Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До настоящего времени представления молодежи о семье не становились предметом специального изучения. Необходимость подобного исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, в психолого-педагогической науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о семье, ее психологических особенностях и влиянии на человека и общество в целом, с другой стороны, отсутствует информация о том… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. L ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ
    • 1. Семья глазами российских психологов — специалистов в области психологии личности, семьи и педагогической психологии
      • 1. 1. Психологические характеристики семьи
      • 1. 2. Основные тенденции развития семьи
      • 1. 3. Семья в зеркале научных представлений и массового сознания
    • 2. Семья как психологическая реальность
      • 2. 1. Исследовательские подходы к семье
      • 2. 2. Ценностные ориентации и модели современной семьи
      • 2. 3. Семья в психолог-педагогических исследованиях
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ В РАЗНЫХ ГРУППАХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ
    • 1. Программа исследования представлений о семье
      • 1. 1. Предмет исследования
      • 1. 2. Объект исследования
      • 1. 3. Цельи задачи эмпирического исследования
      • 1. 4. Гипотезы
      • 1. 5. Методы и процедура исследования
    • 2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение
      • 2. 1. Представления и предпочтения старшеклассников и студентов
    • 1. Позиции старшеклассников и студентов по вопросу планирования своей будущей семьи
    • 2. Ориентиры представлений молодежи о семье
    • 3. Актуальные сферы семейной жизни в представлениях молодежи
      • 2. 2. Разные модели современной семьи в представлениях старшеклассников и студентов
    • 1. Представления молодежи о своей будущей семье
    • 2. Сравнительный анализ современных моделей семьи
    • 3. Представления старшеклассников и студентов о семьях предыдущих поколений
  • ВЫВОДЫ

Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нет сомнений, что институт семьи претерпевает этап интенсивных изменений [5, 8, 17, 49, 55]. Становится все более очевидным, что новые явления в брачной и репродуктивной сферах уже не могут интерпретироваться однозначно как отклонение от нормы, а скорее рассматриваются специалистами всех направлений (педагогами, психологами, социологами, демографами, этнографами, биологами и др.) как признаки существенных эволюционных сдвигов в самом институте семьи. Таковы, например, тенденции к снижению рождаемости, малодетности, сознательной бездетности, к добрачной практике сексуального поведения молодежи и т. д., характерные, прежде всего, для крупных городов и индустриально развитых регионов [5].

До настоящего времени представления молодежи о семье не становились предметом специального изучения. Необходимость подобного исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, в психолого-педагогической науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о семье, ее психологических особенностях и влиянии на человека и общество в целом, с другой стороны, отсутствует информация о том, как представлены научные знания (если представлены) в обыденном сознании людей и молодежи, в частности.

Актуальность данной работы состоит и в том, что в ней предпринята попытка изучения содержания представлений о семье у разных групп старшеклассников и студентов в особый период — на стыке веков и тысячелетий, после распада тоталитарного государства, в условиях демократизации общества и высокой степени социальной нестабильности. В изменившихся социальных условиях современная молодежь оказалась в сложных условиях: она вынуждена создавать новые приоритеты в жизни на обломках традиционной системы ценностей. А это, несомненно, находит свое отражение и в содержании представлений о семье.

Данное исследование, являясь психологическим, в то же время имеет выраженный междисциплинарный аспект. Оно базируется на современных принципах научного анализа социальных представлений, психологии семьи, психологии личности, возрастной и педагогической психологии.

Таким образом, настоящее исследование представлений о семье в разных группах старшеклассников и студентов раскрывает важные аспекты процесса переосмысления ориентиров развития семьи, отдельного человека и общества в целом, и полученные данные представляют материал для разработки принципиальных направлений современной педагогической деятельности в области семейной проблематики.

Предмет исследования — различия в представлениях старшеклассников и студентов о семье, связанные с их принадлежностью к разным группам (возрастным, половым, статусным и т. п.).

Объект исследования — представления старшеклассников и студентов о своей будущей семье в изменяющихся социальных условиях.

Цель и задачи исследования

.

Целью работы является изучение содержания представлений о своей будущей семье в разных группах молодежи.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить концептуальные и эмпирические подходы к семье в современной психологии.

2. Определить содержание представлений о семье в разных социально-психологических группах старшеклассников и студентов (половых, возрастных, статусных).

3. Выявить предпочтения разных групп молодежи по поводу моделей их будущей семейной жизни.

4. Сравнить представления старшеклассников и студентов об их будущей семье с их представлениями о семьях родителей и прародителей.

5. Охарактеризовать связь научных представлений о семье и представлений о семье современной молодежи.

Научная новизна и теоретическая значимость и исследования состоят в том, что в нем впервые: изучены представления разных групп старшеклассников и студентов о своей будущей семье, семье родителей и прародителей и выявлены соответствующие групповые различияопределены ориентиры представлений современной молодежи о семье и их иерархический рядвыявлены и описаны пять моделей семьи, содержащиеся в представлениях молодежиразработана и апробирована комплексная методическая программа исследования социальных представлений о семьерассмотрена связь научных и обыденных представлений о семье.

Прикладное значение исследования состоит в том, что полученные в исследовании данные отражают систему ценностей современной молодежи в области семейных отношений, а также некоторые важные тенденции развития семьи в современном обществе. Сформулированные на основе полученных данных выводы могут быть использованы педагогами, психологами, социальными работниками как принципиальные ориентиры воспитательной работы, остро необходимые в период радикальных социальных изменений.

Основные положения, выносимые на защиту 1. На содержание и структуру представлений старшеклассников и студентов о семье влияют такие факторы как возраст, пол, социальный статус (школьникстудент) и образ жизни (самостоятельная жизнь или жизнь в родительской семье). С возрастом и увеличением самостоятельности представления молодежи о семье становятся более содержательными и структурированными: их объем увеличивается за счет количества задействованных характеристик и структурных элементов семьи.

2. Представления молодежи о семье вариативны и соответствуют нескольким основным моделям семейной жизни, рассматриваемым в современной психологической науке: «традиционной», «детоцентрической», «супружеской», «социоцентрической» и «встречающейся».

3. Ориентирами представлений молодежи о семье служат следующие социально-педагогические источники: семья родителей (прародителей), семья знакомых или друзей, художественная и публицистическая литература, семья популярного человека, мнение друзей.

4. Семья старшего поколения, в целом, является для современных старшеклассников и студентов приоритетным ориентиром в становлении представлений о будущей семье.

5. Общей тенденцией содержания представлений старших подростков о семье является выделение двух главных векторов: один связан с представлениями о семье как о социальном институте, другой — с представлениями о семье как о психологической реальности. Причем, представления о семье как о психологической реальности становятся приоритетными для современной молодежи.

Результаты исследования позволяют увидеть сквозь призму представлений молодежи о семье отдельные общие тенденции развития самого института семьи. Вероятно, этап его интенсивных изменений может быть охарактеризован движением по пути все большей вариативности моделей семейной жизни и усиления значимости его психологической составляющей, что отчасти обусловлено тенденцией молодежи одновременно наследовать и модифицировать традиции предыдущих поколений.

В настоящем исследовании вопрос сопоставления научных и обыденных знаний о семье не занимал центрального места, однако полученные результаты выявили их связь, созвучие, но не совпадение. ыф Научные и обыденные представления о семье вариативны по разным основаниям. И если первые (научные) больше связаны с определенными научно-исследовательскими подходами к семье, то вторые (обыденные) хаотичны, тесно связаны с интенсивными изменениями жизни современного общества и являются их отражением.

Исследование подтвердило тенденции, выявленные в более ранних работах по изучению жизненных ценностей молодежи (В.С.Собкин, 1998 г. и др.) и раскрыло богатство представлений молодежи о семье, которые, несомненно, требуют специального изучения в соответствии с современным процессом переосмысления направлений развития общества в целом и института семьи в частности.

Полученные в настоящем исследовании результаты могут быть использованы как важные ориентиры для психологопедагогической и консультативной деятельности в области семейной проблематики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ситуации динамичных преобразований, происходящих в нашем обществе, исследование представлений о семье в разных группах старшеклассников и студентов позволило получить картину обыденных современных представлений о семье в массовом сознании молодежи.

Выявлены некоторые общие тенденции для всех изучаемых групп старшеклассников и студентов, а именно: современная молодежь позитивно относится к идее создания своей собственной семьи и имеет в целом оптимистические представления о своей будущей семейной жизнипредставления старшеклассников и студентов о своей будущей семье реалистичны и вариативныориентиры представлений молодежи о семье связаны с разными социально-педагогическими источниками, приоритетным среди которых является родительская семьяпредставления подростков и юношей о своей будущей семье трансформированы относительно их представлений о семьях двух предыдущих поколений (родителей и прародителей) — в основе представлений молодежи о семье лежат не столько социальные, сколько психологические составляющие этого социального-психологического института.

Наряду с общими, можно выделить некоторые специфические тенденции, связанные со своеобразием социальных ситуаций в разных группах молодежи. На основании результатов исследования нами выявлена определенная динамика представлений о семье при переходе.

137 молодежи от школьного возраста к студенческому и с увеличением степени самостоятельности их жизни: студенты в большей степени, чем старшеклассники осведомлены в вопросах семьи и брака, они обсуждают большее количество сфер и моделей семейной жизниболее содержательными и структурированными оказались представления студентов, живущих самостоятельно, тогда как представления старшеклассников и некоторой группы студентов, проживающих в родительской семье, аморфны и нуждаются в педагогических ориентирах, обогащающих знания в области этики и психологии семейной жизнидевушки-студентки чаще, чем все другие группы молодежи обсуждают сферы семейной жизни, связанные с поддержанием функций семьи как социального института, что, вероятно, является свидетельством изменений женских ориентаций относительно ценностей семейной жизни, происходящих с увеличением возраставариативность представлений молодежи о семье не связана с единым основанием: старшеклассники определяют модель своей будущей семейной жизни чаще в соответствии с ее функциями, студенты, проживающие в родительской семьес задачами, студенты, проживающие самостоятельно — в соответствии со своими потребностямипредставления студентов о будущей семье больше модифицированы относительно их представлений о семьях предыдущих поколений, чем представления старшеклассников, которые, в свою очередь, могут быть охарактеризованы наследованием ценностей семейной жизни из родительской семьи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни- соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. — М.,. Мысль, 1977, 224 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., Наука, 1980, 336 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. О путях построения психологии личности. // Психологический журнал. — 1983, т.4, 14−29 с.
  4. Абульханова-Славская К, А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности.— М., Наука, 1981, 225 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.— М., Мысль, 1991, 299с.
  6. Э.М. К о курки на Н.И. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. // Журнал практического психолога.— 1996, 3−12 с.
  7. .Г. Познавательные потребности и интересы.// Учёные записки ЛГУ. Психология. — Л., 1959. — Вып. 1−6.
  8. Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. — Л.: изд-во ЛГУ, 1968, 339 с.
  9. С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики, — Киев, 1915, 516 с.
  10. М.И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. — М., Изд-во Лествица, 1991. 154 с.
  11. М.А. Проблемы воспитания трудных подростков. // Советская педагогика. — М, 1966, 26 30 с.
  12. А.И. Социология рождаемости. — М., Наука, 1980, 156 с.
  13. Е.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М., 1995, 180 с.
  14. А. Психологическое тестирование. Книга 1. -М., Педагогика, 1982, 317с.
  15. Г. М. Социальная психология. М., изд-во МГУ, 1980,415с.
  16. Л.И. Методологические проблемы формирования и развитая личности. — М., Наука, 1981, 365 с.
  17. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. // Психологический журнал. — 1991- т.2., 8−13 с.
  18. В.Г. Общество: системность, познание, управление. — М., Мысль, 1966, 200 с.
  19. Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. — М., Аргументы и факты, 1993, 608 с.
  20. Т.В. Семья: Проб, учеб. пособие для учащихся сред. учеб. заведений.— М.: Просвещение, 1985, 224с
  21. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, рекоменд. — М., 1980, 92 с.
  22. А.И. Формирование познавательных интересов у подростков в семье: автореф. дисс, канд. пед. наук. — Киев, 1982, 17 с.
  23. К.К. Как быть счастливым в браке.— М., Мысль, 1987, 19с.
  24. М.м. Я и другие Я, или правила поведения для всех. —М., 1991,317с.
  25. В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педа- гогическое наследие. Под ред. АФ.Смирнова.—М., Педагогика, 1987, 400с.
  26. М.Ф. К вопросу о динамике интереса. // Сов. педагогика. — 1940, № 11−12, 70 — 85 с.
  27. Н. А. Избранные произведения. — М., Мысль, 1990, 175с.
  28. Н. Судьба России. — М., Мысль, 1990, 207 с.
  29. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы- пер. с англ.- Лениздат, 1992, 400 с.
  30. Э. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., Просвещение, 1986.
  31. Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. — М., Наука, 1992, 267с.
  32. Бесстужев-Лада И. В. Мир нашего завтра— М., Наука, 1986, 150с.
  33. Бесстужев-Лада И. В. История твоих родителей: разговор с молодым поколением.— М., Просвещение, 1988,112с.
  34. В.М. Вопросы общественного воспитания. — М.: Голос, 1916, 61с.
  35. И.И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества — Спб., 1766, 52с.
  36. И., Сабовский В., Юдин Э. Системный подход в современной науке. Проблемы методологии системного исследования.— М., Мысль, 1970, 445с.
  37. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. —М., Просвещение, 1968, 447с.
  38. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., Изд-во МГУ, 1982, 199с.
  39. В.В. Если ты мать и жена.— М., Сов, Россия, 1991, 160с.
  40. В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива.— М., Просвещение, 1991, 67с.
  41. В.Г. Личность — семья — община.// Социальная работа.— 1997, 3 10с.
  42. В.Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. — М., Просвещение, 1986, 69с.
  43. П.П. Трудные школьники. — М., Работник просвещения, 1929, 58с.
  44. В.А. Этика и жизнь. — М.: Политиздат, 1987.
  45. Ц. Богат Е. М. Нечто человеческое — 3-е изд. — М., Политиздат, 1989.—430с,
  46. С.Н. Будущая жена и мать.— М., Нар. Асвета, 1986, — 95с.
  47. Бюллетени ВНИКа Школа-микрорайон. — М., 1990 — 91 гг., Вып. 1.
  48. П.Васильева Э. В. Семья и учебные проблемы школьников. // Социологические проблемы образования и воспитания.— 1973, С. 56 — 75.
  49. В.П. Избранные педагогические сочинения. — М., Педагогика, 1987, 400 с.
  50. А.Г. Семья глазами демографа.— М., Педагогика, 1989, 65с.
  51. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики. Под ред. Т А. Макаровой.— М., Педагогика, 1979, 192 с.
  52. Восхождение к гармонии / Сост. и авт. предисл. Р. М. Капралова.— М., Мол. гвардия, 1989, 381с.
  53. Л.В. Организация службы планирования семьи в РФ и основные направления её развития. // Личность — семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. — М., Союз, 1994, 79−83с.
  54. А.Д. Плоды запретов: подростки и секс: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1991, 80с.
  55. Л.А. Потребности и интересы. // Советская педагогика, 1939, № 8, 129 — 143с.
  56. И.А. Особенности подготовки воспитанников интернатных учреждений к семейной жизни. // Личность — семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. — М., Союз, 1994, 48 — 53с.
  57. С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов.— М., Наука, 1991,223с.
  58. С.И. Стабильность семьи.: Социологические и демографические аспекты, — Спб.
  59. С.И. Будущая семья: какова она?.— М, Наука, 1990.— 56с.
  60. И.В. Основы семейной жизни.— М., Просвещение, 1991, 235с.
  61. И.В. Школа и семья.— М., Просвещение, 1985, 300с.
  62. В.Н. Семья и школа: деятельные взаимоотношения. //Педагогика, 1991, № 7−8,15−17с.
  63. В.Н. Педагогическая культура во взаимодействии школы и семьи. Педагогическая культура преподавателя. Сб. тезисов. — Чебоксары, 1992, 7 — 10с.
  64. В.Н. Место жительства — место воспитания.— Уфа, 1989, 55с.
  65. В.Н., Савинова Л. Ф., Селюкова Л. Я. Человек в современном мире. Пособие для учителя.— Ставрополь, 1992, 45с,
  66. А.Я. Категории средневековой культуры.— М., Искусство, 1972, 312с.
  67. Н.С. Становление и развитие естествен, но науч ной теории семейного воспитания в России (кон.XIX нач. XX в.): Дисс. канд. пед. наук — Владимир, 1995, 185с.
  68. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности. // Вопросы философии— 1990, № 3, 15 — 21с.
  69. Н.Ф. Проблема активности личности, активности сознания. Учёные записки МГПИ им. Потёмкина.— М., 1954, вып. 2, 72 —81с.
  70. .И. О сущности интересов и подходе к их исследованию. // Советская педагогика.— 1971 № 9, 70 — 85с.
  71. А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания. Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. М., ИНИОН, 1989, 45с.
  72. А.И. Самовоспитание личности: Филос.-этич. проблемы. — М., Политиздат, 1984, 285с.
  73. А.И. Психология коллектива. М., изд-во МГУ, 1984, 207с.
  74. Дружинин В Н. Психология семьи. -М., КСП, 1996, 158с.
  75. И.В. Под крышей дома твоего: Кн. для учащихся. — М., Просвещение, 1987, 144с.
  76. Духовный потенциал общества и просвещение как решающие факторы воспитания подрастающего поколения. // Общечеловеческие духовно нравственные ценности и воспитание молодежи. Сборник научных трудов. М., Изд-во РАН, 1996, 14 —18с.
  77. .В. Перспективы исследования семьи.— М., Мысль, 1987, 120с.
  78. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. / Под. ред. Амсова А.И.—М., Мысль, 1990, 340 с.
  79. А.П. Социология семьи. // Социально-политический журнал 1993, № 9, 30 — 35с.
  80. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., Политиздат, 1986, 223с.
  81. В.В. Теории личности в зарубежной психологии.— М., 1982, 157с.
  82. Л.А. и др. Культурология, — Н.-Новгород, 1993, 270с.
  83. Е.М., Кулагина В. И. Женщина в обществе и семье.— Н.-Новгород, 1990, 90с.
  84. Игумен Иоанн (Экономцев). Православие, Византия, Россия. — М., 1992, 310с.
  85. Изучение личности школьника учителем. / Под ред. З. И. Васильевой и др.— М., Педагогика, 1991,136с.
  86. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. — М., Юр. лит-ра, 1989, 448с.
  87. НС. Формирование культуры нравственного самосознания учащихся профтехучилищ. Автореф. дисс. канд. пед. наук.— Казань, 1995,19с.
  88. В.Е. Семейное воспитание и тоталитарное сознание. От психологии насилия к личностному росту. // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М., Политиздат, 1992,17 — 25с.
  89. В.Е. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. — М., Политиздат, 1974, 328с.
  90. Я. А. Материнская школа. / Под ред. А. А. Красновского. — М., Уч педгиз, 1947, 103с.
  91. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество.— М., Педагогика, 1990,142с.
  92. П.Ф. Педагогический процесс.— Спб., 1905, 336с.
  93. А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и диагностика. Учебное пособие к спецкурсу. — Ленинград, изд-во РПГУ им. Герцена, 1991, 84с.
  94. В.О. Сочинения в 9 т. -— М., Просвещение, 1988, т. З, 50с.
  95. С.В. Психология современной семьи: Информационно-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». Кн. для учителя, — М., Просвещение, 1988, 208с.
  96. Л.Н. Цель и смысл жизни человека.— М., Мысль, 1984, 252с.
  97. Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день.— М., Новая школа, 1993, 327с.
  98. Кон И. С. Социология личности. — М., Политиздат, 1967, 267с.
  99. В.В. Ситуация: истории из жизни подростков. — Л., Лениздат, 1986, 222с.
  100. Концепция социального воспитания учащихся. // ВНИК Школа-микрорайон. — М., Новая школа, 1990,64с.
  101. X., Уэйр Ш. Выиграть может каждый. — М., изд-во Стрингер, 1992, 116с.
  102. Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. — М., Политиздат, 1990, 493с.
  103. Клуш и на Н. П. Подготовка студентов к социально-педагогической работе с семьёй: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1994, 180с.
  104. В.Г. Индивидуальное и комплексное: антиподы или стороны одной медали. — М.- Мысль, 1990, 400с.
  105. Т.В. Технология контактного взаимодействия с дезадаптированным подростком в процессе его социализации. // Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Оровской области. — М., 1996, 53 — 57с.
  106. Т.В. Использование курса «Семьеведение» в культурной социализации старшеклассников. // Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах. — Орел, 1994, 41 — 43с.
  107. Т.В. Технология подготовки старшеклассников к семейной жизни. // Рабочая книга социального педагога. Часть 2. Под ред. Н. Ф. Масловой. — Орел, 1995, 67 — 72с.
  108. Кузнецова Т. В Учебная программа дисциплины «Семьеведение». // Допрофессиональная подготовка иначальное профессиональное образование социальных работников. Научно-методическое пособие. — М., изд- во РАО, 1997, 107 — 113с.
  109. Кузнецова Т. В Методические рекомендации к учебной дисциплине «Семьеведение». // Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных работников. Научно-методическос пособие. — М., изд-во РАО, 1997, 113 — 126с.
  110. Т.В. Учебная программа дисциплины «Методы социальной работы». // Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных работников. Научно-методическое пособие. — М., изд-во РАО, 1997, 157 — 161с.
  111. Т.В. Учебная программа дисциплины «Введение в социальную педагогику». // Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных работников. Научно-методическое пособие.— М., изд-во РАО, 1997, 154 — 15бс.
  112. Е.И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение. // Ребёнок в системе коллективных отношений. — М., изд- во ИСПО РСФСР, 1972, 15 —35с.
  113. А.П., Кумин М. А. Семейная экономика. / 100 советов по домоводству.— Тула, приок. кн. изд-во, 1991, 225с.
  114. О.Р. Научно-педагогические основы воспитания нравственных отношений между юношами и девушками в школе и семье. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1995, 30с.
  115. .М., Петрович М. В. Экономические функции семьи. —М., Политиздат, 1984, 190с.
  116. A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических русских (семейных) традициях Забайкалья. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1994, 17с.
  117. Д.А. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975, 304с.
  118. Д.А. Очерк психологии личности. — М., Смысл, 1993, 43с.
  119. П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. — М., Педагогика, 1991, 230с.
  120. .Г. Простые истины восприятия. — М., Просвещение, 1983,225с.
  121. Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура.: Учебное пособие. — Н. Новгород: Межвузовская типография, 1995.— 149 с.
  122. Н.Ф. Особенное время детства. Родителям об организации досуга младшего школьника: Методические рекомендации в помощь лектору. Орёл, Знание, 1984, 27 с.
  123. Н.Ф. Детский рисунок в педагогической диагностике развития личности школьника. // Педагогические проблемы воспитания и развития личности: Тезисы докладов научно-практической конференции. — Орёл, 1991, 26 — 31с.
  124. Н.Ф. Педагогическая диагностика личности школьника. Методические рекомендации социальному педагогу. — Орёл, 1991, 32с.
  125. Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть 1: Гуманистическая педагогика. / Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. — Орёл, 1994, 138с.
  126. В.Ф. Политические партии и проблемы развития семьи. Личность — Семья — Общество. / Материалы научно-практической конференции, — М.: Союз, 1996,44 — 47с.
  127. М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики.— М.: Политиздат, 1989, 120с.
  128. Мид М. Культура и мир детства. — М.: Школа-Пресс, 1988,218 с.
  129. Проблемы социализации личности в обществе. // Личность — Семья — Общество. / Материалы научно-практической конференции.— М., Союз, 1994, 67 — 71с.
  130. Т.В. Теоретический аспект проблемы воспитания ответственной личности. // Личность в системе общественных отношений. / Тезисы, научные сообщения сов. психологов к 6 Всесоюзному съезду общества психологов СССР. — М., Политиздат, 1983, 3 — 12с.
  131. С. От коллективных представлений к социальным. Вопросы социологии. 1992, т.2, 95с.
  132. B.C., Муляева Т. П. Организованность как интегральное свойство личности в её деятельности ых характеристиках. // Личность в системе общественных отношений. / Тезисы, научные сообщения сов. психологов к
  133. Всесоюзному съезду общества психологов СССР.— М., Политиздат, 1983, 15−19с.
  134. Ни зова A.M. Методика исследования взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. — М., Педагогика, 1976, 73 с.
  135. .В. Введение в христианскую психологию- размышления священника-психолога.— М., Школа-Пресс, 1994, 192 с.
  136. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. Сборник научных трудов./Под.ред. П. В. Конаныхина — М.- изд-во РАН, 1996, 117 с.
  137. С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М., Русский язык, 1978, 846 с.
  138. А.Н. Определение характеристик социальной адаюации школьников // Журнал практического психолога, № 3, 1996, 3 — 12с.
  139. Основы семейной жизни. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. И. В. Гребенникова. — М., Просвещение, 1991, 158с.
  140. Пан ко в, а Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя.— М., Просвещение, 1991, 144 с.
  141. Л.А. О групповых формах психологической работы в службе содействия вступлению в брак. / В сб.: служба семьи: изучение опыта и принципов организации. / Под. ред. З. АЛнкова, А. Ф. Северина. М., изд-во ИСИ АН СССР, 1981, 22-ЗОс.
  142. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., изд-во МГУ им. М. Ю. Ломоносова, 1982, 168с.
  143. А.В. Быть личностью. — М., Педагогика, 1990, 112с.
  144. В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996, 509с.
  145. В.А. Психология неадаптивной активности. -М., Просвещение, 1992, 320с.
  146. В.А. Личность: феномен субьектности. М., КСП, 1993, 401с.
  147. В.А. Психология воспитания. М., БСК, 1995, 280с.
  148. В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Учебник. — М., Профиздат, 1991, 192 с.
  149. Проблемы методологии системного исследования Под ред. И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина.— М., Мысль, 1970, 385 с.
  150. Подготовка учителей к духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся. — Рязань, 1996, 141с.
  151. Психологическая диагностика.— М., Педагогика, 1981, 232с.
  152. Психологический словарь. / Под. ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца и др.— М., Педагогика, 1983, 448с.
  153. Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анциферовой. — М., Наука, 1981, 364с.1 58. Разумихина Г. П. Мир семьи. Кн. для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни».—- М., Просвещение, 1986, 208 с.
  154. В.А. Грамматика общения. Школа для родителей.— М, Семья и школа, 1995, 190 с.
  155. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теории и практика. Пер. с англ. / Общ. ред и вступ. сл. J1. A Петровской.— 2-е изд.- М., Прогресс, 1993, 368 с.
  156. В.М. Структуры и функции семейных групп.— М., Прогресс, 1983, 200 с.
  157. Семья. Книга для чтения. Сост. И. С. Андреева, — М., Политиздат, 1991, 527с.
  158. А.Г. Проблемы познания отношений в советской педагогике. — Ставрополь, 1971. — 286 с. 164. 159. Соловей П. С. Ты, я и все, все, все.— М., Политиздат, 1990, 144 с.
  159. В.М. Социология нравственного развития личности. — М., Политиздат, 1986, 240 с.
  160. В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. Книга для учителей и родителей. — М., Просвещение, 1991, 223 с.
  161. Социальная педагогика в действии. Методическое пособие для учителей. / Под. ред. В. Н. Гурова — Ставрополь, 1994, 143 с.
  162. Социальная работа с семьей. / Под ред. С. В. Дармодехина.— М., Изд-во ИСР, 1995, 175 с.
  163. Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. / Под ред. Е. И. Холостовой.—М., изд-во ИСР, 1990, 80с.
  164. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. / Спецпрактикум по социальной психологии под ред. Ю. А. Алешиной, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовской./ М., МГУ, 1987,120с.
  165. Стол и н В. В. Самосознание личности. М., изд-во МГУ, 1983, 284с.
  166. В.А. Устойчивость брака. — М., Прогресс, 1981, 150 с.
  167. Сысен о В. А. Супружеские конфликты. — М., Прогресс, 1982, 235 с.
  168. В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская, — М., Педагогика, 1981, 640 с.
  169. Л.Р. Милосердие как одна из общечеловеческих духовно нравственных ценностей в структуре личности педагога. // Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. Сборник научных трудов. — М., изд-во РАН, 1996, 72 — 77с.
  170. В. Человек в поисках смысла. — М., Прогресс, 1990, 368 с.
  171. Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личности. — М., Педагогика, 1978, 223 с.
  172. Философский словарь. / Под ред. И Г. Фролова. — 5-е изд. — М., Политиздат, 1987, 590 с.
  173. А.Г. Брак и семья в России. — М., Прогресс, 1979, 38с.
  174. А.Г. Современная семья и её проблемы. -— М., Прогресс, 1978,)80с.
  175. Христианское воспитание детей. — М., Изд-во Лествица, 1993, 123 с.
  176. З.Ф. Деятельность — основа формирования личности школьника. Дисс. докт. лед. наук. — Ленинград, 1991, 456 с.
  177. Н.Л. Духовно-нравственный мир Библии. Методические рекомендации. — Орел, изд-во соцентра, 1997.— 90с.
  178. С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. / Под ред. Каирова.— М.- АПН РСФСР, 1984, т.1, 480 с.
  179. X. Каким должен быть твой ребенок? / Дета и семейный конфликт / Л. Анзорг: Кн. для учителя. Шер. с нем.— М., Просвещение, 1987, 144 с.
  180. Эйде мил л ер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. / Серия Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. Вып.1. / Под.общ. редакцией Л. И. Вассермана. — М., Изд-во Фолиум, 1996, 48 с.
  181. Энциклопедический словарь. В 2-х т. — М., Изд-во сов. энциклопед., 1964, 236с.
  182. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под ред. И. В. Гребенникова, 2-е изд., перераб. и доп.— М, Просвещение, 1987, 256с.
  183. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., Наука, 1979, 392 с.
  184. В.Н. Смысл человеческого бытия. — Киев, 1985, 35с.
  185. Glenn N.D., Mclanakah S. Children and marital happiness -Journal of marriage and the Family, 1982, v.44, № 1, pp 63−72.
  186. Glick P.C. Updating the life cycle of the family Journal of marriage and the Family, 1977, v.39, № 1, pp 5−14.
  187. Astin H. S. Sex Roles-a research bibliography 1975.
  188. Belsky J. Early human experimen: a family perspective. -Developmental psychology, 1981, v.17, № 1, pp.3−23.
  189. Marrini M.M. Dimention of marriage happiness: a research note. Journal of marriage and the Family, 1976, v.38, № 3, pp 443 448
  190. Cultcr B.R., Dyer W.G. Initial adjustment process in young married couples. Serial Forces, 1975, v.44, № 2, pp. 195−201.
  191. Coughenour C.M. Functional aspects of family life cycle stages. Journal of marriage and the Family, 1972, v. 34, № 4, pp 656−664
  192. Duval E.M. Family Development. — Chicago act: Jippingeott, 1977−533p.
  193. Eskleman I.R. The family: an introduction. 1981.
  194. Raush H.L., Greif A.C. Communication in family.- In: about the family. N.Y.: free press, 1979, pp.468−489.
  195. Rossenblatt P.C. Titus S.L. Tension and togethemess-appartness in marriage Journal of marriage and the Family, 1979, v.5, № 1.
  196. Scanzoni J., Fox Cr.L. Family and society.- Journal of marriage and the Family, 1980, v.42, № 4, pp 20−33.
  197. Schater R.B., Keith P.M. Equity in marriage roles.- Journal of marriage and the Family, 1981, v.43, № 2, pp 359−367.
  198. Nutty Ch.Z. Residential preferences and moving behavior: a family life cycle analysis.- Journal of marriage and the Family, 1982, v.44, № 2 pp 301.
  199. Nye Fr. 1. Role structure and analysis of the family. 1976.
  200. Holman Th. B. The influence of community involvement on marital quality. Journal of marriage and the Family, 1981, v.43, №l, pp 143−149.
  201. Housekneckt Sh. K. Childlessness and marital adjustment. -Journal of marriage and the Family, 1979, v.41, № 2, pp 259−265.
  202. Sprite Gr. B. Wife’s employment. Journal of marriage and the Family, 1981, v.43, № 1, pp 117−123.
  203. Steffensmeier R.H. A role mode of transition to parenthood. -Journal of marriage and the Family, 1982, v.44, № 2, pp 319−334.1. СЦЕНАРИЙрасширенных творческих групп по теме: «Представления о своей будущейсемье»
  204. Представление участников. (10')
  205. А)Представление модератора.
  206. БЩредставление участников.
  207. Выяснение их рода занятий, увлечений, планов на будущее, медиа-предпочтений при выборе форм семейных отношений (с перечислением значимых сфер семейной жизни).
  208. Теперь поговорим более подробно о перспективе создания собственной семьи (10'):
  209. А. Задумывались ли Вы о перспективе создания, собственной семьи? В связи с чем эта тема стала интересовать Вас (или, как Вы полагаете, почему эта тема Вас пока не интересует?)?
  210. Б. Что или кто расширяет Ваш кругозор по вопросам семейной жизни? Назовите объект подражания (если таковой имеется) или авторитетные для Вас источники информации.
  211. Представления о существующих моделях семьи (20')
  212. А. Какие модели семейных отношений вы наблюдаете в современном обществе? К каким относитесь с пониманием, какие считаете неприемлемыми ни для современного общества, ни для себя лично? Поясните свои ответы.
  213. В. Как свои жизненные планы вы могли бы реализовать в семье? свободные ответыобсуждение функций семьи, ее модели, структуры, значимостинезначимости и т. п.
  214. Детальные образы будущей семьи (60')1. A. Ассоциации
  215. Пожалуйста, назовите, с каким цветом ассоциируется у Вас модель семьи". Б. Сочинение
  216. Опишите, пожалуйста, один день своей будущей семейной жизни".1. B. Персонификация.
  217. Человек, семья и общество (25')
  218. А. Отношение к идее создания собственной семьи.
  219. Что привлекает и что настораживает Вас в идее создания собственной семьи (привлекательные и негативные стороны семейной жизни)? Ответы поясните.
  220. Б. Что определяет Ваш выбор модели будущей семейной жизни? Какие желания, планы и надежды Вы связываете со своей будущей семейной жизнью? Уверены ли Вы в выборе модели своей будущей семьи? Ответы поясните.1. Дорогие друзья!
  221. Каждый из Вас несомненно уже задумывался о своем будущем и, в частности, о создании своей собственной семьи. Некоторые из Вас уже знают, какой будет их семья, другие же только ищут ответ на этот вопрос.
  222. Мы предлагаем Вам рассмотреть перечень наиболее часто обсуждаемых сфер семейной жизни с кратким пояснением их содержания.
  223. Пожалуйста, расположите в порядке важности эти сферы семейной жизни, а 5 самых важных для Вас лично подчеркните.
  224. Не спешите, обдумайте, пожалуйста, свой ответ. Наша главная цель — это выяснить Ваше личное мнение по данному вопросу. Наш главный принцип нет правильных или неправильных ответов, все мнения одинаково важны, все ответы анонимны.
  225. Наиболее часто обсузвдаемые сферы семейной жизни и их операционализация.1. Супружеское общение.
  226. Реализация потребности в принятии, защите, принадлежности и личностном комфорте- наличие эмпатии, глубокого взаимопонимания, сопереживания, сочувствия, соучастия.) Разрешение конфликтов.
  227. Обоюдное стремление к компетентному поведению в конфликтных ситуациях.)1. Финансовые вопросы.
  228. Определение дел и обязанностей, связанных с достижениемфинансового благополучия.)1. Досуг.
  229. Активность и инициативы в организации семейного отдыха.) Сексуальные отношения.
  230. Проявление различного рода активности в плане сексуальногоповедения- значимость секса в семье.)1. Родительство.
  231. Решение вопросов о необходимости иметь детей и распределением обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность.) Отношения с друзьями.
  232. Наличие верных и надежных друзей, способных быть «медиатором» для семьи- расширение круга хороших и интересных знакомств.)
  233. Распределение супружеских ролей.
  234. Принцип распределение ролей в семье — преимущественно традиционный (в соответствии с полом) или эгалитарный (почти все поровну).)1. Отношения с родителями.
  235. Служение опорой для стареющих родителей- степень их влияния на молодых супругов- обеспечение преемственности поколений- материальная помощь.)
  236. Приобретение определенного социального положения в обществе. (Стремление выйти из той социальной страты, к которой принадлежит родительская семья.)1. Автономность.
  237. Возможность сохранить свои увлечения- быть свободным от жесткого контроля со стороны членов семьи- быть хозяином своей судьбы.)1. Привязанность и любовь.
  238. Жить с любимым человеком, любить и быть любимым, чувствовать взаимную любовь и заботу.) Готовность к супружеству.
  239. Образец бланка для оценки объектов при проведении семантического дифференциала.
  240. Приятный (3) (2) () (0) () (2) (3) Неприятный
  241. Пассивный (3) (2) () (0) () (2) (3) Активный
  242. Большой (3) (2) () (0) () (2) (3) Маленький
  243. Светлый (3) (2) () (0) () (2) (3) Темный
  244. Расслабленный (3) (2) () (0) () (2) (3) Возбужденный
  245. Слабый (3) (2) () (0) () (2) (3) Сильный
  246. Безобразный (3) (2) () (0) () (2) (3) Красивый
  247. Быстрый (3) (2) () (0) () (2) (3) Медленный
  248. Тяжелый (3) (2) () (0) () (2) (3) Легкий
  249. Ласковый (3) (2) () (0) () (2) (3) Жестокий
  250. Холодный (3) (2) () (0) () (2) (3) Жаркий
  251. Тонкий (3) (2) () (0) () (2) (3) Толстый
Заполнить форму текущей работой