Конфликт (от лат. сonflictus — столкновение) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой.
Школа — это пространство, где каждый день встречаются сотни людей — детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Но умеем ли мы эффективно их разрешать?
К сожалению, не всегда. Не случайно семинары, анонсирующие помощь в решении различного рода конфликтов, пользуются у педагогов невероятной популярностью.
Конфликты в учебных заведениях были, есть и будут. Пожалуй, они появились одновременно с возникновением самой сферы образования. Поэтому умение решать конфликтные ситуации возникающие в школе, особенно конфликт между ребенком и педагогом, — одно из самых сложных заданий педагогов.
Есть только одно универсальное психологическое правило для решения конфликтов: универсальных правил для разрешения конфликтов нет. Каждый конфликт индивидуален, и потому нужно в первую очередь разобраться в тех основаниях, на которых он строится.
1. Конфликты между ребенком и педагогом
Рассмотрим типы конфликтов, которые возникают в школьной середе[4, c.90]:
— между детьми — как внутривозрастные, так и межвозрастные;
— между ребенком и педагогом;
— между педагогом и родителями;
— конфликты в самом педагогическом коллективе — межучительские;
— конфликты между педагогам и администрацией;
— конфликты внутри родительского сообщества, межродительские (наименее заметные и наименее болезненные для учителей конфликты).
Выдающийся педагог современности Василий Александрович Сухомлинский писал: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом — большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликт — одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
Все конфликты являются проблемной зоной для педагогов, но рассмотрим один из них более подробно — конфликт между ребенком и педагогом.
Противоречия между педагогом и учащимися всегда отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях, но и на эмоционально-психическом состоянии каждой из конфликтующих сторон. Не случайно в последнее время специалисты все чаще отмечают такое негативное явление в педагогической среде, как «синдром психического выгорания», который чаще всего является следствием затяжного профессионального стресса.
Конфликты в педагогической деятельности надолго нарушают систему взаимоотношений между педагогом и учащимися, вызывают у педагога глубокое стрессовое состояние и неудовлетворенность своей работой. Такое состояние усугубляется сознанием того, что успех в педагогической деятельности зависит от поведения учащихся, что может привести к появлению состояния зависимости педагога от «милости» его воспитанников.
По мнению психолога М. М. Рыбаковой между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:
— конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий;
— конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения;