Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Депривированное психическое развитие как модель нарушенного развития в неблагоприятных внешних условиях

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сенсорная депривация — следствие «сенсорного голода», невозможности удовлетворения важнейшей для человека потребности во впечатлениях в ситуации ограничения зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других стимулов. К такому положению могут привести какиелибо физические недостатки индивида (глухота, слепота) или особенности внешней «обедненной среды». Такая обедненная среда… Читать ещё >

Депривированное психическое развитие как модель нарушенного развития в неблагоприятных внешних условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психическое развитие в условиях депривации — это развитие в ситуации, когда возможности удовлетворения какой-то одной из жизненно важных потребностей отсутствуют или существенно ограничены. Сам термин «депривация» стал широко известен благодаря работам Дж. Боулби.

Типичное для депривированной личности психическое состояние — повышенная тревожность, страх, чувство глубокой неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью, потеря жизненной активности. Депривированный ребенок обнаруживает обычно интеллектуальное отставание, трудности вступления в значимые отношения с другими людьми, эмоциональную вялость, агрессивность, неуверенность в себе и др.

В психологии принято выделять следующие виды депривации: двигательная, сенсорная, социальная, материнская.

При двигательной депривации человек страдает от ситуации ограничения движений. У младенцев гиподинамия может возникнуть при тугом пеленании, ограничении движений с помощью специальных медицинских приспособлений (например, распорок, применяемых при младенческом вывихе бедра). У детей и взрослых резкое ограничение в движениях вызывается болезнью, травмой.

Сенсорная депривация — следствие «сенсорного голода», невозможности удовлетворения важнейшей для человека потребности во впечатлениях в ситуации ограничения зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных и других стимулов. К такому положению могут привести какиелибо физические недостатки индивида (глухота, слепота) или особенности внешней «обедненной среды». Такая обедненная среда, не способствующая сенсорному насыщению, часто характерна для детских домов, больниц, интернатов и т. д. В монографии Й. Лангмейера и З. Матейчека «Психическая депривация в детском возрасте» дан обзор зарубежных исследований по данной теме.

Социальная депривация возникает в результате нарушения взаимосвязей индивида с социумом, в ситуации социальной изоляции. Множество ситуаций способно спровоцировать социальную депривацию при разрыве привычных кругов общения: выход на пенсию, миграция, особые условия труда и т. д. Следует отметить, что социальная изоляция отнюдь не всегда ведет к социальной депривации, поскольку может быть результатом личного выбора, принципом организации жизни человека с особыми убеждениями (например, религиозные отшельники).

Материнская депривация является наиболее интенсивно изучаемым в психологии видом депривации. Начало исследований материнской депривации связано с выделением синдрома госпитализма, который стал известен как специфическая патология детского развития, возникающая при разлучении младенца и матери (или человека, ее заменяющего).

Исследования известных отечественных ученых Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной, М. И. Лисиной, Т. М. Землянухиной, Ю. Ф. Поляковой, Р. Ж. Мухамедрахимова и других содержат глубокий анализ проблемы психического развития детей в условиях материнской и социальной депривации: в домах ребенка, больницах, закрытых центрах, способов и механизмов ее профилактики и преодоления.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой