Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности психологической готовности детей с отягощенным перинатальным анамнезом к обучению в школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, одни исследователи предлагают для решения проблемы психологической готовности к школьному обучению организацию специального обучения, тогда как другие видят ее решение в организации дошкольных видов деятельности. Несмотря на явную разницу в данных подходах необходимо отметить, что исследователи и того, и другого направления ограничивают решение проблемы психологической готовности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и практические аспекты психологической готовности детей к обучению в школе
    • 1. 1. Теоретические подходы изучения проблемы готовности детей к обучению в школе
    • 1. 2. Теории периодизации психического развития человека
    • 1. 3. Перинатальный период развития и его роль в психическом и личностном развитии ребенка после рождения
  • Глава II. Особенности развития структурных компонентов психологической готовности детей с отягощенным перинатальным анамнезом к обучению в школе
    • 2. 1. Процедура исследования и характеристика испытуемых
    • 2. 2. Изучение уровня развития мотивационной готовности детей с отягощенным перинатальным анамнезом к обучению в школе
    • 2. 3. Изучение уровня развития личностной готовности детей с отягощенным перинатальным анамнезом к обучению в школе
    • 2. 4. Изучение уровня развития интеллектуальной готовности детей с отягощенным перинатальным анамнезом к обучению в школе
  • Глава III. Особенности психического развития детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом
    • 3. 1. Организация и методы исследования особенностей психического развития детей с развития детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом
    • 3. 2. Особенности развития внимания у детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом
    • 3. 3. Особенности развития памяти у детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом
    • 3. 4. Особенности развития речи у детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом
  • Глава IV. Особенности психоэмоционального состояния у детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом
    • 4. 1. Организация и методы исследования особенностей психоэмоционального состояния детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом
    • 4. 2. Изучение работоспособности у детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом
    • 4. 3. Особенности проявления агрессивности у детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом
    • 4. 4. Изучение страхов у детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом

Особенности психологической готовности детей с отягощенным перинатальным анамнезом к обучению в школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Проблема психологической готовности детей к обучению в школе одна из ключевых проблем возрастной психологии и психологии развития, ставшая популярной в период перехода начальной школы на обучение детей с шестилетнего возраста. Психологическая готовность детей к школьному обучению — предмет многочисленных исследований отечественных и зарубежных психологов (Л.С.Выготский, Д. Б. Элысонин, A.B. Запорожец, В. В. Давыдов, Л. А. Венгер, М. И. Лисина, Л. И. Божович, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Е. О. Смирнова, Н. И. Гуткина, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.). Психологическая готовность к школьному обучению — проблема многогранная, охватывающая все сферы жизнедеятельности ребенка. Традиционно выделяют анатомо-физиологическую, интеллектуальную, мотивационную и личностную готовность к школьному обучению. При этом в психологической литературе отмечается тот факт, что у одного и того же ребенка может быть высокий уровень интеллектуальной и низкий уровень мотивационной готовности к школьному обучению или высокий уровень мотивационной и низкий уровень личностной готовности к школьному обучению. Иными словами, разные стороны психологической готовности к школьному обучению развиваются разными темпами. Однако на сегодняшний день практически нет исследований, результаты которых объясняли бы данный феномен.

Большой интерес представляют исследования, посвященные формированию (целенаправленному развитию) психологической готовности к школьному обучению. Их условно можно разделить на два направления.

К первому направлению мы относим исследования, направленные на изучение условий целенаправленного развития какого-то отдельного структурного компонента психологической готовности к школьному обучению (Т.В.Тарунтаева, Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. В. Холмовская,.

В.С.Мухина, Л. И. Цеханская и др.). Полученные в их ходе результаты используются при проведении специальных занятий в дошкольном возрасте.

Исследования второго направления в своей основе ориентированы на изучение особенностей развития ребенка в предыдущие возрастные этапы, преимущественно в дошкольном возрасте. (Л.И.Божович, Н. И. Гуткина, Е. Е. Кравцова, М. Г. Копытина, М. И. Лисина и др.). Результаты этих исследований реализуются в особом общении с детьми, в игровой или продуктивной деятельности и конструировании и т. п.

Итак, одни исследователи предлагают для решения проблемы психологической готовности к школьному обучению организацию специального обучения, тогда как другие видят ее решение в организации дошкольных видов деятельности. Несмотря на явную разницу в данных подходах необходимо отметить, что исследователи и того, и другого направления ограничивают решение проблемы психологической готовности к школьному обучению дошкольным периодом развития. Однако исследования последних лет и развитие пренатальной психологии убедительно демонстрируют значимость антенатального (внутриутробного) периода для полноценного развития ребенка после рождения. Исходя из этого можно предложить, что пренатальный и перинатальный периоды развития занимают особое место в развитии ребенка и, соответственно, в развитии психологической готовности к школьному обучению.

Цель исследования: изучить особенности психологической готовности к школьному обучению у детей с отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом.

Гипотеза исследования:

Различия в темпе развития и степени выраженности разных сторон (структурных компонентов) психологической готовности детей к школьному обучению (интеллектуальной, мотивационной и личностной) связаны с особенностями развития ребенка в пренатальном и перинатальном периодах гестоз, хроническая урогенитальная инфекция и экстренное оперативное родоразрешение).

Цель и гипотеза исследования выявили необходимость постановки и решения следующих конкретных исследовательских задач:

1. Изучить особенности развития структурных компонентов психологической готовности детей к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и отягощенным перинатальным анамнезом.

2. Изучить особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным и отягощенным пренатальным и перинатальным анамнезом.

3. Изучить особенности психоэмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста с нормальным и отягощенным перинатальным анамнезом.

Объект исследования: психологическая готовность к школьному обучению.

Предмет исследования: психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста с нормальным и отягощенным перинатальным анамнезом.

Методологической основой исследования являлись:

— положения об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, раскрытые Л. С. Выготским в теории культурно-исторического развития психики;

— научно-методические исследования, разработанные в педагогической психологии и психологии развития детей (Л.С.Выготский, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов);

— исследования влияния перинатального периода на психическое развитие ребенка (А.И.Захаров, А. С. Батуев, А. И. Брусиловский, Г. Г. Филиппова, М. Л. Лазарев и др.);

— концептуальный подход к исследованию проблемы психологической готовности детей к обучению в школе (М.И.Лисина, А. Л. Венгер, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, М. Г. Елагина, Г. И. Капчеля, Е. О. Смирнова, Н. И. Гуткина, Г. М. Иванова, Г. Б.Яскевич);

— теоретические позиции ведущих отечественных психологов и дефектологов по проблемам задержки психического развития у детей с отягощенным перинатальным анамнезом (Е.А.Екжанова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, М. С. Певзнер, Е. С. Слепович, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, С. Г. Шевченко и др.).

Для достижения цели исследования использовались следующие методы и методики.

1. Анкетирование матерей, для изучения медико-психологических данных детей с различным перинатальным анамнезом (авторская анкета Н.И.Шелковниковой).

2. Методика «Отношение ребенка к обучению в школе» Л. И. Божович, для изучения уровня готовности к обучению в школе у старших дошкольников.

3. Методика «Сказка» Н. И. Гуткиной, для изучения доминирующей мотивации: познавательной или игровой.

4. Методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера, для изучения уровня развития произвольности.

5. Ориентировочный опросник школьной зрелости Керна и Я. Ийрасека, для изучения общей осведомленности ребенка, уровня развития основных мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения).

6. Тест Мюнстерберга, кольца Ландольта, для изучения особенностей развития внимания (избирательности, продуктивности и устойчивости).

7. Методика А. Д. Виноградовой, для изучения особенностей развития памяти (определение объема кратковременной зрительной памяти), методика Л. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, для изучения опосредованной памяти.

8. Методика Г. Эббиигауза, для оценки уровня развития речи и определение активного словарного запаса.

9. Проективная методика «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич, для исследования психоэмоционального состояния опрошенных детей, для оценки критерия агрессии.

8. Методика А. И. Захарова «Страхи в домике», для изучения страхов у детей.

Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты математико-статистической обработке с применением критерия ср* угловое преобразование Фишера икритерия Стъюдента.

Научная новизна исследования заключается в изучении психологической готовности к школьному обучению детей с пренатальным и перинатальным анамнезом. Установлено, что особенности протекания беременности и родоразрешения женщин обуславливают особенности развития разных компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации условий, способствующих формированию, как целостной психологической готовности к школьному обучению, так и отдельных ее компонентов.

Практическая значимость работы в том, что полученные результаты могут быть использованы в организации психологического сопровождения детей с отягощенным пренатальным и перинатальным периодом развития, в консультировании детей старшего дошкольного возраста, в профилактике нарушений психологической готовности к школьному обучению.

Положения, выносимые на защиту:

1. Показатели психического развития детей с благоприятным и неблагоприятным перинатальным анамнезом существенно различаются. Длительное кислородное голодание плода по причине гестоза матери, внутриутробной гипоксии или внутриутробной инфекции после рождения может проявиться в неустойчивости внимания, низком объеме памяти и в нарушениях развития речи.

2. Психоэмоциональное состояние (нарушения работоспособности в связи с повышенной^ утомляемостью и в связи с расстройствами поведения: невротического и неврозоподобного характера, высокий уровень агрессивности и наличие страхов) старших дошкольников обусловлено особенностями протекания беременности и способом родоразрешения матери и различается в зависимости от формы нарушения (гестоз, хроническая урогенитальная инфекция и экстренное оперативное родоразрешение).

3. Особенности психического развития детей с благоприятным и неблагоприятным перинатальным анамнезом, а также их психоэмоциональное состояние находят отражение в уровне развития разных структурных компонентов психологической готовности детей к обучению в школе (интеллектуальной, мотивационной и личностной).

Апробация результатов проводилась на кафедре социальной психологиина научно — практических конференциях в Петербургском государственном университете путей сообщения (филиал медицинский колледж), Российском государственном гуманитарном университете. Материалы диссертационного исследования используются в преподавании курсов по психофизиологии, психогенетике, специальной психологии на кафедре психологии для студентов Академического института гуманитарного образования, представительство Московского Российского государственного гуманитарного университета.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, выводов, списка литературы, включающие отечественные и иностранные источники. Диссертационная работа включает 14 таблиц, 17 рисунков, дополнена приложениями.

Список литературы

содержит 188 источника, в том числе 20 на иностранном языке.

Результаты исследования личностного развития детей с помощьюкритерия Стъюдента.

Шкала методик Значение 1:-критерия Уровень значимости Доверительная вероятность р

Повышенная утомляемость 1> 3, 74 г3 = 0, 999 0,001.

Расстройства поведения 3, 25 Ъ = 0, 99 0,1.

Методика М. З. Дукаревич ь- 2,66 г3 = 0, 99 0,1.

Методика А. И. Захарова 3, 12 = 0, 99 0,1 1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой