Профессиональная идентичность молодого преподавателя вуза
Диссертация
В работе дана социально-психологическая характеристика социальной группы «преподаватели вуза», показана актуальность вопросов высшей школы, которые довольно остро обсуждается на совещаниях ректоров вузов, на специальных форумах в сети Internet. Обозначена специфика преподавателя вуза, детерминированная сложным строением его деятельности, в которой, кроме собственно педагогической, значительное… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения феномена профессиональной идентичности преподавателя вуза
- 1. 1. Проблема идентичности в социальных науках
- 1. 2. ПРОБЛЕМА ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1. 3. Профессиональная идентичность как объект психологического исследования
- 1. 4. Преподаватели вуза как социальная группа
- выводы по 1 главе
- Глава 2. Методологические основы социально-психологического исследования профессиональной идентичности преподавателя вуза
- 2. 1. Проблема парадигмы исследования социально-психологических феноменов
- 2. 2. Качественная и количественная стратегии в психологическом исследовании профессиональной идентичности
- Выводы по 2 главе
- Глава 3. Психологическое содержание профессиональной идентичности молодого преподавателя вуза
- 3. 1. Организация и методы эмпирического исследования
- 3. 2. Результаты исследования и их интерпретация
- 3. 3. Модель социально-психологического сопровождения профессионального роста молодых преподавателей вуза
- Выводы по 3 главе
Список литературы
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М. — Воронеж, 1999.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
- Абульханова-Славская К. А. Методологический аспект проблемы субъективного // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969, С. 317−347.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Агеев B.C., Толмасова А. К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара. «Бахрах» М., 2003, С. 624−638.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
- Антонова Н.В. Идентичность педагога и особенности его общения. Авто-реф. дисс. .к. п. н. М., 1996 а.
- Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996 б. № 1. С. 131−143
- Аринушкина Н.С. Об определении и типах идентичности // Мир психологии. 2004, № 2 (38). С. 48−53.
- О.Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
- П.Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
- Базаров Т.Ю., Кузьмина М. Ю. Процессы социальной идентичности в организациях // www.hr.cpt21 .ru/practicum/pub/teachers/31
- П.Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара. «Бахрах» М., 2003 г., С. 602−612.
- М.Барский Ф. И., Кутузова Д. А. Представления об идентичности в рамках нарративного подхода // Мир психологии. 2004, № 2 (38), С. 67−77.
- Батракова С.Н., Тамарин В. Э. Профессиональные ценности в структуре деятельности преподавателя высшей школы / В сб.: Психолого-педагогические проблемы подготовки специалиста. Ярославль, 1983.
- Белановский С.А. Глубокое интервью. М., 2001.
- Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Издательство Магистр, 1996. -272 с.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности //Мир психологии. № 3. 1999. С. 40−46.
- Бергер П.,. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
- Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
- Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1993.
- Богомолова Н.Н., Петровская J1.A. Групповая дискуссия // Социально-психологический климат коллектива. /Под ред. Ю. М. Жукова. М., 1981.
- Бондаренко Л.Ю. Изменения в структуре и социальном статусе преподавателей высшей школы // Социологические исследования. № 10, 2000 г., С. 125−127.
- Бондаренко О.Р. Психосемантические аспекты исследования образа учителя // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1986, № 1, С. 30−35.
- Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. — № 3 — С. 29−42.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
- Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии, № 6,1996, С. 25−40.
- Власова Ю.В., Белобрыкина О. А. К вопросу о профессиональном становлении и развитии личности психолога // Психология в вузе. 2004 г., № 2, С. 86−99.
- Воробьева Л.И., Снегирева Т. В. Психологический опыт личности: к обоснованию подхода // Вопросы психологии, 1980, № 2.
- Выготский JI.C. Исторический смысл психологического кризиса // JI.C. Выготский. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 386−389.
- Гараи JL, Кечке М Еще один кризис в психологии! // Вопросы философии, № 4,1997, С. 86−96.
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учеб. пособие. — Самара, 2000.
- Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: Учеб. пособие / А. С. Готлиб. М.: Флинта, 2005. — 24 л.
- Готлиб А.С. Основные черты качественного подхода в социологическом исследовании // www.sociologi.narod.ru/lib/Gl.htm
- Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. //Русский социологический форум. № 1−4. 2000. // www.sociology.ru/forum/ogl3−4-2000.html
- Градскова Ю.В. «Обычная советская женщина»: Обзор описаний идентичности. М., 1999.
- Данилова Е.Н., Ядов В. А. Нестабильная социальная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 27−30.
- Даудрих Н.И. Социальная идентичность: методический аспект // Социология: 4 М, 2000, № 12, С.77−95.
- Денисенко Т.А., Петруня О. Э. Кризис психологической науки и герменев-тикофеноменологическая разработка онтологии личности как условие его преодоления // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 1.2004, С. 54−73.
- Джерджен К. Движение социального конструкционизма в современной психологии // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М.: ИНИОН РАН, 1995.
- Джерджен К. Социальный конструкционизм: знание и практика. Сб. статей. Мн.: БГУ. 2003.
- Доценко E. J1. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М.: ЧеРо, 1997.-344 с.
- Дружилов С.А. Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. Спб., 2003, Вып. 52. — С. 40−46.
- Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: Институт психологии РАН, 1994.
- Ермолаева Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (статья первая) // Психологический журнал, 2001. том 22, № 4.
- Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал, 2001. Том 22, № 5.
- Есарева З.Ф. Взаимодействие научной и педагогической деятельности преподавателя университета. Автреф. дис. док. пед. наук. Л., 1975.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. М., 1974.
- Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Дис. канд. психол. наук. М., 2001.
- Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях. // Социология: 4 М, 1993−1994, № 3−4, С. 34−43.
- Иванова Н.Л. Психологическая структура социальной идентичности. Дис.. д-ра психол. наук. Ярославль, 2003.
- Иванова Н.Л. Социальная идентичность в различных социокультурных условиях // Вопросы психологии, 2000, № 4, С. 65−75
- Иванова H.JI. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004, том 25, № 1, С. 52−60
- Иванова H.JI. Эмпирическое исследование социальной идентичности // Социальная психология XXI века. Сборник статей международного конгресса. Ярославль, 2002.
- Иванова H.JI., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности / Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, МАПН: Ярославль, 2003 131 с.
- Илларионов С.Н. Восприятие образовательной среды субъектом как фактор формирования его психологической безопасности (На примере студентов вузов и курсантов ГПС МЧС России): Дис.. канд. психол. наук. Иваново, 2005 226 с.
- Исаев Е.И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального самосознания будущего педагога // Вопросы психологии, 2000, № 3.
- Исаева Т.Е. Отечественный и международный опыт оценки деятельности преподавателя высшей школы // Дискуссионный клуб «Преподаватель высшей школы: профессиональный потенциал, особенности занятости и трудовой мотивации» // www.ecsocmen.edu.ru
- Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 2000, № 2.
- Калитеевская Е. Супервидение. О профессиональном самосознании психотерапевта // Гештальт 96: Сб. матер. Московского Гештальт Ин-та за 1996.-С. 63−71.
- Каптерев А.И. Информационный анализ профессионального пространства /МГУК.- 1992.- 141 с.
- Каптерев А.И. Управление профессионально-интеллектуальным потенциалом современной организации: Монография.- М.- 2004.- 302 с.
- Карпей Ж., Ван Уре Б. Дидактические модели и проблемы обучающей дискуссии // Вопросы психологии. 1993, № 4.
- Качанов Ю.Л. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара. «Бахрах» М., 2003 г., С. 613−623.
- Кашапов М.М. Особенности профессионального педагогического мышления // Психология как профессия (исследователь, практик). Том 9, выпуск 3. М., 2002.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. СПб, 2000.
- Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.
- Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии, 2003, № 1,С. 76−79
- Кирьянова Е. «Культурный шок» или почему мы выбираем похожих сотрудников? // Управление персоналом, № 3,2000.
- Клюшкина О. Построение теории на основе качественных данных (из истории развития методологического направления) // Социологические исследования. М. 2000, № 10, С. 92−101
- Кокорев А.С., Николюкина Н. Б. Социальный портрет преподавателя высшей школы (на основе анализа вузов тамбовской области) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000, том 3, вып.1
- Колесников В.А., Колесникова Л. И., Петрова М. А. Основные положения концепции профессионального образования в иркутском государственном педагогическом колледже № 1. Иркутск: Изд-во ИПКРО, 2000. — 35 с.
- Кондаков И.В. Субъект в социокультурном пространстве своего осуществления // Субъект действия, взаимодействия, познания. Психологические, философские, социокультурные аспекты. М. Воронеж, 2001.
- Крылов В.Ю. Психосинергетика как возможная новая парадигма психологической науки // Психологический журнал. Т. 19, № 3,1998, С. 56−62.
- Кудрявцев Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии, 1983, № 2.
- Кузьмина М. Что такое идентичность: психологические теории и здравый смысл // www. cpt21.ru/pub/friends/l /print
- Кузьмина М.Ю. Социально-психологические факторы управленческой идентичности руководителя. Дис. канд. психол. наук. М., 2004.
- Кузьмина Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб, Рыбинск, 1993.
- Кумырина Ю.А. Социально-психологический компонент профессиональной идентичности студентов-юристов. Дисс. .канд. психол. н. Ярославль, 2005.
- Лавренко Н.Р. Субъективное отношение студентов психологического факультета с различными акцентуациями личности к образовательной среде. Автореферат дисс— канд. психол. наук. М., 2006.
- Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ. Издание второе, дополн. М., 1997.
- Левада Ю.А. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997, № 4, С. 7−12.
- Локалова Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования // Вопросы психологии, 2003, № 1.
- Лукина B.C. Исследование мотивации профессионального развития. // Вопросы психологии, 2000, № 5
- Люббе Г. 1994: Историческая идентичность //Вопросы философии. № 4. (http://www.philosophy.ru/library/vopros/36.html)
- Мазилов В.А. Методология психологической науки. Монография. Ярославль, 2003.
- Мазилова Г. Б. Динамика социальной идентичности личности в современном обществе. Автореферат дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 2006.
- Малахов B.C. Неудобства с идентичностью //Вопросы философии, 1998, № 2, С. 43−53.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркова О.Ю. Коммуникативное пространство вуза: субъекты, роли, отношения // Коммуникация и образование. Сборник статей. / Под ред. С. И. Дудника — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. —С. 345−364.
- Матушанский Г. У. К концептуальным основам системы непрерывного образования вузовских преподавателей // Alma mater. 2000. № 11.
- Матушанский Г. У., Цвенгер Ю. В. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе //Психологическая наука и образование. 2001. № 2.
- Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер. с англ. / Под ред. С. А. Белановского. М.: Институт Молодежи, 1991.
- Миненков Г. Концепт идентичности: перспективы определения. Часть 1, часть 2. // Сайт интеллектуального сообщества Беларуси (www.belintellectuals.com).
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М., 1994.
- Муратов В.В. Особенности развития идентичности в условиях социально-экономических преобразований // Мир психологии. 2004, № 2 (38), С.37−42
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М. Воронеж, 1997.
- Назаров В.И. Методологические аспекты изучения восприятия профессиональной среды // Социальный психолог. Выпуск 1. Ярославль, 2002. С. 57−62.
- Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005 — 416 е.: ил.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. — 392 с.
- Некоторые вопросы психологии ситуации: Методические указания / Сост. С.А. Трифонова- Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2000. 40 с.
- Никитаев В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования //Высшее образование в России, 1997, № 1.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 334 с.
- Ньюман JI. Анализ качественных данных // Социологические исследования. № 12,1998, С. 101−114.
- Ожигова JI.H. Тендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации. Автореферат. д-ра психол. наук. Краснодар, 2006.
- Основы педагогики и психологии высшей школы / Под. ред. А. В. Петровского, М., 1986.
- Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы пси-хологии.2000, № 1, С. 135−141.
- Павлов С.М. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов севера (на материале исследования младших школьников ханты, лесных ненцев). Автореферат. дисс. канд. психол. наук. М., 2001.
- Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и ее структурные особенности. М., 2001. (http://pavolga.narod.ru/identity.html)
- Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие для студентов и аспирантов. Ростов-на-Дону, 1998.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. М., 1989.
- Петровская J1.A. Организация и проведение групповой дискуссии. // Жуков Ю. М., Петровская J1.A., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990.
- Петровский А.В. Педагогическое взаимодействие: психологический аспект. М., 1990.
- Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии, 1991, № 1.
- Пидкасистый П.И., Фридман JI.M. Психолого-педагогический справочник преподавателя высшей школы. М., 1999.
- Писаренко Н.В. Коммуникативная идентичность студентов. Автореферат .канд. психол. наук. Томск, 2004.
- Пламмер К. Идентичность // Контексты современности-1: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Хрестоматия. /Сост. и общ. ред. С. А. Ерофеев. 2-е изд. доп. и перераб. Казань: Изд-во Казанского Ун-та, 2000, С. 121−124.
- Плугина М.И. Практическая психология для вузовского преподавателя // Психология как профессия (исследователь, практик). Том 9, выпуск 3, М., 2002.
- Поваренков Ю. П. Профессионализация и жизненный путь личности //Проблемы социальной психологии XXI столетия. Т. 2. Ярославль, 2001.- С. 259−272.
- Поваренков Ю.П. Психологическая концепция непрерывного педагогического образования. //www.yspu.yar.ru/vestnik/pedagokaipsichologiy
- Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.:УРАО, 2002.
- Поваренков Ю.П. Психология становления личности профессионала. Курск, 1991.
- Попова И.П. Маргинальность. Социологический анализ / И. П. Попова. -М., 1996.
- Последипломное образование: потребности, проблемы, тенденции. М., 1992.
- Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психолога-практика (психосемантический аспект) // Журнал практического психолога, 2002, № 6.
- Психология и новые идеалы научности: материалы «круглого стола» // Вопросы философии, № 5,1993, С. 3−42.
- Рогов М.Г., Иванов В. Г. Анализ трудностей преподавателей высшей технической школы в реализации профессионально-педагогических функций // Психология отношений: Материалы региональной научно-практической конференции. Владимир, 2001.
- Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999. 429 с.
- Рюмшина Л.И. Эмпирическое изучение стилей поведения педагогов // Вопросы психологии, 2000, № 1.
- Сахновская О.С. Профессиональная идентичность: быть или называться // www.psihoterapevty.ru
- Семенова В.В. Качественные методы в социологии // Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. С. 396 407.
- Скворцова Ю.В. Метакогнитивные компоненты педагогического мышления преподавателя высшей школы. Автореферат. канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
- Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна, 2005. -240 с.
- Слободчиков В.И. Анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии, 2000, № 2.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2001.
- Смирнова А.Г., Киселев И. Ю. Идентичность в меняющемся мире: Учеб. пособие / Науч.ред. проф. В.Е. Семенов- Ярославский гос. ун-т. Ярославль, 2002. 300 с.
- Собкин B.C., Писарский П. С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М., 1992.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
- Социальная идентификация личности 2 / Под ред. В. А. Ядова, М., 1994.
- Социальная идентификация личности / Под ред. В. А. Ядова, М., 1993.
- Стефаненко Т.Г. Социальная психология этнической идентичности. Дисс. д. психол. н. М.: МГУ, 1999.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
- Сушков И.Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера // Психологический журнал. 1993, № 3, С. 115−125.
- Толстова Ю.Н., Масленников Е. В. Качественная и количественная стратегии. Эмпирическое исследование как измерение в широком смысле // Социологические исследования. № 10, 2000 г., С. 101−109.
- Трифонова С.А. Некоторые вопросы психологии ситуации: Метод, указания / Сост. С.А. Трифонова- Ярославский гос. ун-т. Ярославль, 2000.-40 с.
- Трифонова С.А. Субъективная ситуация: содержание, формирование, способы построения. Дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 1999. -194 с.
- Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2002.
- Трубина Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности. Екатеринбург, 1995.
- Ульянов В.Ф. Социально-психологические факторы становления профессиональной идентичности офицера запаса. Дисс.. канд. психол. н. М&bdquo- 2004.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990
- Хамитова И.Ю. Развитие профессиональной идентичности консультанта // Журнал практической психологии и психоанализа. 2000, № 1.
- Хараш А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я» // Общение и развитие психики. М., 1986.
- Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопросы философии. 1994, № 10, С. 112−123.
- Чернов А.Ю. Конструкционизм: от теории к методу /Труды Ярославского методологического семинара. Том 3: Метод психологии. / Под ред. В. В. Новикова (гл. ред.), И. Н. Карицкого, В.в. Козлова, В.А. Мазило-ва. Ярославль: МАПН, 2005 а. — 448 е., С. 346−359.
- Чернов А.Ю. Психология конструктивизма: между позитивизмом и постмодернизмом // Философская теория и социальная практика: сб. статей. Волгоград: изд-во ВолГУ, 2005 б.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
- Шефер Б., Шредер Б. Социальная идентичность и групповое сознание//Психологический журнал, № 1, 1993.
- Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. — 544 с.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции // Мир психологии. 2001, № 1.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2001.
- Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Уч. пособие. М. Воронеж, 2004.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. /Под ред. B.C. Собкина— М.: Центр социологии образования РАО, 1998, ТIV, Вып. VI.-268 с.
- Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии, № 2,1999, С. 3−11.
- Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал, 1994, № 1, С.35−52.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности (программа проекта) // Социальная идентификация личности. /Под ред. В. А. Ядова. М.: Институт социологии РАН, 1993. С. 14.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара. «Бахрах» М., 2003, С. 589−601.
- Ядов В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: 4 М, 1991, № 1, С. 19−31
- Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: «Добросвет», 2001. -596 с.
- Янчук В.А. Методология, теория и метод в современной социальной психологии и персонологии: интегративно-эклектический подход: Монография. Минск: Бестпринт, 2000 — 414 с.
- Янчук В.А. Новые подходы в психологическом исследовании. Выбраныя навуковыя працы Беларускага дзяржаунага универатэта. У сям1 тамах. Том 1. Мн.: БДУ, 2001, С. 217−232.
- Яшина А.А. К вопросу о деятельности преподавателя вуза на начальном этапе карьеры // Вестник интегративной психологии. Выпуск 1(3), Ярославль, Москва, 2005 б. 247 с. — С. 237−239.
- Яшина А. А. Категория профессиональной идентичности в социальной психологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки» № 2. — 2007. — М.: Изд-во МГОУ. — С. 154−159.
- Яшина А. А. Осмысление проблемы метода в социально-психологическом исследовании //Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том II. -М.: Изд-во МГУ, 2006. 512 с. — С. 231−233.
- Benois J.-M. (ed.), L’identite. Seminaire interdisciplinaire dirige par Le vi-Strauuss. P. 1977.
- Brubaker R. and Cooper F. 'Beyond «Identity"', Theory and Society, Vol. 29 (1). 2000.
- Calhoun C. Critical Social Theory: Culture, History, and Challenge of Difference. Oxford- Cambridge: Blackwell.1995.
- Cerulo K. 'Identity Construction: New Issues, New Directions', Annual Review Sociology, 1997.
- Clark Carter D. Doing Quantitative research: From design to report. -Hove, East Sussex: Psychology Press, 1998. — 666 p.
- Denzin N. The Research Act in Sociology. London: Butterworth, 1970
- Freud S. The Future of one Illusion. N. Y., 1961.
- Friese H. 'Identity: Desire, Name and Difference', in Friese, H. (ed.). Identities: Time, Difference, and Boundary. New York: Berghahn Books. 2002.
- Gergen K. J. Social Psychology as History. Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 26,1973, No. 2, 309−320.
- Hannerz U. Scenarios for Peripheral Cultures //Anthony D. King (Ed.) Culture, Globalization and the World System. Contemporary Conditions for the Representation of Identity. L.: MacMillan, 1991.
- Heller A. Cultural, identity and society. Bonn, 2002.
- Jenkins R. Social Identity. London: Routledge. 1996.
- Melucci A. Challenging Codes: Collective Action in the Information Age. Cambridge, UK: Cambridge University Press. 1996
- Plummer K. Documents of Life. An Introduction to the Problems and Literature of a Humanistic Method. London: Unwin Hyman Ltd., 1990.
- Strauss A. Qualitative Analysis for Social Scientists. New York: Cambridge University Press, 1987.