Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Субъектность как фактор успешности педагогической деятельности офицера Вооруженных сил

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интегративным личностным образованием, обеспечивающим успешность профессиональной деятельности, является субъектность, которая выражается в отношении человека к себе как к деятелю. Несмотря на то, что субъектность ряда профессиональных групп уже явилась предметом исследования (учитель, инженер и другие) (52−56, 194), особенности субъектности офицера Вооруженных Сил изучены пока не достаточно… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Влияние компонентов субъектности на успешность педагогической деятельности офицера Вооруженных сил
    • 1. 1. Специфика профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил
    • 1. 2. Успешность как критерий оценки профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил
    • 1. 3. Субъектность офицера Вооруженных Сил как способ разрешения противоречия, лежащего внутри военно-профессиональной деятельности
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Принципы диагностики субъектности офицера Вооруженных Сил как личностного свойства
    • 2. 2. Методы изучения субъектности офицера Вооруженных Сил
  • Глава 3. Экспериментальное исследование субъектности офицера Вооруженных Сил
    • 3. 1. Анализ самоописаний офицеров Вооруженных Сил
    • 3. 2. Особенности структуры субъектности офицера Вооруженных
  • Сил
    • 3. 3. Взаимосвязь факторов субъектности и показателей успешности педагогической деятельности офицера Вооруженных Сил

Субъектность как фактор успешности педагогической деятельности офицера Вооруженных сил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Динамизм и характер перемен, охвативших все сферы жизни нашего общества, предъявляет высокие требования к профессионализму офицера Вооруженных Сил. Все более технологичными и надежными становятся применяемые средства и методы защиты интересов государства. Поэтому в основе деятельности офицера должен лежать критерий ответственности и высочайшего профессионализма офицера Вооруженных Сил.

Происходящие в стране социально-политические и экономические перемены стали причиной ряда негативных социальных и психологических последствий. Изменение места офицеров в статусной иерархии общества, снижение престижа военной службы, профессии военнослужащего и защитника Отечества в целом приводит к тому, что уходят с работы опытные и наиболее подготовленные в профессиональном и психолого-педагогическом отношении кадры. Снижается ответственность и эффективность военно-профессиональной деятельности, среди солдат срочной службы распространены неуставные взаимоотношения.

Радикальные изменения всех сторон воинской службы предполагают поиск новых путей повышения эффективности работы по сохранению боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил. Один из подходов к решению этой задачи состоит в обеспечении необходимого качества воспитательной работы в воинских подразделениях. Центральной фигурой, осуществляющей этот процесс, является офицер Вооруженных Сил, от личностных особенностей которого зависит результат воспитания и обучения солдат срочной службы, а значит и безопасность рубежей нашей Родины в целом.

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации накладывает на офицера ответственность за результаты процесса воспитания, за морально-психологическое состояние подчиненных и уровень воинской дисциплины. Смысл и значение этого требования особенно актуальны сегодня в связи с тем, что в настоящее время на службу в Вооруженные Силы попадают лица, имеющие слабое здоровье, расстроенную психику, ранее привлекаемые к уголовной ответственности, склонные к алкоголизму и наркомании. Так, по результатам обследования установлено, что 28% призывников регулярно употребляли алкоголь, 5% - наркотики и токсические вещества, 0,75% - имели судимость (в военно-строительных частях -91,4%), каждый десятый имел приводы в милицию. Большое количество молодых солдат (16,7%) имели признаки нервно-психической неустойчивости, 4% склонны к суицидам, около 30% заявили о нежелании служить и не исключали возможность самовольного оставления части.

В связи с этим остро встает вопрос о повышении эффективности воспитательной работы. Достижения в деле воспитания необходимо рассматривать как составляющую успешности профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил в целом, так как педагогический аспект военно-профессиональной деятельности является очень важным в современных условиях. Внешними показателями результативности этих процессов можно считать состояние воинской дисциплины в подразделениях.

В настоящее время в психологии профессионализма накоплен богатый материал по изучению личностных особенностей представителей различных сфер профессиональной деятельности (Климов Е.А., Ломов Б, Ф., Платонов К. К. и другие). Проанализированы многие профессиональные качества специалистов, индивидуальный стиль их деятельности и способности к осуществлению профессиональной деятельности.

В работах, касающихся военно-профессиональной деятельности, успешность ее осуществления связывается с наличием профессионально важных личностных образований офицера Вооруженных Сил, которые рассматривались в контексте таких проблем, как дисциплинированность, ответственность, направленность личности, морально-психологическое состояние, профессиональная пригодность, межличностные и внутренние конфликты, профессиональное становление, профессиональное самоутверждение, положение, занимаемое в системе межличностных отношений, мотивация профессионального самосовершенствования. (Анцупов А.Я., Волковицкий Г. А., Дьяченко М. И., Королев Л. М., Караяни, А .Г., Коробейников М. П., Корчемный П. А., Кузнецов П. Н., Маслюк С. Г., Наседкин С. Б., Пономаренко В. А., Попов М. Н., Семененко Н. Н., Сыромятников И. В., Трусь А. А. и другие).

Интегративным личностным образованием, обеспечивающим успешность профессиональной деятельности, является субъектность, которая выражается в отношении человека к себе как к деятелю. Несмотря на то, что субъектность ряда профессиональных групп уже явилась предметом исследования (учитель, инженер и другие) (52−56, 194), особенности субъектности офицера Вооруженных Сил изучены пока не достаточно. Между тем общепризнанно, что достижения в деле воспитания подчиненных зависят от уровня развития способностей к взаимодействию и влиянию на личность другого человека, интереса и расположенности к подчиненным, умений организационной деятельности, наблюдательности, такта и требовательности (12−14, 47, 51, 57, 58, 71, 79, 82, 90, 91, 105−108, 116, 117, 126, 136, 148, 159, 160, 162, 167, 171−173, 177, 179, 180, 183, 183, 187, 192, 194, 202, 205, 209, 210, 225). Вместе с этим высокая результативность всегда сопряжена с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью личности офицера, его разумной активностью и ответственностью за собственные действия и действия своих подчиненных. Объединяет в единое целое профессиональные способности и создает внутренние условия для их проявления личностное образование, называемое субъектностью.

Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена прежде всего требованиями общества по сохранению боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил, в частности за счет повышения эффективности деятельности офицера как воспитывающего и обучающего субъектанедостаточной теоретической разработанностью возможностей развития профессионально важных личностных структур офицераорганизацией работы по формированию субъектности военнослужащих в целях повышения эффективности педагогической деятельности офицера.

Объектом нашего исследования является субъектность офицера Вооруженных Сил, предметом — характер влияния субъектности офицера Вооруженных Сил на успешность его профессиональной деятельности как педагогической.

Цель данного исследования заключается в выявлении взаимосвязи успешности педагогической деятельности офицера Вооруженных Сил и компонентов субъектности.

В качестве гипотезы нами выдвигается предположение о том, что в основе профессионально-важных личностных структур офицера Вооруженных Сил, позволяющих успешно осуществлять педагогический аспект профессиональной деятельности, лежит интегративное личностное образование называемое субъектностью. Основу субъектности офицера Вооруженных Сил составляют особенности его самосознания и мотивационной сферы.

В соответствии с целью, гипотезой, предметом исследования ставятся следующие задачи:

1. Изучить специфические особенности профессиональной деятельности офицера и выявить имеющиеся в ней противоречия.

2. Выявить критерии и показатели успешности профессиональной деятельности офицера как педагога.

3. Экспериментально изучить содержательные характеристики субъектности офицера Вооруженных Сил.

4. Выявить взаимосвязь факторов субъектности и успешности педагогической деятельности офицера.

Методологической основой исследования являются основные принципы отечественной психологии:

— принцип системного подхода к изучению человека;

— принцип единства сознания и деятельности;

— принцип развития личности в деятельности.

Специальной теоретической основой работы явился субъектно-деятельностный подход и концепция субъектности, разрабатываемая на основе трудов АбульхановойСлавской К.А. (2−4), Ананьева Б. Г. (7−9), Анцы-феровой Л.И. (15−16), Асмолова А. Г. (19−21), Волковой Е. Н. (52−56,141), Леонтьева А. Н. (119), Мясищева В. Н. (147), Осницкого А. К. (158), Петровского В. А. (164−165), Рубинштейна С. Л. (189−190), Слободчикова В. И. (195−196), Татенко В. А. (203), Якиманской И. С. (231) и других ученых.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что впервые в качестве специального предмета исследования выступила взаимосвязь успешности педагогической деятельности офицера Вооруженных Сил и сформированности факторов его субъектности. Получены данные об особенностях структуры субъектности офицеров Вооруженных Сил как отдельной профессиональной группы. Выявлены внутренние противоречия профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил и способ их разрешения через формирование компонентов субъектности.

Практическая значимость работы определяется тем, что исследуемые в ней вопросы непосредственно связаны с возможностью влияния на боеготовность и боеспособность Вооруженных Сил через совершенствование процесса воспитания и обучения солдат срочной службы. Полученные данные могут быть использованы для разработки специальных программ по развитию субъектности офицеров Вооруженных Сил и курсантов военных ВУЗов.

В качестве методов исследования нами использованы беседа, наблюдение реального поведения и взаимоотношений, проективный метод самоописаний с последующей обработкой контент — анализом, личностные опросники.

В исследовании приняли участие 302 офицера войсковой части 54 046 Московского Военного Округа. Возрастной диапазон испытуемых — 24−43 года. Среди них 117 командиров взводов, которые выступили в качестве респондентов при изучении влияния субъектности на успешность педагогического аспекта профессиональной деятельности. В подчинении каждого командира взвода находится 30 солдат, поведение которых формирует общий показатель дисциплинированности взвода. Общий объем выборки испытуемых составил 3695 человек.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Профессиональная деятельность офицера Вооруженных Сил имеет ряд специфических особенностей, заключающихся в осуществлении разноплановых функций: защитника Родины, военного специалиста и педагога, воспитывающего и обучающего подчиненных. Это вносит противоречие в профессиональную деятельность офицера Вооруженных Сил.

2. Условием конструктивного и результативного разрешения противоречия между личностной и коммуникативной направленностью педагогической деятельности и административно-дисциплинарным характером военной деятельности является субъектность как профессионально важное качество личности офицера.

3. Субъектность офицера Вооруженных Сил имеет четырехфакторную структуру: осознание собственной активности, уникальности и саморазвитияпонимание и принятие другого человекасвобода выбора и ответственность за негоспособность к рефлексии.

Успешность педагогического аспекта профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил определяется содержанием фактора понимания и принятия другого в структуре субъектности военнослужащего. и.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Гипотеза нашего исследования, заключающаяся в предположении о взаимосвязи успешности педагогического аспекта профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил и структурой его субъектности подтвердилась. В процессе изучения особенностей структуры субъектности офицера выявлено, что данная взаимосвязь осуществляется через компонент понимания и принятия другого. Р. Берне (28) рассматривая профессионально-важные личностные образования педагога, в качестве важнейшей называет способность понимать и принимать другого человека.

Наше исследование показывает, что результаты процесса воспитания и обучения солдат срочной службы во многом зависят от личностных особенностей воспитывающего и обучающего субъекта — офицера Вооруженных Сил. В частности от его способности понимать и принимать уникальность, неповторимость личности солдата, его право на свободу выбора и ответственность за него, саморазвитие.

Воинская дисциплина, как наиважнейшее условие боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил России, укрепляется в тех подразделениях, где в структуре субъектности офицера компонент понимания и принятия другого является сформированным.

Возможности развития субъектности офицера мы связываем с организацией специального комплекса обучающих и развивающих мероприятий. Учебный курс «Развитие педагогической компетентности офицера Вооруженных Сил», проводимый нами в рамках системы повышения квалификации офицерского состава дивизии, может служить одним из вариантов такой работы. Программа учебного курса «Развитие педагогической компетентности офицера Вооруженных Сил» представлена в приложении.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Специфика профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил заключается в необходимости совмещения функций военного специалиста, защитника Родины и педагога, воспитывающего и обучающего подчиненных. Личностная и коммуникативная направленность педагогической деятельности и административно-дисциплинарный характер военной деятельности составляют основное противоречие профессиональной деятельности офицера Вооруженных Сил. Это противоречие выступает источником проблем внутреннего выбора военного специалиста, осуществляющего военно-профессиональную деятельность, от разрешения которой зависит результат воспитания и обучения солдат срочной службы.

2. Субъектность является интегративным профессионально важным личностным образованием офицера Вооруженных Сил, позволяющим ему разрешать данное противоречие и успешно осуществлять педагогический аспект своей профессиональной деятельности.

3. Успешность педагогической деятельности, выраженная в дисциплинарных показателях, связана с уровнем развития субъектности офицера Вооруженных Сил через компонент понимания и принятия другого.

4. Субъектность офицера Вооруженных Сил имеет четырехфакторную структуру: осознание собственной активности, уникальности и саморазвитияпонимание и принятие другогосвобода выбора и ответственность за негоспособность к рефлексии.

Детерминантой структуры субъектности офицера Вооруженных Сил является фактор осознания собственной активности и уникальности, составляющий ее инвариантную часть.

Наименее представленным в структуре субъектности офицера Вооруженных Сил является фактор осознания свобода выбора и ответственности за него.

В целях повышения эффективности процесса воспитания и обучения целесообразна организация работы по развитию субъектности офицера Вооруженных Сил. Применяемые формы и методы работы должны включать индивидуальное консультирование и групповую тренинговую деятельность по развитию коммуникативных навыков: установления контакта в общении, восприятия и понимания эмоционального состояния людей, передачи и приема информации, умения слушать.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. М., 1997
  2. К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973
  3. Абульханова-Славская К. А. Принцип субъекта в философско- психологической концепции С. Л. Рубинштейна //Сергей Леонидович Рубинштейн: очерки, воспоминания, материалы к 100-летию со дня рождения. М., 1989, с. 10−61
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991
  5. Г. Г., Азгальдова А. А. Количественная оценка качества (квали-метрия) М., 1971
  6. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей //Вопросы психологии, 1988, № 5, с.71−77
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1997
  8. .Г. Избранные психологические труды: В двух томах /Под ред. А. А. Бодалева М., 1980, T. l, Т.2
  9. .Г. Психология и проблемы человекознания /Под ред. А.А. Бо-далева, Москва-Воронеж, 1996
  10. Ю.Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982, Т1
  11. И.Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982, Т.2
  12. А .Я., Малышев А. А., Пилиповский А. Г. Методы изучения политработником социально-психологических явлений в полку. М., 1998
  13. ЗААнцупов А. Если назревает конфликт //Ориентир, 1995, № 7, с. 62−64
  14. JI.И. Психология формирования и развития личности //Человек в системе наук. М., 1989, с.426−434
  15. Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы //Психологический журнал, 1998, Том19, № 1, с.3−15
  16. Т.Н. Проблема способностей: личностный аспект //Психологический журнал, 1984, № 3, с. 50−56
  17. В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993
  18. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984
  19. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М., 1986
  20. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996
  21. Е.Ф., Голынкина С. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психологический журнал, 1984, № 3, с.152−162
  22. В.В. Человекознание. Книга первая. Самопознание. Екатеринбург, 1998
  23. А.В. Сотвори себя сам // А педагогом быть обязан / Сост. Б. Г. Безлепкин. М., 1990, с.122−129
  24. Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип //Проблемы человека в современной философии. М. Ю 1969, с.143−144
  25. М.М. Философия поступка //Философия и социология науки и техники. М., 1986.
  26. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979
  27. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986
  28. А.А. Психология о личности. М., 1988
  29. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М., 1983
  30. В.А. Психологические исследования профессионализации. М., 1991
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
  32. Большая советская энциклопедия. М., 1968
  33. О.Р. Выявление особенностей семантики и динамики образа человека прямыми и косвенными методиками: Дисс. канд. психол. наук, М., 1986
  34. О.Р., Климова Ю. В. Социализация и самоидентичность через призму понятия «принятие себя» /Актуальные проблемы психологии образования. Материалы юбил. Научно-практ. Конференции. Н. Новгород, 1999, с.29−32
  35. Е.М. Современные тенденции развития психодиагностики //Прикладная психология, 1997, № 1, с.64−71.
  36. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991
  37. .С. Аномалии личности. М., 1988
  38. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии //Вопросы психологии, 1990, № 6, с.9−17
  39. А.В. Проблема субъекта в психологической науке //Психологический журнал, 1991, Т. 12, № 6, с.3−9, 1992, Т. 13, № 6, с.3−12, 1993, Т. 14, № 6, с.3−9
  40. А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
  41. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта //Вопросы психологии, 1993, № 5
  42. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989
  43. Ю.В. Становление профессионально-личностных новообразований будущего специалиста /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998. С.34−35
  44. Е.П. Профессиональная творческая уникальность /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998. С.35−36
  45. A.M. О дисциплине и воинском воспитании. М., 1987
  46. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984
  47. Введение в психодиагностику /Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М., 1997
  48. В.И. В зеркале этики // А педагогом быть обязан / Сост. Б.Г. Без-лепкин. М., 1990, с. 102−108
  49. Военная психология и педагогика: Учебное пособие /Под общ. ред. В. Ф. Кулакова. М., 1998
  50. Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Дисс. канд. психол. наук. М., 1992
  51. Е.Н. Психологические критерии оценки профессионализма педагога //Становление личности и проблемы обучения. Н. Новгород, 1994
  52. Е.Н. Психологические аспекты субъектности учителя. Н. Новгород, 1997
  53. Е.Н. Субъектность: философско-психологический анализ. Н. Новгород, 1997
  54. Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Н. Новгород, 1998
  55. Г. А. Мотивация военно-профессионального самосовершенствования М., 1994
  56. Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1994
  57. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1957
  58. С.Г. Вопросы психологии труда //Психологическая наука СССР, 1960, Том 2, с.337−362
  59. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976
  60. Годфруа Ж. Что такое психология? Том 2, 1992
  61. Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям //Психологический журнал, № 4,1989, с. 19−21.
  62. В.В. Субъект и объект в психологии. С-Петербург, 1994
  63. И.Б. Введение в психологию. М.: Международная педагогическая академия, 1994
  64. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990
  65. А.И. Свойства и показатели эффективности, качества и надежности эргатических систем //Хрестоматия по инженерной психологии //Под ред. Б. А. Душкова М., 1991, с.230−248
  66. В. В. Психология развивающего обучения. М., 1986
  67. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., 1979
  68. Ю.М. Близость офицера к подчиненным. М., 1988
  69. С. Правовые основы, формы и методы работы офицера по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в части (подразделении) //Ориентир, 1996, № 6 с.54−56
  70. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М., 1993
  71. И.А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности //Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности М., 1988, с. 26−30
  72. Н.Ф. Применение методов непараметрической статистики в психолого-педагогических исследованиях //Вопросы психологии, 1987, № 4, с.145−150
  73. Диагностика и развитие педагогических способностей /Под общ. ред. И. М. Соколова. Н. Новгород, 1992
  74. Jl.Г. Преодоление стресса жизни //Наука в России, 1996, № 2, с.56−58
  75. Л.Г. Проблемы современной психологии труда //Психологический журнал, 1992, Том 13, № 3, с.24−41
  76. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994
  77. М.А., Крылов А. А., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979
  78. В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997
  79. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1978
  80. Елисеев Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков, 1994
  81. М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача: Автореф. дисс. Канд. психол. наук. М., 1990
  82. Н.Н. Использование понятия «образ-Я» в процессе профессионализации /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. ВЛ. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998. с.85
  83. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., 1992
  84. Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека /Под ред. В. В. Белоуса, Б. А. Никитюка, В. С. Мерлина, Ю. Ф. Змановского. Пермь, 1982
  85. М.С. Мир общения. М., 1988
  86. M.C., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество //Вопросы психологии, 1988, № 4, с.25−34
  87. А.Г. Активное социально-психологическое обучение как средство сплочения воинских подразделений. М., 1992
  88. А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах: Дисс. докт. психол. наук. М., 1998
  89. Л.А. Методы психологии /В кн. Введение в психологию. Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 1996, с.88−113
  90. Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1992, с.3−12
  91. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995
  92. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986
  93. Е.А. Путь в профессию, Л., 1974
  94. Г. А. Психологическое воздействие: теория, методология практика: Дисс. докт. психол. наук, М., 1991
  95. Л.Н. Человек и его судьба. М., 1988
  96. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности, М., 1996
  97. Н. Некоторые проблемы подготовки офицерских кадров //Военный вестник, 1993, № 12, с.8−11
  98. В.В., Плотникова Е. В. Психологические реалии современного педагога /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998. С. 109
  99. Кон И. Открытие «Я». М., 1978
  100. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) //Вопросы психологии, 1995, № 1, с.5−12
  101. Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М., 1997
  102. М.П. Психологическая устойчивость // А педагогом быть обязан / Сост. Б. Г. Безлепкин. М., 1990, с.235−241
  103. JI.M. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиации: Авто-реф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998
  104. П.А. Психология летного обучения. М., 1986
  105. Н. Психология и солдат М., 1991
  106. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия развития. М., 1991
  107. Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности //Методологические проблемы повышения повышения эффективности психолого-педагогических исследований Отв. ред. Н. Д. Никандров. М., 1985
  108. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985
  109. Н.В. Педагогическая деятельность мастера //Проблемы дидактики производственного обучения /Отв. ред. Н. И. Думченко М., 1978, с.233−270
  110. Н.В., Реан А. А. Профессинализм педагогической деятельности. С-Петербург- Рыбинск. 1993
  111. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, 1980
  112. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. С-Петербург, 1996
  113. Л.Г., Маркитан Р. В., Саркисян А. Е. Воинский труд: наука, искусство, призвание. Монография. 1998
  114. В.А. Профессиональная культура будущего офицера //Социологические исследования, 1995, № 6, с. 96−102
  115. Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960
  116. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1975
  117. Д.А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования //Вопросы психологии, 1995, № 1, с.97−110
  118. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке, //Вопросы психологии, 1989, № 3, с. 11−21
  119. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984
  120. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений //Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989
  121. .Ф., Николаев В. И., Рубахин В. Ф. Методы описания, анализа и оценки деятельности //Хрестоматия по инженерной психологии. Под ред. Б. А. Душкова М., 1991, с.90−152
  122. К.Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург, 1993
  123. Лях Ю. Цатурьян А. Воинская дисциплина. Пути ее формирования //Ориентир, 1995, № 12, с.69−73
  124. Д. Социальная психология. С-Петербург, 1997
  125. С.А. Образовательная деятельность человека. Н. Новгород, 1998
  126. С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми //Актуальные проблемы практической психологии: Межвуз. сб., С-Петербург, 1992
  127. М.К. Философия это сознание вслух //Юность, 1988, № 12, с.5−9
  128. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя //Советская педагогика, № 8, 1990, с.82−88.
  129. А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
  130. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  131. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., Т.42, с. 93.
  132. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. С-Петербург, 1997
  133. Маслюк С Г. Социально-психологические условия повышения политико-морального состояния военнослужащих подразделениям., 1991
  134. К. Проективный рисунок человека. М., 1996
  135. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985
  136. В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986
  137. М.Р. Развитие самопонимания и психологическое образование личности /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998, с.139−140
  138. М.Р. Экология психологического воздействия и понимание другого /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998, с.140−141
  139. JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии, 1990, № 3, с.58−64
  140. JI.M. Учитель как личность и профессионал. М., 1994
  141. К. Психология ответственности. JL, 1983
  142. В.М. Психологические проблемы качества труда //Психологические проблемы эффективности и качества труда. Тезисы докладов к пятому Всесоюзному съезду психологов СССР. Ч. З. Под ред. К. М. Гуревич, О. А. Конопкина. М., 1977, с.54−62
  143. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений М., 1973
  144. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии //Хрестоматия по психологии. М., 1987, с. 146−152
  145. С.Б. Психологические особенности военно-профессионального самоутверждения офицеров полкового звена сухопутных войск: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997
  146. В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления //Хрестоматия по инженерной психологии. Под. ред. Б. А. Душкова М., 1991, с. 23 8−248
  147. В.Б. Психофизиология исследования индивидуальных различий. М., 1976
  148. Р.С. Психология. М., 1995, Т. З
  149. Образование педагога /Под ред. Е. Н. Волковой. Чебоксары, 1997
  150. Общая психодиагностика /Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В. М. 1987
  151. А.С. Парадигма субъектности в психологической практике /Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всеросс. Научно-метод. конференции Под. ред. В. Я. Ляудис, Н. Н. Корж. М., 1998, с. 167
  152. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999
  153. А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя //Вопросы психологии, 1988, № 1, с. 16−26
  154. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995
  155. А.К. Проблемы исследования субъективной активности //Вопросы психологии, 1996, № 1, с.5−19
  156. Основы военной акмеологии: Учебное пособие для высших военно-учебных заведений /Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. В двух частях. М., 1996
  157. А.Ю. Убеждающее воздействие. М., 1993
  158. С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993
  159. В.Ф. Офицерский психологический практикум. М., 1991.
  160. В., Исаенко С. Дисциплинированность военнослужащего и ее психологические характеристики //Армейский сборник, 1994, № 5, с.49−51
  161. В.А. Принцип субъектности в психологическом исследовании //Вопросы психологии, 1985, № 4, с. 15−30
  162. В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Дисс. докт. психол. наук. М., 1993
  163. К.К. Проблемы способностей. М., 1972
  164. К.К. Психология летного труда. М., 1960
  165. К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982
  166. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986
  167. Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастера производственного обучения среднего профтехучилища: Авто-реф.канд. психол. наук. Л., 1984
  168. В.А., Завалова Н. Д. Практическая психология. Проблемы безопасности летного труда. М., 1994
  169. М.Н. Психологические условия профессионального становления курсанта ВВМУЗа как военного профессионала: Дисс. канд. психолю наук.М., 1998
  170. Практика работы по профилактике нарушений воинской дисциплины //Воспитательная работа: опыт, организация, методика. Под общ. ред. В. Ф. Кулакова. М., 1998
  171. Практическая психология образования /Под ред. П. В. Дубровиной. М., 1997
  172. Проблемы профессионализма: мотивация самосовершенствования и компетентности военного руководителя. Инф.-метод. сборник. Центр военно-социологических, психологических и правовых исследований ВС РФ, 1994, № 1
  173. Психодиагностика: Теория и практика. М., 1986
  174. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. М., 1988
  175. Психологические проблемы профессиональной деятельности //Под. ред. Л. Г. Дикой. М., 1991
  176. Психология и педагогика высшей военной школы: Учебное пособие //Под ред. Н В. Барабанщикова М., 1989
  177. Психология и педагогика управляющей деятельности командира (военного инженера). М., 1995
  178. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. М., 1990
  179. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М., 1987
  180. Рабочая книга войскового психолога М., 1995
  181. Я. Психологическая профессиография //Психология труда. Под ред. К. К. Платонова. М., 1979, с.44−62
  182. О.Н. Динамика эмоционально-личностных проявлений хронического утомления (на примере деятельности сборщиц микросхем): Авто-реф. дисс. канд. психол. наук. М., 1990
  183. О.Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1996, № 3, с.60−67
  184. И.Н. Проблемы отбора и обучения офицерских кадров высшей квалификации //Военная мысль, 1993, № 9, с. 42−47
  185. Е.С. Потемкина. О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1992
  186. СЛ. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976
  187. СЛ. Основы общей психологии. С-Петербург, 1998
  188. Сборник адаптированных методик, используемых для определения уровня нервно-психической устойчивости военнослужащих. Методическое пособие в помощь военному психологу, МВО, в/ч 54 046, Н. Новгород, 1998
  189. Н.Н. Становление профессиональной ответственности у курсантов военных училищ сухопутных войск: Автореф. дисс. канд. психол. наук, М., 1998
  190. И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: Дисс. канд. психол. наук. М., 1999
  191. Система работы воинских должностных лиц по профилактике правонарушений //Под ред. А. П. Стороженко. М., 1997
  192. В. И. Вопросы теории и диагностики психического развития. //Вопросы психологии, 1982, № 1, с. 19−28
  193. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности.М., 1995
  194. Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейников М. П. Человек в современной войне. М., 1981
  195. В.И. Свойства субъектности как предпосылка личностной формы общения //Вопросы психологии, 1991, № 5, с.98−130
  196. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М., 1984
  197. Г. В. Основы психологической теории деятельности. JT, 1988
  198. И.В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск: Атореф. дисс. канд. психол. наук, М., 1997
  199. Г. С. О неповторимости человеческой личности //Вопросы психологии, 1989, № 3, с.122−126
  200. В.А. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы //Психологический журнал, 1995, Т. 16, № 3, с.18−21
  201. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961
  202. .М. Ум полководца. М., 1990
  203. В.А. Стили профессиональной деятельности: организация компонентов и взаимодействий субъектов &bdquo-Вестник Московского университета, 1996, № 3, с.51−60
  204. В.А. Индивидуальный стиль деятельности устойчивость и изменчивость. //Вопросы психологии, 1987, № 4, с. 100−108
  205. А.А. Личностные психологические предпосылки успешности деятельности курсантов военного ВУЗа: Автореф. дисс. канд. психол. наук.М., 1998
  206. Л.Н., Уткин В. Г. Педагогические проблемы повышения эффективности воспитательной работы в части М., 1991
  207. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. М., 1994
  208. М.Д. К проблеме количественной оценки личных и деловых качеств руководителей производства. М., 1970
  209. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблевой, В. А. Лутченко.М., 1997
  210. Формирование личности профессионала. Первые международные чтения Тезисы докладов // Под. ред. Пономаренко В. А. М., 1991
  211. В. Человек в поисках смысла. М., 1990
  212. Э. Бегство от свободы. М., 1990
  213. Э. Иметь или быть? М., 1990
  214. Г. Современный факторный анализ. М., 1972
  215. . Психоанализ профессиональной деятельности //Прикладная психология, 1997, № 3, с. 11−20
  216. Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. С-Петербург: Питер- Пресс, 1997
  217. Образование: проблемы и переспективы. Н. Новгород, 1998
  218. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986
  219. В.Э. Смысл жизни и судьба. М., 1997
  220. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994
  221. В.Д. Духовные способности. М., 1996
  222. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М., 1989
  223. Т. Социальная психология. М., 1998
  224. А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М.: МГУ, 1983
  225. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия: исследование речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1972
  226. A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами /Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980, с.110−1 14
  227. Т.Д. Психологические особенности мастера ПТУ //Вопросы психологии, 1987, № 4, с.37−43
  228. И.С. Требование к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников //Вопросы психологии, 1994, № 2, с. 64−76
  229. Ericson Е.Н. The life cycle completed/ New York: Norton., 1982. P.67−70.
  230. De Charms R. Personal consation: The internal affektiv determinants of behaivier. N.Y. Acad. Press, 1968
  231. Desi T.L. Intrinic motivation. N.Y.Plenum Press, 1975
  232. Lindzey D.O. On the classification of projective techniques. Psychological Bulletin. 1956
  233. Rogers C.R. Freadom to learn for the 80's Columbus, Toronto, London, Sydney, 1983.
Заполнить форму текущей работой