Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности развития и эволюции семейных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но уже в рамках этого группового брака, естественно, могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода (иными словами, кто-то из «мужей» был особенно милым). Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнерами получали все более широкое распространение, закреплялись обычаями, и таким… Читать ещё >

Особенности развития и эволюции семейных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Семья и семейные отношения

Для того чтобы перейти к изучению семейно-брачных отношений, необходимо ознакомиться с самими понятиями «семья» и «брак», их признаками, различиями и основными характеристиками.

Семья — это сложное, важное и многогранное явление в жизни человека, оно охватывает такое значительное количество аспектов и сторон его жизни, что однозначного универсального определения просто не существует. Изучением семьи занимаются представители разных социальных наук, и каждый из них дает свою формулировку данному понятию. Кроме того, в зависимости от акцентов, которые делают исследователи при изучении семьи, даже внутри одной науки эти определения могут значительно различаться.

В социологии определение семьи происходит на основе анализа социологических особенностей. В Энциклопедическом социологическом словаре понятие семьи формулируется так: «Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [104].

Также популярно в советской социологии определение семьи А. Харчева: «Семья — это исторически-конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.» [95].

Английский социолог Энтони Гидденс дает определение семье как ячейке общества, состоящей из людей, которые поддерживают друг друга одним или несколькими способами, например социально, экономически или психологически (любовь, забота, привязанность), либо чьи члены отождествляются друг с другом как поддерживающая ячейка [103].

Как социальный институт семья представляет собой совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками [97].

Обобщая определения этих, а также других известных социологов можно сделать вывод, что в социологии под семьей понимается общность людей, основанная на единой общесемейной деятельности, связанных между собой узами супружества-родительства-родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Юридическая наука в действующем законодательстве не содержит правового определения семьи. В юридической литературе по вопросу о его необходимости существует две противоположные позиции.

Приверженцы первой из них считают нужным дать законодательное определение семьи. Но поскольку различные отрасли права регулируют разные по содержанию отношения с участием членов семьи, возникают трудности в выработке универсального понятия семьи, приемлемого для всех отраслей права. По их мнению, нужно выработать и закрепить в законе определение семьи для каждой правовой отрасли, субъектами которой являются члены семьи.

Существует также мнение, согласно которому не стоит на законодательном уровне давать определение семьи. Обосновывается оно тем, что критерии, характеризующие семью, очень многообразны и слишком разнятся условия существования семей. К тому же авторы этого мнения полагают, что семья как таковая субъектом права не является, субъектами являются конкретные члены семьи, более того, семья — это явление не правовое, а социологическое [62].

Вряд ли можно однозначно согласиться с подобными выводами и предложениями. Прежде всего сложность и многогранность явления не влечет вывода о том, что в его определении должны быть указаны все признаки, присущие ему, достаточно просто ограничиться основными и относительно постоянными. Ссылка на социальный характер семьи верна, но это не отрицает возможности ее правового определения. Попав в сферу правового регулирования, семья становится социально-правовым явлением, что дает возможность включить в ее определение как социальные, так и правовые признаки.

По меньшей мере два из них отражены в действующем семейном законодательстве:

  • 1) наличие взаимных прав и обязанностей членов семьи (этот признак является обязательным);
  • 2) совместное проживание членов семьи, хотя носителями семейных прав и обязанностей могут быть члены разных семей.

Вызывает сомнение и утверждение о том, что семья субъектом права не является. Анализ действующего законодательства доказывает обратное. Как самостоятельное понятие «семья» встречается в тексте ряда статей СК РФ (ст.ст. 1, 2, 22, 27, 31, 54, 57 и др.) [86].

Имеется достаточно оснований, чтобы рассматривать семью в качестве самостоятельного субъекта права. А это приводит к выводу о необходимости правового определения семьи и его отражения в законе.

Правовая взаимосвязь членов семьи является непременным условием ее существования. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в семейном праве семья выступает как единый коллективный субъект, члены которого также являются самостоятельными субъектами семейных правоотношений.

Исходя из вышеизложенного можно дать следующее юридическое определение семьи. Семья — группа лиц, имеющая между собой предусмотренные законом права и обязанности. Отношения между членами семьи регулируются нормами семейного права, поэтому они называются семейно-правовыми и базируются на конституционных нормах.

В психологии ученые дают следующее определение: «Семья — это важнейшая форма организации личной жизни, вид социальной общности, малая группа, основанная на супружеском союзе, родственных связях или усыновлении, то есть на многосторонних отношениях между мужем и женой, родию телями и детьми, братьями, сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [72].

Оксфордский толковый словарь по психологии формулирует понятие семьи таким образом.

  • 1. В самом строгом значении термин «семья» относится к фундаментальной единице родства. В своей минимальной или ядерной форме семья состоит из матери, отца и потомства. В более широком использовании это может относиться к расширенной семье, которая может включать дедушку и бабушку, двоюродных братьев и сестер, приемных детей и т. д., которые все вместе действуют как отдельная социальная единица. У социологов и антропологов имеется множество других специальных классификаций для различных видов семей, согласно тому, как они представляются в различных культурах и обществах.
  • 2. Более широкое значение — группа людей с близкими социальными или личными связями, даже если между ними нет никаких кровных связей.
  • 3. Еще более широкое значение — термин, применимый к любой совокупности близко или формально связанных предметов или событий; в математике это относится к семье кривых, в социальной психологии — к семье черт или отношений, в лингвистике — к семье языков и т. д.
  • 4. В биологии — уровень классификации связанных видов (или иногда отдельного вида), которые сгруппированы в определенном порядке [69].

В словаре конфликтолога А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова семья понимается как основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Как устойчивое объединение возникает с разложением родового строя. Основные исторические формы семьи: парная (при неустойчивых связях между мужем и женой и раздельном имуществе), большая (включающая несколько поколений родственников), полигамная, моногамная. Большинство современных семей состоит из супругов и их детей (нуклеарная семья). Сфера возникновения и развития семейных конфликтов [12].

Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. описывают семью как малую социальную группу, состоящую из людей, связанных узами родства и (или) супружеством. Cell мья здесь представляет собой динамическую систему, функционирование которой определяется действием двух законов: закона гомеостаза и закона гетеростаза. Согласно закону гомеостаза, каждая семья стремится сохранить свое положение, остаться в данной точке развития. Согласно закону гетеростаза, каждая семейная система должна пройти свой жизненный цикл: некую последовательность смены стадий. Кроме того, семья выполняет ряд функций, наиболее важными из которых являются: функция духовного (культурного) общения, эмоциональная, сексуально-эротическая, функция первичного социального контроля, репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая [71].

Таким образом в психологии семья — это устойчивое объединение, основанное на браке или кровном родстве людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью. Представляет собой динамическую систему, которая выполняет ряд функций, таких как функция духовного (культурного) общения, эмоциональная, сексуально-эротическая, функция первичного социального контроля, репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая.

Педагогика дает следующее определение понятию семьи: «Семья — это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена» [91].

По мнению О. Л. Зверевой, А. Н. Ганичевой и других исследователей, семья — уникальный и специфический социальный институт — посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению, психологическое убежище человека от столкновения его с внешней средой, место восстановления его духовных сил и эмоционального равновесия. Семья удовлетворяет потребности общества в физическом и духовном воспроизводстве населения, в организации общественного потребления, передачи культурного наследия. Ядром семьи считают супружескую пару [35].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод.

Семья — это малая, устойчивая, динамичная социально-психологическая группа, связанная брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, которая является основной структурной единицей (ячейкой) современного общества. Выполняет ряд важных социальных, психологических, педагогических и иных функций, обладает набором своих специфических признаков, качеств и норм. Охватывает все стороны жизни человека. Находится под влиянием общества и сама влияет на него.

Очень важно не путать два таких понятия, как «семья» и «брак». И хотя термины «брак» и «семья» как в обыденной речи, так и в научных публикациях находятся обычно рядом, что действительно правомерно, поскольку реальности, обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны, однако брак и семья — не одно и то же, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь семья может существовать без брака, а брак — без семьи.

Слово «брак» происходит от греческого слова уаро, производного от глагола «брать» (например, «он берет ее в жены») [105]. Брак — это общественное установление, учреждение или, как говорят юристы и социологи, особый общественный институт, особая форма общественного устройства, наряду, например, с государством как особым институтом для регулирования отношений между его гражданами, наряду с институтом собственности и т. д. Брак — это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству. Иными словами брак — это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, одно из орудий, путей, способов самосохранения и развития общества. Брачная форма регулирования отношений между представителями различных половых групп появилась не сразу. В глубочайшей древности при формировании человека, на первых стадиях процесса превращения обезьяньего стада в человеческое общество, отношения между людьми, в том числе и между полами, регулировались только биологическими импульсами, потребностями. В это время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества, данного рода, то есть кровные родственники: братья с сестрами, родители со своими детьми и т. д. Такая форма отношений между полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом (от лат. promiscuis — смешанный, всеобщий).

Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же стада и наоборот, каждый мужчина — каждой женщине. Такое явление обычно называют эндогамией, то есть браком внутри данной общности, «внутренним» браком. Но, строго говоря, это не совсем точно, потому что брака в современном понимании как общественного регулирования отношений между полами в то время фактически еще не существовало. Это была просто биогенная добрачная форма сожительства между мужчинами и женщинами.

Впоследствии в связи с тем, что возникавшие довольно часто осложнения, конфликты в отношениях между людьми на сексуальной основе стали угрожать самому существованию данного рода, общество было вынуждено ввести искусственное регулирование сексуальных отношений. Было введено половое табу, полный и безусловный запрет на сексуальные связи между людьми внутри данного рода в определенные периоды. Нарушители этих запретов карались жесточайшим образом, и впервые в человеческом обществе зародилось проходящее через человеческую психику жестокое противоречие между социальным и биологическим, между «хочется» и «нельзя». Постепенно это породило новые, экзогамные связи между людьми: лишенные возможности вступления в связь с женщинами своего рода, мужчины стали вступать в поистине случайные связи с женщинами другого рода, другой общности. Как видим, экзогамия, этот «первобытный адюльтер», была, по существу, первым бунтом человеческой природы, человеческого организма против попыток установления диктата социальности над ним.

Экзогамные отношения, по-видимому, сразу же обнаружили свои биологические преимущества: от связей подобного рода рождались более жизнеспособные, жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные связи были совершенно запрещены (оставаясь, правда, еще длительное время на правах исключения из правил — только в дни праздничных оргий, когда разрешалось все то, что запрещалось в обычные, будничные дни). Стабилизировались, закрепились обычаями связи экзогамные, и возникла первая форма подлинно человеческого, социального регулирования отношений между полами — то, что мы называем ныне браком. Таким образом первой формой брака фактически был групповой дуально-родовой брак. При нем все мужчины одного рода «имели право» на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Иными словами, любая женщина одного рода была женой любого мужчины другого рода. Групповой брак существовал еще в конце каменного века.

Но уже в рамках этого группового брака, естественно, могли складываться предпочтительные, избирательные отношения между той или иной женщиной данного рода и мужчиной из другого рода (иными словами, кто-то из «мужей» был особенно милым). Впоследствии преимущественные связи именно с наиболее предпочитаемыми партнерами получали все более широкое распространение, закреплялись обычаями, и таким образом общество постепенно перешло к новой форме брака — парному браку. В нем объединялась уже только одна супружеская пара. Правда, любой из этих «напарников» мог при этом составлять такие пары одновременно, а тем более — последовательно, «по расписанию» или по мере исчезновения привязанности к данному партнеру, с другими людьми, партнерами или партнершами. В это время все хозяйство, производство вещей, продуктов питания, предметов первой необходимости по-прежнему оставалось еще в рамках первичного рода. Одно только деторождение, производство потомства вышло за его границы. А работали и жили «супруги» отдельно друг от друга, в рамках своих родов. (По-нынешнему говоря, это были «приходящие» супруги.).

Поскольку биологическое отцовство в таких условиях установить было исключительно трудно, практически невозможно, родство считалось по материнской линии. Дети, рожденные данной женщиной, принадлежали тому роду, которому принадлежала сама эта женщина. «Мужья» и «жены» имели раздельное хозяйство, и если мужчина приносил детям своей женщины и ей самой в подарок часть добытой им на охоте пищи, то часть эта фактически отрывалась, изымалась им из имущества того рода, к которому принадлежал данный мужчина. Иными словами, создавая более благоприятные условия для женщины и детей чужого рода, он в какой-то мере лишал этих благоприятных условий свой род, и в том числе детей своих сестер. Как видим, уже с самого своего зарождения формирующаяся семья входила в противоречие с более широкой общностью, с родом.

В самом конце каменного века, а особенно в бронзовом и железном веках, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда людей постепенно создаются условия, когда отдельный человек, а тем более супружеская пара, оказывались способными самостоятельно содержать, кормить своих детей. И постепенно эта парная семья «отпочковалась» от рода и в хозяйственном, производственном отношении. Муж и жена объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами стабилизировались, стало более надежным установление отцовства, и ответственность за семью, за судьбу потомства все более переходила к мужчине, к отцу. Вместе с ней, естественно, переходила и власть. Таким образом матриархальные отношения постепенно перешли в патриархальные, когда родство уже считалось по отцовской, мужской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи — моногамная (то есть единобрачная) семья. Полностью закрепилась моногамия как новая форма брака с возникновением частной собственности на средства производства, с разделением общества на классы. Жена перешла на жительство к своему мужу, в семью мужа и вместе с детьми подпала под его власть. Былое равенство супругов в браке закончилось на многие века.

С переходом к феодализму обществом был установлен единый для всех обязательный церковный брак (хотя крепостные могли вступать в него лишь с позволения своего хозяина, помещика, феодала и практически по его выбору).

Надо сказать, что патриархальная семья существовала и существует в форме не только моногамного, но и полигамного брака, когда один муж имеет право владеть несколькими женами, подчас целым гаремом. В этом случае особенно ярко видно неравноправие женщины в браке — и не только в экономическом и правовом отношении, но и в сексуальном отношении между полами. Женщина здесь имеет право вступать в брак только с одним мужчиной, мужчина же — одновременно с несколькими женщинами. Ныне полигамия существует в некоторых мусульманских странах, но у цивилизованных слоев населения она уже идет на спад.

Справедливости ради надо отметить, что история знает и иную форму неравенства в браке — полиандрию, то есть многомужество. До сих пор полиандрия встречается в некоторых племенах Индии, Тибета, Южной Америки. В Индии чаще всего жена старшего брата становилась общей женой всех братьев — и получалась так называемая фратериальная, или братская, семья. Причем женщина в таких семьях обычно занимает высокое положение, ссоры здесь крайне редки, отношения между членами семьи мягкие, доброжелательные.

Известно, что частная собственность по существу есть своеобразное отношение между двумя слоями общества, из которых один является полным, верховным собственником средств производства, а другой или полностью лишен их, или выступает лишь подчиненным собственником. Поэтому одни представители общества имеют возможность присваивать часть труда других себе. С возникновением частной собственности распределение стало осуществляться уже не по принадлежности к данному роду, как это было в начале истории человечества, на первых стадиях первобытнообщинного строя, и не по количеству вложенного труда, как это было в конце существования родового строя, а по собственности, то есть в зависимости от того, чем владели члены общества.

При этом тот, кто владел большей собственностью, получал больше, независимо от того, сколько труда он вложил в общее дело.

Превратившись в собственника семьи, ее имущества, в том числе и имущества, ранее принадлежавшего жене, муж стал выступать в качестве кормильца детей и жены, а они — в качестве его иждивенцев, независимо от того, кто на самом деле содержал семью, за счет чьего труда — главы или самих членов данной семьи — жила семья. Он считался кормильцем лишь потому, что являлся собственником средств производства. Положение женщины резко ухудшилось, она превратилась фактически в бесправную домашнюю рабыню.

Установление отношений наследования богатства резко поставило проблему биологического отцовства. Мужчина теперь был крайне заинтересован в том, чтобы дети его жены были именно его детьми. Отсюда появились законы, требующие от женщины сохранять девственность до вступления в брак и хранить верность мужу в браке. Измена супруги стала рассматриваться как тяжкий грех, за подобные проступки даже католическая церковь позволяла расторгать браки. В некоторых странах государство также становилось на защиту прав мужчины: в частности, еще в середине XIX в. во Франции супружеская неверность со стороны жены могла быть наказана заключением в тюрьму сроком до двух лет.

Но в принципе при моногамной форме патриархального брака в отношениях между полами существовало условное равенство: и женщина могла иметь только одного мужа, и мужчина мог иметь только одну жену. В действительности, однако, это равенство всегда носило формальный характер. Прежде всего, исходя из принципа «стерпится — слюбится», к голосу женщины не прислушивались уже при выдаче ее замуж. Кроме того, сразу же после возникновения моногамного брака мужчина в рабовладельческом обществе имел право вступать в связь со своими рабынями. Родившиеся от такой связи дети по закону не имели отца, но они считались его собственностью, то есть собственностью владельца рабыни. «Именно существование рабства рядом с моногамией, — писал Ф. Энгельс, — наличие молодых красивых рабынь, находящихся в полном распоряжении мужчины, придало моногамии с самого начала ее специфический характер, сделав ее моногамией только для женщины, но не для мужчины». Кроме того, существовал также и институт гетер, гетеризм (крайней формой его является проституция). Это еще более способствовало нарушению моногамии мужчины.

Правда, справедливости ради нужно сказать, женщины тоже не оставались в долгу. Ф. Энгельс язвительно заметил, что хотя «мужчины одержали победу над женщинами, но увенчать победителей великодушно взялись побежденные. Рядом с единобрачием и гетеризмом неустранимым общественным явлением сделалось и прелюбодеяние, запрещенное, строго наказуемое, но неискоренимое».

Что касается трудящихся, и особенно рабочего класса, где женщина с самого вступления в брак была втянута в процесс материального производства, она уже не была иждивенкой мужа. Это делало ее экономически более равноправной с мужем, и брак в таком случае был не столько патриархальномоногамным, сколько эгалитарным, равноправным для обоих супругов. В последнее время такой брак, независимо от социального строя, находит все большее распространение у всего человечества, во всех слоях населения.

В нашей стране принятый в 1918 г. декрет «О введении равной оплаты за равный труд для женщин и мужчин» покончил с экономической дискриминацией женщин. Декреты «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния», «О расторжении брака» (1917) и другие документы о семье строились на таких принципах, как единобрачие (запрещение браков с лицами, которые уже состоят в браке), равноправие супругов в отношении к имуществу и во взаимоотношениях в семье, обязательность материальной поддержки нетрудоспособных членов семьи и т. д. [80].

Существует еще один термин — «брачность», означающий сам процесс образования семьи в конкретном обществе. Этот термин чаще применяется в демографическом анализе для описания последовательностей, ведущих к формированию семьи как внутри брака, так и вне его.

Итак, если семья — это в большей мере форма отношений между мужчиной и женщиной, их желание иметь определенное количество детей и определенным образом их воспитывать или не иметь совсем, то брак — это форма контроля общества над семейными отношениями, способ сохранения и развития общества и потребность в воспитании определенного типа граждан, соответствующих обществу на данном этапе его развития. Не всегда общественные механизмы контроля соответствовали (и соответствуют) внутренним потребностям развития личности, в том числе в рамках семьи. Подобные противоречия между интересами личности и общественными задачами, связанными с решением обществом своих проблем, являются механизмом развития не только личности, но и общества в целом, движения общества от авторитаризма, то есть полного подчинения личности задачам государства, к демократии, когда развитие человека ограничивается конституционными правами других членов общества.

Следует иметь в виду, что в быту часто не делается различий между понятиями «семья» и «брак» [63].

Вопрос о том, что первично — брак или семья, пока еще дискутируется. Некоторые исследователи утверждают, что брак является основой, ядром семьи, но окончательного вывода нет ни в теории, ни в обыденной жизни. Каждая перепись населения в нашей стране, например, показывает, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. Это не означает, что у нас существует многоженство. Просто, по-видимому, одно и то же явление, фактический брак, люди расценивают по-разному: женщины его объявляют «настоящим», равным юридическому браку, мужчины же полагают безбрачием, временным сожительством.

Из приведенного выше определения семьи следует, что основными являются три ее признака:

  • 1) брачные, или кровнородственные, связи между всеми ее членами;
  • 2) совместное проживание в одном помещении;
  • 3) общий семейный бюджет.

Как видим, юридическая сторона, юридическое оформление тут не выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж четки: сколько времени надо проживать совместно — одну неделю или несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает в себя весь семейный бюджет и т. д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее объективны, фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе отношений, которая превращает семью в особое духовное образование; как их измерить?

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья. Можно отметить еще одно отличие семьи от брака. Если брак фиксируется прежде всего государством, обществом, то семью создаем только мы сами (с помощью государства, общества, естественно). И разрушаем тоже.

Семья начала развиваться вместе с развитием брачных отношений в обществе. При этом менялись ее функции, общественные роли. Вместе с увеличением числа общностей, в которые входил тот или иной человек (молодежные группы, производственные объединения, клубы по интересам и т. д.), семья постепенно уступала часть своих функций другим группам. В то же время с самого своего возникновения и до наших дней среди всех этих групп она играет особую роль.

Ныне становится все более ясным, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Это не значит, конечно, что все произошло из семьи, как считали некоторые мыслители (Руссо, Кондорсе, Гердер и др.), что общество с его социальными институтами — это всего лишь разросшаяся семья, что и политика, и государство и т. д. получили свое начало в семье. Конечно же, у развития общества свои законы. Но тем не менее, находясь в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергаясь влиянию со стороны его экономической, политической, правовой систем, семья оказывает свое — и довольно заметное — воздействие на общество. Прежде всего своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание и выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли и желания людей. Это и отношения между полами (отношения детопроизводства), и экономические отношения между членами семьи в процессе непосредственного производства необходимых им материальных благ (особенно в семьях крестьян и ремесленников). На протяжении многих веков семья осуществляла накопление и передачу по наследству определенной собственности. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда (в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании семьи).

Кроме того, в семье между ее членами существуют и идеологические, в частности правовые, отношения, а также нравственные или религиозные. Формирование трудовых ресурсов, их распределение и перераспределение, квалификационный рост и производительность труда, а также миграция населения, — все эти вопросы находятся под влиянием семьи. Именно в семье обычно принимаются решения о том, куда молодому человеку пойти учиться, куда уезжать на учебу либо работу или никуда не уезжать. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви, привязанности, родства, долга, ответственности между членами семьи.

Или взять такую важную социальную проблему, как проблема заболеваемости и состояния здоровья населения. Ведь именно в семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, а также привычки, навыки, установки по отношению к своему здоровью. Занимается человек физкультурой или не занимается, любит быть в свободное время в лесу, на природе или не любит, ведет подвижный образ жизни или малоподвижный и т. д., — все это обычно начинается именно с семьи.

Потребление людьми материальных благ и духовных ценностей также во многом определяется семьей. Именно она воспитывает вкусы, потребности, наклонности у представителей младшего поколения. Именно от семьи в первую очередь зависит, насколько молодой человек умеет оставаться самим собой, противостоять неумной и разорительной моде и т. д.

Каково качество специалиста и, следовательно, какова эффективность его функционирования — это также во многом зависит от семьи. Потому что именно здесь на личном примере добросовестного труда родителей у молодого человека воспитывается высокосознательное отношение к своему делу, преданность ему, профессиональная, трудовая честь, а также формируются общий культурный уровень, широта эрудиции. Уже качество учебы в школе у детей во многом определяется культурным, образовательным уровнем их родителей. Собственно говоря, сам интеллектуальный и нравственный климат, духовная атмосфера в семье являются важнейшими факторами успешности учебы ребенка в школе.

Наконец, условия жизни «отходящих» поколений — пенсионеров, престарелых людей — были и остаются одной из важнейших проблем общества, показателем его нравственной зрелости, гуманности. Но именно в семье закладываются привычки, традиции, нравственные основы отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие, теплая доброта или холодная корысть…

Все это относится к социальной значимости семьи. Но она обладает и, так сказать, чисто персональной значимостью. Семейное положение человека и качество его семейной жизни оказывают значительное влияние также на его физическое и психическое состояние и самочувствие. По-видимому, для большинства людей семья — это нормальная, то есть необходимая среда обитания, существования. Например, по данным зарубежных исследований, смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. Причем это касается практически всех причин смертности: и в результате самоубийств, и в результате злоупотребления алкоголем, никотином или наркотиками, и смертность от болезней, требующих длительного лечения. Особенно это относится к мужчинам. Например, в возрасте от 25 до 64 лет разведенные мужчины в два раза чаще прибегают к самоубийствам, чем семейные. Они же в 3,3 раза чаще умирают от цирроза печени и от рака, в 5,4 раза чаще — от диабета и туберкулеза.

Разумеется, благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой, как правило, требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами. Внимание к семье со стороны государства, науки, публицистики, общественного мнения особенно возросло в последние десятилетия [80].

В современный период развития общества интерес к вопросам семейно-брачных отношений значительно возрос. Для лучшего понимания особенностей отношений и изменений, происходящих в семье, рассмотрим наиболее прогрессивные страны Центральной и Западной Европы, Америки и Россию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой