Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности образа другого человека у учащихся с интеллектуальной недостаточностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования: теоретическое осмысление и анализ данных психолого-педагогических исследований по интересующей проблеметеоретико-прикладное моделирование программы изучения специфики восприятия и понимания другого человека учащимися с ИН и НПРанализ личных дел детей с ИНконстатирующий экспериментметод свободной актуализации индивидуального психологического словаря (направлен на диагностику… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Межличностное восприятие как проблема общей и коррекци-онной психологии
    • I. I. Анализ психологических исследований по проблеме межличностного восприятия
    • I. II. Особенности межличностного восприятия у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
  • ГЛАВА II. Экспериментальное исследование особенностей образа другого человека (социальных представлений) у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
    • II. I. Программа и методики исследования образа другого человека у учащихся с интеллектуальной недостаточностью
    • II. II. Исследование широты и уровня обобщенности представлений о людях у школьников с интеллектуальной недостаточностью и нормальным психическим развитием
    • II. III. Содержательный анализ представлений о людях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и нормальным психическим развитием
    • II. IV. Анализ способов репрезентации характеристик другого человека в речевых описаниях учащихся с интеллектуальной недостаточностью и нормальным психическим развитием
  • ГЛАВА III. Коррекция дефектов межличностного восприятия у школь ников с интеллектуальной недостаточностью
    • III. I. Развитие у школьников с интеллектуальной недостаточностью средств межличностного восприятия — психологических понятий
    • III. II. Вопросы коррекции дефектов межличностного восприятия у школьников с интеллектуальной недостаточностью

Особенности образа другого человека у учащихся с интеллектуальной недостаточностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшей формой социального бытия человека является общение, неотъемлемой стороной которого считается познание других людей: партнеров, коллег, друзей, подчиненных и т. д. От того, в какой мере будет адекватным и эффективным этот процесс, напрямую зависят результаты общения и совместной деятельности. Поэтому разработка проблемы межличностного познания имеет большое практическое значение и актуальность.

Существуют и теоретические основания для исследования данной проблемы. Ее разработка тесно связана с решением многих фундаментальных проблем психологии, таких, как проблема общения, деятельности, личности, сознания, самосознания, познавательных процессов и др. В настоящее время в той или иной степени представляются изученными следующие аспекты этой сложной проблемы: психологическая характеристика человека как объекта познания [А. А. Бодалев, 1982; М. М. Бахтин, 1979, 1987; К. Роджерс 1994; Т. А. Флоренская, 1991 и др.], зависимость межличностного познания от индивидуальных, возрастных, половых, профессиональных, национально-этнических и других особенностей субъекта познания [А.А. Бодалев, 1982; О. Г. Кукосян, 1981; М. Argyle, 1973; S. Ceci, 1990; и др.], роль в познании социальных представлений, эталонов, стереотипов, имплицитных теорий личности, каузальных схем и других внутренних средств [А.А. Бодалев, 1982; В. Н. Куницина, 1973; В. Ф. Петренко, 1988; М. Davies, 1990; S. Ceci, 1990; S. Moscovici, 1988 и др.], психологические особенности и механизмы первого впечатления [А.А. Бодалев, 1982; Г. В. Дьяконов, 1979; В. Н. Панферов, 1982, М. Cook, 1971 и др.], развитие процессов межличностного познания [А.А. Бодалев, 1982; В. А. Гуружапов, 1995; К. М. Романов, 1996 и др.], связь межличностного познания и совместной деятельности [Г.М. Андреева, 1981; А. А. Бодалев, 1982, С. В. Кондратьева, 1981 и др.], формирование процессов межличностного познания [Л.А. Петровская, 1989; К. М. Романов, 1996; Ж. Г. Гаранина, 1999 и др.]. Среди многочисленных направлений исследований почти не представлена проблема межличностного познания у людей с интеллектуальной недостаточностью. Она оказалась вне поля внимания как в общей, так и в социальной психологии. Между тем ее разработка имеет большую теоретическую и практическую значимость. В частности, не изученным остается вопрос о влиянии умственной отсталости на межличностное познание. Это определяет актуальность и новизну поставленной проблемы исследования.

Объект исследования — психологические особенности межличностного восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования — психологические особенности представлений (образов) о других людях у школьников с интеллектуальной недостаточностью (возрастная динамика, психологические условия оптимизации развития).

Цель исследования — выявить психологические особенности и развитие представлений (образов) о других людях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Гипотезы исследования:

1 .Образы других людей (социальные представления) у учащихся с интеллектуальной недостаточностью качественно отличаются от возрастной нормы по таким параметрам, как уровень обобщенности, содержание, степень дифференцированности, способы репрезентации психологических характеристик другого человека, особенности понятийного аппарата. По всем перечисленным выше параметрам развитие социальных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью отстает от возрастной нормы.

2.Развитие представлений о других людях у учащихся с интеллектуальной недостаточностью имеет возрастную динамику, сходную с нормой интеллектуального развития по всем ранее выделенным параметрам, но в то же время имеет и существенные качественные отличия.

3.Выявленные психологические особенности образов других людей (социальных представлений) у учащихся с интеллектуальной недостаточностью могут быть основой для оптимизации учебно-воспитательного и коррекционного процесса в соответствующих образовательных учреждениях.

Задачи исследования:

1.Провести теоретический анализ научной литературы, посвященной проблеме восприятия и понимания человека человеком (социальной перцепции) при нормальном психическом развитии (НПР) и при интеллектуальном недоразвитии (ИН).

2.Подобрать и адаптировать методики исследования особенностей образа другого человека у учащихся с ИН.

3.Выявить основные особенности представлений о других людях у учащихся с ИН.

4.Изучить возрастную динамику представлений о других людях у учащихся с ИН.

5.Разработать психолого-педагогические рекомендации по оптимизации учебно-воспитательного и коррекционного процесса по отношению к учащимся с ИН.

Методологической основой исследования являются: культурно-историческая теория понимания развития психики человека [JI.C. Выготский], психологическая теория деятельности [А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн], концептуальные подходы к изучению умственной отсталости [JI.C. Выготский, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн], теоретические подходы к изучению общения и межличностного восприятия (представлений о другом человеке) [Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов и др.].

Методы исследования: теоретическое осмысление и анализ данных психолого-педагогических исследований по интересующей проблеметеоретико-прикладное моделирование программы изучения специфики восприятия и понимания другого человека учащимися с ИН и НПРанализ личных дел детей с ИНконстатирующий экспериментметод свободной актуализации индивидуального психологического словаря (направлен на диагностику нравственно-психологических понятий, лежащих в основе межличностного понимания) — метод анализа продуктов психической деятельности: сочинение на тему «Мой друг» (позволяет выявить особенности представлений детей с ИН о людях и закономерности развития процессов межличностного понимания) — беседа на тему «Мой друг" — методы количественной и качественной обработки результатов: контент-анализ, на основе которого осуществлялась обработка сочиненийметоды математической статистики: двухвыборочный F-тест для дисперсии, двухвыборочный Т-тест для средних при условии равенства дисперсий, двухвыборочный Т-тест для средних при условии неравенства дисперсий.

Научная новизна исследования:

— выявлены психологические особенности представлений (образов) о людях у учащихся с ИН;

— выделены качественные отличительные особенности развития представлений о другом человеке у учащихся с ИН в сравнении с НПР;

— установлена принципиальная общность закономерностей развития процессов межличностного восприятия и понимания у учащихся с ИН и НПР;

— выявлены особенности и источники формирования психологических образов (представлений) о людях у учащихся с ИН;

— подобраны и модифицированы методики исследования представлений о других людях у учащихся с ИНразработаны психолого-педагогические рекомендации по оптимизации учебно-воспитательной и коррекционной работы с учащимися с ИН.

Достоверность исследования определяется достаточно представительной выборкой испытуемых, взаимодополняемостью методических процедур, точностью и математической выверенностью результатов.

Значимость исследования: полученные в работе результаты позволяют расширить теоретические представления об общении, о влиянии интеллектуального недоразвития ребенка на межличностное (социальное) познание, а также усовершенствовать систему обучения, воспитания и коррекции психического развития школьников с ИН и переориентировать ее на подготовку детей к более эффективному общению с людьми. Практическую ценность имеют также предложенные методики диагностики социальных представлений у учащихся с ИН.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Представления о других людях у учащихся с ИН отличаются от возрастной нормы по параметрам: уровень обобщенности, содержание, широта, степень дифференцированности, способы репрезентации характеристик другого человека.

2.По сравнению с возрастной нормой детского развития представления о людях у учащихся с ИН отличаются более низким уровнем обобщенности, широты в содержательном плане и расчлененности.

3.Развитие социальных представлений у учащихся с ИН идет в том же самом направлении и подчиняется тем же самым закономерностям, что и у учащихся с H1IP. Однако по всем выделенным параметрам (уровень обобщенности, широта, содержание, степень дифференцированности, способы репрезентации, понятийный аппарат) они идут с отставанием от возрастной нормы.

4.В отличие от нормально развивающихся сверстников, учащиеся с ИН склонны к генетически более ранним эгоцентрическим способам репрезентации психологических характеристик другого человека. Они предрасположены представлять его через собственное «Я» — в субъектных характеристиках, а не отстраненно — в объектных характеристиках.

5.Учащиеся с ИН отличаются от сверстников с НПР особенностями системы понятий (гностических терминов), лежащей в основе репрезентации других людей. Она отличается более узким содержанием, объемом, имеет иную стилистическую окраску и нравственную оценку.

6.Существующая система обучения, воспитания и коррекции психического развития учащихся с ИН требует изменения в плане переориентировки ее на подготовку к более эффективному общению и личностному развитию.

Результаты исследования показывают, что в целом средний балл и соответственно широта и объем сочинений о людях у детей с ИН ниже, чем у НПР (соответственно 10,4 и 15,2). Эта закономерность распространяется на все возрастные группы. Причем максимальное значение расхождений в количественных показателях наблюдается в 9−10-летнем возрасте (соответственно 5,75 и 11,4- 6,8 и 12,4). Различие по всем возрастным группам соответствует критериям статистической значимости [8,58Е-18- 8,95Е-16].

В возрастном интервале с 11 по 13 лет наблюдается некоторое сглаживание отдельных показателей уровня когнитивной сложности. Является ли это возрастной закономерностью или случайностью — мы сказать не можем.

Другие существенные отличия сочинений детей с ИН от НИР касаются качественной характеристики суждений. Суждения испытуемых с ИН примитивны, не отличаются разнообразием, конкретно-ситуативны, поверхностны и несущественны, в то время как работы школьников с HHP отличает многообразие характеристик и яркость описания.

В большинстве случаев ИН школьник хорошо относится к тому или иному человеку, считает его своим другом и выбирает как объект для написания сочинения только потому, что тот угостил его недавно конфетой, дал прокатиться на велосипеде, похвалил. Если завтра друг не угостит его или в чем-то откажет, отношение к нему может сразу же измениться. Это говорит о незрелости их отношения к людям.

В качестве примера можно привести следующие высказывания учащихся с ИН: «украл раму и колесо, сознался, но не отдал «- «идет, всех веселит, кто грустный «- «никого не бьет «- «не обижает маленьких «- «никакие напитки не пьет» — «не делает дурные поступки» — «буду дальше с ним дружить «- «я ему никогда не изменю «- «не скажет на меня матом «- «очень сильно нравится» — «дает мороженое, апельсины» — «на каникулах я буду дружить с Женей, потому что у него есть лопатка, автокран, машина» — «нормальный пацан, то он меня угощает, то я его «и т.д.

Теперь приведем для сравнения высказывания о друге школьников с НПР: «поможет любому человеку, если это в его силах» — «любит выигрывать, если проигрывает, то совершает необдуманные поступки» — «ненавидит, когда обманывают «- «я думаю, он хороший друг, на него можно положиться «- «я ее просто обожаю «- «я доверяю ей во всем «- «я очень дорожу нашей дружбой «- «о таком друге можно только мечтать «- и т. д. Вышеописанные данные наглядно представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Объем сочинений у учащихся с ИН и НПР.

С целью более глубокого качественного анализа сочинений испытуемых мы воспользовались методикой К. М. Романова [151, С. 36] в соответствии с которой выделили пять видов смысловых суждений: конкретно-поведенческие, обобщенно-поведенческие, понятийные, «внешностные» (конкретно-чувственные) и формальные. Они отличаются уровнем обобщенности, уровнем интеллектуальной насыщенности и генетическим статусом. Рассмотрим их более детально.

1 .Конкретно-поведенческие суждения отражают конкретное поведение, состояние описываемого человека. Они буквально «привязаны» к конкретной ситуации и имеют самый низкий генетический статус: «она вчера помогла мне дежурить «, «он угостил меня вареньем и дал апельсин «и т.п.

2.0бобщенно-поведенческие суждения представляют человека в обобщенной форме: «всегда придет на помощь», «не подведет в трудный момент «, «всегда хорошее настроение «и т.д. Они имеют более высокий генетический статус, чем конкретно-поведенческие и более высокий уровень обобщенности.

3.Понятийные суждения: «добрый», «щедрый», «жизнерадостный», «альтруист «и т.д. Они максимально обобщены и имеют самый высокий генетический статус.

4.Внешность. Описание внешности может говорить о восприятии и мышлении. Уровень их обобщенности может меняться в зависимости от интеллектуальных возможностей испытуемых.

5.Формальные суждения: фамилия, возраст, домашний адрес, имена родственников. Подобные суждения несут минимальную интеллектуальную нагрузку. Полученные данные приведены в таблице 2.

Заключение

.

Результаты проведенного нами исследования особенностей образа другого человека (социальных представлений) у учащихся с ИН подтверждают и конкретизируют исходные гипотезы и позволяют сформулировать следующие выводы:

1 .Социальные представления (образы людей) у учащихся с ИН отличаются от возрастной нормы по таким параметрам, как уровень обобщенности, широта, степень дифференцированности, содержание, структура, способы репрезентации характеристик другого человека.

2.По сравнению с учащимися с НПР, представления о людях у школьников с ИН отличаются такими особенностями, как низкий уровень обобщенности, узость и ограниченность в содержательном плане, меньшая диф-ференцированность (расчлененность), высокий уровень эгоцентричности способов репрезентации другого человека.

3.По сравнению с учащимися с НПР, школьники с ИН имеют более ограниченный понятийный аппарат, на основе которого осуществляется понимание других людей. Причем средства межличностного восприятия (психологические понятия) отличаются у них более низкими познавательными возможностями.

4.Социальные представления учащихся с ИН отличаются большей негативной направленностью, т. е. они склонны воспринимать других людей скорее в негативном, чем в позитивном плане. С возрастом эта особенность понимания ими других людей усиливается.

5.Развитие процессов межличностного восприятия (социальных представлений) как у ИН учащихся, так и у НПР осуществляется на основе одних и тех же закономерностей и при общей тенденции повышения с возрастом уровня обобщенности и дифференцированности представлений о других людях, расширения их в содержательном плане, перехода на генетически более совершенные и сложные децентрические способы репрезентации психологических характеристик другого человека, расширении и совершенствовании средств межличностного восприятия.

6.Главная специфика развития процессов межличностного восприятия (социальных представлений) у школьников с ИН заключается в том, что по всем выделенным параметрам они идут со значительным отставанием от возрастной нормы. Данный вывод еще раз подтверждает существующее в коррекционной психологии положение о закономерностях психического развития детей с ИН.

7.Развитие представлений о других людях у школьников с ИН происходит стихийно. Существующая система обучения и воспитания не оказывает какого-либо существенного влияния на этот процесс. Основными его источниками являются общение со сверстниками, а также чтение художественной литературы и просмотр художественных фильмов.

8.Важнейшей задачей учебно-воспитательной и коррекционной работы с учащимися с ИН является формирование их как субъектов общения и межличностного восприятия, способных к относительно безболезненному вхождению в социальную среду.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: Проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал.-1994. — № 4.- С. 39−55.
  2. Н.Н. Этапы развития общения со взрослым на первом году жизни ребенка / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещеряков. // Общение и развитие психики. -М., 1988.-С. 72−84.
  3. O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития. Диссерт. на соиск. уч. степ, доктора психол. наук. Ереван 1989.- 309 с.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие. М.: Просвещение, 1990.-240 с.
  5. .Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во. пед. наук РСФСР, 1960.
  6. .Г. Теория ощущений. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1961.-156 с.
  7. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.- 339 с.
  9. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., «Просвещение», 1968
  10. .Г. Человек и общество. Л., 1971
  11. .Г. О проблемах современного человекознания. АН СССР, Институт психологии.- М.: «Наука», 1977.- 380 с.
  12. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./Под ред. А. А. Бодалева, Б.Ф. Ломова- М.: Педагогика, 1980.- 230 с.
  13. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980.- 287 с.
  14. Г. М. Современная социальная психология на Западе / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. -272 с.
  15. Г. М. Принцип деятельности и построения системы социально-психологического знания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 19 806 — № 4. — С. 3−13.
  16. Г. М. Атрибутивные процессы в условиях совместной деятельности // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. -С. 152−166.
  17. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 432 с.
  18. Г. М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. — М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
  19. Е.В. Реализация личностного подхода в психологическом общении // международная конференция «Психология общения 2000- проблемы и перспективы» — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. — С. 21−22.
  20. Н.В. Умение разрабатывать психолого-педагогические рекомендации как компонент психологической компетентности учителя. Авто-реф. дис. канд. психол.н. Казань. 2000. — 16 с.
  21. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  22. Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.-224 с.
  23. А.Г. Личность как предмет психологического исследования.-М.: Наука, 1984.-105с.
  24. И. Я. Вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. -М.: Экономика, 1984. 112 с.
  25. Т.Ю. Особенности межличностного восприятия в системе «руководство — подчиненные» в условиях производственного коллектива // Межличностное восприятие в группе. М., 1981. — С. 101−210.
  26. Т.Ю. Установка руководителя на подчиненных и групповая эффективность // Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987. -С. 198−208.
  27. Т.Б. Психологические просвещение учащихся в модели «Экология и диалектика» // психолого-педагогическое обеспечение модели общего образования «Экология и диалектика». М., 1993. — С. 188−202.
  28. В.Н. Внутренний диалог как ведущая форма развития самосознания личности в подростковом возрасте. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. — М., 1987. С. 133−139.
  29. Н.В. Оптимизация взаимоотношения руководителей — подчиненных // Социальная психология и социальное планирование. JL, 1973. -С. 79−84.
  30. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  31. JI.B. Развитие самокомпенсации у учащихся разных педагогических систем // Психология созидания. Ежегодник. Казань, 2000. Т.7. — Вып.2. — С. 175−176.
  32. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1998. — 400 с.
  33. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 200 с.
  34. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моек ун-та, 1988. -188 с.
  35. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта, 1998. 168 с.
  36. Бодал ев А. А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности / А. А. Бодалев, В. Н. Куницына, В. Н. Панферов. // Человек и общество. Л., 1971.-Вып.9.-С. 151−160.
  37. А.А. Диалог как форма психологического воздействия / А. А. Бодалев, Г. А. Ковалев. // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987. — С. 17−27.
  38. . С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997. — С. 67−91.
  39. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М, 1973.- 175 с.
  40. JI.C. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982а. — 487 с.
  41. JT.C. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 19 826. — 504 с.
  42. Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. — 398 с.
  43. Л.С. Проблемы дефектологии М.: Просвещение, 1995. 513 с.
  44. Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981. -С. 122−139.
  45. Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными: Учеб. Пособие. Иваново. Изд-во Иван. Ун-та, 1992. — 144 с.
  46. В. В. Проблемы развивающегося обучения. М.: Педагогика. 1986.-240 с.
  47. В. В. Нерешенные проблемы теории деятельности // Психологический журнал. 1992. № 2. — С. 3−13.
  48. Н.П., Лялин Н. А., Пик Н.Д. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1968. — 144с.
  49. М. Мыслительная деятельность детей. — М.: Педагогика, 1982.- 192 с.
  50. А.И. Динамика межличностного восприятия в условиях совместной деятельности / А. И. Донцов, Ш. В. Саркисян. // Межличностное восприятие в группе- М., 1981. — С. 86−123.
  51. А.И. Концепция социальных представлений в современной французской психологии / А. И. Донцов, Т. JI. Емельянова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 128 с.
  52. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969.
  53. Г. В. Психология первого впечатления о другом человеке: Дис. .канд. психолог, наук. -М., 1979.-261 с.
  54. Т.В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей // Дефектология. 1975. — № 4. — С.З.
  55. Э.А. Особенности восприятия сюжетно-художественных картинок учащимися вспомогательной школы. Автореф.. канд. психол. наук. — М., 1958.-20с.
  56. .А. Некоторые психологические эффекты педагогического общения // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» — М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000.-С. 107−109.
  57. Ю.М. Проблемы совершенствования коммуникативной компетентности // Международная конференция «Психология общения — 2000: проблемы и перспективы» М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2000. — С. 118−120.
  58. В.Г. Психологические основы проницательности. М.: Российская академия государственной службы при правительстве Российской Федерации, 1994. 48 с.
  59. JI.B. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталого школьника (олигофрена) на первых этапах обучения. // Известия АПН РСФСР.-1951.-Вып. 37.
  60. И.А. Психологическая характеристика субъекта социальной работы //Теория деятельности и социальная практика. М., 1995. — С. 47−48.
  61. В.В. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  62. В.В. Понимание в познании и общении. М.: Институт психологии РАН, 1994.-235 с.
  63. Ч.Б. О возрастной динамике образа «Я» у умственно отсталых подростков. Дефектология № 4, 1997. с. 36−42.
  64. Н.В. Учим детей общению. / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. — Ярославль: Академия развития, 1996. 240 с.
  65. Н.И. Психолого-педагогическая коррекция отклонений в процессах восприятия и понимания состояний другого человека у детей с нарушениями интеллектуального развития: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Бийс. гос. пед. ин-т.- 2000.- 19.
  66. H.JI. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев. Рад. школа, 1978.- 87 с.
  67. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2000. — С. 15−33.
  68. С.В. Психолого-педагогические аспекты проблемы понимания людьми друг друга/ Психология межличностного познания. М., 1981.
  69. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  70. .Г. О значении теории атрибуции //Психологические исследования познавательных процессов и личности. М., 1983. — С. 1 510 161.
  71. О.Г. Профессия и познание людей. Ростов-на-Дону: РГУ, 1981.- 160с.
  72. В.Н. К вопросу о возрастных особенностях восприятия человека человеком/ Человек и общество. JL, 1973. Вып. 13.
  73. Лабу некая В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Психология межличностного познания. — М., 1981. С. 54−66.
  74. А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск., ун-та, 1981.-583 с.
  75. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983. 320 с.
  76. Д. А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.-М., 1997.-С. 19−29.
  77. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 145 с.
  78. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975а. — С. 124−135.
  79. .Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологи. М., 19 756. — С. 151−164.
  80. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей/Лубовский В.И. М.: Педагогика, 1989. — 104с.
  81. В.И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии.- 1996.- № 6, — С. 118.
  82. В.И. О публикациях психодиагностических материалов / Пе-реслени Л.И., Семаго М. М. // Вопросы психологии. 1997. — № 1.- С. 133.
  83. А.Р. Язык и Сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320с.
  84. Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: Психопатология и психологические аспекты проблемы: Автореф.. дисс. канд. мед. наук. М. -1976.-24с.
  85. Р.А., Федотова Н. Ф. Влияние кратковременной совместной деятельности на взаимооценки некоторых личностных свойств ее участников // Человек и общество. Л., 1970. Вып. — С. 89−97.
  86. С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. — № 1. — с. 3−18- - № 2. — С. 3−16.
  87. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 112 с.
  88. В.Н. Проблемы отношений человека и ее место в психологии // Хрестоматия по психологии. М., 1977. — С. 164−170.
  89. Н.М. Специальная педагогика. Учебное пособие для педагогических ВУЗов. Издательство: АКАДЕМИЯ.- 2001. С. 400.
  90. .И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы: Автореф. докт. дисс. — М., 1986.-33с.
  91. Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС.- 1995.- 596 с.
  92. С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М.: Педагогика.- 1978.- 159с.
  93. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1981.-151 с.
  94. Образовательный обзор. 2001. Издание 53. — № 2. Амстердамский университет. Нидерланды.
  95. Г. Личность: проблемы науки или искусства // Психология личности: Тексты. М., 1982. С. 208−217.
  96. В.Н. Психологическая структура познания человека человеком // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. — Краснодар, 1977. С. 21−37.
  97. В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопознания людей // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 139−141.
  98. М.С. Дети-олигофрены. М.: АПН РСФСР, 1960.
  99. Н.А. Коррекция отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления тактильно-кинестезических знаков невербального общения у умственно отсталых детей: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Бийс. гос. пед. ин-т.- 1999.- 19.
  100. В. Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -208 с.
  101. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. М.: Просвещение. 1968. С. 15.
  102. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика. 1977. — С.10.
  103. В. Г. Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: «Флинта», 1998.-С.54.
  104. В. Г. Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: АКАДЕМИЯ. — 2002. — С.160.
  105. А.В. Социальная психология. М.: Просвещение, 1987. 222 с.
  106. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 1962. — С. 225−266.
  107. Программы для 0-IV классов школы VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Институт коррекционной педагогики РАО. М.: «Дидакт». — 1997.-229с.
  108. А.К. Взаимодействие вспомогательной школы и семьи в социальной адаптации учащихся. Кишинев: Штиинца.- 1982. — 143с.
  109. Д.Э., Теленкова М. А. Практическая стилистика русского языка. М.: Русский язык. — 1976. — 342с.
  110. Ш. Романов К. М. Психологические особенности межличностного понимания у студентов/ Психологические проблемы формирования специалистов в вузе/ Мордов. ун-т. Саранск.- 1989.
  111. К.М. Психология межличностного познания. Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та.- 1993.- 148 с.
  112. К.М. Формирование психологического мышления учителя: Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та.- 1994. — 108 с.
  113. К.М. Мышление в структуре межличностного познания: Дис. .докт. Психол. Нак. М., 1996а. -426 с.
  114. К. М. Особенности мышления, функционирующего в структуре межличностного познания // Мир психологии. 2001. — № 1. — С. 141−145.
  115. К.М. Проблема содержательной дифференциации креативности / К. М. Романов, Н. А. Тюрьмина // Интеграция образования. 2001. — № 4.- С. 51−56.
  116. К.М. Зависимость процесса запоминания от содержания сти-мульного материала / К. М. Романов, С. Н. Никишов. Социальные и гуманитарные исследования: традиции и реальность. Саранск.- 2002а.- Вып.2 — С. 186−189.
  117. К.М. Практикум по общей психологии / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина./ Под ред. К. М. Романова М.: Московский психолого-социальный институт.- 20 026.- 320с.
  118. О.Н. Формирование психологической культуры младших школьников: Дисс.. канд. психол. наук. Казань.- 2003. — 203с.
  119. С.Л. Бытие и сознание.- М.: Изд-во АН СССР.- 1957.-328с.
  120. С.Л. Проблемы общей психологии М., Педагогика, — 1973.
  121. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2 т. T.l.-М.: Педагогика.-1989а.-486с.
  122. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2.-М.: Педагогика. 19 896.-323с.
  123. С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. 3-е изд.- перераб. и доп. М.: Просвещение.- 1976. — 192 с.
  124. Л.И. Психология манипулирования людьми: проблемы и перспективы // Международная конференция «Психология общения — 2000: проблемы и перспективы» М.: Учебно-методический коллектор «Психология».- 2000. — С.259−260.
  125. Е.А. Особенности представлений детей 5−10 лет о душе //Вопр. психологии. 1995а. № 3. — С. 21−27
  126. Сиерральта 3., Хорхе Бернардо, Суслов В. И. Социальный интеллект умственно отсталых школьников // Международная научно-практическая конференция «Психология XXI века»: Тез. докл. СпбГУ.- 2000. — Гл.4.
  127. В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса. 1995. -384с.
  128. В.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса.-2000.-416с.
  129. Словарь практического психолога/ Сост. С. Ю. Головин.-Минск: Хар-вест.- 1997.- 800с.
  130. Е.О. Формирование представлений о себе и о другом в общении дошкольников // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологическая консультация. М., 1987. — С. 122−127.
  131. Т.Н., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и юношеском возрасте.- Кишинев: Штиница. 1988.- 63с.
  132. Современные подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальной недостаточностью/Под ред. А. Д. Виноградовой, В. Н. Вовка СПб: ЛОИУУ. 1994.-114с.
  133. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та.- 1983. — 240с.
  134. Е.Н. Антиципация в спорте. М.: Физкультура и спорт.- 1982. -144с.
  135. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение.- 1988. — 175 с.
  136. А.И. Активное обучение психологическому анализу дефектного педагогического общения //Психология педагогического общения. Кировоград.- 1990. — С. 198−199.
  137. Н.Б. Ситуационно-ролевые игры как метод коррекции педагогического взаимодействия в школьных конфликтах //Психология педагогического общения. Кировоград.- 1990. — С. 188−189.
  138. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980.- 144с. канд. психол. наук. -Л. 1978.-16 с.
  139. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учебное пособие.-Изд. Центр «Академия». 2002.
  140. В.В. Динамика восприятия и понимания противника и самих себя в соревновательных условиях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1978. — 16с.
  141. Н.Ф. Ролевая дифференциация и успешность групповой деятельности как факторы, влияющие на социальную перцепцию в экспериментальных малых группах //'Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1971.-Вып. 4.-С. 28−32.
  142. Н.Ф. Формирование знаний друг о друге у участников совместной деятельности: Дис. канд. психол. наук. Л., 1973. — 248 с.
  143. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика. 1989.-208с.,
  144. Т. А. Макеева М.Ю. Опыт общения в семье и мир восприятия ребенка // Общение и формирование личности школьника. — М., 1987. — С. 91−108.
  145. А.У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия // Вопр. психологии. 1980. — № 3. — С. 20−31.
  146. А.У. Восприятие человека как воздействие на него // Психология межличностного познания. М., 1981. -С. 25 — 42.
  147. Н. Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекцийу умственно отсталых школьников: Автореф. дис канд. пед. наук/ Бийс.гос. пед. ин-т.- 1999.- 19.
  148. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред. Ж. И. Шиф. М., 1965. — С.217−299.
  149. Д.Г. Динамика дружеских отношений в старшем школьном возрасте: Автореф.канд. психол. наук. Ташкент, 1991. — 17с.
  150. Asch S.E., Zuckier И. Thinking about person // Pers. Soc. Psychol. 1984. -V. 46.-P. 1230- 1240.
  151. Argyle M. The psychology of interpersonal behaviour. Harmondsworth (Mx). Pengiun books. 1973. 79 p.
  152. Bierhoff-Alfermann D., Bierhoff H. W. The importance or sex and outcome in casual attribution some data with german sampler // XXIInd International Congress of Psychology. — Leipzig. 1980. — P. 462.
  153. Bieri J. Cognitive complexity simplexity and predictive behaviour //J. of Abnorrn. and Soc. Psychol. — 1955. — Vol.51. — P. 236 — 268.
  154. Burg F.D. Medical competence //Medical Feacher. -1982. № 2. Vol. 4. -P. 331 -335.
  155. Ceci S.J. Ou intelligence more or less: A biological treatise ou intellectual 'development. Englewood cliffs, NJ: Prentice-Hall. 1990, — 169 p.
  156. Chomcky M. Reflections on language. -N.Y. Pautheon Books, 1975, -218 p.
  157. Coleman J. Psychology and effective behavior. -N.Y. 1969. -126 p.
  158. Cooper J., Worchei S. Role of undesired consequences in. arousal cognitive dissonance // J. of Person, and Soc. Psychol. 1970. -Vol. 16. — P. 199 — 204.
  159. Dasen P.R. The cross cultural study of intelligence: Plaget and the Baoule //Intern. J. Psychol. -1984. -Vol. 19. -P. 407 — 434.
  160. Davies M. Thinking persons and cognitive science //Airier. Soc. J. Human Amachine intelligence -L.: Berlin (West). -1990. -Vol. 4, № 1. P. 39 — 50.
  161. Doise W. Constructivism in social Psychology //Europ. Soc. Psychol. -1989, Vol. 4,-P. 19.
  162. Emler N., Diskenson J. Childrens representations inequalities //British J. Developmental Psychology. -1985. vol. 3. — P 191 — 198.
  163. Farr R. Common sense, science and social representation //Public Under-standiny of Soience. 1993. Vol. 2. — P. 169 — 204.
  164. Fitzgerald J. M. Meloor S. Now do people think about intelligence? //Multivariable Behav. Res. -1988. Vol. 23. — p. 76 — 99
  165. Fleok L. Eustenung und Eutwicklung einer wissenschaftlichen Tatsache. F. am Main: Suhrkamp, 1980. 237 p.
  166. Harre R. The ethojienic approach: Theory and practice //Advances in experimental social psychology. Oxford, — 1977ю — Vol. 10 — P. 48−69.
  167. Hiebsch H. Interpersonelle Perzeption und Kognition: eine Einfuhrung //XXII Internationaler Kongress furPsychologie. Leipzig, 198. -S. 477.
  168. Jones E.E., Davis K.E. From acts to dispositions //Advancts in Exp. Soc. Psychol. 1965. -Vol. 2. — P. 112 -148,
  169. Kelley Н.Н. The warm-cold variable in first impressions of personality //J. of Abnorm. and Soc. Psychol.-1950. Vol. 18.-P. 131−139.
  170. Kelley H.H. The process of social casual attribution //American Psychogist. -1973.-Vol. 28. -P. 107- 128.
  171. Kellev H.H. The two major of attribution research // XXIInd International Congress of Psychology. -Leipzig 1980. — P. 459.
  172. Kelley G.A. The Psychology of personal constructs. N.Y.: Notton, 1955. -Vol. 1. 556 p. (A theory of persons, 18).
  173. Korkiakangas M., Oravainen K. The role of verbalisation in the interpersonal cognition in- children // XXIInd International Congress of Psycho logy. Leipzig. 1980.-P. 480.
  174. Kunzendorf E. Psychische und soziale Bedingungen in einer yesellshaft lichen Krisensitnation // Psycnomed. 1990. -Bd. 2. — S. 256 — 259.
  175. Lange L. Ursache fur Akteur-Beobachter-Diskrepanzen bei Attribution und ihre Bedeutung fur die psycnoiogiscne Forsenung und Praxis //Zeitschrift fur Psycnologie. -1981. -Bd. 189, H. 2. S. 166 — 184.
  176. Lange L. Ereignisinterpretation und Verhaltenssifeuerung: Zur Kritik der At-tribuierungs Theorien //Zeitschrift fur Psychologie. -1982. -Bd. 190. H. 3. S. 303 -313.
  177. Lewicki P. Implicit personality theory: suigie and double cognitive pattern //XXIInd International Congress of Psychology. Leipzig, 1980. — P. 487.
  178. Loschner K. Neue Untersuchungsergebnisse zur Personenwanrnehinung //XXII Internationaler Konress fur Psychology. Leipzig, 1980. — S. 479.
  179. Malpass K. Social origins 01 aurersnt-iai race recognition //XXIInd International Congress of Psychology. Leipzig, 1980. -P. 66.
  180. McArthur L.A. The how and wnat or ny: some determinants and onseguences of causal attribution // J. of Person, and Soc. Psychol. 1976. — Vol. 33. — P. 733 742.
  181. McDavid J.W., Harari H. Social psychology: Individuals group societes. -H.Y., 1968.-479p.
  182. Mehl J. Theoretische Grundlagen Cognitiver Verhaltenstherapie //Zeitschrift fur Psvchologie. 1980. -B. 188. — N 4. — S. 396 — 405
  183. Mitchell I. R. Cognitive complexity and groups performance //J. of Soc. Psychol. -1971. -Vol. 86. (1). P. 35−43.
  184. Mitchell I.R., Larson J.R., Green G. Leader Behaviour, situational, moderators and group performance: An attributional analysis // Organizational behaviour and human performance. -1977. N 18. — P. 254 — 268,
  185. Mantada L., Dalbert C., Reiehle В., Smitt M. Urteile uber gerechtigkeit, «ex-istentielle schuld» und Strategien der Schuldabwher // Moralische Zuzange zum Menschen. Zugange zuin moralischen Menschen. Munchen. 1986. -S. 205 — 225.
  186. Palmonari A. Le representztioni sociali //Giornale Italiano di Psicoiogla. -1980. -Vol. 9.-P. 225 -246.
  187. Pfiugsten U., Hintsch R. Gruppentraining sozial Kompetenzen. Weinheim Psychoiogie Verlag Union. -1991.
  188. Putnani D.E. Kilbride P.L. A relativistic understading social intelligence amond the songhay of Mali and the Samia of Kenya. Poper presented at Society for Cross Cultural Research. Philadelphia, 1980. -189 p.
  189. Roberts Tomi-Ann. Nolen-Hoeksema S. Sex Differences in reaction to evaluative feedbock //Sex Roles. 1989, -Vol. 12. N 12. — P. 22−37.
  190. Ross L. The intuitive psychologist and his shortcoming’s: distortions in the attribution processes //Advances in esd, Soc. Psychol. 1977. -Vol. 10. — P. 173 — 220.
  191. Ross M, Lumsden A. Discrepancies in perceived variability of behavior //XXI Ind International Congress of Psychology. Leipzi, 1980. -P. 462.
  192. Scherer K.R., Scherer L.L. Personality: a neglect variable in nonverbal communication research //XXI Ind International Congress of Psychology. -Leipzig. 1980.-P. 456.
  193. Schmitt M. Montada L. Determinanten erlebter gerechtigkeit //Zeitscherift fur Soziaipsychologie. -1982. -Bd. 13. N 1. -S. 32 44.
  194. Schmitt M. Ungerechtes Schicksal und Personenbewertung //Zeitscherift fur Soziaipsychoiogle. -1982. -Bd. 22, № 3. S. 208 — 210,
  195. Schulze A.D. Zum Verstandnis der Interpersonellen Beziehungen in For-schungsgruppen //XXII Internationaler Congress fur Psychology. -Leipzig. 1980. -P. 488.
  196. Serpell R. Strategies for investig-ating1 inteliig’ence in uts cultural context //Institute for comparavive Human Development, Quarterly Newsletter, -1977. -1(3). -P.ll 15.
  197. Strenberg R.J. Metaphors of mind -N'.Y.: Cambridge University Press. 1990. -218 p.
  198. Strenberg R.J. et al. People’s conceptions of intelligence // J. Personality and Social Psychol. -1981. Vol. 41. — P. 37 — 55.
  199. Synott A. Fruth and goodness mirrors and maskspart I: Sociology of beanty and the face //The British journal of sociology. -1989 Vol. 40. -Dec. 607 — 636.
  200. Ullrich R. Ullrich de Muynck R. Diagnose und Therapie sozialer storungen. Das Assertiveness-Trainings-Programme ATP. Munchen: Pfeiffer, 1980. -284 p.
  201. Vales S., Nisbett R. Attribution Processes in the development and tretment of emotional disorder //Attribution: Perceivina the causes of behavior. -Mew Jersey. 1972.-P. 37−49.
  202. Vorwerg G. Wahrnehrmungsurteile in Intergruppenbesziehungen //XXII Internationaler Congress fur Psychologie. Leipzig. 1980. — S. 483.
  203. Wallbott H.G. Mimik im Kontext. Die Bedentung verschiedener Information-skomponenten for das erkennen von motionen. Gottingen: Hogrefe, 1990. — 224 s.
  204. Yarmey D. Remembering faces through self-reference desision //XXI Ind International Congress of Psychology. Leipzig. 1980. — P. 157.
Заполнить форму текущей работой