Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление смыслового сознания: системный контекст

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что рассмотрены основные направления изучения сознания человека в психологической наукесистематизированы исследовательские позиции относительно представлений о понятии «картина мира» — расширены представления о содержании таких понятий как «смысловое сознание», «картина мира» с позиции теории психологических системвыделены особенности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление смыслового сознания как предмет психологического исследования
    • 1. 1. Формирование представлений о содержании понятия
    • 1. ' 1смысловое сознание" в психологии
      • 1. 2. Системные детерминанты становления многомерного мира человека
      • 1. 3. Онтогенетические аспекты становления картины мира ребенка
  • Глава 2. Особенности становления и содержания картины мира при нормальном и нарушенном развитии
    • 2. 1. Описание выборки и этапов исследования
    • 2. 2. Обоснование программы исследования
    • 2. 3. Исследование специфики предметного сознания детей с нормальным и нарушенным развитием
    • 2. 4. Исследование специфики смыслового сознания детей с нормальным и нарушенным развитием
    • 2. 5. Характеристика этапа перехода предметного сознания к смысловому в процессе становления многомерной картины мира

Становление смыслового сознания: системный контекст (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние изучения человека в психологической науке оценивается как кризисное [9,11,20,69,180,187]. Данный кризис привел к возрождению антропологической проблематики. В этой связи многие категории психологической науки, основные ее понятия нуждаются в уточнении, в рассмотрении их с иных позиций. Особенно это касается таких категорий как сознание, личность, образ мира, картина мира.

Сознание, являясь одним из центральных психологических феноменов, привлекало внимание исследователей на разных исторических этапах развития науки. И сегодня проблема сознания относится к числу наиболее глобальных в современной психологии. А. Н. Леонтьев писал, что «.центральную тайну человеческой психики, перед которой останавливалось научно-психологическое исследование, составляло уже само существование внутренних психических явлений, самый факт представленности субъекту картины мира. Эта психологическая тайна и не могла быть раскрыта в домарксистской психологииона остается нераскрытой и в современной психологии, развивающейся вне марксизма» [90].

Основы психологического анализа структуры сознания, его становления в филои онтогенезе заложены в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,.

A.Р. Лурия, С. Л. Рубинтштейна и др. Вопросы уровневого строения сознания являются предметом изучения В. П. Зинченко, Г. К. Ушакова, А. Ю. Агафонова,.

B.Е. Клочко, О. М. Краснорядцевой и др.

Введение

понятия «образ мира» в психологическую науку связано, главным образом, с разработкой общепсихологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, 1979). Дальнейшие исследования в этом направлении связаны с именами С. Д. Смирнова, Б. М. Величковского, Б. Ф. Ломова, В. В Петухова Е. А. Климова, И. Б. Ханиной, Ю. А. Артемьевой, Е. Е. Сапоговой, А. П. Стеценко и др.

Эти исследования, безусловно, позволяют раскрыть основные аспекты функционирования образа в сознании человека и переосмыслить теоретические положения, касающиеся становления сознания в онтогенезе, в свете новых направлений в психологической науке. Несмотря на то, что на сегодняшний день имеется значительное количество исследований сознания, его строения, психологических механизмов и пр., некоторые аспекты указанных проблем остаются недостаточно изученными. К таким аспектам можно отнести проблему качественных изменений сознания на различных этапах его становления в онтогенезе.

Исходя из основных концептуальных положений теории психологических систем (В.Е. Клочко. О. М. Краснорядцева и др.), сознание рассматривается как система новообразований, возникающих в самоорганизующейся системе «ребенок-взрослый» (Л.С. Выготский), затем в более широкой «детско-взрослой общности» (А.Г. Асмолов, Д. И. Фельдштейн и др.) и порождающих в становлении сознания ряд этапов, адекватных усложнению мира ребенка, обретению в нем новых измерений. К таким новообразованиям, определяющим содержание сознания, относятся значения, смыслы и ценности. Данный подход предопределяет постановку задач в решении проблем становления сознания в онтогенезе. Как указывает В. Е. Клочко «ключ к сознанию ребенка лежит действительно в той картине мира, которая открывается ребенку по мере формирования его» [68,с.83]. Целостная картина мира, складывающаяся в сознании человека, представляет собой совокупность знаний человека о мире, о себе, о других людях [150]. Наряду с понятием «картина мира» как близкие по смыслу используются такие понятия как «схема реальности», «жизненный мир», «модель универсума», «образ мира». Проблема образа, как и проблема сознания в целом, стоит в ряду важнейших в психологической науке. По мнению многих исследователей, разработка проблемы образа имеет большое значение не только для теоретической психологии, но и для решения многих прикладных задач.

В контексте такого подхода под становлением понимается реализация перехода возможности в действительность, характерного для открытых самоорганизующихся систем. В этом случае появление нового качества сознания, что выступает в виде его осмысленности, можно понять как одну из форм реализации такого перехода. В ситуационном аспекте смыслы возникают как результат проекции в предмет актуального состояния человека — его потребности и возможности. В результате человек получает возможность действовать, «понимая смысл и ценность своих действий и, соответственно, отвечая за содеянное» (В.Е. Клочко). В генетическом аспекте осмысленность сознания является его особой характеристикой, на что указывал еще Л. С. Выготский, показавший в своих работах, что сознание имеет смысловой и системный характер, «.смысловая картина мира может возникнуть в сознании, превращая его в осмысленное сознание, если сам мир ребенка станет смысловым» [68,с. 147]. Осмысленность сознания, таким образом, можно понимать как его особое свойство, обретаемое в результате функционирования «совмещенной психологической системы».

Подход к рассматриваемой проблеме с позиций теории психологических систем открывает перспективы к переосмыслению природы становления сознания при различных вариантах онтогенеза. Это обусловлено рядом теоретических положений, указывающих на большую возможность познания нормального развития через анализ особенностей нарушенного развития. На это указывали Л. С. Выготский, О. С. Никольская и другие. В частности, О. С. Никольская отмечает, что «.целостность и адаптационный смысл являются неотъемлемыми свойствами любой живой системы. Психическая система даже в патологических условиях остается живой системой. Она может ограничить глубину и активность контактов с миром., но, по своей сущности, в отличие от поврежденного механизма, останется целостной и целесообразно самоорганизующейся.» [114,с.9]. Исследования в данном направлении дают возможность зафиксировать не «ставшее, а становящееся» (О.М. Краснорядцева).

Анализ специфики становления сознания и соответствующей ему картины мира при нарушенном развитии позволит, на наш взгляд, определить условия перехода психологической системы на более сложный уровень ее самоорганизации, выявить причины, нарушающие этот процесс, и определить необходимые условия для ее нормального развития.

Обозначенные положения определяют актуальность настоящего диссертационного исследования.

Цель данной работы — выявить системные детерминанты становления смыслового сознания.

Объект исследования — процесс становления смыслового сознания.

Предмет исследования — системная детерминация процесса становления смыслового сознания.

Гипотеза исследования конкретизируется следующими положениями: смысловое сознание можно рассматривать как результативную составляющую функционирования детско-взрослой общности, понимаемой в качестве «совмещенной психологической системы», для которой характерна системная детерминация;

— можно выявить особенности организации совмещенной системы, учитывающие реальные возможности детей, влияющие на организацию транскоммуникационных процессов, которые способствуют становлению смыслового сознания;

— сравнительный анализ содержания и структуры картины мира при различных вариантах онтогенеза позволит определить ряд условий (систему детерминант), необходимых для становления смыслового сознания.

Задачи исследования сводятся к следующим:

1. Рассмотреть основные направления и методологические аспекты изучения сознания человека в психологической науке.

2. Раскрыть содержание понятия «смысловое сознание» в контексте теории психологических систем.

3. Проследить особенности становления картины мира в сознании ребенка в ходе онтогенеза.

4. Выявить специфику становления предметного и смыслового сознания через изучение картины мира ребенка при нормальном и нарушенном развитии.

5. Определить общие условия и характер перехода предметного сознания к смысловому в процессе становления многомерной картины мира.

Методологической основой исследования являются: концепция смыслового и системного строения сознания (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, В. Е. Клочко и др.) — концепция целостного образа мира (А.Н. Леонтьева, С. Д. Смирнова и др.) — теория психологических систем (В.Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, Э. В. Галажинский и др.).

Научная новизна исследования заключается в выделении разных образцов становления смыслового сознания, обусловленных особенностями развития детей (речевого и психического), которые предполагают перестройку транскоммуникативных процессов, выступающих в качестве базального основания коррекционно-развивающей работы с детьми по формированию смыслового сознанияобозначены системные детерминанты становления многомерного мира человекаадаптированы и апробированы методики исследования картины мира детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что рассмотрены основные направления изучения сознания человека в психологической наукесистематизированы исследовательские позиции относительно представлений о понятии «картина мира" — расширены представления о содержании таких понятий как «смысловое сознание», «картина мира» с позиции теории психологических системвыделены особенности становления смыслового сознания при различных вариантах онтогенезаопределен ряд условий, способствующих становлению смыслового сознания (общая познавательная активность, речевая активность, способность к обобщению, чувствительность к проблеме и т. д).

Практическая значимость исследования состоит в том, что данные об особенностях становления смыслового сознания и апробированные методики диагностирования данного образования могут быть использованы при построении коррекционно-развивающих программ для детей дошкольного возрастаметодологические основы и методические аспекты диагностики картины мира и уровня развития предметных представлений и смысловых образований детей дошкольного возраста включены в содержание учебных дисциплин профессиональной подготовки студентов педагогических вузов по соответствующим специальностям и специализациям.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Внутри системной детерминации становления многомерного мира человека можно выделить общие условия организации совмещенной психологической системы, включающие в себя то, как организованы транскоммуникативные процессы, насколько они учитывают реальные возможности ребенка (общая познавательная активность, речевая активность, способность к обобщению, чувствительность к проблеме и т. д.).

2. Дети, обладающие разной познавательной активностью, тяжелыми нарушениями речи, затрудняющими транскоммуникацию, и особенно дети с задержкой психического развития, демонстрируют разные образцы становления смыслового сознания, что и будет проявляться в особенностях картины мира, присущих детям, имеющим разные возможности.

3. Психологическое сопровождение детей с особенностями развития необходимо переводить на такой уровень организации транскоммуникаций, который позволял бы обеспечить процесс перехода от предметного сознания благодаря наличным возможностям детей в зону ближайшего развития, т. е. к смысловому сознанию.

В соответствии с целью и задачами исследования, его объектом, предметом, гипотезой и методологическими основаниями был использован ряд исследовательских методов, который представлен следующими группами:

— теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования;

— эмпирические методы: метод сбора анамнестических сведенийметодики исследования сознания (А.Р. Лурия): — «Сравнения и различения предметов" — «Ассоциативный тест» (Р.И. Лалаева) — «Сюжетные картинки (Нелепицы)" — методики, предполагающие выявление понимания смысла в коротких рассказах (Н.Семаго, М. Семаго, Н. Л. Белопольская, С.Д. Забрамная).

— методы количественной и качественной обработки данных и интерпретационные методы.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый этап (2000;2002г.г.) — анализ научной литературы по проблеме исследованияопределение основного понятийного аппарата исследованиявыдвижение гипотезы, постановка цели, определение задач, выбор методов исследования.

Второй этап (2002;2005г.г.) — составление программы исследованияподбор методик для решения исследовательских задачпроведение экспериментальной работысбор эмпирических данных.

Третий этап (2005;2008г.г.) — систематизация и обработка данных, полученных на разных этапах исследованияпроведение количественного и качественного анализа результатов исследования, их интерпретацияподведение итогов исследовательской работы, составление выводов и литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходной методологической базой, комплексом апробированных и валидизированных методик, адекватных цели и задачам исследования, использованием методов качественного и количественного анализа результатов, репрезентативностью объема выборки участников исследования.

Исследование проводилось на базе ДОУ № 193, № 55 г. Барнаула, Индустриального районаСДОУ № 156 г. Барнаула, Индустриального района для детей с нарушениями речиДОУ № 207 комбинированного вида г. Барнаула, Индустриального района. Выборку составили дети в возрасте от 4 до 7 лет в количестве 225 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях.

1. Чуешева, Н. А. Понятие «образ мира» в психологической науке / Н. А. Чуешева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — Томск: Изд-во ТГПУ Выпуск 10 (№ 73). — 2007. — С. 20−23.

2. Чуешева, Н.А. Психолого-педагогические аспекты становления картины мира при нарушенном развитии / Н. А. Чуешева // Сибирский педагогический журнал. -№ 9. — 2007. — С. 285−290.

3. Чуешева, Н. А. Активность как индивидуальная особенность личности при психическом дизонтогенезе / Н. А. Чуешева // Психологическое сопровождение становления личности в образовательном процессе: материалы региональной научно-практической конференции. — Барнаул: Из-до БГПУ, 2002. — С.132−134.

4. Чуешева, Н. А. Становление личности при психическом дизонтогенезе / Н. А. Чуешева // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всероссийского съезда психологов. — СПб., 2003. — С. 198—200.

5. Чуешева, Н. А. Роль взрослого в становлении картины мира ребенка / Н. А. Чуешева // Инновации современного образовательного процесса: материалы международной научно-практической конференции. — Барнаул: БГПУ, 2006. -С. 186−192.

6. Чуешева, Н. А. Соотношение значений и смыслов в структуре картины мира / Н. А. Чуешева // X Всероссийская конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование»: материалы конференции в 6 т. Т.З. 4.1. Педагогика и психология. — Томск: Изд-во ТПГУ, 2006. — С. 260−265.

7. Чуешева, Н. А. Формирование представлений о содержании понятия «смысловое сознание» в психологии / Чуешева Н. А. // Вестник Алтайской науки. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2008. — С. 120−128.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены и обсуждены на региональной научно-практической конференции «Психологическое сопровождение становления личности в образовательном процессе» (Барнаул, «2002), на III Всероссийском съезде российского общества психологов «Психология и культура» (Санкт-Петербург, 2003), на международной научно-практической конференции «Инновации современного образовательного процесса» (Барнаул, 2006), на X Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (Томск, 2006), на Международной научно-практической конференции «Социально-гуманитарные и психолого-педагогические проблемы детей с особыми потребностями» (Москва-Уфа, 2007).

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и приложения.

Заключение

.

Результаты теоретического и экспериментального исследования позволяют сформулировать следующие выводы.

1. Картина мира проступает для человека по мере того, как предметный состав окружающей среды, явившийся основанием для возникновения предметного сознания, начинает обретать смысловое измерение в процессе возникновения смыслового сознания.

2. Анализ современного состояния проблемы исследования показал, что можно констатировать некоторое сходство взглядов на понятия «образ мира» и «картина мира», которые рассматриваются большинством исследователей как тождественные, хотя в различных психологических теориях эти понятия имеют разное содержание. В современных исследованиях по психологии картина мира рассматривается как целостная системно-смысловая действительность, представляющая собой мир данного человека, в котором он живет и действует. Картина мира, существующая в сознании человека, включает и пространственные, и временные, и ценностно-смысловые составляющие.

3. Процесс становления сознания рассматривается как последовательно сменяющие друг друга стадии многомерного мира человека. Усвоение значений человеком предполагает становление предметного сознания и, соответственно, оформление предметной картины мирапорождение человеком системы смыслов предполагает становление смыслового сознания и смысловой картины мира.

4. Становление смыслового сознания обеспечивается спецификой организации совмещенной психологической системы, которая должна учитывать реальные возможности детей, определяющие организацию транскоммуникативных процессов.

5. Характеристика становления сознания заключается в усложнении системной организации его уровневой природы. Причем усложнение — есть инвариативная часть, которая характерна для всех вариантов развития детей, при этом специфика и модальность усложнения будет различна.

6. Сравнительный анализ содержания картины мира детей с разным уровнем психического развития позволил выявить ряд особенностей становления смыслового сознания:

— становление многомерной картины мира на этапе перехода предметного сознания к смысловому обусловлено особенностями речевой и познавательной активности ребенка, уровнем сформированности у него операции обобщения, чувствительностью к проблемной ситуации, ассоциативного мышления, а также организующей помощью взрослого;

— у детей к 4 — 5 годам в норме происходит усложнение предметного сознания и становление смыслового сознания. Интенсивное становление смыслового сознания и соответствующей ему картины мира происходит в возрасте от 5 до 6 лет. К 6 — 7 годам при организующей помощи взрослого у ребенка появляется возможность самостоятельно обращаться к системе личностных смыслов и выходить в культуру, где кристаллизован опыт человечества, что создает предпосылки к переходу на уровень смыслового сознания;

— у детей с особенностями развития отмечается та же закономерность, различие заключается лишь в том, что для осуществления этого перехода предметного сознания на уровень смыслового требуется значительная помощь взрослого. Выявлена определенная обусловленность становления предметного сознания уровнем речевой активности ребенка, что обнаруживается и проявляется на этапе перехода к смысловому сознанию;

— у детей с нарушенным онтогенезом на протяжении всего, дошкольного возраста избирательное взаимодействие с предметами и явлениями окружающей действительности осуществляется лишь с помощью взрослого, т.к. недоразвитие эмоциональной сферы не позволяет ребенку самостоятельно обращаться к системе личностных смыслов, осознавать их и самостоятельно «выходить в культуру». Предметы окружающей действительности для детей с нарушенным развитием долгое время остаются на уровне осознания их общего значения, в связи с чем ребенок не способен использовать их как предметы «для себя» (личностный смысл);

— независимо от уровня психического развития у детей отмечается тенденция к усложнению предметного сознания и возможный переход на более высокий уровень, т. е. к становлению смыслового сознания. Различия заключаются лишь в разной степени способности актуализировать как значения, так и смыслы.

7. Выделен ряд условий, обеспечивающих своевременное становление смыслового сознания:

— отсутствие нарушений биологической линии развития;

— наличие взрослого (или Другого значимого), который являлся бы не просто проводником в культуру, а фундаментальным онтологическим основанием возможности возникновения у ребенка собственного мира;

— наличие социального пространства (культуры), в том числе языка, обеспечивающего проникновение ребенка в соответствующую культуру;

— собственная активность ребенка (в том числе и познавательная);

— адекватные возрасту и реальным возможностям ребенка условия воспитания и обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.K. Практикум по нейропсихологическому исследованию детей с речевыми нарушениями Текст. / O.K. Агавелян, P.O. Агавелян. — Челябинск, 2003.-85 с.
  2. , А.Ю. Основы смысловой теории сознания Текст. / А. Ю. Агафонов.- СПб.: Речь, 2003. 269 с.
  3. , А.Ю. Человек как смысловая модель мира Текст. / А. Ю. Агафонов.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. 260 с.
  4. , Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей Текст. /Ю.А. Аксенова Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 268 с.
  5. , М.О. Интеллектуальные операции старших дошкольников в норме и с особенностями психофизического развития Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / М. О. Александрович. М., 2004. — 20с.
  6. , М.М. Речевое развитие дошкольников Текст.: учебное пособие / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 1999. — 160 с.
  7. , Г. М. Образ мира в структуре социального познания Текст. / Г. М. Андреева // Мир психологии. 2003. — № 4. — С. 31−40.
  8. , Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / Е.Ю. Артемьева- под ред. И. Б. Ханиной. М.: Академия, 1999. — 350с.
  9. , А.Г. По ту сторону проблемы неклассической психологии Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Академия, 2002. — 480 с.
  10. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Академия, 2002. — 416 с.
  11. , А.Г. ХХЗ век: психология в век психологии Текст. / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 3−12.
  12. , В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии Текст.: учебное пособие / В. М. Астапов. М.: Международная педагогическаяакадемия, 1994. -216 с.
  13. , Т. Психическое развитие младенца Текст.: научное издание / Т. Бауэр. — М., 1979. 198с.
  14. , М.М. Человек в мире слова Текст. / М. М. Бахтин. М., 1995.
  15. , H.JI. Мотивация детей с задержкой психического развития в условиях психического насыщения Текст. / H.JI. Белопольская // Дефектология. — 1975. — № 1. С. 25−28.
  16. , H.JI. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития Текст. / H.JI. Белопольская. М.: Изд-во УРАО, 1999. -148 с.
  17. , А.К. Самоорганизация мыслительной деятельности Текст.: дис. д-ра. психол. наук / А. К. Белоусова. Ростов-на-Дону, 2003. — 473 с.
  18. , А.П. Компендиум методов нейропсихологического исследования Текст.: учебное пособие / А. П. Бизюк. СПб., 2005. — 400 с.
  19. , С.В. Смысл как системообразующее понятие культуры Текст. / С. В. Бородавкин // Человек. 2002. — № 4. — С. 15−22.
  20. , Б.С. К проблеме человека в психологии Текст. / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. 1997. — № 5. С. — 3−19.
  21. , А.А. Понимание как философско-психологическая проблема Текст. /А.А. Брудный //Вопросы психологии. 1975. — № 10. — С. 109−117.
  22. , Дж. Психология познания Текст. / Дж. Брунер — пер. с англ. М., 1977.- С. 13−130.
  23. , Дж. Развитие сознания Текст. / Дж. Брунер // Психология сознания: хрестоматия — сост. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480 с.
  24. , Ф.Е. Структура образа Текст. / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 8−18.
  25. , А.С. Вербальное опосредование в становлении предметногосознания Текст.: дис.канд. психол. наук / А. С. Вахрушева. Барнаул, 2003. — 170 с.
  26. Введение в психодиагностику Текст.: учебник / К. М. Гуревич [и др.]. М.: Академия, 2000. — 192 с.
  27. , Б.М. Образ мира как гетерархия систем отсчета Текст. / Б. М. Величковский // Леонтьев А. Н. и современная психология: сб. статей памяти А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1983. — С. 155−166.
  28. , Т.Г. Основы нейропсихологии Текст.: учебное пособие / Т. Г. Визель. М., 2005. — 384 с.
  29. , Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии Текст.: научное издание / Е. Н. Винарская. М., 1987. — 205 с.
  30. , Л.С. Вопросы теории и истории психологии Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т.1. — 488 с.
  31. , Л.С. Проблемы общей психологии Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — 504 с.
  32. , Л.С. Детская психология Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4. — 432 с.
  33. , Л.С. Проблемы дефектологии Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.5. — 430 с.
  34. , Л.С. Научное наследие Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.6. — 400 с.
  35. , Л.С. Вопросы детской психологии Текст. / Л. С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. СПб.: Союз, 1999. — 224 с.
  36. , Э.В. Системная детерминация самореализации личности Текст.: дис. д-ра. психол. наук / Э. В. Галажинский. Барнаул, 2002. — 229 с.
  37. , М.В. Атлас по психологии Текст.: учебное пособие / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Просвещение, 1986. — 272 с.
  38. , П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка Текст.: учебное издание / П. Я Гальперин. М.: Педагогика, 1985. — 45 с.
  39. , А.Д. Основы коррекционной педагогики Текст.: учебное пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева. М.: Академия, 1999. — 280 с.
  40. , О.В. О некоторых ограничениях разработки проблемы сознания в марксистской психологии (на материалах трудов C.JI. Рубинштейна) Текст. / О. В. Гордеева // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. — № 3. — С. 26−33.
  41. , О.В. Проблема структуры сознания в трудах JI.C. Выготского Текст. / О.В. Гордеева// Мир психологии. 1999. — № 1. — С. 111−118.
  42. , М.С. Культурно-историческая психология: от классической к постклассической картине мира Текст. / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. -2003. -№ 1. С. 99−116.
  43. , В.П. Методология и методика психолого-педагогического исследования Текст.: учебное пособие / В. П. Давыдов, П. И. Образцова, А. И. Уман. М.: Логос, 2006. — 128с.
  44. , А.Н. Механизм смыслообразования как предмет философского анализа Текст. / А. Н. Давыдов // Мир психологии. 2001. — № 2(26). — С.35−44.
  45. , В.В. Предметная деятельность и онтогенез познания Текст. / В. В. Давыдов, В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 1998. — № 5. — С. 11−29.
  46. , Ю.Г. Диагностика психических нарушений Текст.: практикум / Ю. Г. Демьянова. М.: Логос, 2004. — 160с.
  47. Дети с временными задержками в развитии Текст.: сб. науч. тр. / под ред. М. С. Певзнер, Т. А. Власовой. М.: Просвещение, 1971. — 56 с.
  48. Дети с задержкой психического развития Текст.: сб. науч. тр. / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. — 62 с.
  49. С. М. Целеобразование в совместной деятельности Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук / С. М. Джакупов. М., 1985. — 22 с.
  50. , В.Н. Экспериментальная психология Текст.: учебник / В. Н. Дружинин. СПб.: ПИТЕР, 2000. — 320 с.
  51. , В.П. Работа понимания Текст. / В. П. Зинченко // Психологическая наука и образование. — 1997. № 3. — С.43−52.
  52. , В.П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст.: / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  53. , В.И. Ментальная структура и динамика коммуникативного мира личности: методология, методы, эмпирические исследования Текст.: учебно-методическое пособие / В. И. Кабрин. Томск: ЦПКЖК, 2002. — 88 с.
  54. , P.P. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду Текст.: учебно-методическое пособие / P.P. Калинина. СПб., 2003. — 144 с.
  55. , В.А. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями Текст.: учебно-методическое пособие / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. СПб.: Питер, 2005. — 288 с.
  56. , Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях Текст.: / Е. А. Климова. -М., 1995.-224 с.
  57. , А.В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. В. Клочко. Барнаул, 2001. — 24 с.
  58. , В.Е. Самореализация личности: системный взгляд Текст. / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Томск, Изд-во Томского университета, 2000. -154 с.
  59. , В.Е. Психосинергетика: новый взгляд на старые проблемы Текст. / В. Е. Клочко // Психологическая диагностика в образовательной практике: материалы Краевой научно-практической конференции. Барнаул, Изд-во БГПУ, 2000. — С. 3−7.
  60. , В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза Текст. / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998. — Вып.2. — С. 11—19.
  61. , Е.В. Предмет современной психологии человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики Текст. / В. Е. Клочко // Образование и социальное развитие региона: сб. тр. Барнаул, 1995. — № 3−4. -С. 104−112.
  62. , В.Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации Текст. / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. -Томск, 1997. Вып.5. — С. 19−27.
  63. , В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности Текст. / В. Е. Клочко. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. — 174 с.
  64. , Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии Текст.: учебное пособие / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
  65. , И.А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития у детей Текст. / И. А. Коробейников // Дефектология. 1995. — № 6. — С. 23−31.
  66. , Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук /Н.Н. Королева. СПб., 1998. — 16 с.
  67. Краткий психологический словарь Текст.: учебное пособие / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону, 1998. — 505 с.
  68. , О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности Текст.: автореф. дис. д-ра. психол. наук / О. М. Краснорядцева. М., 1996.
  69. , И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет Текст.: учебное пособие / И. Ю. Кулагина. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — 176 с.
  70. , И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников Текст.: монография / И. Э. Куликовская. М., 2002. — 224 с.
  71. , В.В., Бардышевская М. К. Аффективное развитие ребенка в норме и патологии Текст. / В. В. Лебединский, М. К. Бардышевская // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т. — М., 2002. Т.1. С. 588−682.
  72. , В.В. Классификация психического дизонтогенеза Текст. / В. В. Лебединский // Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т. М., 2002. — Т.2. — С. 248−254.
  73. , В.В. Нарушения психического развития у детей Текст. / В. В. Лебединский. М., 1985. — 167 с.
  74. , И.Ю. Патопсихология: теория и практика Текст.: учебное пособие / И. Ю. Левченко. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  75. , И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Текст.: учебное пособие / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М., 2001. — 192с.
  76. , А.А. Значение и смысл Текст. / А. А. Леонтьев // Мир психологии. -2001.-№ 2(26).- С. 13−19.
  77. , А.А. Психологическая структура значения Текст. / А. А. Леонтьев // Семантическая структура слова: сб. науч. тр. М., 1971.
  78. А.Н. и современная психология Текст. / под ред. А. В. Запорожцаи др. // сб. статей памяти А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -288 с.
  79. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  80. , А.Н. Образ мира Текст. / А. Н. Леонтьев // Избр. психологические произведения: в 2-х т. М.: Педагогика, 1983. — Т.2. — С. 251−261.
  81. , А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. -1998. -№ 1.-С. 108−127.
  82. , А.Н. Психология образа Текст. / А. Н. Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1979. -№ 1.
  83. , Д.А. Деятельностный ум Текст.: монография / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001.-392 с.
  84. , Д.А. Динамика смысловых процессов Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 1997. — Т. 18, № 6. — С. 23−35.
  85. , Д.А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал М., 1996.- Т.17, № 5. — С. 12−23.
  86. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст.: монография / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
  87. , М.И. Общение, личность и психика ребенка Текст.: монография /М.И. Лисина- под ред. А. Г. Рузской. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 384 с.
  88. , Б.Ф. Сознание как идеальное отражение Текст. / Б. Ф. Ломов — сост. Л. В. Куликова // Психология сознания: хрестоматия. СПб.: ПИТЕР, 2001. -480 с.
  89. , Б.Ф. Проблема образа в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов // Вестник АН СССР. 1985. — № 6. — С.85−92.
  90. , В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей Текст. / В. И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 10−27.
  91. , В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей Текст. / В. И. Лубовский. М., 1989. — 59 с.
  92. , А.Р. Язык и сознание Текст.: монография / А. Р. Лурия. Ростов — на -Дону.: Изд-во «Феникс», 1998. -416 с.
  93. , Л.Г. Особенности первых этапов онтогенеза сознания Текст. / Л. Г. Лысюк // Вопросы психологии. 1993. — № 2. — С.26−33.
  94. , И.И. Психология дизонтогенеза Текст.: монография / И. И. Мамайчук. СПб.: Речь, 2000. — 59 с.
  95. , Т.Д. Диагностика психического развития детей Текст.: учебное пособие /Т.Д. Марцинковская. М.: Академия, 1997. — 176 с.
  96. , С.В. К вопросу о теории сознания в культурно-историческом и деятельностном подходах к объяснению психических явлений Текст. / С. В. Миланов // Мир психологии. 2003. — № 2. — С. 95−103.
  97. , Д. Планы и структуры поведения Текст. /Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам. М., 1965. — 238 с.
  98. , И.Ф. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии Текст.: учебник / И. Ф. Мягков, С. Н. Боков. М., 1999. — 232 с.
  99. , Р.С. Словарь-справочник. Психология в 2-х ч. Текст.: учебноепособие / Р. С. Немов. М., 2003. — С. 72−73.
  100. , Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика Текст. / Н. И. Непомнящая. М.: Владос, 2001. — 192 с.
  101. , О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма Текст.: монография / О. С. Никольская. М., 2000. — 364 с.
  102. , Н.А. История становления представлений об уровневой природе сознания в психологии Текст.: учебное пособие / Н. А. Никонова. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. — 140 с.
  103. , Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы Текст.: учебное пособие / Л. Ф. Обухова. М., 1994. — 200 с.
  104. , А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики Текст.: научное пособие / А. Б. Орлов. М., 2002. — 272 с.
  105. , М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых Текст. / М. В. Осорина. СПб., 1999. — 354 с.
  106. , X. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития Текст. / X. Папушек, М. Папушек, К. Солоед // Психологический журнал. 2000. — Т. 3. — № 3. — С. 65~72.
  107. , А.А. Рождение смысла Текст. / А. А. Пелипенко / Мир психологии. 2001. — № 2(26). — С. 20−26.
  108. , А.А. Смыслогенез и структура сознания (культурологический подход) Текст. / А. А. Пелипенко //Мир психологии. 1998. — № 1. — С. 141.
  109. , В.Ф. Основы психосемантики Текст. / В. Ф. Петренко. М., 1997. -С. 45−61.
  110. , В.Ф. Проблемы значения. Психосемантика сознания Текст.: хрестоматия / В. Ф. Петренко — сост. Л. В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — С. 169−183.
  111. Петров, И. Г. Смысл как рефлексивное отношение человеческого бытия
  112. Текст. / И. Г. Петров // Мир психологии. 2001. — № 2(26). — С. 26−35.
  113. , А.В. Теоретическая психология Текст.: научное издание / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 2001. — 495 с.
  114. , В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления Текст. /В.В. Петухов // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. — № 4. — С. 13−21.
  115. , Ж. Речь и мышление ребенка Текст.: монография / Ж. Пиаже СПб.: Союз, 1997.-256 с.
  116. , JI. Психология аномальных детей и подростков патопсихология Текст.: учебное пособие / Л. Пожар. — М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 128 с.
  117. , А.Н. Образ мира и вопросы сознательности учения: современный контекст Текст. / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2003. — № 2. — С. 122−133.
  118. Проблема смысла в науках о человеке Текст.: материалы международной конференции к 100-летию Виктора Франкла. М., 2005. — 280 с.
  119. Психологическая диагностика в образовательной практике Текст.: материалы краевой научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000.-178 с.
  120. Психологическая диагностика в образовательной практике Текст.: материалы краевой научно-практической конференции. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.- 115 с.
  121. Психологическое исследование: методология, теория, методы Текст.: материалы II региональной школы молодого ученого. Бийск, 2000. — 143 с.
  122. Психология развития Текст.: учебник / Т. М. Марютина, Т. Г. Стефаненко, К. Н. Поливанова [и др.]. М.: Академия, 2001. — 352 с.
  123. Психология сознания Текст.: хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2001.-480 с.
  124. Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития Текст.: материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития. -М., 1998.-С. 15−37.
  125. Психолого-педагогическая диагностика Текст.: учебно-методическое пособие / С. Д. Забрамная — под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М., 2005. — 320 с.
  126. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста Текст.: учебное пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998.-226 с.
  127. ИО.Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973. 416 с.
  128. , С.Л. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1973.
  129. , Э.В. Образ мира как отношение и способ осуществления бытия Текст. / Э. В. Сайко // Мир психологии. 2003. — № 4(36). — С. 3−8.
  130. , Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении Текст. / Е. Е. Сапогова // Вопросы психологии. 1996. — № 2. -С. 5−13.
  131. , Е.Е. Ребенок и знак: психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника Текст.: монография / Е. Е. Сапогова. -Тула, 1993. -264 с.
  132. , Н.Я. Руководство по психологической диагностике Текст.: учебнометодическое пособие / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. М.: Речь, 1998.
  133. , Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст Текст.: учебное пособие / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. СПб.: Речь, 2005. — 384 с.
  134. , В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека Текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 1986. — № 6. — С. 14−22.
  135. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  136. , Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев — под ред. В. Г. Щур. М.: Школа-Пресс, 2000. -416 с.
  137. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. Минск, 1997.-800 с.
  138. , С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтьева Текст. / С. Д. Смирнов // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. — № 2. — С. 16−21.
  139. , С.Д. Мир образов и образ мира Текст. / С. Д. Смирнов // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1981. — № 2. — С. 15−29.
  140. , С.Д. Мир образов и образ мира как парадигма психологического мышления Текст. / С. Д. Смирнов // Мир психологии. 2003. — № 4. — С. 18−31.
  141. , С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов Текст.: сб. статей памяти А. Н. Леонтьева / С. Д. Смирнов — под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -С. 149−155.
  142. , С.Д. Психология образа: проблема активности психическогоотражения Текст. / С. Д. Смирнов. М.: Изд-во МГУ, 1985.
  143. Современный словарь по психологии Текст. / автор-сост. В. В. Юрчук. — Минск, 1998. 267 с.
  144. , В.М. Практикум по специальной психологии Текст.: учебное пособие / В. М. Сорокин, B.JI. Кокоренко — под науч. ред. Л. М. Шипицыной. -СПб.: Питер, 2003. 122с.
  145. Специальная психология Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2003. 464с.
  146. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста Текст. / под ред. С. Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999. — 752с.
  147. , А.П. Понятие «Образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания Текст. / А. П. Стеценко // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. -№ 3. — С.26−37.
  148. , А.П. Рождение сознания: становление значений на ранних этапах жизни Текст.: монография / А. П. Стеценко. М.: ЧеРо, 2005. -256 с.
  149. , В.В. Психологическое строение образа мира и проблема нового мышления Текст. / В. В. Столин, А. П. Намич // Вопросы психологии. 1988. -№ 5.-С. 12−28.
  150. , Л.Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. — 672 с.
  151. , Е.Е. Развитие идей Л.С. Выготского в ранних работах А. Н. Леонтьева Текст. / Е. Е. Соколова // Вопросы психологии. 2003. — № 2. — С. 95−105.
  152. , В.М. Специальная психология Текст.: учебное пособие / В. М. Сорокин — под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2004. — 216 с.
  153. , Ю.К. Время, деятельность, образ мира Текст.: научное издание / Ю. К. Стрелков. М., 1998.
  154. , Е.В. Изучение у ребенка смысловых образований Текст. / Е. В. Субботский // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1997. — № 1. — С. 62−73.
  155. , Ю.В. Динамика ценностно-смысловых составляющих образа мира супругов в процессе становления семейных отношений Текст.: автореф. дис.канд. психол. наук /Ю.В. Трофимова. — Барнаул, 2002. — 22 с.
  156. , Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности: психосемантический подход Текст.: дис. д-ра психол. наук /Е.В. Улыбина. — Ставрополь, 1999.
  157. , Е.В. Психология обыденного сознания Текст.: монография / Е. В. Улыбина. М., 2001. — 263 с.
  158. , О.Н. К проблеме психолого-педагогического изучения детей Текст. / О. Н. Усанова, С. Н. Шаховская // Дефектология. 1995. — № 3. — С. 23−26.
  159. , Г. К. Очерк онтогенеза уровней сознания Текст.: хрестоматия /Г.К. Ушаков — сост. JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001. — 480с.
  160. , Д.И. Проблемы формирования личности Текст.: сб. науч. тр. / Д. И. Фельдштейн — под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1997. — 352 с.
  161. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Текст.: изб. тр. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ: Флинта, 2004. — 642 с.
  162. , Т.Е. Нарушения речи у детей Текст.: учебное пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М., 1993. — 186 с.
  163. Философский энциклопедический словарь Текст.: учебное пособие / ред. -сост.: Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М., 1997. — 565 с.
  164. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М., 1990.
  165. , М. Время картины мира. Время и бытие: Статьи и выступления Текст. /М. Хайдеггер. М., 1993. — С.41−62.
  166. , И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуреобраза мира Текст. / И. Б. Ханина // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. — № 3. — С. 42−49.
  167. , Е.Д. О методологических проблемах современной психологии Текст. / Е. Д. Хомская // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 112−132.
  168. Ценностные сонования психологической науки и психология ценностей Текст. / отв. ред. В. В. Знаков, Б. В. Залевский. М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2008. — 344с.
  169. , А.Г. Проблема сознания в психологической концепции JI.C. Выготского / А. Г. Чеснокова // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 2000. -№ 1. — С.36−47.
  170. , В. Рабочая книга практического психолога Текст.: методическое пособие / В. Шапарь, А. Тимченко, В. Швыдченко. М., 2005. — 672 с.
  171. , И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития Текст.: учебно-методическое пособие / И. А. Шаповал. -М.: Сфера, 2005. 320 с.
  172. , И.А. Специальная психология Текст.: учебное пособие / И. А. Шаповал. М.: Академия, 2005. — 224 с.
  173. , Б.Д. Введение в психологию развития Текст. / Б. Д. Эльконин. -М., 1994.-256 с.
  174. , П.Д. Психология и методология Текст. / П. Д. Юревич // Психологический журнал. 2000. — Т.21, № 5. — С. 35−45.
  175. , П.Д. Системный кризис психологии Текст. / П. Д. Юревич // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 3−11.
  176. , М.Г. История психологии. От античности до середины XX века Текст.: учебное пособие / М. Г. Ярошевский. М.: Академия, 1997. — 416 с.
  177. , JI.B. Основы детской психопатологии Текст.: учебное пособие / JI.B. Яссман, В. Н. Данюков. М., 2003 — 256 с.
  178. Bloom L.M. Language development: Form and function in emerging grammars.1. Cambrige, 1970.
  179. Clark A. Bein there: Putting brain, body and world together again. Chicago, IL., 1997.
  180. Clark D.L. Krentzberg S.K. Chee F.K.W Vestibular ingluence en motor development in infants// Science. 1977. N. 196. — P. 1228−1229.
  181. Campbell R., Walos R. The study of Panguage acquisition. In: Lyons S. (Ed.). New Horizons in Linguistics. Penguin, 1970.
  182. Golomb C. The Childap. s Creation of a Pictorial World. 2004.
  183. Lonner W.J., Malpass R. Psychology and culture. Toronto, 1983. — P. 45−60.
  184. Nadelman L. Research Manual in Child Development 2004.
  185. Marshall G.R. Psychological aspects of Semantic structure //R/ Meetham (Ed.). Encyclopedia of Linguistic information & control. London, 1969.
  186. McNeil D. The development of language: In: Mus-sen P. H. (Ed.) Carmi chaels manual of child psychology. 3rd. Vol.1.-N.Y., 1970.-P. 1061−1161.
  187. McNeil D. The Asquisition of Language: The Study of Developmental Psycholinguistics. N. Y., 1970.
  188. Naremore R.S., Hopper R. Children leqaning language: a practical introduction to communication development. Singular Publishing Group, Inc. San Diego London, 1997.
  189. Howarth C. Idenity in whose eyes? The role of representations in indentity construction // J. for the theory of social behaviour. Oxford, 2002. — Vol. 32, № 2. — P. 145−162.
  190. Salkind S.J. Child Development, 2002.
  191. Slobin D. Psycholinguistics, Glenview L., 1971.
  192. D. (Ed.). The ontogenesis of grammar. -N.Y., 1973.
  193. L., Wise L.L., Winters T.M. (eds.) Advancing Scientific Research in Education 2005.
Заполнить форму текущей работой