Представления о семье в разных группах старшеклассников и студентов
Диссертация
До настоящего времени представления молодежи о семье не становились предметом специального изучения. Необходимость подобного исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, в психолого-педагогической науке накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о семье, ее психологических особенностях и влиянии на человека и общество в целом, с другой стороны, отсутствует информация о том… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. L ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ
- 1. Семья глазами российских психологов — специалистов в области психологии личности, семьи и педагогической психологии
- 1. 1. Психологические характеристики семьи
- 1. 2. Основные тенденции развития семьи
- 1. 3. Семья в зеркале научных представлений и массового сознания
- 2. Семья как психологическая реальность
- 2. 1. Исследовательские подходы к семье
- 2. 2. Ценностные ориентации и модели современной семьи
- 2. 3. Семья в психолог-педагогических исследованиях
- 1. Семья глазами российских психологов — специалистов в области психологии личности, семьи и педагогической психологии
- 1. Программа исследования представлений о семье
- 1. 1. Предмет исследования
- 1. 2. Объект исследования
- 1. 3. Цельи задачи эмпирического исследования
- 1. 4. Гипотезы
- 1. 5. Методы и процедура исследования
- 2. Результаты эмпирического исследования и их обсуждение
- 2. 1. Представления и предпочтения старшеклассников и студентов
- 1. Позиции старшеклассников и студентов по вопросу планирования своей будущей семьи
- 2. Ориентиры представлений молодежи о семье
- 3. Актуальные сферы семейной жизни в представлениях молодежи
- 2. 2. Разные модели современной семьи в представлениях старшеклассников и студентов
- 1. Представления молодежи о своей будущей семье
- 2. Сравнительный анализ современных моделей семьи
- 3. Представления старшеклассников и студентов о семьях предыдущих поколений
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни- соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида. — М.,. Мысль, 1977, 224 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М., Наука, 1980, 336 с.
- Абульханова-Славская К. А. О путях построения психологии личности. // Психологический журнал. — 1983, т.4, 14−29 с.
- Абульханова-Славская К, А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности.— М., Наука, 1981, 225 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.— М., Мысль, 1991, 299с.
- Александровская Э.М. К о курки на Н.И. Технология психологической работы с подростками в массовой школе. // Журнал практического психолога.— 1996, 3−12 с.
- Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы.// Учёные записки ЛГУ. Психология. — Л., 1959. — Вып. 1−6.
- Ананьев Б. Г Человек как предмет познания. — Л.: изд-во ЛГУ, 1968, 339 с.
- Ананьин С.А. Интерес по учению современной психологии и педагогики, — Киев, 1915, 516 с.
- Андреев М.И. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. — М., Изд-во Лествица, 1991. 154 с.
- Алемаскин М.А. Проблемы воспитания трудных подростков. // Советская педагогика. — М, 1966, 26 30 с.
- Антонов А.И. Социология рождаемости. — М., Наука, 1980, 156 с.
- Арнаутова Е.П. Педагогическая коррекция детско-родительских отношений. — М., 1995, 180 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1. -М., Педагогика, 1982, 317с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., изд-во МГУ, 1980,415с.
- Анциферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развитая личности. — М., Наука, 1981, 365 с.
- Анциферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности. // Психологический журнал. — 1991- т.2., 8−13 с.
- Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. — М., Мысль, 1966, 200 с.
- Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. — М., Аргументы и факты, 1993, 608 с.
- Афанасьева Т.В. Семья: Проб, учеб. пособие для учащихся сред. учеб. заведений.— М.: Просвещение, 1985, 224с
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, рекоменд. — М., 1980, 92 с.
- Бакин А.И. Формирование познавательных интересов у подростков в семье: автореф. дисс, канд. пед. наук. — Киев, 1982, 17 с.
- Баздырев К.К. Как быть счастливым в браке.— М., Мысль, 1987, 19с.
- Безруких М.м. Я и другие Я, или правила поведения для всех. —М., 1991,317с.
- Белинский В.Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педа- гогическое наследие. Под ред. АФ.Смирнова.—М., Педагогика, 1987, 400с.
- Беляев М.Ф. К вопросу о динамике интереса. // Сов. педагогика. — 1940, № 11−12, 70 — 85 с.
- Бердяев Н. А. Избранные произведения. — М., Мысль, 1990, 175с.
- Бердяев Н. Судьба России. — М., Мысль, 1990, 207 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы- пер. с англ.- Лениздат, 1992, 400 с.
- Берн Э. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., Просвещение, 1986.
- Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. — М., Наука, 1992, 267с.
- Бесстужев-Лада И. В. Мир нашего завтра— М., Наука, 1986, 150с.
- Бесстужев-Лада И. В. История твоих родителей: разговор с молодым поколением.— М., Просвещение, 1988,112с.
- Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. — М.: Голос, 1916, 61с.
- Бецкой И.И. Краткое наставление, выбранное из лучших авторов с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества — Спб., 1766, 52с.
- Блауберг И., Сабовский В., Юдин Э. Системный подход в современной науке. Проблемы методологии системного исследования.— М., Мысль, 1970, 445с.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. —М., Просвещение, 1968, 447с.
- Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., Изд-во МГУ, 1982, 199с.
- Бойко В.В. Если ты мать и жена.— М., Сов, Россия, 1991, 160с.
- Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная альтернатива.— М., Просвещение, 1991, 67с.
- Бочарова В.Г. Личность — семья — община.// Социальная работа.— 1997, 3 10с.
- Бочарова В.Г., Плоткин М. М. Школьник в микрорайоне. — М., Просвещение, 1986, 69с.
- Блонский П.П. Трудные школьники. — М., Работник просвещения, 1929, 58с.
- Блюмкин В.А. Этика и жизнь. — М.: Политиздат, 1987.
- Ц. Богат Е. М. Нечто человеческое — 3-е изд. — М., Политиздат, 1989.—430с,
- Бурова С.Н. Будущая жена и мать.— М., Нар. Асвета, 1986, — 95с.
- Бюллетени ВНИКа Школа-микрорайон. — М., 1990 — 91 гг., Вып. 1.
- П.Васильева Э. В. Семья и учебные проблемы школьников. // Социологические проблемы образования и воспитания.— 1973, С. 56 — 75.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. — М., Педагогика, 1987, 400 с.
- Волнов А.Г. Семья глазами демографа.— М., Педагогика, 1989, 65с.
- Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики. Под ред. Т А. Макаровой.— М., Педагогика, 1979, 192 с.
- Восхождение к гармонии / Сост. и авт. предисл. Р. М. Капралова.— М., Мол. гвардия, 1989, 381с.
- Гаврилова Л.В. Организация службы планирования семьи в РФ и основные направления её развития. // Личность — семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. — М., Союз, 1994, 79−83с.
- Гадасина А.Д. Плоды запретов: подростки и секс: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1991, 80с.
- Гордон Л.А. Потребности и интересы. // Советская педагогика, 1939, № 8, 129 — 143с.
- Горчакова И.А. Особенности подготовки воспитанников интернатных учреждений к семейной жизни. // Личность — семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы. — М., Союз, 1994, 48 — 53с.
- Голод С.И. Личная жизнь: любовь, отношения полов.— М., Наука, 1991,223с.
- Голод С.И. Стабильность семьи.: Социологические и демографические аспекты, — Спб.
- Голод С.И. Будущая семья: какова она?.— М, Наука, 1990.— 56с.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни.— М., Просвещение, 1991, 235с.
- Гребенников И.В. Школа и семья.— М., Просвещение, 1985, 300с.
- Гуров В.Н. Семья и школа: деятельные взаимоотношения. //Педагогика, 1991, № 7−8,15−17с.
- Гуров В.Н. Педагогическая культура во взаимодействии школы и семьи. Педагогическая культура преподавателя. Сб. тезисов. — Чебоксары, 1992, 7 — 10с.
- Гуров В.Н. Место жительства — место воспитания.— Уфа, 1989, 55с.
- Гуров В.Н., Савинова Л. Ф., Селюкова Л. Я. Человек в современном мире. Пособие для учителя.— Ставрополь, 1992, 45с,
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.— М., Искусство, 1972, 312с.
- Давыдянова Н.С. Становление и развитие естествен, но науч ной теории семейного воспитания в России (кон.XIX нач. XX в.): Дисс. канд. пед. наук — Владимир, 1995, 185с.
- Диличенский Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности. // Вопросы философии— 1990, № 3, 15 — 21с.
- Добрынин Н.Ф. Проблема активности личности, активности сознания. Учёные записки МГПИ им. Потёмкина.— М., 1954, вып. 2, 72 —81с.
- Додонов Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию. // Советская педагогика.— 1971 № 9, 70 — 85с.
- Донцов А.И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания. Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания. М., ИНИОН, 1989, 45с.
- Донцов А.И. Самовоспитание личности: Филос.-этич. проблемы. — М., Политиздат, 1984, 285с.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., изд-во МГУ, 1984, 207с.
- Дружинин В Н. Психология семьи. -М., КСП, 1996, 158с.
- Дубровицкий И.В. Под крышей дома твоего: Кн. для учащихся. — М., Просвещение, 1987, 144с.
- Духовный потенциал общества и просвещение как решающие факторы воспитания подрастающего поколения. // Общечеловеческие духовно нравственные ценности и воспитание молодежи. Сборник научных трудов. М., Изд-во РАН, 1996, 14 —18с.
- Елизаров Б.В. Перспективы исследования семьи.— М., Мысль, 1987, 120с.
- Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. / Под. ред. Амсова А.И.—М., Мысль, 1990, 340 с.
- Заостровцев А.П. Социология семьи. // Социально-политический журнал 1993, № 9, 30 — 35с.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М., Политиздат, 1986, 223с.
- Зейгарник В.В. Теории личности в зарубежной психологии.— М., 1982, 157с.
- Зеленов Л.А. и др. Культурология, — Н.-Новгород, 1993, 270с.
- Зуйкова Е.М., Кулагина В. И. Женщина в обществе и семье.— Н.-Новгород, 1990, 90с.
- Игумен Иоанн (Экономцев). Православие, Византия, Россия. — М., 1992, 310с.
- Изучение личности школьника учителем. / Под ред. З. И. Васильевой и др.— М., Педагогика, 1991,136с.
- Игошев К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. — М., Юр. лит-ра, 1989, 448с.
- Ильина НС. Формирование культуры нравственного самосознания учащихся профтехучилищ. Автореф. дисс. канд. пед. наук.— Казань, 1995,19с.
- Каган В.Е. Семейное воспитание и тоталитарное сознание. От психологии насилия к личностному росту. // Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития. — М., Политиздат, 1992,17 — 25с.
- Каган В.Е. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. — М., Политиздат, 1974, 328с.
- Каменский Я. А. Материнская школа. / Под ред. А. А. Красновского. — М., Уч педгиз, 1947, 103с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество.— М., Педагогика, 1990,142с.
- Каптерев П.Ф. Педагогический процесс.— Спб., 1905, 336с.
- Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально значимые ценности. Теория и диагностика. Учебное пособие к спецкурсу. — Ленинград, изд-во РПГУ им. Герцена, 1991, 84с.
- Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. -— М., Просвещение, 1988, т. З, 50с.
- Ковалёв С.В. Психология современной семьи: Информационно-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». Кн. для учителя, — М., Просвещение, 1988, 208с.
- Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека.— М., Мысль, 1984, 252с.
- Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день.— М., Новая школа, 1993, 327с.
- Кон И. С. Социология личности. — М., Политиздат, 1967, 267с.
- Коновалов В.В. Ситуация: истории из жизни подростков. — Л., Лениздат, 1986, 222с.
- Концепция социального воспитания учащихся. // ВНИК Школа-микрорайон. — М., Новая школа, 1990,64с.
- Корнелиус X., Уэйр Ш. Выиграть может каждый. — М., изд-во Стрингер, 1992, 116с.
- Корчак Я. Как любить ребёнка: Книга о воспитании. — М., Политиздат, 1990, 493с.
- Клуш и на Н. П. Подготовка студентов к социально-педагогической работе с семьёй: Дисс. канд. пед. наук. — М., 1994, 180с.
- Кремень В.Г. Индивидуальное и комплексное: антиподы или стороны одной медали. — М.- Мысль, 1990, 400с.
- Кузнецова Т.В. Технология контактного взаимодействия с дезадаптированным подростком в процессе его социализации. // Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Оровской области. — М., 1996, 53 — 57с.
- Кузнецова Т.В. Использование курса «Семьеведение» в культурной социализации старшеклассников. // Развитие и социализация ребенка в различных культурно-образовательных средах. — Орел, 1994, 41 — 43с.
- Кузнецова Т.В. Технология подготовки старшеклассников к семейной жизни. // Рабочая книга социального педагога. Часть 2. Под ред. Н. Ф. Масловой. — Орел, 1995, 67 — 72с.
- Кузнецова Т. В Учебная программа дисциплины «Семьеведение». // Допрофессиональная подготовка иначальное профессиональное образование социальных работников. Научно-методическое пособие. — М., изд- во РАО, 1997, 107 — 113с.
- Кузнецова Т. В Методические рекомендации к учебной дисциплине «Семьеведение». // Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных работников. Научно-методическос пособие. — М., изд-во РАО, 1997, 113 — 126с.
- Кузнецова Т.В. Учебная программа дисциплины «Методы социальной работы». // Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных работников. Научно-методическое пособие. — М., изд-во РАО, 1997, 157 — 161с.
- Кузнецова Т.В. Учебная программа дисциплины «Введение в социальную педагогику». // Допрофессиональная подготовка и начальное профессиональное образование социальных работников. Научно-методическое пособие.— М., изд-во РАО, 1997, 154 — 15бс.
- Кульчицкая Е.И. Положение подростка в различных коллективах и его поведение. // Ребёнок в системе коллективных отношений. — М., изд- во ИСПО РСФСР, 1972, 15 —35с.
- Кумина А.П., Кумин М. А. Семейная экономика. / 100 советов по домоводству.— Тула, приок. кн. изд-во, 1991, 225с.
- Кунц О.Р. Научно-педагогические основы воспитания нравственных отношений между юношами и девушками в школе и семье. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 1995, 30с.
- Левин Б.М., Петрович М. В. Экономические функции семьи. —М., Политиздат, 1984, 190с.
- Леонов A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических русских (семейных) традициях Забайкалья. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1994, 17с.
- Леонтьев Д.А. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Политиздат, 1975, 304с.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. — М., Смысл, 1993, 43с.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. — М., Педагогика, 1991, 230с.
- Лихачёв Б.Г. Простые истины восприятия. — М., Просвещение, 1983,225с.
- Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура.: Учебное пособие. — Н. Новгород: Межвузовская типография, 1995.— 149 с.
- Маслова Н.Ф. Особенное время детства. Родителям об организации досуга младшего школьника: Методические рекомендации в помощь лектору. Орёл, Знание, 1984, 27 с.
- Маслова Н.Ф. Детский рисунок в педагогической диагностике развития личности школьника. // Педагогические проблемы воспитания и развития личности: Тезисы докладов научно-практической конференции. — Орёл, 1991, 26 — 31с.
- Маслова Н.Ф. Педагогическая диагностика личности школьника. Методические рекомендации социальному педагогу. — Орёл, 1991, 32с.
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть 1: Гуманистическая педагогика. / Пособие для самообразования специалиста по социальной работе. — Орёл, 1994, 138с.
- Мамонов В.Ф. Политические партии и проблемы развития семьи. Личность — Семья — Общество. / Материалы научно-практической конференции, — М.: Союз, 1996,44 — 47с.
- Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы, теории, методологии и методики.— М.: Политиздат, 1989, 120с.
- Мид М. Культура и мир детства. — М.: Школа-Пресс, 1988,218 с.
- Проблемы социализации личности в обществе. // Личность — Семья — Общество. / Материалы научно-практической конференции.— М., Союз, 1994, 67 — 71с.
- Морозкина Т.В. Теоретический аспект проблемы воспитания ответственной личности. // Личность в системе общественных отношений. / Тезисы, научные сообщения сов. психологов к 6 Всесоюзному съезду общества психологов СССР. — М., Политиздат, 1983, 3 — 12с.
- Московичи С. От коллективных представлений к социальным. Вопросы социологии. 1992, т.2, 95с.
- Муляева B.C., Муляева Т. П. Организованность как интегральное свойство личности в её деятельности ых характеристиках. // Личность в системе общественных отношений. / Тезисы, научные сообщения сов. психологов к
- Всесоюзному съезду общества психологов СССР.— М., Политиздат, 1983, 15−19с.
- Ни зова A.M. Методика исследования взаимодействия школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. — М., Педагогика, 1976, 73 с.
- Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию- размышления священника-психолога.— М., Школа-Пресс, 1994, 192 с.
- Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. Сборник научных трудов./Под.ред. П. В. Конаныхина — М.- изд-во РАН, 1996, 117 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. — М., Русский язык, 1978, 846 с.
- Осницкий А.Н. Определение характеристик социальной адаюации школьников // Журнал практического психолога, № 3, 1996, 3 — 12с.
- Основы семейной жизни. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. И. В. Гребенникова. — М., Просвещение, 1991, 158с.
- Пан ко в, а Л.М. У порога семейной жизни: Кн. для учителя.— М., Просвещение, 1991, 144 с.
- Петровская Л.А. О групповых формах психологической работы в службе содействия вступлению в брак. / В сб.: служба семьи: изучение опыта и принципов организации. / Под. ред. З. АЛнкова, А. Ф. Северина. М., изд-во ИСИ АН СССР, 1981, 22-ЗОс.
- Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., изд-во МГУ им. М. Ю. Ломоносова, 1982, 168с.
- Петровский А.В. Быть личностью. — М., Педагогика, 1990, 112с.
- Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996, 509с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. -М., Просвещение, 1992, 320с.
- Петровский В.А. Личность: феномен субьектности. М., КСП, 1993, 401с.
- Петровский В.А. Психология воспитания. М., БСК, 1995, 280с.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. Учебник. — М., Профиздат, 1991, 192 с.
- Проблемы методологии системного исследования Под ред. И. В. Блауберга, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина.— М., Мысль, 1970, 385 с.
- Подготовка учителей к духовно-нравственному образованию и воспитанию учащихся. — Рязань, 1996, 141с.
- Психологическая диагностика.— М., Педагогика, 1981, 232с.
- Психологический словарь. / Под. ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца и др.— М., Педагогика, 1983, 448с.
- Психология формирования и развития личности. Под ред. Л. И. Анциферовой. — М., Наука, 1981, 364с.1 58. Разумихина Г. П. Мир семьи. Кн. для учащихся ст. классов по курсу «Этика и психология семейной жизни».—- М., Просвещение, 1986, 208 с.
- Разматшаева В.А. Грамматика общения. Школа для родителей.— М, Семья и школа, 1995, 190 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теории и практика. Пер. с англ. / Общ. ред и вступ. сл. J1. A Петровской.— 2-е изд.- М., Прогресс, 1993, 368 с.
- Руже В.М. Структуры и функции семейных групп.— М., Прогресс, 1983, 200 с.
- Семья. Книга для чтения. Сост. И. С. Андреева, — М., Политиздат, 1991, 527с.
- Сидельковский А.Г. Проблемы познания отношений в советской педагогике. — Ставрополь, 1971. — 286 с. 164. 159. Соловей П. С. Ты, я и все, все, все.— М., Политиздат, 1990, 144 с.
- Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. — М., Политиздат, 1986, 240 с.
- Соколова В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. Книга для учителей и родителей. — М., Просвещение, 1991, 223 с.
- Социальная педагогика в действии. Методическое пособие для учителей. / Под. ред. В. Н. Гурова — Ставрополь, 1994, 143 с.
- Социальная работа с семьей. / Под ред. С. В. Дармодехина.— М., Изд-во ИСР, 1995, 175 с.
- Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. / Под ред. Е. И. Холостовой.—М., изд-во ИСР, 1990, 80с.
- Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. / Спецпрактикум по социальной психологии под ред. Ю. А. Алешиной, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовской./ М., МГУ, 1987,120с.
- Стол и н В. В. Самосознание личности. М., изд-во МГУ, 1983, 284с.
- Сыско В.А. Устойчивость брака. — М., Прогресс, 1981, 150 с.
- Сысен о В. А. Супружеские конфликты. — М., Прогресс, 1982, 235 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская, — М., Педагогика, 1981, 640 с.
- Уварова Л.Р. Милосердие как одна из общечеловеческих духовно нравственных ценностей в структуре личности педагога. // Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. Сборник научных трудов. — М., изд-во РАН, 1996, 72 — 77с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., Прогресс, 1990, 368 с.
- Филонов Г. Н. Проблемы эффективности воспитания личности. — М., Педагогика, 1978, 223 с.
- Философский словарь. / Под ред. И Г. Фролова. — 5-е изд. — М., Политиздат, 1987, 590 с.
- Харчев А.Г. Брак и семья в России. — М., Прогресс, 1979, 38с.
- Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы. -— М., Прогресс, 1978,)80с.
- Христианское воспитание детей. — М., Изд-во Лествица, 1993, 123 с.
- Чехлова З.Ф. Деятельность — основа формирования личности школьника. Дисс. докт. лед. наук. — Ленинград, 1991, 456 с.
- Чупахина Н.Л. Духовно-нравственный мир Библии. Методические рекомендации. — Орел, изд-во соцентра, 1997.— 90с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т. / Под ред. Каирова.— М.- АПН РСФСР, 1984, т.1, 480 с.
- Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? / Дета и семейный конфликт / Л. Анзорг: Кн. для учителя. Шер. с нем.— М., Просвещение, 1987, 144 с.
- Эйде мил л ер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. / Серия Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. Вып.1. / Под.общ. редакцией Л. И. Вассермана. — М., Изд-во Фолиум, 1996, 48 с.
- Энциклопедический словарь. В 2-х т. — М., Изд-во сов. энциклопед., 1964, 236с.
- Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под ред. И. В. Гребенникова, 2-е изд., перераб. и доп.— М, Просвещение, 1987, 256с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М., Наука, 1979, 392 с.
- Ярская В.Н. Смысл человеческого бытия. — Киев, 1985, 35с.
- Glenn N.D., Mclanakah S. Children and marital happiness -Journal of marriage and the Family, 1982, v.44, № 1, pp 63−72.
- Glick P.C. Updating the life cycle of the family Journal of marriage and the Family, 1977, v.39, № 1, pp 5−14.
- Astin H. S. Sex Roles-a research bibliography 1975.
- Belsky J. Early human experimen: a family perspective. -Developmental psychology, 1981, v.17, № 1, pp.3−23.
- Marrini M.M. Dimention of marriage happiness: a research note. Journal of marriage and the Family, 1976, v.38, № 3, pp 443 448
- Cultcr B.R., Dyer W.G. Initial adjustment process in young married couples. Serial Forces, 1975, v.44, № 2, pp. 195−201.
- Coughenour C.M. Functional aspects of family life cycle stages. Journal of marriage and the Family, 1972, v. 34, № 4, pp 656−664
- Duval E.M. Family Development. — Chicago act: Jippingeott, 1977−533p.
- Eskleman I.R. The family: an introduction. 1981.
- Raush H.L., Greif A.C. Communication in family.- In: about the family. N.Y.: free press, 1979, pp.468−489.
- Rossenblatt P.C. Titus S.L. Tension and togethemess-appartness in marriage Journal of marriage and the Family, 1979, v.5, № 1.
- Scanzoni J., Fox Cr.L. Family and society.- Journal of marriage and the Family, 1980, v.42, № 4, pp 20−33.
- Schater R.B., Keith P.M. Equity in marriage roles.- Journal of marriage and the Family, 1981, v.43, № 2, pp 359−367.
- Nutty Ch.Z. Residential preferences and moving behavior: a family life cycle analysis.- Journal of marriage and the Family, 1982, v.44, № 2 pp 301.
- Nye Fr. 1. Role structure and analysis of the family. 1976.
- Holman Th. B. The influence of community involvement on marital quality. Journal of marriage and the Family, 1981, v.43, №l, pp 143−149.
- Housekneckt Sh. K. Childlessness and marital adjustment. -Journal of marriage and the Family, 1979, v.41, № 2, pp 259−265.
- Sprite Gr. B. Wife’s employment. Journal of marriage and the Family, 1981, v.43, № 1, pp 117−123.
- Steffensmeier R.H. A role mode of transition to parenthood. -Journal of marriage and the Family, 1982, v.44, № 2, pp 319−334.1. СЦЕНАРИЙрасширенных творческих групп по теме: «Представления о своей будущейсемье»
- Представление участников. (10')
- А)Представление модератора.
- БЩредставление участников.
- Выяснение их рода занятий, увлечений, планов на будущее, медиа-предпочтений при выборе форм семейных отношений (с перечислением значимых сфер семейной жизни).
- Теперь поговорим более подробно о перспективе создания собственной семьи (10'):
- А. Задумывались ли Вы о перспективе создания, собственной семьи? В связи с чем эта тема стала интересовать Вас (или, как Вы полагаете, почему эта тема Вас пока не интересует?)?
- Б. Что или кто расширяет Ваш кругозор по вопросам семейной жизни? Назовите объект подражания (если таковой имеется) или авторитетные для Вас источники информации.
- Представления о существующих моделях семьи (20')
- А. Какие модели семейных отношений вы наблюдаете в современном обществе? К каким относитесь с пониманием, какие считаете неприемлемыми ни для современного общества, ни для себя лично? Поясните свои ответы.
- В. Как свои жизненные планы вы могли бы реализовать в семье? свободные ответыобсуждение функций семьи, ее модели, структуры, значимостинезначимости и т. п.
- Детальные образы будущей семьи (60')1. A. Ассоциации
- Пожалуйста, назовите, с каким цветом ассоциируется у Вас модель семьи". Б. Сочинение
- Опишите, пожалуйста, один день своей будущей семейной жизни".1. B. Персонификация.
- Человек, семья и общество (25')
- А. Отношение к идее создания собственной семьи.
- Что привлекает и что настораживает Вас в идее создания собственной семьи (привлекательные и негативные стороны семейной жизни)? Ответы поясните.
- Б. Что определяет Ваш выбор модели будущей семейной жизни? Какие желания, планы и надежды Вы связываете со своей будущей семейной жизнью? Уверены ли Вы в выборе модели своей будущей семьи? Ответы поясните.1. Дорогие друзья!
- Каждый из Вас несомненно уже задумывался о своем будущем и, в частности, о создании своей собственной семьи. Некоторые из Вас уже знают, какой будет их семья, другие же только ищут ответ на этот вопрос.
- Мы предлагаем Вам рассмотреть перечень наиболее часто обсуждаемых сфер семейной жизни с кратким пояснением их содержания.
- Пожалуйста, расположите в порядке важности эти сферы семейной жизни, а 5 самых важных для Вас лично подчеркните.
- Не спешите, обдумайте, пожалуйста, свой ответ. Наша главная цель — это выяснить Ваше личное мнение по данному вопросу. Наш главный принцип нет правильных или неправильных ответов, все мнения одинаково важны, все ответы анонимны.
- Наиболее часто обсузвдаемые сферы семейной жизни и их операционализация.1. Супружеское общение.
- Реализация потребности в принятии, защите, принадлежности и личностном комфорте- наличие эмпатии, глубокого взаимопонимания, сопереживания, сочувствия, соучастия.) Разрешение конфликтов.
- Обоюдное стремление к компетентному поведению в конфликтных ситуациях.)1. Финансовые вопросы.
- Определение дел и обязанностей, связанных с достижениемфинансового благополучия.)1. Досуг.
- Активность и инициативы в организации семейного отдыха.) Сексуальные отношения.
- Проявление различного рода активности в плане сексуальногоповедения- значимость секса в семье.)1. Родительство.
- Решение вопросов о необходимости иметь детей и распределением обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность.) Отношения с друзьями.
- Наличие верных и надежных друзей, способных быть «медиатором» для семьи- расширение круга хороших и интересных знакомств.)
- Распределение супружеских ролей.
- Принцип распределение ролей в семье — преимущественно традиционный (в соответствии с полом) или эгалитарный (почти все поровну).)1. Отношения с родителями.
- Служение опорой для стареющих родителей- степень их влияния на молодых супругов- обеспечение преемственности поколений- материальная помощь.)
- Приобретение определенного социального положения в обществе. (Стремление выйти из той социальной страты, к которой принадлежит родительская семья.)1. Автономность.
- Возможность сохранить свои увлечения- быть свободным от жесткого контроля со стороны членов семьи- быть хозяином своей судьбы.)1. Привязанность и любовь.
- Жить с любимым человеком, любить и быть любимым, чувствовать взаимную любовь и заботу.) Готовность к супружеству.
- Образец бланка для оценки объектов при проведении семантического дифференциала.
- Приятный (3) (2) () (0) () (2) (3) Неприятный
- Пассивный (3) (2) () (0) () (2) (3) Активный
- Большой (3) (2) () (0) () (2) (3) Маленький
- Светлый (3) (2) () (0) () (2) (3) Темный
- Расслабленный (3) (2) () (0) () (2) (3) Возбужденный
- Слабый (3) (2) () (0) () (2) (3) Сильный
- Безобразный (3) (2) () (0) () (2) (3) Красивый
- Быстрый (3) (2) () (0) () (2) (3) Медленный
- Тяжелый (3) (2) () (0) () (2) (3) Легкий
- Ласковый (3) (2) () (0) () (2) (3) Жестокий
- Холодный (3) (2) () (0) () (2) (3) Жаркий
- Тонкий (3) (2) () (0) () (2) (3) Толстый