Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сплоченность учебной группы как фактор социальной идентификации студента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программа социально-психологического тренинга развития сплоченности учебной группы включала три раздела: подготовительный, практический и заключительный. С помощью системы методов, целенаправленно способствующих возникновению сходных мнений, ориентаций, установок по отношению к значимым событиям, эмоциональных отношений, действий и ценностей, подобранные упражнения направленно воздействовали… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И СПЛОЧЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Социальная идентификация как объект изучения
      • 1. 1. 1. Понятие социальной идентификации в отечественной и зарубежной психологии
      • 1. 1. 2. Социальная идентификация как показатель развития личности и группы
    • 1. 2. Факторы социальной идентификации в учебной группе
      • 1. 2. 1. Социальная идентификация в учебной группе
      • 1. 2. 2. Сплоченность группы как фактор социальной идентификации: основные подходы к изучению, диагностике и развитию
  • Выводы по Главе 1
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТА
    • 2. 1. Организация и структура исследования
    • 2. 2. Программа социально-психологического тренинга развития сплоченности в учебной группе
      • 2. 3. 0. боснование методов исследования
  • Выводы по Главе II

ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТА. 101 3.1. Результаты изучения социальной идентификации и сплоченности в учебных группах (констатирующий эксперимент).

3.2. Анализ изменений показателей сплоченности и социальной идентификации.

3.3. Исследование взаимосвязей социальной идентификации и сплоченности учебной группы.

3.4. Исследование взаимосвязи социальной идентификации и сплоченности в микрогруппах.

Выводы по Главе III.

Сплоченность учебной группы как фактор социальной идентификации студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы идентификации объективно обусловлена особым состоянием общества, характеризующегося высокой динамичностью происходящих в нем изменений, их значимостью, разрушением прежде устойчивых структур и одновременно освоением новых пространств видения человеком себя, мира и себя в мире.

Благодаря идентификации индивидов с группами, их нормами и правилами обеспечивается устойчивость поведения разных социальных страт, профессиональных групп, культурных объединений и отношений человека, его личностный и профессиональный рост, происходит более глубокое осмысление действительности, в которой он выступает социальным субъектом.

Изучение процесса идентификации открывает возможности для более эффективного воздействия на личность, предполагая овладение методиками изменения позиции индивида, и может оказать существенную помощь в преодолении нравственного эгоцентризма, возможности влияния через группу на негативные аспекты индивидуальной деятельности, повышении эффективности социального контроля, формирование способности становиться на позиции другого в межличностном общении.

Поэтому современное общество нуждается в индивидах с развитой способностью к социальной идентификации, особенно в сегодняшней ситуации размывания установок и норм, смены ценностей, распада прежних групп и образования новых. Особенное внимание должно привлекать становление социальной идентификации среди студенчества как социальной общности, наиболее активной в освоении социальной действительности, интенсивно социализирующейся как будущие профессионалы.

Проблема социальной идентификации не является новой. Это понятие, введенное в научный оборот З. Фрейдом, вначале исследовалось в зарубежной психологии представителями психоаналитического подхода, обращающих внимание на период младенчества и роль родителей в формировании идентификации (М.Кляйн, Р. Шпиц, А. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, П. Приз), бихевиоризма как копирование оптимальных форм поведения (А.Бандура, П. Бергер, Т. Лукман, М. Шериф), когнитивного подхода как определенных структур категоризации (Г.Тэшфел, Дж. Тернер, С. Московичи, Т. Шибутани).

В отечественной психологии идентификацию как механизм взаимовлияния индивида и социальной группы, уподобления, возникновения чувства общности и сплоченности группы исследовали Б. Ф. Поршнев, Б. Д. Парыгин, Н. Н. Обозов, В. С. Агеев, Г. М. Андреева. Идентификация исследовалась в аспекте развития личности (В.С.Мухина, В.В.Столяров), эмоционального (Н.Н.Авдеева, В.С.Собкин), нравственного (В.А.Братчиков), смыслового (Е.З.Басина, Ф.Р.Малюкова) регулятора поведения. Категории идентификации российского общества и сознания исследовались Г. В. Акоповым, В. А. Ядовым, Т. Г. Стефаненко, С. Г. Климовой, Т. З. Козловой, Е. Н. Даниловой.

В образовательной и профессиональной сфере идентификация изучается как многоуровневый и многоаспектный феномен с точки зрения профессиональной идентичности (Л.Б.Шнейдер, Э. Ф. Зеер, Э. Ибарра, В. П. Мохонько,.

A.А.Шатохин, Л. М. Митина, А.К.Маркова) и уровня идентификации (Л.Б.Шнейдер, Е.М.Петрова), соотношения личностной и социальной идентификации в различных системах образования (Ф.Р.Малюкова, О. С. Балыкина, Ю.В.Мокерова), с позиций нормативной и аффективной приверженности организации (С.А.Липатов, J. Lipponen).

Идентификация выступает как профессионально важное качество (А.А.Реан) студента как будущего специалиста (Л.В.Меньшикова, Н. М. Пейсахов, В.А.Якунин), способствует адаптации в группе, единству и целостности межличностных отношений (В.С.Агеев, Н. М. Пейсахов,.

B.И.Андреев). Ряд исследователей обращают внимание на идентификацию как социальный компонент развивающей образовательной среды (В.А.Ясвин,.

Л.В.Попова, Т. Н. Мартынова, Л. В. Меньшикова, М. С. Козлитин, В. С. Завьялова, В. В. Абрамов, Ю.А.Азаров).

Однако до настоящего времени недостаточно изучена структура и факторы процесса идентификации и их динамика в процессе становления, особенно в студенческой группе, в которой осуществляется социально-профессиональное становление молодого специалиста, формируются социально и профессионально важные качества, навыки работы в команде, сотрудничества, элементы руководства. Ощущение общности с группой развивает ответственность и стремление к взаимопомощи. Через приобщение себя к обществу, рассмотрение себя среди «других» происходит идентификация своих проблем с подобными проблемами других людей.

Несмотря на многочисленность исследований по изучению влияния различных факторов на процесс идентификации, недостаточно разработаны вопросы, связанные с обоснованием средств и способов формирования идентификации, приводящих к «формообразованию» студента как будущего специалиста, соответствующего содержанию и требованиям профессиональной деятельности. По мнению Г. М. Андреевой, одним из таких средств может выступать развитие сплоченности группы.

Анализ научной литературы по теме исследования позволил выявить существенное противоречие между существующей потребностью целенаправленного формирования способности у будущего специалиста к идентификации с другими людьми и недостаточной разработанностью средств формирования этой способности в социальной группе.

Стремление найти пути разрешения данного противоречия определило проблему исследования. В теоретическом плане это обоснование зависимости становления социальной идентификации студента в вузе от сплоченности студенческой группы. В практическом плане — определение средств развития сплоченности учебной группы как фактора социальной идентификации.

Объект исследования — социальная идентификация студента с его учебной группой и образом профессионала.

Предмет исследования — сплоченность учебной группы как фактор социальной идентификации студента.

Цель исследования — теоретическое и экспериментальное обоснование взаимосвязи сплоченности учебной группы и социальной идентификации студента в вузе.

Гипотеза исследования. Фактором социальной идентификации студента со своей учебной группой выступает сплоченность группы, становление которой возможно с помощью программы социально-психологического тренинга, направленного на: осознание индивидуальных особенностей своих и одно-группников (когнитивный аспект сплоченности) — повышение эмоциональной привлекательности группы (эмоциональный аспект сплоченности) — проявление вариантов сотрудничества, согласованности действий (поведенческий аспект) — поиск общих ценностей в группе, формирование атмосферы уважения мнений членов группы (ценностный аспект сплоченности).

Задачи исследования:

1. уточнить содержание понятия «сплоченность» учебной группы;

2. конкретизировать содержание понятия «социальная идентификация» студента с учебной группой и образом профессионала;

3. выявить критерии оценки и взаимосвязи развития сплоченности учебной группы на разных уровнях групповой структуры и социальной идентификации студента;

4. разработать и апробировать программу социально-психологического тренинга развития сплоченности учебной группы как фактора социальной идентификации студента.

Методологической основой исследования явились: концепция о различных структурных уровнях межличностных отношений и соответствующих им проявлений групповой сплоченности (Г.М.Андреева, А. И. Донцов, Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, В.В.Шпалинский) — положение о единстве социальных и психологических факторов в динамике групповых процессов (Г.М.Андреева, А. И. Донцов, Р. Л. Кричевский, Л. А. Петровская,.

A.А.Свенцицкий) — положение о ведущей роли совместной деятельности и общения в развитии группы как целостности (Б.Ф.Ломов, Н. Н. Обозов, И.П.Волков) — теория развития личности в контексте социальных отношений (В.М.Минияров, А. В. Петровский, А. Адлер, Э Эриксон) — теории «социального обучения» (Г.В.Акопов, М. В. Демиденко, А. Л. Журавлев, А. Г. Лидерс, Б. М. Мастеров, В. И. Панов, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, А. С. Чернышев,.

B.А.Ясвин, И.С.Якиманская) — работы о студенческой среде, группе, функциях и стадиях развития (Б.Г.Ананьев, М. И. Дьяченко, В. Т. Лисовский, Н. Н. Обозов, О.И.Перкова) — работы, посвященные изучению социальной идентификации как феномена (А.А.Бодалев, А. И. Донцов, Р. Л. Кричевский, Б. Д. Парыгин, Н. Н. Обозов, Б. Ф. Поршнев, В. АДцов, С. Московичи, З. Фрейд, К. Юнг, Э. Эриксон, П. Бергер, Т. Лукман) — работы, посвященные методологии социально-психологического тренинга (Л.А.Петровская, Н. И. Фрумина, Г. Н. Цукерман, Ж. Пиаже, К. Витакер, К. Левин, К. Рудестам, К. Фопель).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс методов, адекватных предмету исследования:

1. Теоретический анализ проблемы с использованием психологической, педагогической и философской литературы.

2. Организационный: метод «контрастных групп» для сопоставления уровня идентификации и критериев сплоченности контрольных и экспериментальных студенческих групп.

3. Эмпирические — а) тест социальной идентификации ТСИ-М (А.В. Булгаков) — б) методика семантического дифференциалав) анкета «Образ профессионала" — г) мини-анкета восприятия упражнений тренингад) непараметрический социометрический опрос с двойными критериямие) методика В. В. Шпалинского (степень ЦОЕ) — ж) опросник «Морфологический тест жизненных ценностей» (МТЖЦ) В. Ф. Сопов, Л.В. Карпушиназ) методика выделения микрогрупп с учетом коэффициента межличностной совместимости (А.В. Капцов, Н.Н. Обозов).

4. Экспериментальные: констатирующий и формирующий эксперимент.

5. Методы определения уровня достоверности и значимости полученных результатов: а) критерии Манна-Уитниб) угловое преобразование Фишерав) критерий Вилкоксонаг) метод ранговой корреляции Спирмена и Кендалла с расчетом поправочных коэффициентовд) кластерный анализ по методу одиночной связие) регрессионный анализ (линейная множественная регрессия). При обработке результатов использовался пакет программ SPSS 12.0 for Windows.

Научная новизна исследования:

— уточнено содержание понятия «сплоченность» учебной группы, которое трактуется как трехуровневое явление, на первом уровне проявляющееся во взаимности выборов одногруппников, основанных на эмоциональных отношенияхна втором уровне — в совпадении у членов группы ценностных ориентации, касающихся совместной учебной деятельности (ЦОЕ) — на третьем — в образовании мотивационного ядра группы как принятия общих, мировоззренческих ценностей более абстрактного уровня;

— конкретизировано содержание понятия «социальная идентификация» студента, выражающееся в способности отождествлять себя с одногруппника-ми по таким качествам, как интеллектуальные, эмоционально-волевые, моти-вационные, выражающие отношение к другим людям, к выполняемой работе и образу профессионала;

— выявлены критерии, позволяющие оценивать развитие сплоченности учебной группы как трехуровневого явления: на первом уровне — по увеличению взаимности выборов в ситуациях совместного выполнения учебных заданий и отдыха, когнитивного, эмоционального, поведенческого и ценностного аспектов сплоченностина втором — в повышении степени совпадений ценностных ориентаций, касающихся совместной деятельностина третьем — укрупнению мотивационного ядра группы как совпадений мировоззренческих ценностейстановление социальной идентификации оценивается по качественным и количественным изменениям состоявшихся идентификаций с членами учебной группы и образом профессионалавыявлены взаимосвязи показателей социальной идентификации и сплоченности группы;

— разработана и апробирована программа социально-психологического тренинга развития сплоченности студенческой группы. Программа включает такие разделы, как подготовительный (анализ и обоснование необходимости развития сплоченности учебной группы, сравнение эффективности различных форм занятий и взаимодействий педагога и обучающихся), практический (включающий четыре блока тренинга, направленных на снижение психологической напряженности, расширение перцептивного опыта, стимулирование активности участников, приобретения опыта группового взаимодействия, формирования отношения к образу профессионала) и заключительный (оценка результатов развития сплоченности группы, обобщение мнений участников программы).

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к решению проблемы использования групповых психологических механизмов (сплоченности и социальной идентификации) в вузе, расширяют научные представления о протекании идентификационных процессов в учебной группе вуза и средствах их становления через сплоченность группы, служат базисом для новых научных разработок, направленных на повышение качества подготовки будущих специалистов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на совершенствование образовательной деятельности с учетом развития сплоченности студенческой группы для увеличения эффективности групповых методов обучения, в определении средств, способствующих развитию сплоченности и социальной идентификации студента. Разработка и апробация программы развития сплоченности стали предпосылкой создания активной образовательной среды (социальный компонент обучения и воспитания), способствующей социализации студента как будущего специалиста и профессионала.

Организация и этапы исследования.

Исследование выполнено на базе Самарского государственного архитектурно-строительного университета и проводилось поэтапно.

Первый этап (1998;2004 гг). Изучен и проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по различным аспектам изучаемой проблемывыявлены основные направления в исследовании сплоченности студенческих групп и социальной идентификации студенчества. Сформулированы основные противоречия, определяющие необходимость использования социально-психологических механизмов учебной группы в теории и практике обучения в высшей школе. Проведенный анализ теоретических позиций, тематически близких к нашему исследованию, позволил определить проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и задачи исследования, выбрать методы исследования.

Второй этап (2004 — 2005 гг.). Подобран комплекс методик, позволяющих определить аспекты сплоченности студенческих групп на уровнях непосредственных эмоциональных контактов, совпадения ценностных ориентаций, касающихся совместной учебной деятельности и более абстрактного уровня, и уровень идентификации студента с его учебной группой. К исследованию было привлечено 27 учебных студенческих групп различных специальностей вузов г. Самара (587 человек).

Было проведено эмпирическое исследование в пяти студенческих группах 1 курса инженерных специальностей, участвовавших в программе развития сплоченности (рассматриваемых как экспериментальная группа, всего 128 человек, из них 42 девушки) и в пяти студенческих группах тех же специальностей, курса и вуза, не принимавших участие в программе развития сплоченности (рассматриваемых как контрольная группа, всего 120 человек, из них 40 девушек). С использованием методов качественного и количественного анализа полученных результатов проанализированы и обобщены полученные данные. Разработана программа социально-психологического тренинга развития сплоченности учебной группы, выступающей фактором становления социальной идентификации студента с его учебной группой и образом профессионала.

Третий этап (2005;2006 ггЛ В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с теоретическим анализом проблемы становления социальной идентификации посредством воплощения в образовательный процесс вуза психолого-педагогических средств развития сплоченности студенческой группы, проверялась и уточнялась гипотеза исследования. Был проведен анализ результативности экспериментальной работы. Систематизированы результаты, сформулированы выводы, подтверждающие ряд теоретических положений исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью методологии и её соответствием поставленной проблемеосуществлением исследования на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса средств исследования, адекватных цели и предмету исследованиястатистической проверкой значимости экспериментальных данныхвозможностью внедрения результатов исследования в практику учебной работы образовательных учреждений высшей школы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования отражены в статьях, тезисах докладов, опубликованных автором, а также обсуждались на Всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы в строительстве и архитектуре. Образование. Наука. Практика» (Самара, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные направления работы психологической службы в образовательной среде» (Балашов, 2005 г.), Всероссийской INTERNET-конференции (Тамбов, 2005 г.), Всеросийской научно-практической конференции «Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России» (Самара, 2005 г.), региональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы многоуровневого высшего профессионального образования» (Самара, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Мотивация в психологии управления» (Самара, 2006 г.), в докладах, сделанных на кафедре социально-гуманитарных наук СГАСУ (2002;2006 г), кафедры психологии СаГА (2004;2006 г) и кафедры психологии образования СГПУ (2006г.).

Материалы исследования внедрены в практику образовательного процесса Самарского государственного архитектурно-строительного университета, Самарской гуманитарной академии.

Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 07−06−26 604 а/В.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. Текст работы иллюстрирован схемами, таблицами, диаграммами.

Выводы по Главе III:

1. Диагностика на этапе констатирующего эксперимента показывает, что учебные группы можно охарактеризовать на уровне эмоциональных контактов как несплоченные, не референтные, с одинаково низким уровнем развития по степени совпадения ценностных ориентации (ЦОЕ) и положительным уровнем идентификации с образом профессионала. Ощущение принадлежности к группе, степень и уровень идентификации с одногруппниками низкая.

2. Однородность выборки исследования подтверждается отсутствием значимых различий групп, проведенный далее корреляционный анализ показал наличие значимых взаимосвязей интенсивности идентификации с мерой и величиной сплоченности, межличностной совместимостью и расслоением группы. Регрессионный анализ выявил первичность сплоченности по отношению к идентификации, причем увеличение совместимости и снижение расслоения группы способствует увеличению идентификации. Установленные зависимости служат обоснованием для разработки программы социально-психологического тренинга развития сплоченности, эффективная реализация которого в экспериментальных группах позволит изучить особенности целенаправленного становления сплоченности и социальной идентификации по сравнению со спонтанным характером становления в контрольных группах.

3. Для спонтанного становления сплоченности и идентификации в учебной группе вуза характерны такие особенности, как сохраняющаяся низкая сплоченность на уровне эмоциональных контактов и разобщенность ценност-но-ориентационного пространства группы в отношении совместной учебной деятельности, также не изменяется и остается на низком уровне степень и интенсивность идентификации, ощущение принадлежности к своей учебной группе. Была и остается разобщенность взглядов, установок, касающихся мировоззренческих ценностей, присутствуют множественные группировки.

4. В экспериментальных группах, участвовавших в программе развития сплоченности учебной группы на уровне эмоциональных контактов увеличиваются коэффициенты сплоченности, референтности и межличностной совместимости, коэффициент расслоения группы, т. е. учебная группа становится более сплоченной и однородной по составу. Наблюдается рост степени совпадений ценностных ориентации, касающихся совместной учебной деятельности и более абстрактного порядка, из существующих группировок возникают тесно связанные образования — мотивационные ядра, состав которых совпадает с выделенными нами микрогруппами на основании положительного статуса и коэффициента межличностной совместимости на 60−80%. Повышается степень, уровень идентификации и ощущение принадлежности к учебной группе, отмечается рост интенсивности идентификации.

5. В выделенных микрогруппах первоначальная степень совпадения ценностных ориентации относительно совместной учебной деятельности выше, чем в целом в группе, но находится на низком уровне (0,3 — 0,5). Повторная диагностика показывает отсутствие значимых изменений в ЦОЕ микрогрупп контрольных групп, отношение в них к образу профессионала и будущей профессиональной деятельности остается прежним либо ухудшается. В микрогруппах экспериментальных групп отмечается увеличение степени совпадений ценностных ориентации, более позитивное отношение к будущей профессии и образу профессионала. Число отклоненных членов в экспериментальных группах изменилось с 75% до 10% по сравнению с контрольными группами, где по число отклонений возросло 75−95%.

Итак, нами зафиксированы изменения в структуре групп и микрогруппах по критериям и аспектам сплоченности и показателям идентификации студента с его учебной группой и образом профессионала, различные для контрольных групп (спонтанное) и экспериментальных (целенаправленное становление процессов социальной идентификации через сплоченность).

Таким образом, особенности развития и характер протекания (спонтанный или формируемый) сплоченности как фактора сопровождаются особенностями становления анализируемых показателей социальной идентификации студента в учебной группе вуза.

Гипотезу исследования можно считать доказанной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальная идентификация представляет собой процесс отождествления индивидом себя с образцом, эталоном представителя тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид. Идентифицирующее Я должно иметь реальный или воображаемый эталон, предлагаемый извне, или установленный им самим. Это могут быть отдельные индивиды, социальная группа, профессиональный идеал, идеологические убеждения и др.

Анализ литературы по теме исследования показал, что идентификация может пониматься как механизм категоризации, формирования самосознания и смысловой сферы личности, в качестве эмоционального, нравственного и поведенческого регулятора личности, может сопровождать развитие личности и группы или тормозить его. Идентификация служит важным механизмом межличностного общения, познания и взаимодействия людей, обеспечивая устойчивость поведения человека в социальных группах, и поэтому имеет большое значение для теории и практики высшей школы как института социализации студента — будущего специалиста и профессионала.

Однако, несмотря на многочисленность теоретических подходов и эмпирических исследований идентификации, остается противоречие между потребностью общества в индивидах с высокой степенью социальной идентификации и недостаточной разработанностью средств её становления.

Теоретический анализ научных подходов к изучению и формированию социальной идентификации в учебной группе вуза позволил конкретизировать содержание этого понятия, выражающееся в способности отождествлять себя с одногруппниками по таким качествам, как интеллектуальные, эмоционально-волевые, мотивационные, выражающие отношение к другим людям, к выполняемой работе и образу профессионала, а также выявить ряд факторов, влияющих на особенности протекания этого процесса, среди которых важное место занимает сплоченность группы.

Выявленные теоретические положения позволили выдвинуть гипотезу о том, что особенности развития сплоченности влияют на становление социальной идентификации студента с учебной группой и образом профессионала.

Сплоченность группы нами трактуется как трехуровневое явление, на первом уровне проявляющееся во взаимности выборов одногруппников, основанных на эмоциональных отношенияхна втором — в совпадении у членов группы ценностных ориентаций относительно совместной учебной деятельностина третьем — образование мотивационного ядра как принятии общих, мировоззренческих ценностей более абстрактного уровня. Под развитием сплоченности мы понимаем развитие внутригрупповых связей на данных уровнях.

Изучаемые социально-психологические явления рассматриваются нами в их спонтанном проявлении и целенаправленно формируемом.

Поэтому в экспериментальном исследовании проводился констатирующий эксперимент (определялись фактическое состояние и взаимосвязи сплоченности и социальной идентификации в учебной группе вуза) и формирующий, который заключался в разработке и реализации программы социально-психологического тренинга развития сплоченности. Доказанная эффективность программы (сплоченность вследствие целенаправленных воздействий отличается от спонтанного изменения), выявленные различия и изучение взаимосвязей в группе и микрогруппах по методу контрольных групп позволят получить расширить и обогатить научные представления о развитии сплоченности как фактора социальной идентификации студента с его учебной группой (возрастет количество состоявшихся идентификаций с одногруппниками) и образом профессионала (более четкое представление о выбранной профессии, удовольствие от сравнения с профессионалами, брать с них пример).

В соответствии с целями и задачами исследования нами был сформирован комплекс психодиагностических средств, позволяющих определять сплоченность учебной группы (непараметрический социометрический опрос с двойными критериями на уровне эмоциональных контактов, методики В. В. Шпалинского для изучения степени совпадения ценностных ориентаций в совместной учебной деятельности и опросника МТЖЦ (J1.B. Карпушина, В.Ф. Сопов) с последующей кластеризацией результатов для изучения совпадения ценностей более абстрактного уровня), идентификации с одногруппниками (тест ТСИ А. В. Булгакова на основе репертуарной решетки) и образом профессионала с помощью анкеты.

К исследованию были привлечены 10 студенческих групп первокурсников инженерных специальностей Самарского государственного архитектурно-строительного университета, сравнимых между собой по численному / тендерному составу, уровню социального положения, месту проживания, обучающиеся по одинаковой учебной программе. Однородность выборки подтверждается отсутствием статистически достоверных различий по значимым для исследования показателям. Первый диагностический срез проводился через месяц после начала обучения в вузе, что обусловлено применением социометрического опроса.

На этапе констатирующего эксперимента все исследуемые группы можно охарактеризовать на уровне эмоциональных контактов как несплоченные, не референтные, с низком уровнем совпадения ценностных ориентации, касающихся совместной учебной деятельности. Наибольшая сплоченность и ре-ферентность, наименьшее расслоение отмечается в ситуации совместного отдыхаПри этом ценностно-ориентационное пространство групп сопоставимо (нет различий — критерий Манна-Уитни Шмп = 6,0 при икр < 1): успех совместной деятельности большинство связывают с положительным отношением к учебе и к своим товарищам и такими качествами, как целеустремленность, общительность, чувство юмора, коллективизм. Менее всего оказались важными качества, характеризующие знания и отношение к себе как субъекту учебного процесса (начитанность, принципиальность и скромность).

Во всех исследуемых группах степень, уровень идентификации с одногруппниками, ощущение принадлежности к группе имеют низкие значения. Идентификация с образом профессионала — на невысоком уровне.

Проведенный корреляционный анализ (ранговая корреляция по Спирме-ну) выявил взаимосвязи интенсивности идентификации с мерой и величиной сплоченности, межличностной совместимостью и расслоением группы, а также степенью совпадения ценностных ориентаций относительно совместной учебной деятельности. Регрессионный анализ (линейная множественная регрессия) показал первичность сплоченности по отношению к идентификации и наибольшее влияние коэффициентов межличностной совместимости и расслоения группы: увеличение совместимости и снижение расслоения группы способствует увеличению идентификации.

Выявленные закономерности послужили обоснованием для разработки программы социально-психологического тренинга развития сплоченности и делают возможным изучение сплоченности как фактора социальной идентификации во всех вариантах проявления характера её становления — спонтанного и целенаправленно формируемого.

Активизация механизма межличностных отношений в процессе реализации программы тренинга развития сплоченности, по нашей гипотезе, изменит структуру группы на всех её уровнях, что приведет к увеличению эмоциональных контактов, совпадению ценностных ориентаций процесса совместной учебной деятельности и более абстрактного уровня, к росту идентификации студента с его учебной группой и более позитивному отношению к образу профессионала по выбранной специальности.

Для проверки гипотезы исследуемые на этапе констатирующего эксперимента группы были случайным образом разбиты на экспериментальные, участвующие в программе социально-психологического тренинга развития сплоченности (5 учебных групп общей численностью 128 человек, из них 42 девушки) и контрольные, не принимавших участие в тренинге (5 учебных групп, всего 120 человек, из них 40 девушек). Апробация программы тренинга развития сплоченности учебной группы проводилась в рамках учебного процесса с реальными учебными группами и включала четыре блока по 4 часа.

Программа социально-психологического тренинга развития сплоченности учебной группы включала три раздела: подготовительный, практический и заключительный. С помощью системы методов, целенаправленно способствующих возникновению сходных мнений, ориентаций, установок по отношению к значимым событиям, эмоциональных отношений, действий и ценностей, подобранные упражнения направленно воздействовали на когнитивный, эмоциональный, ценностный, поведенческий аспекты сплоченности, включавших в себя устранение дефицита информации об участниках тренинга и проявление индивидуальности каждого члена группы, снятие эмоционального напряжения, развитие сопереживания и эмоционально положительных отношений, согласованности действий участников в решении групповых задач, стимулирование возникновения общегрупповых ценностей, согласование позиций по важным для группы вопросам.

Для оценки изменений под влиянием экспериментального воздействия и различий между контрольными и экспериментальными группами применялись математико-статистические критерии Манна-Уитни, Вилкоксона, критерий знаков, многофункциональный критерий Фишера, рассчитывались коэффициенты ранговой корреляции Спирмена и Кендалла, проводился кластерный анализ результатов опросника МТЖЦ по методу одиночной связи, корреляционный и регрессионный анализ с использованием компьютерного статистического пакета SPSS for Windows версия 12.0.

Повторная диагностика и сравнение с первоначальными значениями показало, что в контрольных группах со спонтанно становящейся сплоченностью и идентификацией в показателях сплоченности на первом уровне — эмоциональных контактов изменения хаотичны и в основном имеют тенденцию к снижению, особенно референтность и межличностная совместимостьбольшинство коэффициентов не изменяются (критерий ф*эмп<1,4 при ф*кр >1,56) — на втором структурном уровне (степени ЦОЕ) вырос выбор качеств, отражающих отношение к себе (критерий Вилкоксона W3Mn <3 при WKp=5 для р <0,05). Группы по-прежнему остаются на низком уровне развития, для них характерна разобщенность ценностно-ориентационного пространства.

Изменения в экспериментальных группах с целенаправленно развиваемой сплоченностью охарактеризуем на первом уровне, как множественные и разнообразные (из 49 вычисленных в каждой группе коэффициентов сплоченности значимо изменились от 31 до 39% по сравнению с контрольными, в которых изменения произошли от 6 до 16%) — имеющие тенденцию к увеличению (100% по сравнению с 4% в контрольных группах). Во всех группах возросла степень и мера сплоченности по эмоциональному компоненту, т. е. в группах стали больше доверять друг другу, возросли коэффициенты социометрической сплоченности, референтности и межличностной совместимости в ситуации совместного отдыха, а в 4 из 5 экспериментальных групп — в ситуации совместной учебы. В 96% случаях возрос коэффициент расслоения группы, т. е. учебная группа стала намного более однородной;

На втором структурном уровне в экспериментальных группах в степени ЦОЕ за счет снижения количества выбора качеств, отражающих отношение к одногруппникам, увеличился выбор качеств, в целом характеризующих учебную деятельность, наблюдается резкое увеличение (почти в два раза) степени ЦОЕ, группы приближаются к высокому уровню развития, ценностно-ориентационное пространство более однородно (критерий Вилкоксона Уэмп<2,5 при WKp=5 для р <0.05).

Обобщенные результаты исследования приводятся в Приложении 12.

Анализ изменений на третьем структурном уровне в результате проведенного кластерного анализа по методу одиночной связи наглядно представлен изменениями мотивационного ядра исследуемых групп. В контрольных группах была и остается разобщенность взглядов, установок, касающихся мировоззренческих ценностей, присутствуют множественные группировки. В экспериментальных группах развитие сплоченности сопровождается тем, что из существующих группировок возникают тесно связанные образования — мотивационные ядра, при этом их состав совпадает с выделенными нами микрогруппами по социометрическом опросу на основании положительного статуса и коэффициента межличностной совместимости на 60−80%.

Характеризуя изменения показателей идентификации скажем, что во всех контрольных группах не выявлено различий и изменений, степень и уровень идентификации (критерий Вилкоксона W3Mn > 8 при Wkp <5 для р<0,05) по-прежнему, очень малы, так же как и ощущение принадлежности к группе. Исключение составляет возросшая степень единства групповых семантических представлений по критерию «дружелюбный-неприветливый» (критерий Вилкоксона W3Mn <4,5 при Wkp <5 для р<0,05).

В экспериментальных группах развитие сплоченности сопровождается повышением уровня, интенсивности идентификации и ощущения принадлежности к группе, возрос индекс семантического единства по критерию друже- • любия (критерий Вилкоксона W3Mn<4.

Для изучения изменений в структуре группы использовалась методика выделения микрогрупп с учетом положительного статуса и коэффициента межличностной совместимости по социометрическому опросу (А.В.Капцов, Н.Н. Обозов). На этапе констатирующего эксперимента в выделенных микрогруппах степень совпадения ценностных ориентаций в совместной учебной деятельности выше, чем в группе, но также на низком уровне (0,3−0,5).

Повторное измерение ЦОЕ показывает на отсутствие значимых изменений при спонтанном развитии сплоченности в контрольных группах, а в экспериментальных целенаправленное развитие их сплоченности увеличение степени ЦОЕ выводит группы на более высокий уровень развития (более 0,5). Эти изменения сопровождаются увеличением однородности ценностно-ориентационного пространства представлений об одногруппниках, особенностях их поведения, способностях сопереживания, сходстве взглядов, мнений.

В микрогруппах контрольных групп сохраняется тенденция либо к отсутствию изменений (таких большинство), либо к менее благожелательному отношению к образу профессионала и будущей профессиональной деятельности. В микрогруппах экспериментальных группах также прослеживается общегрупповая тенденция к более положительному отношению к будущей профессии и образу профессионала. Число отклоненных членов изменилось с 75% до 10% по некоторым компонентам по сравнению с контрольными группами, где по этим компонентам число отклонений 75−95%.

Итак, нами зафиксированы изменения в структуре групп и микрогруппах по критериям и аспектам сплоченности и показателям идентификации студента с его учебной группой и образом профессионала, различные для контрольных групп (спонтанное) и экспериментальных (целенаправленное развитие сплоченности и социальной идентификации).

Таким образом, особенности развития и характер протекания (спонтанный или формируемый) сплоченности как фактора влияют на становление социальной идентификации студента в учебной группе вуза.

Гипотезу исследования можно считать доказанной.

Полученные данные имеют большое значение для понимания социально-психологических процессов, протекающих в учебной группе вуза. Высокая неустойчивость в экспериментальных группах дает больше шансов любому из членов группы проявить такие черты, которые бы были признаны одногруппниками, опираясь на которые он сам, куратор или преподаватели могут не только улучшить положение в системе учебных и личных взаимоотношений в группе, но и способствовать самореализации и более яркому проявлению индивидуальности студента в учебно-воспитательном процессе и досуговых ситуациях студенческой жизни. И несмотря на то, что рядом ученых группа признается самоорганизующейся системой (В.АЛкунин, В.А.Ясвин), необходимо признать, что необходим небольшой толчок для оптимизации групповых процессов, например, тренинги развития сплоченности учебной группы.

Изменение интенсивности идентификации на уровне микрогрупп значимо выше, чем в целом в группе. Это ещё раз подтверждает мнение А. А. Реана и.

Я.Л.Коломинского о выделении микрогрупп в любой реальной группе, в которых все групповые процессы проходят намного интенсивнее.

Нельзя недооценить полученный результат для педагогического процесса в вузе: можно сказать, что преподаватели и кураторы должны быть не только профессионалами своего дела как педагоги, но и наблюдать за складывающейся структурой группы, микрогруппами, ориентироваться на них, а при необходимости и корректировать их. Особенно эта ситуация важна для технического вуза, где большинство профессорско-преподавательского состава кафедр вуза не являются выпускниками педагогических вузов, поэтому важно организовать повышение квалификации в первую очередь именно в психолого-педагогической области знаний, умений, навыков.

Полученные результаты могут быть использованы в практике психологической службы в вузе для улучшения учебно-воспитательной работы, активизации личностного и профессионального потенциала будущих специалистов. Они позволят осуществить более широкий подход к решению проблем совершенствования качества подготовки выпускников высшей школы.

Исследование вносит существенный вклад в разработку проблемы становления социальной идентификации в вузе. Однако полученные результаты и выводы не претендуют на полное освещение всех аспектов этой сложной проблемы. Вне поля рассмотрения нашей работы остались личностные особенности студентов исследуемых групп. Перспективно исследование идентификации студента с другими референтными социальными группами, установление места студенческой учебной группы среди них, осуществление программы развития сплоченности в учебных группах среднего профессионального образования, со студентами более старших курсов, гуманитарных специальностей. Имеет ценность изучение фактора приверженности как элемента корпоративной культуры организации и ресурса повышения эффективности сотрудников в любых профессиональных группах, в том числе и сотрудников вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком / Н. Н. Авдеева //Теоретические и прикладные проблемы психического познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. -С.6
  2. , B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев.- М.: Изд-во МГУ, 1990. 239 с.
  3. , B.C. Перцептивные процесы межгруппового взаимодействия / B.C. Агеев, Г. М. Андреева, Ю. М. Жуков II Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 294 с.
  4. Ю.А. Студент: возможности личностного роста / Ю. А. Азаров II Высшее образование в России. 2002, № 1. — С.54
  5. , Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов //. М.: Флинта, 2000. — 296 с. — С. 3
  6. , Н.М., Колодан, Д.Г. Среда обучения компонент образовательной среды / Н. М. Александрова, Д. Г. Колодан II Мир психологии. — 2005, № 1. — С. 214.
  7. Анастази, А, Урбина, С. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. Спб.: Питер, 2002. — 688 с. — С. 501
  8. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  9. , Г. М. Образ мира в структуре социального познания /Г.М. Андреева II Мир психологии. 2003, № 4. — С. 32−37
  10. , Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для психологических и педагогических специальностей вузов / Г. М. Андреева. -М.: Аспект-Пресс, 2000. -287 с. С. 184
  11. , Г. М. Социальная психология в современном мире / Г. М. Андреева // Сб. статей / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова М.: Аспект-Пресс, 2002.-332 с.-С. 51
  12. , Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г. М Андреева. М.: Аспект-Пресс, 1996. — С.206
  13. , М.С. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности: факторы групповой идентификации и межличностного восприятия: Дисс.канд. психол. наук. / М. С. Андрианов. М, 1996.-203 с.
  14. , Н.С. Об определении и типах идентичности / Н. С. Аринушкина II Мир психологии. 2004, № 2. — С. 48 — 53.
  15. , Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева / Основы психологии субъективной семантики // Под ред. И.Б. Ха-ниной. М.: Наука- Смысл, 1999.- 350 с. С. 156
  16. , З.А. Студент в академической группе / З. А. Ахметова II Материалы Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». М.: «Смысл», 2004. — 448 с. — С. 15.
  17. , С.А., Львов, В.М., Наумов, В.В., Оганян, К. М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: учебник для вузов / С. А. Багрецов. Спб.: Издательство «Лань», 1999.- 640 с.
  18. , О.С. Особенности социальной и личностной идентификации в юношеском возрасте: в условиях вариативной системы образования. Дисс.канд. психол. наук / О. С. Балыкина. Курск, 2004. — 128 с.
  19. , В.В., Зеленова, М.Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения / В. В. Барабанова И Психологическая наука и образование. 2002, № 2. — С. 28−41
  20. , Т.С. Теоретические модели социальной идентификации / Т. С. Баранова I Социальная идентификация личности //под ред. Дцова В. А. М.: Институт социологии РАН, 1993. — С. 39
  21. , Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: дисс.канд. психол. наук / Е. З. Басина. М, 1985 — 194 с.
  22. , Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений / Н. В. Бахарева II Человек и общество. JL, Изд-во ЛГУ, 1975. — 185 с.
  23. , А.В. Системная целостность Человек-книга как составляющая социально-психологической идентификации индивида в условиях книжной цивилизации I А.В. Бездидько //Мир психологии. 2004, № 2. — С. 87
  24. , Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности / Е. П. Белинская // Трансформация идентификационных структур в современной России / Сб. статей / Под ред Т.Г. Стефанен-ко. М.: МОНФ, 2001. — 217 с.
  25. , П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / 77. Бергер, Т.Лукман. М.: Моск. Филос. фонд и др., 1995.-322 с.
  26. , А.А. О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взрослости / А. А. Бодалев II Мир психологии. 2004, № 2. — С.94
  27. , В.А. Социальная идентификация курсантов вузов МВД России: дисс.канд. социол. наук /В.А. Братчиков. Саратов, 2003. — 186 с.
  28. , В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры / В. Ю. Большаков. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. — 380 с.
  29. , С.А. Об одном способе измерения плотности группы / С.А. Бу-дасси / К вопросу о диагностике личности в группе. М.: МГУ, 1973. — 180 с.
  30. , А.В. Проективная методика изучения социальной идентификации в малой группе: модернизированный тест социальной идентификации: методическое пособие / А. В. Булгаков. М.: Объединенная редакция МВД России, 2001.-56 с.
  31. , Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук. Спб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  32. , А.А. Противоречия образования и культуры / А. А. Вербицкий I Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы Первой международной научно-практической конференции 16−18 декабря 2004, Москва. -М.: Смысл, 2004. 448 с. — С. 17
  33. , B.JI. Управление сплочением академических групп (педагогический аспект): дисс.канд. пед. наук / В. Л. Виноградов. Казань, КГПУ, 1996.-182 с.
  34. , И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях / И. П. Волков. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 88 с.
  35. , Л.С. Детская психология /Л.С. Выготский II Собр.соч.: в 6 т. -М.: Педагогика, 1984. т.4. — С. 258
  36. , Е.Н., Ядов, В.А. Контуры социально-групповых идентификаций в современном российском обществе / Е. Н. Данилова, В. А. Ядов I Социальная идентификация личности // Под ред. Ядова В. А. М.: Институт социологии РАН, 1993 г. — С. 124
  37. , А.Я., Мирская, М.И. Социология труда / А. Я. Дикарева, М. И. Мирская. М.: Высшая школа, 1989. — С. 213
  38. , А.И. Проблемы групповой сплоченности / А. И. Донцов. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 128 с.
  39. , А.И. Психологическое единство коллектива / А. И. Донцов. М.: МГУ, 1982.- 156 с.
  40. , А.И. Психология коллектива / А. И. Донцов. -М.:МГУ, 1984.-208с.
  41. , Ю.Е. Роль сплоченности малых групп в функционировании первичного производственного коллектива: дисс.канд. психол. наук / Ю. Е. Дуберман. М.: МГУ, 1973. — 180 с.
  42. , Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: дисс.канд. психол. наук /Е.М. Дубовская. М., 1984. — 195 с.
  43. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.- 167 с. — С. 17
  44. , Н.П. Сила живого слова: беседы о психологии лекторской деятельности /Н.П. Ерастов. Ярославль, Верх.-Волжск. кн. изд-во, 1979. — С. 91
  45. , B.C. Педагогическое влияние на психологический климат студенческой группы: дисс.канд. психол. наук / В. С. Завьялова. Пермь, 1985. -195 с.
  46. , С.Ф., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С. М. Игра и учение / С.Ф. Зань-ко, Ю. С Тюников, С. М. Тюнникова / Теория, практика и перспективы игрового общения. Часть 1. М., 1992. — С. 6.
  47. , В.И. Межличностное общение в коллективе: дисс.канд. психол. наук / В. И. Зацепин. Л, ЛГУ, 1970. — С. 122.
  48. , Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э Сыманюк. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 240 с.
  49. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2003.-384 с.
  50. , Э. Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру / Э. Ибарра. СПб., Стокгольмская школа экономики, 2005. — 136 с.
  51. Игры обучение, тренинг, досуг / В. В. Петрусинский / Под.ред. В.В. Пет-русинского. — М.: ГЦ «ЭНРОФ», 1995. — 86 с.
  52. Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Л. Кроль, Е. Пур-това. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 464 с.
  53. , А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А. В. Кириченко II Науч. ред А. А. Деркач. М.: Тесей, 2003. — 224 с. — С. 27
  54. , Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебник для вузов / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. — 509 с.
  55. , И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности / И. А. Климов / Трансформация идентификационных структур в современной России // Сб. статей / Под ред Т. Г. Стефаненко. М.: МОНФ, 2001. -217с.
  56. , С.Г. Возможности методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации / С. Г. Климова / Социальная идентификация личности // Под ред. Ядова В. А. М.: Институт социологии РАН, 1993. -С. 37
  57. . Г. А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы / Г. А. Ковалев. М.: Педагогика, 1996. — 207 с.
  58. , Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия /Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. — 1987, № 3. — С. 42
  59. , М.С. Факторы формирования профессиональной идентификации студентов / М. С. Козлитин II Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону» Ставрополь, СевКавГТУ, 2004. — 136 с.
  60. , Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов / Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997. 144 с.
  61. . Т.З. Об особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности / Т. З. Козлова / Социальная идентификация личности // Под ред. Ядова В. А. М.: Институт социологии РАН, 1993. — С. 107.
  62. , Д. В. Антиномии природы человека и психология различия (к проблеме идентификации и идентичности I Д. В. Колесов // Мир психологии. -2004, № 3.-С. 9−19.
  63. , Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие/ Я. Л. Коломинский. МН.: Тет-раСистемс, 2001.-С. 141
  64. , Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности IЯ.Л.Коломинский. Минск, 1976, — 350 с.
  65. , З.Ф. Профессиональное сознание студентов как фактор самоопределения в карьере 13.Ф. Кондрашева П Известия СНЦ РАН
  66. Спец.выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион). 2002, № 3. — С. 287−295
  67. , В.Т. Общая психотерапия: учебник для вузов / В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской. Минск: Наука и техника, 1993, С. 383
  68. , JJ.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере IJI.A. Коростылева. Спб.: Речь, 2005. — 222 с.
  69. , P.JI. Идентификация со сверстниками как одна из характеристик межличностного общения в юношеских коллективах / P.JI. Кричевский // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978. — С. 102−104.
  70. , P.JI. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов по специальности «Психология» / P.JI. Кричевский. М.: Аспект-Пресс, 2001.-318 с.-С. 146
  71. , P.JI. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / P.JI. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 205 с.
  72. , P.JI. О функции и механизме идентификации во внутригруп-повом межличностном общении / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская И Психология межличностного познания. -М.: МГУ, 1981. С. 92 — 122.
  73. , Е.С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. Л.: ЛГУ, 1967.-173 с.
  74. , А.С. Социалистический производственный коллектив и способы его сплочения : Дисс.канд. психол. наук / А. С. Леонавичус. М., МГУ, 1970.-С. 10
  75. , А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высш. учеб завед / А. Г. Лидере. М.:Издательский центр «Академия», 2001. -256 с.
  76. , С.А. Проблема организационной приверженности и идентификации с точки зрения социальной психологии / С. А. Липатов II Мир психологии. № 2. — 2004. — С. 144
  77. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов//Рос. Акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1999.-349 с.
  78. , А.И. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.И. Лутош-кин. М., Педагогика, 1988. — 125 с
  79. , А.С. Педагогические сочинения / А. С. Макаренко. т.5. — М.: Педагогика, 1983. — С. 139
  80. , Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности. Дисс.канд.психол.наук /Ю.В. Макаренко. -Спб, РГПУ, 1998.-С. 35−36
  81. , Ф.Р. Социальная идентификация как механизм становления самосознания. Дисс.канд. психол. наук / Ф. Р. Малюкова, — Спб, 2002. 201 с
  82. , Т.Н. Психолого-педагогическая поддержка становления и развития личности студента в деятельности психологической службы вуза. Дисс.канд. психол. наук / Т. Н. Мартынова. Кемерово, КГУ, 1999. — 158 с
  83. Меньшикова, Л. В, Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе. Дисс. доктора психол. наук / Л. В. Меньшикова. -Новосибирск, НГПУ, 1998.-370 с.
  84. , В.М. Педагогическая психология: Учебно-методическое пособие / В. М. Минияров //4.1. Психология воспитания. Самара. Изд-во СамГПУ, 2003.-С. 45−47
  85. , Ю.В. Учебная активность современного студенчества / Ю. В. Мокерова, О. А. Довлетова, О. Н. Золотарева, М. Е. Базунова II «Молодёжь в информационном пространстве». Материалы Международной конференции студентов Ломоносов- 2001, ч.1. М., 2001 г
  86. , B.C. Возрастная психология /В.С. Мухина. М.: Академия, 1998. -160с.-С58−97
  87. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных I А. Д. Наследов. Спб.: Речь, 2004. — 392с.
  88. , ЮЛ. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и её социологическое измерение / Ю. Л. Неймер II Социологические исследования. 1975.-№ 2. — С. 160−162
  89. , Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива / Р. С. Неймер. М., 1982
  90. , Н.Н. Духовно-практическая природа идеала личности. Авто-реф. дис.канд. филос. наук/Н.Н. Никитина-Екатеринбург, УГУ, 1992. -20с
  91. , И.Н. Руководство по психодиагностике / И. Н. Ноос.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.- 688 е., С. 400−405
  92. , Н.Н. Психологическое исследование и консультирование / Н. Н. Обозов. Спб.: АППиМ, 1998. — 214 с.
  93. , Н.Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. Киев: «Лыбидь», 1990. — 192 с.
  94. , БД. Основы социально-психологической теории / БД. Парыгин. -М.: Мысль, 1971.-351 с.
  95. , БД. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / БД. Парыгин. Спб.: ИГУП, 1999
  96. . В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании / В. Э. Пахальян //Методология и организация. Часть 1. М.: ПЕР СЭ, 2003.-96с.-С. 54
  97. Педагогика: Учебное пособие/ИИ. Пидкасистый //Под пед. П.И. Пидка-систого. М.: Педагогическое общество России, 1998.- 350 с.
  98. , Е.М., Молчанова, Н.В. Влияние личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами / Е. М. Петрова, Н. В. Молчанова // Мир психологии. 2004, № 2. — С. 167−175
  99. , А.В., Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.:Педагогика, 1982. — 363 с.
  100. , В.А. Феномены субъектности в развитии личности / В. А. Петровский. Самара, Ин-т «Открытое общество», 1997. — 102 с.
  101. , Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности / Ю. П. Платонов. Спб: Наука, 1992. 128 с.
  102. , Л.В. Становление и развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии: Дисс.канд. психол. наук / Л. В. Попова. М, МГУ, 1985. — 166 с.
  103. , Л.Т., Чикер, В.А. Индустриальная социальная психология / Л. Т. Почебут, В. А. Чикер. Спб.: СпбГУ, 1997. — С. 68−69
  104. Прикладная психология в высшей школе: Коллективная монография / Н. М. Пейсахов // Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань.: Изд-во Казанского университета, 1979. — 270 с. — С. 112
  105. Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли.- М.: Педагогика, 1973.
  106. , А. С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков //2-е изд., дополн и перераб. М: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. -640 с.
  107. , А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. -192 с
  108. Психогимнастика в тренинге/ Н. Ю. Хрящева // Под ред. Н. Ю. Хрящевой. -СПб.: Речь, Институт тренинга, 2004. 256 с.
  109. Психологическая теория коллектива /А.В.Петровский //Под ред А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-315 с
  110. Психологический словарь / В.П.Зипченко// Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  111. Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования: монография / Е. А. Геник, А. В. Капцое, Л. В. Карпуишна, В. И. Кичигин, Е. И. Колесникова, О. А. Чаденкова. Самара: СамГАСА, 2003. — 316 с
  112. , В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев.-М.:Аспект Пресс, 2002. 285 с.
  113. , А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я.Л. Коломинский-Спб.: Питер, 1999. 416 е., С. 17
  114. Робер, М.-А., Тильман, Ф. Психология индивида и группы / М. А. Роббер, Ф. Тильман // пер. с фр. Е. В. Машковой, Е. А. Соколова. М.: Прогресс, 1988.256 е., С. 110
  115. , Н.Е., Леньков СЛ. Статистические методы в психологии: учебное пособие / Н. Е. Рубцова, С. Л. Леньков. М.: УМК «Психология», 2005. -384 с.
  116. , К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. СПб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.
  117. , Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии / Е. В. Сидоренко. Спб., Речь, 1992. — 197 с.
  118. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. Спб.: Социально-психологический центр, 1996. — 347 с.
  119. , B.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации / B.C. Собкин II Теоретические и прикладные проблемы психического познания людьми друг друга. Краснодар, КГУ, 1975. — С.55
  120. , В.Ф., Карпушина, JI.B. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению / В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина //Методическое пособие. Самара: Изд-во СаГА, 2001.- 46 с
  121. Обозов, Н. Н Как назвать наши отношения / Н. Н. Обозов. Изд-во МАПН, СПб, 1993.-50 с.
  122. Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: научно-методическое пособие / Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский, В. В. Семикин.- Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.- 158 с.
  123. Социальная идентификация личности / В. А. Ядов II Годичный отчет по разделу подпрограммы «Человек в кризисном обществе» / Под ред. В.А. Ядо-ва. М.: Институт социологии РАН, 1993. — С. 15
  124. Социально-психологические проблемы учебно-воспитательного коллектива / И. П. Просецкий II Под ред. И. В. Майорова, И. П. Просецкого. Воронеж, 1970.- 170 с.-С. 16
  125. Социометрическая методика диагностики межличностных отношений в группах учащихся / серия «Повышение квалификации работников начального профессионального образования». Вып. 2.- Самара: Изд-во СИПКРО, 2000. -59 с.
  126. , Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках / Т. Г. Стефаненко // Трансформация идентификационных структур в современной России / Сб. статей / Под ред. Т. Г. Стефаненко. М.: МОНФ, 2001.-217 с.
  127. , В.В. Социальная идентификация личности в условиях стабильного и нестабильного общества: Автореф. дисс.канд.филос. наук / В. В. Столяров. Волгоград, 1999.-26 с.
  128. , И.В. Устойчивость и динамика дружбы школьников-подростков / И. В. Страхов II Социально-психологические проблемы взаимоотношений учащихся и рабочей молодежи. Минск, 1970. 176 с.
  129. , А.Н. Роль организации и самоорганизации молодежи в процессе социализации / А. Н. Тесленко // Материалы 4-го Всероссийского семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе», http://lpur.tsu.ru/Seminar
  130. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / Л. Б. Шнейдер II Автор-составитель Л. Б. Шнейдер. М.: МПСИ- Воронеж.: Изд-во НПО «Модэк», 2004. — 208 с.
  131. , Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Л.И. У майский И Коллектив и личность. М.: Просвещение, 1975. С. 59
  132. , Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития I Д. И. Фельдштейн И Мир психологии, 2005, № 1. С. 20
  133. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., Изд-во Инст-та Психотерапии, 2002.-409 е., С. 180−181
  134. , К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. М.: Генезис, 2005.- 336 с.
  135. , Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм II Пер. с англ. /Под.ред. Д. А. Леонтьева.- М., Мысль, 1994. С.61
  136. , А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности / А. А. Фрумкин. СПб.: Издательство «Речь», 2004. -210c.-C.74
  137. , Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М. Независимая форма «Класс», 1999. — 272 с
  138. , Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. Рига.: ПЦ «Эксперимент», 1997.- 276 с. — С. 42−45
  139. , М.Ф. Социальная идентификация претерпевающих восходящую и нисходящую мобильность / М. Ф. Черныш // Социальная идентификация личности // Под ред. В. А. Ядова. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.-С. 159
  140. , Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. -С. 8
  141. , А.А. Профессиональное самоопределение как составляющая профессиональной идентификации / А. А. Шатохин II Актуальные проблемы современной науки. -2004, № 3. С. 71 — 87
  142. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие 1Н.И. Шевандрин// Часть 1. -М.: Владос, 1995. С. 144−145.
  143. , Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999. — 544 с. — С. 205
  144. , И.П. Руководство по применению репертуарного теста Дж.Келли для диагностики межличностных отношений.: Методическое пособие / И. П. Шкуратова // Под. ред. В. А. Лабунской. Самара, Изд-во СамГПУ, 1998.-40 с.-С. 12−14
  145. , А.Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. Спб.: Речь, 2002. — 480 с. — С. 381−436
  146. , Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дисс.докт. психол. наук / Л. Б. Шнейдер. М.:
  147. Изд-во МГУ, 2001. 42 с. — С. 23
  148. , Р. Психоанализ детского раннего возраста / Р. Шпиц // Р. Шпиц. Центр. Европ. Ун-т. М.: У нив. книга, 2001. — 159 с.
  149. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э Эриксон. М.: Прогресс, 1996.-344 с.
  150. Юнг, К. Г. Психологические типы /К.Г. Юнг. М: ACT, 1996. — С. 517
  151. , В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / В. А. Якунин // Европ. институт экспертов. Спб.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  152. , В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /
  153. В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с. — С.252 159. http://tsoau.ru:9080/newsite/1720/folder.2005−10−25
  154. Levine G/ A Guide to SPSS for analisis of variance. Lawrence Erlbaum
  155. Associates, Publishers. Hillsdale, 1991.
  156. Lipponen, J. Organizational identification: Antecedents and consequences of identefications in a shipyard context. Helsinki: Department of Social Psihology, University of Helsinki, 2001
  157. Peters T. The New Wired World of Work // Business Week. New York, 2000. August 28. P. 172−174.
  158. Robert. B. Edgerton. Deviance: a cross-cultural perspective. Cummings Publishing Company, California, 1976
  159. Spence S., Sheperd G. Developments in social skills training. Academic Press, London, etc, 1983.
  160. Thomas В.B. Cooperative learning in the elementary education classroom: Learning by experiencing//J. Instr. Psychol, 1992. Vol.19 № 1. P. 9−12
  161. Vopel W. Klaus. Spiele, die verbinden (band 1, 2). Offenheit und Ver-trauen in der Anfangsphase. Iskopress, Salzhausen, 2000.
Заполнить форму текущей работой