Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многочисленные исследования стати мощным стимулом появления первых тестов креативности. Истоки современных методов диагностики креагивносги заложены в работах психологов Южно-Калифорнийского университета Дж Гилфордом и Е. П. Торренсом. В отечественных исследованиях изучение креативности проводится с помощью комплексных программ, разработанных этими зарубежными психологами, адаптированных для… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретический анализ природы и сущности креативности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Основные теоретические подходы в изучении креативности
    • 1. 2. Развитие креативности в онтогенезе и ее особенности в подростковом возрасте
    • 1. 3. Условия и методы развития креативности в подростковом возрасте
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития креативности в подростковом возрасте
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Программа развития креативности
    • 2. 3. Анализ результатов экспериментального исследования психологических условий развития креативности в подростковом возрасте
  • Выводы по второй главе

Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социально-экономическая динамика в обществе обуславливает запрос на креативную личность, умеющую успешно решать возникающие проблемы и оптимально изменять свое поведение. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обуславливает необходимость создания психологических условий для развития творческой личности каждого ребенка, формирование учащегося как активного субъекта учебной деятельности.

В психологической литературе проблема креативности рассматривается в исследованиях теоретического и прикладного характера. Анализ научной литературы показывает, что выявлено соотношение интеллекта и креативности (Д.Б. Богоявленская, Д. Гилфорд, Е. Торренс, М.А. Холодная) — зависимость креативности от личностных характеристик (Ф. Баррон, Д. Эрк и др.) — влияние тестовой ситуации на процесс решения задач (Н. Воллах, В. Н. Дружинин, М. Коган). Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение креативности, многообразие аспектов и подходов в определении ее природы, выделении креативных качеств личности, остается недостаточно проработанной проблема психологических условий развития креативности у подростков в учебно-воспитательном процессе.

Подростковый возраст является сензитивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов (Л.И. Божович, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин), однако недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка подвергаться случайным влияниям. Поэтому в экспериментальных исследованиях E.JI. Солдатовой, Н. А. Тюрьминой, В. Н. Хазратовой, EJI. Яковлевой, Н. Ф. Вишняковой указывается необходимость целенаправленного формирования креативности в подростковом возрасте, создание условий для ее развития.

В связи с этим наблюдается противоречия между острой необходимостью эффективного развития креативности у всех субъектов учебно-воспитательного процесса и реальным состоянием образовательной практики, которая опирается на традиционную парадигму образования, а также уровнем научных разработок в области креативности и неразработанностью данного вопроса в контексте учебно-воспитательного процесса Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы, а также выявленные противоречия определили тему диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе.

Объект исследования: креативность подростков.

Предмет исследования: психологические условия развития креативности подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие креативности подростков в учебно-воспитательном процессе определяется комплексом психологических условий: социальное подкрепление творческого поведения, адекватная позитивная самооценка, внутренняя мотивация к творчеству, реализация принципов гуманистической психологии (принятие, поддержка, безоценочность).

Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:

1. На основе теоретического анализа научной литературы определить психологическое содержание понятия креативности в зарубежной и отечественной психологии.

2. Выявить особенности развития креативности у подростков.

3. Выявить психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе.

4. Разработать и апробировать программу развития креативности в подростковом возрасте в соответствии с выявленными психологическими условиями.

Методологической основой исследования являются: принцип развития (Л.И. Анцыферова, JI.C. Выготский, Д И. Фельдштейн) — принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) — принцип детерминизма, понимаемый как закономерная зависимость психологических явлений от порождающих их условий и факторов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Теории психологии творчества (А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев), гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), теория креативности Р. Стернберга. Концепция поуровневого развития личности в онтогенезе (Д И. Фельдштейн). Положения о развитии креативности учащихся (Дж. Гилфорд, Е. П. Торренс, Е. Е Туник), о возрастной динамике креативности (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, Е. Торренс, B.C. Юркевич).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод, который включает в себя теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме, включенное лонгитюдное наблюдение, беседа, формирующий эксперимент, тестирование с применением теста креативности Е. П. Торренса, опросника креативности Дж. Джонсона, тест Дж. Гилфорда (в модификации Е.Е.Туник), методику отдаленных ассоциаций С. Медника (модификации Т. В. Галкиной и Л.Г. Алексеевой), авторскую анкету «Я креативный?», методику диагностики личности на мотивацию к успеху и к избеганию неудач Т. Элерса, методику самооценки Будасси, методику диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, статистические методы обработки материалов (непараметрический Т-критерий Вилкоксона, параметрический Ткритерий Стьюдента, UМанна-Уитни для зависимых переменных и параметрических, коэффициент корреляции Спирмена).

Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью, адекватно поставленным целям и задачам, репрезентативностью выборки, корректной организацией экспериментальной работы, применением качественного анализа в сочетании со статистическими методами обработки полученных данных (Statistica 6.0).

Научная новизна исследования заключается в том, что уточнено понятие креативность как устойчивой характеристики личности, реализуемая в процессе творчества, выявлены и систематизированы психолого-педагогические условия, влияющие на развитие креативности в учебно-воспитательном процессе, впервые установлена взаимосвязь между критерием креативности «оригинальность мышления» и взаимоотношениями в диаде «родитель — ребенок».

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель развития креативности с учетом организации учебно-воспитательного процесса (содержательном и деятельностно-операциональном уровнях), выделен фактор активность как базовый источник развития креативности, обеспечивающий творческое проявление в деятельности. Полученные данные позволяют расширить представления о характере, процессе формирования и специфике развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана программа «Креатив в школе», которая позволяет оптимизировать процессы развития креативности в условиях учебно-воспитательного процесса, и способствует формированию творческого отношения к деятельности. Разработанный спецкурс «Психология творчества» вошел в вузовский процесс подготовки будущих педагогов, способных осуществлять работу по развитию креативности у школьников.

Материалы диссертационного исследования целесообразно использовать в практике школьной психологической службы с целью эффективности построения учебно-воспитательного процесса, а также для дополнения содержания учебных курсов «Педагогическая психология», «Возрастная психология» в высшей школе, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

База исследования. Исследование проводилось в МОУ «СОШ № 9» города Астрахани. В пилотажном исследовании приняли участие 160 подростков. В экспериментальном исследовании (2002;2007 гг.) приняли участие 60 подростков в возрасте 11−15 лет.

Этапы исследования. Исследование состояло из трех этапов.

На первом этапе была сформулирована тема исследования, продумана структура диссертации, обоснована ее актуальность, определены объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, выбраны методы исследования, проведены анализ и обобщение теоретических исследований отечественных и зарубежных ученых по проблеме диссертации, разработана программа экспериментального исследования.

На втором этапе проводилось экспериментальное исследование развития креативности у подростков (11−15 лет), разрабатывалась и апробировалась программа «Креатив в школе».

На третьем этапе систематизировались и интерпретировались полученные данные. На основе результатов исследования определены психологические условия, влияющие на развитие креативности подростков. Результатом третьего этапа стало упорядочение исследовательского материала и техническое оформление диссертационного исследования.

Апробация результатов исследования. Результаты теоретического и экспериментального исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета, на педагогических советах школ, на всероссийских и международных конференциях: Областная научно — практическая конференция «Проблемы развития креативности детей и юношества: психолого-педагогический аспект» (г. Астрахань, 2004 г.). Итоговая научнопрактическая конференция АГУ (г. Астрахань, 2004 г.). III Международная научная конференция Россия и Восток. Обучающееся общество и социально-устойчивое развитие Каспийского региона (г. Астрахань, 2005 г.).

Международная научно-практическая конференция «Формирование компетенций учащихся и студентов в общем и профессиональном образовании» (г. Челябинск, 2005 г.). Всероссийская научно-практическая конференция «Человек в поиске духовности: ориентиры и установки» (г. Астрахань, 2005 г.). Международная научно-практическая конференция «Образование как институт социально-психологической защиты детства» (г. Москва — Уфа 2006 г.). Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы творческого развития личности в системе дополнительного образования» (г. Астрахань, 2006 г.). Материалы педагогических чтений в 2-х томах «Социализация личности в условиях образовательного процесса» (г. Красноярск, 2007 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе практической психологической работы на базе МОУ «СОШ № 9» г. Астрахани, МОУ «СОШ № 1» г. Лесосибирска Красноярского краяв процессе преподавания психологической дисциплины (курса по выбору) «Психология творчества» (2004;2006г.) в Астраханском государственном университете, Лесосибирском педагогическом институте филиале Красноярского государственного университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. Креативность понимается как интегральное свойство личности, допускающее варьирование путей решения жизненных проблем, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях, определяющих активность в обществе. Креативность личности возникает в результате деятельности в социальном контексте.

2. В подростковом возрасте креативность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика, сознательно реализуемая в процессе творчества и в единстве ведущих компонентов (операционального — интеллектуального и личностного), выражающаяся в постепенном поступательном развитии ее показателей на каждой стадии обучения.

3 Процесс развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе детерминирован комплексом психологических условий, таких как: социальное подкрепление творческого поведения, адекватная позитивная самооценка, внутренняя мотивация к творчеству, реализация принципов гуманистической психологии (принятие, поддержка, безоценочность).

4. Развивающая программа «Креатив в школе», учитывающая условия (социальное подкрепление творческого поведения, адекватная позитивная самооценка, внутренняя мотивация к творчеству) стимулирует нестандартные решения проблемных ситуаций и эффективно влияет на формирование творческого отношения подростков к деятельности.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (214 наименований) и приложений. Работа иллюстрирована таблицами (17) и рисунками (5). Общий объем диссертации 173 страницы.

Выводы по второй главе.

Многочисленные исследования стати мощным стимулом появления первых тестов креативности. Истоки современных методов диагностики креагивносги заложены в работах психологов Южно-Калифорнийского университета Дж Гилфордом и Е. П. Торренсом. В отечественных исследованиях изучение креативности проводится с помощью комплексных программ, разработанных этими зарубежными психологами, адаптированных для выборок отечественных испытуемых. Невербальная часть теста творческого мышления Е П. Торренса была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН на выборке школьников. Адаптация теста «Незавершенные картинки» была проведена Е. И. Щеблановой и И. С. Авериной на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 25 лет. Ревалидизация теста Дж. Гилфорда была проведена Т. В. Галкиной, JI. Г. Алексеевой, Л. Г. Хуснутдиновой на выборке школьников, в результате был разработан тест речемыслительной креативности и А. Н. Ворошиловой на выборке менеджеров.

На наш взгляд, преимущество имеют тесты Дж. Гилфорда и Е. П. Торренса в связи с возможностью экспрессдиагностики.

Для обработки результатов нами были выбраны параметры креативности: оригинальность, беглость, гибкость мышления.

Экспериментальная часть исследования осуществлялась в три этапа в период (2002;2007г.). Были созданы экспериментальная и контрольная группы с последующим сравнением результатов. Целью исследования явилось изучение психологических условий развития креативности в подростковом возрасте.

Для осуществления поставленной цели и задач было организованно пилотажное исследование, в котором приняли участие 160 подростков. В дальнейшем эксперимент проводился с 60 подростками. Экспериментальная группа состояла из 30 подростков. Контрольная группа также состояла из 30 подростков.

В первом диагностическом исследовании применялись основные психодиагностические методики по изучению креативности: тест Е. П. Торренса, тест Дж. Гилфорда, тест Медника, опросник креативности Д. Джонсона, авторская анкета развития креативности для всех подростков.

Затем для подростков экспериментальной группы применялись дополнительные методики для построения эффективной программы развития креативности (методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т Элерса, методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса, методика самооценки Будасси).

Нами была разработана программа «Креатив в школе», которая построена на принципах развивающего обучения и гуманистической психологии с учетом возрастных особенностей подростков. Программа состоит из двух разделов.

Проведена статистическая обработка данных с использованием программы Microsoft Excel 2004 и интегрированных статистических пакетов Statistica 6.0 и SPSS 11.2.

При анализе результатов исследования применялся Т-критерий Вилкоксона для независимых и непараметрических, Ткритерий Стьюдента, UМанна-Уитни для зависимых переменных и параметрических.

Для определения статистических связей между некоторыми переменными применялся коэффициент корреляций Спирмена для нормального значения распределения.

При анализе данных, полученных в результате проведения теста Е. Торренса, мы обнаружили, что происходили определенные изменения по всем показателям креативности в течение наблюдаемого периода (4 года). Достоверность различий в оценке показателей беглости, гибкости, оригинальности подтверждается в 6,7,8,9 классах на уровне значимости.

СР < 0,01).

По итогам исследования мы наблюдаем, значительный рост среднеарифметических показателей гибкости, оригинальности с начала подросткового возраста, что, по мнению В. Н. Дружинина, соответствует сензитивной подростковой фазе развития креативности.

По результатам диагностики креативности по тесту Е. Торренса в экспериментальной группе выявлено, что в ходе четырехлетнего исследования количество подростков с низким уровнем креативности уменьшился на 50%, с высоким уровнем креативности увеличился на 60%.

Сопоставляя выраженность сдвигов абсолютных величин испытуемых после тренинговых занятий по Ткритерию Вилкоксона, нами установлено, что сдвиг показателей гибкости и оригинальности значим (р < 0.01).

Также мы провели сравнение результатов по методики Е. Торренса в экспериментальной и контрольной группах по непараметрическому критерию для зависимых выборок Ткритерий Вилкоксона.

Достоверность различий по показателю беглости между 6 и 8 классах подтверждается на уровне значимости р<0,01. По показателю гибкости достоверность различий между 6 и 8, между 6 и 9 классах, между 7 и 8 классах, между 7 и 9 классах подтверждается на уровне значимости р<0,01. Достоверность различий по показателю оригинальности не подтверждается на уровне значимости р<0,01 ни в одном контрольном классе.

По данным экспериментального исследования показатели средних величин в 6 классе экспериментальной группе выше по критерию беглости, чем в контрольной группе. Однако по показателю оригинальности средние величины выше в контрольной группе, чем экспериментальной. Затем ситуация меняется показатели беглости, гибкости и оригинальности выше в экспериментальной группе, что свидетельствует об эффективности программ по развитию креативности и о создании благоприятных условий развития креативности.

По методике креативности Дж. Гилфорда в экспериментальной группе достоверность различий в оценке показателей гибкости, беглости и оригинальности подтверждается в 6,7,8,9 классах на уровне значимости р <0,01.

Сравнение по показателям гибкости, беглости, оригинальности методики Дж. Гилфорда в экспериментальной и контрольной группах осуществляли с использованием непараметрического критерия для зависимых выборок Т-критерий Вилкоксона и непараметрического критерия для связанных выборок UМанна-Уитни. В результате достоверность различий показателей в 7,8,9 классах подтверждается на уровне значимости р < 0,01, что свидетельствует об эффективности проводимой психологической работы.

Также провели сравнение по показателю оригинальности и уникальности методики С. Медника в экспериментальной и контрольной группах, использовав непараметрические критерии: Ткритерий Вилкоксона и UМанна-Уитни.

Достоверность различий подтверждается в 7,8,9 классах по показателю оригинальности на уровне значимости р < 0,01, по показателю уникальности еще и в 6 классе.

Проведенный корреляционный анализ между показателем «оригинальность мышления» в методиках Е. Торренса, Дж. Гилфорда, С. Медника выявил корреляционные связи по каждому классу. В экспериментальной группе выявлены положительные корреляционные связи. В контрольной группе не выявлена подобная корреляционная связь.

По результатам диагностики креативности по опроснику Д. Джонсона в экспериментальной группе выявлено, что в ходе четырехлетнего исследования количество подростков с низким уровнем креативности уменьшился на 10%, с высоким уровнем креативности увеличился на 17%. В свою очередь, в контрольной группе наоборот низкий уровень развития креативности за четырехлетний период исследования увеличился на 21%, высокий уровень снизился на 7%. Выявлены достоверные различия на уровне значимости (р < 0,01) по параметрическому критерию tСтьюдента между 9 экспериментальным и 9 контрольным классом, что свидетельствует о повышении самооценки творческих возможностей у подростков проходивших по программе развития креативности.

По результатам диагностики по авторской анкете во всех классах экспериментальной группы имеют место достоверные различия на уровне значимости (р < 0,01), в контрольной группе ни в одном классе нет достоверных различий.

В результате проведенной статистической обработки данных можно сделать вывод, что наиболее эффективной, как и предполагалось, оказалась экспериментальная группа, где в ходе реализации программы «Креатив в школе» по развитию креативности были достигнуты положительные сдвиги по всем показателям креативности по всем использованным методикам.

Нами дан подробный анализ психологических условий с практической точки зрения и описаны особенности развития каждого подростка входивших в экспериментальную группу за четырехлетний период исследовательской деятельности.

Заключение

.

Современное социально-экономическое положение, сложившееся в нашей стране, мало способствует развитию креативности. Поэтому исследования креативности имеет научную и практическую актуальность, так как творческая инициатива личности является существенным ресурсом развития общества. И насколько этот ресурс будет реализовываться, зависит от условий, которые способствуют развитию креативности.

Проведенное исследование развития креативности на подростковом этапе онтогенеза позволяет сформулировать основные выводы1.

1. Проведенный теоретический анализ состояния проблемы креативности в современной науке показывает, что изучение креативности наблюдалось еще в трудах античных философов (Платона, Аристотеля), их мысль подхватили и продолжили философы следующих исторических эпох (ДЛокк, 1С Гельвеций и.др.). Каждое направление в психологии стремилось научно обосновать загадку творчества: ассоциативная теория, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология, деятельностная теория.

Категорию креативность как самостоятельную характеристику стали изучать в 50-х годах XX в. и связана она с именем Дж. Гилфорда. В зарубежной литературе в связи с многообразием феноменологии креативности в последние годы возникают полимодальные подходы творческих способностей, которые включают в себя интеллектуальные, мотивационно-потребностные и другие компоненты (Р. Стернберг, Т. Любарт, Е. Григоренко, Дж. Рензулли).

Теоретический анализ проблемы позволил установить, что в зарубежной литературе исследователи определяют креативность как развитие дивергентного мышления (специфически реализующегося в оригинальности, беглости, гибкости мышления). Отечественные исследователи определяют креативность в рамках процессуальнодеятельностной парадигмы как результат творческой деятельности.

Современные представления о креативности предполагают связь человека с культурой, как результат его творческой деятельности, что способствует личностному развитию. В результате проведенного анализа, мы определяем понятие креативности как интегрального свойства личности, определяющего возможности социального взаимодействия между людьми, при которой специфическим свойством процесса, продукта и личности является их оригинальность мышления.

Включаясь в креативный процесс, человек активизируется в креативной среде, приобретая черты креативной личности и затем актуализируясь в креативном продукте.

Креативность является важнейшим социально-психологическим образованием личности, проявляющимся во всех сферах человеческой деятельности.

2. С учетом психологических особенностей подросткового возраста была разработана и апробирована развивающая программа «Креатив в школе», основанная на принципах развивающего обучения и гуманистической психологии и поуровневом развитии личности подростка, реализующая психологические условия развития креативности подростков и направленная на активизацию творческого потенциала детей.

3. На основе проведенного экспериментального исследования были выделены психологические условия развития креативности: социальное подкрепление творческого поведения, адекватная позитивная самооценка, внутренняя мотивация к творчеству, реализация принципов гуманистической психологии.

4. На основе анализа теоретических и экспериментальных данных была разработана модель развития креативности подростков, в основе которой лежат принципы гуманистической психологии (принятие, поддержка, безоценочность, независимость в принятии решений), развивающего обучения (принцип сотрудничества с семьей, диалогичности, проблемности в учебно-воспитательном процессе), дополняющая положения Е. Е Туник о развитии креативности учащихся.

Модель, обеспечивающая развитие креативности подростков в учебно-воспитательном процессе, представлена двумя уровнями: содержательным и деятельностно-операционным Содержательный уровень включает задания на развитие^ вербальной креативности и дивергентного мышления, творческие работы. Деятельностно-операционный уровень включает внедрение субъект — субъектных отношений в учебно-воспитательный процесс, психолого-педагогическая поддержка.

5. Выявлена положительная динамика развития креативности по критериям гибкости и оригинальности мышления у подростков в экспериментальной группы. Сдвиг критериев гибкости и оригинальности мышления подтверждается на уровне значимости (р < 0,01). По итогам исследования мы наблюдаем, значительный роет среднеарифметических показателей гибкости мышления с начала подросткового возраста, что, по мнению В Н Дружинина, соответствует сензитивной подростковой фазе развития креативности.

6 Выявлена в экспериментальной группе тесная положительная корреляционная связь между показателем креативности «оригинальность мышления» в методиках Е. Торренса, Дж Гилфорда, С. Медника, что перекликается с точкой зрения Е. Е. Туник, которая в исследовании установила взаимные корреляции между показателями беглость и оригинальность мышления отдельных субтестов.

7. В ходе экспериментального исследования обнаружились корреляционные связи на уровне значимости (г = 0,69 при р < 0,05) между критерием креативности «оригинальность мышления» и взаимоотношениями в диаде «родитель — ребенок» по типу кооперации. Это свидетельствует о том, что родители стремятся создавать условия для развития интеллектуальных и специальных способностей своих детей, поощряют их инициативу и самостоятельность.

Результаты экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования, положения, выносимые на защиту. Перспектива дальнейших исследований в данном направлении предполагает углубленное изучение механизмов и факторов развития креативности в юношеском возрасте.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач Текст.- /Альтшуллер ГС/ Ответственный редактор А. Н. Дюнин: ПН СССР, Сибирское отделение, 2-е изд. допол. -Новосибирск: Наука, 1991.- 223с.
  2. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии Текст.-Под ред. А. Ф. Иващенко, JT.JT. Коломенского. Минск. Высшая шкшта, 1980. -176с
  3. , Н.И. Развитие творческих способностей студентов по технологии 1РИЗ 1екст. /Аляева Н И. //Дошкольное воспитание. — 1996. — № 3.- с. 86−90
  4. , А. Психологическое тестирование (Пер. с анг.) Текст. / Анастази А. / (Предисловие К. М. Гуревич, В И. Лубовского) — М.: педагогика, 1982. — Кн.1 -318. — Кн.2 -295
  5. , А.Г. Загадки детского развития Текст. /Асмолов А.Г.- II Начальная школа приложение к газете «Первое сентября», 1998. -№ 1. -с. 1,14
  6. , А.Г. Загадки детского развития Текст. /Асмолов, А Г.- // Начальная школа приложение к газете «11ервое сентября», 1998 -№ 3. -с. 13
  7. , Г., Ромазан Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей Текст. /Бардиер, Г., Ромазан И., Чередникова СПб. Изд-во Дорваль, Кишинев (Вирт), 1993. -96с. (серия Детская практическая психология)
  8. , Г. С. Введение в диалектику творчества Текст. /Батшцев, Г. С. -СПб.: РХГИ, 1997, — 464с -(Философы России XX века)
  9. , С.А. Сложный мир подростка {Текст. /Беличева, С.А. -Свердловск. Сред. Урал кн. изд-во -1984 129с.
  10. Библер, В С Мышление как творчество' Введение в логику мыслительного диалога Текст. /Библер, B.C. -М., Полтиздаг, 1975. 399с. П. Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении [Текст] /Боно, 3. — М, Прогресс, 1976, — 143с.
  11. , Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности Текст. /Богоявленская, ДБ-// Вопросы психологии -1971 № 1 -с. 144−146.
  12. , Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Текст. / Божович, Л.И. М.: Международная педагогическая академия, 1995 -212с.
  13. , А. В. Психология мышления и кибернетика Текст. /Брушлинский, А. В М, Мысль, 1970.- 191с.
  14. , А. В. Субъект, мышление, учение, воображение {Текст. /Брушлинский, А. В.- М.- Воронеж, 1996. -392с.
  15. , С. Альтернативное мышление — путь к творчеству Текст. /Буваева, С. -//Народное образование. 1991.- № 7 с.24−27
  16. , И.А. Тихомиров, Н.М. Эмоции и мышление {Текст. Васильев, И.А. Тихомиров, Н.М. М. Изд-во МГУ., 1980.- 192с,
  17. , Н.К. Практика мышление -знание. К проблеме творческого мышления Текст. /Вахтомин, Н.К. -М.- Наука, 1978. — 112с.
  18. , Л. А. Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) Текст. /Венгер, Л. А. Венгер, А.Л. М :3нание, 1984. -80с.-(Народный университет. Педагогический факультет- № 9)
  19. , О. Сначала познай себя Текст. /Верещннская, О. -// Народное образование 1996. -№ 8 — с29−31
  20. , М. Продуктивное мышление / Пер. с англ. / Вступ. статья Зинченко В. П. Общ. ред С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко Текст. /Вертгеймер М. -М., Прогресс, 1987 -336с.
  21. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления у учащихся Текст. /Под ред. Якиманской К. Н. АПН СССР НИИ общей и пед. психологии М.- Педагогика, 1989. -224с.
  22. , И.П. Много ли в школе талантов Текст. /Волков И.П. М. Знание, 1989.-80с.-(Новое в жизни, науке, технике. Серия Педагогика и психология: — № 5)
  23. , А.Н. Трифонова, И.Г. Соотношение сходства/различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся Текст. /Воронин А. Н. Трифонова И Г. //Психологический журнал, 2003. -Т.24. № 6. с.77−85
  24. , Н. Лучшие задания по развитию творческих способностей: Текст. /Винокурова Н. Книга для детей, учителей и родителей — М.: ACT -Пресс, 1999, — 368 с
  25. , Л.С. Развитие высших психических функций Из неопубликованных трудов Текст. /Выготский Л.С. М.: Академия педагогических наук, 1960. -500с.
  26. Гальперин, ПЯ Психология мышления и учение о поэтапности формирования умственных действий Текст.: Мироненко В. В. Хрестоматия по психологии/ Общ. ред. Петровский A.M. М. г Просвещение, 1977. -527с.
  27. , В.В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников Текст. /Гагай В.В. //Начальная школа. 1991.-№ 6. -с. 2−5
  28. , Ю.Б. О пользе старого дивана или как развить креативность Текст. /Гатанов Ю.Б. //Школьный психолог. -1994.- № 4.- с.8−9
  29. , Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций Текст. /Гиппенрейтер Ю. Б М • ЧеРо, 1999 — 336 с
  30. , С.В. Проблема развития креативности. Гимнастика чувств Текст. /Гиппиус С.В. СПб.: Речь, 2001.- 346с.
  31. ЗбГребцова, НИ Развитие мышления учащихся Текст. /Гребцова Н.И. // Начальная школа.- 1994.-Ш1.- с.24−27
  32. , Е.Л. Стернберг, Р.Д. Стили мышления в школе Текст} /Григоренко Е. Л. Стернберг Р.Д. // Вестник Московского Университета. Серия14. Психология. 1996.- № 3 .- с.34−42
  33. , И.Б. Введение в психологию Текст. /Гришпун И.Б. М.- Институт практической психологии, 1997.-е
  34. , В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретич. и эксперим. псих, исслед Текст. /Давыдов В.В. М: Педагогика, 1986.-239с. 40 Двоскин, А. Время креакратии или креативные технологии как ближние рубежи переходных рынков [Электронный ресурс]
  35. , В.Н. Психология общих способностей Текст. /Дружинин В.Н. СПб' Питер Ком, 1999 -368с (серия «Мастера Психологии»)
  36. , В.Н. Хазратова, Н.В Экспериментальные исследования формирующего влияния микросреды на креативность Текст. /Дружинин В. Н. Хазратова Н В. //Психологический журнал. — 1994. — Т. 14.- № 4. с.83−93
  37. , О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского Текст. /Дьяченко О.М.- // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — с. 98−104.
  38. , М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей Текст. /Егорова МС. -//Вопросы психологии 2000.№ 1.с.36−46
  39. Ермолаева Томина, Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) Текст. /Ермолаева -Томина Л.Б.- //Вопросы психологии.- 1975. — № 5.-с. 166−176
  40. Ермолаева Томина, Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов Текст. /Ермолаева — Томина Л. Б. — М.: Академический проект, 2003. — 304 с.
  41. , Е.В. Учитесь мыслить играя Текст. /Заика Е. В -// Наука и жизнь. -1991.-Ш. -с.
  42. , Т.В. Остроумие и креативность Текст. /Иванова Т.В. -//Вопросы психологии 2002.- № 1.- с. 76−87
  43. , И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке Текст} / Ильницкая И. А. М.: Знание, 1985. — 80с. — (Новое в жизни, науке и технике. Серия Педагогика и психология- № 1)
  44. История психологии. От античности к современности: Учебное пособие для вузов Текст. // Под ред. Ждан А.Н.- М.: МГУ, 1990 -366 с.
  45. , З.И. Психологические принципы развивающего обучения Текст. /Калмыкова З.И. М.-3нание, 1979.-48с.
  46. , З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога Текст. / Калмыкова З. И. М.- Знание, 1982.- 96с.
  47. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / Калмыкова З. И. М., Педагогика — 98 L- с 200
  48. Карлссон, И Креативность: личностный, нейробиологический и когнитивные аспекты Текст. / Карлссон И. // Психология высшей школы экономики. — 2005. — Т.2 — № 4.- с. 122−131
  49. , А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач Текст. /Коваленко А.Б.- //Вопросы психологии. -1991.-№ 5. -с.42−47
  50. , В. А. Организация творческого мышления Текст. /Коваленко А.Б. -//Вопросы философии. 2002. — № 8.- с.78−87
  51. , В.Н. Проблема креативности личности Текст. /Козленке В.Н.-Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под. ред. Я. А. Пономарева. М., 1990.- с 131−148
  52. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание Текст. /Кон И.С. -М.Д984. -е.
  53. Кон, И С Психология ранней юности Кн для учителя. Текст. /Кон И.С. -М.: Просвещение,! 989 -с. 255
  54. Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, ред-составитель Л А. Карпенко -2-е издание, расшир-е, исправ-е и допол-е. -Ростов на- Дону.: Феникс, 1998. — 512с.
  55. , В.А. Психология обучения и воспитания школьников Текст. /Крутецкий В.А. М.-Просвещение, 1978.-303с.
  56. , В.А. Психология Учебник для пед. училищ Текст. /Крутецкий В.А. М.-Просвещение, 1980. -352с.
  57. , И.Я. Проблемное обучение Новое в жизни, науке и технике. Серия педагогика и психология Текст. /Лернер И Я. М.- Знание, 1974.-64с.
  58. , КС. Способность и одаренность в детские годы Текст. /Лейтес Н.С. М- Знание, 1984 — № 4.-79с
  59. , Н.С. Возрастная одаренность школьников Учебник для ВУЗов Текст. М.- Академия, 2000. -320с.
  60. , Н.С. Умственные способности и возраст Текст. /Лейтес Н.С. М., Знание, 1971.-279с.
  61. , А.В. Дифференциальная психология (на пересечении европейских, американских и российских традиций) Текст. /Либин А.В. -М.- Смысл, 1999.-532с.
  62. Лук, А Н. Психология творчества АН СССР сер. Наука и технический прогресс Текст. /Лук А. Н. -М., Наука, 1978.-127с.
  63. Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. /Лук, А Н.-М. Политиздат, 1976 -144с.
  64. , Т. Муширу К. Творческий процесс {Текст. / Любарт Т. Муширу К. // психология высшей школы экономики. — 2005.-Т.2.- № 4.- с. 74−80
  65. Мальтиникова, НП Креативная конфликтология Текст. /Мальтиникова Н.П. -//Психологическая газета. -2004. -№ 7−8.-с.32−36
  66. Маслоу, АХ Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Х. Маслоу. Спб.: Евразия, 1997. — 192с.
  67. , A.M. Концепция творческой одаренности Текст. /Матюшкин A.M.- // Вопросы психологии. 1985. — № 6.-с. 29−33
  68. , A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики Текст. /Матюшкин A.M. -М -1 Пкола-пресс, 1993 -128с.
  69. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении {Текст. Матюшкин AM М., Педагогика, 1972. -208с.
  70. , М.В. Мотивация учения младших школьниковТекст. /Матюхина М.В. М.-Педагогика, 1984 -144с.
  71. , Н. Об одном аспекте мышления человека Текст. /Майер Н-Психология мышления Сборник перевод с нем и англ. Вступительная статья Матюшкина AM. / Под ред. Матюшкина А. М.-Прогресс, 1965.-523с.
  72. , М.И. Организация проблемного обучения в школе Книга для учителей Текст. /Махмутов МИ. М- Просвещение, 1977 -240с
  73. Махмутов, М. И Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. /Махмутов М.И. М., Педагогика, 1975.- с.368
  74. , М. И. Шрагина Л.И. Технология творческого мышления Текст. /Меерович М И. Шрагина Л. И -Минск: Харвест, М: АСТ, 2000.- с.
  75. , Н.А. Мышление в процессе обучения Текст. /Менчинская Н.А.- Мироненко В В. Хрестоматия по психологии/под ред., М., Просвещение, 1977.-527с.
  76. , В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности Текст. /Моляко В.А.- //Вопросы психологии. -1994.-№ 5.- с.86−95
  77. , Р.С. Психология Учебное пособие для уч-ся пед. училищ Текст. /Немов. Р.С. -М. Просвещение, 1990.-300с.
  78. Никитин, Б. П Ступеньки творчества или развивающие игры Текст. /Никитин Б.П. М.-Просвещение, 1989>158с.
  79. Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / под ред проф. Д. Б. Богоявленской.-М., Молодая Гвардия, 1997. с.416
  80. , Л.А. Теоретические методические проблемы социально -психологического тренинг Текст. /Петровская Л. А -М.: Изд -во МГУ, 1982. -168с
  81. Платон. Избранные диалоги Текст. /Платон. М., 1966. -442с.
  82. , Я. А. Центральное звено психологического механизма творчества и развития мышления Текст. /Пономарев Я. А.-Возрастная и педагогическая психология. М.-Просвещение, 1987 -с
  83. , Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. Пономарев Я. А. -М- Педагогика, 1976.-280с.
  84. , Я.А. Психология творческого мышления Текст. /Пономарев Я.А./ Под ред. чл. АПН РСФСР проф.А. Н. Леонтьева М., АПН РСФСР, 1960.-352с.
  85. , Я.А. Психология творчества: перспективы развития Текст. /Пономарев Я.А. -// Психологический журнал. 1994.- Т. 15. — № 6. — с.38−50
  86. , А.С. Социально-психологический тренинг в школе Текст. Прутченков А.С.-2-е издание допол. и перераб. —М/ Изд-во ЭКС МО-пресс, 2001.-640с
  87. Психогимнастика в тренинге Текст. /Под ред. Н. Ю Хрящевой СПб.: Институт Тренинга. 2000. -256с
  88. Психология и педагогика Текст. /Под ред., Радугина, А 2-е издание исправ. и допол. -М., Центр, 1999 — 256с.
  89. Психологический словарь/под ред В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова -2-е издание перераб. и дополн.- М.: Педагогика Пресс, 1999. — 436 с.
  90. Психология современного подростка Текст.' / Под ред ДИ. Фельдштейн НИИ общей ипед психологии АПН СССР -М, 1987.-240 с
  91. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества Сборник научных трудов Текст.: / Д. И. Фельдштейн. -АПН СССР НИИ общей и пед. психологии (Ред. Д.И. Фельдштейн) -М • АПН СССР, 1990 -166с.
  92. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная Текст. /(Пономарев Я А. г Семенов И. Н., Степанов С.Ю.) Отв. ред. Пономарев Я. А, АН СССР, Ин-т психологии, -М.: Наук, 1990 -222 с.
  93. Психологическая диагностика. Учебник для ВУЗов Текст. /Под ред. Алимовой М. К., Гуревич К. М. 3-е издание перераб. и допол. -СПб.: Питер, 2005.-650 с.
  94. Психология одаренности детей и подростков Текст. / Под ред. Н. С. Лейтеса. М: Изд. Центр «Академия», 19%. — 416 с.
  95. Психологические исследования творческой деятельности Текст. / Отв. ред O.K. Тихомиров- М Наука, 1975 253 с.
  96. Развитие и диагностика способностей (Л.Г. Алексеева, АН Воронин, Т. В. Галкин и др.) Текст. / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. В Шадриков. АН СССР. Институт психологии М. Наука, 1991.- 177 с.
  97. Развитие творческой активности школьников (AM. Матюшкин, К. С. Аверина, Г Д. Чистякова и др.)Текст. / Под ред. А. М Матюшкина- НИИ общ. И педагог. Психологии АНП СССР. М. :Педагогика, 1991. — 155 с.
  98. Разумникова, О. М, Шемелина О. С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности Текст. /Разумникова О.М., Шемелина О. С. -II Вопросы психологии. 1999. — № 5. — с 130−137.
  99. , О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности Текст. /Разумникова О.М. //Вопросы психологии. 2002. — № 1. — c. l 11−125
  100. Разумникова, О. М Проявление половых различий в творческой деятельности Текст. /Разумникова О.М. -//Вопросы психологии 2006 -№ 1. -с. 105−112
  101. , Н. Творчество как усиление себя Текст./ Роджерс Н. // Вопросы психологии. -1990.- № 1. С. 164−167.
  102. , К.Р. Взгляд на психотерапию Становление человека Текст. / КР Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 244 с.
  103. , С. Л. Основы общей психологии Текст. /Рубинштейн С. Л. -СПб. .ПитерКом, 1999. 479 с.
  104. , Т.В. Менделевич В.Д Творческое мышление Текст. Рябова Т. В. Менделевич В.Д. -М. Просвещение, 1996. -с.
  105. , Т. В. Менделевич В.Д. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых мышление Текст. /Рябова Т. В. Менделевич В.Д.- //Вопросы психологии. 2002. -№ 1.- с.69−76
  106. , Т.И. Вперед к творчеству Текст. / Селезнева Т. И. -JI Психологическая газета. 2000. Июль-август — с. 18−19
  107. , Л. Знание и мышление Текст./ Секей Л //Психология мышления. — М., Просвещение, 1965.- с.343−365
  108. , Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. /Сидоренко Е.В. СПб.: Речь, 2002. -350 с.
  109. Симановский, А Э. Развитие творческого мышления детей Популярное пособие для родителей и педагогов. {Текст} /Симановский А. Э. Ярославль: Академия развитая, 1997. — 192 с.
  110. , О. Необходимое условие индивидуализация Текст. /Сиротин О. -//Народное образование. — 1996. — № 8. — с.24−25
  111. , С.Л. Воспитание творчеством Текст. /Соловейчик С.Л. -М.- Знание, 1978.- 96с.
  112. , И.Л. Лапшина, Н.Ю. Школа креативности Текст./ Соломин И. Л. Лапшина Н.Ю. //Психологическая газета. 2000. — Ноябрь. — с.24−25
  113. Столяренко, Л. Д Основы психологии Практикум. Текст./ Столяренко Л. Д Ростов н/Д.Феникс, 1999.- 576 с.
  114. Степавосова, О. В Современные представления об интуиции Текст./ Степаносова О. В. -/Вопросы психологии -2003. № 4. с. 133−143
  115. , Р. Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности Текст./ Стернберг Р. Григоренко Е.-//Психологический журнал. 1998 -Т. 19. -Ш- с. 144−159
  116. Страунинг, А Методы фокальных объектов Текст. /Страунинг А, — // Дошкольное воспитание. 1997.-М1 — с 8−17
  117. , Э.Д. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников Текст. /Телегина Э Д. // Вопросы психологии. 1986. -№ 1. -с.47−53
  118. , Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника Популярное пособие для родителей и педагогов Текст. /Тихомирова Л. Ф. Ярославль, Академия развития, 1997.-240 с
  119. , O.K. Психология мышления Текст. /Тихомиров O.K. М.: Изд-во МГУ, 1984.-270 с.
  120. Туник, Е Психодиагностика творческого мышления Креативные тесты Текст. /Туник Е. -//Школьный психолог Приложение к газете «Первое сентября» -2001−1-7 дек.-с.5−12
  121. , Е. Опросник креативности Дж ДжонсонаЭлектронный ресурс. /Туник Е -//Школьный психолог Приложение к газете «Первое сентября» -2000. -№ 47.
  122. , Д.В. Современные исследования творчества Текст. / Ушаков Д. В. //Психология высшей школы. — 2005. — Т.2.- № 4.- с.57−64
  123. , Л.М. Кулагина, ИЮ. Психологический справочник учителя Текст. /Фридман Л М Кулагина И Ю М, Просвещение, 1991 -288 с.
  124. , Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Избранные труды Текст. /Фельдштейн Д.И. -2-е издание М.: Флинта, 2004 -670 с.
  125. Фельдштейн Д И Психология развития личности в онтогенезе {Текст. /Фельдштейн Д.И. НИИ общей и пед. психологии АПН СССР -М"ПедагогикаД989. -206 с
  126. Фельдштейн, Д. И Проблемы возрастной и педагогической психологии. Текст. /Фельдштейн Д.И. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
  127. , Г. Развитие социальной креативности, пусть все голоса будут услышаны Текст. / Фишер Г.- // Психология высшей школы экономики. -2005 Т 2 — № 4 — с 53−56
  128. Холодная, М. А Психология интеллекта: парадоксы исследования Учебное пособие для студентов Текст. /Холодная JVLA. -М -Томск 2-е издание перераб. 2002.-272 с.
  129. Хрестоматия по общей психологии Текст. /Под ред. Петровского А.В.составитель В, В. Мироненко М. Просвещение, 1977.-527 с.
  130. , П. И «текущая помощь» и «расширение горизонта» Текст. /Чернецов П -//Народное образование. 1996 -№ 8 — с.29−31
  131. , В.Э. Юркевич, B.C. Одаренность: дар или испытание Текст. /Чудновский В. Э. Юркевич B.C. М, Знание, 1990-№ 12.-с.
  132. В.Э. Развитие способностей Текст. /Чудновский В.Э.- // Воспитание школьников. 1990. — № 4.- с.
  133. , В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении Текст./ Шадриков В. Д. -М., Просвещение, 1980.-320 с.
  134. , В.Д. Деятельность и способности Текст. /Шадриков В.Д. -М.: Логос, 1994.-320 с.
  135. , В.Д. Способности человека Текст. /Шадриков В.Д. -М -Воронеж, МОДЭК, 1997 288с. (Академия пед. и соц наук. Московский психолого-социальный институт)
  136. Шубинский, Н. П. Педагогика творчества учащихся Текст. Шубинский Н.П.-М., Знание, 1988.-№ 8.-79с.
  137. , Н. Б. Щебланова Е.И. Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием теста П. Торранса у младших школьников Текст. /Шумакова Н. Б. Щебланова Е.И. Щербо Н. П. -// Вопросы психологии. 1991.-№ 1. -с.27−32
  138. , А.Т. Проблемы теории творчества Текст. /Шумилин А.Т. -М., Выс. шк&bdquo- 1989.-143с.
  139. , Е. И. Аверина И. С. Современные лонгитюдные исследования одаренности Текст. /Щебланова Е. И. Аверина И.С. -// Вопросы психологии. -1994.- № 6.-с. 134−140
  140. , Е. Зайцева, Л. Учиться должно быть интересно Текст. / Щербакова Е Зайцева Л //Дошкольное воспитание -1997, — № 3 -с 41−46
  141. , B.C. Одаренные ребенок: иллюзии и реальность Текст. / Юркевич B.C. М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
  142. , Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника {Текст. /Яковлева Е.Л.- // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с 28−33.
  143. Яковлева, Е Л Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста {Текст./ Яковлева Е. Л. // Вопросы психологии. -1994. -№ 5.-с.3 7−43
  144. , И.С. Знания и мышление школьников {Текст. /Якиманская И.С. -М., Знание, 1985.-80 с.
  145. , М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества Проблемы научного творчества в современной психологии Текст. //М.Г. Ярошевский (ред.) -М., 1971.-с
  146. , М.Г. История психологии- От античности до середины XX века. Учебное пособие для вузов Текст. / Ярошевский М.Г.- ML: Академия, 1996, — 416с.
  147. , Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4−7 лет) Текст., дис.. канд. псих, наук: 19.00.13-Моеква, 2000. -196с.
  148. , Е.М. Развитие креативности студентов в учебной изобразительной деятельности Текст.: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07-ХабаровскДООЗ. -222с
  149. Барышева, Т, А Психологическая структура и развитие креативности у взрослых Текст.: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.13-СПб., 2005 -360с.
  150. , Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2000. -340с.
  151. , А.Н. Влияние личностных черт на развитие креативности старшеклассников Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н: 19.00.07 Ставрополь, 2004.- 24 с
  152. , Т.П. Психолого-педагогические условия развития креативности начальных классов в Вальдорфской школе. Текст.: дис. канд псих, наук- 19.00.07- СПб., 2001. 174с.
  153. , С.А. Коррекция тревожности в процессе формирования креативности в раннем юношеском возрасте. Текст.' дис. канд. псих, наук: 19.00.07- Казань, 2000. 160с.
  154. А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. Текст.' дис. доктора психол наук: 19.00.13 Москва, 2004. -376с.
  155. Вишнякова, Н Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. Текст.: дне. доктора психол. наук:19.00.13 -Москва, 1996. -394с.
  156. , Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения Текст., дис. .канд. Психол. Наук. 19.00.07 -Казань, 1999. -214 с.
  157. Голованова, А, А. Коммуникативная креативность субъекта как факюр эффективности группового решения задач. Текст.: дис. канд псих, наук-19.00.07- Казань, 2000. 160с.
  158. , Н.С. Креативность в сфере жизненного самоопределения. Текст.: дис. кацд. псих, наук: 19.00.01- Барнаул, 2003. 166с.
  159. , Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрастеТекст.: дис.. канд. Психол. Наук: 19.00.07 -Армавир, 2003. -170 с
  160. , ОН. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы. Текст.: дис. канд. псих, наук: 19.00.01- Москва, 2004. 301с.
  161. , И.М. Развитие креативности школьников в условиях экспериментальной модели учебного процесса Текст.: Дис.. кацд. психол. наук — 19 00.07- Иркутск, 2000.- 185 с.
  162. , В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности. Текст., дис.. канд. псих, наук- 19.00.01 СПб., 2005 213с.
  163. , Е.К. Развитие личности креативности школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта Текст., дис.канд. исихол. наук 19.00.01 -СПб., 1996.- 170с.
  164. , М.С. Исследование особенностей мотивационносмысловой сферы детей с различным уровнем креативности Текст.: дис.канд. психол. наук: 19.00.01. -М., 1998. -276с.
  165. , Т.А. Система творческих задают как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности.: Автореф. дисс. канд. п. наук, Москва 1998
  166. , И.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрастеТекст.: Автореф. дис. канд. психол. наук.-К., 1989- с.
  167. , И.В. Особенности развития творческого мышления у детейстаршего дошкольного возраста Текст.: дис. канд. психол. наук:19,00.01- М., 1993. 216 с
  168. , ЕЛ. Креативность в структуре личности (на примереразвития креативности в подростковом возрасте) Текст.: дис. канд.психол. наук: 19.00.01. -СШ., 1996. 170с.
  169. , Н.А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте. Текст.: дис.канд. психол. наук: 19.00.07. -Казань, 2004. -228с.
  170. Хазратова^ В Н. Формирование креативности под влиянием микросреды Текст.: Автореф дисс, канд. псих. наук. М., 1994 с.
  171. , И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности Текст.: дис. канд. пс. наук: 19.00.13 М., 2000.- 158с.
  172. , Г. Р. Взаимосвязь креативного и профессионального становления личности подростка. Текст.: дис. канд пс. наук: 19.00.07 Казань, 20(H). 207с
  173. , С.Р. Влияние процесса обмена идеями на креативность субъекта. Текст.1 дис. канд. пс. наук. 19 00.01 Москва, 2005. 186с.
  174. Boden М. The creative mind: Myths and mechanisms N. Y: Basic Books, 1992.
  175. Feldhuseb J F., and Treffinger D.J. Creative Thinking and Problem Solving in Gifted Education Dubuque, Lowa: Kendall Hunt, 1980
  176. Gaillard J. M The expression of psychodynamic forces in the paintings of Modigliani // Inter. J. Short-Term Psychotherapy. 1992. V. 7. P. 109—122.
  177. Guilford J.P. The nature of Human intelligence. N. Y: MC. Graw-Yill, 1967
  178. Guilford J. P, The structure of intelligence// Psychol bull/1956 № 53. 267 293
  179. Jones K. et al. Influential factors in artists' lives and themes in their artwork // Great. Res. J. 1997. V. 10. N 2. P. 221 — 228.
  180. Li J. Creativity in horizontal and vertical domains // Great. Res. J. 1997 V. 10. N2- 3.P. 107—132.
  181. Maslow A.H. Motivation and personality/ New York Harper. L. row, 1954
  182. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychol Rev. 1962 V/69.№ 3 P 220−232
  183. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs N. Y Prentice -Hall
  184. Torrance E.P. Torrance testy of creative thinking- Norms technical manual. Princeton: Persjnnel Press/ Ginn, 1974
  185. Rogers C.R. On becoming a person. Boston- Houghton Mifflin, 1961.
  186. Runco M A. Saramoto S O. Experimental studies of creativity // Sternberg R.S. (ed) Handboor of creativity. N.Y. Cambr.Univ. Press, 1999 P.62−92
  187. Shostrome E. Personal orientation inventory. N.Y.: Educat. and industrial testing service, 1966.
  188. Wallach M.A. Creativity// Carmichaels Manual of Child Psychology N.Y., L:1970. P. 1211−1272
  189. Wallaeh MA. Kogan N. A new look of the creativity intelligence distiction J. Of Personality, 1965. V.33 -p.348−369
Заполнить форму текущей работой