive Children. New York, Plenum Press, 1980m
- Connors С. K. Psychological assessment of children with brain dysfunction.-Ann. New York Acad. Sei., 1973.
- Demmel H. I. Psychotherapeytischa Moglichkeiten in der zahnarztlichen. Praxis. Prax Psychother Psychosom., 1989., P. 214 — 219.
- Donnely M., Rappoport J.L., Potter W. Z. Fenfluramine and dextroamphetamine treatment of childhood hyperactivity, Arch Gen Psychiatry., 1989., Vol.46, P. 205 -212.
- Drillen C. M. Obstetric hazards mental retardation and behavior disturbance in primaiy school. // Develop. Med. Child. Neural. 1963. — 5.- P. 3 — 13.
- Fild- T. High — risk Infants and Children. New-York: Academic Press, 1990.
- Gaddes W. H., Edgell D. Learning Disabilities and Brain Function A. Neuropsychological Approach, 3- rd. Ed- New York, 1994.126- Hart J- V. Autocontrol of EEG alpha // Meeting of the Society for Psycho physiological Research. — San Diego, 1967.
- Heim E. Krankheit als Krise und Chance. mgv, Munchen Landsberg am Lech: 28 f., 1989.
- Holborow P. L., Berry P. S. Hyperactivity and learning difficulties // J. of Learning Disabilities. 1986. — 19. — P. 426 — 431.
- Holmes D. S ., Burish T.G., Froat R.O. Effects of instructions and biofeedback training for controlling arousal in a subsequent stressful situation. //1 .Res. Peers. 1980. — Vol.14, № 12.- P. 212 — 223.
- Jacobs G.D. Benson H. Topographic EEG mapping of the relaxation response //Bios. Self. R.- 1996.-VZ 1, №.2.-P. 121 129.
- Jung C.G. Memories, dreams, reflections.- New York: Random House, 1965.
- Jung C.G. The collected works.Vol. 16., The practice of psychotherapy., Princeton: Princeton Univ. Press. 1967.
- Kamiya J. Auto regulation of the EEG alpha rhythm: a program for the study of consciousness. //Mind body integration: essential readings in biofeedback.-New York: Plenum Press, 1979. P.289 — 297.
- Levine M. D., Oberklaid F., Meltzer L. Developmental output failure: A study of impaired productivity in school children.- Pediatrics, 1981.- P. 18 — 67.
- Lubar J.F. Discourse on the development of ECG diagnostics and biofeedback treatment for attention deficit / hyperactivity disorders // Biofeed. Self — Regul.-1991.- Vol. 16. — P.201 — 225.
- Mahhuzza S. Hyperactive boys almost growth up- status of subjects without a mental disorder// Archive of Cenehal Psychiatry. 1988. — 45.- P.13 — 18.
- Marcer D. Biofeedback and relaxated therapies in clinical practice.- Lond.-Sydney, 1986.1411 Martha Snyder, Ross Snyder. The Young Child as Person: Toward the Development of Healthy Conscience- Human Sciences Press, Inc.- New York., 1980, 1985-
- Meichenbaum, D. Cognitive — behavior modification: An integrative approach. New York: Plenum Press, 1977.
- Mulholland T. Human EEG, behavioral stillness and biofeedback (Review) // Intern. J. Psychophysiol. 1995.- Vol. 19.-P. 263 — 279:
- MulhollandT. Occipital alpha revisited // Psychol! Bull: 1972. — Vol. 78. -P. 176- 182.145- N. Peseschkian. Psychosomatic und positive Psychotherapie. Springer — Verlag. Berlin Heidelberg. New — York, 1996.
- Ollendick T.N., Hersen M- Handbook of child psychopathology. Washington, 1989.- 566 p.
- Palfrey J., Mervis R., Butler J. New directions in the evaluation and education of handicapped children.- N. Engl. I. Med., 1978. P. 298 — 819.
- Pliszka S. R., Maas J.W., Mc. Cracken J. T. Catecholamins in ADHD incurrent perspective //1 Am Acad Cbild Adoles Ps.- 1996. -Vol. 35, № 3.- P. 264−272.
- Plotkin W. B. On the self regulation of the occipital alpha — rhythm. — Exp. Psychol., 1976.-P. 66−69.
- Posner M. J., Raichle M.E. Images of mind. — N.Y.: Scientific American Library, 1994.
- Rasey H.W., Lubar J.F., Melntyre A., Zoffuto A. C., Abbot P. L. EEG biofeedback for the enhancement of attentional processing in normal college students // J. Neurotherapy. 1996. — Vol. 1. — P. 15 -31.
- Raskin L. A. Neurochemical cor rates of attention deficit disor der // Ped .Clin. North Amer. -1989. 2 (31). — P.387.
- Reiss D. et. al. The family meets hospital. Arch. Gen. Psychiat., 37, 1980.-108p
- Richters J.E., Arnold L.E., Jengen P. S NIMN collaborative multisite multimodal treatment study of children with ADHD, J Am. Acad.- 1995.- № 8.- P. 987−1000.
- Riggs E.T. Pemoline: ADHD, drug, abuse, delinquency, J Am. Acad.- 1996.-Vol. 35, № 8. P.1018 — 1024.
- Ross D. M., Ross S. A., Hyperactivity: current issues, research, and theory // 2 nd ED. New York Wiley Sons. — 1982.
- Shaywitz S. E. Diagnosis and management of attention deficit disorder: a pediatric perspective., Pediatric clins N Am. 1984. Vol.31.
- Spencer T. J., Biederman J. Pharmacotherapy of ADHD across the life cycle. J Am. Acad.- 1996.- Vol. 35, № 4.- P.409 432.
- Stancin T. Reported practices of pediatric residents in the management of attention deficit hyperactivity disor deer. // Am. J. Dis. Child. — 1990.- 144 (12) -P. 1329- 1333.
- Tarnowski К. J. Comparative analysis of attentional deficit in hyperactive and learning disabled children // J. of Abnorm. Psychology. — 1986. 95. — P. 341 — 345.
- Taylor E. A. Childhood hyperactivity // British I. of Psychiatry. 1986.- 149. -P. 562−573.
- Volraich M. L. Baumgaertel A. The practical aspects of diagnosing and managing children with ADHD clin Pediatr, 1997.- Vol. 36. № 9.- P. 497 504.
- Wechsler D. Wechslers Inteeligence Scale for childrenrevised // The Psuchological Corporation.- New York, — 1974. — 132 p.
- Weinman M. L. Semchuk К. M. The effect of stress full life events on EMG biofeedback and relaxation training in the treatment of anxiety. Biof. And. selfregul. 1983.- 2- P.191 — 205.
- Weiss G. Hyperactivity: overview and new directions. // Psychiatric Clinics of North. Amer. 1985. — 8. — P.737 — 759.
- Weiss G., Hechtman L. Hyperactive children drown up: empirical findings and theoretical considerations //New York: Guilford Press, 1986. 205 p.
- Wender E. H. Pharmacological treatment of attention deficit disorder, residual type (ADD.RT. minimal brain dysfunction in adulty) // Psychopharm. Bull.-1985.-21 (2)-P.222−227.
- Wolraich M. L. Влияние сахара на сознание и поведение детей. Medical market. 1997.- № 25. — P. 14.
- WORLD HEALTH ORGANIZATION. Glossary of mental classification disease, 9 -th revision // Geneva, WHO -1978
- Zeier H. Biofeedback verlag Hans Huber.- Bern Stuttgart, 1990. — P.205 -211.