Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая готовность старшеклассников к выбору профессиональной карьеры

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При разработке теоретических, методических основ профессионального самоопределения молодежи необходимо более внимательно прислушиваться к запросу практических работников, которые испытывают острую потребность в методах диагностики и отбора школьников о профилям обучения и профессиональной подготовки, психологических процедурах, направленных на развитие профессионального самоопределения… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Психологическая готовность старшеклассников к профессиональному выбору как социально-педагогическая проблема
    • 1. 1. Сравнительный анализ теории и практики профессионального выбора в психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Психологические механизмы формирования психологической готовности в юношеском возрасте к профессиональному самоопределению
  • Выводы по первой главе 2
  • Глава 2. Психологическая оценка и анализ готовности к выбору профессиональной карьеры
    • 2. 1. Взаимосвязь смысловых и индивидуально-психологических компонентов в процессе выбора профессиональной карьеры
    • 2. 2. Механизмы формирования и структура установок старшеклассников на этапе выбора профессиональной карьеры
    • 2. 3. Психологическое сопровождение выбора профессии
  • Выводы по второй главе 4
  • Глава 3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы
    • 3. 1. Методы и ход исследования
    • 3. 2. Структура эксперимента
    • 3. 3. Обсуждение результатов эксперимента
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Библиография
  • Приложения

Психологическая готовность старшеклассников к выбору профессиональной карьеры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Зарождающиеся рыночные отношения в нашем обществе кардинально меняют характер и цели труда — возрастает его интенсивность, напряженность, требование высокого профессионализма, выносливости, ответственности.

Рынок влечет за собой такие новые явления как безработица (в настоящее время в России приблизительно 600 тысяч безработных; по прогнозам специалистов, эта цифра будет расти), формирование новых хозяйственных структур, как государственных, так частных, переподготовка и перемещение значительных масс людей.

В условиях жесткого рынка не все работники будут иметь постоянно оплачиваемую работу на протяжении всей трудовой жизни, тем более связанную с одной и той же профессией, специальностью. Специалисту необходимо не только совершенствоваться в профессии, но и быть психологически готовым к иному виду профессиональной деятельности, проявляя экономическую активность, умение самореализовываться в иной плоскости общественных работ, выполняя функции «свободного носителя» социальных услуг.

Современная молодежь не подготовлена к новым требованиям политической, социально-экономической и кадровой ситуации. Получили распространение такие негативные черты, как бездуховность, стяжательство, максимализм, агрессивность, конформизм.

Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, утрачены профессионализм, культ и культура труда. Результаты социологических опросов молодежи показали, что 57% высоко оценивают такие явления, как перепродажа вещей, присвоение чужого имущества, не желают иметь высшего образования, продолжить учебу 39,4% из 1200 респондентов гг. Кемерово, Санкт-Петербурга, Киева, Москвы. Хотят быть банкиром, менеджером, бизнесменом, работать в инофирме 29% московских школьников. Но представления их о профессии в области экономики поверхностны. Установлено, что у 57% старшеклассников неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности: 68% учащихся не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей в соответствии с избираемой профессией.

Итак, сложившаяся ситуация дестабилизации социально-экономической политики общества негативно повлияла на все сферы жизнедеятельности и в значительной степени на молодежную политику, особенно в области профессионального самоопределения, что и определяет необходимость разработки нового подхода к решению данной проблемы.

В настоящее время следует отказаться от валовой профориентации, выражающейся в зазывании молодежи на вакантные, не престижные рабочие места в народном хозяйстве; обобщенной модели подготовки учащихся к выбору профессии, не учитывающей индивидуальные запросы личности, игнорирующей дифференцированный подход.

При разработке теоретических, методических основ профессионального самоопределения молодежи необходимо более внимательно прислушиваться к запросу практических работников, которые испытывают острую потребность в методах диагностики и отбора школьников о профилям обучения и профессиональной подготовки, психологических процедурах, направленных на развитие профессионального самоопределения.

По оценкам специалистов, исследование вопросов, связанных с формированием профессионального самоопределения старшеклассников, должно осуществляться в рамках междисциплинарного метода, который позволит сопоставить и обобщить различные точки зрения относительно этой проблемы, представленные в педагогике, экономической психологии, экономике труда, занятости трудовых ресурсов. Необходимость усиления внимания к проблемам профессионального самоопределения в настоящее время объясняется тем, что в условиях плановой экономики, бесплатного и общедоступного образования, централизованного распределения трудовых ресурсов, отсутствовал социальный заказ на исследование психологических проблем профессионального самоопределения личности как субъекта трудоустройства, на выработку практических рекомендаций по планированию профессиональной карьеры.

По оценкам зарубежных и отечественных ученых, профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период человеческой жизни, требующий специальных мер содействия и психолого-педагогической поддержки.

Анализ теоретико-эмпирических исследований выявляет ряд вопросов, связанных с проблемой профессионального самоопределения старшеклассников, которые не нашли должного отражения в психолого-педагогической литературе:

— недостаточно разработаны формы и методы сочетания профессиональной готовности, образованности и социально-личностной подготовленности школьников к жизни и трудовой деятельности;

— требуется дальнейшая разработка содержания, форм и методов интеграции учреждений начального и высшего профессионального образования, педагогической системы лицей-вуз;

— недостаточно раскрыты вопросы планирования профессиональной карьеры в условиях новой России.

Цель исследования — определить, теоретически обосновать и экспериментально проверить социально-педагогические условия и средства профессионального самоопределения старшеклассников.

Объект исследования — процесс профессионального самоопределения старшеклассников в условиях реформирования общеобразовательной школы.

Предмет исследования — состав и особенности социально-педагогических условий и средств профессионального самоопределения старшеклассников.

В исследовании была выдвинута гипотеза о том, что сформированность профессионального самоопределения у старшеклассников рамках инновационной программы «Введение в профессию» позволяет им успешнее ориентироваться в мире профессий, овладевать коммуникативными навыками и элементами делового общения в новых социально-экономических условиях.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Обосновать инновационный подход к процессу профессионального самоопределения.

2. Раскрыть сущность, цели, содержание профессионального самоопределения у старшеклассников.

3. Экспериментально разработать систему педагогического содействия (содержание, формы, методы, средства), обеспечивающую готовность выпускников школы к деятельности в условиях конкуренции и безработицы.

Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические и эмпирические методы исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить специфические для исследования противоречия, определить и обосновать социально-педагогические условия, сконструировать модель этого процесса с точки зрения системно-динамического подхода в педагогической системе «лицей-вуз»;

— с целью получить наиболее полные знания об исследуемом объекте применялись общие и частные методы эмпирического исследования: обобщение практики профессионального самоопределения в едином образовательном пространстве, наблюдение, анкетирование, профессиональная психодиагностика, психологическое консультирование, методы психокоррекции, педагогический эксперимент, методы математической статистики для обработки и определения достоверности результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в его научно-практической направленности, в том, что на его основе: разработана и внедрена в учебный процесс инновационная программа «Введение в профессию» для учащихся старших классов, оказывающая содействие в выборе индивидуальной стратегии профессионального самоопределения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974. — 243 с.
  2. Г. В. Социальная психология образования. Самара1998 — 200с.
  3. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.Т. 1. — 230с.
  4. . Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с.
  5. . Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. — 380с.
  6. . Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
  7. В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. — Казань, 1988. — 236 с.
  8. Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. — Т. 5. — № 3. — с.36 — 42.
  9. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог. исследование. — М., 1968. — 464 с.
  10. Л. И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. — Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. — с. 45 — 53.
  11. В. К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1986. — 206 с.
  12. С. Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20−30е годы ХХ века)./ Под ред. Зинченко В. П. и др. — М., 1983. — 358 с.
  13. Жо. Что такое психология. — В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. — М., 1992. — 376 с.
  14. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин — т философии. — Киев, 1986. — 142 с.
  15. К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970. — 272 с.
  16. А. И., Шмелев А. Г.// Вестник МГУ, серия «Психология», 1987, № 4. — с. 14 — 17.
  17. Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. — с. 46 — 48.
  18. Д. П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М., 1974. — 238 с.
  19. Кан-Калик В. А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в ВУЗе.// Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. — Грозный, 1980. С. 5−13.
  20. Е. А. Психология профессионального самоопределения М., 1997. — 320 с.
  21. Е. А. Психология профессионала. — М., 1996. — 400 с.
  22. А. Г. Психология личности. 3-е изд., переработ. и доп. М., 1970. — 391 с.
  23. А. Г., Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л., 1957−1960. — 264 с.
  24. В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. — М., 1988. — 191 с.
  25. Компьютрный психологический опросник 17ЛФ-4, руководство для пользователя.// - М., МИП «Гуманитарные технологии», 1991.
  26. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. — М., 1976. — 175 с.
  27. А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска// Вопросы психологии. — 1982, № 3. — с. 133 — 136.
  28. И. В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии// Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. коллегия: В. Б. Успенский (отв. ред.) и др.]. — Ярославль, 1976. — 84 с.
  29. Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. — 1984. — № 1. — с. 20 — 27.
  30. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967. — 183 с.
  31. Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. — Л., 1985. — 32 с.
  32. .В. Основы профессиональной психодиагностики. — М., 1984. — 215 с
  33. З.Ф. Профессиональное самоопределение студентов в условиях реформ высшей технической школы. — авт. канд. Казань 1997. — 16.
  34. В. Л. Искусство быть другим. — М., 1980.- 207 с.
  35. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1977. — 304 с.
  36. Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992. — 173 с.
  37. Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие. — М., 1998. — 184 с.
  38. В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. — М., 1985. — 319 с.
  39. Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994. — 215 с.
  40. В. М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Самара, 1995 — 116с.
  41. З.А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. докладов к 7 съезду общества психологов СССР. — М., 1989.
  42. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина.- М., 1987.- С. 124−128.
  43. В.А. Технология карьеры. М., «Дело ЛТД» 1995. — 87 с.
  44. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. — 659 с.
  45. Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». М., 1997. — 352 с.
  46. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г. С. Никифорова. — С.-Петербург, 1991. — 152 с.
  47. К.А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. — 1965. — № 6. — С. 126−135.
  48. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л., 1990.-256 с.
  49. С. Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. дис. Л., 1986. — 36 с.
  50. А. Т. Формирование профессиональной пригодности. — М., 1984. — 176 с.
  51. П. А. Мотивы поведения деятельности. М.: 1988. — 136 с.
  52. Л. А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / Науч. ред. А. А. Бодалев. Л., 1974. — 246 с.
  53. А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. — Иркутск, 1996. — 25 с.
  54. М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. — М., 1975. — 198 с.
  55. Физиологические и психологические основы труда/ ред. В. И. Дорогайченко. — М., 1974. — 231 с.
  56. В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — 366 с.
  57. Л. Н. Социализация учителя. — Кузбассвузиздат, 1995. — 128 с.
  58. В.Н. Педагогическая импровизация// Советская педагогика. — 1989, № 9. — с. 54 — 60.
  59. Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. — М., 1986. — 392 с.
  60. В.А. Социальная психология в организациях С-Пб., 1998. — 163 с.
  61. Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. — Л., 1977. — 197 с.
  62. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М., 1981. — 95 с.
  63. В. Д. Деятельность и способности. — М., 1994. — 320 с.
  64. В. Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. — М., 1982. — 185 с.
  65. Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи/ Л. И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. — Л., 1976.- 62 с.
  66. А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшеге педагогического образования. — Л., 1968. — 120 с.
  67. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994. — С. 169−175.
  68. А.В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе.// Вопр. психол. — 1995. — № 4. — С. 50−56.
Заполнить форму текущей работой