Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе
Диссертация
Многочисленные исследования стати мощным стимулом появления первых тестов креативности. Истоки современных методов диагностики креагивносги заложены в работах психологов Южно-Калифорнийского университета Дж Гилфордом и Е. П. Торренсом. В отечественных исследованиях изучение креативности проводится с помощью комплексных программ, разработанных этими зарубежными психологами, адаптированных для… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Теоретический анализ природы и сущности креативности в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. Основные теоретические подходы в изучении креативности
- 1. 2. Развитие креативности в онтогенезе и ее особенности в подростковом возрасте
- 1. 3. Условия и методы развития креативности в подростковом возрасте
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование развития креативности в подростковом возрасте
- 2. 1. Организация и методы исследования
- 2. 2. Программа развития креативности
- 2. 3. Анализ результатов экспериментального исследования психологических условий развития креативности в подростковом возрасте
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Альтшуллер, Г. С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач Текст.- /Альтшуллер ГС/ Ответственный редактор А. Н. Дюнин: ПН СССР, Сибирское отделение, 2-е изд. допол. -Новосибирск: Наука, 1991.- 223с.
- Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии Текст.-Под ред. А. Ф. Иващенко, JT.JT. Коломенского. Минск. Высшая шкшта, 1980. -176с
- Аляева, Н.И. Развитие творческих способностей студентов по технологии 1РИЗ 1екст. /Аляева Н И. //Дошкольное воспитание. — 1996. — № 3.- с. 86−90
- Анастази, А. Психологическое тестирование (Пер. с анг.) Текст. / Анастази А. / (Предисловие К. М. Гуревич, В И. Лубовского) — М.: педагогика, 1982. — Кн.1 -318. — Кн.2 -295
- Асмолов, А.Г. Загадки детского развития Текст. /Асмолов А.Г.- II Начальная школа приложение к газете «Первое сентября», 1998. -№ 1. -с. 1,14
- Асмолов, А.Г. Загадки детского развития Текст. /Асмолов, А Г.- // Начальная школа приложение к газете «11ервое сентября», 1998 -№ 3. -с. 13
- Бардиер, Г., Ромазан Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей Текст. /Бардиер, Г., Ромазан И., Чередникова СПб. Изд-во Дорваль, Кишинев (Вирт), 1993. -96с. (серия Детская практическая психология)
- Батищев, Г. С. Введение в диалектику творчества Текст. /Батшцев, Г. С. -СПб.: РХГИ, 1997, — 464с -(Философы России XX века)
- Беличева, С.А. Сложный мир подростка {Текст. /Беличева, С.А. -Свердловск. Сред. Урал кн. изд-во -1984 129с.
- Библер, В С Мышление как творчество' Введение в логику мыслительного диалога Текст. /Библер, B.C. -М., Полтиздаг, 1975. 399с. П. Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении [Текст] /Боно, 3. — М, Прогресс, 1976, — 143с.
- Богоявленская, Д.Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности Текст. /Богоявленская, ДБ-// Вопросы психологии -1971 № 1 -с. 144−146.
- Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. Текст. / Божович, Л.И. М.: Международная педагогическая академия, 1995 -212с.
- Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика Текст. /Брушлинский, А. В М, Мысль, 1970.- 191с.
- Брушлинский, А. В. Субъект, мышление, учение, воображение {Текст. /Брушлинский, А. В.- М.- Воронеж, 1996. -392с.
- Буваева, С. Альтернативное мышление — путь к творчеству Текст. /Буваева, С. -//Народное образование. 1991.- № 7 с.24−27
- Васильев, И.А. Тихомиров, Н.М. Эмоции и мышление {Текст. Васильев, И.А. Тихомиров, Н.М. М. Изд-во МГУ., 1980.- 192с,
- Вахтомин, Н.К. Практика мышление -знание. К проблеме творческого мышления Текст. /Вахтомин, Н.К. -М.- Наука, 1978. — 112с.
- Венгер, Л. А. Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) Текст. /Венгер, Л. А. Венгер, А.Л. М :3нание, 1984. -80с.-(Народный университет. Педагогический факультет- № 9)
- Верещинская, О. Сначала познай себя Текст. /Верещннская, О. -// Народное образование 1996. -№ 8 — с29−31
- Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / Пер. с англ. / Вступ. статья Зинченко В. П. Общ. ред С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко Текст. /Вертгеймер М. -М., Прогресс, 1987 -336с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления у учащихся Текст. /Под ред. Якиманской К. Н. АПН СССР НИИ общей и пед. психологии М.- Педагогика, 1989. -224с.
- Волков, И.П. Много ли в школе талантов Текст. /Волков И.П. М. Знание, 1989.-80с.-(Новое в жизни, науке, технике. Серия Педагогика и психология: — № 5)
- Воронин, А.Н. Трифонова, И.Г. Соотношение сходства/различия личностных особенностей учителя и ученика с креативностью учащихся Текст. /Воронин А. Н. Трифонова И Г. //Психологический журнал, 2003. -Т.24. № 6. с.77−85
- Винокурова, Н. Лучшие задания по развитию творческих способностей: Текст. /Винокурова Н. Книга для детей, учителей и родителей — М.: ACT -Пресс, 1999, — 368 с
- Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций Из неопубликованных трудов Текст. /Выготский Л.С. М.: Академия педагогических наук, 1960. -500с.
- Гальперин, ПЯ Психология мышления и учение о поэтапности формирования умственных действий Текст.: Мироненко В. В. Хрестоматия по психологии/ Общ. ред. Петровский A.M. М. г Просвещение, 1977. -527с.
- Гагай, В.В. Роль учебных заданий в развитии творческого мышления младших школьников Текст. /Гагай В.В. //Начальная школа. 1991.-№ 6. -с. 2−5
- Гатанов, Ю.Б. О пользе старого дивана или как развить креативность Текст. /Гатанов Ю.Б. //Школьный психолог. -1994.- № 4.- с.8−9
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций Текст. /Гиппенрейтер Ю. Б М • ЧеРо, 1999 — 336 с
- Гиппиус, С.В. Проблема развития креативности. Гимнастика чувств Текст. /Гиппиус С.В. СПб.: Речь, 2001.- 346с.
- ЗбГребцова, НИ Развитие мышления учащихся Текст. /Гребцова Н.И. // Начальная школа.- 1994.-Ш1.- с.24−27
- Григоренко, Е.Л. Стернберг, Р.Д. Стили мышления в школе Текст} /Григоренко Е. Л. Стернберг Р.Д. // Вестник Московского Университета. Серия14. Психология. 1996.- № 3 .- с.34−42
- Гришпун, И.Б. Введение в психологию Текст. /Гришпун И.Б. М.- Институт практической психологии, 1997.-е
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретич. и эксперим. псих, исслед Текст. /Давыдов В.В. М: Педагогика, 1986.-239с. 40 Двоскин, А. Время креакратии или креативные технологии как ближние рубежи переходных рынков [Электронный ресурс]
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей Текст. /Дружинин В.Н. СПб' Питер Ком, 1999 -368с (серия «Мастера Психологии»)
- Дружинин, В.Н. Хазратова, Н.В Экспериментальные исследования формирующего влияния микросреды на креативность Текст. /Дружинин В. Н. Хазратова Н В. //Психологический журнал. — 1994. — Т. 14.- № 4. с.83−93
- Дьяченко, О.М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского Текст. /Дьяченко О.М.- // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — с. 98−104.
- Егорова, М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей Текст. /Егорова МС. -//Вопросы психологии 2000.№ 1.с.36−46
- Ермолаева Томина, Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований) Текст. /Ермолаева -Томина Л.Б.- //Вопросы психологии.- 1975. — № 5.-с. 166−176
- Ермолаева Томина, Л. Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов Текст. /Ермолаева — Томина Л. Б. — М.: Академический проект, 2003. — 304 с.
- Заика, Е.В. Учитесь мыслить играя Текст. /Заика Е. В -// Наука и жизнь. -1991.-Ш. -с.
- Иванова, Т.В. Остроумие и креативность Текст. /Иванова Т.В. -//Вопросы психологии 2002.- № 1.- с. 76−87
- Илыпщкая, И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке Текст} / Ильницкая И. А. М.: Знание, 1985. — 80с. — (Новое в жизни, науке и технике. Серия Педагогика и психология- № 1)
- История психологии. От античности к современности: Учебное пособие для вузов Текст. // Под ред. Ждан А.Н.- М.: МГУ, 1990 -366 с.
- Калмыкова, З.И. Психологические принципы развивающего обучения Текст. /Калмыкова З.И. М.-3нание, 1979.-48с.
- Калмыкова, З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога Текст. / Калмыкова З. И. М.- Знание, 1982.- 96с.
- Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / Калмыкова З. И. М., Педагогика — 98 L- с 200
- Карлссон, И Креативность: личностный, нейробиологический и когнитивные аспекты Текст. / Карлссон И. // Психология высшей школы экономики. — 2005. — Т.2 — № 4.- с. 122−131
- Коваленко, А.Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач Текст. /Коваленко А.Б.- //Вопросы психологии. -1991.-№ 5. -с.42−47
- Коваленко, В. А. Организация творческого мышления Текст. /Коваленко А.Б. -//Вопросы философии. 2002. — № 8.- с.78−87
- Козленке, В.Н. Проблема креативности личности Текст. /Козленке В.Н.-Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под. ред. Я. А. Пономарева. М., 1990.- с 131−148
- Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самопознание Текст. /Кон И.С. -М.Д984. -е.
- Кон, И С Психология ранней юности Кн для учителя. Текст. /Кон И.С. -М.: Просвещение,! 989 -с. 255
- Краткий психологический словарь /Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского, ред-составитель Л А. Карпенко -2-е издание, расшир-е, исправ-е и допол-е. -Ростов на- Дону.: Феникс, 1998. — 512с.
- Крутецкий, В.А. Психология обучения и воспитания школьников Текст. /Крутецкий В.А. М.-Просвещение, 1978.-303с.
- Крутецкий, В.А. Психология Учебник для пед. училищ Текст. /Крутецкий В.А. М.-Просвещение, 1980. -352с.
- Лернер, И.Я. Проблемное обучение Новое в жизни, науке и технике. Серия педагогика и психология Текст. /Лернер И Я. М.- Знание, 1974.-64с.
- Лейтес, КС. Способность и одаренность в детские годы Текст. /Лейтес Н.С. М- Знание, 1984 — № 4.-79с
- Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников Учебник для ВУЗов Текст. М.- Академия, 2000. -320с.
- Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст Текст. /Лейтес Н.С. М., Знание, 1971.-279с.
- Либин, А.В. Дифференциальная психология (на пересечении европейских, американских и российских традиций) Текст. /Либин А.В. -М.- Смысл, 1999.-532с.
- Лук, А Н. Психология творчества АН СССР сер. Наука и технический прогресс Текст. /Лук А. Н. -М., Наука, 1978.-127с.
- Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. /Лук, А Н.-М. Политиздат, 1976 -144с.
- Любарт, Т. Муширу К. Творческий процесс {Текст. / Любарт Т. Муширу К. // психология высшей школы экономики. — 2005.-Т.2.- № 4.- с. 74−80
- Мальтиникова, НП Креативная конфликтология Текст. /Мальтиникова Н.П. -//Психологическая газета. -2004. -№ 7−8.-с.32−36
- Маслоу, АХ Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Х. Маслоу. Спб.: Евразия, 1997. — 192с.
- Матюшкин, A.M. Концепция творческой одаренности Текст. /Матюшкин A.M.- // Вопросы психологии. 1985. — № 6.-с. 29−33
- Матюшкин, A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики Текст. /Матюшкин A.M. -М -1 Пкола-пресс, 1993 -128с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении {Текст. Матюшкин AM М., Педагогика, 1972. -208с.
- Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьниковТекст. /Матюхина М.В. М.-Педагогика, 1984 -144с.
- Майер, Н. Об одном аспекте мышления человека Текст. /Майер Н-Психология мышления Сборник перевод с нем и англ. Вступительная статья Матюшкина AM. / Под ред. Матюшкина А. М.-Прогресс, 1965.-523с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе Книга для учителей Текст. /Махмутов МИ. М- Просвещение, 1977 -240с
- Махмутов, М. И Проблемное обучение: Основные вопросы теории Текст. /Махмутов М.И. М., Педагогика, 1975.- с.368
- Меерович, М. И. Шрагина Л.И. Технология творческого мышления Текст. /Меерович М И. Шрагина Л. И -Минск: Харвест, М: АСТ, 2000.- с.
- Менчинская, Н.А. Мышление в процессе обучения Текст. /Менчинская Н.А.- Мироненко В В. Хрестоматия по психологии/под ред., М., Просвещение, 1977.-527с.
- Моляко, В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности Текст. /Моляко В.А.- //Вопросы психологии. -1994.-№ 5.- с.86−95
- Немов, Р.С. Психология Учебное пособие для уч-ся пед. училищ Текст. /Немов. Р.С. -М. Просвещение, 1990.-300с.
- Никитин, Б. П Ступеньки творчества или развивающие игры Текст. /Никитин Б.П. М.-Просвещение, 1989>158с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности Текст. / под ред проф. Д. Б. Богоявленской.-М., Молодая Гвардия, 1997. с.416
- Петровская, Л.А. Теоретические методические проблемы социально -психологического тренинг Текст. /Петровская Л. А -М.: Изд -во МГУ, 1982. -168с
- Платон. Избранные диалоги Текст. /Платон. М., 1966. -442с.
- Пономарев, Я. А. Центральное звено психологического механизма творчества и развития мышления Текст. /Пономарев Я. А.-Возрастная и педагогическая психология. М.-Просвещение, 1987 -с
- Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика Текст. Пономарев Я. А. -М- Педагогика, 1976.-280с.
- Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления Текст. /Пономарев Я.А./ Под ред. чл. АПН РСФСР проф.А. Н. Леонтьева М., АПН РСФСР, 1960.-352с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества: перспективы развития Текст. /Пономарев Я.А. -// Психологический журнал. 1994.- Т. 15. — № 6. — с.38−50
- Пругченков, А.С. Социально-психологический тренинг в школе Текст. Прутченков А.С.-2-е издание допол. и перераб. —М/ Изд-во ЭКС МО-пресс, 2001.-640с
- Психогимнастика в тренинге Текст. /Под ред. Н. Ю Хрящевой СПб.: Институт Тренинга. 2000. -256с
- Психология и педагогика Текст. /Под ред., Радугина, А 2-е издание исправ. и допол. -М., Центр, 1999 — 256с.
- Психологический словарь/под ред В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова -2-е издание перераб. и дополн.- М.: Педагогика Пресс, 1999. — 436 с.
- Психология современного подростка Текст.' / Под ред ДИ. Фельдштейн НИИ общей ипед психологии АПН СССР -М, 1987.-240 с
- Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества Сборник научных трудов Текст.: / Д. И. Фельдштейн. -АПН СССР НИИ общей и пед. психологии (Ред. Д.И. Фельдштейн) -М • АПН СССР, 1990 -166с.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная Текст. /(Пономарев Я А. г Семенов И. Н., Степанов С.Ю.) Отв. ред. Пономарев Я. А, АН СССР, Ин-т психологии, -М.: Наук, 1990 -222 с.
- Психологическая диагностика. Учебник для ВУЗов Текст. /Под ред. Алимовой М. К., Гуревич К. М. 3-е издание перераб. и допол. -СПб.: Питер, 2005.-650 с.
- Психология одаренности детей и подростков Текст. / Под ред. Н. С. Лейтеса. М: Изд. Центр «Академия», 19%. — 416 с.
- Психологические исследования творческой деятельности Текст. / Отв. ред O.K. Тихомиров- М Наука, 1975 253 с.
- Развитие и диагностика способностей (Л.Г. Алексеева, АН Воронин, Т. В. Галкин и др.) Текст. / Отв. ред. В. Н. Дружинин, В. В Шадриков. АН СССР. Институт психологии М. Наука, 1991.- 177 с.
- Развитие творческой активности школьников (AM. Матюшкин, К. С. Аверина, Г Д. Чистякова и др.)Текст. / Под ред. А. М Матюшкина- НИИ общ. И педагог. Психологии АНП СССР. М. :Педагогика, 1991. — 155 с.
- Разумникова, О. М, Шемелина О. С. Личностные и когнитивные свойства при экспериментальном определении уровня креативности Текст. /Разумникова О.М., Шемелина О. С. -II Вопросы психологии. 1999. — № 5. — с 130−137.
- Разумникова, О.М. Пол и профессиональная направленность студентов как факторы креативности Текст. /Разумникова О.М. //Вопросы психологии. 2002. — № 1. — c. l 11−125
- Разумникова, О. М Проявление половых различий в творческой деятельности Текст. /Разумникова О.М. -//Вопросы психологии 2006 -№ 1. -с. 105−112
- Роджерс, Н. Творчество как усиление себя Текст./ Роджерс Н. // Вопросы психологии. -1990.- № 1. С. 164−167.
- Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию Становление человека Текст. / КР Роджерс. М.: Прогресс, 1994. — 244 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. /Рубинштейн С. Л. -СПб. .ПитерКом, 1999. 479 с.
- Рябова, Т.В. Менделевич В.Д Творческое мышление Текст. Рябова Т. В. Менделевич В.Д. -М. Просвещение, 1996. -с.
- Рябова, Т. В. Менделевич В.Д. Творческое мышление и антиципация у больных шизофренией и психически здоровых мышление Текст. /Рябова Т. В. Менделевич В.Д.- //Вопросы психологии. 2002. -№ 1.- с.69−76
- Селезнева, Т.И. Вперед к творчеству Текст. / Селезнева Т. И. -JI Психологическая газета. 2000. Июль-август — с. 18−19
- Секей, Л. Знание и мышление Текст./ Секей Л //Психология мышления. — М., Просвещение, 1965.- с.343−365
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. /Сидоренко Е.В. СПб.: Речь, 2002. -350 с.
- Симановский, А Э. Развитие творческого мышления детей Популярное пособие для родителей и педагогов. {Текст} /Симановский А. Э. Ярославль: Академия развитая, 1997. — 192 с.
- Сиротин, О. Необходимое условие индивидуализация Текст. /Сиротин О. -//Народное образование. — 1996. — № 8. — с.24−25
- Соловейчик, С.Л. Воспитание творчеством Текст. /Соловейчик С.Л. -М.- Знание, 1978.- 96с.
- Соломин, И.Л. Лапшина, Н.Ю. Школа креативности Текст./ Соломин И. Л. Лапшина Н.Ю. //Психологическая газета. 2000. — Ноябрь. — с.24−25
- Столяренко, Л. Д Основы психологии Практикум. Текст./ Столяренко Л. Д Ростов н/Д.Феникс, 1999.- 576 с.
- Степавосова, О. В Современные представления об интуиции Текст./ Степаносова О. В. -/Вопросы психологии -2003. № 4. с. 133−143
- Стернберг, Р. Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности Текст./ Стернберг Р. Григоренко Е.-//Психологический журнал. 1998 -Т. 19. -Ш- с. 144−159
- Страунинг, А Методы фокальных объектов Текст. /Страунинг А, — // Дошкольное воспитание. 1997.-М1 — с 8−17
- Телегина, Э.Д. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников Текст. /Телегина Э Д. // Вопросы психологии. 1986. -№ 1. -с.47−53
- Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника Популярное пособие для родителей и педагогов Текст. /Тихомирова Л. Ф. Ярославль, Академия развития, 1997.-240 с
- Тихомиров, O.K. Психология мышления Текст. /Тихомиров O.K. М.: Изд-во МГУ, 1984.-270 с.
- Туник, Е Психодиагностика творческого мышления Креативные тесты Текст. /Туник Е. -//Школьный психолог Приложение к газете «Первое сентября» -2001−1-7 дек.-с.5−12
- Туник, Е. Опросник креативности Дж ДжонсонаЭлектронный ресурс. /Туник Е -//Школьный психолог Приложение к газете «Первое сентября» -2000. -№ 47.
- Ушаков, Д.В. Современные исследования творчества Текст. / Ушаков Д. В. //Психология высшей школы. — 2005. — Т.2.- № 4.- с.57−64
- Фридман, Л.М. Кулагина, ИЮ. Психологический справочник учителя Текст. /Фридман Л М Кулагина И Ю М, Просвещение, 1991 -288 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Избранные труды Текст. /Фельдштейн Д.И. -2-е издание М.: Флинта, 2004 -670 с.
- Фельдштейн Д И Психология развития личности в онтогенезе {Текст. /Фельдштейн Д.И. НИИ общей и пед. психологии АПН СССР -М"ПедагогикаД989. -206 с
- Фельдштейн, Д. И Проблемы возрастной и педагогической психологии. Текст. /Фельдштейн Д.И. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 368 с.
- Фишер, Г. Развитие социальной креативности, пусть все голоса будут услышаны Текст. / Фишер Г.- // Психология высшей школы экономики. -2005 Т 2 — № 4 — с 53−56
- Холодная, М. А Психология интеллекта: парадоксы исследования Учебное пособие для студентов Текст. /Холодная JVLA. -М -Томск 2-е издание перераб. 2002.-272 с.
- Хрестоматия по общей психологии Текст. /Под ред. Петровского А.В.составитель В, В. Мироненко М. Просвещение, 1977.-527 с.
- Чернецов, П. И «текущая помощь» и «расширение горизонта» Текст. /Чернецов П -//Народное образование. 1996 -№ 8 — с.29−31
- Чудновский, В.Э. Юркевич, B.C. Одаренность: дар или испытание Текст. /Чудновский В. Э. Юркевич B.C. М, Знание, 1990-№ 12.-с.
- Чудновский В.Э. Развитие способностей Текст. /Чудновский В.Э.- // Воспитание школьников. 1990. — № 4.- с.
- Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении Текст./ Шадриков В. Д. -М., Просвещение, 1980.-320 с.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности Текст. /Шадриков В.Д. -М.: Логос, 1994.-320 с.
- Шадриков, В.Д. Способности человека Текст. /Шадриков В.Д. -М -Воронеж, МОДЭК, 1997 288с. (Академия пед. и соц наук. Московский психолого-социальный институт)
- Шубинский, Н. П. Педагогика творчества учащихся Текст. Шубинский Н.П.-М., Знание, 1988.-№ 8.-79с.
- Шумакова, Н. Б. Щебланова Е.И. Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием теста П. Торранса у младших школьников Текст. /Шумакова Н. Б. Щебланова Е.И. Щербо Н. П. -// Вопросы психологии. 1991.-№ 1. -с.27−32
- Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества Текст. /Шумилин А.Т. -М., Выс. шк&bdquo- 1989.-143с.
- Щебланова, Е. И. Аверина И. С. Современные лонгитюдные исследования одаренности Текст. /Щебланова Е. И. Аверина И.С. -// Вопросы психологии. -1994.- № 6.-с. 134−140
- Щербакова, Е. Зайцева, Л. Учиться должно быть интересно Текст. / Щербакова Е Зайцева Л //Дошкольное воспитание -1997, — № 3 -с 41−46
- Юркевич, B.C. Одаренные ребенок: иллюзии и реальность Текст. / Юркевич B.C. М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
- Яковлева, Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника {Текст. /Яковлева Е.Л.- // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с 28−33.
- Яковлева, Е Л Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста {Текст./ Яковлева Е. Л. // Вопросы психологии. -1994. -№ 5.-с.3 7−43
- Якиманская, И.С. Знания и мышление школьников {Текст. /Якиманская И.С. -М., Знание, 1985.-80 с.
- Ярошевский, М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества Проблемы научного творчества в современной психологии Текст. //М.Г. Ярошевский (ред.) -М., 1971.-с
- Ярошевский, М.Г. История психологии- От античности до середины XX века. Учебное пособие для вузов Текст. / Ярошевский М.Г.- ML: Академия, 1996, — 416с.
- Алфеева, Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4−7 лет) Текст., дис.. канд. псих, наук: 19.00.13-Моеква, 2000. -196с.
- Базилевич, Е.М. Развитие креативности студентов в учебной изобразительной деятельности Текст.: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07-ХабаровскДООЗ. -222с
- Барышева, Т, А Психологическая структура и развитие креативности у взрослых Текст.: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.13-СПб., 2005 -360с.
- Барышникова, Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей Текст.: дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2000. -340с.
- Бобров, А.Н. Влияние личностных черт на развитие креативности старшеклассников Текст.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.психол.н: 19.00.07 Ставрополь, 2004.- 24 с
- Васильева, Т.П. Психолого-педагогические условия развития креативности начальных классов в Вальдорфской школе. Текст.: дис. канд псих, наук- 19.00.07- СПб., 2001. 174с.
- Водяха, С.А. Коррекция тревожности в процессе формирования креативности в раннем юношеском возрасте. Текст.' дис. канд. псих, наук: 19.00.07- Казань, 2000. 160с.
- Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. Текст.' дис. доктора психол наук: 19.00.13 Москва, 2004. -376с.
- Вишнякова, Н Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. Текст.: дне. доктора психол. наук:19.00.13 -Москва, 1996. -394с.
- Галич, Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения Текст., дис. .канд. Психол. Наук. 19.00.07 -Казань, 1999. -214 с.
- Голованова, А, А. Коммуникативная креативность субъекта как факюр эффективности группового решения задач. Текст.: дис. канд псих, наук-19.00.07- Казань, 2000. 160с.
- Гилева, Н.С. Креативность в сфере жизненного самоопределения. Текст.: дис. кацд. псих, наук: 19.00.01- Барнаул, 2003. 166с.
- Демидова, Т.В. Развитие креативности как устойчивого свойства личности в старшем школьном возрастеТекст.: дис.. канд. Психол. Наук: 19.00.07 -Армавир, 2003. -170 с
- Капиренкова, ОН. Креативность личности лидера как фактор интеграции малой группы. Текст.: дис. канд. псих, наук: 19.00.01- Москва, 2004. 301с.
- Кыштымова, И.М. Развитие креативности школьников в условиях экспериментальной модели учебного процесса Текст.: Дис.. кацд. психол. наук — 19 00.07- Иркутск, 2000.- 185 с.
- Луговая, В.Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности. Текст., дис.. канд. псих, наук- 19.00.01 СПб., 2005 213с.
- Лютова, Е.К. Развитие личности креативности школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта Текст., дис.канд. исихол. наук 19.00.01 -СПб., 1996.- 170с.
- Семилеткина, М.С. Исследование особенностей мотивационносмысловой сферы детей с различным уровнем креативности Текст.: дис.канд. психол. наук: 19.00.01. -М., 1998. -276с.
- Сидорчук, Т.А. Система творческих задают как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности.: Автореф. дисс. канд. п. наук, Москва 1998
- Слободянюк, И.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрастеТекст.: Автореф. дис. канд. психол. наук.-К., 1989- с.
- Смолярчук, И.В. Особенности развития творческого мышления у детейстаршего дошкольного возраста Текст.: дис. канд. психол. наук:19,00.01- М., 1993. 216 с
- Солдатова, ЕЛ. Креативность в структуре личности (на примереразвития креативности в подростковом возрасте) Текст.: дис. канд.психол. наук: 19.00.01. -СШ., 1996. 170с.
- Тюрьмина, Н.А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте. Текст.: дис.канд. психол. наук: 19.00.07. -Казань, 2004. -228с.
- Хазратова^ В Н. Формирование креативности под влиянием микросреды Текст.: Автореф дисс, канд. псих. наук. М., 1994 с.
- Цхай, И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности Текст.: дис. канд. пс. наук: 19.00.13 М., 2000.- 158с.
- Шафикова, Г. Р. Взаимосвязь креативного и профессионального становления личности подростка. Текст.: дис. канд пс. наук: 19.00.07 Казань, 20(H). 207с
- Яголовский, С.Р. Влияние процесса обмена идеями на креативность субъекта. Текст.1 дис. канд. пс. наук. 19 00.01 Москва, 2005. 186с.
- Boden М. The creative mind: Myths and mechanisms N. Y: Basic Books, 1992.
- Feldhuseb J F., and Treffinger D.J. Creative Thinking and Problem Solving in Gifted Education Dubuque, Lowa: Kendall Hunt, 1980
- Gaillard J. M The expression of psychodynamic forces in the paintings of Modigliani // Inter. J. Short-Term Psychotherapy. 1992. V. 7. P. 109—122.
- Guilford J.P. The nature of Human intelligence. N. Y: MC. Graw-Yill, 1967
- Guilford J. P, The structure of intelligence// Psychol bull/1956 № 53. 267 293
- Jones K. et al. Influential factors in artists' lives and themes in their artwork // Great. Res. J. 1997. V. 10. N 2. P. 221 — 228.
- Li J. Creativity in horizontal and vertical domains // Great. Res. J. 1997 V. 10. N2- 3.P. 107—132.
- Maslow A.H. Motivation and personality/ New York Harper. L. row, 1954
- Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychol Rev. 1962 V/69.№ 3 P 220−232
- Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs N. Y Prentice -Hall
- Torrance E.P. Torrance testy of creative thinking- Norms technical manual. Princeton: Persjnnel Press/ Ginn, 1974
- Rogers C.R. On becoming a person. Boston- Houghton Mifflin, 1961.
- Runco M A. Saramoto S O. Experimental studies of creativity // Sternberg R.S. (ed) Handboor of creativity. N.Y. Cambr.Univ. Press, 1999 P.62−92
- Shostrome E. Personal orientation inventory. N.Y.: Educat. and industrial testing service, 1966.
- Wallach M.A. Creativity// Carmichaels Manual of Child Psychology N.Y., L:1970. P. 1211−1272
- Wallaeh MA. Kogan N. A new look of the creativity intelligence distiction J. Of Personality, 1965. V.33 -p.348−369