ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ социализации младшСго школьника

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

БСсспорно Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΊΠ°ΠΊ ваТнСйшСго Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°, посрСдством ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ влияСт Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ОбС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ — ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠ° (балльная ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°), ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ суТдСниС — Π±ΡƒΠΊΠ²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ всю Тизнь Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Как Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°, даваСмая ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΡƒ, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ социализации младшСго школьника (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… классах особСнно Π²Π΅Π»ΠΈΠΊΠ° Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ учитСля ΠΊΠ°ΠΊ Π³Π»Π°Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π°Π³Π΅Π½Ρ‚Π° социализации Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ являСтся практичСски СдинствСнным ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, Π΅Π΅ Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΉ. ИсслСдования ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСский ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ класса, ΠΏΠΎ ΡΡƒΡ‚ΠΈ, ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ опрСдСляСтся ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΠΈ Π² Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ стСпСни оказываСтся нСзависимым ΠΎΡ‚ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ мСТличностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ самих учащихся, ΠΎΡ‚ ΠΈΡ… ΡΠΈΠΌΠΏΠ°Ρ‚ΠΈΠΉ ΠΈ Π°Π½Ρ‚ΠΈΠΏΠ°Ρ‚ΠΈΠΉ.

ΠžΠ±Ρ‰Π΅ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ являСтся Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠΌ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹, особСнно Π² 1−2 классах. Π’ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… вопросах ΠΎΠ½ ΡΡ‚ановится самым Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ взрослым. Π¨ΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎ описаны случаи, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ нСсовпадСния Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ способов дСйствий Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΡƒ зрСния послСднСго ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Ρ‹. Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ сразу ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ сохраняСтся Π½Π΅Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎ ΠΈ ΡƒΠΆΠ΅ Π²ΠΎ 2 классС начинаСтся процСсс «Ρ€Π°Π·Π²Π΅Π½Ρ‡Π°Π½ΠΈΡ» учитСля, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ достигаСт своСго максимума ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹. Π’Π°ΠΊ, ΠΏΠΎ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя Π² Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ, прСдставлСния учащихся ΠΎΠ± ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡ‚ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π½Π° Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ этапС обучСния (6−7 Π»Π΅Ρ‚) Π΄ΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ восприятия ΠΈ ΠΎΡΠΌΡ‹ΡΠ»Π΅Π½ΠΈΡ (10−11 Π»Π΅Ρ‚). ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ, нСсмотря Π½Π° ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½ΡƒΡŽ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ, ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΊΠ»Π°ΡΡΠ½ΠΈΠΊΠΈ, ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ‚вСроклассники ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ своСго учитСля ΡƒΠΌΠ½Ρ‹ΠΌ, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ, хотя ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ΅ зависит ΠΎΡ‚ Π΅Π³ΠΎ настроСния, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ повСдСния[1].

На ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии всСх Π»Π΅Ρ‚ обучСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ школС ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ, являясь для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ взрослым, остаСтся ваТнСйшим Π°Π³Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ социализации, оказывая влияниС Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ сфСры ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (Ρ‚.Π΅. ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΡŒ знания ΠΏΠΎΠ΄ руководством ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠ°ΠΌΠΈ самоконтроля), Π½ΠΎ ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ (ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ достиТСния), Π―-ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ.

Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠ΅ΠΉ характСристикой учитСля ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π³Π΅Π½Ρ‚Π° социализации ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия личности учащСгося являСтся ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

Π—Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎ Ρ‚Π΅Ρ… стилях пСдагогичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ Π½Π΅Π²Ρ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ ΠΈ Π΄Π΅Π·Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ влияниС Π½Π° ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΡ…ся, слуТат источником Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ³Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ часто Π²ΡΡ‚Ρ€Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Π² ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠ΅ΠΌ школьном возрастС:

  • β€’ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π°Ρ€Π½ΠΎ-диктаторский ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π² ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Ρ‹ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ;
  • β€’ ΠΏΡ€Π΅Π·Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΡƒΠ½ΠΈΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π½Π΅ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Π½Π΅Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ;
  • β€’ ΡΠΊΠ°Π½Π΄Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π² ΠΏΠΎΡΡ‚оянных ΠΊΡ€ΠΈΠΊΠ°Ρ… учитСля, Π΅Π³ΠΎ нСсдСрТанности, Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ;
  • β€’ дистантно-отстранСнный ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ — ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ Π½Π° ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ обучСния, Π½Π΅ Ρ…ΠΎΡ‡Π΅Ρ‚ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ с Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ;
  • β€’ Π½Π΅ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ-прСдвзятый ΡΡ‚ΠΈΠ»ΡŒ — манифСстируСмоС ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ, явно нСсправСдлив Π² ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΈΡ… Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΉ ΠΈ Π°ΠΊΠ°Π΄Π΅ΠΌΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, противопоставляСт ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ, Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎ ΠΈ ΠΆΠ΅ΡΡ‚ΠΊΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΈΡ… Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.[2]

НСобходимо ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ воздСйствиС пСдагогичСского стиля Π½Π° ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ΅ школьника опосрСдовано влияниСм сСмьи. ДидактогСния Π½Π΅ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½Π΅Ρ‚, Ссли Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ чувствуСт ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΡΠ½Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΡƒ, принятиС ΠΈ Π·Π°Ρ‰ΠΈΡ‚Ρƒ со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ.

Одним ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ сущСствСнных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², Π²Π»ΠΈΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π½Π° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅, являСтся ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ учитСля Π² Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ях ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½, извСстный ΠΏΠΎΠ΄ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ «ΡΠ°ΠΌΠΎΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ пророчСство», ΠΈΠ»ΠΈ «ΡΠ°ΠΌΠΎΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΠ·», ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠ΅ Π±Ρ‹Π» Π²ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ продСмонстрирован Π² ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ исслСдовании Π . РозСнталя ΠΈ Π›. ДТСкобсон, Π½Π°Π·Π²Π°Π²ΡˆΠΈΡ… этот Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ «ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ Пигмалиона» .

ИсслСдования ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ оТидания учитСля Π² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠ΅ΠΉ стСпСни ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Π΄Π²ΡƒΠΌ ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½ΠΈΠΌ катСгориям Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ: 1) школьникам, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΎΠ½ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π΅Ρ‚ способными (ΠΈΡ… Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΈ ΠΎΠ½ΠΈ сами Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ высоко ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ свои способности), ΠΈ 2) дСтям, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ считаСт нСспособными ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π΅. Π’Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΠΌ условиСм Π² ΠΎΠ±ΠΎΠΈΡ… случаях, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ, являСтся восприятиС Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΊΠ°ΠΊ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ.

Π˜ΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π² Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π΅ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΡƒΠ±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡΠ²Π½ΠΎ ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°, постоянно находятся Π² ΡΡ„Π΅Ρ€Π΅ Π΅Π³ΠΎ внимания. ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Ρ… ΠΎΠ½ Ρ‡Π°Ρ‰Π΅ Ρ…Π²Π°Π»ΠΈΡ‚, одобряСт, ставит Π² ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€. Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΈ, Π½Π΅ Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ яркого ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π±Π΅Π· внимания учитСля.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, оТидания учитСля, особСнно Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ обучСния, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ особСнно высока, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ сущСствСнноС влияниС Π½Π° ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ, ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… оТиданиях ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ обнаруТиваСтся, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, Π² ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учитСля, Π² Π°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ±ΡƒΡ†ΠΈΠΈ успСхов ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΉ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ΠΎΠ½ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ.

БСсспорно Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΊΠ°ΠΊ ваТнСйшСго Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°, посрСдством ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ влияСт Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности, ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ОбС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ — ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠ° (балльная ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°), ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ суТдСниС — Π±ΡƒΠΊΠ²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΠ½ΠΈΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ всю Тизнь Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Как Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ обучСния ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ°, даваСмая ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΡƒ, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΠΎΡΠΎΠ±ΡƒΡŽ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Π² Π³Π»Π°Π·Π°Ρ… ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… взрослых: ΠΎΠ½Π° Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ воспринимаСтся ΠΈΠΌΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° «ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π°» личности ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, всСй сСмьи ΠΊΠ°ΠΊ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π΅ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΠΉ. Π˜Π·Π²Π΅ΡΡ‚Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΠΆΠ΅ ΠΊ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ Π΄Π²ΠΎΠ΅Ρ‡Π½ΠΈΠΊΠ° ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΈΠΊΠ°, которая становится Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ влияниС практичСски Π½Π° Π²ΡΠ΅ стороны ΠΈΡ… ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π’ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… исслСдованиях, проводящихся Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΡ… Π»Π΅Ρ‚, Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ влияниС ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡŽ младшСго школьника, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ самооцСнки, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ΅, ΡΠ°ΠΌΠΎΡ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ, ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ[3].

ВмСстС с Ρ‚Π΅ΠΌ Π² ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡΡ… ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ особСнности восприятия Π΄Π΅Ρ‚ΡŒΠΌΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ суТдСния учитСля. ΠžΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅ ситуации ΠΏΠΎ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ достаточно слоТными для Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, поэтому младшиС школьники, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΠΈΡ‚ΡŒ, ΠΏΠΎΡ‡Π΅ΠΌΡƒ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ поставил ΠΈΠΌ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΡƒΡŽ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΡƒΡŽ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΡƒ. Π‘ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ часто Π½Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚носят ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ со ΡΠ²ΠΎΠΈΠΌΠΈ знаниями ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ. На Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ влияСт ΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дСтского суТдСния — ΡΠΊΠ»ΠΎΠ½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ свою Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ Π½Π΅ ΠΏΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρƒ, Π° ΠΏΠΎ Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Ρ‡Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ Π½Π° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ усилиям. Π­Ρ‚ΠΎ явлСниС ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ дСтским эгоцСнтризмом, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ярко проявляСтся Π² Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄, ΠΎΠ΄Π½Π°ΠΊΠΎ часто встрСчаСтся ΠΈ Ρƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠΎΠ² ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… классов.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΊΠ°, ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠ΅ суТдСниС для младшСго школьника, особСнно Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ обучСния, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‡Ρ€Π΅Π·Π²Ρ‹Ρ‡Π°ΠΉΠ½ΠΎ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ, Π½ΠΎ, ΠΏΠΎ ΡΡƒΡ‚ΠΈ, Π½Π΅ ΡΠΎΠ²ΡΠ΅ΠΌ понятным явлСниСм, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΎΠ½ ΡΠ°ΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ Π΅ΠΌΡƒ Π½Π΅Ρ€Π΅Π΄ΠΊΠΎ прСдставляСтся, Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Π»ΠΈΡΡ‚ΡŒ, Π½ΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ сильноС влияниС Π½Π° Π΅Π³ΠΎ Тизнь ΠΈ Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π½Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΡŒ Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΈΡ… Π΅ΠΌΡƒ людСй.

ΠΠ΅ΡƒΠ΄ΠΈΠ²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΈΡ… условиях Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ обучСния ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° становится ваТнСйшим, ΡΠ°ΠΌΠΎΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ ΠΈ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎ ΠΏΠΎΡ‡Ρ‚ΠΈ СдинствСнным ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π° Π² ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с ΡΡ‚ΠΈΠΌ ярко выраТСнная Ρƒ ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΡ… школьников боязнь ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΡƒ. Как Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ° спСцифичСской для младшСй ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹ трСвоТности ΠΎΠ½Π° часто встрСчаСтся ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΏΡ€ΡΠΌΡƒΡŽ связано с Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° ΠΊ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΊΠ΅.

Π’ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ обсуТдСния Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ учитСля ΠΊΠ°ΠΊ Π°Π³Π΅Π½Ρ‚Π° социализации младшСго школьника ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅ΠΌ Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Π½ΡƒΡ‚ΠΎΠ΅ высказываниС Π­. Эриксона ΠΎ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° Π² ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄: «…ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΠ° ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ Π²ΠΈΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ для прСдотвращСния опасностСй, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΠΎΠ΄ΡΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π³Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° Π½Π° ΡΡ‚ΠΎΠΉ стадии. Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ чувства нСполноцСнности, пСрСТивания, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ· Ρ‚Сбя Π½ΠΈΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π³ΠΎ Π½Π΅ Π²Ρ‹ΠΉΠ΄Π΅Ρ‚, — Π²ΠΎΡ‚ Ρ‚Π° ΠΎΠΏΠ°ΡΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, которая ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ свСдСна ΠΊ ΠΌΠΈΠ½ΠΈΠΌΡƒΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ, Π·Π½Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ, ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½Ρ‹ΠΌ Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡƒ»[4].

  • [1] Π‘ΠΌ., Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€: Попова Π–. Π“. Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС особСнности прСдставлСний ΠΎΠ± ΠΈΠΌΠΈΠ΄ΠΆΠ΅ учитСля Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρ‹: дис. … ΠΊΠ°Π½Π΄, психол. Π½Π°ΡƒΠΊ. М., 2007; Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΎΡ‚ ΡΠ΅ΠΌΠΈ Π΄ΠΎ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π½Π°Π΄Ρ†Π°Ρ‚ΠΈ / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. Π›. А. Π“ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π΅ΠΉ. Π•ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ½Π±ΡƒΡ€Π³: Π£-Ѐактория, 2006.
  • [2] ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ личности школьника / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. А. А. Π‘ΠΎΠ΄Π°Π»Π΅Π²Π°, Π . Π›. ΠšΡ€ΠΈΡ‡Π΅Π²ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ. М.: ПСдагогика, 1987.
  • [3] АнаньСв Π‘. Π“. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ пСдагогичСской ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ // АнаньСв Π‘. Π“. Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρ‹: Π² 2 Ρ‚. М.: ПСдагогика, 1980. Π’. 1. Π‘. 130−161; Амонашвили Π¨. Π. Π Π°Π·ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΎ Π³ΡƒΠΌΠ°Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅. М., 1995; Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π›. И. Π›ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π΅Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π² Π΄Π΅Ρ‚ском возрастС. БПб.: ΠŸΠΈΡ‚Π΅Ρ€, 2008; ΠΈ Π΄Ρ€.
  • [4] Эриксон Π­. Π˜Π΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ: ΡŽΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ. М.: ΠŸΡ€ΠΎΠ³Ρ€Π΅ΡΡ, 1996. Π‘. 136.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ