Сплоченность учебной группы как фактор социальной идентификации студента
Программа социально-психологического тренинга развития сплоченности учебной группы включала три раздела: подготовительный, практический и заключительный. С помощью системы методов, целенаправленно способствующих возникновению сходных мнений, ориентаций, установок по отношению к значимым событиям, эмоциональных отношений, действий и ценностей, подобранные упражнения направленно воздействовали… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И СПЛОЧЕННОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Социальная идентификация как объект изучения
- 1. 1. 1. Понятие социальной идентификации в отечественной и зарубежной психологии
- 1. 1. 2. Социальная идентификация как показатель развития личности и группы
- 1. 2. Факторы социальной идентификации в учебной группе
- 1. 2. 1. Социальная идентификация в учебной группе
- 1. 2. 2. Сплоченность группы как фактор социальной идентификации: основные подходы к изучению, диагностике и развитию
- 1. 1. Социальная идентификация как объект изучения
- 2. 1. Организация и структура исследования
- 2. 2. Программа социально-психологического тренинга развития сплоченности в учебной группе
- 2. 3. 0. боснование методов исследования
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СПЛОЧЕННОСТИ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ КАК ФАКТОРА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ СТУДЕНТА. 101 3.1. Результаты изучения социальной идентификации и сплоченности в учебных группах (констатирующий эксперимент).
3.2. Анализ изменений показателей сплоченности и социальной идентификации.
3.3. Исследование взаимосвязей социальной идентификации и сплоченности учебной группы.
3.4. Исследование взаимосвязи социальной идентификации и сплоченности в микрогруппах.
Выводы по Главе III.
Список литературы
- Авдеева, Н.Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком / Н. Н. Авдеева //Теоретические и прикладные проблемы психического познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. -С.6
- Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев.- М.: Изд-во МГУ, 1990. 239 с.
- Агеев, B.C. Перцептивные процесы межгруппового взаимодействия / B.C. Агеев, Г. М. Андреева, Ю. М. Жуков II Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 294 с.
- Азаров Ю.А. Студент: возможности личностного роста / Ю. А. Азаров II Высшее образование в России. 2002, № 1. — С.54
- Акопов, Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов //. М.: Флинта, 2000. — 296 с. — С. 3
- Александрова, Н.М., Колодан, Д.Г. Среда обучения компонент образовательной среды / Н. М. Александрова, Д. Г. Колодан II Мир психологии. — 2005, № 1. — С. 214.
- Анастази, А, Урбина, С. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина. Спб.: Питер, 2002. — 688 с. — С. 501
- Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Андреева, Г. М. Образ мира в структуре социального познания /Г.М. Андреева II Мир психологии. 2003, № 4. — С. 32−37
- Андреева, Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для психологических и педагогических специальностей вузов / Г. М. Андреева. -М.: Аспект-Пресс, 2000. -287 с. С. 184
- Андреева, Г. М. Социальная психология в современном мире / Г. М. Андреева // Сб. статей / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова М.: Аспект-Пресс, 2002.-332 с.-С. 51
- Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г. М Андреева. М.: Аспект-Пресс, 1996. — С.206
- Андрианов, М.С. Влияние принадлежности к большой группе на невербальную коммуникацию личности: факторы групповой идентификации и межличностного восприятия: Дисс.канд. психол. наук. / М. С. Андрианов. М, 1996.-203 с.
- Аринушкина, Н.С. Об определении и типах идентичности / Н. С. Аринушкина II Мир психологии. 2004, № 2. — С. 48 — 53.
- Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е. Ю. Артемьева / Основы психологии субъективной семантики // Под ред. И.Б. Ха-ниной. М.: Наука- Смысл, 1999.- 350 с. С. 156
- Ахметова, З.А. Студент в академической группе / З. А. Ахметова II Материалы Первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы». М.: «Смысл», 2004. — 448 с. — С. 15.
- Багрецов, С.А., Львов, В.М., Наумов, В.В., Оганян, К. М. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом: учебник для вузов / С. А. Багрецов. Спб.: Издательство «Лань», 1999.- 640 с.
- Балыкина, О.С. Особенности социальной и личностной идентификации в юношеском возрасте: в условиях вариативной системы образования. Дисс.канд. психол. наук / О. С. Балыкина. Курск, 2004. — 128 с.
- Барабанова, В.В., Зеленова, М.Е. Представления студентов о будущем как аспект их личностного и профессионального самоопределения / В. В. Барабанова И Психологическая наука и образование. 2002, № 2. — С. 28−41
- Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации / Т. С. Баранова I Социальная идентификация личности //под ред. Дцова В. А. М.: Институт социологии РАН, 1993. — С. 39
- Басина, Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: дисс.канд. психол. наук / Е. З. Басина. М, 1985 — 194 с.
- Бахарева, Н.В. Шкала приемлемости как метод изучения взаимоотношений / Н. В. Бахарева II Человек и общество. JL, Изд-во ЛГУ, 1975. — 185 с.
- Бездидько, А.В. Системная целостность Человек-книга как составляющая социально-психологической идентификации индивида в условиях книжной цивилизации I А.В. Бездидько //Мир психологии. 2004, № 2. — С. 87
- Белинская, Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности / Е. П. Белинская // Трансформация идентификационных структур в современной России / Сб. статей / Под ред Т.Г. Стефанен-ко. М.: МОНФ, 2001. — 217 с.
- Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / 77. Бергер, Т.Лукман. М.: Моск. Филос. фонд и др., 1995.-322 с.
- Бодалев, А.А. О характеристиках идентификации и идентичности на ступени взрослости / А. А. Бодалев II Мир психологии. 2004, № 2. — С.94
- Братчиков, В.А. Социальная идентификация курсантов вузов МВД России: дисс.канд. социол. наук /В.А. Братчиков. Саратов, 2003. — 186 с.
- Большаков, В.Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры / В. Ю. Большаков. СПб.: «Социально-психологический центр», 1996. — 380 с.
- Будасси, С.А. Об одном способе измерения плотности группы / С.А. Бу-дасси / К вопросу о диагностике личности в группе. М.: МГУ, 1973. — 180 с.
- Булгаков, А.В. Проективная методика изучения социальной идентификации в малой группе: модернизированный тест социальной идентификации: методическое пособие / А. В. Булгаков. М.: Объединенная редакция МВД России, 2001.-56 с.
- Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук. Спб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
- Вербицкий, А.А. Противоречия образования и культуры / А. А. Вербицкий I Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы Первой международной научно-практической конференции 16−18 декабря 2004, Москва. -М.: Смысл, 2004. 448 с. — С. 17
- Виноградов, B.JI. Управление сплочением академических групп (педагогический аспект): дисс.канд. пед. наук / В. Л. Виноградов. Казань, КГПУ, 1996.-182 с.
- Волков, И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях / И. П. Волков. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 88 с.
- Выготский, Л.С. Детская психология /Л.С. Выготский II Собр.соч.: в 6 т. -М.: Педагогика, 1984. т.4. — С. 258
- Данилова, Е.Н., Ядов, В.А. Контуры социально-групповых идентификаций в современном российском обществе / Е. Н. Данилова, В. А. Ядов I Социальная идентификация личности // Под ред. Ядова В. А. М.: Институт социологии РАН, 1993 г. — С. 124
- Дикарева, А.Я., Мирская, М.И. Социология труда / А. Я. Дикарева, М. И. Мирская. М.: Высшая школа, 1989. — С. 213
- Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А. И. Донцов. М.: Изд-во МГУ, 1979.- 128 с.
- Донцов, А.И. Психологическое единство коллектива / А. И. Донцов. М.: МГУ, 1982.- 156 с.
- Донцов, А.И. Психология коллектива / А. И. Донцов. -М.:МГУ, 1984.-208с.
- Дуберман, Ю.Е. Роль сплоченности малых групп в функционировании первичного производственного коллектива: дисс.канд. психол. наук / Ю. Е. Дуберман. М.: МГУ, 1973. — 180 с.
- Дубовская, Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах: дисс.канд. психол. наук /Е.М. Дубовская. М., 1984. — 195 с.
- Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1985.- 167 с. — С. 17
- Ерастов, Н.П. Сила живого слова: беседы о психологии лекторской деятельности /Н.П. Ерастов. Ярославль, Верх.-Волжск. кн. изд-во, 1979. — С. 91
- Завьялова, B.C. Педагогическое влияние на психологический климат студенческой группы: дисс.канд. психол. наук / В. С. Завьялова. Пермь, 1985. -195 с.
- Занько, С.Ф., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С. М. Игра и учение / С.Ф. Зань-ко, Ю. С Тюников, С. М. Тюнникова / Теория, практика и перспективы игрового общения. Часть 1. М., 1992. — С. 6.
- Зацепин, В.И. Межличностное общение в коллективе: дисс.канд. психол. наук / В. И. Зацепин. Л, ЛГУ, 1970. — С. 122.
- Зеер, Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Психология профессиональных деструкций: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, Э. Э Сыманюк. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 240 с.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2003.-384 с.
- Ибарра, Э. Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру / Э. Ибарра. СПб., Стокгольмская школа экономики, 2005. — 136 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг / В. В. Петрусинский / Под.ред. В.В. Пет-русинского. — М.: ГЦ «ЭНРОФ», 1995. — 86 с.
- Инструменты развития бизнеса: тренинг и консалтинг / Л. Кроль, Е. Пур-това. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 464 с.
- Кириченко, А.В. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А. В. Кириченко II Науч. ред А. А. Деркач. М.: Тесей, 2003. — 224 с. — С. 27
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебник для вузов / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996. — 509 с.
- Климов, И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности / И. А. Климов / Трансформация идентификационных структур в современной России // Сб. статей / Под ред Т. Г. Стефаненко. М.: МОНФ, 2001. -217с.
- Климова, С.Г. Возможности методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации / С. Г. Климова / Социальная идентификация личности // Под ред. Ядова В. А. М.: Институт социологии РАН, 1993. -С. 37
- Ковалев. Г. А. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы / Г. А. Ковалев. М.: Педагогика, 1996. — 207 с.
- Ковалев, Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия /Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. — 1987, № 3. — С. 42
- Козлитин, М.С. Факторы формирования профессиональной идентификации студентов / М. С. Козлитин II Материалы VIII региональной конференции «Вузовская наука Северо-Кавказскому региону» Ставрополь, СевКавГТУ, 2004. — 136 с.
- Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н. И. Козлов / Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1997. 144 с.
- Козлова. Т.З. Об особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности / Т. З. Козлова / Социальная идентификация личности // Под ред. Ядова В. А. М.: Институт социологии РАН, 1993. — С. 107.
- Колесов, Д. В. Антиномии природы человека и психология различия (к проблеме идентификации и идентичности I Д. В. Колесов // Мир психологии. -2004, № 3.-С. 9−19.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): учебное пособие/ Я. Л. Коломинский. МН.: Тет-раСистемс, 2001.-С. 141
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общение и возрастные особенности IЯ.Л.Коломинский. Минск, 1976, — 350 с.
- Кондрашева, З.Ф. Профессиональное сознание студентов как фактор самоопределения в карьере 13.Ф. Кондрашева П Известия СНЦ РАН
- Спец.выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион). 2002, № 3. — С. 287−295
- Кондратенко, В.Т. Общая психотерапия: учебник для вузов / В. Т. Кондратенко, Д. И. Донской. Минск: Наука и техника, 1993, С. 383
- Коростылева, JJ.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере IJI.A. Коростылева. Спб.: Речь, 2005. — 222 с.
- Кричевский, P.JI. Идентификация со сверстниками как одна из характеристик межличностного общения в юношеских коллективах / P.JI. Кричевский // Педагогические аспекты социальной психологии. Минск, 1978. — С. 102−104.
- Кричевский, P.JI. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов по специальности «Психология» / P.JI. Кричевский. М.: Аспект-Пресс, 2001.-318 с.-С. 146
- Кричевский, P.JI. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / P.JI. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 205 с.
- Кричевский, P.JI. О функции и механизме идентификации во внутригруп-повом межличностном общении / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская И Психология межличностного познания. -М.: МГУ, 1981. С. 92 — 122.
- Кузьмин, Е.С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. Л.: ЛГУ, 1967.-173 с.
- Леонавичус, А.С. Социалистический производственный коллектив и способы его сплочения : Дисс.канд. психол. наук / А. С. Леонавичус. М., МГУ, 1970.-С. 10
- Лидере, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учебное пособие для студентов высш. учеб завед / А. Г. Лидере. М.:Издательский центр «Академия», 2001. -256 с.
- Липатов, С.А. Проблема организационной приверженности и идентификации с точки зрения социальной психологии / С. А. Липатов II Мир психологии. № 2. — 2004. — С. 144
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов//Рос. Акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 1999.-349 с.
- Лутошкин, А.И. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.И. Лутош-кин. М., Педагогика, 1988. — 125 с
- Макаренко, А.С. Педагогические сочинения / А. С. Макаренко. т.5. — М.: Педагогика, 1983. — С. 139
- Макаров, Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности. Дисс.канд.психол.наук /Ю.В. Макаренко. -Спб, РГПУ, 1998.-С. 35−36
- Малюкова, Ф.Р. Социальная идентификация как механизм становления самосознания. Дисс.канд. психол. наук / Ф. Р. Малюкова, — Спб, 2002. 201 с
- Мартынова, Т.Н. Психолого-педагогическая поддержка становления и развития личности студента в деятельности психологической службы вуза. Дисс.канд. психол. наук / Т. Н. Мартынова. Кемерово, КГУ, 1999. — 158 с
- Меньшикова, Л. В, Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе. Дисс. доктора психол. наук / Л. В. Меньшикова. -Новосибирск, НГПУ, 1998.-370 с.
- Минияров, В.М. Педагогическая психология: Учебно-методическое пособие / В. М. Минияров //4.1. Психология воспитания. Самара. Изд-во СамГПУ, 2003.-С. 45−47
- Мокерова, Ю.В. Учебная активность современного студенчества / Ю. В. Мокерова, О. А. Довлетова, О. Н. Золотарева, М. Е. Базунова II «Молодёжь в информационном пространстве». Материалы Международной конференции студентов Ломоносов- 2001, ч.1. М., 2001 г
- Мухина, B.C. Возрастная психология /В.С. Мухина. М.: Академия, 1998. -160с.-С58−97
- Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных I А. Д. Наследов. Спб.: Речь, 2004. — 392с.
- Неймер, ЮЛ. Сплоченность как характеристика первичного коллектива и её социологическое измерение / Ю. Л. Неймер II Социологические исследования. 1975.-№ 2. — С. 160−162
- Немое, Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива / Р. С. Неймер. М., 1982
- Никитина, Н.Н. Духовно-практическая природа идеала личности. Авто-реф. дис.канд. филос. наук/Н.Н. Никитина-Екатеринбург, УГУ, 1992. -20с
- Ноос, И.Н. Руководство по психодиагностике / И. Н. Ноос.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.- 688 е., С. 400−405
- Обозов, Н.Н. Психологическое исследование и консультирование / Н. Н. Обозов. Спб.: АППиМ, 1998. — 214 с.
- Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. Киев: «Лыбидь», 1990. — 192 с.
- Парыгин, БД. Основы социально-психологической теории / БД. Парыгин. -М.: Мысль, 1971.-351 с.
- Парыгин, БД. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / БД. Парыгин. Спб.: ИГУП, 1999
- Пахальян. В.Э. Личностно-ориентированное консультирование в образовании / В. Э. Пахальян //Методология и организация. Часть 1. М.: ПЕР СЭ, 2003.-96с.-С. 54
- Педагогика: Учебное пособие/ИИ. Пидкасистый //Под пед. П.И. Пидка-систого. М.: Педагогическое общество России, 1998.- 350 с.
- Петрова, Е.М., Молчанова, Н.В. Влияние личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами / Е. М. Петрова, Н. В. Молчанова // Мир психологии. 2004, № 2. — С. 167−175
- Петровский, А.В., Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.:Педагогика, 1982. — 363 с.
- Петровский, В.А. Феномены субъектности в развитии личности / В. А. Петровский. Самара, Ин-т «Открытое общество», 1997. — 102 с.
- Платонов, Ю.П. Социальная психология трудовой деятельности / Ю. П. Платонов. Спб: Наука, 1992. 128 с.
- Попова, Л.В. Становление и развитие проблемы идентификации как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии: Дисс.канд. психол. наук / Л. В. Попова. М, МГУ, 1985. — 166 с.
- Почебут, Л.Т., Чикер, В.А. Индустриальная социальная психология / Л. Т. Почебут, В. А. Чикер. Спб.: СпбГУ, 1997. — С. 68−69
- Прикладная психология в высшей школе: Коллективная монография / Н. М. Пейсахов // Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань.: Изд-во Казанского университета, 1979. — 270 с. — С. 112
- Проблемы детского коллектива в русской и советской педагогической мысли.- М.: Педагогика, 1973.
- Прутченков, А. С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков //2-е изд., дополн и перераб. М: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2001. -640 с.
- Прутченков, А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. -192 с
- Психогимнастика в тренинге/ Н. Ю. Хрящева // Под ред. Н. Ю. Хрящевой. -СПб.: Речь, Институт тренинга, 2004. 256 с.
- Психологическая теория коллектива /А.В.Петровский //Под ред А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-315 с
- Психологический словарь / В.П.Зипченко// Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Психолого-педагогическое обеспечение многоуровневого высшего образования: монография / Е. А. Геник, А. В. Капцое, Л. В. Карпуишна, В. И. Кичигин, Е. И. Колесникова, О. А. Чаденкова. Самара: СамГАСА, 2003. — 316 с
- Пугачев, В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов / В. П. Пугачев.-М.:Аспект Пресс, 2002. 285 с.
- Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я.Л. Коломинский-Спб.: Питер, 1999. 416 е., С. 17
- Робер, М.-А., Тильман, Ф. Психология индивида и группы / М. А. Роббер, Ф. Тильман // пер. с фр. Е. В. Машковой, Е. А. Соколова. М.: Прогресс, 1988.256 е., С. 110
- Рубцова, Н.Е., Леньков СЛ. Статистические методы в психологии: учебное пособие / Н. Е. Рубцова, С. Л. Леньков. М.: УМК «Психология», 2005. -384 с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. СПб.: Питер Ком, 1998. — 384 с.
- Сидоренко, Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми: Методические описания и комментарии / Е. В. Сидоренко. Спб., Речь, 1992. — 197 с.
- Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. Спб.: Социально-психологический центр, 1996. — 347 с.
- Собкин, B.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации / B.C. Собкин II Теоретические и прикладные проблемы психического познания людьми друг друга. Краснодар, КГУ, 1975. — С.55
- Сопов, В.Ф., Карпушина, JI.B. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению / В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина //Методическое пособие. Самара: Изд-во СаГА, 2001.- 46 с
- Обозов, Н. Н Как назвать наши отношения / Н. Н. Обозов. Изд-во МАПН, СПб, 1993.-50 с.
- Сопровождение личностно-профессионального развития студентов в педагогическом вузе: научно-методическое пособие / Л. Н. Бережнова, В. И. Богословский, В. В. Семикин.- Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.- 158 с.
- Социальная идентификация личности / В. А. Ядов II Годичный отчет по разделу подпрограммы «Человек в кризисном обществе» / Под ред. В.А. Ядо-ва. М.: Институт социологии РАН, 1993. — С. 15
- Социально-психологические проблемы учебно-воспитательного коллектива / И. П. Просецкий II Под ред. И. В. Майорова, И. П. Просецкого. Воронеж, 1970.- 170 с.-С. 16
- Социометрическая методика диагностики межличностных отношений в группах учащихся / серия «Повышение квалификации работников начального профессионального образования». Вып. 2.- Самара: Изд-во СИПКРО, 2000. -59 с.
- Стефаненко, Т.Г. Изучение идентификационных процессов в психологии и смежных науках / Т. Г. Стефаненко // Трансформация идентификационных структур в современной России / Сб. статей / Под ред. Т. Г. Стефаненко. М.: МОНФ, 2001.-217 с.
- Столяров, В.В. Социальная идентификация личности в условиях стабильного и нестабильного общества: Автореф. дисс.канд.филос. наук / В. В. Столяров. Волгоград, 1999.-26 с.
- Страхов, И.В. Устойчивость и динамика дружбы школьников-подростков / И. В. Страхов II Социально-психологические проблемы взаимоотношений учащихся и рабочей молодежи. Минск, 1970. 176 с.
- Тесленко, А.Н. Роль организации и самоорганизации молодежи в процессе социализации / А. Н. Тесленко // Материалы 4-го Всероссийского семинара «Самоорганизация устойчивых целостностей в природе и обществе», http://lpur.tsu.ru/Seminar
- Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / Л. Б. Шнейдер II Автор-составитель Л. Б. Шнейдер. М.: МПСИ- Воронеж.: Изд-во НПО «Модэк», 2004. — 208 с.
- Уманский, Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива / Л.И. У майский И Коллектив и личность. М.: Просвещение, 1975. С. 59
- Фельдштейн, Д.И. Человек в современной ситуации: тенденции и потенциальные возможности развития I Д. И. Фельдштейн И Мир психологии, 2005, № 1. С. 20
- Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. М., Изд-во Инст-та Психотерапии, 2002.-409 е., С. 180−181
- Фопель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения / К. Фопель. М.: Генезис, 2005.- 336 с.
- Фромм, Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм II Пер. с англ. /Под.ред. Д. А. Леонтьева.- М., Мысль, 1994. С.61
- Фрумкин, А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности / А. А. Фрумкин. СПб.: Издательство «Речь», 2004. -210c.-C.74
- Цзен, Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М. Независимая форма «Класс», 1999. — 272 с
- Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. Рига.: ПЦ «Эксперимент», 1997.- 276 с. — С. 42−45
- Черныш, М.Ф. Социальная идентификация претерпевающих восходящую и нисходящую мобильность / М. Ф. Черныш // Социальная идентификация личности // Под ред. В. А. Ядова. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.-С. 159
- Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990. -С. 8
- Шатохин, А.А. Профессиональное самоопределение как составляющая профессиональной идентификации / А. А. Шатохин II Актуальные проблемы современной науки. -2004, № 3. С. 71 — 87
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие 1Н.И. Шевандрин// Часть 1. -М.: Владос, 1995. С. 144−145.
- Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1999. — 544 с. — С. 205
- Шкуратова, И.П. Руководство по применению репертуарного теста Дж.Келли для диагностики межличностных отношений.: Методическое пособие / И. П. Шкуратова // Под. ред. В. А. Лабунской. Самара, Изд-во СамГПУ, 1998.-40 с.-С. 12−14
- Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. Спб.: Речь, 2002. — 480 с. — С. 381−436
- Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дисс.докт. психол. наук / Л. Б. Шнейдер. М.:
- Изд-во МГУ, 2001. 42 с. — С. 23
- Шпиц, Р. Психоанализ детского раннего возраста / Р. Шпиц // Р. Шпиц. Центр. Европ. Ун-т. М.: У нив. книга, 2001. — 159 с.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э Эриксон. М.: Прогресс, 1996.-344 с.
- Юнг, К. Г. Психологические типы /К.Г. Юнг. М: ACT, 1996. — С. 517
- Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие / В. А. Якунин // Европ. институт экспертов. Спб.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
- Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию /
- В.А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с. — С.252 159. http://tsoau.ru:9080/newsite/1720/folder.2005−10−25
- Levine G/ A Guide to SPSS for analisis of variance. Lawrence Erlbaum
- Associates, Publishers. Hillsdale, 1991.
- Lipponen, J. Organizational identification: Antecedents and consequences of identefications in a shipyard context. Helsinki: Department of Social Psihology, University of Helsinki, 2001
- Peters T. The New Wired World of Work // Business Week. New York, 2000. August 28. P. 172−174.
- Robert. B. Edgerton. Deviance: a cross-cultural perspective. Cummings Publishing Company, California, 1976
- Spence S., Sheperd G. Developments in social skills training. Academic Press, London, etc, 1983.
- Thomas В.B. Cooperative learning in the elementary education classroom: Learning by experiencing//J. Instr. Psychol, 1992. Vol.19 № 1. P. 9−12
- Vopel W. Klaus. Spiele, die verbinden (band 1, 2). Offenheit und Ver-trauen in der Anfangsphase. Iskopress, Salzhausen, 2000.