Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Когнитивная дифференцированность, интеллектуальные и индивидуально-типологические особенности студентов факультета иностранных языков педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили: положение С. Л. Рубинштейна о том, что ядром умственных способностей является свойственное данному человеку качество процессов анализа, синтеза и генерализациисистемно-структурный подход к пониманию механизмов развития, дифференционная теория интеллектуального развития, опирающаяся на представление о том, что в основе развитого интеллекта лежат… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблемы интеллекта и способностей в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 1. Концептуальные подходы к изучению интеллекта в зарубежной литературе
    • 1. 2. Изучение интеллекта, способностей в отечественной психологии
    • 1. 3. Современный системно-структурный подход к изучению интеллекта. Принцип дифференциации в психологии
    • 1. 4. Психологические особенности и способности к овладению иностранным языком у студентов
  • Глава II. Постановка проблемы, задачи и методы исследования
    • 2. 1. Организация, постановка проблемы и задачи исследования
    • 2. 2. Методы и методики исследования интеллекта, когнитивной дифференцированности, индивидуально-типологических особенностей личности
  • Глава III. Экспериментальное исследование интеллектуального развития, когнитивной дифференцированности и индивидуально-типологических особенностей студентов факультета иностранных языков
    • 3. 1. Групповой и корреляционный анализ показателей интеллектуального развития студентов факультета иностранных языков педагогического вуза
    • 3. 2. Особенности когнитивной дифференцированности студентов факультета иностранных языков (на основе группового и корреляционного анализа экспериментальных данных)
    • 3. 3. Корреляционный анализ показателей интеллектуального развития и когнитивной дифференцированности
    • 3. 4. Групповой и корреляционный анализ индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей студентов факультета иностранных языков педагогического вуза

Когнитивная дифференцированность, интеллектуальные и индивидуально-типологические особенности студентов факультета иностранных языков педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Изменения, стремительно происходящие в политической, социально-экономической, культурной жизни нашего общества, мировые научно-технические достижения, непосредственно связаны с вузовским и школьным образованием, цель которого — формирование личности, обладающей высоким научным и творческим потенциалом, ориентированной на высокие профессиональные достижения. Поэтому актуальность исследования определяется объективной необходимостью преобразований в системе вузовского образования, связанных с повышением эффективности обучения студентов, с поиском и созданием новых систем и форм обучения, максимально способствующих их умственному развитию. Эти задачи встают и при подготовке учителей иностранного языка в педвузах. Потребность в специалистах со знанием иностранных языков в современном мире постоянно возрастает, в том числе и в учителях иностранного языка, не только хорошо владеющих иностранным языком, но и способных обучать иностранным языкам школьников, а также развивать и воспитывать их средствами иностранного языка.

Разработка эффективных систем обучения возможна лишь в том случае, если они будут построены с учетом общих законов умственного развития и характерных для каждого возрастного периода особенностей интеллектуального развития. В связи с этим перед психологией стоит задача изучения природных основ интеллекта, способностей, раскрытия механизмов и закономерностей их развития. К настоящему времени в психологии сложились различные концепции, подходы к изучению данной проблемы. Однако взгляды на природу интеллекта, закономерности его развития, механизмы функционирования не всегда обоснованы научными фактами, не универсальны. До сих пор остаются дискуссионными вопросы, связанные с понимаем того, что является субстратом (носителем) интеллекта, того общего и специфического, что развивается с возрастом и в процессе обучения. Поэтому разработка общей теории интеллекта, выявление природных основ и механизмов умственного развития — весьма актуальная в настоящее время психологическая проблема, требующая новых исследований.

В отечественной когнитивной психологии наиболее глубокой и научно обоснованной является дифференционная теория Н. И. Чуприковой, разрабатываемая в рамках системно-структурного подхода к рассмотрению интеллекта и способностей (1995, 1997, 2003). Автором выдвигается представление о функционировании у человека сложных по компонентному составу многоуровневых репрезентетивно-операциональных когнитивных структур, хранящих, извлекающих и анализирующих всю поступающую информацию. Развитие когнитивных структур идет по линии роста их системной иерархической организации, прогрессивного усложнения и подчиняется, в числе других, принципу системной дифференциации от общего к частному, от форм целостных к более расчлененным, что предполагает более глубокое развитие процессов анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования объектов действительности, и что составляет ядро интеллектуальных способностей.

Достоверность положений концепции Н. И. Чуприковой подтверждена в ряде экспериментальных исследований, проведенных Т. А. Ратановой и ее аспирантами и соискателями, раскрывающих особенности и роль когнитивной дифференцированности в интеллектуальном и личностном развитии у детей, школьников разных возрастов и в разных условиях развития, а также у студентов с разной специализацией: младших школьников (Т.А. Ратанова, 1989; Н. И. Чуприкова, Т. А. Ратанова, 1995; Е. Г. Кузьмина, 1994; С. И. Прежесецкая, 1995), старших подростков общеобразовательной школы (C.B. Гриценко, 1997), младших школьников с задержкой психического развития (Г.А. Винокурова, 1999), дошкольников с опережающим развитием (Е.В. Иванова, 1999), старших подростков художественной школы (Т.А. Юшко, 1997), старших подростков музыкальных школ (И.А. Логанова, 2001), старших подростков школ с углубленным изучением иностранного языка (Н.И. Конакова, 2002), студентов с разной педагогической специализацией (В.И. Завалина, 1998; О. Н. Боровик, 2002).

В контексте изучаемой проблемы особую значимость приобретает положение о том, что для успешного выполнения разных видов деятельности, в том числе и педагогической, необходимы свои специфические системы репрезентативно-когнитивных структур, которые определяют развитие специальных способностей и становление личностных структур (Н.И. Чуприкова, 1997; В. И. Завалина, 1998; И. А. Логанова, 2001; О. Н. Боровик, 2002 и др.). Дальнейшее рассмотрение проблемы обуславливает необходимость раскрытия специфики связей когнитивной дифференцированности, интеллекта, специальных иноязычных способностей и личностных особенностей у студентов факультета иностранных языков — будущих педагогов. Подобные исследования на студентах данной специализации еще не проводились. В целом актуальность и теоретическая значимость данного исследования определяется дальнейшим изучением основ интеллекта, общих умственных и специальных иноязычных способностей у студентов факультета иностранных языков педагогического вуза и направлено на выявление у них особенностей когнитивной дифференцированности, их интеллектуального и личностного развития.

Под когнитивной дифференцированностью понимается способность к расчленению, тонкому различению, разграничению разных составляющих сенсорно-перцептивных и вербально-понятийных содержаний (Н.И. Чуприкова, 2003).

Методологическую основу исследования составили: положение С. Л. Рубинштейна о том, что ядром умственных способностей является свойственное данному человеку качество процессов анализа, синтеза и генерализациисистемно-структурный подход к пониманию механизмов развития, дифференционная теория интеллектуального развития, опирающаяся на представление о том, что в основе развитого интеллекта лежат сложные многоуровневые когнитивные структуры, которые развиваются из более простых нерасчлененных глобальных структур путем их многократной и многоаспектной дифференциации (Н.И. Чуприкова) — положение о том, что развитие специальных (иноязычных) способностей также подчиняется закону когнитивной дифференцированноститеоретические представления научной школы Б. М. Теплова — В. Д. Небылицына о природных основах способностей (Э.А. Голубева, М. К. Кабардов, Б. Р. Кадыров и др.) — достижения современной когнитивной психологии (У. Найссер, Дж. Келли, Л. Солсо, Б. М. Величковский, Л. М. Веккер, М. А. Холодная и др.).

Объект исследования — психологические особенности студентов факультета иностранных языков педагогического вуза.

Предмет исследования — когнитивная дифференцированность, интеллектуальные и индивидуально-типологические особенности личности студентов-будущих учителей иностранных языков и у студентов с разной способностью к овладению иностранным языком.

Цель исследования — экспериментальное изучение особенностей когнитивной дифференцированности, интеллектуального и личностного развития, а также их взаимосвязей у студентов — будущих учителей иностранных языков.

Гипотезы исследования заключаются в следующем: 1) у будущих учителей иностранного языка формируются специфические когнитивные и личностные структуры и подструктуры- 2) когнитивная дифференцированность взаимосвязана с интеллектуальными и индивидуально-типологическими особенностями, со способностями к овладению иностранным языком- 3) особенности лучше и хуже успевающих студентов по общеакадемическим и специальным предметам проявляются в разном уровне развития и структуре интеллекта, в степени когнитивной дифференцированности, в некоторых индивидуально-типологических и психофизиологических особенностях личности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования и выделить концептуальные подходы к изучению интеллекта и способностей в зарубежной и отечественной литературе.

2. Осуществить подбор комплекса психодиагностических методик с целью выявления уровня когнитивной дифференцированности, интеллектуальных, индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей студентов факультета иностранных языков педвуза.

3. Провести экспериментальное исследование уровня когнитивной дифференцированности, интеллектуальных и индивидуально-типологических особенностей личности студентов — будущих учителей иностранных языков.

4. Выявить характер взаимосвязей когнитивной дифференцированности, интеллектуальных, индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей данной категории студентов.

Для решения поставленных задач использовались методы и методики, объединенные в четыре блока.

1. Методики диагностики уровня интеллектуального развития: тест Д. Векслера (взрослый вариант) — Д. Равенаоценка успеваемостиобщеакадемической, по специальным предметам, по предметам психолого-педагогического цикла;

2. Методики оценки степени когнитивной дифференцированностиглобальности («Скоростная классификация стимул — объектов» Н. И. Чуприковой, Т. А. Ратановой, компьютерный вариант), «Включенные фигуры» Г. Уиткина;

3. Методики диагностики индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей: опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В. М. Русалова, опросник на выявление соотношения двух сигнальных систем Б.Р. КадыроваПавловский темпераментальный опросник и Я. Стреляу на определение свойств нервной системы;

4. Методика диагностики личностных качеств: тест суждений для изучения общительности личности А. И. Крупнова.

Надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечивается: 1) обоснованностью теоретико-методологического подхода к проблеме исследования- 2) использованием большого числа взаимодополняющих методов- 3) использованием методов статистической обработки полученных данных (групповой и корреляционный анализ, Т-критерий Стьюдента для выявления значимости различий в показателях).

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе:

1. Осуществлено комплексное изучение студентов факультета иностранных языков педагогического вуза: когнитивное, интеллектуальное, психофизиологическое и личностное. Получены новые данные о структуре интеллекта, соотношении сигнальных систем, о свойствах нервной системы, темпераментальных характеристиках, общительности, мотивации учебной деятельности.

2. Впервые изучена когнитивная дифференцированность у студентов с иноязычными способностями и ее роль в целостной структуре индивидуальности.

3. Получены характеристики когнитивной и личностной сферы в выборке студентов факультета иностранных языков в целом и в группах, различающихся по общеакадемической и специальной успеваемости.

4. Выявлены более высокие показатели когнитивной дифференцированности, интеллектуального, личностного развития, преобладание II с.с. над I с.е., свойств нервной системы у студентов с более высоким уровнем успешности обучения по общеакадемическим и специальным предметам, чем у студентов с более низким их уровнем.

5. Изучены взаимосвязи когнитивной дифференцированности с показателями интеллектуального развития, психофизиологическими и личностными особенностями, свидетельствующие о детерминированности уровня интеллектуального и личностного развития, развития способностей студентов к овладению иностранным языком, уровнем когнитивной дифференцированности.

Теоретическое значение исследования: 1 Определяется вкладом в дальнейшую разработку теоретических представлений о репрезентативных когнитивных структурах, определяющих уровень интеллектуальных и личностных особенностей и способностей к овладению иностранным языком- 2) заключается в приложении идей дифференционной теории Н. И. Чуприковой к изучению специальных (иноязычных) способностей- 3) состоит в раскрытии профессионально-ориентированных и возрастных особенностей организации когнитивных структур и личностного развития студентов с разным уровнем иноязычных способностей.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения, экспериментальные факты и сделанные на их основе выводы указывают на необходимость учета индивидуальных возможностей студентов при различных формах организации обучения в целях более полноценного развития их способностей, формирования их профессиональных навыков и личности в целом. Полученные результаты, комплекс диагностических методик могут быть использованы в практике профессионального отбора и профориентациипри оценке уровня развития способностей, в разработке новых психодиагностических методик и критериев развития интеллектуальных и специальных способностей к овладению иностранным языкомпри чтении курсов лекций и проведении практических занятий со студентами педагогического вуза, с работниками системы образования с целью повышения уровня их психолого-педагогической и методической компетентности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Уровень когнитивной дифференцированности, способность мозговых структур к тонкому анализу, расчленению и различению близких объектов в значительной степени определяет уровень интеллектуального и личностного развития студентов факультета иностранных языков, а также их успешность обучения в педвузе.

2. Студенты-будущие учителя иностранных языков характеризуются достаточно высокой успеваемостью по общеакадемическому, специальному, психолого-педагогическому блокам дисциплин и средневысоким уровнем интеллектуального развитияболее высокими показателями вербального интеллекта, чем невербальногопреобладанием II с.с. над Iполенезависимостьювыраженностью силы и подвижности нервных процессов) — коммуникативной активностью, высокой потребностью в общении и легкостью установления связей.

3. Особенности студентов с разной общеакадемической и специальной успеваемостью проявляются в разном уровне развития интеллекта, степени когнитивной дифференцированностив поленезависимостииндивидуально-типологических свойствах Н.С.- соотношении I и II с.с.- некоторых личностных характеристиках. Лучше успевающие (по общеакадемическим и специальным дисциплинам) в большинстве показателей характеризуются несколько более высоким уровнем интеллектуального развития, преобладанием вербального интеллекта над невербальным, чем хуже успевающие, но различия статистически незначимы, что в целом говорит о близости, т. е. равномерном развитии отдельных подструктур интеллекта.

4. Успешность и индивидуальное своеобразие в овладении иностранным языком зависят от психофизиологических особенностей — силы возбуждения и подвижности нервных процессов, от доминирования свойств индивидуальности, характеризующие психомоторную, интеллектуальную и коммуникативную сферы личности, от более высокого уровня гармонических переменных общительности.

5. Особенности взаимосвязей когнитивной дифференцированности с интеллектуальными, индивидуально — типологическими, психофизиологическими и личностными показателями проявляются в большем количестве и в более тесных связях вербального, чем невербального интеллекта, времени выделения включенной фигуры из сложного фона и др. у студентов факультета ИЯ в целом и у студентов с низкой успеваемостью (общеакадемической и специальной) по сравнению со студентами с высокой успеваемостью.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования и методики обсуждались на заседаниях и конференциях кафедры психологии, кафедры теории и методики преподавания иностранного языка, на итоговых конференциях преподавателей и студентов в 2004 и 2005гг. факультета иностранных языков Московского государственного открытого педагогического университета имени М. А. Шолохова, использовались при семестровых аттестациях студентов, обсуждались при подготовке статей по результатам исследования к печати.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, включает 54 таблицы.

Выводы по параграфу 3.4.: 1) все показатели по ОФСДИ Русалова находятся на среднем уровне, кроме высокого уровня коммуникативной аэргичности- 2) выявлено преобладание II с.с. над I и существенная роль в успешности овладения иностранным языком саморегуляции, воли, аналитического мышления, эмоциональности, образной памяти- 3) успешность и индивидуальное своеобразие в овладении иностранным языком зависят от психофизиологических особенностей (природных задатков) — от силы возбуждения и подвижности нервных процессов, интеллкутальной эргичности (напряженной интеллектуальной деятельности) по Русалову- 4) по тесту А. И. Крупнова гармонические переменные общительности студентов факультета иностранных языков находятся на более высоком уровне, чем агармонические- 5) из индивидуально-типологических, психофизиологических и личностных особенностей преобладают количество связей (40%) и высокий уровень (40,2%) значимости показателей по опроснику Русалова как по выборке в целом, так и у хуже успевающих (по общеакадемической успеваемости) — 6) в исследовании и по выборке в целом, и в группах, выделенных по двум видам успеваемости, выявилось небольшое количество интеркорреляций индивидуально-типологических, психофизиологических, личностных особенностей с интеллектуальными показателями и временем дифференцировок, но больше у хуже успевающих и по тесту общительности теста А. И. Крупнова.

Заключение

.

Настоящее диссертационное исследование посвящено экспериментальному изучению когнитивной дифференцированности, интеллектуальных, личностных и психофизиологических особенностей студентов факультета иностранных языков педагогического вуза.

Оно проведено в рамках и контексте одного из подходов, разрабатываемого в современной когнитивной психологии, — системно-структурного подхода к пониманию интеллекта, общих умственных и специальных способностей, личностного развития и других психических функций и их развития по закону дифференциации (Н.И. Чуприкова, Т. А. Ратанова, Н. П. Локалова и др.).

Закон дифференциации заключается в том, что все органические системы и психические функции развиваются от общего к частному, от целого к частям, от состояний и форм однородно-простых и глобально-диффузных к состояниям и формам все более внутренне расчлененным и дифференцированным. Согласно дифференционной концепции, выдвинутой и разработанной Н. И. Чуприковой, интеллектуальное развитие, развитие общих умственных и специальных способностей понимается как процесс прогрессивной дифференциации, расчленения и иерархизации первоначально мало дифференцированных, целостных познавательных структур. Важное концептуальное положение этого подхода заключается в существовании единого субстрата всех психических образований, которым являются когнитивные структуры человека, связанные с системой принятия и обработки информации и репрезентацией знаний. При этом особое внимание уделяется принципам организации когнитивных структур.

Когнитивные структуры определяются Н. И. Чуприковой (1990,1995, 1997, 2003) как внутренние, относительно стабильные обобщенные психологические системы репрезентации знаний, хранящиеся в долговременной памяти, которые осуществляют извлечение и анализ текущей информации. Развитие когнитивных структур, подчиняясь закону системной дифференциации, идет по линии роста их системной иерархической организации. Способность к обучению и интеллект, как проявление актуальных возможностей сложившихся когнитивных структур, по мнению Н. И. Чуприковой, зависят от нескольких качеств аналитико-синтетической деятельности мозга, обусловливающих эффективность дифференциации и интеграции возбуждений.

Исходя из концепции Н. И. Чуприковой, интеллект — это в большой мере способность извлекать из потоков текущей информации значимые инварианты, в том числе инварианты высокой степени точности и абстрактности, способности избирательно оперировать только существенными для каждой данной задачи инвариантами, соответствующими определенным деталям, признакам, свойствам и отношениям вещей и явлений, четко отделяя их от сопутствующих несущественных деталей, свойств и отношений. Отсюда интеллект — это способность формировать хорошо расчлененные, внутренне дифференцированные и иерархически упорядоченные репрезентативно-когнитивные структуры, на которых идет обработка всей текущей информации (Н.И. Чуприкова, 1997).

В русле данного направления исследования интеллекта и способностей уже получены ценные факты об особенностях когнитивного и личностного развития детей разных возрастов, учащихся с различными умственными и специальными способностями, студентов разных специализаций (Е.Г.Кузьмина, 1994; С. И. Прежесецкая, 1996; C.B. Гриценко, 1997; Т. А. Юшко, 1998; Е. В. Иванова, 1999; Г. А. Винокурова, 1999; И. А. Логанова, 2001; О. Н. Боровик, 2002; О. В. Нестерова, 2004; Е. М. Коваленко, 2005 и др.). Во всех работах была установлена связь способности к анализу и дифференцированию различных объектов с показателями интеллектуального и личностного развития, показано, что когнитивные структуры испытуемых с более высокой успеваемостью и более высокими умственными и специальными способностями характеризуются большей степенью их дифференцированности, расчлененности.

Выбор темы и постановка цели исследования обусловлены необходимостью раскрытия особенностей интеллектуального и личностного развития, общих умственных и специальных (иноязычных) способностей у будущих учителей иностранных языков, а также выявления специфики связей когнитивной дифференцированности с указанными характеристиками личности студентов.

На основе теоретико-экспериментальных положений системно-структурного подхода к изучению интеллекта и способностей, экспериментальных данных, полученных в предыдущих исследованиях, выполненных в рамках данного направления, нами был использован комплекс диагностических методик, направленных на изучение разных аспектов личности: уровня и структуры интеллекта, развития когнитивной дифференцированности и психофизиологических особенностей студентов факультета иностранных языков педвуза.

Групповой и корреляционный анализ полученных в исследовании данных позволил сделать следующие основные выводы:

1. К особенностям интеллектуального развития студентов — будущих учителей иностранных языков относятся: достаточно высокие показатели успеваемостисредневысокий уровень интеллектуального развития, преобладание ВИЛ над НИП. Показатели по вербальным субтестам характеризуют студентов как имеющих высокий словарный запас, умеющих строить умозаключения, проявлять социальную зрелость сужденийпоказатели невербальных субтестов свидетельствуют о наличии у них логичности, развития пространственно-образного мышления.

2. У студентов факультета ИЯ отмечается наибольшая выраженность взаимосвязей общего интеллектуального показателя, вербального интеллектуального показателя, невербального интеллектуального показателя и трех вербальных субтестов, преобладает количество взаимосвязей показателей вербального, по сравнению с невербальным интеллектом, как в группе в целом, так и у лучше успевающих.

3. Успеваемость по дисциплинам общегуманитарного, общепрофессионального и специального циклов взаимосвязана между собой. В выборке в целом существуют связи только с тремя показателями невербального интеллекта, а в группах, различающихся по специальной успеваемости, интеллект и показатели успеваемости не коррелируют.

4. Студенты ИЯ характеризуются более высокой когнитивной дифференцированностью, расчлененностью репрезентативно-когнитивных структур, чем студенты — филологи, и менее высокой, чем студенты — физики педвуза (Завалина, 1998), о чем свидетельствует более короткое время дифференцировок объектов по критериальным признакам у студентов факультета ИЯ по сравнению с филологами, и более длинное по сравнению со студентами — физиками педвуза. Такими же особенностями когнитивных структур отличаются лучше успевающие по сравнению с хуже успевающими студентами факультета ИЯ.

5. Для студентов факультета ИЯ характерна очень высокая взаимосвязанность времени всех видов и типов дифференцировок как по выборке в целом (100%-яв 98,91% случаев при р < 0,001), так и в группах, выделенных по успеваемости.

6. Время дифференцировок, как по выборке в целом, так и в группах студентов, выделенных по успеваемости, связано. Большая связь прослеживается в выборке в целом и у лучше успевающих по специальным предметам. У хуже успевающих эта связь менее выражена.

7. Свойства индивидуальности, характеризующие психомоторную, интеллектуальную и коммуникативную сферы личности (по методике В.М. Русалова) по выборке студентов в целом находятся на среднем уровне развития, кроме высокого уровня коммуникативной эргичности. У лучше успевающих студентов все эти компоненты выше, чем у хуже успевающих. Первые также отличаются более высоким уровнем гармонических переменных общительности, чем агармонических (по методике А.И. Крупнова).

8. Студентам факультета иностранных языков свойственна большая выраженность II с.с., чем I с.с., а также преобладание таких качеств личности, как воля, эмоциональность и воображение.

9. Будущие учителя ИЯ в целом и лучше успевающие характеризуются большей выраженностью силы и подвижности нервных процессов, что помогает им хорошо учиться. У хуже успевающих выше показатель торможения, что, возможно, мешает скорости воспроизведения знаний. Ю. Полученные в исследовании данные: высокие показатели успеваемости, средневысокие — интеллекта, высокоразвитые различительные способности и поленезависимость, независимость вербальной и невербальной подструктур интеллекта, когнитивной и личностной сфер вполне согласуется с положениями системно-структурного подхода. Студенты факультета ИЯ в целом и лучше успевающие характеризуются более высоким уровнем когнитивной, личностной дифференцированности, целостной структуры интеллекта, чем хуже успевающие студенты, которым свойственна большая когнитивная глобальность и большее развитие невербальной подструктуры интеллекта и т. п.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -1995, — № 1.-С. 111−131.
  2. Г. Ю. Проверьте свои способности. С-Пб.: UT, — 1994, — 160с.
  3. М.К. Изучение индивидуальных различий по интеллекту// Вопросы психологии, 1977. № 2. — С.175−186.
  4. М.К. Интеллектуальные тесты// Психологическая диагностика/ Под. ред. K.M. Гуревича, М.: Педагогика, 1988. — С.49−74.
  5. Ананьев Б. Г, Степанова Е. И. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. М.: Педагогика, — 1972, — 246с.
  6. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х томах, Т. 1. — М.: Педагогика, — 1980, — 280с.
  7. .Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности. В кн.: Человек и общество. Вып.13. — JI., 1973, — С.3−7.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Знание, — 1969, — 339с.
  9. Л.И. О некоторых новых подходах к проблеме мышления в психологической науке в капиталистических странах// Основные направления исследований психологии мышления в капиталистический странах/ Под. ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — 264с.
  10. Т.И. Проблема способностей: личностный аспект// Психологический журнал. 1984, — № 3, — С. 46−55.
  11. П.Артемьева Т. И. Методологические аспекты проблемы способностей. М.: Наука, — 1977, — 184с.
  12. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1965, — 186с.
  13. .А. Психология овладения иностранным языком. Минск: Вышейш. Шк., 1974, — 335с.
  14. А. Измерение умственных способностей. СПб.: Союз, 1998, -432с.
  15. А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности: сб. ст. / Пер. с фр. гос. изд-во Украина, 1923.
  16. П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.-547с.
  17. П.Боровик О. Н. Когнитивное и личностное развитие студентов педагогического колледжа с разной специализацией: Дисс. канд. психол. наук. М., 2002.
  18. И.Н. Особенности вербально-ассоциативной и мыслительной деятельности 6-летних детей с разными уровнями умственного развития. — Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988. — 23с.
  19. Л.Ф. Психодиагностические методы исследования интеллекта. -Киев, 1985.
  20. Ю.А. Измерение готовности абитуриентов к обучению в институтах иностранных языков как предпосылка индивидуализации учебного процесса. М.: Наука, 1976, — 160с.
  21. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: Смысл, 1998,-685с.
  22. Л.М. Психические процессы: мышление и интеллект. Т. 2. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976,-339с.
  23. .М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982, -336с.
  24. .М., Капица М. Е. Психологические проблемы изучения интеллекта// Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, 1987, — С.120−141.
  25. Л.А. О качественном подходе к диагностике умственного развития ребенка// Вопросы психологии. 1974. — № 1. — С. 116−122,
  26. Г. А. Когнитивные особенности младших школьников с разным уровнем психического развития: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
  27. Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном возрасте/ Под. ред. JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1986. -116с.
  28. JI.C. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956,-519с.
  29. JI.C. Собр. соч. в 6 т. М.: Педагогика, 1982, Т.1 — С. 109−131- 1982. Т.2 — С. 363−465- 1983. Т. З — С. 6−328- 1984. Т.4 — С. 5−242- 1984. Т.6 — С. 5−90.
  30. П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1978, — 118с.
  31. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка// Вопросы психологии. 1969, — № 1. — С.15−25.
  32. П.Я. обучение и умственное развитие// Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. Тбилиси, 1971. — С.78−79.
  33. Ф. Наследственность таланта. Ее законы и последствия. Спб.: Знание, 1875.-313с.
  34. Д. Три стороны интеллекта. В кн.: Психология мышления. — М., 1965,-460с.
  35. Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965, — 532с.
  36. Э.А. Комплексное исследование способностей// Вопросы психологии. 1983, — № 5. — С. 18−30.
  37. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993,-304с.
  38. C.B. Дифференцированность когнитивных структур и ее связь с умственным развитием и свойствами нервной системы у старших подростков: Дисс. канд. психол. наук. М., 1997.
  39. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -198с.
  40. М.Д. Психодиагностика и конструирование в сфере познавательной деятельности студентов// Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе/Под ред. H.H. Обозова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984, — С.57−1 12.
  41. И.Е. Лонгитюдное исследование интеллектуального развития детей от 2-х до 10-ти лет. Автореф. канд. дис. психол. наук. М., 2001. — 24с.
  42. В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна Вита, 1995, -149с.
  43. О.В. Когнитивная дифференцированность и обучаемость младших школьников и подростков. Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2004. — 26 с.
  44. В.И. Особенности когнитивного и личностного развития студентов педвуза с разной специализацией: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1998,-23с.
  45. В.И. Особенности когнитивного и личностного развития студентов педвуза с разной специализацией: Дисс. канд. психол. наук. М., 1998.46.3анков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1987. — 423с.
  46. С. А. Расчлененность когнитивной сферы и особенности формирования образных обобщений у старших школьников// Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С.53−63.
  47. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. 2-е изд. М.: Просвещение, 1985, — 160с.
  48. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  49. Е.В. Психологические особенности когнитивной дифференцированности и личностных структур детей старшего дошкольного возраста с опережающим развитием: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999.
  50. Исследование развития познавательной деятельности/ Под ред. Дж. Брунера/ Пер. с англ. М.: Педагогика, 1971, — 392с.
  51. М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2000, — 50с.
  52. М.К. О диагностике иноязычных способностей. М.: Наука, 1985, — с. 176−202.
  53. М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. Диссертация. канд. Психол. Наук, 1983, — 211 с. 35.
  54. .Р. Склонности и их индивидуальные природные предпосылки (на материале подросткового возраста): Дисс. д-ра психол. наук. М., 1990. -301с.
  55. .Р. Уровень активизации и некоторые динамические характеристики психической активности // Вопросы психологии. 1976, № 4. — С. 133−138.
  56. М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развития у школьников // Иностранные языки в школе. 1988, № 5. -С.25−29.
  57. Р. Память человека. Структуры и процессы. М.: Мир, 1978, — 320с.
  58. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970, — 391с.
  59. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека, способности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960, — 304с.
  60. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989, -225с.
  61. Н.И. Когнитивное развитие и личностные особенности старших подростков школ с углубленным изучением иностранного языка. Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2002, — 30 с.
  62. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000, — 992с.
  63. В.Ю. Интеллект и уровни его развития: Автореф. канд. дис. психол. наук. -М., 1984. 18с.
  64. Краткий психологический словарь/ под ред. Петровского А. В, Ярошевского М. Г. М.: Политиздат, 1985, — 431 с. 43.
  65. А.И. О психодинамических характеристиках интеллектуальной активности человека // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С.75−82.
  66. В.А. Проблема способностей в психологии. М.: Педагогика, 1971, -60с.
  67. В.А. Проблема формирования и развития способностей// Вопросы психологии. 1972, — № 2.
  68. Е.Г. Дифференцированность когнитивных структур младших школьников при традиционном и развивающем обучении: Дисс. канд. психол. наук. М., 1994. — 126с.
  69. Ю.Н. Мышление и личность. Спб.: АО Крисмос, 1995. — 22с.
  70. H.H. Психологические исследования. Одесса., 1893. — 245 с.
  71. И.А. Взаимосвязь когнитивной дифференцированности, креативности и личностных особенностей (на материале старшего дошкольного возраста). Автореф. канд. дис. психол. наук. М., 2005. — 24с.
  72. Н.С. Умственные способности и возраст. М: Педагогика 1971,-280с.
  73. А. Н. Мыслительные процессы в усвоении иностранного языка. Иностр. Языки в школе. 1975, № 5, — с.72−76.
  74. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975, — 346с.
  75. А.Н. О формировании способностей// Вопросы психологии. -1960,-№ 1.
  76. И.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ: Дисс. канд. психол. наук. М., 2001.
  77. И.А. Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001. — 25с.
  78. Н.С. О некоторых видах способностей к усвоению иностранного языка. Проблемы способностей. -М.: Просвещение, 1962, С. 281−284
  79. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества// Психологический журнал. 1984. — Т.5. — № 1. — С.9−17.
  80. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. -208с.
  81. Л.П. Изучение иностранного языка как психологический фактор адаптации студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1990,-18с.
  82. В.H. О связи склонностей и способностей. В сб.: Склонности и способности. — JL, 1962. — С.3−14.
  83. У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981, — 230с.
  84. В.Д. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1990, -403с.
  85. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Д.Векслера.-М., 1973,-79с.
  86. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. — 28с.
  87. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1969,-659с.
  88. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972, — 312с.
  89. С.И. Когнитивное и личностное развитие младших школьников в различных системах обучения: Дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 111с.
  90. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1977,-296с.
  91. Психологические исследования интеллектуальной деятельности/ Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979, — 232с.
  92. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 440с.
  93. Развитие и диагностика способностей/ Под. Ред. H.H. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1991, — 177с.
  94. Т.А. Взаимосвязь некоторых когнитивно-личностных показателей со школьной успеваемостью// Структуры познавательной деятельности: Межвуз. сб. научн. трудов. Владимир, В111И. — 1989, — С. 10−27
  95. Т.А. Психофизиологические основы индивидуальных различий. М.: Альфа, 1993,-93с.
  96. Т.А. Уровень дифференцированности когнитивных структур как основа умственных способностей. // Психология сегодня. Т.2. -Вып. 1. М., 1996,-С. 124−125.
  97. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 320с.
  98. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.: Педагогика, 1989, -Т.1−485 е.- Т. 2.-321с.
  99. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории// Проблемы общей психологии. М., 1976. — С.219−234.
  100. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973, -423с.
  101. В.М. Биологические основы индивидуально психологических различий. М., 1979, — 352с.
  102. В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985, — № 1. — С. 94 -109.
  103. В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ). М.: ИП РАН, 1997, -50с.
  104. В.М. Психофизиологическая основа взаимодействия темперамента и общих способностей человека// Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982,-С. 198−205.
  105. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития// Психологический журнал. 1995, — Т. 16. -№ 5.-С. 12−23.
  106. В.М., Наумова Е. Р. О связи общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента // Психологический журнал. -1999.-Т.20. № 1.-С.70−77.
  107. В.М., Паралис С. Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности// Психологический журнал.-1991, Т. 12, № 1. -С. 118−123.
  108. И.М. Избранные философские и психологические произведения. -М.: Госполитиздат, 1947. 646с.
  109. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы/ Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. JL: Изд-во ЛГУ, 1974. -Вып.2. 254 е.- 1976, -Вып. 3. -135 е.- 1978, -Вып.4. — 131с.
  110. Р.Л. Когнитивная психология/Пер. с англ.-М.: Тривола, 1996, -600с.
  111. Способности и склонности: комплексные исследования/ Под ред. Э. А. Голубевой. -М., 1989, 197с.
  112. Способности: К 100-летию со дня рождения Б.М.Теплова/Под ред. Э. А. Голубева, А. А. Смирнов, A.B.Запорожец. -Дубна, 1997,-387с.
  113. Е.И. Возрастные характеристики интеллекта//Советская педагогика. 1972, — № 10. — С.69−76.
  114. Е.И., Грановская Л. Н. Микровозрастной подход к исследованию интеллекта взрослых // Психол. ж., Т.1, № 5,1980, — С.54−65.
  115. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982,-231с.
  116. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1983.- 196с.
  117. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961,-535с.
  118. .М. Избранные труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985, — Т.1. -328с.- Т.2.-359с.
  119. .М. Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индивидуально-психологических различий/ЛТсихологическая наука в СССР. -Т.П. М.: АПН РСФСР, 1960, — С.3−47.
  120. .М. Об изучении типологических свойств нервной системы и их психологических проявлений//Вопросы психологии. 1957, -№ 5.-С.108−130.
  121. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во МГУ, 1969,-304с.
  122. И.В. Способности и когнитивный стиль// Способности и склонности. М.: Просвещение, 1989, — С.84−102.
  123. М.А. Интегральные структуры понятийного мышления. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983, -190с.
  124. М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990, — 75с.
  125. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М: Барс- Томск, 1997,-391с.
  126. М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. Дис. докт. психол. наук. М. 1990.
  127. Н. Язык и мышление. М.: МГУ, 1972, — 354с.
  128. И. Активная память/ Пер. с нем. М.: Прогресс, 1986. — 312с.
  129. Н.И. Время реакции и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) // Вопросы психологии. 1995, № 4.-С. 65−81.
  130. Н.И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей// Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 109−125.
  131. Н.И. Изменение когнитивной репрезентации объектов в процессе умственного развития//Вопросы психологии. 1987,-№ 6.-С.31−41.
  132. Н.И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии, обучение и интеллект// Вопросы психологии. -1990, -№ 5.-С.31−39
  133. Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М.: АО «Столетие», 1997, — 480с.
  134. Н. И. Ратанова Т.А. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников // Вопросы психологии. 1995, № 3. — С. 104−114.
  135. В.Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002,-160с.
  136. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994, — 320с.
  137. В.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996, -320с.
  138. В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей/ Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. Д. Шадриков, М.: Наука, 1991. -С.11.
  139. Р. Обработка концептуальной информации/ Пер. с англ. М.: Энергия, 1980.-361с.
  140. Д.Б. Психология обучения. М.: Знание, 1974, — 234с.
  141. B.C. Индивидуальные различия в саморегуляции и обучаемости// Вопросы психологии. 1974. — № 4. — С.84−95.
  142. Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта// Психологический журнал. -1995, — Т.16.-№ 1 С .102 106.
  143. Т.А. Современные теории в изучении природы умственных способностей. В сб.: Новые подходы к подготовке педагогических кадров в республике Коми. — Сыктывкар, 1997, — С. 150−152.
  144. Burt С. The factors of mind. An introd. to factor-analysis in psychology. London: University of London press, 1946 — 509p.
  145. Carrol J.B. Psychometric tests as cognitive tasks: A new «Structure of Intellect» // The nature of intelligence. Ed. L.B. Resnick. Hillsdale, N.Y.: Erbbaum, 1976, P. 27−56.
  146. Cattell R.B. Abilities: Their structure, growth and action. Boston: Houghton Miffm, 1971,-583C.
  147. Fischer K.W. and Pipp S.S. Procesess of Cognitiv Development: Optimal level and skill acquisition//Mechanisms of cognitiv development/Ed. R.S. Steinberg. N.-Y. -1984,-p.45−80
  148. Galton F. Inquiries into human faculty. N.-Y. 1883.
  149. Gardner H. Frames of mind: Theory of multiply intelligence. L.: Heinemann, 1983.
  150. Gardner R.W. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. Ney York: Basic books, cop. 1983, — XIII, — 440p.
  151. Goldstein K and Scheerer M. Abstract and concrete behavior: an experimental study with special test//Psychol. monogr., 1941. V.53., № 2.
  152. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y. Me. Graw Hill, 1967.
  153. Hoffman J., Ziessler M. Begriffe und ihre Merkmale // Zeitschrift fur Psychol. -1982. V. 19. — S.46−77.
  154. Humphreys L.C. Critique of Cattell’s Theory of Fluid and Crystallized Intelligence: A Critical Experiment // J. of Educ. Psychol. 1967. — V. 58, No 3. — P. 129 — 136.
  155. Hunt E. Intelligence as an information processing concept // Brit. J. of Psichot. 1980.71. Part 4. P. 449−474.
  156. Hunt E. Intelligence as an information processing concept // Brit. J. of Psychol., 1980. V. 71. P.449−474.
  157. Kelly G.A. A theory of personality: The Psychology of Personal Constructs. N.Y.: Norton, 1963.
  158. Langley C.W. Differentiation and integration of system of personal constructs//!, of Pers.,-1971, V.39. — P. 10−25.
  159. Palmer S.E. Fundamental aspect of cognitiv representation// In: Rosch E., Lloyd B.L. (Ed,). Cognition and categorization. N.-Y: Willy, 1978, — p.259−303
  160. Rosch E. Natural categories. Cognitive Psychology. 1973, — V. 4. — p. 326−350.
  161. Rosch E. Principles of Categorization // E. Rosch, B.B. Loyd (eds.). Cognition and categorization. N.Y.: Lawrence Erlbaum assoc., 1978, — P. 27−48
  162. Scott W.A. Conceptualizing and measuring structural properties of cognition// In.: Worr P.B. (Ed.) Thought and Personality. Baitimor: Pengin Books Inc. 1970, -p. 145−159
  163. Scott W.A. Varieties of cognitive integration // J. of Pers. And Soc. Psych. -1974, -V. 30, No 4. P.563−578
  164. Scott W.A., Osgood D.W., Peterson C. Cognitive Structure: Theory and measurement of individual differences. Washington: dc. Winston, 1979.
  165. Simon H.A., Hayes J.R. The understanding process: Problem isomorphs // Cogn. Psych. -1977, -V.8. P.165−190.
  166. Smitt S.B. Perceptual development and category generalization// Child Development. 1979, — V.50. — № 3. — p.705−714
  167. Spearman C. Human ability. London, — 1950.
  168. Spearman C. The abilities of man.-N.Y.: MacMillan.-1927.
  169. Spearman C .E. The nature o f i ntelligence a nd t he p rinciples o f c ognition. N.Y.: Mac Millan, 1927
  170. Steinberg R.J. Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.
  171. Sternberg RJ. Mechanisms of cognitiv development: a componential approach// Mechanisms of cognitiv development. N.Y.: 1984, — p. 163 — 186
  172. Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1965, 208p.
  173. Wechsler D. The measurement of adult intelligence. 3-d ed Baltimore, Williams & Wilkins, 1944.
  174. Werner H., Kaplan B. The developmental approach to cognition// Amer. Antropologist 1956, — V. 58 — p.868−880
  175. Witkin H.A., Dyk R.V., Faterson H.F., Goodenough D.R., Karp S.A. Psychological differentiation. Studies of Development. N.-Y., Toronto, London. -1974.
  176. Witkin H.A., Goodenough D.R., Oltman Ph. Psychological differentiation: current status.-N.-Y., 1977.
Заполнить форму текущей работой