Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Психология личности. 
Психология характера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что для изучения проблемы характера предпринято немало усилий, начиная с донаучных, наивных воззрений древних (Платона, Аристотеля и Теофраста) и до наших дней, в современных исследованиях, проблема характера по своей теоретической и практической значимости до сих пор остается одной из актуальнейших и труднейших в психологии. По замечанию А. Г. Асмолова, трудности на пути решения… Читать ещё >

Введение. Психология личности. Психология характера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема характера является одной из фундаментальных в психологии личности.

Несмотря на то, что для изучения проблемы характера предпринято немало усилий, начиная с донаучных, наивных воззрений древних (Платона, Аристотеля и Теофраста) и до наших дней, в современных исследованиях, проблема характера по своей теоретической и практической значимости до сих пор остается одной из актуальнейших и труднейших в психологии. По замечанию А. Г. Асмолова, трудности на пути решения данной проблемы обусловлены прежде всего ее принадлежностью к психологии личности. Наряду с богатством фундаментальных и экспериментальных исследований существует множество не пересекающихся друг с другом, а порой и непримиримых теорий и направлений, допускающих существование некой однопорядковой феноменологии в области изучения личности. Многообразие проявлений человеческой натуры, попытка их объяснения с позиции приверженности какой-либо одной, но своей школе и направлению, сделали трудным понимание феноменологии характера.

Характер как сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств индивида, не только выражает отношение человека к окружающему миру, но и формируется на основе этого отношения и проявляется в привычных формах поведения и деятельности. «Характер и есть социальный чекан личности. Он есть отвердевшее, откристаллизовавшееся поведение личности в борьбе за социальную позицию. Он есть отложение основной линии, лейтлинии жизни…» [70, С. 156]. В связи с этим, считает Л. С. Выготский, для понимания каждого психологического явления необходимо рассматривать характер не только в совокупности качеств, сложившихся в прошлом человека, но и ориентироваться на будущее. На что направлены поступки человека? Во что превратятся?

Новое время предъявляет иные требования к личности, к ее характерным чертам, к принятию или отвержению настоящего как реальности, к ценностным ориентациям. Постоянно меняющиеся социально-экономические условия требуют и новых форм поведения, часто не совпадающих с личным мировоззрением, установками.

Хотя характер — явление динамичное (Л. С. Выготский более склонен понимать его как состояние, нежели как статус), все же он обладает некоторой устойчивостью. И чем более акцентуирован характер, тем менее он пластичен, а значит акцентуированная личность обладает меньшим потенциалом адаптивных возможностей.

Трагичность настоящего заключается в том, что революционная смена социальных установок, кризис общественного сознания отражаются как явления, болезненные в личностном развитии. Смена «лейтлинии» жизни приводит к ломке динамического стереотипа, являющегося физиологической основой формирования характера. В одних случаях это активизирует компенсаторные возможности психики, способствуя интенсивному развитию психических функций, в том числе и черт характера, в других, когда резервных сил организма недостаточно, и компенсация не удалась, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность.

Изменившаяся политическая и социальная обстановка, возрастающая демократизация нашего общества привели и к позитивным переменам — возрастает спрос на психологическую культуру, являющуюся пространством для понимания людьми друг друга, правильных взаимоотношений и достижений успеха в деятельности. Демократичное общество терпимо к различиям, а значит, признает многообразие человеческих характеров как явление нормальное. Однако это в будущем. А сегодня?

В исследовании О. А. Ахвердовой (1998) установлено, что условия социальной нестабильности, а наша действительность именно таковой и является сегодня, способствуют увеличению количества крайних вариантов личностно-характерологической нормы в общей популяции под-ростков с тенденцией к негативным личностным и поведенческим проявлениям, но в рамках нормы. Обнаружена общая тенденция среди подростков с акцентуациями характера в постперестроечный период — увеличение количества подростков с признаками органической недостаточности мозга, нарастание психологической склонности к эмансипации и алкоголизации, увеличение процента подростков с субневротическими переживаниями в рамках пограничной психопатологии.

Сегодня, как никогда, назрела необходимость в изучении возможностей коррекции акцентуаций характера. До настоящего времени проблема акцентуаций характера была объектом внимания лишь психиатров и клинических психологов. Благодаря им феноменология характера богата реально осязаемыми описаниями характеров: конституционные психопатические личности П. Б. Ганнушкина (1998), акцентуированные личности К. Леонгарда (1989), подростковые акцентуации[1] А. Е. Личко (1997).

Однако уязвимость этого подхода в том, что клинические описания и типологии характера могут служить лишь основой для постановки диагноза.

Проблема формирования и оптимизации черт характера остается вне поля зрения клиницистов.

Однако надо заметить, что психологическому исследованию акцентуаций характера посвящено довольно много работ (А. П. Бизюк, 1976, Г. Л. Исурина, 1976, В. Ф. Десятников, 1989, Г. Р. Трофимов, В. Г. Козюля, 1981, Л. А. Кириллов, 1992, С. Н. Епифанцев, 1996, О. А. Ахвердова, 1998 и др.). Имеется некоторый опыт психологической коррекции делинквентного поведения акцентуантов (В. А. Мурзенко, 1979, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юзтицкий, 1982,1983,), исследованы возможности групповой психологической коррекции предневротических состояний у акцентуированных подростков и юношей (Р. В. Жяльвис, 1988).

Если до настоящего времени в основном изучались психологические особенности личности с акцентуациями характера: особенности самосознания (Л. А. Кириллов, 1992), акцентуации у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (В. И. Волович, 1997), акцентуации у высшего управленческого персонала (С. Н. Епифанцев, 1996), то в исследовании О. А. Ахвердовой (1998) впервые ставится вопрос о коррекции акцентуаций. Автор вслед за К. Леонгардом и А. Е. Личко, определяя акцентуации характера как крайний вариант психической и психологической нормы, впервые четко обозначает место акцентуаций характера в личностном континууме. На взгляд ученого, акцентуации граничат с конституциональным личностным радикалом (эпилептоидным, циклоидным и истерическим), представляющим собой конституционально-биологическую основу пограничной аномальной личности, которая, таким образом, занимает промежуточный диапазон между психологической нормой и патологической психопатической личностью.

В связи с таким пониманием акцентуаций характера исследователь предлагает разные организационные модели для достижения оптимального результата психолого-педагогической коррекции подростков с повышенным риском личностно-характерологической изменчивости от психической нормы в сторону диапазона пограничной аномальной личности и подростков с конституциональным личностным радикалом. Для первых предлагается триада «профессиональный психолог — педагог — психотерапевт», для вторых — «подростковый психиатр — клинический психолог — педагог».

Вместе с тем, исследователю не удалось прорваться сквозь парадигму клинициста. И здесь представление о характере в норме строится лишь как подобие модели характера в патологии. Отсюда и методы коррекции скорее медицинские нежели психолого-педагогические. Так, к примеру, на взгляд исследователя, эффективность психолого-педагогических коррекционных воздействий на подростков значительно возрастает, если они базируются на психофармакологических принципах ю личностной и поведенческой коррекции. Это и понятно, в работе внимание ученого сосредоточено в основном на решении проблем подростков с конституциональным личностным радикалом, являющимся основой пограничной аномальной личности. Коррекция же акцентуаций характера, как крайних проявлений нормы, в работе О. А. Ахвердовой специально не исследовалась.

По-прежнему за рамками обсуждения в науке вопрос о сущности акцентуаций, о механизмах их развития, о влиянии рефлексии на характер, о связи эффективности учебной деятельности с характерологическими особенностями личности. Только ответив на эти фундаментальные вопросы, можно решать задачу коррекции и профилактики акцентуаций, повышения эффективности учебной деятельности. Именно на эти вопросы мы искали ответ в нашем исследовании.

Перечисленные выше задачи как в зарубежной, так и в отечественной психологии, не разрешены на уровне разработки конкретных рекомендаций по управлению учебным процессом в вузе. В связи с этим тема научного исследования освещенная в монографии, является актуальной.

Конкретизация принципов системного подхода к изучению характера позволила нам выделить его структурные компоненты, раскрыть роль рефлексии в их взаимодействии, изучить динамику функционирования системы в целом и выяснить условия ее оптимизации и развития в целях построения приемов активизации и управления.

Опираясь на концепции характера Л. С. Выготского (1983), С. Л. Рубинштейна (1957, 1982), Г. А. Ковалева (1991), В. Н. Мясищева (1970, 1990), В. А. Крутецкого (1972), Н. Д. Левитова (1956, 1969), К. К. Платонова (1969, 1986), Ю. М. Орлова (1991, 1997), мы рассматривали характер в качестве инструментального проявления личности как субъекта деятельности и поведения.

Включаясь в разные подсистемы общества: семью, нацию, класс, коллектив, человек усваивает интегральные системные качества социальности. В отличие от черт личности, которые, являясь продуктом социализации, отражают нормативные аспекты поведения, черты характера формируются вследствие повторения определенных шаблонов поведения, образующих индивидуальный стиль, связанный с чувствами, эмоциями, способами психической защиты.

Стиль поведения и черты характера наиболее полно отражаются в крайностях их проявлений, что упрощает описание черт характера. В современной психологии это наилучшим образом отражается в концепции акцентуаций характера, развитой К. Леонгардом (1989).

В данном пособии мы соотнесли современное понимание акцентуаций характера с леонгардовским и свели число показателей акцентуаций к десяти, как это предлагал К. Леонгард: гипертимность, проективность, эмоцентричность, дистимность, невротичность, циклотимность, паранойяльность, ригидность, демонстративность (вытеснения).

«Какую пользу можно было бы извлечь из неумения разбираться в людях? Научитесь отличать львов от агнцев, иначе придется платить сполна.

Соблюдайте этот закон во всей полноте. У него нет оборотной стороны — даже не старайтесь найти такой случай".

Роберт Грин

  • [1] Под акцентуацией характера А. Е. Личко понимает чрезмерное усиление отдельных черт личности, при котором наблюдаются отклонения в психологии и поведениичеловека, граничащие с патологией, однако не выходящие за пределы нормы. Акцентуация, на взгляд А. Е. Личко, возникает как временное нарушение адаптации. К. Леонгардполагает, что «Акцентуация — это, в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние… При большой выраженности они откладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретатьпатологический характер, разрушая структуру личности».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой