Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь проблемных переживаний вьетнамских подростков и их «Я-концепции»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная работа расширяет представления об особенностях проблемных переживаний и «Я-концепции» у подростков, живущих в разных культурах. В результате проведенного исследования мы получили не только знания о психологических сторонах жизни вьетнамских подростков в эпоху перемен, но смогли выдвинуть новые гипотезы, которые уже частично получили экспериментальную проверку в России, но во Вьетнаме пока… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И «Я-КОНЦЕПЦИИ» В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 1. Проблемные переживания в старшем подростковом возрасте
      • 1. 1. 1. Понятие «подростковый возраст»
      • 1. 1. 2. Понятие «проблемные переживания»
      • 1. 1. 3. Источники изучения проблемных переживаний подростков в разных культурах
      • 1. 1. 4. Источники изучения проблемных переживаний вьетнамских подростков
    • 1. 2. Проблема «Я-концепции» в старшем подростковом возрасте
      • 1. 2. 1. Проблема «Я-концепции» в психологии
      • 1. 2. 2. Источники изучения «Я-концепции» в старшем подростковом возрасте
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель, гипотезы, задачи исследования
    • 2. 2. Описание методов и методик исследования
    • 2. 3. Организация исследования
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОБЛЕМНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ И «Я-КОНЦЕПЦИИ» ВЬЕТНАМСКИХ ПОДРОСТКОВ
    • 3. 1. Проблемные переживания вьетнамских подростков
    • 3. 2. Структурно-содержательные характеристики «Я-концепции» вьетнамских подростков
    • 3. 3. Взаимосвязь проблемных переживаний и «Я-концепции» вьетнамских подростков

Взаимосвязь проблемных переживаний вьетнамских подростков и их «Я-концепции» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования мы видим в необходимости разрешения ряда проблем, установленных на основании аналитического обзора литературы теоретического и эмпирического характера, посвященной изучению проблемных переживаний и «Я-концепции» вьетнамских подростков.

При анализе нынешнего общественного состояния Вьетнама можно отметить следующие факты:

Во-первых, Вьетнам является аграрной страной с развивающейся промышленностью. Хотя социальная жизнь положительно изменяется в условиях рыночной экономики (за год в городе Хошимине, темп развития экономики повышается на 10%, уровень безработицы уменьшается на 6%, 97% детей из бедных семей ходит в начальную школу, соответствующую их возрасту), но средний экономический уровень жизни — низкий (средняя зарплата — 50 долларов в месяц). Средний доход одного человека во Вьетнаме ниже, чем в Китае в 2 раза, в Таиланде — в 4 раза, в Малайзии — в 5 раз. И взрослые, и дети сталкиваются с множеством проблем.

Во-вторых, на данном этапе написано много книг и статей, раскрывающих жизненные проблемы вьетнамских подростков, но научное исследование по проблемным переживаниям и их «Я-концепции» практически проведено не было. Большинство учебников, использующихся для обучения студентов в педагогических вузах по курсу «психологии развития» было отредактировано зарубежными авторами. Вьетнамским психологам и педагогам не хватает информации о проблемных переживаниях их детей, поэтому при обучении и воспитании подростков они сталкиваются с множеством трудностей.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что наибольшее число проблем и трудностей развития приходится на подростковый этап развития личности (П.П. Блонский, 1964; Л. И. Божович, 1968; Л. С. Выготский, 1983; B.B. Давыдов, 1976; Д. И. Фельдштейн, 1982; Д. Б. Эльконин, 1971; и др.). В этот период происходят интенсивные изменения психики человека. Центральным фактором психического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение «Я-концепции» (Л.И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и ДР).

На основании анализа ряда исследований Потсдамских и Санкт-Петебургских подростков (В. Kirsch, С. Wagner, Л. А. Регуш, O.A. Байтингер, А. Г. Грецов, Д. Н. Демидов, Е. В. Алексеева, E.H. Андреева и др.) можно утверждать, что их проблемные переживания опосредованы не только возрастными изменениями, имеющими закономерный характер, но и тем, что на проблемные переживания оказывает влияние и социально-экономическая среда.

Анализ ряда исследований о взаимосвязи «Я-концепции» и проблемных переживаний подростков S. Franz, 1995; Seiffge-Krenke, 1987, 1995; Bosma & Jackson, 1990; Jerusalem & Schwarzer, 1989; О.СоломатинаO.E. Батингер позволяет предположить, что у вьетнамских подростков «Я-концепция» среди других компонентов является причиной осознания и переживания проблем. «Я-концепция» также обусловливает интенсивность переживания проблем.

На основе вышесказанного были сформулированы цель и гипотезы нашего исследования.

Целью нашего исследования является изучение взаимосвязи проблемных переживаний вьетнамских подростков и их «Я-концепции», на основе которого может быть дано обоснование практических рекомендаций по оказанию им психологической помощи.

Гипотезами нашего исследования являются следующие: 1. Проблемные переживания вьетнамских подростков, социализация которых происходит в условиях социально-экономических реформ, имеют то же содержание, что и у подростков России, но степень их выраженности может отличаться.

2. Степень озабоченности проблемами вьетнамских подростков обусловливает структура «Я-концепции»: чем выше уровень развития «Я-концепции», тем ниже у них степень озабоченности проблемами.

3. Объект исследования: старшие подростки 15−18 лет, обучающиеся в 1011−12 классах общеобразовательных школ города Хошимина Вьетнама. Всего 329 человек.

Предмет исследования: проблемные переживания вьетнамских подростков и их связь с характеристиками структуры «Я-концепции».

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач исследования:

1. Изучить проблемные переживания вьетнамских подростков.

2. Изучить характеристики структуры «Я-концепции» вьетнамских подростков.

3. Определить характеристики структуры «Я-концепции» вьетнамских подростков с различной степенью озабоченности проблемами.

4. Провести сравнительный анализ проблемных переживаний российских и вьетнамских подростков.

5. Обосновать практические рекомендации по оказанию психологической помощи нуждающимся в этом подросткам.

Методы исследования: В работе применялась совокупность теоретических и эмпирических методов исследования.

К числу теоретических методов относятся научный анализ и синтез разных научных психологических источников по рассматриваемой проблеме для создания теоретической основы исследования. Методы сбора эмпирических данных:

1. Для изучения переживаний проблем подростками была избрана «Проблемная анкета» 8е! ГГ§ е-Кгепке (часть I).

2. Для того, чтобы выравнивать выборки был использован опросник «Важные события твоей жизни» .

3. Для изучения структуры «Я-концепции» мы воспользовались анкетой Дойсингер «Франкфуртские шкалы «Я-концепции» (Оеиэ^ег, 1986).

Методами статистической обработки фактического материала послужили: методы описательной статистики, методы статистического вывода (г-критерий Стыодента для независимых выборок), метод корреляционного анализа (коэффициент корреляции г-Пирсона).

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Впервые проведено комплексное исследование особенностей проблемных переживаний и «Я-концепции» вьетнамских подростков. Изучены их тендерные и возрастные особенности. Выявлено, что для вьетнамских подростков достаточно актуальны проблемы в таких жизненных областях как «будущее», «отношения со сверстниками», «отношения с родителями», «свободное время», «отношения со сверстниками противоположного пола» и «школа».

2. Проведен сравнительный анализ проблемных переживаний вьетнамских и российских подростков.

3. Установлены связи между проблемными переживаниями и «Я-концепцией» вьетнамских подростков, раскрыто влияние уровня развития «Я-концепции» на степень озабоченности проблемами. Теоретическая значимость исследования.

Данная работа расширяет представления об особенностях проблемных переживаний и «Я-концепции» у подростков, живущих в разных культурах. В результате проведенного исследования мы получили не только знания о психологических сторонах жизни вьетнамских подростков в эпоху перемен, но смогли выдвинуть новые гипотезы, которые уже частично получили экспериментальную проверку в России, но во Вьетнаме пока еще не проверялись. Одним из основных результатов исследования является то, что получено доказательство того, что наряду с возрастными закономерностями в жизни подростков выявляются типичные проблемные переживания и особенности.

Я-концепции", которые опосредствованы социально-экономическими условиями и культурными различиями.

Практическая значимость исследования определяется тем, что анализ содержания проблемных переживаний и структуры «Я-концепции» и установления взаимосвязи между ними позволит судить об основных проблемах вьетнамских подростков. Понимание реальных психологических проблем, с которыми сталкиваются подростки, дает возможность ориентирования деятельности самих подростков, их родителей, учителей, практических психологов. Результаты исследования могут использоваться в ситуациях оказания психологической помощи, в частности, при разработке коррекционных программ в отношении различных областей переживаний, а также при решении задач психологической профилактики проблемных переживаний у подростков. Переведенные на вьетнамский язык и адаптированные методики исследования проблемных переживаний и «Я-концепции» могут быть использованы в психологической диагностике во Вьетнаме. Положения, выносимые на защиту:

1. Вне зависимости от возрастных, половых и культурных различий всеми старшими подростками переживаются проблемы, связанные с восприятием собственного будущего, отношениями со сверстниками и родителями. Проблемы в этих 3 сферах возникают как устойчивые проявления возрастных особенностей психологического развития у старших подростков.

2. Существуют различия в проблемных озабоченностях у вьетнамских и российских подростков, которые детерминируются социально-экономическими условиями. В частности это касается таких областей, как взаимоотношения с родителями и отношение к собственному «Я». У российских подростков в этих областях жизни наблюдаются значительно больше переживаний, чем у их вьетнамских сверстников. В остальных областях вьетнамские подростки переживают проблемы острее, чем российские.

1. У вьетнамских подростков существует взаимосвязь проблемных переживаний и «Я-концепции». Суть этой взаимосвязи в следующем: чем выше уровень развития «Я-концепции», тем ниже у них степень озабоченности проблемами и наоборот. «Я-концепция» среди других компонентов является причиной осознания и переживания проблем. «Я-концепция» также обусловливает интенсивность переживания проблем.

Апробация и внедрение работы.

Основные теоретические положения и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на теоретических семинарах и заседаниях кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в 2005;2006 гг., на второй национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт» (Москва, 13−15 декабря 2005) — на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 208-й годовщине психологической подготовки педагогов и 80-летию кафедры психологии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена (СПб., 2005).

Результаты исследования использовались в практике психологических консультаций подростков и их родителей на базе средних школ и в центрах «образования подростков» Хошимина, а также при проведении практических занятий по курсу «Психология развития» в разделе «Психология подростков» в педагогических учреждениях.

Результаты исследования отражены в 3 печатных работах.

Выводы к главе 3.

Полученные в ходе эмпирического исследования данные позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Для вьетнамских подростков наиболее актуальны жизненные проблемы, связанные с восприятием собственного будущего, отношениями со сверстниками и с родителями. Проблемы в других жизненных областях («Школа», «Свободное время», «Другой пол») также достаточно актуальны для вьетнамских подростков. Собственное «Я» для вьетнамских обследованных подростков фиксируется как не проблемное. Получены низкие баллы в этой области. Но причина низких баллов в этой области может быть связана не с тем, что объективно не существует проблемы, а с тем, что она либо не осознается, либо сознательно вытесняется из сознания, либо зависит от культуры. В целом, эти результаты подтверждают данные, полученные в других исследованиях подростковых проблем.

2. Средние оценки проблемной озабоченности у вьетнамских подростков во всех областях проблем выше среднего (за исключением области собственного «Я»). Вьетнамские подростки переживают о проблемах больше, чем российские (за исключением проблем таких областей как взаимоотношение с родителями и собственное «Я»),.

3. Не существует значимых различий проблемной озабоченности между мальчиками и девочками в различных областях проблем. Если рассматривать каждую из 78 проблем, то значимое различие между мальчиками и девочками в некоторых конкретных проблемах все же обнаружены. Девочки более переживают некоторые проблемы в области школы и отношений с противоположным полом, а мальчики более переживают — в области «свободное время».

4. Не существует значимых различий проблемной озабоченности между группами вьетнамских подростков с 15 до 18 лет в различных областях проблем. У 18-летнних вьетнамских подростков проблемная озабоченность незначительно увеличена (М = 2,71). С одной стороны, это говорит об устойчивости возрастных проявлений, а с другой — о влиянии социальной ситуации на жизнь подростков.

5. У вьетнамских подростков отмечается средняя оценка «Я-концепции». В целом, различия «Я-концепции» между группами вьетнамских подростков разного возраста (от 15 до 18 лет) и разного пола не существует. Если рассматривать отдельные шкалы, то некоторые различия все же обнаружены. Значимые различия выраженности «Я-концепции» у мальчиков и девочек наблюдаются в таких шкалах, как «уверенность в себе», «самоуважение», «стремление к конформизму», «самоутверждение». Выраженность шкал «Я-концепции» различна в разных социальных условиях подростков.

6. Существует взаимосвязь между «Я-концепцией» и проблемной озабоченностью. Суть этой взаимосвязи в следующем: чем выше уровень развития «Я-концепции», тем ниже степень озабоченности проблемам.

7. Существует различия в «Я-концепции» у вьетнамских мальчиков с различной степенью проблемной озабоченности, у девочек также. Чем выше оценки «Я-концепции» у мальчиков и у девочек, тем ниже у них степень озабоченности проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования подростков, живущих во Вьетнаме и в России за период социально-экономических перемен, мы можем констатировать следующее:

1. Для вьетнамских и российских подростков наиболее актуальны жизненные проблемы, связанные с восприятием собственного будущего, отношениями со сверстниками и с родителями. Вне зависимости от возрастных и культурных различий всеми подростками остро переживается отношение к будущему.

2. В работе установлены различия в проблемных озабоченностях у вьетнамских и российских подростков, которые детерминируются социально-экономическими условиями. В частности, это касается таких областей, как взаимоотношения с родителями и отношение к собственному «Я». У российских подростков в этих областях жизни наблюдаются значительно больше переживаний, чем у их вьетнамских сверстников. В остальных областях: «будущее», «отношения со сверстниками», «свободное время», «отношения со представителей противоположного пола» и «школа» вьетнамские подростки переживают проблемы острее, чем российские.

3. В работе установлена взаимосвязь «Я-концепции» с различной степенью проблемной озабоченности. Суть этой взаимосвязи в следующем: чем выше уровень развития «Я-концепции», тем ниже степень озабоченности проблемам.

4. В целом основные гипотезы исследования можно считать подтвержденной. В результате проведенного исследования мы получили не только знания о психологических сторонах жизни вьетнамских подростков в эпоху перемен, но смогли выдвинуть новые гипотезы, которые уже частично получили экспериментальную проверку в России, а во Вьетнаме ни разу не проверялись. Возникли предположения о возможных детерминантах переживания будущего как проблемы, о возможных источниках проблем, связанных с соотношением «Я-реального» и «Я-идеального», о влиянии эмоциональных отношений на проблемные переживания подростков и др. Развитие исследований подростка в постперестроечных условиях привело к необходимости разработки нового инструментария, отвечающего изменившимся проблемным переживаниям.

В дальнейшем необходимо продолжение исследований в данном направлении.

Во-первых, во Вьетнаме представляется актуальным выполнение исследования проблемных переживаний не только у подростков старшего возраста, но и у младших подростков. В дальнейшем представляется перспективным расширение объекта и предмета исследования. Далее, возможен анализ частных проблем конкретных подростков.

Во-вторых, в исследовании только представлены общие предложения на оказании психологической помощи подросткам, остро переживающим проблемы. Возможно, в перспективе удастся также разработать набор конкретных техник психологической интервенции, направленных на оказание помощи в различных областях проблем.

Одним из основных результатов исследования является то, что получено неоспоримое доказательство того, что наряду с возрастными закономерностями в жизни подростков выявляются типичные психологические переживания и особенности «Я-концепции», которые опосредствованы социально-экономическими условиями и культурными различиями. Результаты исследования могут найти широкое применение в работе практического психолога, организующего индивидуальные и групповые консультации подросткам. Результаты исследования могут использоваться в ситуациях оказания психологической помощи, в частности, при разработке коррекционных программ в отношении различных областей переживаний, а также при решении задач психологической профилактики проблемных переживаний у подростков, при разработке программ психологической помощи подросткам, направленных на повышение совокупности установок по отношению к себе и т. д. Кроме этого, результаты исследования могут использоваться при преподавании курсов «Психология развития и «и «Возрастная психология» раздела «Психология подростков». Мы надеемся, что работа не только позволит по-новому взглянуть на некоторые аспекты познавательного и эмоционального развития в подростковом возрасте, но и даст возможность повысить эффективность психологической помощи подросткам, остро переживающим жизненными проблемами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: учебник — М., Академический проект, 2001.-704с.
  2. A.A. Как помочь современному выпускнику выбрать профессию // Психология современного подростка // Под ред. Л. А. Регуш СПб.: Речь, 2005. — 400с.
  3. .Б. Общая психология: Схемы М.: Владос — Пресс, 2004.-288с.
  4. .Б. Общая психология: Тесты. М.: Владос — Пресс, 2003. — 192с.
  5. Е.В. Проявление ответственности подростков в совладение с жизненными проблемами: Дис. канд. психол. наук. СПб., РГПУ, 2002.
  6. А.Е. Проблемые переживания асоциальных подростков (группа риска) // Психология современного подростка.// Под ред. Л. А. Регуш СПб.: Речь, 2005. — 400с.
  7. E.H. Противоречие в самоотношение и проблемные переживания подростков. Дис.канд. психол. наук. СПб., 2003.
  8. Андреева А. А Особенности воспитания подростков, имеющих противоречия в самоотношении как источник проблемных переживаний // Психологическая подготовка педагога в России: история и современность СПб., РГПУ, 2006. — 408с.
  9. С.Д. Микросреда и отклонение социального поведения детей и подростков. Ереван: «Луйс», 1980. 254с.
  10. И.А. Общение со сверстниками: риск и перспективы роста // Психология современного подростка // Под ред. Л. А. Регуш СПб.: Речь, 2005. — 400с.
  11. Р.Т., Байярд Дж. Передача ребенку ответственности за его собственную жизнь // Ваш беспокойный подросток. М., 1991.-е. 2749
  12. O.E. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеством возрасте. Дис. Канд. психол. наук 190 013. СПб., РГПУ, 1998.
  13. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 422с.
  14. Р. Я-концепции и Я-образы / Хрестоматия «самосознание и защитные механизмы личности» / Под ред. Д. Я. Райгородский. -Самара: Изд. «БАХРАК- М», 2000. 656с.
  15. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464с.
  16. Л.И. Этапы развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. М., 1987. № 4. — С.23−35.
  17. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для пед. ин-тов / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1979 — 288с.
  18. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебное пособие / Под ред. В. С Мухина. A.A. Хвостов.
  19. Л.С. Детская психология // Собр.соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.-С.6−268.
  20. Р. Образ «Я» как подструктура личности // в сб. «Проблемы психологии личности». М., 1982. — с. 104.
  21. Л. А. Дифференциально—психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой СПб.: СПУ, 1999. — С.76−83
  22. А. Г. Проблемные переживания и межличностные влечение подростков // Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12−18 лет: Коллективная монография. СПб.: РГПУ, 2000. -с.99−120.
  23. А.Г. Эмоциональные отношения со сверстникам и психологические проблемы подростков. Дис. канд. психол. наук. -СПб, РГПУ, 2003.
  24. Ф.И. Опережающая функция сознания / в кн. Проблемы сознания. Мастер. Симпоз. М, 1966, с 69−73.
  25. О.Б. Возрастная психология под редакцией профессора В.Е. Клочко М, Владос пресс, 2004, с.117−170.
  26. Д.Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реалыюе и проблемы подростков: Дис. канд. психол. наук.- СПб., РГПУ, 2000.
  27. Дэвид Майерс. Социальная психология СПб, 1999. — с.64 — 67.
  28. В.А. Психология учебник для гуманитарных вузов. — СПб, Питер, 2001, с. 353−358.
  29. И.Д. Психические явление и мозг-М, 1971 с.216−221.
  30. . И.А. Представление о счастье в русском менталитете/ Психологический журнал 1997, № 3.
  31. У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия /Ред. Д. Я. Райговский Самара, «БахраХ-М», 2003 — 672 с.
  32. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12−18 лет: Коллективное монография / Редколлегия: Л. А. Регуш, В. В. Семикин, Е. В. Алексеева, Б. Кирш. СПб, РГПУ, 2000. — 130с.
  33. Камыкова Е. С Исследование индивидуального сознание методом контен-анализа. Психологический журнал 1994, Т. 15, № 3.
  34. Кле М. Психология подростка // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебное пособие / Под ред. В. С Мухина. A.A. Хвостов.
  35. Кирай Девай М. Формирование функций идеального Я в школьном возрасте // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов научной конференции института психологии. 28−30 янв. 1997. — С.51−56
  36. Кирш Б, Вагнер К. Потсдамские исследования с 1991 по 1994 год. //
  37. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12−18 лет: Коллективная монография. СПб.: РГПУ, 2000. — 130с.
  38. ., Вагнер К. Переживание проблем и стратегии совладания в подростковом возрасте// Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12−18 лет: Коллективная монография СПб.: РГПУ, 2000.- 130с.
  39. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Под ред. сост. Д. Я. Райгородский — Самара: Изд. Дом «Бахрак- М», 2000. — 656с.
  40. Кон И. С. Открытие «Я». М, 1979. — 367с.
  41. Кон И. С. Психология ранней юности -М., 1989.
  42. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. -М., 1984.
  43. Кон И. С: Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.- 192с.
  44. Кондратьев М. Ю Типичные девиации психосоциального развития подростков // возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / сост. и науч. ред. B.C. Мухина, А. А Хвостов. М., Академия, 2003. — 624с.
  45. Краткий психологический словарь, 1984, с.260
  46. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. -М., 2000. 320 с.
  47. Г. Бокум Д. Психология развития, 9-ое издание, СПб, Питер, 2005 с.492−522.
  48. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  49. Е.А. Они уже не дети (к вопросу о психологических особненностях разных подростковых возрастных групп) // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия /сост. и науч. ред. B.C. Мухина, А. А Хвостов. М., Академия, 2003. — 624с.
  50. Ш. Как справиться с проблемами роста // возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия /сост. и науч. ред. B.C. Мухина, А. А Хвостов. М., Академия, 2003. — 624с.
  51. Лихтарников А. Л, Чеснокова Е. Н Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. СПб.: Мемориал- PRI, 2001. -175с.
  52. А.Л., Чеснокова Е. Н. Как разорвать замкнутый круг СПб: «доверие» — «PRI», 2004. -274с.
  53. В.Х. Проблемы развития личности в христианской психологии // в сбор. «Психология в школе: практика психолог-профессия нового века». Материалы VI всероссийской конференции -СПб., Иматон, 2001.
  54. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Пермь 1970. — Т.77и — Вып. 6. — С.8−212.
  55. В. Ф., Седых К. В. Нерфомальные подростковые группы // Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия /сост. и науч. ред. B.C. Мухина, А. А Хвостов. М., Академия, 2003. -624с.
  56. С. Психология развития: методы исследования СПб.: Питер, 2002.-464с.
  57. B.C. Возрастная психология. М., 1997. — С.58−74.
  58. Наш проблемный подросток: Учебное пособие / Под ред. Л. А. Регуш -СПб., 1999, 144с.
  59. Наш проблемный подростков: понять и договориться. / Под ред. Л. А. Регуш. СПб., РГПУ, 2001. — 191с.
  60. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных СПб., Речь, 2004. -392с.
  61. Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004. 442с.61.0марова M.K. Связь стркктурно-содержательных характеристик Я-концепции с акцентуациями характера в ранем юношеством возрасте: Дисс. .Канд. псих. наук. 190 013 СПб., РГПУ, 2001.- 154с.
  62. Общая психология: учебное пособие. / Под ред. Петровского A.B. -М.: Просвещение, 1986. с.215−229.(9)Общая психодиагностика — М.: Московский университет, 1987.
  63. Практическая психология образования: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. В. Дубровиной М., Просвещение, 2003. — 480с.
  64. A.M. Изучение «образа Я» у подростков и юношей в аспекте их подготовка к семейной жизни. М., 1980. — С.79−92
  65. Психологическая подготовка бакалавра по направлениям педдогогического образования: учеб. Пособие / Под ред. Л. А. Регуш, М. С Игначенко, В. И. Долговой. Челябинск, ЧГПУ, 2005. — 249с.
  66. Психология современного подростка // Под ред. Л. А. Регуш СПб.: Речь, 2005. — 400с.
  67. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зиченко и Б. Г. Мещерякова -М., Педагогика Пресс, 1999, — С.435−436.
  68. Психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского М., Политиздат, 1990 — 494с.
  69. С. М. Мотивационная обусловленность Я-концепции личности в юношестком возрасте. Дисс. .Канд. псих. наук. 19.00.07 СПб, РГПУ,
  70. A.B. Психология человека М, 1995.
  71. Психология подросткового и юношеского возраста учебник / - СПб, 2000.
  72. C.B. Самоотношение // Психология самосознания: Хрестоматия /Ред. Д. Я. Райговский Самара, «БахраХ-М», 2003 — 672 с. (с.208−242)
  73. Л.А. Личностные детерминанты жизнистойкости и уязвимомти в процессе обучения и развитие // Психология образования: региональный опыт (Москва, 13−15 декабря 2005). Материалы второй национальной научно-практической конференции. М, 2005, 380с.
  74. Л. А. Лихтарников А.Л. Санкт-Петербургские исследования// Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12−18 лет. СПб.: РГПУ, 2000. — 130с.
  75. ЛА. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб. Речь, 2003. -352с.
  76. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека М, Прогресс, 1994-С.480.
  77. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. -с. 638.
  78. Регуш Л. А, Игначенко М. С. Первая психологическая кафедра в России: история и современность: учебное пособие. СПб, РГПУ, 2002.- 161с.
  79. П.В. Особенности самосознания и образа Я старшеклассников из Русско-европейских семей. Дисс.канд. псих, наук. 190 005 РГПУ, с.27−43.
  80. Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия / Под ред. сост. Д. Я. Райгородский — Самара: Изд. Дом «Бахрак- М», 2000. -656с.
  81. Н.И. Самоотношение личности. Хрестоматия. Самара: Изд. Дом «БАХРАК- М», 2000.- с. 207
  82. Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. М, 2001. -с. 345.
  83. В.И. Психология человека-М, 1995, с.191−205.
  84. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 284 с.
  85. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1985.- 36 с.
  86. Современный словарь по психологии / Под ред. В. В. Юрчук. Минск, Современное слово, 1998. — с. 463.
  87. М.Ю. Изучение Я-концепции в психологии // Психология образования: региональный опыт (Москва, 13−15 декабря 2005). Материалы второй национальной научно-практической конференции. М., 2005, с.269
  88. Умарова J1.X. Проблемы и переживания подростков, находящихся в экстремальных условиях: Дисс. .Канд. псих. наук. 190 013 СПб., РГПУ, 1997.- 154с.
  89. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. — 448 с.
  90. Харламенкова.Н. Е. Исследование особенности целеполагания методом проекции // Психологический журнал. 1982. Т.2. № 2.-с.57
  91. И.И. К вопросу о самосознании, сб. «Проблемы психологии личности» М., 1982.
  92. B.C. Смысл жизни: Проблема относительности. Психологический журнал. 1992, Т. 16, № 2.
  93. Шабарова Псих, время жизни и способы личностного самоопределение. Сбор. наун. труд «философская и социологическая мысль» 1990. № 11.
  94. Е.В. Взаимосвязь толерантности к информационным воздействиям и «Я-концепции» у подростков // Психологическая подготовка педагога в Россий: история и современность СПб., РГПУ, 2006.-408с.
  95. Т. Социальная психология. М., 1969. — 535 с.
  96. В.Г. и др. Акцентуации характера у прошедших строгий медицинский отбор первокурсников высшего учебного заведения /
  97. Вкн. Патохаракткрологические исследования у подростков. Под ред. А. Е. Личко и Н. Я. Иванова Л., 1981. — С.61−63.
  98. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии -197, № 4).
  99. Э. Отрочество // Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. -М, 1996.-с. 139−146.ft
  100. Cac li thuyet phat trien tam li ngirai / Phan trong Ngo, Nguyen Dure Huang chu bien Ha Noi: NXBDHSP, 2003. — 652c.
  101. Do HongNgoc. Bac si va nhirng cau hoi cuatuoi mai Ion-TP HCM, 2003.
  102. Do Long «Cai toi» va «cai cua toi» voi tu cach la dong lue cua sir phat trien // Tap chi tam li hoc. 2001. № 9. с. 14−17.v Г
  103. Do Long. Nhirng dau hieu dac trirng cua cai toi o ngirai Viet пат // Tap chi Tam li hoc/-2001.№ 4. c.1−3r
  104. Dircrng Thieu Tong. Phiromg phap nghien cuu khoa hoc giao duc va tam li-TP Ho Chi Minh: NXBDHQG, 2002. 253c. (Психология и педагогика: Методы исследования — Хошимин, 2002. — 253с.)г г
  105. Doan Chi Van de day nghe cho hoc sinh pho thong. Tap chi NCGD № 3, 1994, C.8
  106. Do thi Hau Biroc dau tim hieu xu hirong nghe nghiep cua hoc sinh lap 10 vung cong nghiep va anh hirong cua xu hirong nghe nghiep voi tinh tich eue hoc tap cua hoc sinh. Luan van sau dai hoc, 1982.
  107. Le Khac Thin Tim hieu thuc trang lua chon nghe nghiep cua hoc sinhh lap 12 va cong tac huong nghiep a PTTH. Luan van sau dai hoc 1986.
  108. Nguyen Vinh. Nhung y kien tu mot cuoc hoi thao // Bo giao duc va dao tao- Vietnam, 1996. № 47. (Нгуен Винь. Мнения из одной конференции // Вопросы педагогики и обучения. Вьетнам, 1996. № 47 и 48).
  109. Nguyen Minh Hoa. Hon nhan va gia dinh trong xa hoi hien dai.- Ho Chi Minh, NXB TRE, 2000. 232c. (Нгуен Минь Xoa. Брак и семья в современном обществе. Хошимин, Молодежь, 2000. — 232с.
  110. Pham Khang. Tam ly ban gai tuoi trucmg thanh. Hochiminh, 2001.
  111. Tran Bong Son. Hinh thanh va phat trien giai tinh, 2 tap. Hochiminh, 2001.1. У r f
  112. Tir dien tam li hoc / Vu Dung chu bien Hanoi: NXBKHXH, 2000.- 450c. (Психологический словарь / Под ред. By Зунь — Ханой: 2000. — 450с.)
  113. Thien Giang. Tam ly sinh ly tre em. Hochiminh, 2002.
  114. Tam su tuoi mai lern. Nguyen Thien Van, Luang Vinh Kim. Hochiminh, 1977.
  115. Tam li hoc dai cucrng. Tai lieu danh cho cac truong DHSP va CDSP / Nguyen Quang Uan Hanoi, 2000. (Общая психология. Учебное пособие / Под ред. Нгуен Куан Уан — Ханой, 2000).1. Яы Г Г
  116. Tam Ii hoc tre em. Giao trinh dao tao giao vien THSP / Nguyen Anh Tuyet chu bien Hanoi, NXBGD, 1999.- 318c. (Детская психология. Учебное пособие/ Под ред. Нгуен Ань Тует — Ханой, 1999ю — 318с.> ч
  117. Tran Toan. Tuoi day thi va nhung ban khoan muon thua. Hochiminh, 2002. >
  118. Tong hop bao cao tong ket cua cac tinh thanh ve 10 nam doi mai giao dueva dao tao / Bo giao due va dao tao Hanoi, 1996. — 143c. t
  119. The Long. Phai chang khong nen со hoc ki ba // Вас san giao due va dao tao Vietnam. 1996. № 25 (Txe Лонг. Третий семестр нужен или не нужен // журнал педагогики и обучения. — СРВ, 1996, № 25.
  120. Tran Hoa Binh. Rung cam dau doi. Tu van tinh yeu tuoi hoc duong. -Hochiminh, 2000.
  121. So lieu thong ke giao due 2000−2001 / Bo giao due va dao tao. Hanoi, 2001.
  122. S6 lieu thong ke giao due 2003−2004 / Bo giao due va dao tao. Hanoi, 2004.
  123. Vu Thi Nho. Tam И hoc phat triln. Hanoi, NXBDHQG, 1999, 186c. (By Тхи Ньо. Психология развития. Ханой, ХГУ, 1999, — 186с.)
  124. Argyle М. Social interaction. London, 1969. Р.315−356.
  125. Buss А.Н. Self-consciousness and social anxiety. San Francisco: Freeman, 1980.
  126. Developmental approaches to the Self / ed by B. Lee and G.G.Noam.
  127. NewYork: Plenum press, 1983. VH. 400 p. if
  128. John W. Santrock. Tran Thi Huong Lan bien dich. Tim hieu the giai tam licua tuoi vi thanh nien Hochiminh: NXB phu nu, 2004. — 287c. (Психология подростков / John W. Santrock. Перевод Чан Хыонг Лан -Хошимин, 2004.-287с.
  129. SPSS for Windows / Hoang Trong. Hanoi, NXB thong ke, 2002. — 146c.
  130. Patricia H. Miler. Theories of developmeltal psychology Hanoi: NXBVHTT, 2003. — 459c.
Заполнить форму текущей работой