Психологические условия формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в подростковом возрасте
Диссертация
Апробация исследования. Основные теоретические положения и практические разработки исследования докладывались и обсуждались на Всероссийской, межрегиональных, областных научно-практических конференциях (г. Киров, 1999, 2001, 2002, 2003, 2005 гг.) — на 11 съезде практических психологов образования Кировской области (2005 г.), методических объединениях практических психологов г. Слободского… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ НА МНЕНИЯ СВЕРСТНИКОВ
- 1. 1. Общение и межличностное взаимодействие как факторы развития личности подростка
- 1. 2. Роль сверстников в становлении личности подростка
- 1. 3. Психологические особенности восприимчивости к мнениям сверстников и характера реагирования на них в подростковом возрасте как проблема педагогической психологии
- 1. 4. Проблема формирования адекватных способов реагирования на мнения сверстников в современной науке
- Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНЫХ СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ НА МНЕНИЯ СВЕРСТНИКОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
- 2. 1. Контингент испытуемых, методы и методики исследования
- 2. 2. Характеристика типов подростков с различным уровнем восприимчивости к мнениям сверстников и характером реагирования на них
- 2. 3. Программа формирования адекватных способов реагирования подростков на мнения сверстников и оценка ее эффективности
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Проблемы общения в психологии / под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1981. — С. 218−241.
- Абульханова К. А. Личность в условиях дефицита общения Текст. / К. А. Абульханова // Воспитание школьников. 2000. — № 10. — С. 4−8.
- Агеев, В. С. Психологическое исследование социальных стереотипов Текст. / В. С. Агеев // Вопросы психологии. 1986. — JNs 1. — С. 95−101.
- Акофф, Р. О целеустремленных системах Текст.: пер. с англ. / Р. Акофф, Ф. Эмири — под ред. И. А. Ушакова. М.: Сов. радио, 1974. — 271 с.
- Алексеева, М. И. Взаимоотношения между подростками и родителями Текст. / М. И. Алексеева // Проблемы возрастной психологии: тез. докл. к VII съезду о-ва психологов СССР. М., 1989. — С. 107−108.
- Ананьев, Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика Текст. / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. — 1968. — № 6. — С. 21−33.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛТУ, 1968. — 339 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст.: учеб. для вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2002. — 364 с.
- Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками Текст. / Л. Ф. Анн. СПб.: Питер, 2002. — 271 с.: ил.
- Бардиер, Г. Л. Социально-психологические аспекты личного отношения человека к человеку Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Г. Л. Бардиер. Л., 1982. — 17 с.
- Бахтин, М. М. Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского Текст. / М. М. Бахтин // Психология личности. Тексты. М., 1982. — С. 250−256.
- Белозерова, Л. И. Психологическая изоляция подростков в коллективе класса: причины, пути коррекции и предупреждения Текст.: дис.. канд. психол. наук / Л. И. Белозерова. Л., 1983. — 189 с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне. — М.: Прогресс, 1986. 424 с.
- Бобнева, М. И. Нормы общения и внутренний мир личности Текст. / М. И. Бобнева // Проблемы общения в психологии — под. ред. Б. Ф. Ломова.-М., 1981.-С. 241−276.
- Бодалев, А. А. Личность и общение Текст. / А. А. Бодалев. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
- Божович, Л. И. Избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович — под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -209 с.
- Боришевский, М. И. Теоретические вопросы самосознания личности Текст. / М. И. Боришевский. Киев: Вища школа, 1980. — С. 5−38.
- Булгаков, С. А. Социальный самоконтроль школьников в структуре их взаимодействия с ближайшим окружением Текст.: дис.. канд. психол. наук / С. А. Булгаков. СПб., 1994. — 137 с.
- Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники Текст.: учеб. пособие / И. В. Вачков. М.: Ось-89, 2000. — 224 с.
- Возрастная и педагогическая психология Текст. — под ред. А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1973. — 352 с.
- Воробьева, Н. П. Возрастная динамика общения школьников Текст.: дис.. канд. психол. наук / Н. П. Воробьева. -М., 1989. 198 с.
- В мире подростка Текст. — под ред. А. А. Бодалева. М.: Медицина, 1980.-296 с.
- Выготский, JI. С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 3. История развития высших психических функций / Л. С. Выгодский — под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
- Выготский, Л. С. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Л. С. Выготский — под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.-432 с.
- Гарбузов, В. И. Практическая терапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье Текст. / В. И. Гарбузов. СПб.: Сфера, 1994. — 16 с.
- Годовикова, Д. Б. Влияние общения со взрослыми на общение детей со сверстниками Текст. / Д. Б. Годовикова // Исследование по проблемам возрастной педагогической психологии: сб. науч. тр. — отв. ред. М. И. Лисина. М., 1980. — С. 78−98.
- Годфруа, Ж. Что такое психология Текст. В 2 т. Т. 1: пер. с франц. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1996. — 496 с.
- Годфруа, Ж. Что такое психология Текст. В 2 т. Т. 2: пер. с франц. / Ж. Годфруа. М.: Мир, 1996. — 376 с.
- Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений Текст. / Л. Я. Гозман. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 174 с.
- Грановская, Р. М. Творчество и преодоление стереотипов Текст. / Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская. СПб.: OMS, 1984. — 192 с.
- Гуткина, Н. И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / Н. И. Гуткина. — М., 1983. — 176 с.
- Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования Текст. / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
- Драгунова, Т. В. Подросток Текст. / Т. В. Драгунова. М.: Знание, 1976.-96 с.
- Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: учебник / О. Ю. Ермолаев. М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2002. -336 с.
- Зарайский, Д. А. Управление чужим поведением: Технология личного психологического влияния Текст. / Д. А. Зарайский. — Дубна: Феникс, 1997.-272 с.
- Зейгарник, Б. В. Теория личности в зарубежной психологии Текст. / Б. В. Зейгарник. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 128 с.
- Зимбардо, Ф. Застенчивость Текст.: пер. с англ. / Ф. Зимбардо. -М.: Педагогика, 1991. 207 с.
- Ильина, Н. И. Общительность и темперамент школьников Текст. / Н. И. Ильина. Пермь, 1961. — 256 с.
- Каверин, С. Б. Психология потребности Текст.: учеб.-метод, пособие / С. Б. Каверин. Тамбов, 1996. — 80 с.
- Казакина, М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия его формирования Текст.: учеб. пособие по спецкурсу / М. Г. Казакина. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1981. — 69 с.
- Карцева, Т. Б. Изучение индивидуально-личностных особенностей членов дружественных пар Текст. / Т. Б. Карцева // Психологический журнал. 1985. — № 5. — С. 164−165.
- Керрел, С. Групповая психотерапия подростков Текст. / С. Керрел — пер. с англ. А. С. Маслова. — СПб.: Питер, 2002. 224 с.: ил.
- Кисловская, В. Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастномплане) Текст.: дис.. канд. психол. наук / В. Р. Кисловская. — М., 1971. — 194 с.
- Клее, М. Психология подростка: психосексуальное развитие Текст.: пер. с фр. / М. Клее. М.: Педагогика, 1991. — 171 с.
- Клепцова, Е. Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция Текст.: учеб. пособие / Е. Ю. Клепцова. М.: Академический Проект, 2005 — 192 с.
- Князев, В. Н. Психологические особенности понимания личности значимого другого как субъекта общения Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Н. Князев. М., 1981. — 22 с.
- Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах: (общие и возрастные особенности) Текст.: учеб. пособие для пед. спец. вузов / Я. Л. Коломинский. Минск: Тетра Системе, 2000. — 431 с.
- Коломинский, Я. Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников: (общие и возрастные особенности) Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Я. Л. Коломинский. М., 1974. — 59 с.
- Комарова, Т. К. Субъективная значимость лиц круга ближайшего общения в процессе самопознания старшеклассников Текст. / Т. К. Комарова // Общение и формирование личности: сб. науч. тр. Гродно, 1984. — С. 58−69.
- Комарова, Т. К. Роль эталона личности во взаимосвязи самопознания и саморазвития старшеклассников с познанием значимых других Текст. / Т. К. Комарова // Проблемы возрастной психологии: тез. докл. к VII съезду о-ва психологов СССР. М., 1989. — С. 130.
- Кон, И. С. Открытие Я Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1980. — 191 с.
- Кон, И. С. Дружба Текст.: этико-психологический очерк / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1987. — 348 с.
- Кондратьева, С. В. Межличностное понимание и его роль в общении (на материале общеобразовательной школы) Текст.: дис.. д-ра пси-хол. наук / С. В. Кондратьева. Дрогобичь, 1977. — 434 с.
- Копец, JI. В. Влияние обратной связи на самоконтроль личности в общении Текст.: дис.. канд. психол. наук / JT. В. Копец. Киев, 1986. — 292 с.
- Краковский, А. П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) Текст. /
- A. П. Краковский. М.: Педагогика, 1970. — 272 с.
- Кречмер, Э. Строение тела и характер Текст.: пер. с нем. / Э. Кречмер. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 220−222.
- Кроник, А. А. В главных ролях: Вы. Мы. Он. Ты. Я. Психология значимых отношений Текст. / А. А. Кроник, Е. А. Кроник. М.: Мысль, 1989.-204 с.
- Крушельницкая, О. Б. Подросток в системе референтных отношений Текст.: учеб. пособие / О. Б. Крушельницкая. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. — 208 с.
- Крысько, В. Г. Психология и педагогика Текст.: курс лекций /
- B. Г. Крысько. М.: Омега-Л, 2006. — 368 с.
- Кулаков, С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков Текст.: учеб.-метод. пособие / С. А. Кулаков — под ред. Л. И. Вассермана. М.: Фолиум, 1998. — 70 с.
- Курячий, С. И. Роль установок личности в восприятии другого человека Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / С. И. Курячий. — М., 1984.-21 с.
- Лазурский, А. Ф. Избранные труды по психологии Текст. / А. Ф. Лазурский. М.: Наука, 1997. — 445 с.
- Лавровская, И. В. Изучение личности школьника Текст. / И. В. Лавровская. Киров: Информ. центр, 1991. — 96 с.
- Леонтьев, А. А. Психология общения Текст. / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999.-365 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Липкина, А. И. Самооценка школьника Текст. / А. И. Липкина. -М.: Знание, 1976. 64 с.
- Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное Текст. / М. И. Лисина. М.: Педагогика, 1992. — С. 3−32.
- Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка Текст. / М. И. Лисина — под ред. А. Г. Рузской. М.- Воронеж: МПСИ МО ДЕК, 2001. — 384 с.
- Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков Текст. / А. Е. Личко. Л.: Медицина, 1983. — 225 с.
- Личко, А. Е. Эти трудные подростки Текст. / А. Е. Личко. — Л.: Лениздат, 1983. 126 с.
- Лозоцева, В. Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образцу Текст.: дис.. канд. психол. наук / В. Н. Лозоцева. — М., 1978. -219 с.
- Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации Текст. / отв. ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 319 с.
- Маралов, В. Г. Индивидуально-типические особенности уровня притязаний учащихся старших классов Текст.: дис.. канд. психол. наук / В. Г. Маралов. -М., 1981.-212 с.
- Маралов, В. Г. Психология педагогического взаимодействия с детьми Текст.: монография / В. Г. Маралов. М.: Прометей, 1992. — 75 с.
- Маралов, В. Г. Психология и педагогика, насилия Текст. / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. М.: Реалист, 1997. — 369 с.
- Маралов, В. Г. Актуальные проблемы психологии саморазвития Текст. / В. Г. Маралов // Психологические и педагогические проблемы саморазвития личности. Ч. 1: материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Киров, 2002.-С. 7−12.
- Масгутова, С. К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы Текст.: дис.. канд. психол. наук / С. К. Масгутова. М., 1988. — 196 с.
- Маслоу, А. Самоактуализация Текст. / А. Маслоу // А. Маслоу. Психология личности: тесты / А. Маслоу. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 312.
- Мелибруда, Е. Я Ты — Мы: психологические возможности улучшения общения Текст. / Е. Мелибруда — пер. с польск. Е. В. Новиковой — под ред. А. А. Бодалева, А. Б. Добровича — М.: Прогресс, 1986. — 255 с.
- Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособности личности Текст. / Л. М. Митина. 2-е изд., стер. — М.: Изд-во МПСИ — Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. — 400 с.
- Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
- Мудрик, А. В. Общение школьников Текст. / А. В. Мудрик. М.: Знание, 1987. — 80 с.
- Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» Текст. / А. В. Мудрик. -М.: Знание, 1991. 78 с.
- Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество Текст.: учеб. для студ. вузов. — М.: Академия, 1999. — 456 с.
- Мясищев, В. Н. Составление характеристики личности на основе принципов теории отношения Текст. / В. Н. Мясищев // Психология отношений — под ред. А. А. Бодалева. — М.: Ин-т практической психологии — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. С. 338−342.
- Немов, Р. С. Психология Текст.: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 576 с.
- Новгородцева, А. П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. П. Новгородцева. М., 1989. — 20 с.
- Обозов, Н. Н. Психология межличностного взаимодействия Текст.: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Н. Н. Обозов. Л., 1979. — 35 с.
- Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология Текст.: учеб. пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Педагогическое о-во России, 1999. -442 с.
- Олпорт, Г. Личность: проблема науки или искусства? Текст. / Г. Олпорт // Психология личности. Тексты. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 208−212.
- Ольшанский, Д. Самооценка и самоуважение Текст. / Д. Ольшанский // Школьный психолог. 2002. — № 4. — С. 6−7.
- Орлов, Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера Текст. / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1987. — 224 с.
- Оуэн, Н. Магические метафоры: 77 историй для учителей, терапевтов и думающих людей Текст. / Н. Оуэн — пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Эксмо, 2002. — 320 с.
- Панферов, В. Н. Психология общения Текст. / В. Н. Панферов // Вопросы философии. 1971. -№ 7. — С. 126−131.
- Парыгин, Б. Д. Основы социально-психологической теории Текст. / Б. Д. Парыгин. М.: Мысль, 1981.-351 с.
- Перлз, Ф. Опыт психологии самопознания Текст.: практикум по гештальттерапии / Ф. Перлз. М.: Гиль-Эстель, 1993. — 240 с.
- Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Психология развивающейся личности Текст. — под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 225 с.
- Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга Текст. / Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 168 с.
- Подросток на перекрестке эпох Текст. — под ред. С. В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. — 288 с.
- Поршнев, Б. Ф. Социальная психология и история Текст. / Б. Ф. Поршнев. М.: Наука, 1979. — 232 с.
- Практикум по социально-психологическому тренингу Текст. — под ред. Б. Д. Парыгина СПб.: Россия-Нева, 1994. — 175 с.
- Прихожан, А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков Текст.: дис.. канд. психол. наук / А. М. Прихожан. -М., 1977.- 141 с.
- Прихожан, А. М. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе Текст. / А. М. Прихожан. М.: Сфера, 2000. — 192 с.
- Психологический словарь Текст. — под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
- Психология современного подростка Текст. — под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
- Психология Текст.: учебник — под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999.-584 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.: учеб. пособие / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Роджерс, К. К науке о личности Текст. / К. Роджерс // История зарубежной психологии: тексты — под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 112−117.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия Текст. / К. Рудестам. -СПб.: Питер, 1999. 384 с.
- Рукавшиников, А. А. Факторный личностный опросник Р. Кет-телла-95 Текст. / А. А. Рукавишников, М. В. Соколова. Ярославль: Презентация, 1999. — 92 с.
- Рязанова, Д. В. Тренинг с подростками: с чего начать? Текст.: пособие для психолога и педагога / Д. В. Рязанова. М.: Генезис, 2003. -138 с.
- Савонько, Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценка другими людьми Текст. / Е. И. Савонько // Изучение мотивации поведения детей и подростков — под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972. — С. 81−111.
- Сенько, Т. В. Успехи признания в группе (старший дошкольный возраст) Текст. / Т. В. Сенько. Минск: Народная асвета, 1991. — 112 с.
- Сенько, Т. В. Психология взаимодействия Текст.: учеб. пособие / Т. В. Сенько. Минск: Кандашев, 1999. — 132 с.
- Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии Текст. / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2002. — 350 с.: ил.
- Слободчиков, В. И. О нормативной модели развития в юношеском возрасте Текст. / В. И. Слободчиков // Предпринимательство и занятость юных. 1999. — № 2/3. — С. 26−28.
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
- Слободчиков, В. И. Интегральная периодизация общего психического развития Текст. / В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии. 1996. — № 5. — С. 38−48.
- Слободянюк, И. А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / И. А. Слободянюк. Киев, 1989. — 113 с.
- Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками Текст.: пер. с англ. / Р. Смид. М.: Генезис, 1999. — 272 с.
- Смит, Н. Современные системы психологии Текст.: пер. с англ. / Н. Смит — под общ. ред. А. А. Алексеева. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. — («Психологическая энциклопедия»).
- Снигерева, Т. В. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте Текст. / Т. В. Снигерева, К. Н. Платон. Кишинев: Штиинца, 1988. — 65 с.
- Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими Текст.: тренинг толерантности для подростков / Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова. М.: Генезис, 2001. — 112 с.
- Соловьева, О. В. Специфика обратной связи в межличностном общении Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. В. Соловьева. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 19 с.
- Социальная психология Текст. / под ред. А. В. Петровского. -М.: Просвещение, 1987.-224 с.
- Степанов, С. С. Кем формируется личность? Текст. / С. С. Степанов // Печатное слово. 2002. — № 4. — С. 6−7.
- Столин, В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983. 286 с.
- Тарасенко, А. А. Общественное мнение и поведение личности Текст. / А. А. Тарасенко. — Минск: Наука и техника, 1975. 192 с.
- Терапевтические сказки Текст. — под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Академический проект, 2001. 224 с.
- Тетенькин, Б. С. Психологическая служба школы Текст. В 2 ч. Ч. 2: учеб. пособие. / Б. С. Тетенькин. Киров, 1991. — 112 с.
- Технологии социально-психологических тренингов Текст. -М.: Социальное здоровье России, 2001. 208 с.
- Товбаз, Е. Г. Восприятие человеческих отношений в подростковом и юношеском возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / Е. Г. Товбаз. — Комсомольск-на-Амуре, 1997. — 176 с.
- Толковый словарь русского языка Текст. В 4 т. Т. 2: Л-Ояповеть / сост. Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов и др. — под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1938. — 1039 с.
- Уотсон, Дж. Психология как наука о поведении Текст. / Дж. Уотсон. М.: Аст-ЛТД, 1998. — 704 с.
- Устименко, С. Ф. Межличностные отношения трудных подростков Текст. / С. Ф. Устименко // Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 27−33.
- Фейербах, Л. Основные положения философии будущего Текст. / Л. Фейербах // Избранные философские произведения. Т. 1. — М.: Госполитиздат, 1955. С. 203−206.
- Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПА, 1994. — 192 с.
- Флейк-Хобсон, К. Развитие ребенка и его отношения с окружающими Текст. / К. Флейк-Хобсон, Б. Е. Робинсон, П. Скин. М.: Мир, 1993.-511 с.
- Франкл, С. Л. Сочинения Текст. / С. Л. Франкл. М.: Правда, 1990.-607 с.
- Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы Текст.: пер. с англ. / А. Фрейд. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. 140 с.
- Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя Текст. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Фоппель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения Текст. В 4 т.: практ. пособие: пер. с нем. / К. Фоппель. М.: Генезис, 1998. — 314 с.
- Фоппель, К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения Текст.: пер. с нем. / К. Фоппель. М.: Генезис, 2002.-336 с.
- Харрис, Т. А. Я хороший, ты хороший Текст.: пер. с англ. / Томас А. Харрис. -М.: Соль, 1993. 176 с.
- Хорошилова, Е. А. Феномен субъективной значимости другого человека Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Е. А. Хорошилова. -М., 1984.-24 с.
- Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии Текст. / И. И. Чеснокова. М.: Педагогика, 1977. — 143 с.
- Шевардин, Н. А. Социальная психология в образовании Текст.: учеб. пособие / Н. А. Шевардин. М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
- Шкопоров, Н. Б. Феноменология, динамика и психологические механизмы субъективной значимости другого человека для старших подростков в условиях школы-интерната Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1984.-24 с.
- Шкуленда. H. М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью личности Текст.: дис.. канд. психол наук / H. М. Шуленда. Киев, 1980. — 178 с.
- Щедрина, Е. В. Референтность как характеристика системы межличностных отношений Текст. / Е. В. Щедрина // Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 239 с.
- Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. Б. Эльконин — под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 221 с.
- Эриксон, Э. Г. Детство и общество Текст.: пер. с англ. / Э. Г. Эриксон. — СПб.: Ленато: Университетская книга, 1996. 592 с.
- Юферева, Т. И. Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю Текст. / Т. И. Юферева // Рабочая книга школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — С. 104−124.
- Harris, J. R. Where is the Child’s Environment? A Group Socialization Theory of Development Text. / J. R. Harris // Psychological Review. 1995. — Vol. 102, No. 3. — P. 458−489.
- Homans, G. C. Sociai Behavior. Its elementary forms Text. / G. C. Homans // Harcourt Brace a Word. N. Y., 1961. — P. 53−75.
- Sullivan, H. S. Conception of Modem Psychiatry Text. / H. S. Sullivan // Selected Works. 1964. — Vol. 1. — P. 3−30.
- Авторская методика «Особенности реагирования подростков на мнения сверстников»
- Тебя интересует мнение других людей о тебе? а) интересует-б) не знаю, не думал-в) не интересует.
- Мнение кого тебя интересует больше всего? а) близкого, знакомого человека-б) незнакомого человека.
- Чье мнение интересует тебя в большей степени (проранжируй)?1. я2. мать-3. отец-4. брат-5. сестра-6. бабушка, дедушка-7. лучшая подруга (друг)-8. сверстник-9. одноклассник-10. бывшая подруга (друг), с которой не дружите-
- Тебе важнее узнать о себе:1. положительное мнение (одобрение, похвала)-2. отрицательное мнение (критика)-3. и положительное, и отрицательное мнение.
- Тебя интересует в большей степени мнение сверстника по поводу (про-ранжируй):1. внешнего вида-2. характера-3. способностей-4. умения дружить, быть другом-5. отношения к учебе-6.умения общаться-7. другое (допиши).
- Как ты думаешь, какой ты по характеру?
- С мнением кого из класса ты хотел бы познакомиться (Ф.И. полностью)
- Что ты думаешь об этом человеке?
- Как ты думаешь, какого он о тебе мнения?
- Что о тебе думает важный, значимый для тебя взрослый (кто)?
- Опиши, как ты относишься к мнению окружающих, воспринимаешь и реагируешь на него? (дайте развернутый ответ)
- Опросник «Особенности реагирования подростков на мнениясверстников»
- Инструкция: На каждый вопрос вы должны ответить дважды: как воспринимаете и как реагируете на мнение сверстников о себе. Выберите вариант ответа, основываясь на приведенных ниже характеристиках. Воспринимаю:
- A) болезненно переживаю, испытываю отрицательные эмоции- Б) не переживаю, пропускаю сквозь уши, не думаю об этом-
- B) переживаю, испытываю положительные эмоции-
- Кто-либо из сверстников говорит тебе: «Мне кажется, что ты замечательный человек».
- Ты занимаешься интересующим тебя делом и думаешь, что оно у тебя получается очень хорошо. Друг-сверстник говорит: «Мне это не нравится!»
- Одноклассники порицают тебя за ошибку, совершенную твоим другом.
- Кто-то из сверстников говорит тебе, что, по его мнению, то, что ты сделал, великолепно.
- Ты разговариваешь с приятелем очень громко, и кто-либо из одноклассников говорит тебе: «Вы ведете себя слишком шумно».
- Ты занимаешься своим хобби, а кто-либо из одноклассников спрашивает: «Какой ерундой ты занимаешься?»
- В твой адрес одноклассники высказали оскорбительные слова.
- Совершенно неожиданно один из одноклассников был очень любезен с тобой.
- Ты ожидал хорошую оценку за выполненную работу, а объявляют более низкую отметку, критикуют, указывают на недостатки.
- Замолчали, когда ты подошел к группе одноклассников.
- На школьном вечере все смотрят на твой наряд с восхищением, делают комплименты.
- Объявляют более высокую отметку за контрольную работу, чем ты ожидал.
- Ты пришел в новой, на твой взгляд стильной одежде, а одноклассники смотрят на тебя как-то странно, шушукаются, смеются.
- Друзья хвалят тебя, говорят комплименты.
- Один из одноклассников постоянно дразнит, обзывает, подкалывает тебя.
- Ты случайно узнал, что друг за твоей спиной нелестно о тебе отзывался, распускал сплетни.
- Ты узнал от друзей, что одноклассники хвалили, одобряли твои учебные успехи.
- После выступления вашего класса на общешкольном вечере, ты узнал, что о тебе лестно отзывались сверстники из других школ, причем отметили именно те качества, которыми ты по праву гордишься.
- Тебя справедливо критикуют одноклассники, делают замечание (ты на самом деле такой и это знают все окружающие).
- Тебя хвалят, подметив такое качество, о котором ты не знал, не замечал у себя раньше.
- Тебе делают критическое замечание, которое ты слышишь впервые, и не замечал у себя это качество (например, привычка перебивать на полуслове, использование в речи «слов-паразитов»).
- Одноклассники, не зная точно, говорят тебе, что ты списал на контрольной работе, поэтому и получил хорошую отметку.
- Сверстник говорит: «Ты, наверное,.(например, можешь стать известным музыкантом, будешь учиться в университете)». Хотя ни ты, ни тот, кто говорит, точно не знает, это только догадки.
- Кто-либо из сверстников говорит: «Мне кажется, что ты интересный собеседник».1. Ключ
- Подсчитайте количество баллов по шкалам: болезненно воспринимаю (А+В)-не воспринимаю (Б+Г)-болезненно реагирую (б+в)-не реагирую (а+г).
- Карта экспертной оценки подростков педагогами
- Карту экспертных оценок заполняет классный руководитель и три педагога-предметника, работающих с подростком. Педагогам предлагается оценить, как подросток чаще всего воспринимает и реагирует на мнения сверстников.
- Инструщия: на основании ваших наблюдений оцените, каким образом подросток чаще всего воспринимает и реагирует на мнения сверстников. Выберите вариант ответа, основываясь на приведенных ниже характеристиках.
- Подросток воспринимает мнения сверстников:
- A) болезненно переживает, испытывает отрицательные эмоции- Б) не переживает, пропускает сквозь уши, не думает об этом-
- B) переживает, испытывает положительные эмоции-
- Г) совершенно не переживает, ориентируется на собственное мнение.
- Фамилия, имя учащегося Оценка классного руководителя Оценка учителя Оценка учителя Оценка учителя