Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе анализа фактического материала был определен оптимальный уровень социально-психологической адаптации студентов, характеризующийся: успешной интеграцией в социальную средуэмоциональной стабильностью личности, выраженными эмпатийными тенденциями и низкой макиавелистической ориентациейвысоким уровнем субъективного благополучия, адекватной самооценкойпредпочтением… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЖИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Понятие об адаптации, ее критериях и механизмах адаптационного процесса
    • 1. 2. Система отношений личности как фактор социально-психологической адаптации
    • 1. 3. Стратегии адаптивного поведения и их характеристика
    • 1. 4. Историко-категориальный анализ исследования проблемы лжи
    • 1. 5. Типология лжи и ее классификация
    • 1. 6. Факторы лжи и ее истоки
    • 1. 7. Место и роль лжи в процессе социально-психологической адаптации личности
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛЖИ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Характеристика объекта, методов и методик исследования
    • 2. 2. Уровневая характеристика социально-психологической адаптации студенческой молодежи
    • 2. 3. Особенности представлений студенческой молодежи о лжи в зависимости от степени их социально-психологической адаптации
    • 2. 4. Изучение внутри- и межфункциональных связей в системе социалыю-нсихологической адаптации личности
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Взаимосвязь представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время многополярный мир вступил в эпоху активных изменений и поисков дальнейших перспектив развития. Динамично развивающееся общество предъявляет повышенные требования к социальной мобильности личности во всех сферах ее жизни. Современная социокультурная ситуация ориентирует молодежь на духовное взросление, конкурентоспособность и успешность в реализации смыслообразующих идеалов и ценностей. Очевидно, что от мировоззренческих взглядов и установок на моральные и духовные ценности во многом зависит выбор той или иной стратегии поведения и направленность адаптационного процесса. Вместе с тем интуитивное использование стратегий поведения далеко не всегда обуславливает формирование ценностных установок для достижения адаптации и сохранения накопленного адаптационного потенциала. В связи с этим, изучение проблемы социально-психологической адаптации личности к новым, постоянно изменяющимся реалиям становится принципиально важным в теоретико-экспериментальных исследованиях. Значительную роль в этом аспекте приобретает исследование тех средств, которые используют люди в процессе приспособления к социальной среде. Принципиальную важность представляет анализ использования лжи как характеристики адаптивного поведения.

Проблема исследования лжи в системе социально-психологической адаптации, несмотря на давнюю традицию, до сих пор не получила целостного изучения. Между тем, следует заметить, что интерес к данной теме в последние годы значительно возрастает в контексте формирования жизненных ориентиров и идеалов молодежи. Об этом свидетельствует существенное увеличение числа публикаций на данную и смежные с ней проблемы: Б. И. Дубровский, Е. А. Душина, О. О. Жданова, В. В. Знаков, И. А. Ильин, М. Ю. Коноваленко, С. И. Симоненко, А. Н. Тарасов, В. П. Шейнов, Ю. В. Щербатых и др. Однако в научной литературе на сегодняшний день практически отсутствует системное и комплексное исследование взаимосвязи лжи и стратегий поведения, используемых личностью в процессе социально-психологической адаптации.

Изучение представлений и понятий современной молодежи о лжи дает возможность глубже проникнуть в сферу ее нравственных убеждений и тем самым расширить и систематизировать наши знания о психологических особенностях данного возрастного периода. Кроме того, исследование специфики взаимосвязи лжи и стратегий поведений становится удобной моделью, раскрывающей условия, факторы и индивидуально-психологические различия формирования системы отношений молодежи к действительности, окружающим людям и к себе. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью теоретического и практического осмысления системы представлений студенческой молодежи о лжи, выявления их связи с социально-психологическими характеристиками личности и предпочитаемыми стратегиями поведения.

Цель исследования: изучить особенности взаимосвязи представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации личности.

Объект исследования — социально-психологическая адаптация личности.

Предмет исследования — характер взаимосвязи представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации студенческой молодежи.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие предположения.

Общая гипотеза.

Ложь играет существенную роль в адаптивном поведении личности. Частота, характер и направленность лжи связаны с предпочитаемыми стратегиями поведения в процессе адаптации и обусловлены социально-психологическими особенностями личности.

Частные гипотезы:

1) существуют значимые различия в структуре представлений о лжи и специфике ее использования у представителей студенческой молодежи с различным уровнем социально-психологической адаптации;

2) предпочитаемые стратегии поведения связаны с характером социально-психологической адаптации студенческой молодежи и обусловлены их личностными свойствами;

3) частота и характер использования лжи в межличностных взаимодействиях связаны с социально-психологическими характеристиками личности (макиавеллизм, эмпатия, религиозность и др.).

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез предстоит решить следующие задачи:

1. Раскрыть содержание основных теоретических подходов к исследованию социально-психологической адаптации личности, систематизировать научные представления о феномене лжи.

2. Изучить представления студенческой молодежи о лжи и отношение к ней.

3. Проанализировать особенности социально-психологической адаптированности студенческой молодежи и раскрыть ее взаимосвязь с социально-психологическими характеристиками личности.

4. Выявить особенности представлений о лжи студенческой молодежи в зависимости от уровня их социально-психологической адаптированности.

5. Проанализировать взаимосвязи представлений о лжи с социально-психологическими характеристиками личности и предпочитаемыми стратегиями поведения.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области социальной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, В. В. Новиков, С. Л. Рубинштейн, Л. Н. Собчик, Н. П. Фетискин, P.M. Шамионов, Е. В. Шорохова,.

A. Бандура Р. Б. Кеттелл, Д. Майерс, Г. Олпорт и др.), а также научные работы по проблеме адаптации личности (Ф.Б. Березин, В. В. Гриценко, Д. Н. Дубровин, А. Н. Жмыриков, В. П. Казначеев, И. К. Кряжева, А. А. Налчаджан, О. В. Полянок, А. А. Реан, С. И. Розум, Т. В. Середа и др.) и психологии лжи (Б.И. Дубровский, Е. А Душина, В. В. Знаков, И. А. Ильин, С. И. Симоненко,.

B.П. Шейнов, Ю. В. Щербатых, М. Лыоис. К. Саарни, О. Фрай, П. Экман и др.). В процессе исследования мы опирались на ряд общеметодологических подходов и принципов, таких как комплексный (Б.Г. Ананьев, Е. С. Кузьмин, Н. В. Кузьмина, Е. С. Чугунова, В. А. Ядов и др.), системный (В.А. Ганзен, Д. Н. Завалишина, А. В. Карпов, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов, В. А. Мазилов и др.), личностный (К.А. Абульханова-Славская, А. А. Бодалев, А. Л. Журавлев, В. Н. Куницина, В. Н. Мясищев, Т. А. Молодиченко, В. Н. Панферов и др.), деятельностный (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.).

Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы применялись методы теоретического анализа психологической литературыорганизационные методы: комплексное и сравнительное изучениеэмпирические методы: наблюдение и психодиагностические методы: опрос, анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, тестированиеметоды количественной и качественной обработки полученных результатовинтерпретационные методы.

В качестве психологического инструментария эмпирического исследования использовались: опросник приспособленности X. Белла (адаптированный в Ярославском НПЦ «Психодиагностика», многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла (16PF — форма С), диагностический межличностный опросник Т. Лири (ДМО), Мак-опросник В. В. Знакова, опросник на выявление эмпатийных тенденций И. М. Юсупова, методика изучения уровня притязаний и самооценки Т. В. Дембо, С .Я. Рубинштейн (в модификации A.M. Прихожан), методика «Личностный дифференциал» (адаптированная в НИИ им В.М. Бехтерева), авторская анкета, направленная на выявление особенностей понимания категории лжи и ее значимости в человеческой жизни. Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью методов описательной статистики. Данные были сгруппированы по их значениям, выявлены центральные тенденции распределения. Уровень статистической значимости различий был определен по критерию Стьюдента. Результаты исследования были подвергнуты корреляционному анализу, выполненному с помощью метода линейной корреляции Пирсона.

Этапы исследования. Эмпирическое исследование осуществлялось поэтапно в течение 2005 — 2008 г. г. На первом этапе изучалась научная и методическая литература по проблемеопределялась гипотеза, уточнялись задачи исследованияотбирались методики и база для проведения эмпирического изучения. На втором этапе проводилось пилотажное исследование, направленное на выявление особенностей понимания феномена лжи современной студенческой молодежью с целью разработки в дальнейшем авторской анкеты. Третий этап был связан с организацией и проведением опытно-экспериментальной работы. Четвертый этап посвящен анализу и обобщению результатов исследования, формулированию выводов, написанию диссертационного исследования и определению перспектив дальнейшего изучения проблемы.

База исследования. В исследовании приняли участие 230 человек — студенческая молодежь юношеского возраста (18−23 года).

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены: фундаментальными теоретическими и методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях отечественных и зарубежных психологовметодологической обоснованностью исходных положенийиспользованием апробированных методов исследования, комплексным применением валидных и надежных диагностических средств, репрезентативностью выборки (230 испытуемых), сочетанием количественного и качественного анализа, подтвержденного методами математической статистики, а также содержательным анализом полученных данных и выявленных фактов.

Научная новизна исследования.

Феномен лжи впервые рассматривается как характеристика адаптивного поведения.

С учетом уровня социально-психологической приспособленности выделены особенности представлений студенческой молодежи о лжи, отражающие их установочные стереотипы относительно причин, степени распространенности, частоты и целесообразности ее использования в социальных контактах.

Выявлены различия в характере и направленности использования лжи в отдельных стратегиях поведения: лица, предпочитающие покорно-застенчивую или зависимо-послушную стратегию поведения, используют ложь для самозащитысубъекты, ориентированные на сотрудничающе-конвенциальный или ответственно-великодушный стиль поведения, используют ложь во имя защиты родных и близких, а также ради сохранения социальных отношенийреспонденты, использующие властно-лидирующую, независимо-доминирующую, прямолинейно-агрессивную стратегию поведения, прибегают ко лжи для достижения личных целейличности, придерживающиеся недоверчиво-скептической стратегии в поведении, используют ложь регулярно и делают это по самым разнообразным причинам и поводам.

Определен оптимальный уровень социально-психологической адаптации студентов, связанный с рядом характеристик личности: эмоциональной стабильностью, выраженными эмпатийными тенденциями и низкой макиавеллистической ориентациейвысоким уровнем субъективного благополучия, адекватной самооценкойморально-нравственной направленностью (честность, совестливость, чувство вины в умеренной степени и др.), предпочтением сотрудничающе-конвенциального и ответственно-великодушного стиля поведения в межличностных отношенияхвысокой нормативностью поведения, эпизодическим и избирательным использованием лжи в целях поддержания сложившейся системы социальных отношений, а также в качестве средства сохранения накопленного адаптационного потенциала.

Выделены и проанализированы взаимосвязи характеристик личности, представлений о лжи и показателей адаптации в различных сферах социальных отношений и жизни, раскрывающие сложный характер социально-психологической детерминации приспособительного поведения личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и уточнении научных представлений о лжи и специфики ее использования в адаптивном поведении личностью. Данное исследование развивает ряд теоретических разделов психологии социального познания и пониманиядополняет представления об особенностях социально-психологической адаптации, углубляет знания о ее структуре, компонентах, личностных детерминантах, а также о стратегиях и средствах адаптивного поведения личности. Результаты работы раскрывают внутрии межфункциональные связи между компонентами в системе социально-психологической адаптации. Выделенные взаимосвязи характеристик личности с особенностями ее социально-психологической приспособленности, обуславливающими выбор стратегий поведения и характер использования лжи, раскрывают сложные отношения между различными социально-психологическими характеристиками (состояниями, свойствами и процессами).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты направлены на совершенствование деятельности психологов и педагогов в аспекте формирования успешной и социально адаптированной личности. Основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе педагогических ВУЗов, в работе социально-психологических служб, практических психологов, а также в психотерапевтической практике. Результаты эмпирической части исследования могут быть включены в соответствующие разделы лекционных и практических курсов социальной психологии личности, психологии общения и психологии социальной адаптации личности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ложь — это социально-психологическое явление, предполагающее намеренное искажение субъектом действительного положения вещей, имеющее целью ввести реципиентов в заблуждение, вызванное стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Ложь связана с выбором стратегий поведения, отражает ценностные установки личности, а также сложившиеся способы взаимодействия с окружающими.

2. Представления о лжи — это оценочные суждения личности о нравственной направленности поведения субъектов в социальном пространстве. Они включают в себя установочные комплексы относительно направленности лжи, ее причин, частоты, степени распространения и успешности распознавания.

3. Ложь служит средством достижения социально-психологической адаптированности, а также используется для сохранения накопленного адаптационного потенциала. Специфика использования лжи в адаптивном поведении связана с уровнем социально-психологической приспособленности личности. Так, применение лжи на низком уровне адаптации является ригидным и вынужденным и служит инструментом самозащиты. На среднем (оптимальном) уровне адаптации ложь употребляется в целях сохранения социальных отношений. Целенаправленным и манипулятивным является использование лжи респондентами с высокими показателями социально-психологической адаптации как инструмента социального воздействия на окружение во имя достижения собственных целей.

4. Частота, характер и направленность использования лжи дифференцируются в зависимости от макиавеллистической ориентации личности и степени ее религиозности.

5. Предпочитаемые стратегии поведения и особенности использования лжи связаны с социально-психологическими характеристиками личности и определяются спецификой приспособленности в различных сферах жизнедеятельности.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования отражены в публикациях автора, обсуждались на заседании кафедры психологии образования, кафедры специальной психологии Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, а также легли в основу выступлений на научно-практических конференциях: «Ананьевские чтения» Санкт-Петербург, 2005; «Психология образования» Саратов, 2005; «Общество риска и человек в XXI веке» Саратов, 2006; «Шереметевские чтения: истина и пути ее постижения» Иваново, 2006; «Человек. Сообщество. Управление: взгляд молодых исследователей» Краснодар, 2006; «Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты» Москва, 2006; «Психологическое сопровождение образовательного процесса» Саратов, 2007; «Проблемы региональной психологии: теория, практика, эксперимент», Саратов, 2007; «Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы» Саратов, 2007; «Психология XXI века: векторы развития современной психологии», Санкт-Петербург, 2008.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложений. Основной материал диссертации изложен на 190 страницах. В тексте диссертации содержатся таблицы, гистограмма, диаграмма. Библиографический список включает 230 источника (из них 30 на иностранном языке).

Результаты исследования показали существенные различия представлений о лжи и своеобразие ее использования в социальном поведении у представителей студенческой молодежи с различным уровнем социально-психологической адаптации. Однако общей тенденцией для современной молодежи является отсутствие четкого отторжения лжи из социального пространства. В представлениях субъектов отмечается благосклонное отношение ко лжи, носящей адаптивный, социальный характер, не причиняющей окружающим значимого вреда.

На основе анализа фактического материала был определен оптимальный уровень социально-психологической адаптации студентов, характеризующийся: успешной интеграцией в социальную средуэмоциональной стабильностью личности, выраженными эмпатийными тенденциями и низкой макиавелистической ориентациейвысоким уровнем субъективного благополучия, адекватной самооценкойпредпочтением сотрудничающе-конвенциального и ответственно-великодушного стиля поведения в межличностных отношенияхвысокой нормативностью поведения, эпизодическим и избирательным использованием лжи в целях поддержания сложившейся системы социальных отношений, а также в качестве средства сохранения накопленного адаптационного потенциала личности. В ходе проведения детального корреляционного анализа данных в системе социально-психологической адаптации были выделены внутренние и межфункциональные связи, раскрывающие взаимозависимость между особенностями выбора стратегий межличностного взаимодействия и характером использования лжи в адаптивном поведении, обусловленными социально-психологическими характеристиками респондентов и уровнем их фактической социальной приспособленности.

Проведенное экспериментальное исследование и анализ полученных результатов подтвердили правильность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1. Социально-психологическая адаптация — это процесс и результат взаимодействия человека со средой на основе механизмов сбалансированного уравновешивания, предполагающих сохранение личностной целостности и устойчивости (идентичность, тождественность), интеграцию и одновременно изменчивость (развитие, совершенствование и приобрение новых социально-психологических качеств и свойств), которые касаются как характеристик личности, так и ее способов взаимодействия со средой.

2. Представления о лжи — это социально-психологическое явление, включающее оценочные суждения личности о морально-нравственной ориентации поступков человека. Играя существенную роль в определении направленности поведения, они характеризуют ценности и установки личности, а также сложившиеся способы взаимодействия с окружающими. Общей тенденцией для студенческой молодежи является отсутствие четкого отторжения лжи из социального пространства. Отмечается благосклонное отношение ко лжи, носящей адаптивный, социальный характер, не причиняющей окружающим значимого вреда.

3. Одним из средств достижения социально-психологической адаптации, а также сохранения накопленного адаптационного потенциала является ложь. Степень адаптированности личности определяет характер использования лжи в адаптивном поведении личности. Так, применение лжи на низком уровне адаптации является ригидным и вынужденным, так как служит инструментом самозащиты. Смысл стратегии социального поведения состоит в том, чтобы с помощью лжи либо овладеть ситуацией и разрешить ее, либо смягчить, а иногда и уклониться от нее. Употребление лжи в целях сохранения социальных отношений — преимущественно на среднем уровне адаптации — представляется гибким и дифференцированным, т.к. служит альтруистическим целям и предназначено для сохранения накопленного адаптационного потенциала. Целенаправленным и манипулятивным является использование лжи респондентами с высокими показателями социально-психологической адаптации как инструмента социального воздействия на окружение во имя достижения собственных целей.

4. Частота, характер и направленность лжи определяются макиавеллистической ориентацией личности респондентов и их религиозной направленностью. Так, субъекты, демонстрирующие выраженную религиозную ориентацию, редко прибегают ко лжи и используют в основном ее альтруистическую разновидность. Лица, имеющие высокие показатели по Мак-шкале, в межличностных взаимодействиях прибегают ко лжи значительно чаще и используют ее сугубо в своих личных интересах.

5. Лица, имеющие различный уровень адаптации, демонстрируют выраженные различия ряда социально-психологических свойств, предпочитаемых стратегий поведения и характера использования лжи. Так, респонденты, демонстрирующие высокие показатели социально-психологической адаптации, предпочитают властно-лидирующую или независимо-доминирующую стратегию поведения, что во многом определяется их общительностью, стрессоустойчивостью, уравновешенностью, уверенностью в себе. Имея выраженную макнавеллистнческую ориентацию, в межличностных взаимодействиях субъекты часто прибегают ко лжи и делают это преимущественно ради достижения цели. Представители среднего уровня адаптированности ориентированны на сотрудничающе-конвенциальный и ответственно-великодушный стиль поведения. Они общительны, дружелюбны, стремятся помогать окружающим. Их ложь носит альтруистический характер и не направлена на извлечение выгоды. Основным мотивом искажения действительности является сохранение социальных отношений, а также защита близких и родных. Лица, имеющие низкий уровень социально-психологической адаптации, проявляют себя как замкнутые, неуверенные и тревожные натуры, что определяет их покорно-застенчивую или зависимо-послушную стратегию поведения. Они используют ложь как инструмент самозащиты.

6. Социально-психологические характеристики личности субъектов, связанные со спецификой их приспособленности в различных сферах жизнедеятельности, влияют на выбор стратегий социального поведения. Так, лица, имеющие семейные проблемы или переживающие по поводу социальных взаимоотношений, как правило, предпочитают покорно-застенчивую или зависшю-послугиную стратегию поведения. На сотрудничающе-конвенциальный и ответственно-великодушный стиль поведения ориентированны субъекты, демонстрирующие удовлетворительную социальную приспособленность и выраженную феминную направленность. Предпочтение данных стратегий поведения, обусловлено такими социально-психологическими характеристиками респондентов, как выраженная религиозная направленность, высокая эмпатия, адекватная самооценка, низкий макиавеллизм, высокий уровень субъективного благополучия. Властно-лидирующую стратегию поведения предпочитают респонденты, обладающие успешной приспособленностью в социуме, выраженной враждебностью и макиавеллизмом, высоким уровнем самооценки и субъективного благополучия. Лица, предпочитающие пезависимо-доминируюъций стиль межличностных взаимоотношений, имеют атеистическую направленность, удовлетворительное самочувствие, благополучную социальную приспособленность, выраженный эмоциональный контроль и маскулинную ориентацию. Прямолинейно-агрессивную стратегию преимущественно используют респонденты, демонстрирующие высокие показатели по шкале «враждебности», «макиавеллизма» и «маскулинности». Субъекты, предпочитающие данную стратегию, как правило, не удовлетворены системой сложившихся отношений с окружением. Недоверчиво-скептической стратегии в своем поведении придерживаются соматически ослабленные субъекты, имеющие проблемы с семейным и социальным окружением, демонстрирующие в связи с этим высокую тревожность, выраженные враждебные и макиавелистические тенденции.

7. Высокая степень недоверия к социальному миру прямо пропорционально связана с частотой использования лжи в социальных взаимодействиях. Данный факт обусловлен влиянием феномена каузальной атрибуции, а также проекцией характеристик собственного поведения на особенности межличностного восприятия.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов многогранной проблемы. В дальнейшем планируется разработка моделей уровневой диагностики адаптивных стратегий поведения испытуемых разных возрастных групп с учетом тендерного аспекта, а также подготовка дифференцированных и индивидуализированных адаптивных программ, способствующих гармонизации личностной сферы студенческой молодежи, нормализации уровня их самооценки, формированию адекватных стилей поведения в социуме и развитию нравственного самосознания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ВЫВОДЫ.

В представленной работе изучен и раскрыт характер взаимосвязи представлений о лжи и стратегий поведения в системе социально-психологической адаптации на примере изучения студенческой молодежи. В ходе теоретического обзора и анализа литературы нами было сформулировано следующее определение лжи. Ложь рассматривается как социально-психологическое явление, предполагающее намеренное искажение субъектом действительного положения вещей, имеющее целью ввести реципиентов в заблуждение, вызванное стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. , Г. Н. Генезис правдивого и неправдивого поведения в ситуациях двойной мотивации Текст. // Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности / под ред. В. С. Мухиной. М.: Наука, 1981. С.42−52.
  3. , Г. Н. Психологические особенности правдивого и неправдивого поведения детей дошкольного возраста Текст.: Дис. .канд. психол. наук / Г. Н. Авхач. М., 1982.
  4. , И.В. Комплексное исследование особенностей личностной адаптации студентов ВУЗа Текст.: Дис. .канд. психол. наук: 19.00.01. / И. В. Агличева. -Ставрополь, 2006. 233 с.
  5. , П.В., Панин, А.В. Философия: учебник для вузов Текст. / МГУ им. Ломоносова М. В. / П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., Проспект: ТОО «Теис», 1996. — 500 с.
  6. , И. А. Ложь у детей Текст. / Б. Г. Ананьев. Псков, 1908.
  7. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977.
  8. , Б.Г. О психологических эффектах социализации Текст. // Человек и общество / Б. Г. Ананьев. Л., 1971. Вып. 9. С. 144−150.
  9. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1986.
  10. , Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для ВУЗов / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2001. -276 с.
  11. , Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для ВУЗов: 5-е изд., испр. и доп. / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
  12. , Г. М. Психология социального познания Текст.: учеб. пособие / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2005. — 301 с.
  13. , Л.И. К психологии формирования личности как развивающейся системы Текст. // Психология формирования и развития личности / Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1981. — 318 с.
  14. , Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования Текст. / Л.И. Анциферова// Психол. журн. 1992. Т. 13, № 5. С. 12−25.
  15. , Э. Общественное животное: введение в социальную психологию Текст.: учеб. пособие / Э. Аронсон. М.: Аспект Пресс, 1998. -516 с.
  16. , А.Г. Психология личности Текст.: /А.Г. Асмолов. М.: Прогресс, 1990.
  17. , В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии Текст.: Дис.. канд.психол. наук / В. Н. Безносиков. М., 1986. 189 с.
  18. , Н.А. Парадокс лжи Текст. /Н.А. Бердяев // Человек. 1999. № 2. С. 102 108.20
Заполнить форму текущей работой