Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость проведенного нами исследования определяется развиваемыми в отечественной социальной и спортивной психологии представлениями о спорте: 1/ как о психомоторной совместной деятельности людей, основу которой образует коммуникативная соревновательная деятельность- 2/ как о социально-психологическом феномене групповой и командной организации межличностных взаимоотношений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Спортивная команда как объект исследования
    • 1. 2. Психологический климат команды как предмет исследования
    • 1. 3. Современное состояние проблемы исследования
    • 1. 4. Организация взаимоотношений в команде
    • 1. 5. Понятие о вертикальном и горизонтальном психологическом климате команды
  • Выводы по главе
  • Глава 2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Психологические аспекты исследования
    • 2. 2. Акмеологические аспекты исследования
    • 2. 3. Педагогические аспекты исследования
    • 2. 4. Вклад спортсменов в формирование психологического климата команды
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Методические подходы в исследованиях психологического климата команды
    • 3. 2. Задачи и цели исследования
    • 3. 3. Выборка испытуемых
    • 3. 4. Гипотезы исследования
    • 3. 5. Методики и процедуры исследования
    • 3. 6. Организация и проведение исследований
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 4. 1. Некоторые наблюдаемые тенденции формирования психологического климата команды
    • 4. 2. Отношение спортсменов и тренеров к проблеме психологического климата команды
    • 4. 3. Восприятие и оценка спортсменами психологической атмосферы команды
    • 4. 4. Социометрическая диагностика и удовлетворенность взаимоотношениями в команде
    • 4. 5. Влияние личностных свойств спортсменов на Формирование психологического климата команды
    • 4. 6. Ведущая роль тренера в формировании психологического климата команды / обсуждение результатов исследования/
  • Выводы по главе 4
  • ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ

Формирование психологического климата спортивной команды в тренерской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современный этап развития наук о спорте и физическом воспитании в России характеризуется разноплановыми и противоречивыми тенденциями, в т. ч. забвением ранее актуальных психолого-педагогических проблем командной подготовки в спорте. Это требует особого внимания ученых для получения научной информации о причинах спада общественного интереса к ранее актуальным проблемам психологии спорта, к спортивной педагогике как средству развития личности, сохранения и укрепления здоровья Нации.

Современный спорт с полным основанием может рассматриваться совместной коллективной деятельностью, включающей в себя весь спектр социально-педагогических и социально-психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства в малых группах, стилей и методов руководства коллективами и командами. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки высококвалифицированных спортсменов выражается прежде всего в слаженной организации совместной деятельности спортсменов в команде и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время соревнований.

С одной стороны, политические реформы в России в 90-х годах стимулировали предпринимательскую деятельность в спорте, но, с другой стороны, многие ранее престижные олимпийские виды спорта, финансируемые в прежние годы из бюджета, ныне лишились государственной поддержки и предоставлены сами себе. Точно также произошло с научными исследованиями командной подготовки в спорте.

Научная разработка проблемы педагогического и социально-психологического обеспечения подготовки национальных сборных команд возрожденной России еще только начинается, но заявка на эту разработку сформулирована уже в конце 70-х годов в Советском спорте и предполагает определенную тематическую задан-ность исследования. Мы пытались в нашей диссертации подойти к решению этой проблемы не только с практических, но, прежде всего, с новых теоретико-методических позиций с учетом не разработанности, новизны и актуальности данной проблемы для возрождающегося Российского Олимпийского, массово-Ш оздоровительного и профессионального спорта /Н. И. Пономарев/. В этих условиях возрастает роль психолого-педагогических и социальных факторов внутреннего развития спорта за счет частной, в т. ч. спонтанной, инициативы тренеров и спортивных менеджеров, от взаимоотношений которых со спортсменами зависит формирование психологического климата команды, зримо влияющего на рост спортивного мастерства ее участников.

Отмеченная социально-педагогическая и психологическая специфика современного спорта делает чрезвычайно актуальной разработку путей и методов эффективного управления взаимоотношениями в спортивных коллективах и командах, Формирования благоприятной «психологической атмосферы» спортивных команд. В конце XX века в Олимпийском спорте на первый план выдвигается проблема обучения тренеров психолого-педагогической поддержке спортсменов перед соревнованиями, обучение методам социально-психологического обеспечения всех процес-I сов и форм психологической работы со спортсменами и эффективному решению $ Ф спортивно-воспитательных задач с учетом закономерностей межличностного общеI i ния в совместной спортивной деятельности в командах /С. Н. Шиленков, 1996/.

Проблема взаимоотношений тренера со спортсменами, как показано во многих работах ученых спорта 70-х годов, является комплексной и междисциплинарной, т. е. решаемой на стыке спортивной педагогики и современной психологии спорта. Эта проблема в равной мере затрагивает педагогические интересы как тренеров и руководителей команд, так и интересы спортсменов, ибо в спорте важен не только процесс тренировки, но и конечный результат соревновательной деятельности. Сказанное выше определяет актуальность исследования по избранной теме диссертации. теоре—, проведенного я ВЫ. не.- ходимости дальнейшей теоретической разработки и уточнении той части методологических основ спортивной тренировки, которая обращена к методам педагогической и социальной психологии спортивной деятельности. Научные знания о формировании и проявлении психологического климата в команде являются неотъемлемой частью профессиональной подготовки любого тренера по спорту.

Психологически компетентный тренер — это не только успешный спортивный педагог-практик, умеющий использовать психологические методы в своей тренерской деятельности, но и тренер с развитым теоретическим мышлением, что предполагает создание и дальнейшее обогащение психолого-педагогической теории взаимоотношений тренера со спортсменами.

Теоретическая значимость проведенного нами исследования определяется развиваемыми в отечественной социальной и спортивной психологии представлениями о спорте: 1/ как о психомоторной совместной деятельности людей, основу которой образует коммуникативная соревновательная деятельность- 2/ как о социально-психологическом феномене групповой и командной организации межличностных взаимоотношений в процессе спортивно-технического взаимодействия людей, участвующих в спортивных тренировках и соревнованиях- 3/ как об интеграторе и социальном синтезаторе групповых процессов и межличностных взаимовлияний спортсменов и тренеров, что выражается в особых состояниях и свойствах «психологической атмосферы» команды — сыгранность, сплоченность, сработанность, командная надежность и др.

Практическая значимость исследования вытекает из его теоретической значимости, ибо, как считают ученые-физики, нет ничего более практичного, чем хорошая теория. Знания и методы формирования благоприятного и морально стимулирующего труд спортсменов психологического климата в команде зримо работают на рост спортивного мастерства членов команды. Эти знания и методы практичны и влияют на спортсменов не сами по себе, а через тренерскую деятельность, педагогическое мастерство которой постоянно опосредуется взаимоотношениями тренера со спортсменами.

Педагогические наблюдения тренеров и работы предыдущих авторов /А.Ц. Пуни, В. В. Белорусова, А. П. Рудик, И. П. Волков, Ю. Л. Ханин, Г. Д. Горбунов,.В. И. Румянцева, Р. Л. Кричевский, P.M. Загайнов, Д. Я. Богданова, М. В. Прохорова, Ю. А. Коломейцев и др./ доказывают, что результаты исследований психологического климата в спортивных командах могут быть практически использованы как в многообразных педагогических вариантах для рациональной организации учебно-тренировочного процесса, так и для качественной психологической подготовки спортивной команды к соревнованиям с учетом сложившихся взаимоотношений в системе «тренер-спортсмен» /Ю. Л. Ханин, А. В. Стамбулов, 1977/.

По существу, наше исследование является прикладным, что обеспечивает его практическое значение. Сказанное подтверждается тем, что за последние 20 лет сложность задач, которые поставил современный спорт перед спортсменами, спортивными коллективами и их тренерами-руководителями значительно возросла. Потолки мировых высших спортивных достижений поднялись за последние годы на небывалую высоту, а спортивная тренировка квалифицированных спортсменов из удовольствия превратилась в тяжелую и изнурительную работу. За последние четверть века /70−90 годы/ в спортивно-медицинской прессе появилась статистика внезапных смертей спортсменов. В послесоветский период наряду с Олимпийским спортом высших достижений в нашей стране начал бурно развиваться массовый оздоровительный спорт и вместе с ним все более четкие формы ныне приобретает профессиональный коммерческий спорт, требующий особых качеств как от спортсменов, так и от их тренеров.

Требования к психологической грамотности тренеров, спортивных менеджеров и квалифицированных спортсменов в связи с вышесказанным резко возросли. Появилась необходимость индивидуализировать взаимоотношения и спортивную подготовку высококвалифицированных спортсменов с учетом их задатков и склонностей, их врожденными индивидуально-типологическими и функциональными возможностями. Выход Российского Олимпийского спорта высших достижений на уровень международных требований и стандартов спортивного и культурного развития личности спортсменов, сформировал социальный заказ на качественное и эффективное социально-психологического обеспечение, в задачу которого входит научно-практическое решение вопросов взаимоотношений тренеров и спортсменов.

Новизна исследования. Представленные в диссертации данные содержат новые педагогические и социально-психологические знания, необходимые для эффективной психолого-педагогической деятельности тренеров и спортивных руководителей команд. В нашей диссертации изучение и анализ психолого-педагогических фактов о формировании психологического климата в командах проведены в сравнительном аспекте, что создает наиболее оптимальные условия для дальнейшей разработки, апробации и внедрения в тренерскую работу эффективных психолого-педагогических методов воспитания и подготовки спортсменов к соревнованиям с учетом сложившихся взаимоотношений в системах «тренер-спортсмен», «тренер-команда». Новизна исследования заключается также в предложенном автором новом исследовательском подходе, сочетающем различные методические приемы изучения форм и методов социально-психологического обеспечения подготовки квалифицированных спортсменов.

По существу, выбранная для исследования проблема до сих пор остается «белым пятном» в спортивной педагогике и в прикладной социальной психологии спорта. Наличие разрозненных исследований взаимоотношений в спортивных группах и командах, сыгранности команд, процессов лидерства, конфликтов и психологической совместимости в спорте, применение отдельных методов социально-психологического тренинга спортсменов и психотехнических игр в спорте отнюдь не компенсируют отсутствия новых теоретических концепций и системы педагогических методов и приемов формирования благоприятной для спортивного развития личности психологической атмосферы команды.

Научные исследования в области педагогического и социальнопсихологического обеспечения командной и индивидуальной подготовки квалифицированных спортсменов развивают отечественную теорию спортивной педагогики, по-новому обогащают спортивную науку восприятием и пониманием спорта как мощной социально-педагогической силы развития духовных и физических качеств спортсмена как личности и индивида, субъекта и объекта спортивной деятельности, индивидуальности /Б. Г. Ананьев/. От психологической атмосферы в команде зависит рост спортивных достижений ее участников. В этом видится новизна проведенного исследования.

Гипотезы исследования. В качестве гипотез исследования было сформулировано предположение о том, что уровень взаимоотношений в системах «тренер-спортсмен», «тренер-команда», является важным и определяющим социально-педагогическим и социально-психологическим фактором формирования и проявления психологического климата команды.

В качестве более частных гипотез ожидалось получение значимых различий в восприятии спортсменами психологического климата команд разной соревновательной успешности.

Цель исследования состояла в получении новых теоретических знаний и экспериментальных данных о формировании и проявлении показателей психологического климата команд в тренерской деятельности.

Задачи исследования:

1/ Изучить состояние проблемы исследования по литературным источникам и разработать на этой основе программу собственного экспериментального исследования;

2/ Провести экспериментальное исследование социально-педагогических и психологических условий и факторов, определяющих характер и уровень взаимоотношений тренера со спортсменами;

3/ Изучить влияние взаимоотношений тренера со спортсменами в команде на формирование и проявление психологического климата команды и рост спортивных достижений ее участников.

Методы и процедура исследования. В качестве методов исследования нами использовались педагогическое наблюдение, опросы, личностные и групповые тесты, метод анализа продуктов деятельности, метод Ф. Фидлера для измерения состояния психологической атмосферы в команде, метод оценочной биполяризации, а также математические методы для статистической обработки и интерпретации полученных данных/по Г. В. Суходольскому, 1972; Е В. Сидоренко, 1996/.

Предмет исследования. В качестве основного предмета исследования нами избрана проблема «психологической атмосферы» спортивной команды как цель и средство управления взаимоотношениями в команде со стороны тренера-руководителя. Если тренер не только переживает, но и знает, «что» представляет собой «психологический климат» его команды, то, как правило, он умеет формировать взаимоотношения в команде и управлять ими, он добивается педагогического успеха в своей тренерской и управленческой деятельности для достижения роста спортивных результатов своих учеников.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступили спортсмены командных видов спорта /спортигры/, единоборств /борьба, бокс/, индивидуальных видов соревнования /плавание/.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Проблема Формирования оптимального психологического климата спортивной команды является первейшей педагогической задачей тренера по спорту.

2. Психологический климат спортивной команды целесообразно различать на вертикальный /отношения «тренер-спортсмен» / и горизонтальный /отношения спортсмен-спортсмен" /.

3. При выборе методов и средств формирования психологического климата команды следует учитывать ведущую роль тренера в обучении, тренировке и воспитании спортсменов как членов команды.

Надежность и обоснованность результатов проведенного исследования определяется многолетним периодом исследования, тщательным теоретико-литературным анализом изучаемой проблемы по работам отечественных и зарубежных авторов, подбором и применением адекватных предмету и объекту методик и тестов исследования личности спортсмена и особенностей психологической атмосферы его команды, применением современных методов опросов и интервью, и также компьютерных методов в статистической обработке полученных данных по программе статистических средних /средняя, средняя взвешенная, сигма, коэффициент корреляции и др./.

Апробация методов и результатов исследования осуществлялась автором на аспирантском семинаре ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта в конце 80-х годов /руководитель семинара доктор психологических наук, профессор Е.Н. Сурков/, на заседаниях кафедры педагогики ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта /зав. каф. проф. В В. Белоусова /80-е годы/, проф. М. В. Прохорова /90-е годы/, на занятиях Международных курсов практической спортивной психологии АО «ИГОСЛАВ» /середина, конец 90-х годов/ в выступлениях автора диссертации перед спортивными тренерами различных видов спорта в г. Москве, а также на юбилейной научной конференции кафедры психологии ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, посвященной 50-летию кафедры и 100-летию Академии им. П. Ф. Лесгафта /6−10 декабря 1996 г./.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы. Текст диссертации содержит 141 стр. машинописи, оформлен в соответствии с требованиями ВАКа РФ к кандидатским диссертациям по педагогическим и психологическим наукам, иллюстрирован 10 таблицами и 6 рисунками.

ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ

1. Исследование по проблеме формирования психологического климата спортивной команды входит в задачи создания научного психолого-педагогического обеспечения подготовки Российских национальных сборных команд по олимпийским видам спорта к ответственным международным соревнованиям, в т. ч. и к Олимпийским играм 2004 года.

2. Задачами психолого-педагогического обеспечения подготовки спортивных команд к ответственным соревнованиям является осуществление индивидуальной психологической поддержки тренером каждого члена команды, в соответствии с необходимостью совершенствования состояния психологического климата команды и формированием мотивации достижения командного успеха в соревнованиях.

3. Основу формирования психологического климата любой спортивной команды составляют межличностные взаимоотношения членов команды по вертикали в системе отношений «тренер-спортсмен», и по горизонтали, в системе отношений «спортсмен-спортсмен». Исследование этих систем отношений в нашей работе осуществлено научными методами.

4. Анализ и обобщение теоретических и экспериментальных научных работ по проблеме психологического климата в малых группах и коллективах, в т. ч. спортивных командах, позволил выделить наиболее актуальные вопросы изучения данной проблемы применительно к формированию психологического климата спортивных команд в тренерской деятельности.

5. На основании теоретического анализа проблемы исследования, нами были выделены и обоснованы две основные формы психологического климата командывертикальный и горизонтальный климат, что нашло экспериментальное подтверждение в эмпирических результатах проведенного исследования.

6. Вертикальный психологический климат команды формируется во взаимоотношениях тренера со спортсменами и, в своих проявлениях и состояниях, существенно зависит от профессионального педагогического мастерства тренера как руководителя, педагога и воспитателя спортсменов, способного осуществлять психолого-педагогический подход к каждому спортсмену как члену команды с учетом его индивидуальных особенностей и личностиых свойств.

7. Горизонтальный психологический климат команды формируется во взаимоотношениях спортсменов друг с другом в совместной спортивной деятельности, в т. ч. в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, что выражается в величинах социометрического статуса членов команды по горизонтальным критериям и в степени удовлетворенности взаимоотношениями с товарищами по команде.

8. На формирование качественных и количественных показателей состояния психологического климата команды влияют многочисленные средовые и педагогические факторы, в т. ч. личностные свойства тренера и спортсменов, среди которых ведущую роль играют потребность в доминировании и влиянии в межличностных отношениях, диагностируемых в нашем исследовании в индексе оценочной биполя-ризации, а также в наблюдаемых формах стремления тренера и членов команды к персональному лидерству и личному влиянию в межличностных взаимоотношениях с партнерами по совместной спортивной деятельности.

9. В качестве практического вывода по совокупным результатам осуществленного диссертационного исследования, мы рекомендуем Факультетам повышения квалификации в ИФК и АФК России /ФПК/ осуществлять систематическое повышение психологической и педагогической грамотности тренеров по видам спорта с включением в программу обучения проблемы формирования психологического климата команды в тренерской деятельности с учетом результатов нашего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. У. Путь к здоровью и процветанию нации лежит через образование, Физическую культуру и спорт. / Вестник Балтийской Академии, 1996, Вып.6, с. 3336/.
  2. В.У., Поликарпова Г. М. Олимпийские игры из прошлого в будущее. / СПбГАФК, 1995, 280с./.
  3. М.Г. Исследование путей и средств сплочения спортивной команды. /Материалы научной конференции Киевского ГИФКа по итогам НИР за 1969 г., Киев, 1970, 4.2, с.9−10/.
  4. С.Г. Возродить научное прогнозирование в спорте на творческой основе. / Вестник Балтийской Академии, 1996, Вып.6, с.54−57/.
  5. В.И., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Прогнозирование в спорте. /М., ФИС, 1986, 192с./.
  6. В.А. Социометрические исследования в коллективе младших подростков, занимающихся спортом. /Основы спортивной этики и нравственного воспитания спортсменов. Сб. трудов ГДОИФК, 1977, с.95−100/.
  7. А. Г. /ред./. Учебное пособие к лабораторным занятиям по психологии для студентов ИФК. / Краснодар, 1990, 161с./.
  8. Г., Басков А. Современные социологические теории. / М., ПЛ, 1961,416с./.
  9. В.В. Воспитание в спорте. /М., ФИС, 1974, 114с./.
  10. К., Шебек И. Я. Я твой ученик, ТЫ — мой учитель. / М., Просвещение, 1991, 143с./.
  11. А .А. /ред./. Психология межличностного познания./М., Педагогика, 1981, 224с./.
  12. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. / Л., изд. ЛГУ, 1980, 135с./.
  13. Д.Я., Доронина Л. К. Общение тренера в условиях соревнований по спортивным играм. / Вопросы психологии спорта. Л., ЛНИИФК, 1975, с.79−83/.
  14. Д.Я. Социально-психологическая характеристика спортивного коллектива /Лекция для студентов ИФК, Л., ГДОИФК, 1977, 43с /.
  15. Д.Я., Волков И. П. /ред./. Практические занятия по психологии. /М&bdquo- ФИС, 1989, 160с. /.
  16. В.В., Ковалев А. В., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. / М., Мысль, 1983, 114с./.
  17. П.В., Киселев Ю. Я. /ред./. Диагностика и коррекция психических состояний у спортсменов. / Сб. научных трудов, Л., ЛНИИФК, 1989, 173с. I.
  18. Л.В. /ред./. Психолого-педагогические особенности физического воспитания и спорта женщин. / Сб. научных трудов, Смоленск, СИФК, 1986, 131с./.
  19. Н.А. О психологической подготовке пловцов США. /Теория и практика физической культуры, 1971, № 2, с.57−58/.
  20. Н.Г., Медведев В. В. Некоторые проблемы малых групп и спортивных коллективов. /Теория и практика физич. культуры, 1973, № 1, с.4−7/.
  21. Н.Г., Рыжонкин Ю. Я. Опыт экспериментального социально-психологического исследования спортивной команды. /Общество и спорт. Сб. научных трудов ГЦОЛИФКа, 1976, с. 14−23/.
  22. С.М. Быстрая вода. /М., Молодая гвардия, 1983, 175с./.
  23. И.П. Социально-психологические исследования в спорте. /Теория и практика физич. культуры, 1967, № 9, с.39−42/.
  24. И.П. Социометрия как метод социальной психологии. / Автореферат диссертации канд. психологических наук, ЛГУ, 1968, 21с./.
  25. И.П. О количественном измерении организованности межличностных взаимоотношений в спорте. /Теория и практика физич. культуры, 1968, № 9, с. 7−9/.
  26. И.П. Изучение групповой психологии в спортивных играх. / Человек и общество. Л., Изд. Л ГУ, 1968, вып. З, с.241−247/.
  27. И.П. Метод социограммы в деле изучения коллективно- психологических возможностей. /Теория и практика физич. культуры, 1969, № 9, с. 15−16/.
  28. И. П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. /Л., Изд. ЛГУ, 1970, 88с./.
  29. И.П., Сурков Е. Н. /ред./. Психологическое обеспечение спортивной деятельности. / Л., ГДОИФК, 1988, 165с./.
  30. И.П., Черепов В. А. Курс психологии для деловых женщин. / Социально-психологический практикум по менеджменту. СПбАО «Игослав», 1994, 63с./.
  31. И.П., Черепов В. А., Шиленков С. Н. Обучение тренеров умению осуществлять психологическую поддержку спортсменов своих команд. / Научные исследования и разработки в спорте, 1994, Вып.1, с.20−21/.
  32. В.М., Ромашев А. В. Предсоревновательная подготовка в спорте. /Учебное пособие, Смоленск, СИФК, 1991, 107с./.
  33. В.М. Введение в профессиональную деятельность. / СПб, ВИФК, 1995, 137с./.
  34. Ю.В. /ред./. Пути повышения эффективности подготовки юных и взрослых спортсменов. / Сборник научных трудов, Л., ГДОИФК, 1985, 96с./.
  35. .А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях./М" ФИС, 1981, 112с./.
  36. Т.В. Педагогическая психология. / Учебное пособие, М., Изд. МГУ, 1995, 160с./.
  37. Л.Д. Психология и психогигиена в спорте. /М., ФИС, 1973, 149с./.
  38. Н.В., Иванюк М. Н. Различия в коммуникативном поведении при решении групповых задач. /Человек и общество. Изд. ЛГУ, 1967, Вып.1, с. 101−103/.
  39. А.Я. Управление командой в баскетболе. / М., ФИС, 1985,160с./.
  40. В.Д. Лидерство в спортивных командах. / Теория и практика фи-зич. культуры, 1972, № 2, с. 11−14/.
  41. В.Д. О руководстве спортивной командой. /Теория и практика физич. культуры, 1974, № 5, с.63−66/.
  42. В.Д. Методологические проблемы социальной психологии физической культуры. / Теория и практика физич. культуры, 1976, № 6, с.48−50/.
  43. Г. Д. Исследование влияния физических нагрузок на оперативное мышление и скорость переработки информации. / Вопросы психологии, 1968, № 4, с. 57−69/.
  44. Г. Д., Медяников В. В. Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям. / Плавание. Сборник статей, М., ФИС, 1971, с.10−13/.
  45. Г. Д. Психодиагностика спорта. / М., ФИС, 1986, 208с /.
  46. Г. Я. Практический психолог в команде. / Лекция, СПбГАФК, 1995,24с./.
  47. Н.А. Так становятся чемпионами. / М., ФИС, 1989, 190с./.
  48. Н.В. Психология межличностного конфликта. / Автореферат диссертации докт. психологических наук, СПбГУ, 1995, 36с./.
  49. А.А., Исаев, А .А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. / М., Просвещение, 1985, 335с./.
  50. Т.Т., Румянцева В. И. Лидерство в спорте. /М., ФИС, 1984,80с./.
  51. И.Л. Технологии успеха: все, что нужно знать о достижении успеха. / М., КСП, 1996, 192с./.
  52. P.M. К вопросу о функциональности системы «тренер- спортсмен» / Научные основы Физич. воспитания студентов пед. институтов. Сборник научных работ ЛГПИ, Л., 1977, Вып.5, с.45−49/.
  53. P.M. Психолог в команде. / М., ФИС, 1984, 144с /.
  54. Л.Н. Индивидуальные особенности саморегуляции неблагоприятных психических состояний спортсменов. / Автореферат диссертации канд. психологических наук, СПбГУ, 1972, 15с./.
  55. В.Я. Понятие «психологического климата» в социальной психологии. / Кишинев, 1983, 106с./.
  56. Е.И. Социально-психологическая эффективность переговоров. /Диссертация кандидата психол. наук. /СПбГУ, 1995, 156с./.
  57. Ю.Я. Влияние спорта на формирование личности. /М., Знание, 1981, 64с./.
  58. Ю.А. О мотивации в социометрических выборах. / Научные труды ВНИКа за 1971 г., М&bdquo- 1973, Т.2, с. 156−157/.
  59. Ю.А. К вопросу о модификации социометрического метода. / Методы социально-психологических исследований. Сб. научных трудов НИИ общей и лед. психологии АПН СССР, М., 1975, с. 164−170/.
  60. Ю.А. Исследование влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности. / Диссертация кандидата психол. наук, М., МГУ, 1973, с. 128−137/.
  61. Ю.А. Социально-психологический анализ деятельности тренера спортивной группы. / Теория и практика физич. культуры, 1976, № 6,с.13−15/.
  62. Ю.А. Анализ факторов, влияющих на формирование социометрического статуса. / Теория и практика физич. культуры, 1977, № 4, с. 11−13/.
  63. Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде. / М., ФИС, 1984, 128с./.
  64. Королев Л.А./ред./. Основные вопросы восстановления работоспособности спортсменов. /Сборник научных трудов. Л., ГДОИФК, 1984, 83с./.
  65. Л.А., Советова О .С. Психологические барьеры и готовность к нововведениям. I СПб., ЦИНК, 1995, 34с./.
  66. .Д. Психология в современном спорте. / М., ФИС, 1978, 224с./.
  67. Р.Л. Структура лидерства в групповой спортивной деятельности. / Теория и практика физич. культуры, 1976, № 6, с. 10−12/.
  68. Р.Л. Специфика взаимопонимания в условиях коллективной спортивной деятельности. / Теория и практика физич. культуры, 1969, № 10, с.26−28/.
  69. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. /М., Изд. МГУ, 1985, 224с./.
  70. В.П., Колосков В. И. Управление подготовкой хоккеистов. / М., ФИС, 1982, 271с./.
  71. Кузьмин Е С., Семенов В. Е. Метолы социальной психологии. / Л., Изд. ЛГУ, 1977, 175с./.
  72. В.Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения. / Актуальные проблемы психол. теории и практики, СПбГУ, 1995, с.82−92/.
  73. В.Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования. / Теоретические и прикладные исследования психол. воздействия, Иваново, ИвГУ, 1987, 114с./.
  74. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. / М., Педагогика, 1991, 176с./.
  75. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте. /М., Просвещение, 1984, 191с./.
  76. В.Л., Пеньковский Е. Д. В чем сила сильных? / М., Изд. ВЗПИ, 1992, 188с./.
  77. Р. Социальная психология и спорт. / М., ФИС, 1979, 176с./.
  78. Л.П., Михайлов В. В. Спортсменам о спортивной форме. /М., ФИС, 1962, 56с./.
  79. В.В. Методика психологического исследования согласованности групповых действий. / Теория и практика физич. культуры, 1968, № 3, с.26−27/.
  80. В.В., Рыжонкин Ю. Я. Психологические особенности спортивного коллектива. / Психология. Учебник для ИФК, М., ФИС, 1974, с.385−396/.
  81. И.В. Социально-психологический тренинг спортсменов в предстартовом состоянии / Автореферат диссертации кандидата психол. наук, СПбГУ, 1995, 15с./.
  82. А.Г. Мелодия рекордного заплыва. / Лениздат, 1985, 168с./.
  83. А.Ф. Дидактические основы совершенствования двигательных действий спортсмена. На примере плавания. / СПб, «Плавны», 1996,177с /.
  84. P.M. Психология соревнующегося спортсмена. / М., ФИС, 1979, 224с./.
  85. Р.С. Экспериментальное исследование психологического климата в коллективе. / Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения, М., Наука, 1979, 175с./.
  86. Н.Н. Межличностные отношения. / Л., Изд. ЛГУ, 1979, 150с./.
  87. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. / М., Просвещение, 1987, 224с./.
  88. В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. / М., ФИС, 1977, 119с./.
  89. .Д. Социально-психологический климат коллектива. / М., Наука, 1982, 126с./.
  90. Р.А. Мотивация спортивной деятельности. / М., ФИС, 1984, 104с./.
  91. В.Н. Психология человека. / СПб, Изд. БПА, 1996, 34с./.
  92. А.О. Психические состояния и их функции. / Казань, 1994, 168с./.
  93. А.Ц. Очерки психологии спорта. /М., ФИС, 1959, 308с./.
  94. А.Ц. Проблема обучения, воспитания и развития в спортивной тренировке. / Теория и практика физич. культуры, 1961, № 3, с.211−212/.
  95. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям. / Методические рекомендации. Сост. И. П. Волков. Л., ГДОИФК, 1988, 23с./.
  96. А.В., Худадов Н. А. Психология и современный спорт. / М., ФИС, 1982, 224с /.
  97. А .В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. /М., ФИС, 1983, 112с./.
  98. П.А. Спорт и воспитание личности. / Спорт и личность. М., ФИС, 1975, с.7−151.
  99. В.И. Лидер. / СПб., СПбГУ, 1996, 253с./.
  100. А.Л. Социальная психология управления. / Л., Изд. ЛГУ, 1986, 175с./.
  101. А .Л. Социально-психологические проблемы управления. / Л., Изд. ЛГУ, 1975, 120с./.
  102. Е.В. Методы математической обработки в психологии. / СПб., СПЦ, 1996, 350с./.
  103. Р.Н. Мифы и реальность в психологии спорта. /М., ФИС, 1980,152с./.
  104. .Н. Умей владеть собой. / Лекция 8-я из цикла «Спорт и мастерство». Физкультура и спорт, 1962, № 10, с. 14−15/.
  105. Э.М. Организаторская деятельность тренера и формирование способностей к ней. / Сборник научных работ молодых ученых ГДОИФК за 1971 г., Л., ГДОИФК, 1971, с. 101−103/.
  106. И.Г. Проявление способностей к тренерской деятельности / Автореферат диссертации кандидата психол. наук, СПбГУ, 1994,15с./.
  107. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. / СПб., МААН, 1995, 168с./.
  108. Э. Психопедагогика. /М., Педагогика, 1984, 317с./.
  109. Е.Н. Психология спорта в терминах, понятиях и междисциплинарных связях. / Словарь-справочник, М., ФОН. 1996, 451с./.
  110. Г. В. Основы математической статистики для психологов. /Л., Изд. ЛГУ, 1972,429с./.
  111. Л.Э. Да, ты можешь' / СПб., АО «Игослав», 1995, 113с./.
  112. Ю.Л., Степанович С. В., Моденова, А .Г. Некоторые особенности внутригруппового общения в баскетбольных командах. / Сборник научных работ молодых ученых ГДОИФК за 1970 г., Л., ГДОИФК, 1970, с.73−74/.
  113. Ю.Л. О психологической подготовке команды к соревнованию. / Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям. М&bdquo- ФИС, 1969, с.24−28/.
  114. Ю.Л. Метод контролируемого наблюдения в социально-психологических исследованиях. / Вопросы психологической подготовки к соревнованиям в спорте. Л., ЛНИИФК, 1972, с.79−84/.
  115. Ю.Л. О регуляции психических состояний в условиях групповой взаимосвязанной деятельности. / Социально-психологическое и социальное планирование, Л., Изд. ЛГУ, 1973, с. 110−116/.
  116. Ю.Л. Опыт применения десенсибилизации в межличностной адаптации спортсменов. / Психическая саморегуляция, Алма-Ата, 1974, Вып.2, с.289−291/.
  117. Ю.Л. О срочной диагностике состояния личности в группе. / Теория и практика физич. культуры, 1987, № 8, с.8−11/.
  118. Ю.Л. Социально-психологические проблемы предсоревнователь-ной подготовки спортсменов. /Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифиц. спортсменов, Л., ЛНИИФК, 1977, с.86−97/.
  119. Ю.Л. Межличностные конфликты в спортивно-игровой деятельности. / Теория и практика физич. культуры, 1976, № 7, с. 14−17/.
  120. Ю.Л., Стамбулов А. В. Методика исследования отношений между спортсменом и тренером. / Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифиц. спортсменов, Л., ЛНИИФК, 1977, с.108−114/.
  121. Ю.Л. Психология общения в спорте. / М., ФИС, 1980, 208с /.
  122. В.А. Социальная педагогика управленческой деятельности в спорте / Автореферат диссертации доктора пед. наук, СПбГАФК, 1995, 35с /.
  123. В.А. Социально-психологические основы управления в спорте. / Учебное пособие, СПбГАФК, 1996, 81с./.
  124. В.А. Спортивный менеджер. / Социально-педагогические основы управленческой деятельности в спорте. Изд. СПб. АО «Игослав», 1995,147с /.
  125. С.Н. Социально-психологическое обеспечение подготовки спортивно-игровых команд к соревнованиям. / Автореферат диссертации кандидата наук по психологии, СПб., 1996, 21 с/.
  126. Ф.П. Основные требования, предъявляемые учителю физической культуры. / Физическая культура в школе, 1963, № 11, с.2−4/.
  127. В.А. Методология и процедура социологического исследования. /М., Наука, 1987, 321 е./.
  128. В.А. Обучение как процесс управления. / Л., Изд. ЛГУ, 1988, 160 е./.
  129. Г. В., Волков И. П. Чтобы побеждать надо воспитывать победителей. / Плавание. Сборник, М., ФИС, 1986, с.3−7/.
  130. Alexander Р.Т., Axelrod R.B. The evolution of cooperation. / N.Y., 1984, 263 р./.
  131. Burton J.W. Conflict and communication. / The use controlled communication in Sport — groups. London, 1992, 207 p./.
  132. Coolley CB. Primary Groups. / Small groups. N.Y., 1962, 348 p./.
  133. Lewin K., Lippit R. An experimental approach to the study autocracy and democracy: A preliminary note. / «Sociometry», 1938, Vol.1, p.292−300/.
  134. Sherif M. The psychology of Social norms. / N.Y., 1936, 211 p./.
Заполнить форму текущей работой