Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стиль: варианты и сферы проявления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Есть ли у разных стилей общая основа? К концу XX в. в психологии были описаны различные варианты стилей в деятельности, познании, общении и т. д. Позволяя описать процессуальные аспекты функционирования психики в разных сферах, эти параметры существенно расширили представления об индивидуальности человека. В это число входят: когнитивные стили, аффективные стили, индивидуальные стили… Читать ещё >

Стиль: варианты и сферы проявления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристики всех уровней индивидуальности проявляются в особом способе взаимодействия с миром, который вырабатывается у людей. Для обозначения этого способа в дифференциальной психологии используют понятие «стиль»[1].

Жизненный стиль как интегральная характеристика. В психологии понятие «жизненный стиль» стало использоваться впервые А. Адлером, который подразумевал под ним уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека. Стиль жизни присутствует всегда, но особенно проявляется при столкновении человека с жизненными проблемами. Понятие стиля использовалось также Г. Оллпортом, который предпринял попытку развести базовые личностные черты и черты инструментальные, используемые как средство достижения целей.

В современной психологии стилевые характеристики выделяются во всех аспектах психического функционирования и поведения. Эти конструкты доказали свой высокий потенциал при описании и объяснении особенностей взаимодействия человека с предметами, субъектами и способа решения жизненных или мыслительных задач. Поэтому стилевые характеристики стали рассматривать как индивидуальный способ взаимодействия с миром в целом[2].

Есть ли у разных стилей общая основа? К концу XX в. в психологии были описаны различные варианты стилей в деятельности, познании, общении и т. д. Позволяя описать процессуальные аспекты функционирования психики в разных сферах, эти параметры существенно расширили представления об индивидуальности человека. В это число входят: когнитивные стили, аффективные стили, индивидуальные стили деятельности, стили руководства, стили жизни, саморегуляции, стили родительско-детских отношений, стили воспитания и т. д. В то же время можно констатировать сходство содержательных характеристик разных стилей[3]. К числу их атрибутов относят:

  • 1) функционирование стиля именно как психологической системы адаптации человека к среде (учебной, производственной, среды своего организма, психики и пр.);
  • 2) интеграцию в стилях внутренних условий (индивидуальных особенностей человека) и внешних условий социальной среды;
  • 3) инструментальный характер, опосредствующий решение задач деятельности;
  • 4) относительную независимость от успешности деятельности;
  • 5) взаимно предполагающие проявления;
  • 6) связи с активностью человека за пределами изучаемого стиля;
  • 7) стабильность, устойчивость во времени, инвариантность составляющих.

При всей многогранности конкретных форм у стиля человека два основных проявления. С одной стороны, он обеспечивает сопряжение и согласованность параметров разных уровней в структуре индивидуальности (темперамента, характера, интеллекта и т. д.), с другой — образует устойчивый паттерн индивидуальных взаимодействий с физической и социальной средой. Об этом свидетельствуют конкретные вариации стилей в повседневной жизни и деятельности человека.

Индивидуальный стиль деятельности (ИСД). В отечественной психологии проблема стиля деятельности рассматривается с 50-х гг. XX в. в работах В. С. Мерлина, Е. А. Климова и др. Для В. С. Мерлина[4] индивидуальный стиль деятельности (учебной, спортивной, трудовой) служит системообразующим фактором, формирующим интегральную индивидуальность человека. Он представляет всю систему отличительных признаков деятельности конкретного человека, обусловленную его индивидуально-психологическими особенностями. Индивидуальный стиль деятельности проявляется на поведенческом уровне (доступном внешнему наблюдателю) в форме устойчиво повторяющихся приемов и способов деятельности, выбранных субъектом, в форме своеобразной временной организации действий, качественных особенностях продукта деятельности. Могут быть выделены и внутренние факторы, влияющие на формирование ИСД. К ним относятся свойства нервной системы и типы ВИД, типичные стратегии деятельности, своеобразные особенности функционирования в деятельности, обусловленные свойствами индивидуальности, разная субъективная значимость компонентов деятельности, своеобразие форм сознательного контроля, саморегуляции действий, состояний[5]. Таким образом, ИСД выполняет функцию приспособления человека к требованиям деятельности с учетом свойств его индивидуальности (см. главы 8 и 25).

Когнитивные стили. В середине прошлого века зарубежная психология стала активно использовать понятие «когнитивный стиль». Предпосылкой к возникновению исследований когнитивного стиля послужили работы представителей направления «Новый взгляд», доказавших перспективность личностного подхода к изучению познавательных процессов и побудивших к поиску индивидуальных характеристик, влияющих на их протекание. К настоящему времени описано около двух десятков когнитивных стилей, выявленных независимо друг от друга психологами разных научных направлений (Г. Виткин, Р. Гарднер, Дж. Каган и другие.). По совокупности представлений можно утверждать, что это понятие отражает факт существования устойчивых индивидуальных различий в способах организации и переработки информации, приобретаемого опыта; критерии, используемые индивидуумом при формировании своего образа мира[6].

Интерес к когнитивным стилям связан с их влиянием на индивидуальные аспекты поведения человека в сфере общения, обучения, работы. Обсуждая проблемы функционального значения когнитивных стилей И. П. Шкуратова выделяет следующие их функции:

  • 1) адаптационную, состоящую в приспособлении индивидуальности к требованиям данной деятельности и социальной среды;
  • 2) компенсаторную, поскольку формирование когнитивного стиля происходит с опорой на сильные стороны индивидуальности и с учетом слабых сторон;
  • 3) системообразующую, позволяющую, с одной стороны, формироваться стилю на основе многих ранее сложившихся характеристик индивидуальности, с другой — влиять на многие аспекты поведения человека;
  • 4) самовыражения, состоящую в возможности индивидуальности выразить себя через уникальный способ выполнения деятельности или через манеру поведения[7].

В теории интегральной индивидуальности низшие уровни когнитивных стилей соотносят с формально-динамическими свойствами индивидуальности, а высшие связывают с личностными параметрами, такими как убеждения и Я-концепция[8]. Таким образом, когнитивный стиль находится на стыке познавательных и мотивационных структур личности и поэтому занимает ключевую позицию в плане раскрытия механизмов целостности индивидуальности.

Коммуникативные стили (стили межличностного взаимодействия). Под коммуникативным стилем имеется в виду специфичный паттерн поведения, который его обладатель реализует в процессе взаимодействия с социальным окружением. Существуют разные стили, имеющие свои преимущества, недостатки и ограничения. На фоне большого количества источников, касающейся этой проблемы, выделяются труды немецкого психолога известного специалиста по вопросам коммуникации Ф. Ш. фон Туна. В трехтомнике «Говорить друг с другом» он описал основные стили коммуникации, условия их формирования и особенности взаимодействия с другими лицами, а также возможности и перспективы их развития[9].

Им были выделены следующие стили: зависимый, помогающий, самоотверженный, агрессивно-обесценивающий, демонстративный, доминирующий-контролирующий, дистанцирующий стиль, радостнодраматизирующий стиль. Каждый из них несет на себе следы разного воспитания, и поэтому оказывает специфическое влияние на текущее существование своего носителя, тем не менее, в большинстве вариантов допускаются позитивные перспективы во взаимоотношениях с окружающими.

Стили руководства. Различия в деятельности организаций определяются позициями руководства по отношению к подчиненным.

Стиль руководства — система приемов воздействия на подчиненных, стимулирующих их к достижению целей организации.

Одной из наиболее распространенных является типология К. Левина[10]. Он выделил три основных стиля руководства: авторитарный (директивный); демократический (коллегиальный); попустительский (разрешительный, либеральный). В дальнейшем было реализовано немало попыток усовершенствовать систему описания стилей руководства. Их анализ представлен в книге Е. П. Ильина «Дифференциальная психофизиология»[11]. Одной из наиболее популярных в последние десятилетия стала модель Р. Лайкерта[12].

Согласно теории Лайкерта, различают четыре стиля руководства:

  • 1) эксплуататорско-авторитарный: руководитель проявляет себя как автократ, не доверяет подчиненным, редко привлекает их к принятию решений. Основные стимулы — страх и угроза наказания, вознаграждения случайны, взаимодействие строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организация находятся в противоборстве;
  • 2) патерналистски-авторитарный: руководитель благосклонно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений. Вознаграждение действительное, а наказание потенциальное, и то и другое используются для мотивации работников. Неформальная организация отчасти противостоит формальной структуре;
  • 3) консультативный: руководитель принимает стратегические решения и, проявляя доверие, тактические решения делегирует подчиненным. Ограниченное включение работников в процесс принятия решений используется для мотивации. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично;
  • 4) демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно.

Так, Р. Лайкерт назвал модель 1 ориентированной на задачу с жестко структурированной системой управления, а модель 4 — на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. По мнению Р. Лайкерта, последний подход самый эффективный.

Стили детско-родительских отношений. Коммуникативный стиль взрослого человека в значительной степени зависит от того, как складывались отношения ребенка в семье. В психологии существуют различные подходы к определению детско-родительских отношений.

Однако практически во всех подходах можно усмотреть исходную двойственность. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет стремление к лучшему в общении ребенком, с другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является носителем норм и правил, оценивает действия ребенка, осуществляет необходимые санкции. Двойной статус осложняет возможности оценивания, тем не менее эта практика широко распространена.

Одним из наиболее часто используемых методов диагностики стилей днтско-родительских отношений является опросник родительского отношения (ОРО), разработанный А. Я. Варга совместно с В. В. Столиным[13].

Авторы выделяют пять шкал, выражающих отдельные варианты (стили) родительского отношения:

  • 1) «отвержение». Отражает один из двух вариантов отношения к ребенку: общее эмоционально отрицательное (отвержение) или эмоционально положительное (принятие);
  • 2) «кооперация». Отражает степень стремления взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление их заинтересованности в его делах;
  • 3) «симбиоз». Отражает степень стремления взрослого к единению с ребенком или к сохранению дистанции между ребенком и собой;
  • 4) «авторитарная гиперсоциализация». Отражает уровень контроля поведения ребенка со стороны взрослого;
  • 5) «инфантилизация». Отражает отношение взрослых к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам.

При ознакомлении с этими стилями возникает вопрос: какова мера связи между когнитивными и коммуникативными стилями взрослого и стилями родительского отношения в раннем возрасте? В обыденном сознании давно подмечен феномен преемственности в развитии личности, в сохранении ее тождественности самой себе. «Каков в колыбельку, таков и в могилку», — так гласит известная поговорка. Однако научного толкования этой проблемы пока не имеется.

Эволюция представлений о стилях. Многочисленные исследования стилей, часть из которых так или иначе упоминается в данной главе, привели к созданию обширной и достаточно разнообразной картины, ознакомление с которой само по себе представляет проблему. К концу XX в. стали появляться исследования, в которых предпринимались попытки обобщить накопленный опыт изучения отдельных стилей и параметров. В качестве примера можно привести концепцию Д. М. Вордела и Дж. Ройса[14].

Согласно этой концепции, когнитивные стили отражают связи как с познанием, так и с аффектом (проявляющимся в совокупности эмоций, ценностей и своеобразия личностных черт). Поэтому все стили, эмпирически определяемые с помощью разных методических средств, следует объединить в три группы: когнитивные, аффективные и когнитивно-аффективные. В основе дифференциации когнитивного, аффективного и когнитивно-аффективного стилей лежат три общих фактора:

  • 1) рационализм — как опора на логически последовательный взгляд на внешний мир;
  • 2) эмпиризм — подверженность факторам внешнего опыта, вера в противовес логическим средствам его упорядочивания;
  • 3) метафоризм — преобразование опытных данных знаниями, имеющими символическую природу и включающими механизмы инсайта.

Вопрос о том, как конкретно взаимодействуют названные факторы в процессе формирования каждого из трех вариантов стиля, остается открытым.

  • [1] ЛибинА. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999.
  • [2] МинковА. Понятие жизненного стиля, а писхологии. Цит. по: URL: https://murzim.ru/23 317-ponyatie-zhiznennogo-stilya-v-psihologii.html (дата обращения: 27.07.2017).
  • [3] Толочек В. А. Проблема стилей в психологии: историко-теоретический анализ. М.:ИП РАН, 2013.
  • [4] Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.
  • [5] Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структураи функции в произвольной активности человека. М., 2001.
  • [6] Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд.СПб.: Питер, 2004.
  • [7] Шкуратова И. П. Когнитивные стили как регуляторы мировосприятия личностив сб. Первая российская конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. Казань: КГУ, 2004. С. 256—257.
  • [8] Дорфман Л. Я. Индивидуальный эмоциональный стиль // Вопросы психологии.1989. № 5. С. 88—96.
  • [9] Цит по: URL: https://www.livelib.ru/book/1 002 003 579-fridemann-shults-fon-tun-govorit-drug-s-drugom-anatomiya-obscheniya (дата обращения: 27.09.2017).
  • [10] Цит. по: Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / под общ. ред.Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001.
  • [11] Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.
  • [12] Цит. по: URL: http://www.slideshare.net/DarylTabogoc/likerts-leadership-styles (дата обращения: 27.09.2017).
  • [13] Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: автореф. дис. … канд.психол. наук. М., 1986.
  • [14] Корнилова Т. В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 140—146.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой