Субъектность как фактор успешности педагогической деятельности офицера Вооруженных сил
Диссертация
Интегративным личностным образованием, обеспечивающим успешность профессиональной деятельности, является субъектность, которая выражается в отношении человека к себе как к деятелю. Несмотря на то, что субъектность ряда профессиональных групп уже явилась предметом исследования (учитель, инженер и другие) (52−56, 194), особенности субъектности офицера Вооруженных Сил изучены пока не достаточно… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Влияние компонентов субъектности на успешность педагогической деятельности офицера Вооруженных сил
- 1. 1. Специфика профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил
- 1. 2. Успешность как критерий оценки профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил
- 1. 3. Субъектность офицера Вооруженных Сил как способ разрешения противоречия, лежащего внутри военно-профессиональной деятельности
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Принципы диагностики субъектности офицера Вооруженных Сил как личностного свойства
- 2. 2. Методы изучения субъектности офицера Вооруженных Сил
- Глава 3. Экспериментальное исследование субъектности офицера Вооруженных Сил
- 3. 1. Анализ самоописаний офицеров Вооруженных Сил
- 3. 2. Особенности структуры субъектности офицера Вооруженных
- Сил
- 3. 3. Взаимосвязь факторов субъектности и показателей успешности педагогической деятельности офицера Вооруженных Сил
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практическая психология. М., 1997
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973
- Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско- психологической концепции С. Л. Рубинштейна //Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы к 100-летию со дня рождения. М., 1989, с. 10−61
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991
- Азгальдов Г. Г., Азгальдова А. А. Количественная оценка качества (квали-метрия) М., 1971
- Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей //Вопросы психологии, 1988, № 5, с.71−77
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В двух томах /Под ред. А. А. Бодалева М., 1980, T. l, Т.2
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. А.А. Бо-далева, Москва-Воронеж, 1996
- Ю.Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982, Т1
- И.Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982, Т.2
- Анцупов А .Я., Малышев А. А., Пилиповский А. Г. Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку. М., 1998
- ЗААнцупов А. Если назревает конфликт //Ориентир, 1995, № 7, с. 62−64
- Анцыферова JI.И. Психология формирования и развития личности //Человек в системе наук. М., 1989, с.426−434
- Анцыферова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы //Психологический журнал, 1998, Том19, № 1, с.3−15
- Артемьева Т.Н. Проблема способностей: личностный аспект //Психологический журнал, 1984, № 3, с. 50−56
- Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М., 1986
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996
- Бажин Е.Ф., Голынкина С. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психологический журнал, 1984, № 3, с.152−162
- Байлук В.В. Человекознание. Книга первая. Самопознание. Екатеринбург, 1998
- Барабанщиков А.В. Сотвори себя сам // А педагогом быть обязан / Сост. Б. Г. Безлепкин. М., 1990, с.122−129
- Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип //Проблемы человека в современной философии. М. Ю 1969, с.143−144
- Бахтин М.М. Философия поступка //Философия и социология науки и техники. М., 1986.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
- Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983
- Бодров В.А. Психологические исследования профессионализации. М., 1991
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
- Большая советская энциклопедия. М., 1968
- Бондаренко О.Р. Выявление особенностей семантики и динамики образа человека прямыми и косвенными методиками: Дисс. канд. психол. наук, М., 1986
- Бондаренко О.Р., Климова Ю. В. Социализация и самоидентичность через призму понятия «принятие себя» /Актуальные проблемы психологии образования. Материалы юбил. Научно-практ. Конференции. Н. Новгород, 1999, с.29−32
- Борисова Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики //Прикладная психология, 1997, № 1, с.64−71.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии //Вопросы психологии, 1990, № 6, с.9−17
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке //Психологический журнал, 1991, Т. 12, № 6, с.3−9, 1992, Т. 13, № 6, с.3−12, 1993, Т. 14, № 6, с.3−9
- Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
- Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта //Вопросы психологии, 1993, № 5
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989
- Варданян Ю.В. Становление профессионально-личностных новообразований будущего специалиста /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998. С.34−35
- Варламова Е.П. Профессиональная творческая уникальность /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998. С.35−36
- Василевский A.M. О дисциплине и воинском воспитании. М., 1987
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984
- Введение в психодиагностику /Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М., 1997
- Вдовюк В.И. В зеркале этики // А педагогом быть обязан / Сост. Б.Г. Без-лепкин. М., 1990, с. 102−108
- Военная психология и педагогика: Учебное пособие /Под общ. ред. В. Ф. Кулакова. М., 1998
- Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Дисс. канд. психол. наук. М., 1992
- Волкова Е.Н. Психологические критерии оценки профессионализма педагога //Становление личности и проблемы обучения. Н. Новгород, 1994
- Волкова Е.Н. Психологические аспекты субъектности учителя. Н. Новгород, 1997
- Волкова Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. Н. Новгород, 1997
- Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Н. Новгород, 1998
- Волковицкий Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования М., 1994
- Волковицкий Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1994
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1957
- Геллерштейн С.Г. Вопросы психологии труда //Психологическая наука СССР, 1960, Том 2, с.337−362
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976
- Годфруа Ж. Что такое психология? Том 2, 1992
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям //Психологический журнал, № 4,1989, с. 19−21.
- Горшкова В.В. Субъект и объект в психологии. С-Петербург, 1994
- Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994
- Гришин В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990
- Губинский А.И. Свойства и показатели эффективности, качества и надежности эргатических систем //Хрестоматия по инженерной психологии //Под ред. Б. А. Душкова М., 1991, с.230−248
- Давыдов В. В. Психология развивающего обучения. М., 1986
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., 1979
- Дедяев Ю.М. Близость офицера к подчиненным. М., 1988
- Денисенко С. Правовые основы, формы и методы работы офицера по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в части (подразделении) //Ориентир, 1996, № 6 с.54−56
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993
- Джидарьян И.А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности //Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности М., 1988, с. 26−30
- Джужа Н.Ф. Применение методов непараметрической статистики в психолого-педагогических исследованиях //Вопросы психологии, 1987, № 4, с.145−150
- Диагностика и развитие педагогических способностей /Под общ. ред. И. М. Соколова. Н. Новгород, 1992
- Дикая Jl.Г. Преодоление стресса жизни //Наука в России, 1996, № 2, с.56−58
- Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда //Психологический журнал, 1992, Том 13, № 3, с.24−41
- Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994
- Дмитриева М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1978
- Елисеев Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994
- Жукова М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: Автореф. дисс. Канд. психол. наук. М., 1990
- Зотова Н.Н. Использование понятия «образ-Я» в процессе профессионализации /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. ВЛ. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998. с.85
- Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992
- Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека /Под ред. В. В. Белоуса, Б. А. Никитюка, В. С. Мерлина, Ю. Ф. Змановского. Пермь, 1982
- Каган М.С. Мир общения. М., 1988
- Каган M.C., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии, 1988, № 4, с.25−34
- Караяни А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений. М., 1992
- Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Дисс. докт. психол. наук. М., 1998
- Карпенко Л.А. Методы психологии /В кн. Введение в психологию. Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 1996, с.88−113
- Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1992, с.3−12
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995
- Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986
- Климов Е.А. Путь в профессию, Л., 1974
- Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология практика: Дисс. докт. психол. наук, М., 1991
- Коган Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности, М., 1996
- Колесников Н. Некоторые проблемы подготовки офицерских кадров //Военный вестник, 1993, № 12, с.8−11
- Колпачников В.В., Плотникова Е. В. Психологические реалии современного педагога /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998. С. 109
- Кон И. Открытие «Я». М., 1978
- Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) //Вопросы психологии, 1995, № 1, с.5−12
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М., 1997
- Коробейников М.П. Психологическая устойчивость // А педагогом быть обязан / Сост. Б. Г. Безлепкин. М., 1990, с.235−241
- Королев JI.M. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиации: Авто-реф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998
- Корчемный П.А. Психология летного обучения. М., 1986
- Коупленд Н. Психология и солдат М., 1991
- Крутецкий В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия развития. М., 1991
- Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности //Методологические проблемы повышения повышения эффективности психолого-педагогических исследований Отв. ред. Н. Д. Никандров. М., 1985
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985
- Кузьмина Н.В. Педагогическая деятельность мастера //Проблемы дидактики производственного обучения /Отв. ред. Н. И. Думченко М., 1978, с.233−270
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессинализм педагогической деятельности. С-Петербург- Рыбинск. 1993
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, 1980
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. С-Петербург, 1996
- Лаптев Л.Г., Маркитан Р. В., Саркисян А. Е. Воинский труд: наука, искусство, призвание. Монография. 1998
- Лапшов В.А. Профессиональная культура будущего офицера //Социологические исследования, 1995, № 6, с. 96−102
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1975
- Леонтьев Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования //Вопросы психологии, 1995, № 1, с.97−110
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке, //Вопросы психологии, 1989, № 3, с. 11−21
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984
- Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений //Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989
- Ломов Б.Ф., Николаев В. И., Рубахин В. Ф. Методы описания, анализа и оценки деятельности //Хрестоматия по инженерной психологии. Под ред. Б. А. Душкова М., 1991, с.90−152
- Любутин К.Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993
- Лях Ю. Цатурьян А. Воинская дисциплина. Пути ее формирования //Ориентир, 1995, № 12, с.69−73
- Майерс Д. Социальная психология. С-Петербург, 1997
- Максимова С.А. Образовательная деятельность человека. Н. Новгород, 1998
- Макшанов С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми //Актуальные проблемы практической психологии: Межвуз. сб., С-Петербург, 1992
- Мамардашвили М.К. Философия это сознание вслух //Юность, 1988, № 12, с.5−9
- Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика, № 8, 1990, с.82−88.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.42, с. 93.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. С-Петербург, 1997
- Маслюк С Г. Социально-психологические условия повышения политико-морального состояния военнослужащих подразделениям., 1991
- Маховер К. Проективный рисунок человека. М., 1996
- Мельников В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985
- Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986
- Минигалиева М.Р. Развитие самопонимания и психологическое образование личности /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998, с.139−140
- Минигалиева М.Р. Экология психологического воздействия и понимание другого /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998, с.140−141
- Митина JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии, 1990, № 3, с.58−64
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994
- Муздыбаев К. Психология ответственности. JL, 1983
- Мунипов В.М. Психологические проблемы качества труда //Психологические проблемы эффективности и качества труда. Тезисы докладов к пятому Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч. З. Под ред. К. М. Гуревич, О. А. Конопкина. М., 1977, с.54−62
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений М., 1973
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Хрестоматия по психологии. М., 1987, с. 146−152
- Наседкин С.Б. Психологические особенности военно-профессионального самоутверждения офицеров полкового звена сухопутных войск: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997
- Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления //Хрестоматия по инженерной психологии. Под. ред. Б. А. Душкова М., 1991, с. 23 8−248
- Небылицын В.Б. Психофизиология исследования индивидуальных различий. М., 1976
- Немов Р.С. Психология. М., 1995, Т. З
- Образование педагога /Под ред. Е. Н. Волковой. Чебоксары, 1997
- Общая психодиагностика /Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М. 1987
- Огнев А.С. Парадигма субъектности в психологической практике /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998, с. 167
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999
- Орлов А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя //Вопросы психологии, 1988, № 1, с. 16−26
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности //Вопросы психологии, 1996, № 1, с.5−19
- Основы военной акмеологии: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений /Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. В двух частях. М., 1996
- Панасюк А.Ю. Убеждающее воздействие. М., 1993
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993
- Перевалов В.Ф. Офицерский психологический практикум. М., 1991.
- Перевалов В., Исаенко С. Дисциплинированность военнослужащего и ее психологические характеристики //Армейский сборник, 1994, № 5, с.49−51
- Петровский В.А. Принцип субъектности в психологическом исследовании //Вопросы психологии, 1985, № 4, с. 15−30
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Дисс. докт. психол. наук. М., 1993
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972
- Платонов К.К. Психология летного труда. М., 1960
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986
- Платонов Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения среднего профтехучилища: Авто-реф.канд. психол. наук. Л., 1984
- Пономаренко В.А., Завалова Н. Д. Практическая психология. Проблемы безопасности летного труда. М., 1994
- Попов М.Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Дисс. канд. психолю наук.М., 1998
- Практика работы по профилактике нарушений воинской дисциплины //Воспитательная работа: опыт, организация, методика. Под общ. ред. В. Ф. Кулакова. М., 1998
- Практическая психология образования /Под ред. П. В. Дубровиной. М., 1997
- Проблемы профессионализма: мотивация самосовершенствования и компетентности военного руководителя. Инф.-метод. сборник. Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС РФ, 1994, № 1
- Психодиагностика: Теория и практика. М., 1986
- Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. М., 1988
- Психологические проблемы профессиональной деятельности //Под. ред. Л. Г. Дикой. М., 1991
- Психология и педагогика высшей военной школы: Учебное пособие //Под ред. Н В. Барабанщикова М., 1989
- Психология и педагогика управляющей деятельности командира (военного инженера). М., 1995
- Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М., 1990
- Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М., 1987
- Рабочая книга войскового психолога М., 1995
- Райскуп Я. Психологическая профессиография //Психология труда. Под ред. К. К. Платонова. М., 1979, с.44−62
- Родина О.Н. Динамика эмоционально-личностных проявлений хронического утомления (на примере деятельности сборщиц микросхем): Авто-реф. дисс. канд. психол. наук. М., 1990
- Родина О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1996, № 3, с.60−67
- Родионов И.Н. Проблемы отбора и обучения офицерских кадров высшей квалификации //Военная мысль, 1993, № 9, с. 42−47
- Романова Е.С. Потемкина. О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992
- Рубинштейн СЛ. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. С-Петербург, 1998
- Сборник адаптированных методик, используемых для определения уровня нервно-психической устойчивости военнослужащих. Методическое пособие в помощь военному психологу, МВО, в/ч 54 046, Н. Новгород, 1998
- Семененко Н.Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ сухопутных войск: Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 1998
- Серегина И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999
- Система работы воинских должностных лиц по профилактике правонарушений //Под ред. А. П. Стороженко. М., 1997
- Слободчиков В. И. Вопросы теории и диагностики психического развития. //Вопросы психологии, 1982, № 1, с. 19−28
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности.М., 1995
- Средин Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейников М. П. Человек в современной войне. М., 1981
- Степанский В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения //Вопросы психологии, 1991, № 5, с.98−130
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. JT, 1988
- Сыромятников И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск: Атореф. дисс. канд. психол. наук, М., 1997
- Тарасов Г. С. О неповторимости человеческой личности //Вопросы психологии, 1989, № 3, с.122−126
- Татенко В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы //Психологический журнал, 1995, Т. 16, № 3, с.18−21
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961
- Теплов Б.М. Ум полководца. М., 1990
- Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов &bdquo-Вестник Московского университета, 1996, № 3, с.51−60
- Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности устойчивость и изменчивость. //Вопросы психологии, 1987, № 4, с. 100−108
- Трусь А.А. Личностные психологические предпосылки успешности деятельности курсантов военного ВУЗа: Автореф. дисс. канд. психол. наук.М., 1998
- Уваров Л.Н., Уткин В. Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части М., 1991
- Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994
- Утюжников М.Д. К проблеме количественной оценки личных и деловых качеств руководителей производства. М., 1970
- Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко.М., 1997
- Формирование личности профессионала. Первые международные чтения Тезисы докладов // Под. ред. Пономаренко В. А. М., 1991
- Франки В. Человек в поисках смысла. М., 1990
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990
- Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990
- Харман Г. Современный факторный анализ. М., 1972
- Хелмицкий Б. Психоанализ профессиональной деятельности //Прикладная психология, 1997, № 3, с. 11−20
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. С-Петербург: Питер- Пресс, 1997
- Образование: проблемы и переспективы. Н. Новгород, 1998
- Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994
- Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996
- Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М., 1989
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1998
- Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983
- Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия: исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1972
- Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами /Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980, с.110−1 14
- Ядрышникова Т.Д. Психологические особенности мастера ПТУ //Вопросы психологии, 1987, № 4, с.37−43
- Якиманская И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии, 1994, № 2, с. 64−76
- Ericson Е.Н. The life cycle completed/ New York: Norton., 1982. P.67−70.
- De Charms R. Personal consation: The internal affektiv determinants of behaivier. N.Y. Acad. Press, 1968
- Desi T.L. Intrinic motivation. N.Y.Plenum Press, 1975
- Lindzey D.O. On the classification of projective techniques. Psychological Bulletin. 1956
- Rogers C.R. Freadom to learn for the 80's Columbus, Toronto, London, Sydney, 1983.