Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследования. Основные теоретические положения и практические разработки исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской, межрегиональных, областных научно-практических конференциях (г. Киров, 1999, 2001, 2002, 2003, 2005 гг.) — на 11 съезде практических психологов образования Кировской области (2005 г.), методических объединениях практических психологов г. Слободского… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА МНЕНИЯ СВЕРСТНИКОВ
    • 1. 1. Общение и межличностное взаимодействие как факторы развития личности подростка
    • 1. 2. Роль сверстников в становлении личности подростка
    • 1. 3. Психологические особенности восприимчивости к мнениям сверстников и характера реагирования на них в подростковом возрасте как проблема педагогической психологии
    • 1. 4. Проблема формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в современной науке
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНЫХ СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ НА МНЕНИЯ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    • 2. 1. Контингент испытуемых, методы и методики исследования
    • 2. 2. Характеристика типов подростков с различным уровнем восприимчивости к мнениям сверстников и характером реагирования на них
    • 2. 3. Программа формирования адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников и оценка ее эффективности

Психологические условия формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблеме психосоциального развития личности подростка уделяется в настоящее время достаточно много внимания. Подчеркивается, с одной стороны, обострение потребности в признании «самости», уникальности, с другой — психологическая зависимость от сверстников. Это обусловлено тем, что подросткам свойственно повышение значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формирование сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Важнейшими чертами подросткового возраста являются стремление к общению со сверстниками, появление в поведении признаков, свидетельствующих о желании утвердить свою самостоятельность, независимость, личную автономию. Роль других людей, в частности, взрослых и сверстников на разных этапах развития личности не одинакова. На ранних этапах социализации главенствующая роль принадлежит взрослому, отношения со сверстниками начинают играть доминирующую роль только в подростковом возрасте. В процессе взаимодействия подростков со сверстниками происходит заимствование, освоение продуктивных способов поведения, взаимоотношений, приобщение к социальным ценностям и нормам, отработка эффективных способов реагирования на разнообразные жизненные ситуации.

Исследователи подчеркивают, что отношения со сверстниками оказывают решающее влияние на формирующуюся личность подростка, на развитие его Я-концепции, самосознания, оценки и самооценки (Л. И. Божович, М. И. Боришевский, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, И. С. Кон, А. М. Прихожан, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Д. Харрис). Подростки в силу недостаточной психологической и социальной зрелости ориентируются на мнение социального окружения. Одни авторы считают, что подростки в поисках идеала ориентируются на взрослых (А. В. Зосимовский, В. Н. Куницы-на, Н. М. Яковлев), другие говорят о значимости близких дружеских отношений (Я. Л. Коломинский, А. Г. Ковалев), третьи — об ориентации на сверстника как образец (А. А. Бодалев, Т. В. Драгунова, А. М. Прихожан).

Ориентированность на мнения сверстников как личностная характеристика особенно ярко проявляется в подростковом возрасте и актуализируется в ситуациях несоответствия собственного мнения с мнением значимого сверстника. Ввиду незрелости Я-концепции, неуверенности в себе, низкого уровня самопознания у подростков формируется психологическая зависимость от сверстника и в дальнейшем закрепляется в стиле взаимодействия с окружающими людьми. Модели поведения, реагирования на определенные воздействия извне, способы взаимодействия с окружающими, как бы ни были они изменены и преобразованы под воздействием внешних, социальных факторов, в своей основе содержат модели, имевшие место в детстве. И, зачастую, не скорректированные в детском и подростковом возрасте, они способны оказать негативное влияние на жизнедеятельность взрослого человека, отношения личности к окружающему социальному миру, к себе самому.

Ввиду несформированности отношения к себе и собственной ценности подростки чрезмерно чувствительны к ожидаемому отношению других к себе. Они ориентируются в своих действиях и поступках в значительной степени на мнения других, испытывают трудности в самостоятельном принятии решений. Подростки с осторожностью выражают свое мнение, особенно если оно расходится с мнением группы, болезненно воспринимая потерю авторитета в группе. В ответ на высказанное мнение сверстников подростки могут продемонстрировать целый спектр поведенческого реагирования: агрессивное, толерантное, миролюбивое, юмористическое, косвенное. Однако в младшем и старшем подростковом возрастах наименее представленными в поведенческом репертуаре оказываются стратегии сотрудничества и альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие способов более полноценной и качественной саморегуляции своего психоэмоционального состояния. В целом исследователи констатируют бедную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования на мнения значимого окружения, а также слабую обученность подростков конструктивным способам реагирования на разнообразные жизненные ситуации (Е. Н. Туманова, С. В. Фролова).

Анализ научной литературы и изучение реальной педагогической практики показывают, что ориентированность на мнения, действия, чувства другого как значимого, так и незначимого человека является предметом различных психолого-педагогических исследований. Однако при всем многообразии аспектов изучения ориентированности подростка на мнение значимого окружения недостаточно исследованными остаются взаимосвязь уровня восприимчивости подростков к мнениям сверстников и характера реагирования на нихне определены личностные качества подростков, обусловливающие адекватное реагирование на мнение значимого окружения и в силу этого выступающие в статусе значимых для общения и взаимодействияне выявлены условия формирования адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников. Решение этих задач позволит у подростков активизировать навыки общения, расширит поведенческий репертуар, даст ориентиры эффективного взаимодействия партнеров, обеспечит усвоение стратегий и тактик толерантного общения. В силу вышеизложенного изучение психологических условий адекватного реагирования подростков на мнения сверстников представляется нам актуальным и значимым.

Цель исследования — выявление психологических условий формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте.

Объект исследования — особенности реагирования подростков на мнения сверстников.

Предмет исследования — психологические условия формирования адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников.

Гипотеза исследования состоит из ряда предположений:

1. Существуют различные типы подростков, выделяемые на основе уровня восприимчивости к мнениям сверстников и характера реагирования на них, которые обусловлены рядом качеств личности, первостепенное значение среди них имеют уверенность, независимость, выдержка, толерантность, эмоциональная устойчивость. Неоптимальным является тип подростков с болезненной восприимчивостью к мнениям сверстников и эмоциональным реагированием на их мнения.

2. В качестве психологических условий формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников выступают следующие: развитие способности к рефлексивному анализу и самоанализуосознание собственного стиля взаимодействия с окружающими людьми, способа реагирования на мнения сверстниковформирование качеств личности, связанных с отношением к себе (уверенность в себе, независимость) и с отношением к другим (эмоциональная устойчивость, выдержка, толерантность) — обучение приемам реагирования на мнения сверстников в конкретных ситуациях.

3. Данные условия могут быть реализованы посредством развивающей программы, предусматривающей специальную работу с подростками, направленную на формирование адекватных способов реагирования на мнения сверстников.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме восприимчивости к мнениям сверстников и реагирования подростков на их мнения.

2. Разработать систему методических средств диагностики типов подростков, выделяемых на основе восприимчивости к мнениям сверстников и реагирования на них.

3. Установить индивидуально-типические особенности подростков с различным уровнем восприимчивости к мнениям сверстников и характером реагирования на них.

4. Выявить психологические условия формирования адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников.

5. Определить эффективность специального обучения в рамках развивающей программы, направленной на формирование адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников.

Теоретико-методологической основой исследования являются: принцип развития в психологии (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Г. Ковалев, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин) — принцип системности в психологии (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов и др.) — принцип активности в психологии (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. В. Петровский и др.) — принципы педагогики и психологии ненасилия (В. Г. Маралов, А. Б. Орлов, Ю. М. Орлов, В. А. Ситаров) — положения теории гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) — фундаментальные и экспериментальные исследования, посвященные проблемам общения (А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. А. Петровская, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Э. Берн) — концепция социального взаимодействия и межличностной значимости в группе (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Ч. Джеймс, И. С. Кон, А. Г. Лазурский, Б. Ф. Ломов, Д. Мид, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский) — теоретические положения представителей различных школ и направлений о мере значимости в группе, об отношениях со значимыми другими, возрастных и индивидуальных особенностях восприятия человека человеком (А. А. Бодалев, Н. П. Воробьева, В. Н. Князев, Т. К. Комарова, А. А. Кроник, Е. А. Кроник, А. В. Петровский, Е. А. Хорошилова, Н. Б. Шкопоров, Е. В. Щедрина и др.) — теория и методология социально-психологического тренинга как метода активного социально-психологического обучения (И. В. Вачков, В. И. Гарбузов, С. Керрел, Л. М. Митина, Л. А. Петровская, А. М. Прихожан, Д. В. Рязанова, К. Фоппель).

Реализация поставленных задач осуществлялась с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературыметод анкетирования, тестирования, метод экспертных оценок. Для количественного анализа экспериментальных данных применялись методы математической статистики (угловое преобразование Фишера, непараметрический критерий Н Крускала-Уоллеса). Обработка проводилась с использованием компьютерной программы SPSS (программа статистической обработки данных, версия 14.0.).

В качестве конкретных методик были использованы: авторская методика «Особенности реагирования подростков на мнения сверстников" — методика экспертных оценок по определению типа ориентированноститест на определение типа темпераментахарактерологический опросник Г. Шмише-ка, выявляющий акцентуации характераличностный опросник Т. Лири, диагностирующий межличностные отношения и свойства личности, существенные при взаимодействии с другими людьмиметодика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности (Т. В. Маталина) — факторный личностный опросник Р. Кеттелла (HSPQ) — личностный опросник А. Баса и А. Дарки, дифференцирующий проявления агрессии и враждебностимодифицированный тест-опросник мотивации аффиляции (А. Мехраби-ан) — методика «Шкала тревожности» (О. Кондаш).

Надежность и достоверность полученных результатов подтверждается исходными теоретико-концептуальными положениямииспользованием комплекса методов и методик, адекватных целям, задачам и логике исследованиярепрезентативностью выборки участников эксперимента, эмпирической проверкой гипотезыстатистической обработкой полученных данныхсочетанием количественного и качественного анализа результатов исследования.

Организационная база исследования:

Первый этап (1998;2000 гг.) — теоретическое осмысление проблемы, определение теоретического содержания научно-исследовательской работы, проведение пилотажного исследования по выявлению ориентированности подростков на определенную модель взаимодействия со сверстниками.

Второй этап (2001;2003 гг.) — разработка концепции исследования модели личр ости, ориентированной на мнения сверстниковапробация методики, определяющей типы подростков с различным уровнем восприимчивости г к мнения'^ сверстников и характером реагирования на нихисследование личностных особенностей подростков различных типов.

Третий этап (2004;2006 гг.) — разработка программы специального обучения, направленного на формирование адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников, проведение психолого-педагогического эксперимента по развитию и коррекции способности к адекватному реагированию подростков на мнения сверстников.

Четвертый этап (2007;2008 гг.) — корректировка теоретического материала работы, обработка данных повторной диагностики по определению типа подростков с различным уровнем восприимчивости и характером реагирования на мнения сверстников в экспериментальной и контрольной группах, оценка эффективности проведенной экспериментальной работы, оформление исследовательской работы.

Контингент испытуемых представлен учащимися МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 1 пгтВахруши Слободского района Кировской области, МОУ СОШ № 7 и МОУ Лицей № 9 г. Слободского Кировской области. В пилотажном исследовании участвовало 167 учащихся седьмых, восьмых и девятых классов, в констатирующем эксперименте приняли участие 160 учеников восьмых классов, в формирующем эксперименте — 52 подростка (26 человек вошли в состав экспериментальной и столько же в контрольную группу).

Научная новизна исследования заключается в следующем: — установлена взаимосвязь уровня восприимчивости подростков к мнениям сверстников и характера реагирования на нихвыделены типы подростков с различным уровнем восприимчивости к мнениям сверстников и особенностями реагирования на их мненияопределены личностные качества подростков, обусловливающие различные типы, выделяемые на основе уровня восприимчивости к мнениям сверстников и характера реагирования на нихвыявлены психологические условия формирования адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстниковдоказано, что с помощью специально организованных практических занятий можно развить и скорректировать способность подростков к адекватному реагированию на мнения сверстников.

Теоретическая значимость заключается в том, что в диссертационном исследовании обогащены представления современной возрастной и педагогической психологии о психологических особенностях восприимчивости к мнениям сверстников и характера реагирования на них в подростковом возрасте: описаны индивидуально-типические особенности подростков в зависимости от уровня восприимчивости к мнениям сверстников и характера реагирования на нихразработана теоретическая модель адекватного реагирования подростков на мнения сверстников, включающая взаимосвязанные между собой эмоциональный, когнитивный, поведенческий и личностный компонентыопределены критерии адекватности эмоциональных, когнитивных, поведенческих стратегий реагирования подростков на мнения сверстников (адекватные, частично адекватные, неадекватные).

Практическая значимость исследования определяется полученными результатами и выводами по формированию адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников: разработан методический аппарат для исследования уровня восприимчивости подростков к мнениям сверстников и характера реагирования на нихразработана и апробирована развивающая программа по формированию адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников, которая использована в качестве программы факультативного курса для учащихся среднего и старшего звена;

— возможно использование полученного материала в работе педагогов-психологов в процессе организации оптимального взаимодействия подростков со сверстниками, при индивидуальном консультировании подростков.

Положения, выносимые на защиту:

1. На основе сочетания уровня восприимчивости к мнениям сверстников и характера реагирования на них выявлены типы подростков, которые условно названы: восприимчивые, скрытные, импульсивные, адекватные.

2. В качестве психологических условий формирования адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников выступают: развитие рефлексивного анализа и самоанализаосознание собственного стиля взаимодействия с окружающими людьми, способа реагирования на мнения сверстниковформирование уверенности в себе, толерантности, эмоциональной устойчивости, ответственности за свое поведениеобучение приемам реагирования на мнения сверстников в конкретных ситуациях.

3. Эффективным средством реализации данных условий выступает развивающая программа, направленная на формирование адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников.

Апробация исследования. Основные теоретические положения и практические разработки исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской, межрегиональных, областных научно-практических конференциях (г. Киров, 1999, 2001, 2002, 2003, 2005 гг.) — на 11 съезде практических психологов образования Кировской области (2005 г.), методических объединениях практических психологов г. Слободского (2002—2006 гг.) — материалы исследования использовались для участия во Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации — 2002» (диплом лауреата конкурса) и первом Всероссийском конкурсе «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях» (диплом участника конкурса, 2007 г.) — в выставке материалов передового педагогического опыта Кировской области (диплом II степени, 2005 г.) и в III областном конкурсе развивающих программ в области практической психологии образования (диплом I степени, 2006 г.) — в ходе чтения факультативного курса для учащихся среднего и старшего звена.

Внедрение результатов проходило в следующих направлениях: материалы, полученные в рамках исследования, внедрялись в практику в семинарах-тренингах с педагогами-психологами на базе областного центра практической психологии г. Кирова и городского методического кабинета г. Слободского Кировской областирезультаты исследования использовались в консультативной деятельности психологической службы и при проведении факультативного курса для учащихся среднего и старшего звена МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 1 пгт Вахруши Слободского района Кировской области и МОУ Лицей № 9 г. Слободского Кировской областирезультаты исследования психологических условий формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте отражены в 10 публикациях (5,42 п. л).

Структура диссертации отражает общую логику исследования, включает введение, две главы, заключение, библиографический список (169 наименований, в том числе 3 на иностранном языке), приложение. Общий объем работы 178 страниц, включающей 6 рисунков и 20 таблиц. В Приложении приводятся тексты используемых методик, примеры упражнений, таблицы, схемы.

Выводы по второй главе.

Проведенное экспериментальное выявление психологических условий формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте позволяет сделать следующие выводы.

1. Экспериментально доказано существование четырех типов подростков, выделенных на основе уровня восприимчивости к мнениям сверстников и характера реагирования на них:

I тип — восприимчивые — болезненно воспринимают и неадекватно реагируют на мнения сверстников (высокий уровень восприимчивости и степени реагирования);

II тип — импульсивные — внутренне не воспринимают, но внешне эмоционально реагируют на мнения сверстников (низкий уровень восприимчивости и высокая степень реагирования);

III тип — скрытные — внутренне воспринимают, но внешне эмоционально не реагируют на мнения сверстников (высокий уровень восприимчивости и низкая степень реагирования);

IV тип — адекватные — воспринимают мнения сверстников и реагируют на них адекватно, имеют собственное мнение (низкий уровень восприимчивости и степени реагирования).

2. Выявлены и описаны индивидуально-типические особенности подростков с различным уровнем восприимчивости к мнениям сверстников и характером реагирования на их мнения.

3. Формирование адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте может осуществляться с помощью системы развивающих занятий и индивидуальных консультаций, построенных на принципах добровольного участия, доверия, активности, системности, последовательности и развития.

4. Развивающая программа, направленная на совершенствование когнитивного, поведенческого, эмоционального, личностного компонентов адекватного реагирования на мнения сверстников должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности подростков.

5. Реализация этапов модели конструктивного изменения поведения (подготовка, осознание, переоценка, действие) способствует формированию адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте.

6. В ходе формирующего эксперимента необходимо большое внимание уделять рефлексивному анализу проблем межличностного взаимодействия, способствующему актуализации причин возникновения болезненной чувствительности к мнению сверстника, осознанию возможных способов преодоления неадекватного реагирования в сложных ситуациях взаимодействия, повышению эмоциональной устойчивости подростков, выдержки, уверенности в себе, обучению приемам реагирования на мнения сверстников в конкретных ситуациях.

8. Эффективность психологических условий формирования адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников экспериментально подтверждена. Полученные в ходе экспериментального исследования данные и их количественно-качественный анализ говорят о достоверных положительных изменениях у подростков экспериментальной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность исследования уровня восприимчивости подростков к мнениям сверстников и характера реагирования на них и недостаточность работ теоретического и эмпирического характера по данной теме обусловливают изучение особенностей проявления и условий формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте.

Проведенное диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. На основании сочетания уровня восприимчивости и характера реагирования на мнение выделены типы подростков: I тип — восприимчивые — болезненно воспринимают и эмоционально реагируют на мнение (высокий уровень восприимчивости и степени реагирования) — II тип — импульсивные — внутренне не воспринимают, но внешне эмоционально реагируют на мнения сверстников (низкий уровень восприимчивости при высокой степени реагирования) — III тип — скрытные — внутренне воспринимают, но внешне эмоционально не реагируют на мнения сверстников (высокий уровень восприимчивости при низкой степени реагирования) — IV тип — адекватные — воспринимают и реагируют на мнения сверстников адекватно (низкий уровень восприимчивости и степени реагирования).

2. Адекватное реагирование на мнение сверстников является одной из проблем педагогической психологии и рассматривается в качестве поведенческого компонента отношения к мнению значимого другого. Адекватное реагирование — это способность выбрать из ряда альтернатив такую поведенческую реакцию, которая в наибольшей степени соответствует контексту ситуации, снижает взаимную напряженность на фоне толерантного отношения подростка к мнению других, способствует сглаживанию ситуации, не провоцирует противоположную сторону на дальнейшее продолжение конфликта.

3. Компоненты адекватного реагирования подростков на мнения сверстников: эмоциональный компонент (эмоциональная устойчивость, выдержка, способность к саморегуляции эмоциональных состояний и взаимоотношений с другими) — когнитивный компонент (недостаток знаний о своих психических особенностях и возможностях в процессе взаимодействия, незнание способов реагирования на фрустрацию, трудности, конфликтную ситуацию) — поведенческий компонент (социальные и коммуникативные умения и навыки взаимодействияэффективность решения коммуникативных задачвариативность поведения в стандартных ситуациях взаимодействия и освоение стратегий адекватного поведения) — личностный компонент (независимость личности, толерантность, уверенность в себе).

4. Критерии адекватности эмоциональных, когнитивных, поведенческих стратегий реагирования подростков на мнения сверстников (соответственно): адекватные стратегии: преодоление раздражительности и невыдержанности, эмоциональная устойчивость, уравновешенность и выдержкапонимание, принятиеразъяснение, согласование, сотрудничество, уступчивостьчастично адекватные: сдерживание раздражительности, самообладаниечастичное понимание и принятие, отрицаниеобъяснение, предупреждениенеадекватные: невыдержанность, раздражительность, эмоциональное реагирование, эмоциональная неустойчивость, агрессивностьнепонимание, непринятие, избегание.- агрессивное поведение, импульсивность.

5. На формирование адекватных способов реагирования на мнения сверстников влияют личностные особенности подростков, первостепенное значение среди которых приобретают такие характеристики, как уверенность в себе, независимость, выдержка, толерантность, эмоциональная устойчивость, ответственность за свое поведение.

6. Развивающая программа, направленная на реализацию психологических условий по формированию адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников и включающая занятия по повышению эмоциональной устойчивости, выдержки, уверенности в себе, развитию способности к рефлексивному анализу и самоанализу, осознанию собственного стиля взаимодействия с окружающими людьми, обучению реагированию на мнения сверстников в конкретных ситуациях позволяет активизировать навыки общения, расширяет поведенческий репертуар, дает ориентиры эффективного взаимодействия партнеров, обеспечивает усвоение адекватных поведенческих стратегий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Проблемы общения в психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1981. — С. 218−241.
  2. К. А. Личность в условиях дефицита общения Текст. / К. А. Абульханова // Воспитание школьников. 2000. — № 10. — С. 4−8.
  3. , В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов Текст. / В. С. Агеев // Вопросы психологии. 1986. — JNs 1. — С. 95−101.
  4. , Р. О целеустремленных системах Текст.: пер. с англ. / Р. Акофф, Ф. Эмири — под ред. И. А. Ушакова. М.: Сов. радио, 1974. — 271 с.
  5. , М. И. Взаимоотношения между подростками и родителями Текст. / М. И. Алексеева // Проблемы возрастной психологии: тез. докл. к VII съезду о-ва психологов СССР. М., 1989. — С. 107−108.
  6. , Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика Текст. / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. — 1968. — № 6. — С. 21−33.
  7. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛТУ, 1968. — 339 с.
  8. , Г. М. Социальная психология Текст.: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2002. — 364 с.
  9. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками Текст. / Л. Ф. Анн. СПб.: Питер, 2002. — 271 с.: ил.
  10. , Г. Л. Социально-психологические аспекты личного отношения человека к человеку Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Г. Л. Бардиер. Л., 1982. — 17 с.
  11. , М. М. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского Текст. / М. М. Бахтин // Психология личности. Тексты. М., 1982. — С. 250−256.
  12. , Л. И. Психологическая изоляция подростков в коллективе класса: причины, пути коррекции и предупреждения Текст.: дис.. канд. психол. наук / Л. И. Белозерова. Л., 1983. — 189 с.
  13. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986. 424 с.
  14. , М. И. Нормы общения и внутренний мир личности Текст. / М. И. Бобнева // Проблемы общения в психологии — под. ред. Б. Ф. Ломова.-М., 1981.-С. 241−276.
  15. , А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  16. , Л. И. Избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович — под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -209 с.
  17. , М. И. Теоретические вопросы самосознания личности Текст. / М. И. Боришевский. Киев: Вища школа, 1980. — С. 5−38.
  18. , С. А. Социальный самоконтроль школьников в структуре их взаимодействия с ближайшим окружением Текст.: дис.. канд. психол. наук / С. А. Булгаков. СПб., 1994. — 137 с.
  19. , И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст.: учеб. пособие / И. В. Вачков. М.: Ось-89, 2000. — 224 с.
  20. Возрастная и педагогическая психология Текст. — под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1973. — 352 с.
  21. , Н. П. Возрастная динамика общения школьников Текст.: дис.. канд. психол. наук / Н. П. Воробьева. -М., 1989. 198 с.
  22. В мире подростка Текст. — под ред. А. А. Бодалева. М.: Медицина, 1980.-296 с.
  23. , JI. С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 3. История развития высших психических функций / Л. С. Выгодский — под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  24. , Л. С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский — под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  25. , В. И. Практическая терапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье Текст. / В. И. Гарбузов. СПб.: Сфера, 1994. — 16 с.
  26. , Д. Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками Текст. / Д. Б. Годовикова // Исследование по проблемам возрастной педагогической психологии: сб. науч. тр. — отв. ред. М. И. Лисина. М., 1980. — С. 78−98.
  27. , Ж. Что такое психология Текст. В 2 т. Т. 1: пер. с франц. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1996. — 496 с.
  28. , Ж. Что такое психология Текст. В 2 т. Т. 2: пер. с франц. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1996. — 376 с.
  29. , Л. Я. Психология эмоциональных отношений Текст. / Л. Я. Гозман. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 174 с.
  30. , Р. М. Творчество и преодоление стереотипов Текст. / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: OMS, 1984. — 192 с.
  31. , Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / Н. И. Гуткина. — М., 1983. — 176 с.
  32. , В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  33. , Т. В. Подросток Текст. / Т. В. Драгунова. М.: Знание, 1976.-96 с.
  34. , О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: учебник / О. Ю. Ермолаев. М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2002. -336 с.
  35. , Д. А. Управление чужим поведением: Технология личного психологического влияния Текст. / Д. А. Зарайский. — Дубна: Феникс, 1997.-272 с.
  36. , Б. В. Теория личности в зарубежной психологии Текст. / Б. В. Зейгарник. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 128 с.
  37. , Ф. Застенчивость Текст.: пер. с англ. / Ф. Зимбардо. -М.: Педагогика, 1991. 207 с.
  38. , Н. И. Общительность и темперамент школьников Текст. / Н. И. Ильина. Пермь, 1961. — 256 с.
  39. , С. Б. Психология потребности Текст.: учеб.-метод, пособие / С. Б. Каверин. Тамбов, 1996. — 80 с.
  40. , М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия его формирования Текст.: учеб. пособие по спецкурсу / М. Г. Казакина. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1981. — 69 с.
  41. , Т. Б. Изучение индивидуально-личностных особенностей членов дружественных пар Текст. / Т. Б. Карцева // Психологический журнал. 1985. — № 5. — С. 164−165.
  42. , С. Групповая психотерапия подростков Текст. / С. Керрел — пер. с англ. А. С. Маслова. — СПб.: Питер, 2002. 224 с.: ил.
  43. , В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастномплане) Текст.: дис.. канд. психол. наук / В. Р. Кисловская. — М., 1971. — 194 с.
  44. , М. Психология подростка: психосексуальное развитие Текст.: пер. с фр. / М. Клее. М.: Педагогика, 1991. — 171 с.
  45. , Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция Текст.: учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. М.: Академический Проект, 2005 — 192 с.
  46. , В. Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Н. Князев. М., 1981. — 22 с.
  47. , Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (общие и возрастные особенности) Текст.: учеб. пособие для пед. спец. вузов / Я. Л. Коломинский. Минск: Тетра Системе, 2000. — 431 с.
  48. , Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: (общие и возрастные особенности) Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Я. Л. Коломинский. М., 1974. — 59 с.
  49. , Т. К. Субъективная значимость лиц круга ближайшего общения в процессе самопознания старшеклассников Текст. / Т. К. Комарова // Общение и формирование личности: сб. науч. тр. Гродно, 1984. — С. 58−69.
  50. , Т. К. Роль эталона личности во взаимосвязи самопознания и саморазвития старшеклассников с познанием значимых других Текст. / Т. К. Комарова // Проблемы возрастной психологии: тез. докл. к VII съезду о-ва психологов СССР. М., 1989. — С. 130.
  51. Кон, И. С. Открытие Я Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  52. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
  53. Кон, И. С. Дружба Текст.: этико-психологический очерк / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1987. — 348 с.
  54. , С. В. Межличностное понимание и его роль в общении (на материале общеобразовательной школы) Текст.: дис.. д-ра пси-хол. наук / С. В. Кондратьева. Дрогобичь, 1977. — 434 с.
  55. , JI. В. Влияние обратной связи на самоконтроль личности в общении Текст.: дис.. канд. психол. наук / JT. В. Копец. Киев, 1986. — 292 с.
  56. , А. П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) Текст. /
  57. A. П. Краковский. М.: Педагогика, 1970. — 272 с.
  58. , Э. Строение тела и характер Текст.: пер. с нем. / Э. Кречмер. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 220−222.
  59. , А. А. В главных ролях: Вы. Мы. Он. Ты. Я. Психология значимых отношений Текст. / А. А. Кроник, Е. А. Кроник. М.: Мысль, 1989.-204 с.
  60. , О. Б. Подросток в системе референтных отношений Текст.: учеб. пособие / О. Б. Крушельницкая. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. — 208 с.
  61. , В. Г. Психология и педагогика Текст.: курс лекций /
  62. B. Г. Крысько. М.: Омега-Л, 2006. — 368 с.
  63. , С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков Текст.: учеб.-метод. пособие / С. А. Кулаков — под ред. Л. И. Вассермана. М.: Фолиум, 1998. — 70 с.
  64. , С. И. Роль установок личности в восприятии другого человека Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / С. И. Курячий. — М., 1984.-21 с.
  65. , А. Ф. Избранные труды по психологии Текст. / А. Ф. Лазурский. М.: Наука, 1997. — 445 с.
  66. , И. В. Изучение личности школьника Текст. / И. В. Лавровская. Киров: Информ. центр, 1991. — 96 с.
  67. , А. А. Психология общения Текст. / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999.-365 с.
  68. , А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
  69. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  70. , А. И. Самооценка школьника Текст. / А. И. Липкина. -М.: Знание, 1976. 64 с.
  71. , М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное Текст. / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1992. — С. 3−32.
  72. , М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст. / М. И. Лисина — под ред. А. Г. Рузской. М.- Воронеж: МПСИ МО ДЕК, 2001. — 384 с.
  73. , А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1983. — 225 с.
  74. , А. Е. Эти трудные подростки Текст. / А. Е. Личко. — Л.: Лениздат, 1983. 126 с.
  75. , В. Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу Текст.: дис.. канд. психол. наук / В. Н. Лозоцева. — М., 1978. -219 с.
  76. , Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  77. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации Текст. / отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 319 с.
  78. , В. Г. Индивидуально-типические особенности уровня притязаний учащихся старших классов Текст.: дис.. канд. психол. наук / В. Г. Маралов. -М., 1981.-212 с.
  79. , В. Г. Психология педагогического взаимодействия с детьми Текст.: монография / В. Г. Маралов. М.: Прометей, 1992. — 75 с.
  80. , В. Г. Психология и педагогика, насилия Текст. / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. М.: Реалист, 1997. — 369 с.
  81. , В. Г. Актуальные проблемы психологии саморазвития Текст. / В. Г. Маралов // Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности. Ч. 1: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Киров, 2002.-С. 7−12.
  82. , С. К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы Текст.: дис.. канд. психол. наук / С. К. Масгутова. М., 1988. — 196 с.
  83. , А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // А. Маслоу. Психология личности: тесты / А. Маслоу. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 312.
  84. , Е. Я Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения Текст. / Е. Мелибруда — пер. с польск. Е. В. Новиковой — под ред. А. А. Бодалева, А. Б. Добровича — М.: Прогресс, 1986. — 255 с.
  85. , Л. М. Психология развития конкурентоспособности личности Текст. / Л. М. Митина. 2-е изд., стер. — М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. — 400 с.
  86. , А. В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  87. , А. В. Общение школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1987. — 80 с.
  88. , А. В. Социализация и «смутное время» Текст. / А. В. Мудрик. -М.: Знание, 1991. 78 с.
  89. , В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст.: учеб. для студ. вузов. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
  90. , В. Н. Составление характеристики личности на основе принципов теории отношения Текст. / В. Н. Мясищев // Психология отношений — под ред. А. А. Бодалева. — М.: Ин-т практической психологии — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. С. 338−342.
  91. , Р. С. Психология Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 576 с.
  92. , А. П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. П. Новгородцева. М., 1989. — 20 с.
  93. , Н. Н. Психология межличностного взаимодействия Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Н. Н. Обозов. Л., 1979. — 35 с.
  94. , Л. Ф. Детская возрастная психология Текст.: учеб. пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Педагогическое о-во России, 1999. -442 с.
  95. , Г. Личность: проблема науки или искусства? Текст. / Г. Олпорт // Психология личности. Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 208−212.
  96. , Д. Самооценка и самоуважение Текст. / Д. Ольшанский // Школьный психолог. 2002. — № 4. — С. 6−7.
  97. , Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера Текст. / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
  98. , Н. Магические метафоры: 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей Текст. / Н. Оуэн — пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Эксмо, 2002. — 320 с.
  99. , В. Н. Психология общения Текст. / В. Н. Панферов // Вопросы философии. 1971. -№ 7. — С. 126−131.
  100. , Б. Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1981.-351 с.
  101. , Ф. Опыт психологии самопознания Текст.: практикум по гештальттерапии / Ф. Перлз. М.: Гиль-Эстель, 1993. — 240 с.
  102. , А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  103. Психология развивающейся личности Текст. — под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 225 с.
  104. , Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 168 с.
  105. Подросток на перекрестке эпох Текст. — под ред. С. В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
  106. , Б. Ф. Социальная психология и история Текст. / Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1979. — 232 с.
  107. Практикум по социально-психологическому тренингу Текст. — под ред. Б. Д. Парыгина СПб.: Россия-Нева, 1994. — 175 с.
  108. , А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков Текст.: дис.. канд. психол. наук / А. М. Прихожан. -М., 1977.- 141 с.
  109. , А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе Текст. / А. М. Прихожан. М.: Сфера, 2000. — 192 с.
  110. Психологический словарь Текст. — под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
  111. Психология современного подростка Текст. — под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  112. Психология Текст.: учебник — под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999.-584 с.
  113. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.: учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  114. , К. К науке о личности Текст. / К. Роджерс // История зарубежной психологии: тексты — под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 112−117.
  115. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  116. , С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  117. , К. Групповая психотерапия Текст. / К. Рудестам. -СПб.: Питер, 1999. 384 с.
  118. , А. А. Факторный личностный опросник Р. Кет-телла-95 Текст. / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. Ярославль: Презентация, 1999. — 92 с.
  119. , Д. В. Тренинг с подростками: с чего начать? Текст.: пособие для психолога и педагога / Д. В. Рязанова. М.: Генезис, 2003. -138 с.
  120. , Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценка другими людьми Текст. / Е. И. Савонько // Изучение мотивации поведения детей и подростков — под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972. — С. 81−111.
  121. , Т. В. Успехи признания в группе (старший дошкольный возраст) Текст. / Т. В. Сенько. Минск: Народная асвета, 1991. — 112 с.
  122. , Т. В. Психология взаимодействия Текст.: учеб. пособие / Т. В. Сенько. Минск: Кандашев, 1999. — 132 с.
  123. , Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 350 с.: ил.
  124. , В. И. О нормативной модели развития в юношеском возрасте Текст. / В. И. Слободчиков // Предпринимательство и занятость юных. 1999. — № 2/3. — С. 26−28.
  125. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  126. , В. И. Интегральная периодизация общего психического развития Текст. / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 38−48.
  127. , И. А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / И. А. Слободянюк. Киев, 1989. — 113 с.
  128. , Р. Групповая работа с детьми и подростками Текст.: пер. с англ. / Р. Смид. М.: Генезис, 1999. — 272 с.
  129. , Н. Современные системы психологии Текст.: пер. с англ. / Н. Смит — под общ. ред. А. А. Алексеева. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. — («Психологическая энциклопедия»).
  130. , Т. В. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте Текст. / Т. В. Снигерева, К. Н. Платон. Кишинев: Штиинца, 1988. — 65 с.
  131. , Г. У. Жить в мире с собой и другими Текст.: тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. М.: Генезис, 2001. — 112 с.
  132. , О. В. Специфика обратной связи в межличностном общении Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. В. Соловьева. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 19 с.
  133. Социальная психология Текст. / под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987.-224 с.
  134. , С. С. Кем формируется личность? Текст. / С. С. Степанов // Печатное слово. 2002. — № 4. — С. 6−7.
  135. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983. 286 с.
  136. , А. А. Общественное мнение и поведение личности Текст. / А. А. Тарасенко. — Минск: Наука и техника, 1975. 192 с.
  137. Терапевтические сказки Текст. — под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Академический проект, 2001. 224 с.
  138. , Б. С. Психологическая служба школы Текст. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие. / Б. С. Тетенькин. Киров, 1991. — 112 с.
  139. Технологии социально-психологических тренингов Текст. -М.: Социальное здоровье России, 2001. 208 с.
  140. , Е. Г. Восприятие человеческих отношений в подростковом и юношеском возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / Е. Г. Товбаз. — Комсомольск-на-Амуре, 1997. — 176 с.
  141. Толковый словарь русского языка Текст. В 4 т. Т. 2: Л-Ояповеть / сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов и др. — под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1938. — 1039 с.
  142. , Дж. Психология как наука о поведении Текст. / Дж. Уотсон. М.: Аст-ЛТД, 1998. — 704 с.
  143. , С. Ф. Межличностные отношения трудных подростков Текст. / С. Ф. Устименко // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 27−33.
  144. , Л. Основные положения философии будущего Текст. / Л. Фейербах // Избранные философские произведения. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1955. С. 203−206.
  145. , Д. И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПА, 1994. — 192 с.
  146. Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношения с окружающими Текст. / К. Флейк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин. М.: Мир, 1993.-511 с.
  147. , С. Л. Сочинения Текст. / С. Л. Франкл. М.: Правда, 1990.-607 с.
  148. , А. Психология «Я» и защитные механизмы Текст.: пер. с англ. / А. Фрейд. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. 140 с.
  149. , Л. М. Психологический справочник учителя Текст. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  150. , К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения Текст. В 4 т.: практ. пособие: пер. с нем. / К. Фоппель. М.: Генезис, 1998. — 314 с.
  151. , К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения Текст.: пер. с нем. / К. Фоппель. М.: Генезис, 2002.-336 с.
  152. , Т. А. Я хороший, ты хороший Текст.: пер. с англ. / Томас А. Харрис. -М.: Соль, 1993. 176 с.
  153. , Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. А. Хорошилова. -М., 1984.-24 с.
  154. , И. И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. М.: Педагогика, 1977. — 143 с.
  155. , Н. А. Социальная психология в образовании Текст.: учеб. пособие / Н. А. Шевардин. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  156. , Н. Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984.-24 с.
  157. . H. М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью личности Текст.: дис.. канд. психол наук / H. М. Шуленда. Киев, 1980. — 178 с.
  158. , Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений Текст. / Е. В. Щедрина // Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 239 с.
  159. , Д. Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. Б. Эльконин — под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 221 с.
  160. , Э. Г. Детство и общество Текст.: пер. с англ. / Э. Г. Эриксон. — СПб.: Ленато: Университетская книга, 1996. 592 с.
  161. , Т. И. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю Текст. / Т. И. Юферева // Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 104−124.
  162. Harris, J. R. Where is the Child’s Environment? A Group Socialization Theory of Development Text. / J. R. Harris // Psychological Review. 1995. — Vol. 102, No. 3. — P. 458−489.
  163. Homans, G. C. Sociai Behavior. Its elementary forms Text. / G. C. Homans // Harcourt Brace a Word. N. Y., 1961. — P. 53−75.
  164. Sullivan, H. S. Conception of Modem Psychiatry Text. / H. S. Sullivan // Selected Works. 1964. — Vol. 1. — P. 3−30.
  165. Авторская методика «Особенности реагирования подростков на мнения сверстников»
  166. Тебя интересует мнение других людей о тебе? а) интересует-б) не знаю, не думал-в) не интересует.
  167. Мнение кого тебя интересует больше всего? а) близкого, знакомого человека-б) незнакомого человека.
  168. Чье мнение интересует тебя в большей степени (проранжируй)?1. я2. мать-3. отец-4. брат-5. сестра-6. бабушка, дедушка-7. лучшая подруга (друг)-8. сверстник-9. одноклассник-10. бывшая подруга (друг), с которой не дружите-
  169. Тебе важнее узнать о себе:1. положительное мнение (одобрение, похвала)-2. отрицательное мнение (критика)-3. и положительное, и отрицательное мнение.
  170. Тебя интересует в большей степени мнение сверстника по поводу (про-ранжируй):1. внешнего вида-2. характера-3. способностей-4. умения дружить, быть другом-5. отношения к учебе-6.умения общаться-7. другое (допиши).
  171. Как ты думаешь, какой ты по характеру?
  172. С мнением кого из класса ты хотел бы познакомиться (Ф.И. полностью)
  173. Что ты думаешь об этом человеке?
  174. Как ты думаешь, какого он о тебе мнения?
  175. Что о тебе думает важный, значимый для тебя взрослый (кто)?
  176. Опиши, как ты относишься к мнению окружающих, воспринимаешь и реагируешь на него? (дайте развернутый ответ)
  177. Опросник «Особенности реагирования подростков на мнениясверстников»
  178. Инструкция: На каждый вопрос вы должны ответить дважды: как воспринимаете и как реагируете на мнение сверстников о себе. Выберите вариант ответа, основываясь на приведенных ниже характеристиках. Воспринимаю:
  179. A) болезненно переживаю, испытываю отрицательные эмоции- Б) не переживаю, пропускаю сквозь уши, не думаю об этом-
  180. B) переживаю, испытываю положительные эмоции-
  181. Кто-либо из сверстников говорит тебе: «Мне кажется, что ты замечательный человек».
  182. Ты занимаешься интересующим тебя делом и думаешь, что оно у тебя получается очень хорошо. Друг-сверстник говорит: «Мне это не нравится!»
  183. Одноклассники порицают тебя за ошибку, совершенную твоим другом.
  184. Кто-то из сверстников говорит тебе, что, по его мнению, то, что ты сделал, великолепно.
  185. Ты разговариваешь с приятелем очень громко, и кто-либо из одноклассников говорит тебе: «Вы ведете себя слишком шумно».
  186. Ты занимаешься своим хобби, а кто-либо из одноклассников спрашивает: «Какой ерундой ты занимаешься?»
  187. В твой адрес одноклассники высказали оскорбительные слова.
  188. Совершенно неожиданно один из одноклассников был очень любезен с тобой.
  189. Ты ожидал хорошую оценку за выполненную работу, а объявляют более низкую отметку, критикуют, указывают на недостатки.
  190. Замолчали, когда ты подошел к группе одноклассников.
  191. На школьном вечере все смотрят на твой наряд с восхищением, делают комплименты.
  192. Объявляют более высокую отметку за контрольную работу, чем ты ожидал.
  193. Ты пришел в новой, на твой взгляд стильной одежде, а одноклассники смотрят на тебя как-то странно, шушукаются, смеются.
  194. Друзья хвалят тебя, говорят комплименты.
  195. Один из одноклассников постоянно дразнит, обзывает, подкалывает тебя.
  196. Ты случайно узнал, что друг за твоей спиной нелестно о тебе отзывался, распускал сплетни.
  197. Ты узнал от друзей, что одноклассники хвалили, одобряли твои учебные успехи.
  198. После выступления вашего класса на общешкольном вечере, ты узнал, что о тебе лестно отзывались сверстники из других школ, причем отметили именно те качества, которыми ты по праву гордишься.
  199. Тебя справедливо критикуют одноклассники, делают замечание (ты на самом деле такой и это знают все окружающие).
  200. Тебя хвалят, подметив такое качество, о котором ты не знал, не замечал у себя раньше.
  201. Тебе делают критическое замечание, которое ты слышишь впервые, и не замечал у себя это качество (например, привычка перебивать на полуслове, использование в речи «слов-паразитов»).
  202. Одноклассники, не зная точно, говорят тебе, что ты списал на контрольной работе, поэтому и получил хорошую отметку.
  203. Сверстник говорит: «Ты, наверное,.(например, можешь стать известным музыкантом, будешь учиться в университете)». Хотя ни ты, ни тот, кто говорит, точно не знает, это только догадки.
  204. Кто-либо из сверстников говорит: «Мне кажется, что ты интересный собеседник».1. Ключ
  205. Подсчитайте количество баллов по шкалам: болезненно воспринимаю (А+В)-не воспринимаю (Б+Г)-болезненно реагирую (б+в)-не реагирую (а+г).
  206. Карта экспертной оценки подростков педагогами
  207. Карту экспертных оценок заполняет классный руководитель и три педагога-предметника, работающих с подростком. Педагогам предлагается оценить, как подросток чаще всего воспринимает и реагирует на мнения сверстников.
  208. Инструщия: на основании ваших наблюдений оцените, каким образом подросток чаще всего воспринимает и реагирует на мнения сверстников. Выберите вариант ответа, основываясь на приведенных ниже характеристиках.
  209. Подросток воспринимает мнения сверстников:
  210. A) болезненно переживает, испытывает отрицательные эмоции- Б) не переживает, пропускает сквозь уши, не думает об этом-
  211. B) переживает, испытывает положительные эмоции-
  212. Г) совершенно не переживает, ориентируется на собственное мнение.
  213. Фамилия, имя учащегося Оценка классного руководителя Оценка учителя Оценка учителя Оценка учителя
Заполнить форму текущей работой