Рациональные, эмоциональные, волевые характеристики структуры игровой деятельности как факторы психического развития дошкольника
Диссертация
Наиболыпий разрьш числовых данных наблюдается в осознании звуко-буквенной структуры слов. Лидирование по этому показателю детей экспериментальной группы объясняется тем, что в процессе игровой деятельности происходит формирование не только связной речи, но и ее грамматического строя на основе подражания, т. е. ребенок овладевает грамматически правильными формами изменения слов и согласования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблемы психического развития дошкольника
- 1. 1. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника
- 1. 2. Разработка понятия деятельности и ее структуры в отечественной науке
- 1. 3. Структура игровой деятельности и ее значение в развитии ребенка дошкольного возраста
- 1. 3. 1. Эмоциональные характеристики в структуре игровой деятельности
- 1. 3. 2. Рациональные характеристики в структуре игровой деятельности
- 1. 3. 3. Волевое характеристики в структуре игровой деятельности
- 1. 4. Проблемы развития структурных и содержательных характеристик игровой деятельности
- Глава 2. Организация и методики исследования
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Исследование структурных характеристик игровой деятельности и их взаимосвязей
- 2. 3. Методики исследования уровня развития игровой деятельности
- 2. 4. Исследование зависимости психологической готовности ребенка к школьному обучению от уровня развития структурных характеристик его игровой деятельности
- Глава 3. Результаты исследования влияния структурных и содержательных характеристик игры на психическое развитие дошкольника
- 3. 1. Результаты исследования специфики взаимосвязей характеристик игры
- -33.2. Результаты исследования уровня развития игровой деятельности
- 3. 3. Результаты исследования влияния структурных и содержательных характеристик игры на развитие психологической готовности ребенка к школе
Список литературы
- Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — М. МГУ, 1989. — 154 с.
- Аболин Л. М., Блинова Л. Ф. Образовательное пространство школы нового типа. Казань: Карпол, 1997. — 155 с.
- Аболин Л. М., Бабырев К. Д. Эмоционально-волевые качества личности школьника, принципы и методы их формирования на занятиях физической культурой. -Казань: Мин-во нар. обр-я ТАССР, 1988, 50 с.
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. 2-е изд. — М.: Академия, 1996. — 128 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994. — 143 с.
- Арапова Н. О преемственности в работе дошкольных образовательных учреждений и школ // Дошкольное воспитание. -1994. -№ 1. С. 5−7.
- Асмолов А. Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования // Дошкольное воспитание. -1994. -№ 6. С. 2−5.
- Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. — 464 с.
- Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международ, пед. академия, 1995. -212 с.
- Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1975. — 612 с.
- Брушлинский А. В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности
- Психологический журнал. 1994. — Т. 15, № 3. — С. 17−27.
- Брушлинский А. В., Воловикова М. И. О взаимосвязях процессуального (динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления // Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. -С.84−96.
- Брушлинский А. В. Деятельность субъекта и психическая деятельность // Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. И. Т. Красавин. М.: Политиздат, 1990. — С. 129−138.
- Букатов В. Школа и детский сад: парадоксы в преемственности обучения // Дошкольное воспитание. 1992. — № 7−8. — С. 3−5.
- Буева JI. П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
- Васильев И. А. К анализу условий возникновения интеллектуальных эмоций // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 56−59.
- Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций //Психология эмоций / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993. — С. 3−27.
- Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. М., 1983. — С. 191−160.
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. -М.: Изд-во МГУ, 1976−142с.
- Вопросы психологии воли / Рязанский гос. пед. ун-т- Под ред. В. И. Селиванова. -Рязань, 1979. 134 с.
- Воспитание детей в игре / Сост. А. Н. Бондаренко, А. И. Матусик. 2-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
- Воспитание детей в игре: Сборник / Сост. Д. В. Менджерицкая, Е. Д. Тапшцева. -М.: Учпедиздат, 1958. 192 с.-11 626. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982.
- Выготский JI. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 61−72.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой. — М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
- Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
- Гаспарова Е. Ведущая деятельность дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1987. — № 7. — С. 45−50.
- Голециова О., Клиндова Л., Бертыхова Я. Игры в детском саду: Пер. со словац. -М.: Просвещение, 1966. 252 с.
- Геноблин Ф. Н. Воля, характер, деятельность: Рассказы о психической жизни человека. Минск: Нар. асвета, 1996. — 211 с.
- Готовность к школе / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Наука, 1995. — 128 с.
- Гуманистические традиции воспитания в России на ненасильственной основе: Тезисы докладов X региональной науч. -практ. конференции. Ниж. Новгород, 1996. — 142 с.
- Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 164 с.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
- Давыдов В. В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990.-С. 143−156.
- Денисова 3. В. Механизмы эмоционального поведения ребенка / Под ред. Н. И. Касаткина. Л.: Наука, 1978. — 143 с.
- Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции / Под ред. В. М. Смирнова, А. И. Гроха-чева. Л.: Наука, 1974. — 258 с.
- Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. М.: Детский центр Венгера, 1996. — 52 с.
- Додонов Б. И. Проблема соотношения деятельности и эмоциональных характеристик личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. — С. 115−121.
- Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
- Додонов Б. И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности // Вопросы психологии. 1978. — № 3. — С. 21−32.
- Дьяченко О. М. Программа «Развитие» // Психологическая наука и образование. -1996. 3. С. 32−43.
- Задорожнюк И. Е. Новое в теоретических разработках и практических приложениях теории деятельности // Психологический журнал -19%. Т. 17, № 3. — С. 161−166.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. // Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 316 с.
- Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А. В. Запорожца. М., 1995. — 171 с.
- Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М.: Просвещение, 1988. — 94 с.
- Зимин П. П., Чудоаровский Ю. В. Воспитание Воли. Ташкент: Укитувчи, 1988. -135 с.
- Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. — 64 с.
- Зобков В. А. Психология отношения и личности учащегося. Казань: Изд-во Казанского университета, 1992. — 154 с.
- Иванникова В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во1. МГУ, 1991, — 140 с.
- Игра дошкольника / Под ред. С. JL Новоселовой. М., 1992. — 197 с.
- Исмагилова А. Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1992. 21 с.
- Каган М. С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
- Коломинский А. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1986. — 83 с.
- Коломинский Я., Жизневский Б. Социально-психологические аспекты руководства ролевой игрой // Дошкольное воспитание. 1986. — № 6. — С. 40−43.
- Комарова Н.Ф. Диагностика игры детей. Н. Новгород: НГПИ, 1992. — 23 с.
- Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
- Корнилов К.Н. Воспитание воли и характера. М. — Л.: Детгиз, 1948. -32 с.
- Корнилов К.Н. Воля и ее воспитание. М.: Знание, 1957. 24 с.
- Кравцова Е. Е., Кравцов Г. Г. Готовность к школе // Дошкольное воспитание. -1991,-№ 7.-С. 81−84.
- Кротов В. Г. Государство чувств: Ориентирование во внутреннем мире. М.: Нов. школа, 1997. — 256 с.
- Крупнов А. И. Психологическая структура действий человека. М: Изд-во УДН, 1990. — 56 с.
- Крутецкий В.А. Воспитание воли и характера. М.: Знание, 1960 — 40 с.
- Кулюткин Д. Н., Сухобская Г. С. Мотивация познавательной деятельности. Л., 1972, — 117 с.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 316 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 481−521.
- Леонтьев А. Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка // Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — С. 431−445.
- Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995. — С. 13−25.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 143 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лотман Ю. М. Избранные статьи. Т. 3.: Теория и семиотика искусства. Механизмы культуры. Таллин: Александра, 1993. — 494 с.
- Лук А. Н. Эмоции и личность М.: Знание, 1982 — 175 с.
- Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. — 167 с.
- Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1948. — Вып. 14. — С. 89 — 129.
- Матюшкин А. М. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей // Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — С. 29−34.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Г. А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Михайленко Н. Я. Проблемы субкультуры дошкольников и сюжетная игра // Универсальное и национальное в дошкольном детстве / Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: Центр «Дошкольное Детство», 1994. — С. 61−64.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Почему ребенок играет? // Дошкольное воспитание. 1985. — № 4. — С. 21−24.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания //Дошкольное воспитание. -1992. -№ 5−6. С. 17−27.
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействия взрослого с ребенком в игре // Дошкольное воспитание. 1993. — № 3. — С. 6−15.
- Неверович Я. 3. Развитие воли у дошкольников // Психология личности и деятельности дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — С. 71−107.
- Неверович Я. 3. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности // Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. — С. 29−43.
- Неверович Я. 3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986. — С. 32−51.
- Непомнящая Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М.: Просвещение, 1965. — С. 358−395
- Никифоров А. Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 52−68.
- Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и всестороннее воспитание детей // Дошкольное воспитание. 1983. — № 10. — С. 38−46.
- Новые исследования в психологии и возрастной физиологии / Отв. ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1992. — № 2 (2). — 150 с.
- Новые технологии обучения и воспитания, диагностики и творческого саморазвития личности: Материалы IV Всероссийской науч. -практ. конференции. Йошкар-Ола, 1996. — Ч. 3 — 138 с. — Ч. 4 — 140 с.
- Ольшевская О. И. Роль и значение эмоций. Минск: Беларусь, 1968. — 80 с.
- Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Осницкий А. К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 5−16.
- Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. — 135 с.
- Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / Сост. 3. В. Дощицына. М.: Новая школа, 1994. — 48 с.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллекгав. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Петровский А. В. Психология развивающейся личности. М., 1987. — 239 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международ, пед. академия, 1994. — 680 с.
- Поддьяков Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: Профессиональное образование, 1996. — 32 с.
- Проблемы психологии воли: Материалы IV науч. конференции / Под ред. В. И. Селиванова. Рязань, 1974. — 133 с.
- Проблемы психологии воли: Тезисы V всесоюз. науч. конференции. Рязань: РГПИ, 1991. — 191 с.
- Прохоров А. О. Методики диагностики психических состояний личности. Казань, 1997. — 87 с.
- Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
- Психологические исследования интеллектуальной деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 232 с.- 122 110. Психологические исследования познавательных процессов и личности / Отв. ред.
- Д. Ковач и др. М.: Наука, 1983. — 216 с.
- Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. 2-е изд. -М.: Аспект Пресс, 1995. — 152 с.
- Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964. — 352 с.
- Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — 351 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 295 с.
- Психология формирования личности детей дошкольного и школьного возраста. -Минск: Нар. аевета, 1987. Вып. 8. — 80 с.
- Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю, Б, Гиппенрейтер. 2-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1993. — 303 с.
- Психофизиология и психофизика / Под ред. Ю. М. Забродина, А. Н. Лебедева. -М.: Наука, 1977.-288 с.
- Путляева Л.В. О функциях эмоций в мыслительном процессе // Вопросы психологии. 1979. -№ 1. — С. 28−37.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.- 392 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. — 703 с.
- Рубинштейн С. Л. Принципы творческой самодеятельности // Ученые записки высшей школы гор. Одессы. М., 1922. — Т. 2. — 264 с.
- Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.- 238 с.
- Русалова М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М.: Наука, 1979. — 171 с.
- Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 286 с.
- Селиванов В. И. Избранные психологические произведения. Рязань: Изд-во РГПИ, 1992. — 574 с.
- Сикорский И. А.: О постановке воспитания сообразно естественному ходу развития ребенка / Под ред. О. В. Морозовой, Н. С. Даведьяновой // Дошкольное воспитание. 1996. — № 12. — С. 64−71.
- Симонов П.В. Что такое эмоция ? М.: Наука, 1966. — 95 с.
- Сироткин Л. Ю. Школьник и его развитие и воспитание. Самара, 1991. -243 с.
- Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии. Йошкар-Ола: МарГУ, 1996. -202 с.
- Стрелкова Л. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987. — 16 с.
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. М.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 166 с.
- Телегина Э. Д. Мотивы и задачи интеллектуальной деятельности // Искусственный интеллект и психология. М., 1976. — С. 41−95.
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. -535 с.
- Тихонов А. Н., Уфимцев М. В. Статистическая обработка результатов эксперимента. М.: МГУ, 1988. — 173 с.
- Туркулец Н. Разновозрастная группа: формирование сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. 1992. — № 8. — С. 63−66.
- Ульенкова У. Важнейшее условие полноценного формирования личности // Дошкольное воспитание. 1991. — № 8. — С. 46−48.
- Унадзе Д. Н. Психологические исследования. Тбилиси: Мизниереба, 1966. — 287 с.
- Универсальное и национальное в дошкольном детстве / Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: Центр «Дошкольное детство», 1994. — 117 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г. А. Урунтаевой. М.: Просвещение, 1995. — 291 с.
- Усова А. П. Роль юры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1976. — 96 с.
- Чудновский В. Э. К проблеме соотношения внешнего и внутреннего в психологии. М.: Педагогика, 1981. — 168 с.
- Швырев В. С. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории // Деятельность: теории, методология, проблемы. -М.: Политиздат, 1990. С. 9−17.
- Шорохова Е. В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука, 1974. — С. 6−32.
- Щукин М. Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: Автореф. дисс. докт. психол. наук Новосибирск, 1994. — 40 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
- Экспериментальные исследования волевой активности: Межвуз. сб. научн. тр. -Рязань, 1986. 134 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международ, пед. академия, 1995. — 224 с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3. — С. 5−16.
- Эльконин Д. Б. Психологические игры. М., 1978. — 263 с.
- Эльконин Д. Б. Развитие личности ребенка дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. -М.: Просвещение, 1965. — С. 254−293
- Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
- Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978. — 391 с.
- Яворончук Л. Без игры нет детства // Дошкольное воспитание. 1994. — № 4. — С. 74−76.
- Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 114 с.
- Якобсон П.М. Психология чувств. 2-е изд. — М.: АПН, 1958. — 384 с.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 317 с.
- Kabat vel Job, Otmar. Geschwister in der Familie: e. Elternratgeber //Otmar Kabat vel Job- Lutz Schmidt, Monika ReiBig. Leipzig: Verl. fur die Frau, 1986. — 160 s.
- Pinther, Arnold. Mit dir leben: Kleine Eheschule fur junge Veiheiratete und solhe, die es werden mochte //A. Pinther, B. Henniger. Leipzig: Verl. fur die Frau, 1987. — 144 s.
- Wilbauer G. Psychologie fur Kmdergartnerinnen. Berlin, 1990. — 139 s.
- Wissenschaft und Menschheit- 1981: Fasslich und Exakt tiber das wichtigste im der Weltwissenschaft. Berlin: Verlag Snanije, 1981. — 400 s.