Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в профессиональной деятельности городских и сельских учителей
Диссертация
Поэтому перед активно развивающейся в настоящее время (как наука и сфера профессиональной деятельности) психологией стоит задача общего психологического оздоровления, реабилитации и коррекции современного общества. И, вероятно, одним из наиболее важных направлений в данной работе является психологическая реабилитация и «оздоровление» педагогической среды. Ведь в профессиональные задачи педагогов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проблема эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. Характеристика эмоционального выгорания в психологической литературе
- 1. 2. Понятие и сущность профессионального стресса, его связь с феноменом эмоционального выгорания
- 1. 2. 1. Понятие стресса в психологической литературе
- 1. 2. 2. Сущность профессионального стресса и его связь с феноменом эмоционального выгорания
- 2. 1. Основные факторы, вызывающие эмоциональное выгорание
- 2. 2. Факторы, влияющие на развитие эмоционального выгорания у педагогов
- 2. 2. 1. Понятие педагогического труда в рамках педагогической психологии
- 2. 2. 2. Роль личностных особенностей в эмоциональном выгорании педагога
- 2. 2. 3. Роль организационных особенностей в эмоциональном выгорании педагога
- 2. 2. 4. Роль социально-демографических особенностей в эмоциональном выгорании педагога
- 3. 1. Планирование и выбор методов экспериментального исследования
- 3. 2. Характеристика контингента испытуемых пилотажного исследования. Описание и анализ результатов пилотажного исследования
- 3. 3. Характеристика контингента испытуемых основного экспериментального исследования (констатирующий эксперимент). Анализ и интерпретация результатов констатирующего эксперимента
- 3. 4. Результаты апробации элементов экспериментальной программы по профилактике и коррекции эмоционального выгорания среди учителей общеобразовательных школ
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 704 с.
- Айсина P.M. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: Электронный ресурс.: Автореферат дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. -Москва, 2007.
- Алмаев H.A., Малкова Г. Ю. Оценка психометрических свойств методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана // Вопросы психологии. 2006. № 4. с. 95−105.
- Ануфриев А.Ф. Психологический диагноз. М.: Ось-89, 2006.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
- Батаршев A.B. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. СПб.: Речь, 2005. — 208 с.
- Батаршев A.B. Диагностика темперамента и характера. СПб. и др.: Питер, 2006.
- Батаршев A.B. Психодиагностика в управлении: практическое руководство. М.: Дело, 2005. — 494 с.
- Батаршев A.B. Типология характера и личности: практическое руководство по психодиагностике. Изд. 2-е, исправл. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. — 112 с.
- Бачинин В.А. Психология: энциклопедический словарь. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005. — 271 с.
- Бендас Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.-431 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической службы в школе. М.: Совершенство, 1998.
- Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ, 2000.
- Бойко В.В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер, 2004.-474 с.
- Большая психологическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. — 544 с.
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. -с. 96−104.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004. — 520 с.
- Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. — 496 с.
- Вишневская Л.И. Синдром эмоционального выгорания у воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Режим доступа: http://www.iem.adm.nov.m/mentor/0107 vishnevskaya. html
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
- Войлова С.С. Синдром «выгорания»: трактовки, подходы, результаты, перспективы. Режим ¦ доступа: http ://kraspubl .ru/content/vie w/144/1/
- Вопросы психологии личности и общественной психологии. Л., 1964.
- Вопросы психологии труда. Труды Ин-та психологии. М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.
- Вопросы психологии труда и личности. Сборник статей. / Иркут. гос. пед. ин-т. — Иркутск: Б. и., 1972.
- Вопросы психологии труда и личности. Сборник статей. / Иркут. гос. пед. ин-т. Иркутск: Б. и., 1978.
- Галиев JI.M. Духовный потенциал сельского учителя и факторы его совершенствования: Электронный ресурс.: Автореферат дис.. канд. социол. наук: 22.00.06. Казань, 2006.
- Танеева Э.Р. Синдром выгорания на фоне проявлений акцентуаций черт характера школьного учителя: Электронный ресурс.: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. Казань: РГБ, 2006.
- Гнездилова О.Н. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07. М.: РГБ, 2005.
- Горохова М.Ю. Роль личностного фактора в возникновении и развитии феномена «эмоционального выгорания»: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. — М.: РГБ, 2004.
- Гринбергер Д., Падески К. Управление настроением: методы и упражнения. СПб.: Питер, 2008. — 224 с.
- Гусельцева М.С. Проблемы личности и её исследования на стыке психологии и истории культуры // Вопросы психологии. 2006.№ 3.
- Демина Л.Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие. Режим доступа: http://irbis.asu.ru/mmc/demina
- Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991.
- Духавнева A.B., Столяренко Л. Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов н/Д: Феникс, 2000. — 480 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 320 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2002.-336 с.
- Ефремов К. Эмоциональное выгорание и как с ним бороться / Народное образование. 2005. — № 3.
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. 2-е, переработанное. — М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.-442 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект-1 Фонд «Мир», 2006.-336 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Психология профессиональных деструкции: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 240 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2005. — 384 с.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М., 1987.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. — 752 с.
- История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-400 с.
- КащенкоВ.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. 2-е изд., — М.: Просвещение, 1994. — 223 с.
- Китаев-Смык Л. А. Стресс и психологическая экология // Природа, 1989, 7, 98−105.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: 1988.
- Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. М.: ПЕР СЭ, 2007.-416 с.
- Колмыкова В.А. Профессиональная подготовка учителя биологии для сельской школы: Электронный ресурс.: Автореферат дис.. канд. педаг. наук: 13.00.08. Кемерово, 2006.
- Кондратьев С.В. Типические особенности педагогического взаимодействия // Вопросы психологии. 2004. № 4. с. 130−137.
- Коновальчук А.Н. Влияние социально-демографических характеристик жизнедеятельности на развитие синдрома «эмоционального выгорания учителей // Приволжский научный журнал. 2008. № 3.
- Конопкин O.A. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. 1990. № 2. — с. 62−69.
- Корнилова Т.В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2008. — 320 с.
- Коротаев A.A., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. 2005. № 2. с. 96 104.
- Кривенков С.Г., Волкова Ж. В. Синдром эмоционального выгорания. Режим доступа: http://www.proatom.ru/modules.php?name:=News&file=article&sid=529
- Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов. Режим доступа: http://magazine.mospsy.ru/nomer5/stoma.pdf
- Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. -М.: Гардарики, 2002. 603 с.
- Леонова А.Б., Кузнецова A.C. Психологические технологии управления состоянием человека. — М.: Смысл, 2007. — 311 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Либин A.B. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., испр. — М.: Смысл- Издательский центр «Академия», 2004. — 527 с.
- Лихачев Б.Д. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд.- перераб. и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 607 с.
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. — М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.-416 с.
- Майерс Д. Социальная психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2001.-752 с.
- Макарова А.Г. Синдром эмоционального выгорания. Режим доступа: http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2
- Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 2004. 480 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000. — 592 с.
- Малых С.Б., Шапкина А. Н. Психологическая служба в системе образования Германии // Вопросы психологии. 2004. № 5. с. 127−140.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Маркова A.K. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
- Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. — Режим доступа: http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/BornoutMaslach.htm
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / B.C. Мерлин- Под ред. Е. А. Климова. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. — 544 с.
- Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. № 6.
- Мироненко И. А. О классификации концепций личности и имплицитных основаниях психологических теорий // Вопросы психологии. 2006. № 4.-с. 95−105.
- Миронов П.И., Асафьева Н. В. Распространенность и характеристика синдрома «эмоционального выгорания» у персонала отделений интенсивной терапии. Режим доступа: http://www.ici.ru/2007−03−06.html
- Миронов П.И., Каширина Е. А., Крыкля A.C., Берестов A.JI. Проблема «эмоционального выгорания» среднего медицинского персонала отделений реанимации и интенсивной терапии. Режим доступа: http://www.clinanaesthesiology.ru/42 004/f040203.htm
- Митина JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, 1997, № 4.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 320 с.
- Митина Л.М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога-М.: «СЕНТЯБРЬ», 1999.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.:1. Речь, 2004.-392 с.
- Науменко A.C., Шмелев А. Г. Тестирование досуговых увлечений: новый подход к косвенной диагностике трудовых мотивов и удовлетворенности трудом // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2005. № 3. с. 49−57.
- Непомнящая H.H. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. 2005. № 1. с. 116−125.
- Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О.В. Шапарь- под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 808 с.
- Ожогова Е.Г. Взаимосвязь синдрома «психического выгорания» и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: Автореферат дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. Саратов, 2008.
- Организационное поведение: Учебник для вузов / Под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. СПб.: Питер, 2006. — 432 с.
- Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии: Сб. науч. трудов / Под ред. A.B. Карпова. -Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1999. с. 76−97.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 1. С. 90−101.
- Островский Э.В. Психология управления: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2008. — 249 с.
- Охитина Л.Т. Психологические основы урока. М., 1977. ЮО. Пахальян В. Э. Практическая психология образования в России: безпарадоксов // Вопросы психологии. 2005. № 5. с. 75−83.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
- Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н Щепелина. СПб.: Питер, 2006. — 412 с.
- ЮЗ.Поддьяков А. Н. Конфронтационность в образе мира участников образовательного процесса // Вопросы психологии. 2004. № 1.-е. 15−22.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2003.
- Поташник М.М. Книга о психологии личности глазами педагога // Вопросы психологии, 1992, № 1−2.
- Проблема эмоционального выгорания консультантов Телефона экстренной психологической помощи / Коллектив авторов, Оренбург // Вестник РАТЭПП. 2002. с. 97 -118.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.
- Психодиагностика: справочник практического психолога / С. Т. Посохова и др.- под ред. С. Т. Посоховой. М.: ACT- СПб.: Сова, 2005. — 671 с.
- Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха- науч. ред. пер. на рус. яз. A.A. Алексеева- пер. с англ.: А. Алексеев и др. -2-е изд. СПб. [и др.]: Питер, 2006. — 1094 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
- Психологическое тестирование. 7-е изд. / А. Анастази, С. Урбина. — СПб.: Питер, 2003. 688 с.
- Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В .Я. Романова. 2-е изд. — М.: «ЧеРо», 2002. — 776 с.
- Психология личности: Хрестоматия: учебн. пособие для студентов фак. психологии, педагогов и практ. Психологов / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2006.
- Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / под ред. проф. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006. — 480 с.
- Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т. Д. Марцинковская, Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко и др.- Под ред. Т. Д. Марцинковской. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. 528 с.
- Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю. И. Александрова. -СПб.: Питер, 2001. 496 с.
- Пэйн Р., Купер К. Эмоции и работа. Теории, исследования и методы применения / Пер. с англ. -X.: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2008. 544 с.
- Разорила JIM. К определению содержания понятия «личность» в советской психологии // Вопросы психологии. 2005. № 1. с.79−87.
- Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 1999. — 464 с.
- Реан A.A. Психология адаптации личности / A.A. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 479 с.
- Реан A.A. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога. // Вопросы психологии, 1990, № 2.
- Реан A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии, 1997, № 1. с. 45−55.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: ЗАО «Издательство «Питер»», 1999.-416 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. -М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.
- Романова Е.С., Горохова М. Ю. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии. 2004. № 1. с. 18 -23.
- Рукавишников A.A., Соколова М. В. Опросник психического выгорания для учителей: Руководство. -Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 2001.
- Савостин Н.М. Нетрадиционные средства физической рекреации в структуре свободного времени учителя сельской школы: Электронный ресурс.: Автореферат дис.. канд. пед. наук: 13.00.04. Челябинск, 2007.
- Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. — 656 с.
- Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 244 с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1999. — 352 с.
- Самоукина Н.В. Синдром профессионального выгорания. Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2005/01/12/sindromprofessionalnogovygoranija.html
- Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Телесные технологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. — 256 с.
- Синдром эмоционального сгорания у телефонных консультантов. -Режим доступа: http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/BornoutTelefon.htm
- Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. — № 7. — с. 3−9.
- Скугаревская М.М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома эмоционального выгорания.—Минск, БГМУ, 2003.
- Серебрякова Т.А. Психология стресса: Учебное пособие. ННовгород: ВГИПУ, 2007.-140 с.
- Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания. Режим доступа: http://medgazeta.rusmedserv.com/20Q5/43/article 1322. html
- Силласте Г. Г. Сельское учительство и адаптационный ресурс // СОЦИС. 2002, № 9. — с. 50−59.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. Учебное пособие для студентов педвузов, учителей и слушателей ФПК. М.- Международная педагогическая академия, 1995. — 192 с.
- Социальная психология образования / Под редакцией А. Н. Сухова. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 359 с.
- Социальная психология сегодня: наука и практика: материалы Межвузовской научно-практической конференции, 15 июня 2006 года / под науч. ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. — 180 с.
- Стайн С., Бук Г. Преимущества EQ: Эмоциональная культура и ваш успех. Режим доступа: http://www.eq-rating.ru/content/view/134/2/
- Степанова М.А. О критериях профессионализма школьного психолога // Вопросы психологии. 2002. № 1. с. 88−95.
- Степанова М.А. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы // Вопросы психологии. 2004. № 4. с. 91−101.
- Сталин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. — М.: ТЕРРА, 1998.-672 с.
- Тесты. Кадровый подбор / авт.-сост. С. Шувалова. Ростов н/Д.: Феникс, СПб.: ООО Издательство «Северо-Запад», 2008. — 350 с.
- Техники консультирования и психотерапии. Тексты. / Ред. и сост. У. С. Сахакиан. -М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 624 с.
- Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. 432 с.
- Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с.
- Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов: Энцикл. Руководство / О. Фенихель- пер. с англ. и вступ. ст. А. Б. Хавина. 2-е изд. — М.: Академический Проект, 2005.-841 с.
- Фонарев А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 2004. № 6. с. 72−83.
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. с. 57−64.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. Пер. с англ. — М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. — 447 с.
- Френсес Дж., Сгорли PH. Bornout (синдром выгорания): разработка концепции. Режим доступа: http://www.edinorog.boom.ru/psimaster/bornoutconcept.htm
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Пер. с англ. Э. М. Телятникова, Т.В.Панфилова- Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 1999. — 624 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя: Пер. с англ. / Э. Фромм. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 571, 5. с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. — 608 с.
- Хьюстон М. Введение в социальную психологию: Европейский подход: Учебник для студентов вузов, обуч. по специальностям психологии и педагогики / М. Хьюстон, В. Штребе- пер с англ. под ред. Т. Ю. Базарова. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2004. — 594 с.
- Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008.-256 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. — 352 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Издательство «Питер», 1999. 656 с.
- Юдин И.А. Синдром профессионального сгорания или Негативное влияние профессии и как его избежать. Режим доступа: http ://www. sfera.infomsk.ru/~yudin
- Юдина Е.Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство //Вопросы психологии. 2005. № 4. с. 132−142.
- Юрьева Л.Н., Семенихина В. Е., Семенихин Е. Е., Желтякова И. Н. Синдром «выгорания» и методики восстановления адаптации личности. -Режим доступа: http.7/www.madra.dp.ua/archives/kirlian.html
- Glenn A. Roberts. Профилактика выгорания // Вестник РАТЭПП. 2002. — с. 119−132.
- Abdel Razek G., Mahmoud A., El-Saeed H., Hamed H. Impact of stressful job on Quality of life and life satisfaction among doctors: comparative study between oncology and academic doctors, Current Psychiatry, Vol. 13, No. 3, November 2006. P. 353−361.
- Cherniss C. Stuff burnout: Job stress in the human services. Beverly Hills, CA: Sage, 1980.
- Garden, Anna-Maria. Burnout: The Effect of Jungian type. Working Paper. Alfred P. Sloan School of Management. 1984.
- Greenglass, E. R, Burke, R.J., Moore, K.A.: Reactions to Increased Workload: Effects on Professional Efficacy of Nurses, Applied Psychology: An International Review, Vol. 52, Issue 4,2003. Blackwell Publishing Ltd. — P. 580 — 597.
- Kunig, K.: Arbeitsstijrungen und Pers4nlichkeit, Bonn: Psychiatrie-Verl. 1998.
- Maslach C., Jackson S.E. Burnout in organizational settings. Beverly Hills, CA: Sage, 1994.
- Maslach C. Burnout: The cost of caring. NJ. Prentice. — Hall, 1982.
- Pines, A: Teacher Burnout: a psychodynamic existential perspective, -Teachers and Teaching: theory and practice, Vol. 8, No. 2, 2002. Carfax Publishing.-P. 120−139.
- Rahemi J., Saadani M., Kinsara A. Burnout Syndrome among Saudi Medical Residents: A Controlled Study, Current Psychiatry, Vol. 13, No. 1, March 2006. P. 4−17.
- Siu, O.: Occupational Stressors and Well-being among Chinese Employees: The Role of Organizational Commitment, — Applied Psychology: An International Review, Vol. 51, Issue 4,2002. Blackwell Publishing Ltd. — P. 527 — 544.
- Schwab R.L., Iwanicki E.F. Perceived role conflict, role ambiguity and teacher burnout // Educ. administration Quart. 1982. V. 18. P. 60−74.
- Westman, M., Etzion, D.: The Impact of Short Overseas Business Trips on Job Stress and Burnout, — Applied Psychology: An International Review, Vol. 51, Issue 4,2002. Blackwell Publishing Ltd. — P. 582 — 592.
- Yousef I.M., Hosny A.O., Elsayed O.I. and Ali. E.G. Burnout Syndrome among Resident Physician in Suez Canal University Hospital, Current Psychiatry, Vol. 13, No. 1, March 2006. P. 27−46.
- Zembylas, M.: Emotions and Teacher Identity: a poststructural perspective, Teachers and Teaching: theory and practice, Vol. 9, No. 3, 2003. Carfax Publishing. — p. 213 — 238.